Строфа

Виды строф в мировой поэзии

Можно выделить несколько типов строф в зависимости от их происхождения:

  1. Античная строфика:
    1. по привязке к именам древних поэтов: Алкеева строфа, Сапфическая строфа, Асклепиадова строфа;
    2. по названию стихов: ионическая, дорийская, ямбэлегическая строфа.
  2. Европейская строфика:
    1. по привязке к поэтическому наследию знаменитых поэтов: нибелунгова строфа, терцины («Божественная комедия» Данте), секстины (Петрарка), катрены (П.Верлен), «спенсерова строфа» — девятистишие, схема построения которого была предложена английским поэтом Э.Спенсером.
    2. по жанру и назначению: моностихи, хоральные бар-формы, секвенции, канцоны, мадригалы, сонеты, рондо, триолеты.
  3. Восточная строфика: газелла, касида, рубаи, хокку (хайку), танка и другие.

Три типа строфики не существуют изолировано.

К примеру, европеец Ф.Г.Лорка облекал свои лирические шедевры в форму газелл, а жанр сонета распространился по всем уголкам света, обретя множество причудливых разновидностей («перевёрнутый сонет», «сонет на ножке» и другие).

Русская строфика

Преобладающим направлением русской лирики стала рифмованная поэзия. Так как одним из её источников был фольклор, успешно прижилась в России форма двустишия.

Её можно встретить как в произведениях авторов 18–19 веков (Дмитриева, Державина, Крылова, Пушкина, Лермонтова, Кольцова), так и в творчестве поэтов 20 столетия (Блок, Есенин, Клюев, Ахматова, Цветаева, Мандельштам).

Самой распространённой формой русского стихосложения стало четверостишие. Чуть реже встречаются терцины и пятистишия.

Такая форма, как семистишие, может считаться экзотической (пример – стихотворение Лермонтова «Бородино»). Восьмистишие (или октава) закрепилось в русской поэзии благодаря Пушкину, который написал октавами целую поэму («Домик в Коломне»).

Пушкину также принадлежит собственное русское явление мировой строфики – «онегинская строфа».

Как и сонет, эта форма состоит из 14 строк, но имеет особую схему рифм, сочетающую все три способа рифмовки: АБАБ ВВГГ ДЕЕД ЗЗ. Игривая и лёгкая строфа легла в основу стихотворного романа «Евгений Онегин», придав ему чёткую ритмическую организацию, сюжетную динамику и оригинальность звучания.

Общая характеристика

Изначально, в классической трагедии, строфой называлась песнь хора, исполнявшаяся при его движении слева направо до разворота (отсюда название); впоследствии система из двух и более строк стихотворного текста («стихов»), в которой стихи располагаются в заданной последовательности; каждое повторение такой последовательности является новой строфой.

Роль строфы в ритмическом строении текста аналогична роли предложения в синтаксическом строении текста; деление текста на строфы предполагает логические паузы, поэтому строфическое и синтаксическое членение текста как правило совпадают. Однако, хотя строфа тяготеет к синтаксической законченности, разложение фразы на разные строфы часто имеет особую выразительную силу; напр. Informis hiemes reducit // Juppiter, idem /// summovet (Horatius, Carmina II 10, 15—17), где Juppiter, idem и summovet разделяются и т. о. подчёркиваются (в современном стихосложении явление получило название «строфический анжамбеман»).

В рифмованном стихосложении наиболее простым и распространённым способом соединения стихов в строфу становится соединение их рифмой, которая своими созвучиями организует стихи в строфические группы. Поэтому элементарные схемы рифмовки являются одновременно простейшими типами строфы. Так, парная рифмовка (AA BB CC и т. д.) даёт кратчайшую из возможных строф — двустишие. Двустишие при правильном чередовании женских и мужских рифм может превращаться в четверостишие. Перекрёстное (ABAB CDCD и т. д.) и опоясывающее (ABBA CDDC и т. д.) представляют собой два основных вида четверостишия.

Соединение в различных комбинациях простейших видов строфы даёт множество сложных строф. Например, сочетание двустишия с четверостишием составляет строфу из шести стихов: CC ABAB или ABAB CC, или CC ABBA или ABBA CC. Из соединений двух четверостиший различных типов получается восьмистишие и т. д.

Соединение стихов посредством рифм является наиболее распространённым, но далеко не единственным способом построения строфы. В белом (нерифмованном) стихе строфа создаётся при помощи сочетания в определённом порядке стихов с различными клаузулами (окончаниями) — чаще всего женских с мужскими. Строфические виды могут быть также получены посредством введения в строфу укороченных и удлинённых стихов. Принципы построения строфы могут комбинироваться друг с другом; многие строфы, например, допускают удвоение посредством прибавления строфы с обратным («зеркальным») строением рифмы.

В жанрах песенной, главным образом народной лирики конструкция строфы, при отсутствии всяких других внешних структурных признаков, иногда создаётся только посредством синтаксического параллелизма. Такое построение строфы тем более примечательно, что, как правило, в «литературных» стиховых формах синтаксис от строфики в определённой степени независим (имеет место расхождение границ строфы с синтаксическим членением текста, то есть строфический анжамбеман).

Мировая поэзия накопила огромное количество твёрдых строфических форм. Богатейшим источником строфических форм, которые позднее постоянно разрабатывались в лирике европейских народов, является античная поэзия. Отсюда широкоизвестны названия строф античной поэзии, связанные с именами поэтов, которые впервые их применяли (например, Алкеева строфа, Сапфическая строфа, Асклепиадова строфа), или по названию стихов, из которых строфа состоит (например, ионическая строфа, ямбэлегическая строфа).

Определение – что это такое

Слово «строфа́» происходит от греческого «поворот». Как термин оно стало употребляться в античности и прекрасно сохранилось до наших дней. Правда, в Древней Греции этим названием обозначали песнь хора, которая исполнялась во время движения хористов по сцене.

Когда хор завершал ход в одну сторону и поворачивал в обратном направлении, одна строфа заканчивалась и начиналась другая. Позже так стали называть чередующиеся парные сочетания рифмующихся строк (стихов).

В современном понимании строфа — это часть стихотворного текста, повторяющееся с определённой периодичностью сочетание стихотворных строк, связанных ритмико-интонационным строем, а в рифмованном стихотворении — и способом рифмовки.

По своим функциям строфа в поэзии напоминает абзац в прозе.

Тот, кто задастся вопросом «Строфа – это сколько строк?», не получит однозначного ответа.

Наиболее привычной формой строфы для русскоязычного читателя является четверостишие. Также существуют дву- , трёх- , пяти- , шести- , семи- , восьми- , девяти- , десятистишия и другие разновидности строф, о которых поговорим дальше.

Строфа и рифма

В рифмованных стихах выделить строфу проще, чем в нерифмованных.

На письме расстояния между строфами чаще всего обозначены пробелами (пустыми строками).

Но если автор или издатель забыли это сделать, «опознать» строфическую единицу можно самостоятельно.

Самый простой вид строфы – двустишие. Его образуют две строки с парной рифмовкой. Схема такой рифмовки: АА.

Сочетание двух двустиший – это уже четверостишие. В зависимости от использованных поэтом рифм, оно выстраивается по одной из схем:

  1. ААББ – парная;
  2. АБАБ – перекрёстная;
  3. АББА – опоясывающая (кольцевая)

Далее при усложнённом сочетании рифмующихся строк появляются шестистишия с возможным расположением рифм: АБАБВВ, АБВАБВ, ААББВВ, АББАВВ, ВВАББА и так далее.

Наконец, вершиной виртуозности можно считать октаву: восемь поэтических строк, зарифмованных по схеме: АБАБАБВВ.

В нерифмованных стихах строфы отделяются друг от друга по принципу чередования мужских и женских окончаний в словах.

В фольклорных текстах главным принципом стихотворной организации выступает синтаксический параллелизм – такой приём, когда предложения выстроены по одной схеме и иллюстрируют уподобление одного явления другому на основе их противопоставления:

«То не ветер ветку клонит, Не дубравушка шумит, — То моё сердечко стонет, Как осенний лист дрожит…»

Строфа в русском стихосложении

Античная строфа неоднократно воспроизводилась и в русском стихосложении (в силу принципиального отличия античного квантитативного стихосложения от русского силлабо-тонического, чаще неточно). Меньшую роль в русской поэзии сыграла восточная поэзия, из которой в сравнительно недавнее время были предприняты попытки заимствования некоторых форм (например, персидское четверостишие, т. н. рубаи). Из богатого строфического наследия романских народов русскому читателю более знакомы такие твёрдые формы, как терцина, триолет, секстина, октава, сонет, рондо и др.

  • Из числа строф, воспринятых русским стихосложением, в первую очередь следует отметить т. н. александрийский стих: заимствованное у французов двустишие, которое в русской поэзии XVIII века стало обязательной формой классической трагедии и героической поэмы. Другие типы двустиший употреблялись чаще всего в жанре романса, а также в эпиграммах, надписях и т. п.
  • Трёхстишия простейшего вида (с одной рифмой, проходящей через все три стиха) в русском стихосложении встречаются редко. Намного более популярной оказалась терцина, что обусловлено многочисленными переводами из «Божественной комедии» Данте.
  • Четверостишие — в русском стихосложении самая распространённая из всех строф. В текстах большинства русских поэтов такая строфа численно едва ли не преобладает над всеми другими. Помимо четверостиший, построенных по основным схемам рифмовки, значительное распространение получило четверостишие с холостыми (нерифмованными) нечётными стихами и рифмованными чётными. Следует отметить т. н. «балладную» строфу, ставшую популярной со времён Жуковского.
  • Пятистишие в русском стихосложении встречается обычно в виде лимерика.
  • Строфа из шести стихов, помимо секстины, имеет несколько популярных схем, представляющих различные комбинации трёх рифм. Среди них — простейший вид шестистишия с парной рифмовкой (напр. «Три пальмы» Лермонтова) и шестистишие типа AAB CCB (например, «Усы» Пушкина).
  • Семистишие, так же как и большинство других строф, состоящих из нечётного числа стихов, в русском стихосложении употребляется редко. Образец типа AAB CCCB, применён М. Ю. Лермонтовым в стихотворении «Бородино».
  • Восьмистишие в русском стихосложении встречается часто. Обыкновенно оно представляет собой ту или иную комбинацию двух четверостиший. К т. н. «твёрдым формам» итальянского происхождения принадлежат сицилиана и получившая большое распространение октава, которой написаны такие произведения, как «Освобождённый Иерусалим» Тассо, «Лузиады» Камоэнса, «Дон-Жуан» Байрона. В русском стихосложении использованию октавы много содействовал Степан Шевырёв, а всеобщее признание строфа получила после того, как появилась поэма А. С. Пушкина «Домик в Коломне».
  • Одной из вариаций девятистишия является т. н. «спенсерова строфа», введённая английским поэтом Эдмундом Спенсером. Она состоит из восьми стихов пятистопного и одного шестистопного ямба с тремя рифмами, расположенными по схеме ABAB BCBCC. Значительного распространения, так же как и другие формы девятистиший, спенсерова строфа не имела.
  • Из числа строф, состоящих из десяти стихов, заслуживает упоминания популярное в XVIII веке десятистишие классической оды. Оно писалось четырёхстопным ямбом с рифмовкой по схеме ABAB CCD CCD (примеры встречаются в одах Михаила Ломоносова).
  • Строфы, превышающие десять стихов, в русском стихосложении встречаются редко. Особое значение в русской поэзии получила строфа из 14 стихов, применённая Пушкиным в стихотворном романе «Евгений Онегин» и получившая название «онегинской строфы»: она строится по схеме AbAb CCdd EffE gg (прописными буквами обозначены женские рифмы).

Строфы большего объёма малоупотребительны и, как правило, последовательно через всё произведение не проводятся. Поэтому их целесообразнее рассматривать как свободные структурные единицы, приближающиеся по своему значению к роли глав или песен в композиции больших стихотворных форм.

Характеристика строф

Строфы имеют ряд признаков:

Основные:

  • Не меняющееся количество строк.
  • Графическая обособленность, то есть формат абзаца.
  • Завершенность мысли.
  • Интонационная и синтаксическая законченность.

Строфа

Второстепенные:

  • Неизменный порядок стихов (строк) определенной длины.
  • Постоянный порядок рифм или стиховых окончаний.

В школе все читали и заучивали множество стихотворений и отрывков более крупных произведений: баллады, оды, романы в стихах, поэмы в стихах

Обращается внимание, что все произведения имеет разный ритм – это зависит от того, какая строфа присуща конкретному произведению. Наиболее известные такие виды строф:

Простые:

  • Двустишие – строфа из двух стихов (виршей). Иногда две строчки образуют абзац, иногда – разделяются только рифмовкой. Иногда двустишие используют как эпиграф к произведению. Иногда это афоризм какого-либо известного человека, высказывание мудреца.
  • Трех-, четырехстишие

Сложные:

  • пяти-, шести-, семи-, восьми-, девяти-, десятистишие – характеризуются четким количеством строф из указанного количества стихов (рифмованных строк).
  • Онегинская строфа – четырнадцатистишие, созданное А.С.Пушкиным: практически все строфы имеют размер в четырнадцать строк, но каждая может быть разделена на три четверостишия и замыкающее двустишие.
  • Балладная строфа характеризуется разной длиной строк: четные строки несколько короче нечётных.
  • Сонет – произошло от слова «песенка» и такое произведение твердой формы состоит из трех четверостиший и замыкающего двустишия. Очень популярна в поэзии романтиков, характерно для эпохи Возрождения, барокко.
  • Астрофизм характеризуется отсутствием симметричного деления на строфы. Классический пример – «Айболит» К.Чуковского.

Количество слогов в каждой строке строфы, а так же ударения на одинаковых слогах создает ритм всего произведения. Такой ритм обозначают латинскими буквами А, В, С,D. Например, классическое двустишие можно записать так: АА, ВВ, СС. Правильное чередование мужских и женских окончаний, превращает стихотворение в четверостишие:

  • Иксообразное АВАВ, СDСD.
  • Опоясывающая АВВА, СDDС.

Строфа

Разные сочетания и объединения простых строф в результате дают сложные строфы. В любом случае строфа остается завершенным по смыслу отрывком. И если смысл не укладывается в одну строфу, то ее соединяют с другой.           

Стихотворный размер

Схема, по которой строится стихотворная строка. Различают размеры по количеству слогов в одной стопе и количеству стоп в строке. Если количество стоп в стихе не регламентируется, то число слогов, ударных/безударных, объединенных в стопу, – главный критерий для определения стихотворного размера. Для удобства обозначим ударный слог – У, а безударный – б.

Все схемы размеров делят на дву- и трехсложные (по количеству слогов):

Двусложный размер

Двухсложные – в стопе только 2 слога – хорей и ямб у первого ударение на первом слоге, у второго – на втором. То есть, схема хорея – это Уб/, а ямба – бУ/.

  1. Первый пример – В гостИной встрЕча нОвых лИц – бУ/бУ/бУ/бУ – четырехстопный ямб.
  2. Второй пример из таблицы – ТЕрек вОет, дИк и злОбен – Уб/Уб/Уб/Уб – четырехстопный хорей, так как в строчке 4 стопы.

Трехсложный размер

Трехсложных размеров три:

  • дактиль – Убб (КтО бы ни звАл – не хо чУ – Убб/Убб/У);
  • амфибрахий – бУб/ (обхОдит владЕнья своИ – бУб/бУб/бУ);
  • анапест – ббУ/ (одинОкая жИзнь не милА – ббУ/ббУ/ббУ).

Интересно! Способ отличить и запомнить стихотворные размеры от литературоведа А. Илюшина:

  • Хорей: ВАня-ВАн-ВАн-ВАн
  • Ямб: ИвАн-ИвАн-ИвАн-ИвАн
  • Дактиль: ВАнечка-ВАнечка-ВАнечка-ВАнечка
  • Амфибрахий: ВанЮша-ВанЮша-ВанЮша-ВанЮша
  • Анапест: ИоАнн-ИоАнн-ИоАнн-ИоАнн

Достаточно проскандировать стихотворную строчку, как футбольную кричалку, и сравнить, на какой вариант ложится стих.

Смотри также:

  • Проза и поэзия
  • Язык художественного произведения
  • Содержание и форма. Поэтика

Что такое строфа?

Ритмической основой всего стихотворения, не зависимо от его размера, является строфа. Древние греки воспевали нежные чувства, сложные отношения между людьми, грандиозные  победы и именно тогда начитается история строф и появляется первое определение: строфа обозначает сочетание строк в стихотворной форме, объединенных единой интонацией. Именно строфа определяет ритм всего произведения, а рифма соединяет слова в приятные для слуха стихотворения.

Современные словари дают несколько определений, но в основе всех стоит понятие со времён Средневековья: строфа – это группа стихов, которые являются единицей деления стихотворного произведения. Как правило, размер строф в каждом конкретном стихотворении одинакова, но есть и астрофические примеры произведений: поэма А.Блока «Двенадцать». А знаменитый «Евгений Онегин» дал жизнь знаменитой онегинской строфе А.А.Пушкина.

Строфа в русском стихосложении

Античная строфа неоднократно воспроизводилась и в русском стихосложении (в силу принципиального отличия античного квантитативного стихосложения от русского силлабо-тонического, чаще неточно). Меньшую роль в русской поэзии сыграла восточная поэзия, из которой в сравнительно недавнее время были предприняты попытки заимствования некоторых форм (например, персидское четверостишие, т. н. рубаи). Из богатого строфического наследия романских народов русскому читателю более знакомы такие твёрдые формы, как терцина, триолет, секстина, октава, сонет, рондо и др.

  • Из числа строф, воспринятых русским стихосложением, в первую очередь следует отметить т. н. александрийский стих: заимствованное у французов двустишие, которое в русской поэзии XVIII века стало обязательной формой классической трагедии и героической поэмы. Другие типы двустиший употреблялись чаще всего в жанре романса, а также в эпиграммах, надписях и т. п.
  • Трёхстишия простейшего вида (с одной рифмой, проходящей через все три стиха) в русском стихосложении встречаются редко. Намного более популярной оказалась терцина, что обусловлено многочисленными переводами из «Божественной комедии» Данте.
  • Четверостишие — в русском стихосложении самая распространённая из всех строф. В текстах большинства русских поэтов такая строфа численно едва ли не преобладает над всеми другими. Помимо четверостиший, построенных по основным схемам рифмовки, значительное распространение получило четверостишие с холостыми (нерифмованными) нечётными стихами и рифмованными чётными. Следует отметить т. н. «балладную» строфу, ставшую популярной со времён Жуковского.
  • Пятистишие в русском стихосложении встречается обычно в виде лимерика.
  • Строфа из шести стихов, помимо секстины, имеет несколько популярных схем, представляющих различные комбинации трёх рифм. Среди них — простейший вид шестистишия с парной рифмовкой (напр. «Три пальмы» Лермонтова) и шестистишие типа AAB CCB (например, «Усы» Пушкина).
  • Семистишие, так же как и большинство других строф, состоящих из нечётного числа стихов, в русском стихосложении употребляется редко. Образец типа AAB CCCB, применён М. Ю. Лермонтовым в стихотворении «Бородино».
  • Восьмистишие в русском стихосложении встречается часто. Обыкновенно оно представляет собой ту или иную комбинацию двух четверостиший. К т. н. «твёрдым формам» итальянского происхождения принадлежат сицилиана и получившая большое распространение октава, которой написаны такие произведения, как «Освобождённый Иерусалим» Тассо, «Лузиады» Камоэнса, «Дон-Жуан» Байрона. В русском стихосложении использованию октавы много содействовал Степан Шевырёв, а всеобщее признание строфа получила после того, как появилась поэма А. С. Пушкина «Домик в Коломне».
  • Одной из вариаций девятистишия является т. н. «спенсерова строфа», введённая английским поэтом Эдмундом Спенсером. Она состоит из восьми стихов пятистопного и одного шестистопного ямба с тремя рифмами, расположенными по схеме ABAB BCBCC. Значительного распространения, так же как и другие формы девятистиший, спенсерова строфа не имела.
  • Из числа строф, состоящих из десяти стихов, заслуживает упоминания популярное в XVIII веке десятистишие классической оды. Оно писалось четырёхстопным ямбом с рифмовкой по схеме ABAB CCD CCD (примеры встречаются в одах Михаила Ломоносова).
  • Строфы, превышающие десять стихов, в русском стихосложении встречаются редко. Особое значение в русской поэзии получила строфа из 14 стихов, применённая Пушкиным в стихотворном романе «Евгений Онегин» и получившая название «онегинской строфы»: она строится по схеме AbAb CCdd EffE gg (прописными буквами обозначены женские рифмы).

Строфы большего объёма малоупотребительны и, как правило, последовательно через всё произведение не проводятся. Поэтому их целесообразнее рассматривать как свободные структурные единицы, приближающиеся по своему значению к роли глав или песен в композиции больших стихотворных форм.

Виды строф

Среди строф выделяют:

  • двустишие,
  • трехстишие (Терцет),
  • четверостишие (Катрен),
  • пятистишие,
  • шестистишие (Секстина),
  • семистишие (Септет),
  • восьмистишие (Октава),
  • девятистишие,
  • десятистишие,
  • онегинская строфа, (сонет).

В скобках указаны твердые формы. Твердая форма (каноническая) — совокупность устойчивых характеристик, объединяющих стихотворение/текст.

Строфа, состоящая из двух строк.

Ночь дана, чтоб думать и курить и сквозь дым с тобою говорить.

В. Набоков

Трехстишие

Строфа, состоящая из трех строк. Твердая форма — терцет. Способ рифмовки терцета: ААА

Тончайший звук, откуда ты со мной?Ты создан птицей? Женщиной? Струной?Быть может, солнцем? Или тишиной?

К.Бальмонт

Четверостишие

Строфа, состоящая из четырех строк. Твердая форма — катрен. Способ рифмовки катрена: ААББ, АБАБ, АББА.

Способ рифмовки четверостишия может быть различным.

А наши судьбы, помыслы и слава,мечты, надежды, радость и беда —сейчас еще расплавленная лава,текущая в грядущие года.

М.Алигер

Пятистишие

Строфа, состоящая из пяти строк.

Земля, я неземной, но я с тобою скованНа много долгих дней, на бездну быстрых лет.Зеленый твой простор мечтою облюбован,Земною красотой я сладко заколдован,Ты мне позволила, чтоб жил я как поэт.

К.Бальмонт

Шестистишие

Строфа, состоящая из шести строк. Из классических форм известна секстина. Способ рифмовки секстины: АВАВАВ

Способ рифмовки шестистишия может быть различным.

Хочу я жизнь понять всерьез:наклон колосьев и берез,хочу почувствовать их вес,и что их тянет в синь небес,чтобы строка была верна,как возрождение зерна.

Н.Асеев

Семистишие

Строфа, состоящая из семи строк. Твердая форма — септет. Имеет две или три рифмы.

О, горе мне! Они тебя сожгли…О, встреча, что разлуки тяжелее!..Здесь был фонтан, высокие аллеи,Громада парка древнего вдали,Заря была себя самой алее,В апреле запах прели и земли,И первый поцелуй…

А. Ахматова

Восьмистишие

Строфа, состоящая из восьми строк. Наиболее распространенная форма восьмистишия – октава . Способ рифмовки октавы: АБАБАБВВ

Способ рифмовки восьмистишия может быть различным.

Славься, великая,многоязыкая,братских советскихнародов семья.Стой, окруженная,вооруженнаядревней твердынейседого Кремля!

Н.Асеев

Девятистишие

Строфа, состоящая их девяти строк.

Способ рифмовки: может быть различным.

Дайте мне дворец высокой И кругом зеленый сад, Чтоб в тени его широкой Зрел янтарный виноград; Чтоб фонтан не умолкая В зале мраморном журчал И меня б в мечтаньях рая, Хладной пылью орошая, Усыплял и пробуждал…

М. Лермонтов

Десятистишие

Строфа, состоящая из десяти строк. Распространена твердая форма десятистишия — одическая строфа, которой написаны оды. Способ рифмовки од: АБАБ ВВ ГДДГ

Способ рифмовки неторжественных десятистиший может быть различным.

И вы, далекие потомки,
когда оглянетесь назад,
поймете ль, жмурясь от сполоха,
пронзающего толщу тьмы,
что это светит та эпоха,
которую творили мы.
Что это бьет источник света
из сердца каждого из нас,
откуда первая ракета
взлетела в космос в первый раз.

М.Алигер

Онегинская строфа

Онегинской строфой написан роман в стихах А. Пушкина «Евгений Онегин».

Мы все учились понемногуЧему-нибудь и как-нибудь,Так воспитаньем, слава богу,У нас немудрено блеснуть.Онегин был по мненью многих(Судей решительных и строгих)Ученый малый, но педант:Имел он счастливый талантБез принужденья в разговореКоснуться до всего слегка,С ученым видом знатокаХранить молчанье в важном спореИ возбуждать улыбку дамОгнем нежданных эпиграмм

Сонет

Сонет – стихотворение твердой формы, в котором строфа состоит из 14 строк.

Суровый Дант не презирал сонета;В нем жар любви Петрарка изливал;Игру его любил творец Макбета;Им скорбну мысль Камоэнс облекал.

И в наши дни пленяет он поэта:Вордсворт его орудием избрал,Когда вдали от суетного светаПрироды он рисует идеал.

Под сенью гор Тавриды отдаленнойПевец Литвы в размер его стесненныйСвои мечты мгновенно заключал.

У нас еще его не знали девы,Как для него уж Дельвиг забывалГекзаметра священные напевы.

А.Пушкин