Что такое стерео? его развитие и способы воспроизведения

Что нужно для домашней стереосистемы?

Домашняя стереосистема может быть предварительно упакована или собрана из отдельных компонентов, со следующими основными характеристиками:

  • Усилитель или приемник стерео: служит «концентратором» для подключения и управления источниками контента и динамиками.
  • Динамики: для стереосистемы требуются два динамика: один для левого канала, а другой для правого.
  • Источник(и): Источники обеспечивают доступ к музыкальному контенту. Системы со встроенным усилителем, источники являются внешними и должны быть подключены. Если в системе есть приемник, он будет иметь встроенный тюнер и, в некоторых случаях, Bluetooth или потоковую передачу по интернету, но необходимо подключить другие источники,

Важная информация при выборе системы

Прежде чем смотреть в свой кошелек, подумайте о следующем:

  • Критическое или случайное прослушивание: будь то критический или случайный слушатель, попробуйте демонстрацию системы или компонентов, которые вы рассматриваете. Если это не звучит хорошо у продавца, это не будет звучать хорошо дома.
  • Маленькая или большая комната: если у вас небольшая комната, может подойти компактная система. Если у вас большая комната, убедитесь, что ваш выбор может наполнить комнату приятным звуком.
  • Музыка против ТВ/прослушивания фильмов: если вы хотите использовать стереосистему для ТВ и звука фильмов в дополнение к прослушиванию музыки, рассмотрите систему, которая позволила вам подключить сабвуфер и обеспечивает сквозные соединения для видео.

Если вы в первую очередь зрители ТВ/фильмов и слушаете музыку только случайно, рассмотрите звуковую панель или ресивер домашнего кинотеатра и набор динамиков объемного звучания.

Различия способов звукозаписи

Для начала рассмотрим главное понятие в этой области. В акустике под звуком понимают механические колебания в различных средах и то, как они воспринимаются животными или людьми. То есть это все, что слышат наши уши.

Под моно понимается такой метод звукозаписи, при котором все колебания наносятся на носитель информации одной дорожкой и одним микрофоном. Если говорить проще, то это похоже на восприятие звука одним ухом. В данном случае не чувствуется так называемой «звуковой панорамы», все слышится в одной плоскости. Этот метод использовался повсеместно вплоть до 50-х годов прошлого века из-за технической сложности воплощения записи каждого отдельного инструмента и совмещения полученного результата в одну дорожку. При этом данный способ записи дешевле иных и позволяет фонографировать при помощи лишь одного микрофона, поэтому его до сих пор применяют в различных сферах деятельности. Например, в радиовещании.

Что такое стерео? его развитие и способы воспроизведения

В отличие от моно, стерео позволяет использовать запись с двух и более микрофонов, что дает ощущение полного присутствия при прослушивании. Есть и другой способ получить данный эффект, для которого применяется специальный аппаратный инструмент, называемый микшером. В этом случае эффект погружения достигается за счет разнесения по разным каналам монофонических записей. Изначально использовался первый способ достижения стерео, но из-за сложности подобной звукозаписи, с начала 60-х годов прошлого века повсеместно стали применять микшерный метод, также называемый псевдостерео.

Квадрофония

Квадрофония (от лат. quattuor — четыре и др.-греч. φωνή — звук) — разновидность стереофонии, в которой используются 4 независимых канала. В отличие от двуканального стереозвука, образующего панораму перед слушателем, квадрозвук предназначен окружить слушателя с 4 сторон и создать ощущение его присутствия «внутри звука». Квадродинамики, как и микрофоны, располагают по углам комнаты, но возможны и другие расположения, например по центру стен. Квадро имело ограниченный успех в 60—80-x годаx прошлого века, но коммерчески не состоялось прежде всего из-за стоимости аппаратуры, а также, как следствие, малого спроса на многоканальные носители звука. Сегодня интерес к квадро возрождается, благодаря распространённости форматов многоканального звука (5.1).

  • 5.1
  • Dolby Digital

История звукозаписи

Первопроходцем в области нанесения звука на носитель является Томас Эдисон. Он изобрел аппарат, который был способен с помощью иглы записывать механические колебания на фольгу и воспроизводить полученный результат. Данный агрегат называли фонографом. Это изобретение послужило огромным толчком для монозаписи, так как что такое стерео, на тот момент не знал никто.

Что такое стерео? его развитие и способы воспроизведения

До фонографов использовались механические музыкальные инструменты. Они умели воспроизводить мелодии, но имели большие ограничения: инструменты были не способны записывать посторонние звуки, такие как человеческий голос. Эти изобретения могли «читать» звуки, записанные на различного рода предметы. Так музыку записывали на дерево, бумагу и даже металлические пластины.

Механизм механических изобретений приводился в действие в основном с помощью человеческих рук, но также для этого могли быть использованы сторонние способы: электричество, песок, вода и т.д.

На смену таким музыкальным инструментам пришла механическая запись.

Первым изобретением в этой области считается фоноавтограф, который является экспериментальным устройством, не способным воспроизводить сделанную запись. Решить же данную проблему удалось только в конце XIX века Т. Эдисону со своим упомянутым выше изобретением.

Развитие формата стерео

Впервые принцип стереофонии на практике был осуществлён в 1881 году в Париже Клементом Адером. На сцене Парижской Оперы Адер расположил ряд телефонных трансляторов, сигнал от которых по проводам шёл в кабины Парижской электрической выставки. Посетители кабин могли услышать концерт в прямой трансляции через две телефонные трубки (для каждого уха).

Впоследствии наладился коммерческий выпуск двухканальных телефонов: в 1890—1932 гг. во Франции под названием «Théâtrophone», в 1895—1925 гг. в Великобритании под названием «Electrophone»; массового распространения они не имели.

В звукозаписи первые пробы в стерефонии проводились в начале 1930-х гг. Большой вклад в развитие стереофонии внесли изобретения английского инженера Алана Блюмлейна. Его стереопара микрофонов («пара Блюмлейна») по сей день находит применение в практике звукозаписи. Она состоит из двух близко расположенных двунаправленных микрофонов, сориентированных под прямым углом друг к другу. В 1931 году он и его коллеги создали пробный киноролик под названием «Walking And Talking» с использованием стереозвука, а в 1935 году — при его участи был создан короткометражный фильм «Trains at Hayes», который является первым в истории фильмом со стереозвучанием.

В марте 1932 года в филадельфийской Академии музыки была осуществлена запись с использованием двух микрофонов, сигнал от которых шёл к двум иглам, нарезавшим две раздельные канавки на одном и том же восковом диске. Первая из этих записей, сделанная 12 марта 1932 года (во время исполнения «Прометея» Александра Cкрябина) является наиболее ранней дошедшей до наших дней стереофонической записью. Первая же в истории стереогрампластинка была выпущена в 1933 году компанией EMI: по двум сторонам канавки были размещены соответственно два раздельных канала. В 1940 году был создан первый полнометражный анимационный фильм «Фантазия» с псевдостереофонической трёхканальной фонограммой. Запись воспроизводилась по системе «Фантасаунд» с отдельной киноплёнки. Однако, из-за чрезвычайной сложности системы и слабо выраженного стереоэффекта дальнейшего развития она не получила.

В феврале 1954 года студия RCA Victor осуществила стереозапись, используя многоканальную аппаратуру: выступление Бостонского симфонического оркестра было зафиксировано одновременно как на моно- так и на двухканальной плёнке. Последовало ещё несколько подобных записей, однако они не были предназначены для выхода на пластинках, так как ещё не существовало рынка массовой аппаратуры воспроизведения стереозвука. Однако уже через год, в , появились первые стереомагнитофоны, и наладился выпуск стерео-бобин. C 1957 года процесс записи в формате стерео стал превалирующим в американской музыкальной индустрии.

В 1958 году компания Western Electric изготовила аппарат Westrex, позволявший нарезать стереодиски, с которых, наконец, было возможно тиражирование обычных грампластинок (именно Western Electric ввели в обращение слова «стерео», «стереофонический» в области звукозаписи). В том же году вышла и первая коммерческая стереопластинка. Однако, вплоть до конца 1960-х гг. значительное число грампластинок выходило в монозвучании, несмотря на студийную стереозапись.

Предварительно собранные стереосистемы

Если вы обычный слушатель, у вас небольшая комната или ограниченный бюджет, компактная (она же мини/микро) система может быть правильным выбором, поскольку она предоставляет все, что вам нужно (усилитель/радиотюнер/ресивер, динамики) чтобы начать слушать музыку.

Дополнительные функции также могут включать встроенный проигрыватель компакт-дисков и/или дополнительные входы для подключения одного или нескольких внешних источников.

Что такое стерео? его развитие и способы воспроизведения

Bluetooth также имеет место быть. Это позволяет вам передавать музыку по беспроводной сети с вашего смартфона на систему.

Однако одним из недостатков систем этого типа является то, что они могут не иметь достаточной мощности или недостаточно хороших динамиков для обеспечения высококачественного звука в большой комнате.