Соборность

Примечания

  1. Гезен А. Исторія славянского перевода Символовъ Вѣры: Критико-палеографическія замѣтки. — Санкт Петербургъ: Типографія Императорской Академіи наукъ, 1884. — С. 95.
  2. Хомяков А. С. Церковь одна (Опыт катехизического изложения учения о Церкви).
  3. Хомяков А. С. Письмо к редактору «L’Union Chretienne» о значении слов «кафолический» и «соборный» по поводу речи отца Гагарина, иезуита.
  4. Хомяков А. С. Еще несколько слов Православного Христианина о западных вероисповеданиях по поводу разных сочинений Латинских и Протестантских о предметах веры.
  5. Булгаков С. Н. Православие: Очерки учения православной церкви. М., 1991. С. 145.

Последующее использование термина

Принадлежащая Алексею Хомякову концепция соборности, таким образом, представляет собой идеологию российской государственности и не случайно стала одним из источников движения славянофилов. В духе этой концепции идея соборности понималась в русской религиозной философии. Концепция соборности многосторонне развита в русской религиозно-философской мысли: А. С. Хомяков, Вл. Соловьев, Н. Ф. Федоров, Е. Н. Трубецкой, П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев и др. Сергей Булгаков говорил, что Соборность — это «душа православия». Впрочем и сам термин «соборность», несущий в себе существенную религиозную нагрузку, и традиция его философской интерпретации (Хомяков и последователи) имели широкое хождение и влияние в православной части Европы и из области собственно интеллектуальной перекочевали в политический дискурс. Митрополит Иоанн (Снычёв) под соборностью понимал «единство народа в исполнении христианского долга»

«Соборность» у Алексея Хомякова

Алексей Хомяков, который ввёл термин «соборность» в философский оборот, был одним из основателей движения славянофилов. Пытаясь отыскать основу русской/славянской идентичности, он указывал на православную веру. Именно сохранение православной веры, оставшейся, по его мнению, единственно верной истине христианского учения, составляет миссию славянства. Под «соборностью» Алексей Хомяков подразумевал специфическую целостность Церкви, которую он противопоставлял и протестантскому индивидуализму, и католическому единству. Однако следует сделать оговорку: термин «соборность» появляется у философа в позднем периоде творчества и, по всей вероятности, заимствуется им из славянского перевода Никео-Цареградского Символа веры: «Верую <…> Во единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь».

Так ещё до 40-x гг. XIX в. он следующим образом раскрывает собственное понимание «соборности»:

Алексей Хомяков считал, что словом «соборность» слово «католичество» заменили еще Просветители славян Кирилл и Мефодий. Он даже усматривал в этом некоторый высший смысл. Так, оппонируя иезуиту князю Ивану Гагарину, Хомяков утверждал, что несмотря на отсутствие текстов символа веры, современных Кириллу и Мефодию, текст символа дошёл до XIX века именно от этих братьев, и именно они предложили использовать слово «соборная» (а не «католическая») в отношении церкви.

Когда А. Хомяков обращается к понятию «соборности», он фактически превращает более-менее удачный переводческий термин в инструмент идеологии. Этот шаг находится в русле наиболее востребованных для XIX века стратегий рациональной легитимации — легитимации через апелляцию к истории как субстанции бытия: именно историческая приверженность Руси к соборности определяет ее особую миссию и судьбу. Однако, по всей вероятности, следует говорить о том, что именно специфическое понимание соборности выступало одной из составляющих новой культурной идентичности, сформировавшейся в XIV—XVII вв., а именно идентичности российской. Религиозную природу и значимость этой идентичность и отстаивает А. Хомяков в своем творчестве:

И именно голосом русской православной церкви говорит, по мнению Алексея Хомякова, вселенская Церковь.

Духовное родство

Соборность

И вновь дам определение, уже на основе выше изложенного.

Соборность – это единение людей в душе и духе на основе высшего принципа сферы деятельности.

Не зря говорят о душе России – Соборная душа, что означает только одно, что через эту соборную душу России объединены все русские люди где бы они не находились. Но и собора нет без духа истины. Вот здесь то дух истины и появляется, как идея высшего, что есть принцип единения людей, в перспективе всего общества в братство духовного единства.

Отмечу, что в статье я много уделяю внимания русской соборности и не только религиозной, но и мирской, как в частности, так и в общих понятиях для всего общества, не касаясь научных определений и выводов философии уже существующих определений.

Соборность так же не является собранием. Собрание – это временное объединение людей для решения каких-либо задач, собор – это состояние единения в высшем, как и высшего в каждом человеке.

Можно определить еще одну расшифровку единения.

  1. Соборное единение
  2. Иерархическое единение

По этим двум определениям прекрасно усматривается различие единения, в принципе.

Небольшая ремарка. Православная церковь – это собор, как символ веры, Католическая церковь – это иерархия, поэтому в православии нет рабов божьих, есть сыны божьи, а католическая паства – это рабы божьи. Другое дело, что православие несколько отклонилось от своего духовного предназначения, но это не истина и необходимость, может быть.

  1. Соборность подразумевает равноправие, братство на основе любви и веры к высшему, как к себе и к себе, как к высшему.
  2. Иерархия подразумевает высшее и низшее и беспрекословное соподчинение согласно иерархии развития.

Небольшая сноска.

Мы часто говорим о православии, как о соборной церкви, то есть не иерархической, а апостольской, объединенной в церковь на основе высшего, как вершине достижения и так есть, но к этому нам еще предстоит вернуться.

Перевод слова «καθολικὴν» в древнеславянских документах

Собор, соборный — славянские слова, которые употребляются уже в древнейших письменных документах (носивших религиозный характер). В славянской восточнохристианской традиции со временем они обрели характер специального термина, который использовался для перевода греческого термина «католическая» (кафолическая) церковь. Однако в древнейших литературных памятниках слово «собор» (от «сбор») используется применительно, в первую очередь, к собственно церковному зданию (например, в «Паннонском житии святого Мефодия» IX в., говорится, что святой был погребен «в соборной церкви»). Применительно же к Церкви вплоть до XIII века (на территории будущей России — до XIV в.) использовался термин «католическая» («кафолическая») или славянские двойники этого термина — «вселенская» и «всеобщая». Так в произведениях киевского митрополита Илариона автор говорит о «кафоликии» апостольской церкви. Интересно, что схожий оборот («кафоликиею и апостольскою церковью») используется и в «Паннонском житии святого Мефодия», которое, как уже указывалось, знает и термин «собор»[источник не указан 978 дней].

Одно из первых употреблений термина «соборная» в Символе веры в качестве атрибута христианской Церкви («единая соборная и апостольская церковь» вместо «единая католическая и апостольская церковь») можно обнаружить в Загребской Кормчей (1262 г.)[источник не указан 978 дней].

Принимая во внимание тот факт, что собственно «церковь» — экклезия — с греческого переводится как собрание, термин «соборная» стал применяться не только к соборам (зданиям) и Соборам (всеобщим собраниям церковных иерархов — синодам), но и к собственно церкви как совокупности (собранию) верных. К XV в

в болгарской рукописи уже термин «католическая» поясняется с помощью слова «соборная». Впрочем, подобную адаптацию следует признать неудачной, так как «соборность» в данном случае не передает специфику византийского термина («вселенская» = относящаяся ко всей Римской империи) и, как калька с «экклезии», превращает догматическую формулу «католическая церковь» в тавтологическую «церковную церковь»). Возможно поэтому после широкого использования термина «соборная» применительно к Церкви в XV—XVIII веках, позднее он снова вытесняется термином «католическая»/«кафолическая», но, с другой стороны, окончательно закрепляется для обозначения собрания верных и места таких собраний (Соборы и соборы).

Понятие соборности по существу.

Почему мы называем Церковь — соборной? Ну не потому ведь, что она соборами управляется. И не потому, что самые крупные здания храмов так же называются соборами. А почему тогда?Словом «соборная» перевели греческое понятие «кафолическая», т.е. католическая, вселенская — это один и тот же греческий термин, но переведенный и понимаемый православной и католической церквями по-разному. Причем по-разному настолько, что и захочешь, а ничего общего не найдешь.

Католическая церковь понимает свою кафоличность, свою вселенскую роль, в смысле собственного общемирового распространения: католическая церковь должна охватить весь мир, а все население должно стать её членами. Ни больше, ни меньше. Это очень поверхностное понимание церкви, направленное вовне, в окружающий мир.

Отсюда, из этого понимания своей кафоличности, проистекает, в частности, агрессивная миссионерская политика Ватикана, изобредшего унию, а ныне не постеснявшегося на канонической территории Русской Православной Церкви учредить свои епархии и открыто вести прозелитическую деятельность. Называемую, впрочем, миссионерской, что еще горше — неужели в 21 веке папа думает, что на Руси о Христе слыхом не слыхивали?

Православное понимание кафоличности, или соборности, восходит к пониманию Церкви как Тела Христова, в котором все члены Церкви являются клеточками целостного Богочеловеческого организма. То есть церковь являтся единой. Не только единственной (…верую во едину…), а еще и единой, цельной.

Чем характерно такое понимание соборности? Все клеточки в едином организме находятся в неразрывной взаимосвязи между собой. Чем характеризуется единый организм? Апостол говорит: болит ли один член, весь организм болеет. Кафоличность характеризуется взаимовлиянием всех своих составляющих, то есть нас, клеточек Тела Христова.Допустим, у меня болит зуб

Как я мучаюсь! Но почему, позвольте? Это же не я болею, это же болит всего-навсего один из членов моего организма: какой-то там маленький зуб, подумаешь, велика важность! Но вот вылечился зуб. Какое облегчение всему мне, всему моему телу! Подобно этому, духовное излечение одного — единственного человека, приносит огромную пользу всему соборному телу Церкви

Приносит существенно, прямо и непосредственно, а вовсе не иносказательно или в переносном смысле. Приносит так же, как излечение желез внутренней секреции прекращает сонливость, или излечение порока сердца прекращает слабость и обмороки всего организма.

Но это еще не все. Христианство утверждает, что Церковь является тем идеалом, которым должен стать мир, и которым в потенции (т.е. в возможностях) мир является. И свойства идеала мира как Церкви, т.е. свойства соборности, в мире пребывают. Это означает, что христианство рассматривает мир как соборное целое. Все в мире взаимосвязано. И огромным положительным событием, влияющим на весь мир, является излечение одного из его членов.

Кстати, пока не забылось: о некоторых храмах, называемых соборами. Они называются так потому, что в идеале там служит не один священник, а собор священников. Например, несколько иереев одновременно служат Божественную литургию. Эти слуги Божии во время службы являются одним цельным существом, единым собором священнослужителей. Со временем и сами храмы, в которых служит собор священников, народ, не вникая в детали, стал называть соборами.

Соборность

Соборность, одно из главных понятий Святой Руси, имеющее основу в
христианском учении о Церкви, которое присутствует в Никейском Символе веры:
“Верую во святую, соборную и апостольскую церковь”. Соборность в
христианской традиции понимается как церковное единение христиан в любви,
вере и жизни.

Святая Русь в своем развитии придала идее соборности особое значение и
универсальность. Наиболее полно это понятие раскрыто в трудах А.С. и Д.А.
Хомяковых. “В вопросах веры, — писал
А. С. Хомяков, — нет различия между
ученым и невеждой, церковником и мирянином, мужчиной и женщиной, государем и
подданным, рабовладельцем и рабом, где, когда это нужно, по усмотрению Божию,
отрок получает дар видения, младенцу дается слово премудрости, ересь ученого
епископа опровергается безграмотным пастухом, дабы все было едино в
свободном единстве живой веры, которое есть проявление Духа Божия. Таков
догмат, лежащий в глубине идеи собора”. Соборность — это цельность,
внутренняя полнота, множество, собранное силой любви в свободное и
органическое единство. Развивая идеи И.В. Киреевского о духовной цельности,
Хомяков пишет об особом соборном состоянии человека, истинной вере, когда
все многообразие духовных и душевных сил человека объединено в живую и
стройную цельность его соборной волей, нравственным самосознанием,
устремленностью к творчеству.

Д.А. Хомяков дает определение соборности, которое продолжает идейную линию
русской мысли еще с дохристианских времен. Соборность, по его учению, —
целостное сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви
к одним и тем же абсолютным ценностям. Такое понимание соборности
соответствовало древнерусскому понятию “лад” и было неразрывно связано с
общинной жизнью русского народа.

Основной принцип Православной Церкви, писал Д.А. Хомяков, состоит не в
повиновении внешней власти, а в соборности. “Соборность — это свободное
единство основ Церкви в деле совместного понимания ими правды и совместного
отыскания ими пути к спасению, единство, основанное на единодушной любви к
Христу и божественной праведности”. Главное усилие постижения истин веры
состоит в соединении с Церковью на основе любви, так как полная истина
принадлежит всей Церкви в целом. В Православии человек находит “самого себя,
но себя не в бессилии своего духовного одиночества, а в силе своего
духовного, искреннего единения со своими братьями, со своим Спасителем. Он
находит себя в своем совершенстве, или, точнее, находит то, что есть
совершенного в нем самом, — Божественное вдохновение, постоянно испаряющееся
в грубой нечистоте каждого отдельного личного существования. Это очищение
совершается непобедимой силой взаимной любви христиан в Иисусе Христе, ибо
эта любовь есть Дух Божий”. Хомяков совершенно справедливо отождествляет
принципы соборности и общинности как “сочетание единства и свободы,
опирающееся на любовь к Богу и Его истине и на взаимную любовь ко всем, кто
любит Бога”.

Соборность есть, на самом деле, единство и, на самом деле, во множестве,
поэтому и в Церковь входят все, и в то же время она едина; каждый, кто
воистину в Церкви, имеет в себе всех, сам есть вся церковь, но и обладаем
всеми (С.Н. Булгаков). Соборность противоположна и католической
авторитарности, и протестантскому индивидуализму, она означает
коммунитарность (общинность), не знающую внешнего над собой авторитета, но
не знающую и индивидуалистического уединения и замкнутости (Н.А. Бердяев).

Соборность — одно из главных духовных условий национального единства и
создания мощной державы, какой была Россия.

Запад не сумел создать такого мощного государства, как Россия, объединенного
на духовных началах, потому что он не достиг соборности, а для объединения
народов вынужден был использовать прежде всего насилие. Католические страны,
справедливо считал Хомяков, обладали единством без свободы, а протестантские
— свободой без единства.

Россия сумела создать органичное сочетание единства и свободы, в условиях
которого почти каждый русский был строителем великой державы не за страх, а
за совесть. Абсолютные ценности, на любви к которым объединялись русские
люди — Бог, Царь, Родина, или, как это звучало в массе, за Бога, Царя и
Отечество.
Таким образом, известная формула “Православие, Самодержавие, Народность”
возникла не на пустом месте, а отражала соборные ценности русского народа,
возникшие еще в глубокой древности.

О. Платонов

Итоги

Соборность

Соборность бывает религиозная, национальная, научная, культурная, народная, общинная и так далее.

Соборность русского народа – это объединение на каком-либо субъективном принципе жизни, как основе родства и общинного единения.

«Я русский» — провозглашает себя русский человек где-нибудь в Америке или Африке. Этими словами он утверждает свое единство с народом в соборе национального менталитета, показывая этим свое родство с русским народом. Вот это качество и следует называть соборностью.

И отмечу одну особенность, что понятие собор, чисто русское понятие и бессмысленно искать это понятие в каких-либо других языках мира, религиях, учениях, философиях, как и православие ничего общего не имеет с какой-либо конфессией, учением или религией. Православие — это право (правду) славить, а право и есть высшее, которое определяет нашу жизнь. Как это понять, я и описал выше.

До скорой встречи, друзья.

Другие статьи автора