Симфоническая музыка

Литература

  • Николаева Н. С. Симфонизм // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1981. — Т. 5.
  • Ступель A., Беседа о симфонической музыке, Л., 1961
  • Poпова Т., Симфоническая музыка, М., 1963
  • Бобровский В., Симфоническая музыка, в кн.: Музыка XX века, ч. 1, кн. 1, М., 1976
  • Симакова Н. А., К вопросу о разновидностях жанра симфонии Текст. / Н. А. Симакова // Вопросы музыкальной формы М.: Музыка, 1972. Вып. 2.-С. 261—285.
  • Кюрегян Т. С., К систематизации форм в музыке XX века // Музыка XX века. Московский форум / Материалы междунар. науч. конференций. М., 1999
  • Асафьев Б. В., Строительство современной симфонии, «Современная музыка», 1925, No 8
  • Асафьев Б. В., Симфонизм как проблема современного музыкознания, Л., 1926.
  • Асафьев Б. В., Симфония, в кн.: Очерки советского музыкального творчества, т. 1, М.-Л., 1947
  • Альшванг А. А., Советский симфонизм. Муз. ун-т. Советская музыка. Вып. 4. М., 1945.
  • Холопов Ю. Н., О понятии «симфонизм», в кн.: Б. В. Асафьев и совр. муз. культура, М., 1986.
  • Соллертинский И., Исторические типы симфонической драматургии, в его кн.: Музыкально-исторические этюды, Л., 1956
  • Vatielli P., Primizie del sinfonismo, «RMI», 1943, v. 47, p. 117—140
  • Ulrich H., Symphonic music, N. Y., 1952

Топ-исполнители

  1. 206 289 слушателей

  2. 113 129 слушателей

  3. 1 403 817 слушателей

  4. 1 266 471 слушатель

  5. 1 077 986 слушателей

  6. 542 391 слушатель

  7. 392 423 слушателя

  8. 270 125 слушателей

  9. 1 938 914 слушателей

  10. 517 720 слушателей

Литература

  • Николаева Н. С. Симфонизм // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1981. — Т. 5.
  • Ступель A., Беседа о симфонической музыке, Л., 1961
  • Poпова Т., Симфоническая музыка, М., 1963
  • Бобровский В., Симфоническая музыка, в кн.: Музыка XX века, ч. 1, кн. 1, М., 1976
  • Симакова Н. А., К вопросу о разновидностях жанра симфонии Текст. / Н.А.Симакова // Вопросы музыкальной формы М.: Музыка, 1972. Вып. 2.-С. 261-285.
  • Кюрегян Т. С., К систематизации форм в музыке XX века // Музыка XX века. Московский форум / Материалы междунар. науч. конференций. М., 1999
  • Асафьев Б. В., Строительство современной симфонии, «Современная музыка», 1925, No 8
  • Асафьев Б. В., Симфонизм как проблема современного музыкознания, Л., 1926.
  • Асафьев Б. В., Симфония, в кн.: Очерки советского музыкального творчества, т. 1, М.-Л., 1947
  • Альшванг А. А., Советский симфонизм. Муз. ун-т. Советская музыка. Вып. 4. М., 1945.
  • Холопов Ю. Н., О понятии «симфонизм», в кн.: Б. В. Асафьев и совр. муз. культура, М., 1986.
  • Соллертинский И., Исторические типы симфонической драматургии, в его кн.: Музыкально-исторические этюды, Л., 1956
  • Vatielli P., Primizie del sinfonismo, «RMI», 1943, v. 47, p. 117-140
  • Ulrich H., Symphonic music, N. Y., 1952

Некоторые нетиповые формы симфонической музыки

Помимо музыкальных произведений, предназначенных для исполнения симфоническим оркестром, а также органных и вокальных симфоний, известны и некоторые другие формы симфонической музыки:

Жан Батист Кардон

Две концертные симфонии для арфы и струнного квартета (Op. 18, 1787)

  • Симфонии для духового оркестра: No. 4 (Op. 165, 1958), No. 7 — Nanga Parvat (Op. 178, 1959), No. 14 — Ararat (Op. 194, 1960), No. 20 — Three Journeys to a Holy Mountain (Op. 223, 1968), No. 53 — Star Dawn (Op. 377, 1983)
  • Симфонии для струнного оркестра: No. 31 (Op. 294, 1977), No. 49 — Christmas Symphony (Op. 356, 1981)
  • Симфонии для трубы и струнного оркестра: No. 51 (Op. 364, 1982), No. 64 — Agiochook (Op. 422, 1989—1990)
  • Симфония No. 16 — Kayagum, (Op. 202, 1962), для шести корейских инструментов и камерного оркестра
  • Симфония No. 17 — Symphony for Metal Оркестра (Op. 203, 1963), для шести флейт, трех тромбонов и пяти ударных
  • Симфония No. 23 — Ani (Op. 249, 1972), для большого духового оркестра и духового ансамбля ad libitum
  • Симфония No. 24 — Majnun (Op. 273, 1973), для тенора соло, скрипки, хора и камерного оркестра
  • Симфония No. 34 (Op. 310, 1977), для басового тромбона и струнного оркестра
  • Симфония No. 38 (Op. 314, 1978), для колоратурного сопрано и камерного оркестра
  • Симфония No. 39 — Lament (Op. 321, 1978), для гитары и оркестра
  • Симфония No. 43 (Op. 334, 1979), для гобоя, трубы, литавр и струнного оркестра
  • Симфония No. 57 — Cold Mountain (Op. 381, 1983), для сопрано или тенора соло, кларнета и струнного оркестра
  • Симфония No. 58 — Symphony Sacra (Op. 389, 1985), для сопрано и баритона соло, хора и камерного оркестра
  • Симфония No. 62 — Oh Let Man Not get These Words Divine (Op. 402, 1987-88), для баритона соло, трубы и струнного оркестра
  • Симфония No. 1 для органа, медных, ударных, и бас-гитары (1969)
  • Симфония No. 3 для оркестра, дудука и зурны (1975)
  • Симфония No. 5 для оркестра, кеманчи и колоколов (1978)

Валерий Гаврилин

«Перезвоны» (По прочтении В. М. Шукшина), хоровая симфония-действо для солистов, смешанного хора, гобоя, ударных и чтеца (1978—1982).

Александр Рабинович-Бараковский

«In illo tempore», концертная симфония для двух фортепиано и камерного оркестра (1989).

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Определение «Симфоническая Музыка» по БСЭ:

Симфоническая музыка — музыка, предназначенная для исполнения симфоническим Оркестром. К С. м. относят и сочинения, в которых привлекаются хор, певцы-солисты, но инструментальное начало господствует. понятие «С. м.» распространяют и на произведения для солирующего инструмента или инструментов и оркестра (см. Концерт). Жанры С. м. разнообразны и включают как крупные, нередко многочастные произведения, так и миниатюры. Важнейшие жанры — Симфония, Увертюра (самостоятельная концертная пьеса или вступление к опере), Концерт, Сюита, симфоническая поэма, фантазия. К С. м. могут быть причислены и оркестровые эпизоды оперы — симфонические картины, интермеццо. Привлечение симфонического оркестра — высшего, наиболее развитого инструментального состава — определяет большие возможности С. м. в воплощении самого значительного и богатого содержания. Лишь условно к С. м. относят произведения, возникшие до появления симфонического оркестра и предназначавшиеся для исполнения др. оркестровыми и ансамблево-оркестровыми составами.Это популярные в 17 в. и 1-й половине 18 в. старинная танцевальная сюита, кончерто гроссо, ранние разновидности оперной увертюры, серенада, дивертисмент. Формирование симфонического оркестра, сложившегося к концу 18 в., проходило параллельно с созданием новых, характерных для С. м. жанров, и в первую очередь симфонии. Видная роль в этом принадлежит мангеймской школе и в особенности венской классической школе, представителями которой были И. Гайдн, В. А. Моцарт (2-я половина 18 в.) и Л. Бетховен (конец 18 — 1-я четверть 19 вв.).Основы С. м. были заложены Гайдном, в творчестве которого произошло полное обособление ансамблевой и собственно оркестровой музыки. Важнейший вклад внесли Моцарт и Бетховен. Творчество Бетховена составляет высочайшую вершину в развитии мировой С. м. В его симфониях, а также увертюрах и концертах запечатлены величественные художественные концепции, нашло глубокое отображение типическое для эпохи содержание. Для этих сочинений Бетховена характерен особый тип музыкального развития (представленный также его квартетами, фортепианными сонатами и др.), необычайно последовательного и логичного, раскрывающего художественный замысел через противопоставление контрастных тематических элементов и их активную разработку, т. е. такой тип развития, который дал основания виднейшему сов. музыкальному учёному Б. В. Асафьеву выдвинуть особое понятие симфонизма.В симфоническом творчестве многих композиторов-романтиков — Ф. Мендельсона-Бартольди, Г. Берлиоза, Ф. Листа и др. — большое значение приобретает музыкальную программность (см. Программная музыка). Наряду с программной симфонией культивируется и программная увертюра (в особенности у Мендельсона). Возникает и новый жанр программной симфонической поэмы, созданный Листом и в последующее время представленный многими сочинениями К. Сен-Санса, Р. Штрауса, а также композиторов новых национальных школ — Б. Сметаны, А. Дворжака, Я. Сибелиуса и др. В области программной симфонии вслед за Г. Берлиозом и Ф. Листом большой вклад внёс Г. Малер. Параллельно развивается и непрограммная С. м.Важнейшее место С. м. занимает в творчестве русских композиторов: основоположника рус. классического симфонизма М. И. Глинки, представителей «новой русской музыкальной школы» («Могучей кучки») М. А. Балакирева, Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, а также П. И. Чайковского, в последующее время — А. К. Глазунова, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина. Они создали много значительных сочинений в самых разнообразных жанрах С. м. Традиции русской С. м. наследуют и развивают сов. композиторы, представители различных национальных школ. В их С. м. находит отображение новое, отвечающее сов. эпохе содержание. Крупнейшие мастера сов. симфонической музыки — Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, А. И. Хачатурян.Лит.: Советская симфоническая музыка. Сб. ст., М., 1955. Попова Т. В., Симфоническая музыка, М., 1963. Соллертинский И., Исторические типы симфонической драматургии, М., 1963. Для слушателей симфонических концертов. Краткий путеводитель, 2 изд., Л., 1967. UIrich Н., Symohonic music…, N. Y., 1952. Konzertbuch. Orchestermusik, hrsg. von K. Schцnewolf, Tl 1-2, В., 1958-60.

Симфоническая музыка

Некоторые нетиповые формы симфонической музыки

Помимо музыкальных произведений, предназначенных для исполнения симфоническим оркестром, а также органных и вокальных симфоний, известны и некоторые другие формы симфонической музыки:

Жан Батист Кардон

Две концертные симфонии для арфы и струнного квартета (Op. 18, 1787)

  • Симфонии для духового оркестра: No. 4 (Op. 165, 1958), No. 7 — Nanga Parvat (Op. 178, 1959), No. 14 — Ararat (Op. 194, 1960), No. 20 — Three Journeys to a Holy Mountain (Op. 223, 1968), No. 53 — Star Dawn (Op. 377, 1983)
  • Симфонии для струнного оркестра: No. 31 (Op. 294, 1977), No. 49 — Christmas Symphony (Op. 356, 1981)
  • Симфонии для трубы и струнного оркестра: No. 51 (Op. 364, 1982), No. 64 — Agiochook (Op. 422, 1989-1990)
  • Симфония No. 16 — Kayagum, (Op. 202, 1962), для шести корейских инструментов и камерного оркестра
  • Симфония No. 17 — Symphony for Metal Оркестра (Op. 203, 1963), для шести флейт, трех тромбонов и пяти ударных
  • Симфония No. 23 — Ani (Op. 249, 1972), для большого духового оркестра и духового ансамбля ad libitum
  • Симфония No. 24 — Majnun (Op. 273, 1973), для тенора соло, скрипки, хора и камерного оркестра
  • Симфония No. 34 (Op. 310, 1977), для басового тромбона и струнного оркестра
  • Симфония No. 38 (Op. 314, 1978), для колоратурного сопрано и камерного оркестра
  • Симфония No. 39 — Lament (Op. 321, 1978), для гитары и оркестра
  • Симфония No. 43 (Op. 334, 1979), для гобоя, трубы, литавр и струнного оркестра
  • Симфония No. 57 — Cold Mountain (Op. 381, 1983), для сопрано или тенора соло, кларнета и струнного оркестра
  • Симфония No. 58 — Symphony Sacra (Op. 389, 1985), для сопрано и баритона соло, хора и камерного оркестра
  • Симфония No. 62 — Oh Let Man Not get These Words Divine (Op. 402, 1987-88), для баритона соло, трубы и струнного оркестра
  • Симфония No. 1 для органа, медных, ударных, и бас-гитары (1969)
  • Симфония No. 3 для оркестра, дудука и зурны (1975)
  • Симфония No. 5 для оркестра, кеманчи и колоколов (1978)

Валерий Гаврилин

«Перезвоны» (По прочтении В. М. Шукшина), хоровая симфония-действо для солистов, смешанного хора, гобоя, ударных и чтеца (1978—1982).

Александр Рабинович-Бараковский

«In illo tempore», концертная симфония для двух фортепиано и камерного оркестра (1989).

[править] Виды симфонической музыки

К произведениям, составляющим обширный репертуар мировой симфонической музыки, могут быть отнесены сочинения самых различных форм и жанров: симфонии, симфониетты, увертюры (в том числе — оперные), сюиты (в том числе — балетные), концерты, симфонические поэмы, фантазии, рапсодии, легенды, каприччио, скерцо, различные симфонические танцы, вариации, попурри и т. д.

Некоторые нетиповые формы симфонической музыки:

Помимо музыкальных произведений, предназначенных для исполнения симфоническим оркестром, а также органных и вокальных симфоний, известны и некоторые другие формы симфонической музыки:

Жан Батист Кардон

Две концертные симфонии для арфы и струнного квартета (Op. 18, 1787)

  • Симфонии для духового оркестра: No. 4 (Op. 165, 1958), No. 7 — Nanga Parvat (Op. 178, 1959), No. 14 — Ararat (Op. 194, 1960), No. 20 — Three Journeys to a Holy Mountain (Op. 223, 1968), No. 53 — Star Dawn (Op. 377, 1983)
  • Симфонии для струнного оркестра: No. 31 (Op. 294, 1977), No. 49 — Christmas Symphony (Op. 356, 1981)
  • Симфонии для трубы и струнного оркестра: No. 51 (Op. 364, 1982), No. 64 — Agiochook (Op. 422, 1989—1990)
  • Симфония No. 16 — Kayagum, (Op. 202, 1962), для шести корейских инструментов и камерного оркестра
  • Симфония No. 17 — Symphony for Metal Оркестра (Op. 203, 1963), для шести флейт, трех тромбонов и пяти ударных
  • Симфония No. 23 — Ani (Op. 249, 1972), для большого духового оркестра и духового ансамбля ad libitum
  • Симфония No. 24 — Majnun (Op. 273, 1973), для тенора соло, скрипки, хора и камерного оркестра
  • Симфония No. 34 (Op. 310, 1977), для басового тромбона и струнного оркестра
  • Симфония No. 38 (Op. 314, 1978), для колоратурного сопрано и камерного оркестра
  • Симфония No. 39 — Lament (Op. 321, 1978), для гитары и оркестра
  • Симфония No. 43 (Op. 334, 1979), для гобоя, трубы, литавр и струнного оркестра
  • Симфония No. 57 — Cold Mountain (Op. 381, 1983), для сопрано или тенора соло, кларнета и струнного оркестра
  • Симфония No. 58 — Symphony Sacra (Op. 389, 1985), для сопрано и баритона соло, хора и камерного оркестра
  • Симфония No. 62 — Oh Let Man Not get These Words Divine (Op. 402, 1987-88), для баритона соло, трубы и струнного оркестра
  • Симфония No. 1 для органа, медных, ударных, и бас-гитары (1969)
  • Симфония No. 3 для оркестра, дудука и зурны (1975)
  • Симфония No. 5 для оркестра, кеманчи и колоколов (1978)

Валерий Гаврилин

«Перезвоны» (По прочтении В. М. Шукшина), хоровая симфония-действо для солистов, смешанного хора, гобоя, ударных и чтеца (1978—1982).

Александр Рабинович-Бараковский

«In illo tempore», концертная симфония для двух фортепиано и камерного оркестра (1989).

Критерии соответствия

Хотя в большинстве случаев симфоническая музыка предназначена для исполнения симфоническим оркестром, но, тем не менее, симфоническими по своей идейно-содержательной значимости, структуре формообразования и специфике композиционного развития могут быть также и музыкальные произведения, написанные для каких-либо иных составов исполнителей (вплоть до самых малых ансамблей), как и для отдельных солирующих инструментов (например, в случае органных симфоний) или (в случае вокальных симфоний) .

С другой же стороны, далеко не всякая музыка, написанная или переложенная для исполнения симфоническим оркестром, является по своим внутренним свойствам и качествам музыкой заведомо симфонической.[источник не указан 1934 дня]

[править] Критерии соответствия

П. И. Чайковский

Симфоническая музыка

С. Прокофьев, Д. Шостакович, А. Хачатурян

Йозеф Гайдн

Симфоническая музыка

Симфонический оркестр и хор

Алан Хованесс

Авет Тертерян

Валерий Гаврилин

Хотя в большинстве случаев симфоническая музыка действительно предназначена именно для исполнения симфоническим оркестром, но, тем не менее, симфоническими по своей идейно-содержательной значимости, структуре формообразования и специфике композиционного развития могут быть также и музыкальные произведения, написанные для каких-либо иных составов исполнителей, вплоть до малых струнных или духовых ансамблей, как и для отдельных солирующих инструментов (например, в случае органных симфоний, фортепианных симфонических этюдов, вариаций и т. д.) или (в случае вокальных симфоний) хоров a cappella.

С другой же стороны, далеко не всякая музыка, написанная или переложенная для исполнения симфоническим оркестром, является по своим внутренним свойствам и качествам музыкой заведомо симфонической.

Симфоническую музыку часто связывают также и с сонатно-циклической формой, которая являлась нормативной для композиторов прошлых веков, но для той симфонической музыки, которую пишут композиторы современные, эта форма свою прежнюю актуальность уже давно утратила. Симфонические качества того или иного музыкального произведения характеризуются сегодня не сводящейся к какой-либо устоявшейся «классической» схеме сложной внутренней организации музыки, связанной с непрерывной процессуальностью формообразования, сквозной драматургией, нетривиальностью полифонической фактуры, присутственной звукописью и т. д.

Если же вспомнить о том, что в понятии «симфоническая музыка» имя прилагательное «симфоническая» происходит от греческого слова syn-phonía, которое этимологически означает «созвучие» (sýn — «вместе» и phone — «звук»), то, поскольку применительно к монументальным жанрам музыки понятие «созвучие» ассоциируется с согласованным звучанием многих различных тембров и голосовых партий, важнейшими признаками симфонической музыки следует считать колористическую широту звучания, то есть её богатую тембральную палитру, которая, в рамках акустической (но не электронной) музыки, свойственна, в первую очередь, именно произведениям, написанным для большого симфонического оркестра.

В этой связи, конечно, произведения, написанные для хора a capella, фортепиано, каких-либо иных сольных инструментов или малых инструментальных ансамблей (струнных, духовых) называть «симфоническими» можно лишь с определённой степенью условности, исходя из одного только сугубо идеологического (идейно-философского) аспекта асафьевского определения «симфонизм». Единственное исключение здесь составляет симфонический орган, хотя с большим симфоническим оркестром и он тоже способен конкурировать только лишь по количеству тембров (богатству колористической палитры) и размаху звучания (динамическому диапазону), но не по количеству одновременно звучащих независимых партий.

Таким образом, мы приходим к заключению, что в рамках акустической традиции симфоническая музыка в самом полном значении этого понятия должна исполняться симфоническим оркестром, в то время как любая другая музыка, написанная для более скромных составов исполнителей, может быть достаточно условно отнесена к симфонической лишь благодаря глубине своего идейно-философского содержания и процессуальности развития. Такую музыку Арам Энфи предлагает называть «условно симфонической» или «квазисимфонической».

Как мы видим, с помощью подобного комплексного подхода этимологическое значение слова «симфония», на основании которого утвердилось понимание термина «симфоническая музыка» в западной музыковедческой традиции, органичным образом согласовывается с асафьевским определением понятия «симфонизм».

Общество

БезопасностьГражданские права и свободыИскусство(Музыка)Культура(Этика)Мировые именаПолитика(Геополитика)(Идеологические конфликты)ВластьЗаговоры и переворотыГражданская позицияМиграцияРелигии и верования(Конфессии)ХристианствоМифологияРазвлеченияМасс МедиаСпорт(Боевые искусства)ТранспортТуризмВойны и конфликтыАрмияВоенная техникаЗвания и награды