Критерии систематики
Секвенции систематизируют
- по типу секвенцируемого оборота — мелодические, гармонические, мелодико-гармонические;
- по количеству звеньев (двухзвенная, трёхзвенная секвенции и т. д.);
- по направлению высотного смещения — восходящие и нисходящие; восходящая секвенция типично применяется для нагнетания эмоциональной напряжённости, например, перед кульминацией; нисходящая секвенция чаще применяется для создания эффекта «ухода», «истаивания» музыки;
- по шагу (интервалу) смещения (может быть постоянный, например, на целый тон, либо непостоянный, то есть на разные интервалы);
- по степени точности при повторе — точные и неточные; точную секвенцию иначе называют «транспонирующей»;
- по интервальному роду — диатонические и хроматические;
- по качеству замкнутости в тональном ладу — немодулирующие (иначе называемые «однотональными») и модулирующие.
Пример гармонической секвенции (трёхзвенной, точной, хроматической, нисходящей, квартовой):
Этос секвенции
Секвенция создаёт в восприятии эффект динамического обновления музыки, способствует важнейшему процессу гармонии — развёртыванию лада во времени. Однако, чрезмерное количество звеньев (особенно в точной) секвенции создаёт прямо противоположный эффект механического повторения, ассоциируется с бедностью воображения, неизобретательностью композитора. Многозвенные диатонические секвенции обильно применяются в популярной и эстрадной музыке. В европейской музыкальной литературе такие банальные секвенции получили название Розалия (по названию итальянской популярной песенки «Rosalia, mia cara») или «сапожная заплатка» (нем. Schusterfleck):
Виды секвенций в музыке
Возможны различные масштабы секвенций:
- микро: в аккомпанементе, при соединении с параллелизмом аккордов;
- макро: повторы в разных тональностях отдельных больших частей произведения.
Различные виды секвенций образуют классификацию. По тональности:
- диатоническая секвенция — последующие гармонии строятся на разных ступенях лада в пределах одной тональности;
- хроматическая (модулирующая) секвенция — каждое новое звено преподносится в другой тональности.
По шагу: секунда, терция, кварта, квинта. Шаг модулирующей секвенции — постоянен, шаг диатонической секвенции — переменен и зависит от конкретной тональности, в рамках которой она применяется.
По числу звеньев: двухзвенная, трёхзвенная и т.д.
По степени точности:
- строгая — мотив полностью транспонируется, сохраняя названия и величины музыкальных интервалов;
- свободная — сохраняются только названия интервалов, точные величины могут варьироваться.
По типу распределения:
- квадратная — строение совпадает с количеством тактов во фразе;
- неквадратная — количество долей не совпадает с размером такта.
Имитация — приём, осуществляемый путём исполнения одной музыкальной фразы несколькими голосами (полифонически) — поочерёдно или пересекаясь друг с другом. Тогда применяется имитируемая, каноническая секвенция, когда повторяющийся элемент каждый раз перемещается на новую высоту, звуча разными голосами.
Большинство секвенций обладают свойством обратимости, т.е. бесконечны. При этом, они могут быть как восходящими, так и нисходящими.
Посредством кварто-квинтового построения образуется т.н. золотая секвенция — шаблон произведений, присущий современной эстраде. В частности, её можно встретить в песнях Игоря Крутого. Но использовалась золотая секвенция ещё задолго до эстрадных песен в произведениях таких величайших композиторов, как Бах и Гендель. Строится она следующим образом. Для какой-либо тональности – это последовательность аккордов, которые строятся на 1-4-7-3-6-2-5-1 ступенях.
Гендель — Пассакалия
Секвенции встречаются в грегорианском католическом песнопении. Чтобы привести примеры секвенции в классической музыке, достаточно вспомнить произведения П.И.Чайковского:
- «Времена года — Июль» (диатоническая);
- вступление к опере «Евгений Онегин» (хроматическая).
П.И. Чайковский вступление к опере «Евгений Oнегин»
Помимо него, секвенции можно услышать также у Вагнера, Вивальди и многих других композиторов.
А теперь хотел бы привести пример, как играть секвенции на гитаре. На видео вы сможете увидеть несколько разных примеров одинаковых музыкальных фраз, которые отличаются друг от друга по высоте.
Восходящие секвенции на гитаре
Таким образом, секвенция — уникальный и многогранный инструмент в теории музыки, способный как соединить между собой сложные построения, так и лечь в основу самостоятельных упрощённых мотивов, доступных для запоминания.
Примечания
- Франц. progression, marche harmonique, marche d’harmonie; итал. progressione, англ. sequence, progression; нем. Sequenz.
- «Первым» звеном именуется первое проведение мелодического или гармонического оборота, «вторым» — первый (секвенционный) повтор и т.д.
- Строго говоря, в расширенной тональности необходимо различать «хроматизированную» и «хроматическую» секвенции, но по традиции, установившейся в отечественной гармонии, всех их именуют «хроматическими». См. об этом подробней раздел 16 главы 11 в учебнике Ю.Н.Холопова «Гармония. Теоретический курс».
- Liber Usualis. Tournai, 1950, p.645. Древнейшая копия этого респонсория находится в санкт-галленском Антифонарии Харткера, который датируют 990-1000 гг.
Краткая характеристика
Ядро ансамбля составили американские музыканты — арфист Бенджамин Бэгби (Bagby; р.1950) и певица Барбара Торнтон, основавшие коллектив в 1977 году, во время обучения в базельской Schola Cantorum. В том же году музыканты переехали в Кёльн, где с тех пор совместно жили и работали. Помимо дуэта в концертах и записях «Секвенции» участвовали многие музыканты, в том числе скрипачка Элизабет Гейвер (Gaver) и флейтист Норберт Роденкирхен (Rodenkirchen). Барбара Торнтон скоропостижно скончалась в 1998 г. В 2002 г. Бэгби переехал в Париж, где женился на певице (хорватского происхождения) Катарине Ливлянич (Livljanic). В 2005-14 гг. Бэгби преподавал собственный курс «Практика средневековой музыки» в четвёртом университете Сорбонны (Paris IV). Бэгби также проводит мастер-классы средневековой музыки в различных городах мира, в том числе провёл однодневный класс в Москве (2012); выступал там же с концертами в 2015 году.
В основе репертуара «Секвенции» лежит церковная, паралитургическая и светская (кроме итальянской) музыка эпохи Средних веков (до XIV в. включительно), заимствованная непосредственно из средневековых манускриптов. Исполнительские редакции оригиналов выполняли сами Торнтон и Бэгби. Их научными консультантами выступали музыковеды Вульф Арльт (Arlt), Барбара Штюльмейер (Stühlmeyer), Лео Трейтлер, Ричард Крокер и др., филологи Питер Дронке, Гастон Цинк (Zink), Пьер Бек (Bec) и др.
С 1979 г. ансамбль гастролировал по всему миру, включая страны восточной Европы и Балканы; с 1981 начал выпускать аудиозаписи на немецкой harmonia mundi. В обширной дискографии «Секвенции» — полное собрание сочинений Хильдегарды Бингенской и антология (в оригинале на трёх грампластинках) музыки труверов, включающая большие подборки музыки Адама де ла Аля и Жанно де Лекюреля, а также (технически весьма сложные) мотеты Пьера де ла Круа.
Дискография
Примечание 1. Отмеченные звёздочкой программы вышли в оригинале на LP; позже переизданы на CD (в некоторых случаях с купюрами)
Примечание 2. DHM = deutsche harmonia mundi
- Spielmann und Kleriker* (EMI/DHM 067 99 921-T; зап. 1980)
- Hildegard: Ordo virtutum* (DHM/BASF DHL 20 395 / 96-2-RG; зап. 1982)
- Trouvères: Höfische Liebeslieder aus Nordfrankreich* (EMI/DHM 157—169 501-3T; 3 LP; зап. 1982); программа (с купюрами) позже опубликована на двух CD: DHM/SONY 88697568322
- Spruchdichter des 13. Jahrhunderts: Kelin und Fegfeuer* (EMI/DHM 069 1 99 994-1; зап. 1982)
- Hildegard: Symphoniae* (DHM/BASF 74321 20 198-2; зап. 1982-83)
- Philippe Le Chancelier. School of Notre Dame (DHM/BMG RD 77035 QA; зап. 1986)
- English songs of the Middle Ages (DHM/BMG 77019; зап. 1987)
- Philippe de Vitry: Motets and chansons (DHM/BMG RD 77095 QA; зап. 1988)
- The union of words and music in medieval poetry (аудиоприложение к одноимённому сборнику статей; Austin: University of Texas Press, 1991. ISBN 0292785208; зап. 1988)
- Vox Iberica I: Sons of thunder. Music for St. James the Apostle (Codex Calixtinus) (DHM/BMG 05472 77199 2; зап. 1989)
- Vox Iberica II: Music from the royal convent of Las Huelgas de Burgos (DHM/BMG 05472 77238 2; зап. 1989)
- Vox Iberica III: El Sabio. Songs for King Alfonso X (DHM/BMG 05472 77173 2; зап. 1991)
- Heinrich von Meissen Frauenlob. Celestial woman (DHM/BMG 05472 77 309 2; зап. 1990)
- Bordesholmer Marienklage (совместно с Хоровой школой Эссена ; DHM/BMG 05472 77280 2; 2 CD; зап. 1992)
- Wolkenstein: Songs (DHM/BMG 05472 77302 2; зап. 1993)
- Hildegard: Canticles of ecstasy (DHM/BMG 05472 77320 2; зап. 1993)
- Dante and the troubadours (DHM/BMG 05472 77227 2; зап. 1993)
- Hildegard: Voice of the blood (DHM/BMG 05472 77346 2; зап. 1994)
- Visions from the Book (совместно с мужским вокальным ансамблем Sons of Thunder; DHM/BMG 05472 77347 2; зап. 1994)
- Hildegard: O Jerusalem. A dedication ceremony of symphoniae (DHM/BMG 05472 77353 2; зап. 1995-96)
- Shining Light. Music from the Aquitanian Monasteries (XII в.) (DHM/BMG 05472 77666 2; зап. 1996)
- Hildegard: Saints (DHM/BMG 05472 77378 2; 2 CDs; зап. 1996)
- Edda. Myths from medieval Iceland (DHM/BMG 05472 77381 2; зап. 1996)
- Aquitania. Christmas music from Aquitanian monasteries (DHM/BMG 05472 77383 2; зап. 1998)
- Hildegard: Ordo virtutum (DHM/BMG 05472 77394 2; 2 CDs; зап. 1998); вторая (новая, без Б.Торнтон) запись литургической драмы Хильдегарды, с вокальными ансамблями Vox feminae и Sons of Thunder
- The Rheingold curse. A Germanic saga of greed and revenge from the medieval Icelandic Edda (Marc Aurel Edition 20016; 2 CDs; зап. 2001)
- Lost songs of the Rhineland Harper (DHM/BMG 82876 58940 2; зап. 2002)
- Chant wars. The Carolingian «globalisation» of medieval plainchant (совместно с ансамблем Dialogos; DHM/Sony/BMG 82876-66650-2; зап. 2004)
- Krone und Schleier. Frauenklöster im Mittelalter (WDR Köln; CD без идентификационного номера с тематической программой, записанной к масштабной гос. выставке «Krone und Schleier. Kunst aus mittelalterlichen Frauenklöstern», прошедшей в 2005 в Эссене и Бонне; зап. 2005)
- Fragments for the end of time (Raum Klang 2803; зап. 2008) (тематическая программа из музыки на апокалиптические тексты)
- Hildegard. Celestial hierarchy (DHM/Sony/BMG 88765-46864-2; зап. 2012)
Примеры композиций с использованием этого приема
Из современных композиторов прием золотой секвенции наиболее часто использует Игорь Крутой, именно благодаря этому кругу его мелодии становятся запоминаемыми и узнаваемыми народом. «Я и не знал» Филиппа Киркорова – один из современных примеров золотой секвенции. Множество красивых песен написаны с использованием этих цикличных отрезков. Наиболее ярким примером является джазовая композиция — All The Things You Are. Среди русских народных песен этот прием можно услышать в «Комаринской».
Среди классиков золотая секвенция примеры имеет самые разные, например, ее можно услышать во вступлении к опере «Евгений Онегин» Чайковского или в его же «Временах года». Но чаще всего этим приемом пользовался Гендель, который, как мы уже упоминали, был его изобретателем. Например, в его «Пассакалии» отчетливо слышны эти мелодичные отрезки. Другие композиторы не отставали и использовали самые разные по типу секвенции в своих произведениях. Наиболее ярким примером являются произведения Вагнера и Вивальди, но не всегда они использовали именно золотые секвенции.
Особенности использования этого приема
Чаще всего золотая секвенция строится по принципу: квинта вниз, кварта вверх. Именно поэтому она и носит название квинто-квартовый круг. Однако многие композиторы меняют расположение аккордов местами: кварта вверх, а квинта вниз. В итоге получается иное, более низкое звучание, которое все также носит название золотой секвенции.
Еще одной особенностью этого приема является использование первого аккорда только в минорной гамме. Наиболее гармоничное звучание получается, если все аккорды относятся к диатонической шкале. Предпоследний аккорд можно взять не из нее, чтобы сделать его доминантовым, предваряющим смыкание круга. Приведенный выше пример в ре-миноре будет содержать такой аккорд – ля-доминантсепт. Он создает напряженность перед повторением оборота.
Как построить правильно золотую секвенцию
Золотая секвенция может быть создана не только на фортепиано, ее используют и при игре на гитаре. Именно такой пример построения мы и рассмотрим, ведь сейчас большое количество композиций сочиняется именно на этом шестиструнном инструменте. Возьмем за основу любой минорный аккорд или септаккорд. От него отсчитывается четыре ноты вниз, а затем пять вверх.
Возьмем за основу аккорд ля-минор (Am7), отсчитываем квинту вниз и получаем ре-минор (Dm7). Затем ведем отсчет вверх и получаем G7, а затем отсчитываем от соль квинту и получаем до, но возьмем его в мажоре, так звучание будет красивее. Четвертым аккордом нашей золотой секвенции станет Cmaj.
Далее двигаться будем уже в мажоре, чтобы сделать отрезок гармоничным. При отсчете вверх мы получаем ноту фа и соответственно Fmaj. Далее двигаемся на квинту вниз по гамме исходного аккорда ля-минор и получаем ноту Си, на основе которой построим аккорд Bm7/5 (полууменьшенный). Приведенная золотая секвенция, аккорды которой мы получили, будет незаконченной без использования приема тритон. По расчетам седьмым должен идти Em7, но вместо него (за счет повышения третьей ступени) мы возьмем E7, являющийся доминантовым септаккордом. После него можно начинать круг заново, заметьте, что все ноты мы брали из гаммы ля-минор.
Исторический очерк
Секвенция «Rex caeli» из Бамбергской рукописи трактата Musica Enchiriadis (2-я половина IX в., Германия)
Традиционно наука связывает происхождение секвенции с подтекстовкой и расширением юбиляционной части аллилуйи в её репризе. На формирование секвенции, возможно, оказал влияние переведённый в Санкт-Галлене в VIII—IX веках византийский акафист. Среди первых известных авторов секвенций монах Санкт-Галленского монастыря Ноткер Заика (IX в.), Фульберт Шартрский (расцвет ок. 1000 г.), Герман Расслабленный (Hermannus Contractus, ум. 1054), Адам Сен-Викторский (ум. в 1177). Многие секвенции анонимны, как, например, Rex caeli Domine, которая неоднократно встречается в музыкальных трактатах каролингских авторов, в том числе для иллюстрации одного из видов органума (в трактате «Musica enchiriadis», 2-й половины IX в.). В XIII в. была написана (для особой, заупокойной, мессы), пожалуй, самая известная секвенция Dies irae. Двухголосные секвенции (то есть, такие, где оригинальная мелодия выступает в качестве заимствованного тенора, аналогично обработкам «обычной» григорианской монодии) встречаются редко, например, «Verbum bonum» и «Res est admirabilis» из Градуала Элеоноры Бретонской (Фонтевро, XIV век); тексты в этих секвенциях распеты преимущественно силлабикой, в стиле «нота-против-ноты».
Католическая церковь, всегда регламентировавшая использование гимнографических текстов в богослужении, на Тридентском соборе ограничила количество секвенций четырьмя (до официальной регламентации количество текстов достигало 5000; мелодий было значительно меньше вследствие широкого применения контрафактуры), к числу которых в 1727 была добавлена ещё одна — Stabat mater. Все они, кроме «Victimae paschali», относятся к строфическим. Список «классических» секвенций (расположены в примерном хронологическом порядке):
- Victimae paschali (laudes immolent Christiani) / Пасхальной жертве (возносят хвалы христиане) (текст Випо Бургундского)
- Veni Sancte Spiritus / Приди, Дух Святой (текст Стефана Лангтона)
- Lauda Sion (Salvatorem) / Хвали, Сион (Спасителя) (текст Фомы Аквинского)
- Dies irae / День гнева (то есть день Страшного суда; текст Фомы Челанского)
- Stabat mater (dolorosa) / Стояла Мать скорбящая (текст Якопоне да Тоди)
Многие поэтические тексты секвенций опубликованы в фундаментальной серии «Analecta hymnica medii aevi» (AH 7-10, 34, 37, 39-40, 42, 44, 53-55); мелодии секвенций в большинстве своём до сих пор не опубликованы.
Секвенции создавались не только на латыни, но и на французском. Наиболее ранним французским образцом этого жанра является «Секвенция о святой Евлалии» (IX век).
Исторический очерк
Мелодические секвенции изредка отмечаются уже в одноголосии григорианского хорала, например, трёхзвенная секвенция в большом респонсории утрени Великого Четверга «Una hora», на слове «Judaeis»:
Примеры секвенций встречаются в раннем и развитом многоголосии Средних веков и Возрождении: в органумах школы Нотр-Дам, в итальянской (и реже во французской) музыке Ars nova, в мотетах и мессах композиторов нидерландской школы (у Бюнуа, Обрехта, Жоскена и др.):
С развитием (начиная с XVI в.) инструментальной музыки и внедрением генерал-баса значение секвенции постепенно возрастало. Апогей популярности секвенции пришёлся на эпоху барокко, когда она стала излюбленным приёмом развития музыкальной композиции, особенно у Вивальди и Генделя. Секвенции встречаются у венских классиков, у романтиков (особенно ярко у Р. Вагнера и П. Чайковского). Композиторы-новаторы (в том числе авангардисты) XX века, выступавшие против банальности романтической музыки, намеренно избегали секвенцирования (например, С. Прокофьев).
Литература
- Kehrein J. Lateinische Sequenzen des Mittelalters. Mainz, 1873.
- Husmann H. Sequenz und Prosa // Annates musicologiques, 2 (1954), pp. 61-91.
- Husmann H. Notre-Dame und Saint-Victor. Repertoire-Studien zur Geschichte der gereimten Prosen // Acta Musicologica 36 (1964), pp. 98-123, 191—221.
- Crocker R. The Sequence // Gattungen der Musik in Einzeldarstellungen. Gedenkschrift Leo Schrade Bern; München, 1973, p.269-322.
- Michels U. Atlas zur Musik. Bd.1: Von den Anfängen zur Renaissance. Kassel, Basel: Bärenreiter Verlag, 1977.
- Crocker R. The early medieval sequence. Berkeley: University of California Press, 1977.
- Fassler M. Musical exegesis in the sequences of Adam and the canons of St. Victor. Diss., Cornell University, 1983.
- Fassler M. Who was Adam of St. Victor? The evidence of the sequence manuscripts // Journal of the American Musicological Society 37 (1984), pp. 233-69.
- Hiley D. Western plainchant: a handbook. Oxford: Oxford University Press, 1993, pp. 172—195.
- Лебедев С. Н., Поспелова Р. Л. Musica Latina. Латинские тексты в музыке и музыкальной науке. Санкт-Петербург: Композитор, 2000.
- Секвенция // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 958—959 — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-Х.
- Fassler M. Gothic Song: Victorine sequences and Augustinian reform in twelfth-century Paris. Cambridge: Cambridge University Press, 1993; 2nd revised ed. Notre Dame: University of Notre Dame Press, 2011.
- Холопов Ю. Н. Месса // Григорианский хорал. Москва, 2008, сс. 40-67.
Краткая характеристика
Секвенция входит в состав проприя мессы. Текст секвенции латинский, свободно сочинённый (см. Гимнография). По содержанию секвенция, как правило, представляет собой парафразу какой-либо темы («сюжета») Священного Писания. Как и в других песнопениях традиционной католической мессы, склад секвенции монодический. Способ распева текста секвенции как правило силлабический, с невматикой в каденциях.
Ранние секвенции писались ритмической прозой (отсюда их другое историческое название — лат. prosae, «прозы»). Для секвенций Ноткера характерны строфы (количество строф не установлено), состоящие из пары изосиллабических строк («стихов») произвольной длины, без регулярного метра и рифмы. Музыка для каждой новой строфы новая, причём музыка второго стиха повторяет музыку первого стиха. Первый и последний отделы формы обычно состоят из одного стиха (также на собственную музыку). Схема корреляции музыки и текста в секвенции Ноткера Scalam ad caelos (всего 11 текстомузыкальных строф; цифры при латинских буквенных обозначениях показывают количество слогов в стихе; ТМФ = текстомузыкальная форма):
ТМФ | строфа 1 | строфа 2 | строфа 3 | строфа 4 | строфа 5 | строфа 6 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
стихи: |
|
|
|
|
|
|
… |
музыка: |
|
|
|
|
|
|
… |
Поздние секвенции (с XII в.) представляют собой «обычные» рифмованные силлабо-тонические стихи, часто хореические. Характерны трёхстрочные строфы («терцеты»), реже встречаются четырёхстрочные строфы. В терцетах первые два стиха обычно пишутся на одну рифму, а третий на другую (например, Veni Sancte Spiritus; Lauda Sion); реже все три стиха на одну рифму (как в знаменитой Dies irae). Количество строф твёрдо не установлено (может достигать 20 и более).
Каждый из трёх стихов терцета распевается на собственную музыку; в следующей строфе музыка точно повторяется. Двойное повторение отделов музыкальной формы и общая для двух соседних терцетов рифма (в третьей строке) придаёт целому вид структуры высшего порядка, состоящей из текстомузыкальных «метастроф». Типовая схема корреляции музыки и текста в поздней секвенции (строчные латинские буквы относятся к рифме):
ТМФ | строфа 1 | строфа 2 | строфа 3 | строфа 4 | строфа 5 | строфа 6 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
стихи: |
|
|
|
|
|
|
… |
музыка: |
|
|
|
|
|
|
… |