Рондо — что это? отвечаем на вопрос. что такое рондо в музыке?

Влияние венских классиков

В дальнейшем музыкальная форма данного направления существенно изменяется. Это связано с глобальной сменой стиля искусства, с новым мировосприятием человека, которое не могло не отразиться на характере творчества поэтов, художников и, конечно, композиторов

Стоит обратить внимание на особенности развития формы рондо в музыке венских классиков. Одним из первых, кто использовал ее, был Й

Гайдн. Именно тогда эта музыкальная форма обрела классические черты. А в творчестве В. А. Моцарта она достигает высочайшего расцвета. Говоря об этом, нельзя не упомянуть его знаменитое «Турецкое рондо».

Рондо - что это? отвечаем на вопрос. что такое рондо в музыке?

При написании этого произведения Моцарт переложил традиционную турецкую оркестровую военную музыку для исполнения на фортепиано. Изящная, бодрая, живая, эта мелодия очень хорошо известна и любима многими. Еще одним знаменитым композитором, использовавшим данную музыкальную форму, был Л. Бетховен. В его творчестве рондо — это уже большая глубина, мужественность и масштабность. Именно он начинает использовать смешанные музыкальные формы. Речь идет о сонатном рондо. Широко известна его шутливая и задорная «Ярость из-за потерянного гроша», также написанная в данной форме.

Рондо - что это? отвечаем на вопрос. что такое рондо в музыке?

Рондо в творчестве К. Ф. Э. Баха

Карл Филипп Эммануэль Бах

Эстетика Карла Филиппа Эммануэля Баха была противоположна эстетике французских клавесинистов. Он внёс в форму рондо очень сильный элемент фантазийности.

К. Ф. Э. Бах обращается с формой гораздо свободнее, чем его предшественники и многие композиторы последующих эпох. Рефрен активно развивается (чего нет у французских клавесинистов и венских классиков), он транспонируется (причём не обязательно в родственную тональность), имеют место сокращения, разработка или расширение рефрена (часто за счёт включения фантазийных элементов — каденций и т. п.). На фантазийном материале часто строятся эпизоды. Возрастает контраст между частями и их количеством. Общий тональный план лишён уравновешенности, как и масштабы разделов. Возрастает и индивидуальность конструкции каждого произведения. Иногда в его рондо присутствует элемент сонатности (это выражается в возвращении одного из эпизодов в конце формы в основной тональности). Этим он готовит рондо-сонату венского классицизма.

В качестве иллюстрации сказанного можно привести схему Рондо К. Ф. Э. Баха B-dur для клавира. Первая строчка — тип раздела (Р — рефрен, ЭП — эпизод), вторая — количество тактов, третья — локальная форма раздела, четвёртая — тональность раздела, пятая — аналогия разделов произведения с разделами сонатной формы (ГП — главная партия, ПП — побочная партия):

Р ЭП1 Р ЭП² Р ЭП³ Р ЭП4 Р ЭП5(ЭП²) Р ЭП6 Р Р1 ЭП7(ЭП3, 4) Р
8+4+8 12 8 11 8 8+8 4+8 11 8 8 4+4 8+25 8 23 8+16+14+19 15
3 ч. ф. период период
B c-B F B-Es Es c c c-E E a d d-B B B b B
(ГП) (ПП) (ПП²) (ГП) (ПП²)

Форма рондо в музыке

Теперь можно перейти к описанию рондо непосредственно в музыке. Впервые оно появилось во Франции времен Средневековья. Название формы ведет свое начало от слова rondeau — «круг». Так называли хороводные песни. При их исполнении солисты-запевалы исполняли свои фрагменты произведения, а хор повторял припев, в котором и текст, и мелодия оставались неизменными. Эти песни и оказались прообразом музыкальной формы рондо.

Это специфический способ создания произведения, при котором основная тема — ее обычно называют рефреном — постоянно повторяется (как минимум трижды), чередуясь при этом с другими музыкальными эпизодами. Если мы обозначим рефрен латинской буквой A, а иные фрагменты — прочими буквами, то упрощенная схема произведения будет выглядеть так: AB-AC-AD и так далее. Однако рондо не должно становиться и слишком длинным. Как правило, в него входят от пяти до девяти частей. Интересно, что самое длительное рондо включало в себя 17 фрагментов. Это пассакалия французского клавесиниста Франсуа Куперена. К слову, именно данный музыкальный жанр стал прародителем популярной сегодня электронной музыки. Также он имеет много общего с хип-хопом, где на рефрен принято накладывать другие фрагменты. Единственное отличие — основной мотив играет постоянно, а не чередуется с другими отрезками произведения.

Литература

  • Бонфельд М. Ш. Анализ музыкальных произведений: Структуры тональной музыки. — Ч. 2. — М.: Владос, 2003. — ISBN 5-691-01039-5.
  • Григорьева Г. В. Анализ музыкальных произведений: Рондо в музыке XX века. — М.: Музыка, 1995. — ISBN 5-7140-0615-1.
  • Кюрегян Т. Форма в музыке XVII—XX веков. — М., 1998. — ISBN 5-89144-068-7.
  • Мазель Л. Строение музыкальных произведений. — М.: Музыка, 1979.
  • Протопопов В. В. Форма рондо в инструментальных произведениях Моцарта. — М.: Музыка, 1978.
  • Ручьевская Е. А. Классическая музыкальная форма. — СПб.: Композитор, 1998. — ISBN 5-7379-0049-5.
  • Тюлин Ю. Н. Музыкальная форма. — Л.: Музыка, 1974.
  • Фраёнов В. Музыкальная форма. Курс лекций. — М., 2003. — ISBN 5-89598-137-2.
  • Холопова В. Формы музыкальных произведений. — СПб.: Лань, 1999. — ISBN 5-8114-0032-2.
  • Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений: Рондо в его историческом развитии. — Ч. 1, 2. — М.: «Музыка», 1988, 1990.

Рондо в творчестве К. Ф. Э. Баха

Карл Филипп Эммануэль Бах

Эстетика Карла Филиппа Эммануэля Баха была противоположна эстетике французских клавесинистов. Он внёс в форму рондо очень сильный элемент фантазийности.

К. Ф. Э. Бах обращается с формой гораздо свободнее, чем его предшественники и многие композиторы последующих эпох. Рефрен активно развивается (чего нет у французских клавесинистов и венских классиков), он транспонируется (причём не обязательно в родственную тональность), имеют место сокращения, разработка или расширение рефрена (часто за счёт включения фантазийных элементов — каденций и т. п.). На фантазийном материале часто строятся эпизоды. Возрастает контраст между частями и их количеством. Общий тональный план лишён уравновешенности, как и масштабы разделов. Возрастает и индивидуальность конструкции каждого произведения. Иногда в его рондо присутствует элемент сонатности (это выражается в возвращении одного из эпизодов в конце формы в основной тональности). Этим он готовит рондо-сонату венского классицизма.

В качестве иллюстрации сказанного можно привести схему Рондо К. Ф. Э. Баха B-dur для клавира. Первая строчка — тип раздела (Р — рефрен, ЭП — эпизод), вторая — количество тактов, третья — локальная форма раздела, четвёртая — тональность раздела, пятая — аналогия разделов произведения с разделами сонатной формы (ГП — главная партия, ПП — побочная партия):

Р ЭП1 Р ЭП² Р ЭП³ Р ЭП4 Р ЭП5(ЭП²) Р ЭП6 Р Р1 ЭП7(ЭП3, 4) Р
8+4+8 12 8 11 8 8+8 4+8 11 8 8 4+4 8+25 8 23 8+16+14+19 15
3 ч. ф. период период
B c-B F B-Es Es c c c-E E a d d-B B B b B
(ГП) (ПП) (ПП²) (ГП) (ПП²)

Литература

  • Бонфельд М. Ш. Анализ музыкальных произведений: Структуры тональной музыки. — Ч. 2. — М.: Владос, 2003. — ISBN 5-691-01039-5.
  • Григорьева Г. В. Анализ музыкальных произведений: Рондо в музыке XX века. — М.: Музыка, 1995. — ISBN 5-7140-0615-1.
  • Кюрегян Т. Форма в музыке XVII—XX веков. — М., 1998. — ISBN 5-89144-068-7.
  • Мазель Л. Строение музыкальных произведений. — М.: Музыка, 1979.
  • Протопопов В. В. Форма рондо в инструментальных произведениях Моцарта. — М.: Музыка, 1978.
  • Ручьевская Е. А. Классическая музыкальная форма. — СПб.: Композитор, 1998. — ISBN 5-7379-0049-5.
  • Тюлин Ю. Н. Музыкальная форма. — Л.: Музыка, 1974.
  • Фраёнов В. Музыкальная форма. Курс лекций. — М., 2003. — ISBN 5-89598-137-2.
  • Холопова В. Формы музыкальных произведений. — СПб.: Лань, 1999. — ISBN 5-8114-0032-2.
  • Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений: Рондо в его историческом развитии. — Ч. 1, 2. — М.: «Музыка», 1988, 1990.

История

Группа была образована в 1984 году джазовым саксофонистом, композитором и аранжировщиком Михаилом Литвиным, и достаточно быстро выпустила первый удачный магнитоальбом «Турнепс». Группа «Рондо» играла в стиле Новой волны, инструментальные джаз-роковые композиции. Сменилось несколько вокалистов и клавишников, пока в группе не утвердились Александр Иванов и Евгений Рубанов.

В 1987 году Михаил Литвин увольняет старый состав и набирает новых музыкантов. Некоторое время в Москве существует два «Рондо». В 1988 году Литвин эмигрирует в США, но его музыканты продолжают выступать под прежним названием. В 1989 году по решению суда оно остаётся за группой Александра Иванова. В ноябре 1989 года группа отправилась в Японию на фестиваль «Armenia Aid», вся выручка от которого пошла на помощь пострадавшим от землетрясения в Армении. Результатом гастролей стал альбом ««Рондо» в Японии» (1990). В 1989-1990 годах «Рондо» активно гастролирует. Покорив американских и японских слушателей, группа отправляется на гастроли в Болгарию, Польшу, Литву. В 1993 году начинается работа над альбомом «Добро пожаловать в рай». В 1995 году выходит сборник «Лучшие баллады» от «Рондо». В 1996 году музыканты отмечают 10-летний юбилей группы концертом в Московском Дворце Молодёжи с участием старых друзей из «Парка Горького». В 1997 году Александр Иванов начинает сольную карьеру. Какое-то время он совмещает сольную карьеру с работой в группе. В 1998 году в ГКЦЗ «Россия» проходит презентация диска «Прошлое-Живое», записанного во время юбилейных концертов группы вместе с друзьями из «Парка Горького».

27 марта 2003 года выходит альбом — «Кода». В том же году Иванов официально объявляет о распаде группы.

С 2005 года возобновляется название «Рондо», и теперь афиши выглядят так: «Александр Иванов и Рондо».

Старинное (куплетное) рондо

Начало пьесы Франсуа Куперена «Le Tic-Toc-Choc, ou Les Maillotins», написанной в форме куплетного рондо (автограф)

Название происходит от французского слова Couplet, которым в нотах композиторы XVIII века помечали разделы, называемые нами эпизодами. Рефрен назывался «рондо́» (фр. rondeau; иногда форму куплетного рондо по французской традиции также называют «рондо́», с ударением на последнем слоге).

Куплетное рондо было одной из любимых форм французских клавесинистов — Ж. Шамбоньера, Ф. Куперена, Ж-Ф. Рамо и других. В большинстве это программные пьесы, обычно — миниатюры, самого разного характера. В этой форме эти композиторы писали и танцы. В немецком барокко рондо встречается редко. Иногда применяется в финалах концертов (И. С. Бах. Концерт для скрипки с оркестром E-dur, 3-я часть). В сюитах это часто подражание французскому стилю (в той или иной мере) либо танцы французского происхождения (И. С. Бах. Паспье из Английской сюиты e-moll).

Различна продолжительность формы. Норма — 5 или 7 частей. Минимум — 3 части (Ф. Куперен. «Le Dodo, ou L’Amour au berceau» и «Les Barricades Mystérieuses»). Максимально известное количество частей (в принципе для рондо) — 17 (Пассакалия Ф. Куперена).

Рефрен излагает ведущую (почти всегда — единственную во всем произведении) тему, её доминирующая роль сильно выражена. Обычно он написан компактно, в гомофонной фактуре и имеет песенный характер. В большинстве случаев он квадратен (в том числе у И. С. Баха) и имеет форму периода.

Последующие проведения рефрена всегда в главной тональности. Он почти не меняется, единственное нормативное изменение — отказ от повторения (если оно было в первом проведении рефрена). Варьирование рефрена крайне редко.

Куплеты почти никогда не имеют нового материала, они развивают тему рефрена, оттеняя её устойчивость. В большинстве случаев имеет место одна из двух тенденций: малые отличия куплетов друг от друга или целенаправленное развитие куплетов, накопление движения в фактуре.

Музыканты

Последний состав

  • Александр Иванов — вокал, акустическая гитара
  • Дмитрий Рогозин — бас-гитара, подпевка (1991—2002, с 2004)
  • Игорь Жирнов — гитара, подпевка (1993—2002, с 2006)
  • Сергей Володченко — гитара (1995—2002, с 2004)
  • Вячеслав Кушнеров — ударные (с 2010)
  • Марат Хайрутдинов — директор (с 2017)

Бывшие участники

  • Михаил Литвин — саксофон, флейта, автор музыки, аранжировщик (—)
  • Александр Косорунин — ударные (—)
  • Николай Расторгуев — бас-гитара, вокал (1985—1986)
  • Алексей Татаренков — вокал (1984—1986)
  • Виктор Сыромятников — вокал (1984—1985)
  • Наталья Ветлицкая — бэк-вокал (1986)
  • Светлана Колесникова — бэк-вокал (1986)
  • Александр Давыдов — клавишные, вокал (1986)
  • Юрий Писакин — бас-гитара (1986—)
  • Алексей Хохлов — гитара (1986—1991)
  • Евгений Рубанов — клавишные (1986—)
  • Сергей Воробьёв — вокал (—1988)
  • Евгений Авдеев — клавишные (1987—1988)
  • Геннадий Кривоносов — бас-гитара (1987—1988)
  • Олег Молчанов — гитара (1987—1988)
  • Игорь Андреев — гитара (1988—1989)
  • Геннадий Мартов — гитара (1991—)
  • Олег Аваков — гитара (1991—)
  • Игорь Сабетов — клавишные (1989—1991)
  • Вадим Хавезон — гитара, бэк-вокал (1984—1986)
  • Сергей Шевляков — ударные (1984—1986)
  • Николай Сафонов — ударные (1986—)
  • Святослав Куликов — клавишные (—2002; —)
  • Илья Долгин — директор (2006-2017)

Музыканты

Последний состав

  • Александр Иванов — вокал, акустическая гитара
  • Дмитрий Рогозин — бас-гитара, подпевка (1991—2002, с 2004)
  • Игорь Жирнов — гитара, подпевка (1993—2002, с 2006)
  • Сергей Володченко — гитара (1995—2002, с 2004)
  • Вячеслав Кушнеров — ударные (с 2010)
  • Марат Хайрутдинов — директор (с 2017)

Бывшие участники

  • Михаил Литвин — саксофон, флейта, автор музыки, аранжировщик (—)
  • Александр Косорунин — ударные (—)
  • Николай Расторгуев — бас-гитара, вокал (1985—1986)
  • Алексей Татаренков — вокал (1984—1986)
  • Виктор Сыромятников — вокал (1984—1985)
  • Наталья Ветлицкая — бэк-вокал (1986)
  • Светлана Колесникова — бэк-вокал (1986)
  • Александр Давыдов — клавишные, вокал (1986)
  • Юрий Писакин — бас-гитара (1986—)
  • Алексей Хохлов — гитара (1986—1991)
  • Евгений Рубанов — клавишные (1986—)
  • Сергей Воробьёв — вокал (—1988)
  • Евгений Авдеев — клавишные (1987—1988)
  • Геннадий Кривоносов — бас-гитара (1987—1988)
  • Олег Молчанов — гитара (1987—1988)
  • Игорь Андреев — гитара (1988—1989)
  • Геннадий Мартов — гитара (1991—)
  • Олег Аваков — гитара (1991—)
  • Игорь Сабетов — клавишные (1989—1991)
  • Вадим Хавезон — гитара, бэк-вокал (1984—1986)
  • Сергей Шевляков — ударные (1984—1986)
  • Николай Сафонов — ударные (1986—)
  • Святослав Куликов — клавишные (—2002; —)
  • Илья Долгин — директор (2006-2017)

Будущее формы

Теперь, когда мы уже больше знаем о том, что такое рондо, можно попытаться сделать небольшие выводы и предположения. Как видим, выразительные способности этой формы позволяют использовать ее в разных жанрах, удивительным образом преобразуя и дополняя их. И, наверное, в современном искусстве и даже в музыке будущего найдется для нее место. Что примечательно, рондо не так давно дебютировало в кинематографе. Именно этот термин наиболее емко описывает сюжет картины «Начало».

Рондо - что это? отвечаем на вопрос. что такое рондо в музыке?Ведь рондо — это сочетание постоянного с изменчивым, временного с незыблемым, бурного с размеренным и, тем не менее, вечное возвращение на круги своя. И в этом оно сродни нашей жизни и даже самой природе с ее неизменной цикличностью.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Определение слова «Рондо» по БСЭ:

Рондо (итал. rondo, франц. rondeau, от rond — круг)1) распространённая Музыкальная форма, основанная на чередовании главной, неизменяемой темы — рефрена, и постоянно обновляемых эпизодов. Возникла из народных песен, в которых Запев (каждый раз новый) сопоставляется со стабильным Припевом. Старинное, или куплетное, Р. широко представлено в музыке французских клавесинистов 17-18 вв. Венские классики часто обращались к Р. в финалах своих сонатно-симфонических циклов. Для их Р. характерны тематический контраст между рефреном и эпизодами (два, реже три), появление связующих построений между рефреном и эпизодами, завершающая целое кода. В последующее время Р. вновь используется и как форма самостоятельной пьесы. композиционный план Р. становится более свободным. Форма Р. проникает и в вокальные жанры (романс, ария, оперная сцена), в балетную музыку. Черты Р. находят преломление в многочисленных«рондообразных» формах.2) Рондо, твёрдая стихотворная форма: стихотворение из 15 строк в 3 строфах с рифмовкой aabba, abbR, aabbaR, где R — рефрен (обычно нерифмующийся), повторяющий первые слова 1-й строки. Р. преимущественно любовно-лирическое. Форма возникла во французской поэзии конца 14 в., расцвела в 16 — 1-й половине 17 вв.. в России Р. писали поэты 18 в. и начале 20 в. Р. 20 в. воспринимаются как стилизации. Пример:«Манон Леско» М. Кузмина.В. П. Бобровский, М. Л. Гаспаров.

Рондо - что это? отвечаем на вопрос. что такое рондо в музыке?

Музыканты

Последний состав

  • Александр Иванов — вокал, акустическая гитара
  • Дмитрий Рогозин — бас-гитара, подпевка (1991—2002, с 2004)
  • Игорь Жирнов — гитара, подпевка (1993—2002, с 2006)
  • Сергей Володченко — гитара (1995—2002, с 2004)
  • Вячеслав Кушнеров — ударные (с 2010)
  • Марат Хайрутдинов — директор (с 2017)

Бывшие участники

  • Михаил Литвин — саксофон, флейта, автор музыки, аранжировщик (—)
  • Александр Косорунин — ударные (—)
  • Николай Расторгуев — бас-гитара, вокал (1985—1986)
  • Алексей Татаренков — вокал (1984—1986)
  • Виктор Сыромятников — вокал (1984—1985)
  • Наталья Ветлицкая — бэк-вокал (1986)
  • Светлана Колесникова — бэк-вокал (1986)
  • Александр Давыдов — клавишные, вокал (1986)
  • Юрий Писакин — бас-гитара (1986—)
  • Алексей Хохлов — гитара (1986—1991)
  • Евгений Рубанов — клавишные (1986—)
  • Сергей Воробьёв — вокал (—1988)
  • Евгений Авдеев — клавишные (1987—1988)
  • Геннадий Кривоносов — бас-гитара (1987—1988)
  • Олег Молчанов — гитара (1987—1988)
  • Игорь Андреев — гитара (1988—1989)
  • Геннадий Мартов — гитара (1991—)
  • Олег Аваков — гитара (1991—)
  • Игорь Сабетов — клавишные (1989—1991)
  • Вадим Хавезон — гитара, бэк-вокал (1984—1986)
  • Сергей Шевляков — ударные (1984—1986)
  • Николай Сафонов — ударные (1986—)
  • Святослав Куликов — клавишные (—2002; —)
  • Илья Долгин — директор (2006-2017)

Дискография

Студийные альбомы
  •  — Турнепс (магнитоальбом)
  • — Парк культуры (магнитоальбом)
  •  — Рондо
  •  — Блюститель порядка
  •  — Рондо в Японии
  •  — Убей меня своей любовью
  • 1991 — Я буду помнить вместе с Владимиром Пресняковым-младшим
  •  — Добро пожаловать в рай
  •  — Лучшие баллады Рондо
  •  — Coda
Концертные альбомы
  • — Рондо live
  • — Прошлое…живое
Другие известные записи и работы
  • Телемост «Москва — New York» (Москва, 1986)
  • Фестиваль в поддержку Нельсона Манделы (Alande Islands, )
  • Тусовка посвящённая приезду в г. Москву Рональда Рейгана — американца и президента (1988)
  • Фестиваль «Armenia Aid» (Japan, )
  • Турне «Camau», проект «Dixi Belcher», USA — 20 городов ()
  • Концерт «Рондо + вместе с Владимиром Пресняковым-младшим + Александр Монин (Круиз)» (г. Москва, )
  • Рождественские встречи Аллы Пугачёвой (Москва, 1991—1994)
  • Концертный тур «Harley Davidson» (СНГ, )
  • Концертный тур по Юго-Восточной Азии (Сингапур, Таиланд, Вьетнам, Малайзия, )
  • Экологический фестиваль Стаса Намина (Москва, )
  • Группа «Рондо» в Парке Горького (Москва, 1995)
  • Концерт на Красной площади — «PEPSI представляет» (Москва, 1996)
  • Концерт на Красной площади в поддержку первого президента России (Москва, 1996)
  • Концертный тур в поддержку Бориса Ельцина — президента России (Россия, 1996)
  • Юбилей «Рондо» в Московском дворце молодёжи, при участии группы «Парк Горького» (1996)
  • Презентация альбома группы «Рондо» — «Прошлое — живое…», при участии Владимира Преснякова (младшего) и группы «Парк Горького» (1998)
  • Концертный тур группы «Рондо» с фирмой «Philips» по России (1998)
  • Музыкальный фестиваль «Новая Ривьера» (Россия, Сочи 1998)
  • Участие в церемонии закрытия Всемирных юношеских игр (Москва, 1998)

Видеография

  •  — Алло (Отбой)
  •  — Ванька-встанька
  • — Мечтатель
  •  — Тоже является частью Вселенной
  •  — Я буду помнить
  •  — Убей меня своей любовью
  •  — Я возвращаюсь к тебе
  • 1995 — Ну и пусть
  •  — Всё на свете — любовь
  •  — Сумасшедшая девочка (на MTV исполнителем песни объявлялся Александр Иванов)

Видео-концерты

  •  — Из России с любовью
  •  — The Best

Послеклассическое рондо

Рондо в новых условиях отличается очень разнообразным применением. Оно может использоваться более традиционно (финал цикла), или более свободно — например, самостоятельная миниатюра (некоторые ноктюрны Шопена — как превращение медленной части цикла в самостоятельную пьесу), самостоятельная вокальная пьеса (Бородин. «Море»), по принципу рондо могут строиться очень крупные конструкции (интродукция из «Руслана и Людмилы» Глинки).

Меняется и образное содержание рондо. Теперь это может быть экстатическая музыка («Поганый пляс Кащеева царства» из «Жар-птицы», финал «Весны священной» Стравинского), драматическая и трагическая (Танеев. Романс «Менуэт»). Хотя сохраняется и традиционная лирическая сфера (Равель. «Павана»).

Исчезает классическая унификация формы, сильно возрастает её индивидуализация. Две одинаковых конструкции — редкость. Рондо может иметь любое количество частей не меньше пяти. Рефрен может проводиться в разных тональностях (что иногда встречалось уже у венских классиков), нередко нарушение регулярности следования частей (2 эпизода подряд).

Такой тип рондо смыкается с другими формами, в частности, с контрастно-составной (это выражается в усилении контраста между разделами) или сюитной (формально сюита «Картинки с выставки» Мусоргского — рондо).

Примечания

  1. Рефрен некоторые музыковеды называют главной темой, эпизоды — побочными темами. Эти термины приняты в немецкой музыковедческой школе и использовались в дореволюционной России. Теперь они снова получают распространение.
  2. Схема составлена В. Н. Холоповой
  3. Первая форма рондо по А. Марксу.
  4. Вторая форма рондо по А. Марксу.
  5. Третья форма рондо по А. Марксу.
  6. Четвёртая форма рондо по А. Марксу. Часто используется термин «рондо с центральным эпизодом». В советских учебниках обычно называется рондо-сонатой с эпизодом. Рондо-соната с эпизодом ближе к рондо, тогда как в более нормативный тип, рондо-соната с разработкой, относится к смешанным формам.
  7. Термин «Сонатная форма с эпизодом вместо разработки» был принят в советской музыковедческой практике. В настоящее время в связи с усилением внимания к музыкальной теории дооктябрьского периода, эту форму принято относить либо к формам рондо (по классификации А. Маркса — 5-я форма рондо), либо к смешанным формам.
  8. В этом понятии объединяют очень различные по смыслу и содержанию формы, написанные после Бетховена и вплоть до наших дней