Подробно о том, что такое рок-опера

Наиболее известные постановки

Подробно о том, что такое рок-опера

«Авось» — это поэма, которая легла в основу либретто. Однако театральная постановка потребовала дополнительного создания сцен и арий. Премьера состоялась в 1981 г. в Московском театре имени Ленинского комсомола. Спектакль входит в репертуар этого заведения по сей день.

Рок-опера «Суперзвезда» (оригинальное название Jesus Christ Superstar) – произведение Тима Райса и Эндрю Ллойда Уэббера, написанное в 1970 г. Спустя год его поставили на Бродвее. В одноименном альбоме, который был выпущен в 1970 г., заглавная партия была исполнена вокалистом Deep Purple по имени Иэн Гиллан. В записи участвовали и другие знаменитые исполнители: Ивонн Эллиман, Пол Рэйвен, Виктор Брокс, Майк Д’Або, Мюррей Хэд.

В 1973 г. Норман Джуисон — режиссёр мюзикла — его экранизировал. Фильм был снят в Израиле на местах исторических событий, которые разворачивались на заре христианства. Данная работа получила высокие оценки кинокритиков.

При этом проект подвергся нападкам различных религиозных организаций. В 2000 г. опера была снята австралийскими кинематографистами. Данный проект получил название Millennium Version, новый актёрский состав и режиссёрское решение.

Протесты и скандалы — легкий испуг

Благосклонная реакция Ватикана не спасла, впрочем, JCS — и в театральном, и в кинематографическом ее воплощении — от недовольства, а то и протестов различных христианских организаций.

Знаменитый американский проповедник Билли Грэхэм обвинил рок-мюзикл в «кощунстве и святотатстве». Особенное возмущение с его стороны вызвало отсутствие в сюжете сцены воскрешения. «Без воскрешения нет христианства», — категорически заявил он. И на самом деле опера заканчивается сценой на кресте, и последние ее слова — слова Христа, обращенные к Богу: «Отец, в твои руки я передаю свою душу».

Протесты христианских пуристов вызывало и само название — употребление не только совершенно светского, но к тому же еще и из арсенала шоу-бизнеса слова superstar по отношению к Богу. Во время лондонской премьеры протестующие блокировали театр с плакатами Supersham («Суперстыд»). А на плакатах устроивших пикет группы монахинь красовалась надпись: «Я Христова невеста, а вовсе не миссис Суперстар».

Недовольство высказывали еврейские организации, которые увидели проявления антисемитизма в изображении первосвященников Каиафы и Анны как злодеев, желавших смерти Христа и своим давлением добившихся от Пилата его распятия.

Подробно о том, что такое рок-операРекламный плакат к фильму Нормана Джюисона. Фото: LMPC

Тем не менее, если сравнить те бури протеста, которыми были встречены другие, отходящие от традиционной канвы интерпретации евангельской легенды — монтипайтоновское «Житие Брайана» (1979) и «Последнее искушение Христа» (1988) Мартина Скорсезе, то в целом можно сказать, что Jesus Christ Superstar отделался легким испугом.

Казалось бы, страсти вокруг Jesus Christ Superstar давно улеглись. Опера постоянно ставится в самых разных странах мира, хотя конфликтные ситуации вновь время от времени возникают. В 2018 году в Греции митрополит острова Китира подал в суд на осмелившийся поставить оперу афинский театр «Акрополис». Он обвинил театр в святотатстве и потребовал полного запрета постановки, актеры которой, по его словам, являются хиппи, а сам спектакль — грубым оскорблением православной веры.

Известные рок-оперы

За рубежом

  • «S.F.Sorrow» (1968) — группа The Pretty Things
  • «Томми» (англ. Tommy, 1969) — группа The Who
  • «Иисус Христос — суперзвезда» (1971) — Эндрю Ллойд Уэббер, Тим Райс
  • «Квадрофения» (англ. Quadrophenia, 1973) — группа The Who
  • «Стена» (англ. The Wall, 1979) — группа Pink Floyd
  • «Земля обетованная» (каз. Жерұйық, 1980) — Дос-Мукасан (Т. М. Мухамеджанов)
  • «Freudiana» — Эрик Вульфсон
  • «Operation: Mindcrime» (1988) — группа Queensryche
  • «Streets: A Rock Opera» (1991) — группа Savatage
  • «The Final Experiment» (1994) — Ayreon
  • «Into the Electric Castle» (1998) — Ayreon
  • «Nostradamus (2001) — Николо Коцев
  • «Avantasia» (2001—2002) — Тобиас Саммет (Edguy)
  • «American Idiot» (2004) — Green Day
  • «The Human Equation» (2004) — Ayreon
  • «The Räuber» (2008) — Bonfire
  • «Nostradamus» (2008) — Judas Priest
  • «Рипо! Генетическая опера» (2008)
  • «She» (2008) — проект Caamora Клайва Нолан
  • «Equilibrio» (2008) — Xystus
  • «21st Century Breakdown» (2009) — Green Day
  • «Моцарт. Рок-опера » (2009) — Dove Attia et Albert Cohen
  • «Человек-паук: Погасить тьму» (2011) — Стэн Ли
  • «Lačplēsis» (2013) — группа Autobuss Debesis (Bus in the Sky)
  • «The Theory of Everything» (2013) — Ayreon
  • «Beloved Antichrist» (2018) — Therion

в СССР и России

Русскоязычные рок-оперы представлены рядом произведений советского периода:

  • «Орфей и Эвридика» (1975) Александра Журбина
  • «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» (1975) Алексея Рыбникова
  • «Юнона и Авось» (1980) Алексей Рыбников
  • «Фламандская легенда» (1982) Ромуальд Гринблат (театр «Рок-Опера»)
  • «Стадион» (1985), «Мастер и Маргарита» Александра Градского
  • «Алые паруса» (А. Богословский, записана ВИА «Музыка» в 1977 году)
  • «Улица» (1989) Владимира Преснякова-старшего

а также современными произведениями:

  • «2032: Легенда о несбывшемся грядущем» Виктора Аргонова
  • «Жанна д’Арк»
  • «Паганини»
  • «Кентервильское привидение»
  • «Царь-Девица»
  • «Ангел Мести» — Сергея Ефимова и Достоваловой Дарьи
  • «Эльфийская рукопись» (2004) — группа Эпидемия
  • «Эльфийская Рукопись: Сказание на все времена» (2007) — группа Эпидемия
  • «Парфюмер» (2007) — Игорь Демарин
  • «Мастер и Маргарита» (2009) — Александр Градский
  • «Дорога без возврата» (2009) — группа ESSE
  • «Последнее испытание» (2009) — Антон Круглов
  • «Ангел мести» (2010) — группа «Голос Неба»
  • «TODD» (2012—2013) — группа Король и Шут
  • «Сокровище Энии» (2014) — группа Эпидемия
  • «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» (2016) — группа Power Tale
  • «Пугачев» (Рок-Синдром, Сергей Есенин) (2016) Рок-Синдром — «Пугачов — музыка бунтарей» на полный текст драматической поэмы Сергея Есенина «Пугачов», 1922 (через «О», согласно орфографическим правилам тех лет)
  • «Окситания» — проект Margenta в рамках проекта «Династия Посвящённых»
  • «Легенда Ксентарона» (2018) — группа Эпидемия

Особенности Рок-опер в СССР и России

Алексей Рыбников позиционирует свои произведения как «современную оперу», Виктор Аргонов определил жанр своей оперы «2032: Легенда о несбывшемся грядущем» как оперу в стиле техно. Вместе с тем, общей особенностью большинства перечисленных произведений является крупная форма, наличие как вокальных, так и речевых и инструментальных участков, философская и историческая направленность, связь с русскими классическими традициями (в особенности у Рыбникова и Артемьева).

В последнее время на территории России стали популярными фолк-рок-оперы, такие как оперы рок-ордена «Тампль» («Тампль», «Жанна д’Арк») и другие, а также по мотивам произведений фэнтези «Дорога без возврата».

Существенное отличие произведений советского периода заключается в широкой известности, которую они получили, тогда как современные произведения жанра являются камерными постановками, не способными обрести массовую аудиторию[источник не указан 182 дня]. Так, опера Эдуарда Артемьева «Преступление и наказание» писалась автором почти 30 лет, но ее выход в 2007 году на двойном CD-альбоме практически не был доступен широкому слушателю[источник не указан 182 дня], несмотря на мировую известность автора.

Постановки в этом жанре, как правило, реализуются антрепризно или в театрах других направлений — драматических, в лучшем случае музыкальных. Единственный театр в нашей стране, специализирующийся на рок-операх, это Санкт-Петербургский театр «Рок-опера».

Сначала был альбом

Подробно о том, что такое рок-операУчастники первой студийной записи: Мюррей Хед — Иуда, Иэн Гиллан — Христос, Барри Деннен — Понтий Пилат, Майк д’Або — царь Ирод. Фото: HULTON ARCHIVE

«Никто не хотел и слышать о том, чтобы поставить JCS в театре. „Хуже идеи не придумаешь“, — сказал нам один из продюсеров. Вот мы с Тимом Райсом и решили выпустить оперу в виде альбома», — вспоминает Эндрю Ллойд Уэббер.

Решение для мюзикла было очень нестандартным, но, с другой стороны, для рок-эпохи 60-х очень характерным — записать сначала концептуальный альбом, а затем с его помощью пробить своему творению дорогу и на вожделенную театральную сцену.

Концептуальные альбомы, начиная с грандиозного успеха битловского «Сержанта», были в моде. Набирал силу и жанр рок-оперы — после нескольких первых попыток малоизвестных групп изданная в мае 1969 года группой The Who опера Tommy получила широкий резонанс.

Продюсерами записи выступили сами Уэббер и Райс, сами же они и подбирали исполнителей — ни много ни мало 60 вокалистов и инструменталистов. И хотя финансировать запись и ее будущее издание взялась крупная звукозаписывающая компания Decca, бюджет, выделенный на крупномасштабный проект малоизвестных авторов, был невелик, так что о звездах речи быть не могло. Все артисты, так же, как и сами авторы, были малоизвестные, начинающие.

Как и сам подход авторов к своему творению — гибриду между роком и мюзиклом — отобранные ими певцы и музыканты тоже представляли собой пеструю картину из самых разных жанров. Мюррей Хед — Иуда — работал на телевидении, в том числе и в шоу будущего монтипайтоновца Майкла Пейлина и выступал в лондонской постановке поп-мюзикла «Волосы». Барри Деннен — Понтий Пилат — мелькнул в постановке мюзикла «Кабаре» в одном из лондонских театров.

Ивонн Эллиман — Марию Магдалену — Уэббер увидел в одном из лондонских клубов, где 17-летняя американка пела и аккомпанировала себе на гитаре. «Все, что мне нужно для Марии Магдалены, — прямо передо мной», — восторженно кричал он в телефонную трубку Райсу прямо из клуба.

Пожалуй, единственным из солистов со сколько-нибудь заметной рок-репутацией был исполнитель роли царя Ирода — вокалист группы Manfred Mann Майк д’Або.

Даже самая громкая на сегодняшний день звезда из участников студийной записи JCS — Иэн Гиллан в роли Иисуса — только-только попал в состав тогда еще вполне средней группы Deep Purple. Тим Райс заметил его в августе 1969 года на концерте группы в Royal Albert Hall, где он спел свежесочиненный им будущий хит Child in Time.

Оказался среди исполнителей под именем Пол Рейвен совсем тогда еще никому не известный Пол Гэдд, в будущем прославившийся как поп-звезда, а затем оскандалившийся и осужденный как педофил Гэри Глиттер.

Многочисленные массовые сцены изображали три хора, в том числе один детский.

Инструменталистов было более трех десятков. Наряду с рок-группой Grease Band, аккомпанирующим составом Джо Кокера, еще и трубачи, флейтисты, тромбонисты, даже фаготисты и гобоисты. Сам Уэббер играл на фортепиано и только-только тогда появившемся и ужасно модном синтезаторе Moog.

Запись шла еще в полный рост, когда Decca решила в ноябре 1969 года выпустить затравку — сингл Superstar, обращенную к Христу арию уже покончившего с собой Иуды, горько сокрушающегося о том, что Христос мог, по его мнению, добиться куда большего. Сингл в исполнении Мюррея Хеда попал в топ-100 американского Billboard и свою задачу — разогреть интерес к будущему большому релизу — вполне выполнил.

Ждать полноценного релиза пришлось, правда, еще почти год. 87-минутный двойной альбом с прекрасно иллюстрированным 28-страничным вкладышем с полным текстом либретто вышел в сентябре 1970 года. Как это ни странно, в Америке он имел куда больший успех, чем на родине, уже в начале 1971 года возглавив альбомные чарты Billboard.

В Британии успех был куда более скромный, пластинка не сумела подняться выше шестого места. Быть может, причина относительного неуспеха была в отсутствии радиоэфира — Би-би-си сочла оперу «кощунственной» и запретила трансляцию ее на своих волнах.

Тем не менее дорога к вожделенной для обоих авторов театральной постановке была открыта. Как вспоминал потом Тим Райс, невозможность пробиться сразу на сцену на самом деле лишь помогла опере.

«Работая над пластинкой, мы сократили и осовременили текст. Музыка получилась более роковой и более энергичной, в гораздо большей степени нацеленная на молодежную аудиторию. Все это дала нам пластинка. Поначалу мы этого не осознавали, так как Эндрю писал ее с расчетом не на альбом, а на театр. Но так получилось даже лучше, еще до постановки мы получили огромное паблисити, и, когда наконец добрались до сцены, все участники уже прекрасно знали и текст, и музыку».

Истоки

«С детства меня мучила мысль — как бы я поступил, окажись я в той же ситуации, в которой оказались Понтий Пилат и Иуда Искариот. Как они могли знать, что Иисус станет божеством, а они в результате будут навеки прокляты?» — так рассказывал в своей автобиографии об истоках идеи рок-оперы Jesus Christ Superstar автор ее текста Тим Райс.

Еще по одному его признанию, толчком для оперы, как и для многих-многих других рок-явлений 1960-х, стал главный рок-поэт эпохи Боб Дилан. В его песне 1964 года With God on Our Side есть такие строки: «Долгими темными часами / Я думал о том, что Иисус был предан поцелуем / Но решайте сами / Не был ли на стороне Иуды Бог».

«Иуда был совсем не глупый человек, и то, во что вылилась вся эта история, в конечном счете было просто отражением политической ситуации того времени», — говорил Уэббер.

Именно Иуда в гораздо большей степени, чем Христос, оказывается в центре драматического сюжета JCS. Тим Райс говорил, что в Евангелии Иуда — «примитивный, картонный злодей». Он же хотел его очеловечить. В итоге получилась измученная душа, разрываемая любовью к Христу и сомнениями в правильности избранного им пути, которые в конечном счете и приводят к предательству.

«Очеловечиванию» — в противовес обожествлению — подвергся в опере и образ самого Иисуса Христа.

«Христа мы видим не как Бога, а просто как нужного человека в нужном месте», — говорил Тим Райс.

В итоге, несмотря на практически полное соблюдение всей канвы евангельского сюжета, подобного рода подход наряду с выбором остро современной и предельно актуальной музыкальной формы увел молодых авторов от стандартного благоговейно-почтительного отношения к христианской легенде к изображению Христа как сражающегося с истеблишментом радикального революционера.

Этот слом отражал бунтарское время и бунтарское мировосприятие рубежа 1960−1970-х годов и во многом обусловил беспрецедентный успех рок-оперы.

Предтечи

Впрочем, ни композитор Эндрю Ллойд Уэббер, ни его партнер либреттист Тим Райс в стандартный имидж бунтарей 60-х никак не вписывались. Познакомились они в 1965 году. Выросший в музыкальной семье и с детства пробовавший свои силы как композитор 17-летний Уэббер учился тогда в лондонском Королевском колледже музыки. 20-летний Райс работал на низовых позициях в музыкальном бизнесе и пробовал свои силы как поэт-песенник.

Время было самое что ни на есть рок-н-ролльное, но молодые люди в силу своего семейного и профессионального воспитания тяготели не столько к рок-песне, сколько к форме куда более традиционной и в то время казавшейся куда более верной дорогой к успеху — классическому театральному мюзиклу.

Именно такой и была их первая совместная работа — написанный тогда же, в 1965 году, мюзикл «Такие, как мы» (The Likes of Us) — о филантропе, основателе приюта для детей. Успеха, правда, эта затея не имела — ни один театр мюзикл к постановке не взял, дальше демо-записи дело не пошло, и он был прочно забыт вплоть до 2005 года, когда дебютное сочинение к тому времени уже всемирно известной авторской пары было наконец поставлено.

Следующий подход к снаряду — основанная на библейской истории Иосифа Прекрасного поп-кантата «Иосиф и его удивительный плащ снов» (Joseph and the Amazing Technicolor Dreamcoat) — ожидала куда более успешная судьба. После скромной школьной премьеры 35-минутное вокально-инструментальное сочинение было исполнено в ноябре 1968 года ни много ни мало в Соборе Святого Павла и удостоено благожелательной рецензии в газете Sunday Times, где его окрестили «поп-ораторией» и похвалили за «живость и новаторский подход».

Воодушевленные успехом Уэббер и Райс решили, что их следующая работа — рок-интерпретация евангельской легенды о Христе и Иуде, которой они решили дать «современное» название «Иисус Христос — суперзвезда», — обязательно должна добиться поставленной ими перед самими собой и перед своими сочинениями цели и стать успешным театральным мюзиклом на сцене одного из лучших театров лондонского Уэст-Энда и в перспективе попасть даже на Бродвей.

Однако поставить задачу оказалось куда проще, чем ее решить. Постановка мюзикла — предприятие дорогостоящее, убедить театральных продюсеров в жизнеспособности не слишком почтительной трактовки классической христианской истории не удавалось.

Даже на фоне уже довольно успешно шедшего как в Уэст-Энде, так и на Бродвее поп-мюзикла «Волосы» JCS звучал очень радикально — музыка была намного жестче, явно выраженный рок, а не поп, текст, несмотря на евангельский сюжет, пелся как бы из современности («Почему ты выбрал такое отсталое время и столь странное место?»), изобиловал современными понятиями (пиар, массовая коммуникация) и сленгом.

К тому же, в отличие от привычной для мюзикла структуры, здесь вообще не было разговорных сцен. Весь текст от начала до конца, от появления Христа в Иерусалиме и до его распятия на кресте, пелся. Так и родилось жанровое обозначение — рок-опера.