Реставрация

Преимущества профессии реставратор

Профессию реставратора выбирают люди, которые проявляют большой интерес к искусству. Она становится для них призванием, а возможность работать со старинными объектами – главным преимуществом.

Повышение квалификации мастера и его опыт влияют на уровень дохода. Чем дольше реставратор работает в выбранном направлении, тем выше его гонорары за проделанную работу. В среднем зарплата реставратора в крупных городах России составляет порядка 70-80 тысяч рублей, а доход уважаемого в отрасли специалиста увеличивается до 100-120 тысяч. Стоит отметить, что труд реставратора в коммерческом направлении ценится еще выше и зависит от целого ряда факторов, в том числе его мастерства и репутации.

Научные реставраторы работают в музеях и хранилищах, а коммерческие высоко ценятся в антикварных лавках и исторических бутиках. При наличии организаторских способностей у специалиста есть хорошие перспективы на открытие собственного успешного бизнеса, благодаря которому он получит независимость, сочетающуюся с возможностью заниматься любимым делом. Приятным бонусом для реставратора станут частые командировки, так как нередко в поисках объектов культурного наследия они путешествуют по всему миру, участвуют в археологических раскопках и профессиональных конференциях.

Реставрация

Основные этапы ремонтных мероприятий

Ремонт фасада состоит из целого ряда стадий. Самые основные из них:

  • оценка и изучение повреждений;
  • расчет несущей способности стенных конструкций;
  • подготовительная стадия;
  • выбор облицовочного материала и способа его нанесения;
  • установка покрытия для фасада.

Реставрация

Подготовительный этап фасадного ремонта предполагает следующие работы:

  • снятие старого покрытия;
  • починка и заделка сколов, трещин, восстановление деформировавшихся элементов стенной конструкции;
  • удаление загрязнений и пыли;
  • нанесение одного или нескольких слоев грунтовой смеси.

Реставрация

Реставрация

Лучше всего в этой ситуации обратиться к услугам промышленных альпинистов.

Реставрация зданий и сооружений

|

В настоящее время в сфере строительства —  реставрация зданий и сооружений занимает если не основное, то особое место. Дело в том, что в специфичном историческом характере города Москвы реставрация здания востребована во многих случаях — например, когда морально устаревшее здание середины прошлого века окончательно обветшало, или когда заказчик хочет сменить функциональное назначение сооружения, а также во многих других ситуациях, когда требуется изменение конфигурации, а иногда и размеров сооружения, его перепланировка, перестройка здания, дополнительная пристройка и т.п.

Реставрация

В настоящее время реставрация зданий — это комплекс организационно-строительных мероприятий и строительно-монтажных работ, связанных с изменением функционального назначения здания, изменением количества и качества внутренних помещений, необходимостью увеличения общей площади здания и его вместимости, и т.п.

В сегодняшнем динамичном мире реставрация зданий в ходе их эксплуатации является одним из основных значимых вопросов в сфере строительства, т.к. экономически более выгоден исходя из расходов на восстановление обветшалых строений, требующих постоянного ремонта.

Реставрация и восстановление зданий и сооружений

Реставрация зданий — это прежде всего выполнение комплекса работ, в ходе которых возможна изменение размеров здания, его полная или частичная перестройка (или внутренняя перепланировка). Реставрация сооружений становится необходима становится в ситуации, когда возрастают временные или постоянные нагрузки на здание, происходит изменение в подземных помещениях. Кроме того реставрация здания необходима в случаях, когда в непосредственной близости происходит строительство новых сооружений, прокладка коммуникаций, в случаях морального устаревания, физического износа конструкций, а также в при изменениях состояния грунта.

Реставрация

Стоит также отметить ситуации в промышленном строительстве, когда предприятия меняют радикально профиль своего основного производства, при этом не вносят изменения в конструкцию своих производственных цехов. При этом они пытаются поддерживать свои обветшалые объекты путем внесения косметического ремонта, вместе с этим расходы на это с каждым годом становятся все больше и больше. Здесь как в поговорке “Скупой платит дважды”, дешевле произвести единожды полную реставрацию производственного здания, чем ежегодно тратить попусту средства.

Что собой представляет реставрация зданий

Что собой представляет реставрация здания или сооружения. В настоящий момент под этим подразумевается комплекс строительных работ по изменению архитектурного решения здания, в том числе создание капитальных пристроек, цокольных помещений, надстроек, изменения несущих конструкций и систем инженерных коммуникаций здания, кроме того производится благоустройство территории. Для проведения работ по реставрации зданий и сооружений требуется 

 Реставрация

Наша компания производит также реставрацию зданий и сооружений имеющих статус исторических и культурных памятников:

Реставрация

Реставрация

Реставрация

Реставрация

Реставрация

Реставрация

Реставрация

Компания Бэст проводит весь спектр работ по реконструкции зданий и сооружений от проектной докуменации до проведения самой реставрации здания,с последующей сдачей под ключ.

Как спасают памятники архитектуры в развитых странах Европы?

Очевидно, что реставрация старинных зданий – удовольствие не из дешевых. В нашей стране охрана архитектурных памятников зачастую уходит на второй, а то и на третий план. Но в некоторых европейских странах все по-другому. Наиболее трепетно за своим архитектурным и историческим наследием следят в Германии, Италии, Франции, а также Чехии.

Например, немецкое законодательство предусматривает огромные штрафы за повреждение или незаконную реконструкцию памятников национального зодчества (от 50 тысяч до 1 миллиона евро). Не менее жесткие правила и в Чехии. К примеру, если в старинном особняке находятся ценные предметы искусства, то его владелец будет обязан даже соблюдать определенный температурный режим в своем доме.

А вот Франция, дабы спасти свои многочисленные архитектурные памятники, продает их в частные руки. Кроме этого, французы активно привлекают к восстановлению своего культурного наследия волонтеров со всего мира.

Применяемые методики

Реставрационные работы по восстановлению памятников и прочих архитектурных объектов предполагают целый перечень строительных мероприятий и применение достаточно серьезной материально-технической базы.

Наша компания занимается строительством уже более 22 лет. Опыт реставрационных работ и профессиональные навыки наших специалистов являются бесспорными преимуществами нашей компании.
Для осуществления реставрации исторических зданий нами применяется следующий перечень действий:

  • • Прежде чем приступить к основной части работ, мы проводим тщательный исторически-архитектурный анализ объекта. Это необходимо для объективной оценки ценности здания, выявления наличия предметов охраны и точного формирования представления об историческом облике объекта.
  • • Еще одним из важнейших этапов является техническая экспертиза объекта. Без точной оценки степени износа архитектурной конструкции невозможно разработать план предстоящих работ.
  • • После того как основной план действий намечен, специалисты компании составляют проект (реставрации, приспособления и конструкции). После согласования проектной документации в установленном порядке мы делаем первый шаг к началу основных работ – получаем разрешение на реставрацию, приспособление, реконструкцию и строительно-монтажные мероприятия, от охраны ОКН.
  • • Для того чтобы не допустить ухудшения состояния здания в процессе подготовительных работ, мы производим консервацию объекта культурного наследия. Также наша компания осуществляетпротивоаварийные работы.

Где можно получить профессию реставратор?

Профессия реставратора подходит людям, интересующимся искусством и историей, а для ее освоения потребуется диплом о высшем образовании. При выборе направления подготовки абитуриентам стоит учитывать сферу деятельности, в которой они хотят работать, так как разные специализации потребуют разных знаний. Большинство реставраторов получает художественное образование и дополняет его различными курсами. Преимуществом станет второе высшее образование в исторических науках.

Самыми востребованными ВУЗами России, обучающими реставрационному делу, являются:

  • Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина;
  • Санкт-Петербургский государственный университет;
  • Российский государственный гуманитарный университет;
  • Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина при Российской академии художеств;
  • Санкт-Петербургский государственный институт культуры.

После получения диплома обучение реставратора не заканчивается, так как ему предстоит оттачивать свои знания на практике, чтобы получить доступ к по-настоящему ценным предметам.

Источники изображений: searchbiznes.ru, kudapostupat.by, rusmuseumvrm.ru, artchive.ru

Реставрация фундаментов

В настоящее время большинство нормативных и правовых документов в области сохранения историко-культурного наследия относят фундамент и субструкции в его основании к категории — охраняемого памятника.

Существует множество методов реставрации и усиления фундаментов зданий, однако современная политика в сфере сохранения историко-культурного наследия и принятые реставрационные критерии регламентируют выбор способа стабилизации и технологии укрепления.

Подземные элементы зданий (фундаменты, субструкции), конструктивные методы улучшения грунтов оснований (грунтовые подушки, шпунтовое ограждение и т.п.) классифицируются, как части памятника и их изменение или устранение может быть произведено только в исключительных обстоятельствах, когда очевидна угроза разрушения здания.

На методы реставрации фундаментов должен влиять тот факт, что они по своей структуре зачастую представляют собой конгломерат горных пород (валунная бутовая кладка, белокаменные блоки и т.п.), встречающихся в естественных обнажениях. В связи с этим методы и принципы укрепления массивов горных пород могут быть перенесены в область усиления и реставрации фундаментов исторических зданий и сооружений.

Приемы усиления оснований и фундаментов концептуально разделяются на следующие группы:

Значение слова Реставрация по словарю Ушакова:

РЕСТАВРАЦИЯ реставрации, ж. (латин. restauratio). 1. Восстановление в первоначальном виде попорченного или обветшалого (особенно произведений искусства). Реставрация картины. Реставрация дворца. 2. Восстановление прежнего, свергнутого политического строя. Окончательная победа социализма есть полная гарантия от попыток интервенции, а, значит, и реставрации, ибо сколько-нибудь серьезная попытка реставрации может иметь место лишь при серьезной поддержке международного капитала. Сталин (К итогам работ XIV конференции РКП(б)). 3. (Р прописное). Период с 1814 по 1830 г. во Франции, когда после Наполеона Бонапарта власть вновь перешла к Бурбонам, династия к-рых была свергнута во время буржуазной революции конца 18 в. (истор.). Эпоха Реставрации. Люди времени Реставрации.

Восстановление картин

Начать следует с тех, чья кисть снова вдыхает жизнь в старые полотна мастеров. Ведь с годами картины теряют свою палитру: краски выветриваются, холст становится менее прочным, а расписанные рамы рассыпаются и осыпаются под воздействием факторов окружающей среды.

Учитывая это, нетрудно догадаться, что со временем изображение на картине становится настолько невзрачным, что более не может радовать глаз публики. И вот тогда-то за работу берутся реставраторы картин.Реставрация

Следует сразу заметить, что это очень тяжелая работа. Здесь недостаточно быть хорошим художником, умеющим пройтись кистью по старым полотнам. Реставратор – это прежде всего профессионал, способный определить все особенности будущей работы. Например, выяснить, какой тип краски следует использовать, каким стилем ставить мазки и какие тона использовать, дабы не испортить первоначальный шарм картины.

Как выбрать материалы

РеставрацияРеставрацияРеставрация

1 / 3

Тарелка с изображением раковин из музея-заповедника «Царицыно» до реставрации

На тарелке видны следы непрофессиональной реставрации и грубые доделки.

Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени И. Э. Грабаря

2 / 3

Вид тарелки после удаления записей и расклейки фрагментов восполнения, выполненных из картонаВсероссийский художественный научно-реставрационный центр имени И. Э. Грабаря

3 / 3

Фрески Дмитровского собора во Владимире после реставрации с использованием казеина

Заметно повреждение красочного слоя фрески.

Межобластное научно-реставрационное художественное управление

К реставрационным материалам предъявляются несколько основных требова­ний: стабильность (материал не меняет структуру и свойства под влиянием температуры или влаги, а также не подвержен биопоражениям), обратимость (при необходимости материал можно удалить, и он не будет препятствовать повторной реставрации), долговечность (материал не изменит своих свойств как минимум следующие 50 лет). Новые материалы, разрабатываемые в специ­альных лабораториях, проверяют на эти свойства в камерах старения. Нередко по заданию мастерской материал разрабатывается с учетом нужд конкретного памятника. 

Синтетические материалы производятся специально в лабораториях и на пред­приятиях. Впрочем, есть очень простые и действенные составы, которые мож­но приготовить дома. Например, желтковая эмульсия, укрепляющая красоч­ный слой фресок, делается из яичного желтка, воды и спирта.

Иногда материал, использовавшийся поколениями заслуженных реставрато­ров, запрещают. Так, в некоторый момент выяснилось, что казеиновый клей создает плотную корку, которая при рас­трескивании тянет за собой красочный слой и разрывает его, поэтому сейчас укреплять им живопись запрещено.

Оплата труда

Важные качества

Трепетное отношение к памятникам ушедших эпох, склонность к ручному труду, интерес к изобразительному и прикладному искусству, усидчивость, аккуратность, умение концентрировать внимание. Реставратор не состоится как профессионал, если он не склонен к постоянной учёбе, освоению всё новых и новых техник

Реставратор не состоится как профессионал, если он не склонен к постоянной учёбе, освоению всё новых и новых техник.

Знания и навыки

Реставратору необходимо знать реставрационные материалы и техники. Также надо знать и уметь пользоваться техниками, применявшимися при изготовления памятника, над которым он работает. Поэтому логично, что в реставрацию предметов искусства часто приходят дипломированные художники.

Реставратор постоянно пополняет свои знания. Для этого он проходит стажировки, посещает семинары и конференции. Для чтения профессиональной литературы нужно знать хотя бы один иностранный язык.

Что можно отреставрировать?

Реставрировать можно много чего: мебель, старинные здания, мосты, картины, скульптуры, автомобили, мотоциклы, фотографии… Занятие это не такое рутинное и скучное, как может показаться на первый взгляд. Например, реставрация своими руками мебели – это не столько работа, сколько настоящее искусство, волшебство! Ведь мастер, занимающийся этим делом, возвращает новую жизнь тем предметам интерьера, которые другие уже давно бы выбросили на свалку.

Существует и такое понятие, как «реставрация зубов». Это процесс восстановления их формы и функций при повреждении. Интересным и довольно востребованным занятием является реставрация фотографий. Она предполагает удаление пятен, трещин и заломов на старых снимках. Существуют также технологии, позволяющие восстанавливать порванные фотографии.

В некоторых гуманитарных науках тоже употребляется слово «реставрация». Определение по истории, например, у данного термина следующее: это восстановление рухнувшего политического строя или режима в определенном государстве. В национальной истории Франции даже выделяют отдельный период – эпоху Реставрации (конец XVIII – начало XIX века).

Понятие реставрации в домашнем быту

Если говорить об обыденной жизни, то реставрация – это починка различных элементов домашнего быта. Сюда может входить мебель, предметы интерьера и даже сами комнаты. В качестве примера остановимся на вопросе о том, что такое реставрация мебели. Как это происходит и почему некоторые люди так яростно не хотят попрощаться с, казалось бы, отжившими свое вещами?

Так вот, реставрация мебели – это комплекс мер по восстановлению внешнего вида домашней утвари. Например, у хозяина квартиры есть старый советский диван, у которого износились пружины, а также выцвела обивка. В данном случае реставрацией будет замена старых и негодных частей более новыми, но при этом сам каркас дивана останется прежним.

Реставрация

Возможно, некоторые спросят: «А не проще будет купить новую мебель?» Вопрос вполне логичный, однако есть три аргумента, обосновывающие реставрацию старой мебели. А именно:

  • Во-первых, восстановление мебели обходится куда дешевле. Особенно если реставрацию проводили не в мастерской, а дома, руками самих владельцев.
  • Во-вторых, многие считают, что раньше мебель делалась более качественно, чем сейчас. Следовательно, целесообразнее будет ее восстановить, нежели заменить новой, которая выйдет из строя если не через год, то через пару лет точно.
  • В-третьих, некоторые предметы мебели имеют особое значение для владельцев, не говоря уже о предметах, входящих в список раритетных и редких.

Кто такой реставратор?

Реставратор – специалист, занимающиеся восстановлением и сохранением произведений изобразительного и прикладного искусства, которые представляют собой историческую, культурную или научную ценность.

Реставрация (restavratio) – восстановление, в переводе с латинского языка. Учитывая, что латинский язык вышел из употребления в VI веке, после падения Римской империи, и до настоящего времени сохранился лишь в научной среде, можно полагать, что о реставрации предметов люди задумывались еще во II тысячелетии до нашей эры. В частности, письменные памятники культуры, над сохранением которых также трудились реставраторы, свидетельствуют о том, что Александр Македонский приказал восстановить Вавилонскую башню после завоевания им города. Естественно, ее восстановлением занимались, в том числе, и реставраторы.

Известно, что специализированные школы реставраторов начали зарождаться в Европе лишь в XVII-XVIII вв. А окончательно сформировалась эта профессия только к концу XIX века. В том числе в ней появились отдельные направления деятельности, в зависимости от объектов реставрации: старинной мебели, домашней утвари, картин, музыкальных инструментов и т. д.

Реставрация тесно связана с археологией. Раскопки исторических артефактов, как правило, нуждаются в восстановлении. Поэтому после тщательного изучения историками они передаются в умелые и бережные руки реставраторов, чтобы затем предстать перед глазами посетителей музеев и художественных галерей.

Подлинные артефакты имеют не только историческую и культурную ценность. Кроме науки они представляют огромный коммерческий интерес. Антикварные вещи за баснословные деньги продаются на различных аукционах или являются предметом нескончаемой гордости частных коллекционеров, и зачастую хранятся в домах, скрытые от посторонних глаз. Поэтому сегодня в реставрации существует два направления: научное и коммерческое.

В первом случае артефакты, представляющие коммерческую ценность, реставраторы стараются сохранить в первозданном виде, без нанесения дополнительных слоев, чтобы максимально сохранить подлинность экспоната. Задача коммерческой реставрации – придание антиквариату товарного вида, и здесь допускается более интенсивное вмешательство, похожее на проведение ремонтных работ.

Профессия реставратора, учитывая разнообразие предметов старины, очень многогранна, требует огромнейшего объема знаний в разных областях, а также художественных способностей, чтобы почувствовать почерк подлинного мастера и повторить его движения. Выбирая профессию, нужно заранее определиться, какое направление вызывает наибольший интерес, потому что освоить в совершенстве все виды реставрации одному человеку не под силу.

Реставрация

Какими личностными качествами должен обладать реставратор?

Кропотливая работа реставратора требует от него усидчивости и большого терпения

Он способен часам заниматься монотонной работой, концентрироваться на объекте, уделяя особое внимание самым мелким деталям. У него есть склонность к творчеству и глубокое чувство вкуса

Для профессии важно стремление к саморазвитию и углублению знаний. В личности реставратора успешно «уживается» эрудированность со способностями к ручному труду

Профессиональный успех в реставрационном деле во многом зависит от репутации мастера, поэтому он предпринимает все необходимые меры, чтобы избежать ошибок. Он – аккуратный и пунктуальный. Всегда по несколько раз перепроверяет полученные результаты, прежде чем приступить к восстановлению или консервации.

Реставрация автомобилей

Еще одним видом художественной реставрации является восстановление раритетных автомобилей. Возможно, некоторым покажется, что неправильно сравнивать реставраторов произведений искусства с профессиональными механиками. Однако это лишь поверхностное мнение.

В действительности же процесс восстановления раритетных автомобилей – это тонкая и щепетильная работа. Ведь настоящие мастера не только проводят капитальный ремонт всех механизмов в авто, но и восстанавливают его первоначальный вид.

Реставрация

При этом они стараются использовать те же материалы, что и завод-изготовитель. То есть они ищут особые типы кожи для обивки салона, краски, наклейки и так далее. Для непосвященного человека это может показаться мелочью, но вот более опытные люди знают – подобные вещи очень трудно достать, не говоря уже о том, сколько они будут стоить.

Но, как говорится, нет достойной цены искусству, ведь оно бесценно. А значит, любой реставратор – это волшебник, способный вдыхать жизнь в те вещи, которые, казалось бы, уже давно мертвы.

Реставрация: значение и происхождение слова

У любого термина есть свое происхождение. Итак, что же такое реставрация? Слово это происходит от латинского restauratio, что значит «восстанавливать», «воссоздавать». В самом широком смысле это процесс восстановления чего-либо в его прежнем, исходном облике. Возрождение, воссоздание, восстановление, реконструкция – все эти слова так или иначе являются синонимами термина «реставрация».

Определение этого понятия в более узком значении немного иное. В частности когда речь идет о восстановлении культурного наследия. В этом случае реставрация – это комплекс специфических мероприятий, направленных на укрепление памятников человеческой культуры, их сохранение, восстановление утраченных или же поврежденных элементов. Речь идет не только об архитектурных сооружениях. Под этим понятием подразумевается также восстановление произведений изобразительного искусства, археологических артефактов и т. п.

Реставрация

Первые сведения о реставрационных работах датируются эпохой Средневековья. А в середине XVII века в Европе начинают создаваться серьезные школы профессиональной архитектурной реставрации.

Что такое раскрытие, консервация и реконструкция?

Реставрация – это некое обобщенное понятие, объединяющие в себе несколько отличающихся друг от друга по содержанию работ: раскрытие, консервацию, ремонт и реконструкцию. Все они могут быть либо этапами единого реставрационного процесса, либо самостоятельными мероприятиями. Давайте в общих чертах познакомимся с сущностью и особенностями этих работ.

Реставрация

Раскрытие – это разновидность реставрационно-восстановительных работ, которая более характерна для предметов и памятников искусства. Суть его заключается в том, чтобы избавить тот или иной культурный памятник от наслоений более позднего возраста. То есть раскрыть, «докопаться» до его первоначального вида. В качестве примера можно привести раскрытие старинных фресок Спасо-Преображенского храма в белорусском городе Полоцке. В 2015 году, чтобы «освободить» живопись XII века, реставраторам пришлось снять два более поздних слоя XIX столетия.

Консервация – это комплекс мероприятий, направленных на приостановление процесса разрушения конкретного памятника. К ним относятся очистка, дезинфекция, гидрофобизация, укрепление стен и сводов и т. п. Под реставрационным ремонтом подразумевают комплекс работ, направленных на устранение износа сооружения и восстановление первоначального декоративного облика его фасадов.

Реконструкция – самый сложный и ответственный вид реставрационный работ. Это коренная перестройка здания с полной или же частичной перепланировкой помещений внутри него.

Зачем нужна тонировка

РеставрацияРеставрация

1 / 2

Фреска до тонировкиМежобластное научно-реставрационное художественное управление

2 / 2

Фреска после тонировкиМежобластное научно-реставрационное художественное управление

Детали, утраченные бесследно, не додумываются никогда — реставратор не станет дори­совывать узор на ткани или глаз на лике иконы. Как правило, те повреждения, где «автор» не сохранился, воспол­няются условно — то есть так, чтобы автор­ский слой и реставрацию можно было разли­чить невооружен­ным глазом. Один из самых распространенных способов тако­го условного восполнения, практи­куемый почти во всех видах реставрации, — тонировки. Этот метод, описанный русскими реставраторами еще в середине XIX века, позволяет придать произве­дению целостный вид, при этом сохранив следы утрат и повреждений и избежав под­делки под оригинал. Утраты покрыва­ются полупрозрачной краской, схожей по цвету с авторской. Тонированные участки должны отличаться от авторского слоя материалами и силой тона.

На иконах и фресках в утратах виден грунт — светлый левкас  Левкас — грунт иконы, приготовленный из порошка мела или алебастра и клея. или штукатур­ка. Эти белые пятна мешают цельному восприятию, и их тонируют акварель­ными красками на полтона светлее окружающей живописи. Тонировке наме­ренно придается механический, а не живописный вид: мазок кла­дется по стро­гим правилам, ограничивающим его направление, форму и длину. Тонировать авторский слой строго запрещено.

В керамике тонируют дополненные фрагменты, а в текстиле — новую основу, на которую переносят древнюю вышивку. Одежду укрепляют с помощью спе­циально сшитой прозрачной ткани — газа. Прозрачным газом также заполняют прорехи: его тонируют в цвет окружающей ткани, и вместо дыры в материи появляется прозрачное окошко, через которое видно изнаночную сторону пред­мета. 

Виды реставрационных работ

На практике существует несколько разновидностей реставрационных работ в зависимости от конечной цели данного мероприятия. Такой целью может быть либо восстановление отдельных утраченных элементов здания, либо устранение дефектов конструкции (трещин, сколов, разломов и т. п.), либо улучшение внешнего вида памятника.

Исходя из этого реставрация может быть коммерческой или музейно-научной. В первом случае целью проводимых работ является полное восстановление функциональности здания, а во втором – лишь его консервация, сохранение.

Реставрация также бывает:

  • целостная;
  • фрагментарная.

Здесь все вполне очевидно. Целостная реставрация заключается в полном восстановлении исходных особенностей и функций того или иного здания. Работы в этом случае наиболее сложные в техническом плане. Фрагментарная (или частичная) реставрация сводится к ремонту лишь одного из элементов конструкции здания. Например, это может быть очистка главного фасада от различных сторонних наслоений.

Этические проблемы реставрации

Реставрация, подобно любому другому виду человеческой деятельности, не является неизменной системой принципов и методов, но имеет свое историческое развитие и зависит от того, во имя чего сохраняется и реставрируется памятник.

Важнейшие принципы современной научной реставрации, провозглашенные международной Венецианской хартией, состоят в том, что «реставрация должна являться исключительной мерой. Ее цель — сохранение и выявление эстетических и исторических ценностей памятника. Она основывается на уважении подлинности материала и достоверности документов. Реставрация прекращается там, где начинается гипотеза…».

По Ю. Г. Боброву, «развитие практической и теоретической деятельности породило три основные методологии, суть которых выражают три Великие Идеи реставрации.

  • Первая — восстановление произведения в его первоначальном виде;
  • Вторая — сохранение объекта в максимально возможной неприкосновенности,
  • Третья — выявление и согласование исторических и художественных ценностей объекта»

По А. Ф. Лосеву, «Реставрация предстает как форма или способ физической реализации процесса культурного наследования, и в этом смысле, подчиняется его закономерностям».

Основные принципы научной реставрации и консервации:

  • минимальное вмешательство в исторический материал произведения с максимальным его сохранением;
  • обоснованность и определение любого реставрационного вмешательства;
  • научность;
  • археологическая реставрация;
  • стилистическая реставрация;
  • историзм;

Принцип историзма. В основе данного принципа лежит «… научное познание объективной действительности, в соответствии с которым объекты и явления должны рассматриваться с одной стороны в их закономерном историческом развитии, а с другой стороны в связи с конкретными условиями их существования. Принцип историзма включает также предсказание развития изучаемых объектов и явлений в будущем».

правовое урегулирование взаимоотношений в реставрационной деятельности.

По мнению немецкого реставратора Ю. Генс, к реставрации объектов искусства не применимо высказывание «Заказчик всегда прав!». Это отличает её от омногих других профессий, оказывающих коммерческие услуги. Кодекс профессионального реставратора не даёт права по прихоти клиента нарушать принцип: «не навреди».

Однако главным все же остается мастерство реставратора, его знание живописи, его тактичность, благоразумие и моральные качества. «Эмпирическое на протяжении веков и обновленное тогда, когда от старых методов ничего не остается, искусство реставрации, мало известное широкой публике, да и самим художникам, вызывает, однако, всеобщее любопытство и даже самые противоречивые страсти» (Гулина).

Для России сферу охраны памятников регулируют:

  • Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». — М., 2002;
  • «Положение об охране и использовании памятников истории и культуры». — М., 1982;
  • «Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры». — М., 1986;
  • «Об организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР».(приказ Министерства культуры СССР от 24.01.1986 № 33).

Зачем реставратору дневник

РеставрацияФреска Спасской церкви Евфросиниевского монастыря в Полоцке с контрольками

В цикле реставрационных работ несколько этапов: сперва идет расчистка, рас­крытие и укрепление, затем с помощью тонировок и восстановления утрат произведение приводят в экспозиционный вид. В течение всего цикла реста­вратор записывает свои действия в дневник, по которому потом составляют паспорт произведения, или отчет. Вообще, различная документация — неотъ­емлемая часть реставрации, так как реставратор не свободный художник, а исследователь.

Научная реставрация видит в памятнике не только произведение искусства, но и исторический документ

Поэтому, даже если первоначальный авторский слой раскрывается полностью без сохранения позднейших записей, важно за­фиксировать все этапы существования памятника. Это делается с помощью описания, фотосъемки и схем-картограмм

Если вы видите на иконе или картине небольшие квадратики, отличающиеся по фактуре и цвету от авторской живописи, не думайте, что реставраторы за­были расчистить кусочек: это контрольный участок, или так называемая кон­тролька. На нем оставляют по полоске каждого позднего слоя, чтобы сохранить свидетельства разных стадий существования произведения. Иногда по оконча­нии работ контрольки удаляют — ведь их можно просто сфотографировать.

Металл

Важнейшая задача при изучении археологического металла и разработке технологии его консервации — определение состава металлического объекта. (…) При анализе металлов и сплавов чаще применяются методы атомной спектроскопии, позволяющие регистрировать электромагнитные или электронные спектры, линейчатая структура которых дает информацию для качественного и количественного анализов. Методы атомной спектроскопии делятся на оптические и рентгеновские. К оптическим относятся атомно-абсорбционная спектроскопия (ААС) и атомно-эмиссионная спектроскопия (АЭС), основанные на преобразовании анализируемых проб до состояния отдельных свободных атомов, концентрации которых затем замеряют спектроскопически. К рентгеновским методам относят рентгенофлюоресцентный анализ (РФА), не связанный с атомизацией пробы.

Как хранить памятник

Завершив все работы, реставратор продолжает наблюдать памятник, давать рекомендации по хранению, предотвращать любые недопустимые вмеша­тельства, следить за соблюдением температурно-влажностного режима (это один из главных способов избежать новых природных повреждений). После сдачи работ с реставратора не снимается ответственность за памятник — это по-прежнему пациент, чья сохранность зависит от взаимодействия реставра­тора со всеми, кто причастен к жизни произведения.

микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Кот дня

Пабло Пикассо и кот ГримальдиКарикатура дня

Одеваясь ко дню рожденияБуква дня

Червь

Архив