Раскол

Актёры и роли

Актёр Роль
Дмитрий Тихонов царь Алексей Михайлович
Валерий Гришко патриарх Московский Никон
Александр Коротков протопоп Аввакум Петров
Дарья Екамасова Анастасия Марковна, жена Аввакума
Роман Мадянов боярин Борис Иванович Морозов, воспитатель царя Алексея Михайловича
Екатерина Новикова боярыня Анна Милославская, жена Бориса Морозова, сестра царицы Марии Ильиничны
Вадим Мадянов боярин Глеб Иванович Морозов, старший брат Бориса
Юлия Мельникова боярыня Феодосия Морозова, жена Глеба Морозова
Марина Петренко княгиня Евдокия Урусова, сестра Феодосии Морозовой
Александр Коршунов протопоп Иоанн Неронов
Алексей Морозов Фёдор Ртищев
Андрей Щукин боярин Богдан Хитрово
Илья Козин боярин Артамон Матвеев, дядя Натальи Нарышкиной, второй жены царя Алексея Михайловича
Юлия Назаренко царица Мария Ильинична, первая жена царя Алексея Михайловича
Евгения Казарина царица Наталья Кирилловна, вторая жена царя Алексея Михайловича, мать Петра I
Георгиос Караяннидис иеромонах Арсений Грек, правая рука патриарха Никона
Иван Соловьёв царь Фёдор Алексеевич
Елена Новикова царица Марфа Апраксина, жена царя Фёдора Алексеевича
Александра Черкасова царевна Софья Алексеевна
Тамара Самсонова царевна Марфа Алексеевна
Наталья Омельченко царевна Евдокия Алексеевна
Александр Баширов юродивый Васька Босой
Михаил Асанкин князь Алексей Никитич Трубецкой
Артём Кобзев Иван Кондратьевич Елагин
Владимир Мельников гетман Иван Брюховецкий
Денис Сухомлинов царевич Пётр Алексеевич
Ольга Антропова кормилица царевича Алексея
Иван Верховых митрополит Крутицкий Павел
Роман Жирнов диакон
Всеволод Иванов Иван, сын протопопа Аввакума
Георгий Корольчук иконописец Сафоний
Олег Любимов архимандрит Иоаким (Савёлов), впоследствии патриарх
Станислав Любшин патриарх Московский Иосиф
Виктор Маркин Втор
Павел Меленчук Афанасий, сын протопопа Аввакума
Дмитрий Осипов монах
Владимир Портнов Стефан Вонифатьев, духовник царя Алексея Михайловича
Владимир Сычёв думный дьяк Ларион Иванов
Давид Гиоргобиани царь Кахетии Теймураз I Давидович
Сергей Потапов сотник Агишев
Александр Сериков архидиакон
Александр Сирин митрополит Рязанский Иларион
Александр Сыпченко царский писарь
Тимофей Трибунцев купец Мелеша
Наталья Павлова Инокиня Анфиса
Вячеслав Шихалеев Федотка Морисов

Николай Досталь не хотел, чтобы в фильме снимались известные, «медийные» актёры, примелькавшиеся зрителям в современных сериалах. Роль Аввакума стала первой крупной ролью для екатеринбургского актёра Александра Короткова, а Алексея Михайловича играет молодой саратовский актёр Дмитрий Тихонов. Несколько небольших ролей исполняют актёры, которые не первый раз работают с Досталем: Александр Баширов играет юродивого Ваську Босого, Роман Мадянов — боярина Бориса Морозова, Тимофей Трибунцев — купца Мелешу.

Сюжет

Сценарий фильма написан Михаилом Кураевым в соавторстве с Николаем Досталем. Сценарист Кураев начал собирать материалы ещё до работы над предыдущим фильмом Николая Досталя «Петя по дороге в царствие небесное». Работа над сценарием велась более 2 лет, при этом использовались работы историков Каптерева, Карташёва, Ключевского, Соловьёва, писателя Бахревского. Первоначально планировалось снять 16-серийный фильм, но в процессе производства длительность была увеличена до 20 серий.

Основная тема фильма — реформы, проводимые патриархом Никоном и сопротивление, которое возглавил протопоп Аввакум. В других сюжетных линиях участвуют цари Алексей Михайлович и Фёдор Алексеевич, боярыня Морозова и другие исторические персонажи.

По словам Николая Досталя, своим фильмом он хочет «немножко восстановить историческую правду»: история России XVII века сравнительно мало изучена и освещена в кинематографе по сравнению с предшествующими временами Ивана Грозного и Смуты и последующего правления Петра I, хотя события того времени не менее важны, а последствия раскола .

Съёмки

«Раскол» — один из самых дорогих проектов российского телевидения, его бюджет может превысить $10 млн. Размер сметы объясняется в значительной степени широкой географией съёмок

Большое внимание уделяется достоверности исторической декораций и костюмов, качеству грима. В качестве консультанта по церковным вопросам выступил специалист по истории старообрядчества Глеб Чистяков.

Съёмки фильма начались в октябре 2009 года на «Мосфильме». Там были созданы декорации Грановитой и Крестовой палат, царские покои, патриаршие палаты. За ними последовали съёмки в усадьбе Коломенское.

В феврале съёмки проходили в Ярославской области. Так, Ростовский кремль послужил декорацией кремля Московского, а церковь Иоанна Богослова на Ишне в селе Богослов отлично подошла для создания образа XVII века.

В марте и апреле съёмки проходили в Кандалакше. На берегу Кандалакшского залива на Монастырском наволоке были созданы декорации исчезнувшего города Пустозерска, где в земляной тюрьме протопоп Аввакум провёл 14 лет. В районе населённого пункта Белое Море снимались Мезень и Тобольск. От съёмок в настоящем Пустозерске пришлось отказаться — следов города почти не осталось, а добираться туда сложно.

В конце апреля съёмки велись в Кирилло-Белозерском и Ферапонтовом монастырях в Вологодской области, где много лет провёл в ссылке патриарх Никон.

В мае съёмочная группа возвращалась в Кандалакшу, потом снимали в Кеми, на Соловках, в Ростове.

Съёмочный период завершился в Суздальском районе. В июне — августе 2010 года рядом с селом Абакумлево снимали деревянную Москву с Кремлём и Успенским собором, на берегу Нерли — приезд Никона в Троице-Сергиеву Лавру.

После этого начался монтаж и озвучивание. Первоначально планировалось, что премьера состоится на телеканале «Россия-1» в апреле 2011 года. К этому сроку работы над фильмом были завершены, но показ фильма начался только 5 сентября на канале «Россия-Культура». По некоторым сведениям, телесериал был перенесён с «России-1» на «Культуру» по причине того, что он может оказаться слишком сложным для восприятия зрителями второго канала.

Опала и ссылка: судьба патриарха Никона

Историки описывают Никона как человека властного и жесткого. Патриарх пользовался большим доверием Алексея Михайловича, который прислушивался к его советам в государственных вопросах и даже оставлял его фактическим правителем во время долгих военных походов.

Бояр и часть духовенства не устраивала укрепившаяся власть патриарха, и они попытались настроить царя против Никона. Алексей Михайлович и сам не планировал делиться властью. Постепенно отношения между государем и патриархом охладились. В знак протеста Никон демонстративно оставил патриарший титул и уехал в Новоиерусалимский монастырь, который до этого сам же и основал.

За это он был низложен до простого монаха и сослан в отдаленный монастырь под строгий надзор.

РасколГробница патриарха Никона в Новоиерусалимском монастыре. Википедия

В словаре Д.Н. Ушакова

РАСКО́Л, раскола, ·муж.1. только ед. Действие по гл. расколоть в 1 ·знач. — раскалывать (спец.). Раскол льда.2. Действие по гл. расколоться» title=’что такое расколоться, значение слова расколоться в словаре Ушакова’>расколоться во 2 ·знач. — раскалываться. «Видя угрозу раскола со стороны меньшевиков, большевики принимают меры обуздания раскольников, мобилизуют местные организации а созыв III съезда, издают свою газету «Вперед».» История ·ВКП(б). По вопросу о членстве в партии произошел на II съезде РСДРП (в 1903 ·г.) раскол между большевиками-ленинцами и оппортунистами-меньшевиками.3. только ед. Религиозное движение в России в середине 17 ·в., закончившееся образованием ряда сект (церк. ·ист. ). Одним из вождей раскола и главным противником нововведений патриарха Никона был протопоп Аввакум.| Вероучения этих сект, то же, что старообрядчество (рел., церк.). Перейти в раскол. «Горсточку русских сослали в страшную глушь за раскол.» Некрасов.

Сюжет

Сценарий фильма написан Михаилом Кураевым в соавторстве с Николаем Досталем. Сценарист Кураев начал собирать материалы ещё до работы над предыдущим фильмом Николая Досталя «Петя по дороге в царствие небесное». Работа над сценарием велась более 2 лет, при этом использовались работы историков Каптерева, Карташёва, Ключевского, Соловьёва, писателя Бахревского. Первоначально планировалось снять 16-серийный фильм, но в процессе производства длительность была увеличена до 20 серий.

Основная тема фильма — реформы, проводимые патриархом Никоном и сопротивление, которое возглавил протопоп Аввакум. В других сюжетных линиях участвуют цари Алексей Михайлович и Фёдор Алексеевич, боярыня Морозова и другие исторические персонажи.

По словам Николая Досталя, своим фильмом он хочет «немножко восстановить историческую правду»: история России XVII века сравнительно мало изучена и освещена в кинематографе по сравнению с предшествующими временами Ивана Грозного и Смуты и последующего правления Петра I, хотя события того времени не менее важны, а последствия раскола .

Похожие термины:

  • Антинародная политика пресвитерианского парламента во время гражданской войны После победы при Нэзби пресвитериане, составлявшие большинство в парламенте и выражавшие интересы крупной буржуаз

  • отделение от русской православной церкви части верующих, не признавших церковной реформы Никона 1653 — 1656 гг.

  • В 1653–1656 гг., стремясь превратить русскую церковь в центр мирового православия, патриарх Никон проводил реформу по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы. За образец был

  • С конца июля 1850 г. в Центральном комитете Союза коммунистов стали обнаруживаться принципиальные расхождения по вопросу о взаимоотношениях с мелкобуржуазными демократами. Виллих и его сторонник

  • См. Великая Схизма.

  • см. «Великий раскол».

  • См. Великая Схизма.

  • Народные восстания, происходившие в различных районах страны одновременно с тайпинским восстанием, облегчали борьбу тайпинов против правительственных войск. Но благоприятное для тайпинов разв

  • 4Цар 17:29). Название это в Новом Завете прилагается к тому народу, который жительствовал в Самарии на месте ссыльных Израильтян от царя Ассирийского. Выселив Израильское население, он послал в их зем

  • такое состояние общества на определенном этапе его развития, когда в нем возникает новый социокультурный уклад, существующий одновременно со старым, традиционным и во многом ему антагонистичный.

  • религиозно-общественное движение, возникшее в России в XVII в. в ходе проведения религиозной реформы патриарха Никона. Желая укрепить церковь, Никон в 1653 г. приступил к осуществлению церковно-обрядо

  • 1912-1943), летчица-штурман, Герой Советского Союза (1938), майор (1942). В 1938 участница беспосадочного перелета Москва — Дальний Восток вместе с П. Д. Осипенко и В. С. Гризодубовой. В Великую Отечественную войн

  • (Виктор Павлович). Епископ Курганский и Шадринский; родился 10 февраля 1953 г. в г. Свердловске; окончил Московскую духовную семинарию в 1979 г., учился в Московской духовной академии (1979—1983); в 1978 г. был п

  • раскольник, затворщик (1683 г.) {Половцов}

  • см. Раскол.

  • — игумен, ученик и друг известного противника патриарха Никона, протопопа И. Неронова, «равная учителю своему» мудрствовавший «словом и писанием»; ум. или в конце 1666 г. (не ранее ноября), ил

  • 1799 г., иеромонах. {Половцов}

  • (до пострижения Фотий Васильевич) — инок, не имевший священного сана, основатель безпоповщинского Филипповского толка в расколе, род. в 1672 г., умер 14 окт. 1742 г. Сначала он служил в новгородском стрел

  • — имя нескольких расколоучителей. А. Иванов Крылов — раскольник поморского согласия, ревностно распространявший его в Архангельской губернии, получивший название «миротворец враждебников и с

  • основатель секты «странников» — «андреяновщины», 1701—1768 г. {Половцов}

Сюжет

Сценарий фильма написан Михаилом Кураевым в соавторстве с Николаем Досталем. Сценарист Кураев начал собирать материалы ещё до работы над предыдущим фильмом Николая Досталя «Петя по дороге в царствие небесное». Работа над сценарием велась более 2 лет, при этом использовались работы историков Каптерева, Карташёва, Ключевского, Соловьёва, писателя Бахревского. Первоначально планировалось снять 16-серийный фильм, но в процессе производства длительность была увеличена до 20 серий.

Основная тема фильма — реформы, проводимые патриархом Никоном и сопротивление, которое возглавил протопоп Аввакум. В других сюжетных линиях участвуют цари Алексей Михайлович и Фёдор Алексеевич, боярыня Морозова и другие исторические персонажи.

По словам Николая Досталя, своим фильмом он хочет «немножко восстановить историческую правду»: история России XVII века сравнительно мало изучена и освещена в кинематографе по сравнению с предшествующими временами Ивана Грозного и Смуты и последующего правления Петра I, хотя события того времени не менее важны, а последствия раскола .

Съёмки

«Раскол» — один из самых дорогих проектов российского телевидения, его бюджет может превысить $10 млн. Размер сметы объясняется в значительной степени широкой географией съёмок

Большое внимание уделяется достоверности исторической декораций и костюмов, качеству грима. В качестве консультанта по церковным вопросам выступил специалист по истории старообрядчества Глеб Чистяков.

Съёмки фильма начались в октябре 2009 года на «Мосфильме». Там были созданы декорации Грановитой и Крестовой палат, царские покои, патриаршие палаты. За ними последовали съёмки в усадьбе Коломенское.

В феврале съёмки проходили в Ярославской области. Так, Ростовский кремль послужил декорацией кремля Московского, а церковь Иоанна Богослова на Ишне в селе Богослов отлично подошла для создания образа XVII века.

В марте и апреле съёмки проходили в Кандалакше. На берегу Кандалакшского залива на Монастырском наволоке были созданы декорации исчезнувшего города Пустозерска, где в земляной тюрьме протопоп Аввакум провёл 14 лет. В районе населённого пункта Белое Море снимались Мезень и Тобольск. От съёмок в настоящем Пустозерске пришлось отказаться — следов города почти не осталось, а добираться туда сложно.

В конце апреля съёмки велись в Кирилло-Белозерском и Ферапонтовом монастырях в Вологодской области, где много лет провёл в ссылке патриарх Никон.

В мае съёмочная группа возвращалась в Кандалакшу, потом снимали в Кеми, на Соловках, в Ростове.

Съёмочный период завершился в Суздальском районе. В июне — августе 2010 года рядом с селом Абакумлево снимали деревянную Москву с Кремлём и Успенским собором, на берегу Нерли — приезд Никона в Троице-Сергиеву Лавру.

После этого начался монтаж и озвучивание. Первоначально планировалось, что премьера состоится на телеканале «Россия-1» в апреле 2011 года. К этому сроку работы над фильмом были завершены, но показ фильма начался только 5 сентября на канале «Россия-Культура». По некоторым сведениям, телесериал был перенесён с «России-1» на «Культуру» по причине того, что он может оказаться слишком сложным для восприятия зрителями второго канала.

Причины церковной реформы

Основатель династии Романовых царь Михаил и его сын Алексей Михайлович стремились восстановить государство, пережившее разорение в период Смутного времени, и укрепить его международное положение.

РасколПортрет Алексея Михайловича, неизвестный художник. Конец 1670 – начало 1680 гг. Википедия

В тот период наблюдались расхождения между обрядами и богослужебными книгами в русской православной и греческой церквях. У русских укрепилась совокупность одних обычаев, которые впоследствии назовут старым обрядом, а у греков – совокупность других обычаев, которые на Руси стали называть новым обрядом.

В 1650-е годы московский патриарх Никон, собиравший греческие и византийские религиозные тексты, начал настаивать на приведении русской церкви к единообразию с греческой.

РасколПатриарх Никон на памятнике «1000-летие России». Википедия

Царь Алексей Михайлович поддержал реформу, поскольку унификация церковных обрядов и книг с греческим каноном позволила бы России упрочить авторитет на международной арене, а Москва подтвердила бы статус центра всего православия.

Кроме того, в 1654 году состоялось присоединение Малороссии (Украины), где богослужения проводились по греческим правилам. Это должно было способствовать сближению двух народов.

Съёмки

«Раскол» — один из самых дорогих проектов российского телевидения, его бюджет может превысить $10 млн. Размер сметы объясняется в значительной степени широкой географией съёмок

Большое внимание уделяется достоверности исторической декораций и костюмов, качеству грима. В качестве консультанта по церковным вопросам выступил специалист по истории старообрядчества Глеб Чистяков.

Съёмки фильма начались в октябре 2009 года на «Мосфильме». Там были созданы декорации Грановитой и Крестовой палат, царские покои, патриаршие палаты. За ними последовали съёмки в усадьбе Коломенское.

В феврале съёмки проходили в Ярославской области. Так, Ростовский кремль послужил декорацией кремля Московского, а церковь Иоанна Богослова на Ишне в селе Богослов отлично подошла для создания образа XVII века.

В марте и апреле съёмки проходили в Кандалакше. На берегу Кандалакшского залива на Монастырском наволоке были созданы декорации исчезнувшего города Пустозерска, где в земляной тюрьме протопоп Аввакум провёл 14 лет. В районе населённого пункта Белое Море снимались Мезень и Тобольск. От съёмок в настоящем Пустозерске пришлось отказаться — следов города почти не осталось, а добираться туда сложно.

В конце апреля съёмки велись в Кирилло-Белозерском и Ферапонтовом монастырях в Вологодской области, где много лет провёл в ссылке патриарх Никон.

В мае съёмочная группа возвращалась в Кандалакшу, потом снимали в Кеми, на Соловках, в Ростове.

Съёмочный период завершился в Суздальском районе. В июне — августе 2010 года рядом с селом Абакумлево снимали деревянную Москву с Кремлём и Успенским собором, на берегу Нерли — приезд Никона в Троице-Сергиеву Лавру.

После этого начался монтаж и озвучивание. Первоначально планировалось, что премьера состоится на телеканале «Россия-1» в апреле 2011 года. К этому сроку работы над фильмом были завершены, но показ фильма начался только 5 сентября на канале «Россия-Культура». По некоторым сведениям, телесериал был перенесён с «России-1» на «Культуру» по причине того, что он может оказаться слишком сложным для восприятия зрителями второго канала.

Актёры и роли

Актёр Роль
Дмитрий Тихонов царь Алексей Михайлович
Валерий Гришко патриарх Московский Никон
Александр Коротков протопоп Аввакум Петров
Дарья Екамасова Анастасия Марковна, жена Аввакума
Роман Мадянов боярин Борис Иванович Морозов, воспитатель царя Алексея Михайловича
Екатерина Новикова боярыня Анна Милославская, жена Бориса Морозова, сестра царицы Марии Ильиничны
Вадим Мадянов боярин Глеб Иванович Морозов, старший брат Бориса
Юлия Мельникова боярыня Феодосия Морозова, жена Глеба Морозова
Марина Петренко княгиня Евдокия Урусова, сестра Феодосии Морозовой
Александр Коршунов протопоп Иоанн Неронов
Алексей Морозов Фёдор Ртищев
Андрей Щукин боярин Богдан Хитрово
Илья Козин боярин Артамон Матвеев, дядя Натальи Нарышкиной, второй жены царя Алексея Михайловича
Юлия Назаренко царица Мария Ильинична, первая жена царя Алексея Михайловича
Евгения Казарина царица Наталья Кирилловна, вторая жена царя Алексея Михайловича, мать Петра I
Георгиос Караяннидис иеромонах Арсений Грек, правая рука патриарха Никона
Иван Соловьёв царь Фёдор Алексеевич
Елена Новикова царица Марфа Апраксина, жена царя Фёдора Алексеевича
Александра Черкасова царевна Софья Алексеевна
Тамара Самсонова царевна Марфа Алексеевна
Наталья Омельченко царевна Евдокия Алексеевна
Александр Баширов юродивый Васька Босой
Михаил Асанкин князь Алексей Никитич Трубецкой
Артём Кобзев Иван Кондратьевич Елагин
Владимир Мельников гетман Иван Брюховецкий
Денис Сухомлинов царевич Пётр Алексеевич
Ольга Антропова кормилица царевича Алексея
Иван Верховых митрополит Крутицкий Павел
Роман Жирнов диакон
Всеволод Иванов Иван, сын протопопа Аввакума
Георгий Корольчук иконописец Сафоний
Олег Любимов архимандрит Иоаким (Савёлов), впоследствии патриарх
Станислав Любшин патриарх Московский Иосиф
Виктор Маркин Втор
Павел Меленчук Афанасий, сын протопопа Аввакума
Дмитрий Осипов монах
Владимир Портнов Стефан Вонифатьев, духовник царя Алексея Михайловича
Владимир Сычёв думный дьяк Ларион Иванов
Давид Гиоргобиани царь Кахетии Теймураз I Давидович
Сергей Потапов сотник Агишев
Александр Сериков архидиакон
Александр Сирин митрополит Рязанский Иларион
Александр Сыпченко царский писарь
Тимофей Трибунцев купец Мелеша
Наталья Павлова Инокиня Анфиса
Вячеслав Шихалеев Федотка Морисов

Николай Досталь не хотел, чтобы в фильме снимались известные, «медийные» актёры, примелькавшиеся зрителям в современных сериалах. Роль Аввакума стала первой крупной ролью для екатеринбургского актёра Александра Короткова, а Алексея Михайловича играет молодой саратовский актёр Дмитрий Тихонов. Несколько небольших ролей исполняют актёры, которые не первый раз работают с Досталем: Александр Баширов играет юродивого Ваську Босого, Роман Мадянов — боярина Бориса Морозова, Тимофей Трибунцев — купца Мелешу.

Актёры и роли

Актёр Роль
Дмитрий Тихонов царь Алексей Михайлович
Валерий Гришко патриарх Московский Никон
Александр Коротков протопоп Аввакум Петров
Дарья Екамасова Анастасия Марковна, жена Аввакума
Роман Мадянов боярин Борис Иванович Морозов, воспитатель царя Алексея Михайловича
Екатерина Новикова боярыня Анна Милославская, жена Бориса Морозова, сестра царицы Марии Ильиничны
Вадим Мадянов боярин Глеб Иванович Морозов, старший брат Бориса
Юлия Мельникова боярыня Феодосия Морозова, жена Глеба Морозова
Марина Петренко княгиня Евдокия Урусова, сестра Феодосии Морозовой
Александр Коршунов протопоп Иоанн Неронов
Алексей Морозов Фёдор Ртищев
Андрей Щукин боярин Богдан Хитрово
Илья Козин боярин Артамон Матвеев, дядя Натальи Нарышкиной, второй жены царя Алексея Михайловича
Юлия Назаренко царица Мария Ильинична, первая жена царя Алексея Михайловича
Евгения Казарина царица Наталья Кирилловна, вторая жена царя Алексея Михайловича, мать Петра I
Георгиос Караяннидис иеромонах Арсений Грек, правая рука патриарха Никона
Иван Соловьёв царь Фёдор Алексеевич
Елена Новикова царица Марфа Апраксина, жена царя Фёдора Алексеевича
Александра Черкасова царевна Софья Алексеевна
Тамара Самсонова царевна Марфа Алексеевна
Наталья Омельченко царевна Евдокия Алексеевна
Александр Баширов юродивый Васька Босой
Михаил Асанкин князь Алексей Никитич Трубецкой
Артём Кобзев Иван Кондратьевич Елагин
Владимир Мельников гетман Иван Брюховецкий
Денис Сухомлинов царевич Пётр Алексеевич
Ольга Антропова кормилица царевича Алексея
Иван Верховых митрополит Крутицкий Павел
Роман Жирнов диакон
Всеволод Иванов Иван, сын протопопа Аввакума
Георгий Корольчук иконописец Сафоний
Олег Любимов архимандрит Иоаким (Савёлов), впоследствии патриарх
Станислав Любшин патриарх Московский Иосиф
Виктор Маркин Втор
Павел Меленчук Афанасий, сын протопопа Аввакума
Дмитрий Осипов монах
Владимир Портнов Стефан Вонифатьев, духовник царя Алексея Михайловича
Владимир Сычёв думный дьяк Ларион Иванов
Давид Гиоргобиани царь Кахетии Теймураз I Давидович
Сергей Потапов сотник Агишев
Александр Сериков архидиакон
Александр Сирин митрополит Рязанский Иларион
Александр Сыпченко царский писарь
Тимофей Трибунцев купец Мелеша
Наталья Павлова Инокиня Анфиса
Вячеслав Шихалеев Федотка Морисов

Николай Досталь не хотел, чтобы в фильме снимались известные, «медийные» актёры, примелькавшиеся зрителям в современных сериалах. Роль Аввакума стала первой крупной ролью для екатеринбургского актёра Александра Короткова, а Алексея Михайловича играет молодой саратовский актёр Дмитрий Тихонов. Несколько небольших ролей исполняют актёры, которые не первый раз работают с Досталем: Александр Баширов играет юродивого Ваську Босого, Роман Мадянов — боярина Бориса Морозова, Тимофей Трибунцев — купца Мелешу.