Процесс познания человеком мира

Интуиция

Это действующий инструмент познания, который противопоставлен рациональному, понятийному мышлению. В науке он определяется как составляющая психологического элемента существующих рабочих методов познания. С точки зрения психологии, при рассмотрении интуиции как явления возникает субъективная иллюзия конкретности и синтетичности данного понятия, которое более, так сказать, вещественно, нежели дискурсивное абстрактное мышление. Но на самом деле это лишь видимость, поскольку психологически интуиция обосновывается осознанием бессознательно протекающих мыслительных процессов: человек очень много думает о какой-то проблеме, тем самым бессознательно подталкивая себя к тому, что он знает, как она в итоге развернется. И, можно сказать, предугадав результат, считает, что он почувствовал это на уровне интуиции – как же тут опровергать ее неоспоримую значимость?

Сегодня очень многие люди рассматривают интуицию в ключе некой сверхспособности, развитой у кого-то чуть больше, а у кого-то чуть меньше. Вы, наверное, не раз слышали о таком понятии, как «женская интуиция». Вокруг женского чутья и удивительной способности предчувствовать какое-либо событие ходит немало споров. Не исключено даже то, что вы нередко ощущали значимость данного феномена на себе: почувствовав какую-то тревогу за близкого, вы говорите себе: «Интуиция мне подсказывает, что с ним что-то не так…» В действительности на подсознательном уровне вы просто достаточно долгий период времени размышляли об этом человеке, и в большинстве случаев знали или были уведомлены о том, что ему в какой-то мере по каким-то причинам реально может угрожать опасность. Теоретически обосновать данное явление, применяя логические умозаключения, на данный момент окончательно и полно пока никому не удалось.

Человеческое наитие нередко связывают с другими элементами иррационального познания. Интуиция и творчество – шагающие рука об руку две способности человека, которые имеют прочную взаимосвязь и взаимозависимость. Поскольку творчество представлено продуктом биосоциального эволюционного преображения человека, оно также являет собой необычайную и фактически не поддающуюся анализу возможность обработки новой информации. Равно как и интуиция.

Удивительно и то, что, будучи явлением, протекающим на подсознательном или бессознательном уровне и не подчиненным существующим правилам, на уровне результата творчество может быть совмещено с деятельностью рациональной. Иными словами, творчество не противопоставлено рационализму – здесь одно дополняет другое. Заниматься творчеством – означает обладать способностями к выработке конкретных приемов, получению новых знаний, овладению навыков, познанию чего-то нового, неизвестного. Это ли не познание?

И все же, в отличие от интуиции, ничего таинственного в творчестве нет. Ведь оно подлежит научному исследованию и обоснованию. Такого рода деятельность проецируется мозгом, как бы там ни было. В то время как интуиция возникает на уровне неконтролируемого действия, ощущения, беспокойного взволнованного чувства. Вот перед вами стоит выбор: поставить на красное или на черное. Вы ведь выбираете одну или другую позицию не потому, что можете это логически обосновать. Это просто ваш выбор. И выбор этот сделан интуитивно.

Процесс познания человеком мира

Виды рационального познания

Условно рациональный уровень познания можно разделить на два вида, по-разному изучающих объект.

  1. Ценностно-гуманитарный. Как следует из названия, этот подвид рационализма связан с такими, казалось бы, нерациональными объектами, как культура и вложенные в неё человечеством смыслы. Но это поверхностная точка зрения. Для того, чтобы осознать заключённый в том или ином творении смысл, понять сообщение творца, или, наоборот, вложить этот смысл и сделать сообщение понятным, необходимо, в том числе и рациональное познание.
  2. Логико-понятийное. Этот вид познания оперирует абстрактными, «идеальными» объектами и направлен на выявление взаимосвязей и общих характеристик. Результативнее всего применяется в технических, математических, естественных и социальных науках.

Формы рационального познания

Существует несколько форм рационального познания. Каждая форма представляет собой способ получения новых знаний, благодаря чему у человека формируется основная база представлений о мире. Формы познания позволяют изучать окружающую действительность и делать собственные выводы о том или ином объекте или явлении.

Понятие

Понятие – это форма познания, которая основана на абстрактном представлении человека. Понятие включает в себя две основные характеристики: объем и содержание. Первое представляет собой описание множества объектов в широком смысле. Например, к понятию «книга» относится и книга в прошлом, и современная книга. Содержание понятия – это отличительные признаки, по которым любой человек может определить, какой предмет находится перед ним. К примеру, все знают, что такое  фарфоровая чашка, как она выглядит внешне.

Суждение

Суждение представляет собой такую форму познания, которая связывает воедино несколько понятий. По сути, это субъективное мнение человека по какому-то вопросу, которое у него сформировалось в результате каких-то жизненных обстоятельств или событий. Суждение складывается на основе понятий человека об окружающей действительности и себе самом. Суждение состоит из субъекта и предиката. Субъект – это тот или то, о чем говорится в суждении. Предикат – это само послание или мысль, о котором идет речь.

Умозаключение

Умозаключение представляет собой самый высокий уровень рационального познания. Умозаключение связывает вместе несколько суждений. Говоря иными словами, это окончательный вывод, к которому приходит субъект познания. Основной характеристикой умозаключения является то, что если посылки истинны, то правдивы и сами умозаключения. В противном случае они будут называться ложными.

Таким образом, рациональное познание основано, прежде всего, на разумном подходе. Здесь определяющая роль принадлежит абстрактному мышлению и логике.

Сохранить статью

Ясновидение

Вообще рассматриваемая форма освоения законов природы и человеческих взаимоотношений в мире является одной из частых тематик курсовых и дипломных работ в вузах, а также нередкой идеей для написания изложений в школе или тематических эссе. Рациональное и иррациональное познание в философии человеческого бытия занимает одну из важнейших ступеней изучения психологии и самого процесса освоения окружающего мира. Поэтому структура и разновидности иррационализма как формы познания не менее интересны к изучению. Особенно много противоречий вызывает такая категория иррационального познания, как ясновидение. Что это такое? Откуда взялось данное определение? Почему оно имеет место среди важнейших аксиом и глобальных философских вопросов современности?

Эзотерический словарь раскрывает смысл ясновидения в ключе способности видеть те образы, объекты и явления, которые не под силу простому человеку, не обладающему данной способностью, и которые недоступны к восприятию в обычном ракурсе чувствительности. С точки зрения иррационализма как теории в философии, это разновидность человеческих возможностей познавать этот мир сквозь призму интуитивного восприятия происходящего в ключе повышенной чувствительности инстинктивного чутья. Это внутреннее видение человека, информация к которому приходит символами, образами, знаками. Расшифровать увиденное может только сам ясновидящий.

Психологи утверждают, что начальная стадия развития ясновидения присуща практически каждому человеку. То есть, по сути, каждый из нас может развивать это чувство сильнее и обширнее. Однако те образы, сигналы, видения, которые приходят к людям, зачастую сводятся на нет и игнорируются ими, поскольку этот посыл среди тысячи инстинктивных и интуитивных ощущений просто растрачивается и улетучивается. Та же категория людей, у которых подобное чутье развито гораздо более сильно, видят больше.

До сих пор принципы ясновидения не имеют научного обоснования и аргументационной подоплеки. Поэтому очень многие не верят в медиумов и экстрасенсов. Однако отрицать тот факт, что проявления ясновидения встречаются сегодня сплошь и везде, невозможно. Просто кто-то их рассматривает как одно из собственных «кажущихся» видений, а кто-то расценивает это как «дар божий».

Процесс познания человеком мира

Основные направления в теории познания

В теории познания не существует единого мнения по поводу того, чему принадлежит решающая роль в познании — чувствам или разуму.

Сенсуализм

Сенсуалисты полагают, что новое знание можно получить только на основе чувств, а разум замкнут в сфере уже известного. В умозаключении вывод, основанный на разуме и законах логики, не дает никакого приращения знаний по сравнению с посылками. Например, какое новое знание мы получаем из вывода «Золото проводит электрический ток», если мы и так знаем, что «Все металлы электропроводны»? Более того, заключение о том, что металлы электропроводны, нельзя получить только при помощи разума. Для этого нужно провести соответствующие опыты. Следовательно, чувственный опыт и чувства первичны и идут впереди всяких логических рассуждений.

Рационализм

Рационалисты (сторонники первенства разума в познании) указывают, что данные, основанные на чувственном опыте, недостоверны.

Например, опыт подтверждает, что брошенный камень всякий раз летит вниз, но это еще не доказывает, что после очередного броска он не сможет полететь вверх. Для доказательства необходимы разум и теоретические расчеты (в данном случае — теория гравитации). Опыт и чувства много раз обманывали человечество. Это касается, в частности, представлений о форме Земли или о вращении Солнца вокруг Земли. Более того, без предварительной помощи разума чувства не могут получить никаких новых данных. Ученый, который не применяет разум, а опирается только на чувства, будет собирать все, что видит, однако разрозненные факты внелогической связи друг с другом будут чем угодно, но только не наукой. Опыт теоретически нагружен: любой эксперимент или научное наблюдение подразумевают разумную гипотезу и цель, иначе они бессмысленны. Следовательно, разум и логические рассуждения первичны и идут впереди всяких чувств и опыта.

И сенсуализм, и рационализм дают положительный ответ на вопрос о познаваемости мира. Данная позиция именуется оптимистической. В теории познания выработана также пессимистическая позиция, согласно которой мир непознаваем.

Скептицизм

Скептицизм выражает пессимистическую позицию и в принципе не отрицает возможности познания мира, но сомневается в том, что это возможно при помощи тех средств, которыми мы располагаем. Персидский поэт Омар Хайям (1048-1122) писал о мире так:

  • Все. что видишь ты. — видимость только одна,
  • Только форма — а суть никому не видна.
  • Смысл этих картинок понять не пытайся —
  • Сядь спокойно в сторонку и выпей вина.

Основы для скептической аргументации были предложены еще философами Древней Греции:

  • чувствам нельзя доверять, поскольку у разных людей могут быть разные ощущения, напри мер то, что нравится одному, вызывает у другого отвращение;
  • чувствам нельзя доверять также из-за того, что органы чувств постоянно обманывают нас, например преломление образа предмета на границе воздушной и водной сред создает обман зрения;
  • нельзя доверять и разуму, поскольку любое доказательство опирается на данные, которые тоже нужно доказать, и так до бесконечности; следовательно, доказать ничего нельзя, если только не принять на веру бездоказательные аксиомы или догматы.

Агностицизм

В агностицизме (от греч. agnostos — непознаваемый) представлен более сильный вариант пессимизма. Это течение отрицает познаваемость объективного мира. Яркий пример агностицизма — философия И. Канта, согласно которому действительный мир принципиально непознаваем. Все, что мы можем познать, — лишь мир видимости, до неузнаваемости искаженный нашими чувствами и опытом.

Современная наука придерживается оптимистического взгляда на познание. Мир познаваем, считают ученые, и, хотя абсолютная истина недостижима, мы с каждым новым научным открытием все больше приближаемся к ней.

Что же считается первичным в процессе научного познания — чувства или разум? Хотя сенсуализм и рационализм противоречат друг другу, их обычно принято рассматривать как дополняющие друг друга направления, составляющие единство. В гаком ракурсе вопрос о первичности чувств или разума в познании снимается, и они могут рассматриваться как две стороны единого процесса познания мира.

Философия

Современная философия

Познание

↑ Процесс познания

Процесс познания человеком мира

Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: субъекта и предмета познания.

Субъект познания – познающий человек, наделенный волей и сознанием или коллектив, все общество.

Объект познания – то, на что направлена познавательная активность субъекта. Может быть одушевлённым (сам человек, животное) и неодушевлённым (явления природы); материальным (реально существующий объект) или идеальным (гипотеза, теория)

Средства познания — приспособления, используемые для получения знания (измерительные приборы, микроскопы, реактивы)

Результат познания — знание — продукт отношения мысли к действительности, существующий в логически языковой форме в виде понятий, суждений, символов, знаков

Познание состоит из двух уровней: эмпирического и теоретического. Но противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, так как эти две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.

Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Знание — результат познания действительности, содержание сознания.

Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и всё же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счёте опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества.

Предчувствие

Эта форма иррационального познания плотно контактирует с интуицией, поскольку в самом прямом своем смысле ее значение определяется интуитивным прогнозированием наступления какого-то события или происхождения какого-либо действия. У каждого оно проявляется по-разному, но не обращать на него внимания многие не рискуют. Ведь это своеобразный сигнал организма, сигнал внутреннего центра ощущений, что вот-вот что-то произойдет. И это что-то может нести в себе как положительный, так и отрицательный посыл.

Предчувствие может сыграть и решающую роль в знакомстве с новым человеком. Нередко бывает так, что при встрече с незнакомцем нас охватывает необъяснимое ощущение нежелания продолжать ознакомительную беседу. Как объяснить данное явление? Ведь человек для нас – совершенно новое лицо, потенциально неизведанная и непрочитанная книга. Мы о нем ничего не знаем, а неприязнь уже присутствует. Это происходит на подсознательном уровне, мы инстинктивно предчувствуем, что общение с ним может не увенчаться успехом, нам хочется оттолкнуть данный субъект своих опасений как можно дальше от себя. Разве это можно объяснить логически? Нет. Это иррациональная категория человеческих способностей и ощущений.

Озарение

Это еще одна категория иррационального. Иррациональное познание – интуиция, медитация, инстинктивное восприятие, внутреннее ощущение – все это включает в себя много различных аспектов, которые логически необъяснимы. Будучи само по себе формой познания, наряду с чувственным и рациональным, все иррациональное фактически познается на уровне инстинктов. И озарение – не исключение.

Под термином «озарение» именно в ключе иррационального мышления подразумевается некий интеллектуальный всплеск, догадка, идея, посетившая мозг в определенный промежуток времени и возникшая совершенно внезапно. Разумеется, что данный феномен рассматривается в контексте изучения какого-либо вопроса, то есть озарение приходит во время осознания сути проблемы, но не во время анализа. То есть сама по себе данная категория не обосновывает именно процесс понимания человеком того или иного аспекта, а конкретно описывает его.

Чтобы стало более понятно, о чем идет речь, можно проследить за активацией данного явления на примере. Наверняка у каждого из нас часто бывали ситуации, когда в силу загруженности или усталости или еще каких-либо сопутствующих причин во время выполнения своих обычных должностных обязанностей мы наталкивались на какую-то проблематику и входили в ступор. Вроде бы материал весь привычный, все просто и понятно, но дать объяснение конкретному действию и найти решение вы не можете. Спутанные мысли развязываются вмиг и проясняются в момент озарения – внезапно дошедшей до вас истины, которая полностью устраняет загвоздку в работе. Контролировать процесс, как и в случае с интуицией, вы не можете. Озарение либо приходит, либо нет. Вот еще одна отличительная черта иррационального – оно далеко не всегда поддается возможности управления этими способностями.

Рационализм и иррационализм

Прежде чем рассмотреть сущность понятия иррационализма, выделить формы иррационального познания и виды, которые присущи данному направлению изучения действительности, необходимо уразуметь смысл того определения, антагонистом которого является иррационализм

Имеется в виду, что очень важно для полной картины обладать представлением о том, вопреки чему существует иррациональность

Понятие «рационализм» происходит от латинского ratio, что в переводе на русский означает «разум». Изначально он появился в философии как учение, в основе которого лежит разумный подход к восприятию всего мирского и всего того, с чем сопряжена человеческая жизнь. Проще говоря, идея рационализма направлена на то, что все происходящее в жизни человека базируется исключительно на разумной оценке, разумном анализе и разумной деятельности каждого индивида. Яркими представителями рационального познания в философии стали Лейбниц, Спиноза, Гегель, Декарт.

Вопреки убеждениям этих и многих других приверженцев рационалистических взглядов, представителями, так сказать, оппозиционного движения стали Шопенгауэр, Ницше, Кьеркегор, Дильтей, Хайдеггер, Бергсон и многие другие, которые были глубоко убеждены в обратном. Они предполагали, что роль разума в познании слишком преувеличена, и что на самом деле основополагающие аспекты отведены иррациональной, чувственной форме познания мира. Рациональное же познание, как процесс, направленный на приобретение знаний о конкретных явлениях и предметах посредством разума и рассудка, отодвигается философией иррационализма на задний план.

Две диаметрально разные концепции на сегодняшний день успешно существуют и продолжают существовать в системе философского познания. У них, как и у любых других противоположных позиций, есть общие аспекты, а также факторы, которые их радикально отличают друг от друга.

Процесс познания человеком мира

Понятие и структура

Познание – деятельность человека, направленная на получение, углубление, совершенствование и воспроизводство объективных знаний о мире и о самом себе. В ходе жизнедеятельности индивид воспринимает большое количество информации об объективной действительности, но только часть ее становится знанием.

Знание – результат познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека. Знания существуют в форме представлений, понятий, суждений, формируются и накапливаются на основе практики.

Структурными компонентами познания являются:

  • Субъект – источник познавательной деятельности, человек как представитель социальной среды и носитель накопленных обществом знаний.
  • Объект – часть внешнего или внутреннего мира, на которую направлена познавательная деятельность.
  • Предмет – часть объекта, на которой сосредоточен познавательный процесс.
  • Процесс – раскрытие содержания и отражение в сознании свойств изучаемого объекта.

В структуре познавательного процесса выделяют 2 базовых уровня:

Чувственное познание – создание субъективной картины мира в сознании при непосредственном контакте субъекта с объектом; начало постижения сущности вещей на основе первоначального обобщения чувственных данных. Чувственное познание осуществляется посредством зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Ступени чувственного познания:

  1. Ощущение – отражение отдельных, единичных свойств предмета в результате их воздействия на органы чувств и нервные центры: цвет, вкус, запах, холод, боль. Ощущения являются основными каналами, по которым информация о мире и о состояниях организма поступает в мозг.
  2. Восприятие – целостное отражение предметов, ситуаций, явлений на основе анализа всех его качеств в совокупности. Осуществляется при помощи согласованной деятельности всех или нескольких органов чувств, закрепляется в сознании посредством ассоциаций. Восприятие – это не просто суммирование ощущений, а их переработка и усвоение на основе опыта, создание образа в пространстве и времени.
  3. Представление – образ ранее воспринятого предмета или явления, свободно сохраняемый и воспроизводимый в сознании вне непосредственного воздействия на органы чувств. Представление осуществляется посредством памяти, воспоминаний, воображения.

Процесс познания человеком мира

Чувственное познание имеется не только у человека, но и у животных. Его недостаток заключается в ограниченности, не позволяющей проникнуть в суть изучаемого объекта, понять причины явлений, обобщить полученные знания. Преодоление этой ограниченности осуществляется с помощью рационального познания.

Рациональное познание – отражение в сознания предметов, явлений, событий во всем многообразии связей и закономерностей. Осуществляется с помощью мышления – способности связывать образы, представления, понятия, определять возможности их применения, генерировать новые идеи, прогнозировать события и действия. Рациональное познание осуществляется в следующих формах:

  • Понятие – отображение в сознании наиболее общих, существенных свойств и качеств, явлений действительности. В формировании понятий используются познавательные операции: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение.
  • Суждение – основная форма мыслительной деятельности, в которой происходит критическая оценка предмета, события, явления.
  • Умозаключение – получение нового суждения (вывода) на основании предварительных суждений.

Процесс познания человеком мира

Рациональное познание имеет абстрактный, обобщенный характер, оно активно и целенаправлено, регулируется законами логики. Оно тесно связано с языком, речью, которые являются средством закрепления и передачи знания.

Формы познания — чувственное и рациональное

Согласно Платону, существует два уровня познания: чувственное и рациональное. Это значит, что исследуя окружающий мир, мы либо интерпретируем его образы с помощью мыслей, либо ощущаем его посредством органов чувств.

Процесс познания человеком мира

Рассмотрим их в отдельности более конкретно:

  1. Чувственное познание представляет собой первую ступень знакомства со средой, так как сначала человек воспринимает информацию через органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Чтобы оценить кулинарное блюдо, мы должны его увидеть, понюхать, попробовать на язык. Чтобы прочитать книгу, нам нужны глаза.

    Познание через чувства включает в себя:

    1. ощущение – это стимуляция органов чувств внешними раздражителями (я ем яблоко – оно сладкое на вкус);
    2. восприятие – это рождение образа раздражителя (яблоко круглое, твердое, зеленое, хорошо пахнет);
    3. представление – это появление картинки, которая сохраняется как воспоминание. В дальнейшем при воспоминании о яблоке в моей голове будет всплывать круглый, твердый, зеленый фрукт со сладким вкусом и приятным запахом.
  2. Рациональное познание позволяет нам получать информацию об окружающем мире, используя только разум (от лат. ratio — разум). Оно опирается на абстрактное мышление и имеет следующую структуру:
    1. понятие – мысль, отражающая предметы, объединенные одними и теми же признаками. Например, все знают что такое стул. Понятие стула включает в себя все стулья мира разной формы, качества, материала. Мы не называем стулом какой-то конкретный предмет в единственном числе: понятие объединяет их множество;
    2. суждение – утверждение или отрицание чего-либо. Например, стул – это предмет мебели. В данном случае здесь два связанных понятия – стул и мебель. Пример отрицания: стул – это не собака;
    3. умозаключение – обобщение всех умозаключений в общий вывод. Если стул – это предмет мебели, но не собака, значит мебель не является собакой.

Процесс познания человеком мира

Чувства являются проводником между нами и средой: если не станет сразу всех чувств, то познание станет невозможным. Однако, работа всех пяти также не гарантирует приобретение исчерпывающей информации, и вот тут нас «выручает» разум, выстраивающий полученные знания понятным образом.