История философского рационализма
Сократ (ок. 469—399 до н. э.)
Основная статья: Сократ
Многие философские направления преследовали виновнонаказуемые противодействия против философии, в том числе и рационализм, берущий начало от философии древнегреческого мыслителя Сократа, который верил, что, прежде чем познавать мир, люди должны познать самих себя. Единственный путь к этому он видел в рациональном мышлении. Греки считали, что человек состоит из тела и души, а душу, в свою очередь, разделяли на иррациональную часть (эмоции и желания) и рациональную, которая только и составляет собственно человеческую личность. В повседневной реальности иррациональная душа входит в физическое тело, порождая в нем желания, и таким образом смешивается с ним, ограничивая восприятие мира через органы чувств. Рациональная душа остается за пределами сознания, но иногда вступает с ним в контакт через образы, мечты и другими способами.
Задача философа — очистить иррациональную душу от связывающих её пут и соединить с рациональной, чтобы преодолеть духовный разлад и возвыситься над физическими обстоятельствами бытия. В этом заключается необходимость нравственного развития. Поэтому рационализм является не просто интеллектуальным методом, но и меняет как восприятие мира, так и природу человека. Рациональная личность видит мир через призму духовного развития и усматривает не только внешний вид, но и сущность вещей. Чтобы познать мир таким способом, следует вначале познать собственную душу.
Рационализм и эмпиризм
Начиная с эпохи Просвещения, рационализм обычно ассоциируют с введением в философию математических методов Декартом, Лейбницем и Спинозой. Противопоставляя это течение британскому эмпиризму, его еще называют континентальным рационализмом.
В широком смысле рационализм и эмпиризм противопоставлять нельзя, поскольку каждый мыслитель может быть одновременно рационалистом и эмпириком. В предельно упрощенном понимании эмпирик выводит все идеи из опыта, постижимого либо пятью органами чувств, либо через внутренние ощущения боли или удовольствия. Некоторые рационалисты противопоставляют этому пониманию ту идею, что в мышлении существуют некоторые основные принципы, подобные аксиомам геометрии, и из них знание можно выводить чисто логически дедуктивным методом. К ним, в частности, относятся Лейбниц и Спиноза. Тем не менее, они признавали лишь принципиальную возможность такого способа познания, считая исключительно его применение практически невыполнимым. Как признавал сам Лейбниц в книге «Монадология», «в своих действиях мы все на три четверти эмпирики» (§ 28).
Бенедикт (Барух) Спиноза (1632—1677)
Основная статья: Спиноза, Бенедикт
Философия рационализма в наиболее логичном и систематическом изложении была развита в XVII в. Спинозой. Он пытался ответить на главные вопросы нашей жизни, провозглашая при этом, что «Бог существует только в философском смысле». Его идеалами философа были Декарт, Эвклид и Томас Гоббс, а также еврейский теолог Маймонид. Даже выдающиеся мыслители считали «геометрический метод» Спинозы трудным для понимания . Гете признавался, что «по большей части не мог понять, о чем Спиноза вообще пишет». Его Этика содержит неясные места и математические структуры из эвклидовой геометрии. Философией Спинозы интересовался Альберт Эйнштейн.
Иммануил Кант (1724—1804)
Основная статья: Кант, Иммануил
Кант также начинал как традиционный рационалист, изучая труды Лейбница и Вольфа, но после знакомства с работами Юма начал развивать собственную философию, в которой попытался соединить рационализм и эмпиризм. Она получила название трансцендентальный идеализм. Споря с рационалистами, Кант заявлял, что чистый разум получает стимул к действию только тогда, когда доходит до предела своего понимания и пытается постичь то, что недоступно органам чувств, например, Бог, свобода воли или бессмертие души. Такие, недоступные для понимания через опыт предметы он называл «вещь в себе» и считал, что они для разума по определению непостижимы. Эмпиристов же Кант критиковал за то, что они пренебрегают ролью разума в осознании полученного опыта. Поэтому Кант считал, что для познания необходимы как опыт, так и разум.
Задний план
Рационализм — как обращение к человеческому разуму как способ получения знания — имеет философскую историю, уходящую корнями в античность. Аналитический характер большей части философского исследования, осознание видимому априорных областей знания , таких как математики, в сочетании с акцентом получения знаний за счет использования рациональных способностей (обычно отказа, например, прямое откровение ) сделали рационалистические тем сами распространены в истории философии.
Со времен Просвещения рационализм обычно ассоциируется с введением математических методов в философию, как это видно в работах Декарта , Лейбница и Спинозы . Это обычно называют континентальным рационализмом , поскольку он преобладал в континентальных школах Европы, тогда как в Британии господствовал эмпиризм .
Но даже тогда различие между рационалистами и эмпириками было проведено в более поздний период и не было признано соответствующими философами. Кроме того, различие между двумя философиями не так ясно, как иногда предполагают; например, Декарт и Локк придерживаются схожих взглядов на природу человеческих идей.
Сторонники некоторых разновидностей рационализма утверждают, что, начиная с основополагающих основных принципов, таких как аксиомы геометрии , можно было бы дедуктивно вывести все остальное из возможных знаний. Известными философами, которые наиболее четко придерживались этой точки зрения, были Барух Спиноза и Готфрид Лейбниц , чьи попытки решить эпистемологические и метафизические проблемы, поднятые Декартом, привели к развитию фундаментального подхода рационализма. И Спиноза, и Лейбниц утверждали, что в принципе все знания, в том числе научные, можно получить только с помощью разума, хотя оба они отметили, что на практике это невозможно для людей, за исключением определенных областей, таких как математика . С другой стороны, Лейбниц в своей книге « Монадология » признал, что «мы все являемся просто эмпириками в трех четвертях наших действий».
Ссылки
Основные источники
- Декарт, Рене (1637), Рассуждение о методе .
- Спиноза, Барух (1677), Этика .
- Лейбниц, Готфрид (1714), Монадология .
- Кант, Иммануил (1781/1787), Критика чистого разума .
Вторичные источники
- Audi, Роберт (изд., 1999), Кембриджский философский словарь , Cambridge University Press , Кембридж, Великобритания, 1995. 2-е издание, 1999.
- Блэкберн, Саймон (1996), Оксфордский философский словарь , Oxford University Press , Оксфорд, Великобритания, 1994. Издание в мягкой обложке с новой хронологией, 1996.
- Бурк, Вернон Дж. (1962), «Рационализм», стр. 263 в Рунах (1962).
- Фишер, Луи (1997). Жизнь Махатмы Ганди . Харпер Коллинз . С. 306–07. ISBN 0-00-638887-6.
- Лэйси, А.Р. (1996), Философский словарь , 1-е издание, Рутледж и Кеган Пол, 1976 г. 2-е издание, 1986 г. 3-е издание, Рутледж, Лондон, Великобритания, 1996 г.
- Руны, Дагоберт Д. (изд., 1962), Философский словарь , Littlefield, Adams, and Company, Totowa, NJ.
- Бэрд, Форрест Э .; Вальтер Кауфманн (2008). От Платона до Деррида . Река Аппер Сэдл, Нью-Джерси: Пирсон Прентис Холл. ISBN 978-0-13-158591-1.
Понятие рационализм и его происхождение
Впервые этот термин употребил Френсис Бэкон, в то время как философы, живущие до него, пытались объяснить это понятие. Рационализм в философии не принадлежит к какому-то конкретному течению, поскольку роль разума признают многие философы
Но взгляды на него отличаются: они могут быть умеренными, когда человек признает, что разум занимает важное место в познании, но не единственное; и радикальным, когда человек признает важность только разума
Рационалисты придерживаются мнения, что опыт не имеет значения, если нет разума. Также они считают, что при наличии разума человек совершает открытия, даже если у него нет опыта. Рационалисты считают, что признаки достоверного знания нельзя получить исходя из опыта. К этим признакам относятся:
- всеобщность;
- необходимость.
Трактовка этого термина различается в зависимости от конкретного мыслителя и исторической эпохи, когда оно было сформировано. Так как философия – наука, зависимая от уровня культуры и потребностей общества в определенный момент времени, то понятия, входящие в нее, меняются с ходом времени.
Иммануил Кант
Немецкий классический философ внёс новый смысл в понятие рационализма. Он понимал, что критика предыдущих философов ни к чему не приведёт, и изучать нужно саму познавательную способность.
Кант признавал важность опыта, поскольку именно через наши чувства мы взаимодействуем с миром вещей, однако именно в мышлении мы познаём, синтезируем представления в единые образы и так далее. Кант критиковал предшественников рационалистов и эмпириков, хотя и многое заимствовал у них
Главная их ошибка в недооценивании одной или другой формы познания — Кант же признаёт важность обеих
Кант критиковал предшественников рационалистов и эмпириков, хотя и многое заимствовал у них
Главная их ошибка в недооценивании одной или другой формы познания — Кант же признаёт важность обеих
Рационалист же он по праву, поскольку признаёт главенство человеческого разума и верит в возможности разума, до определённых пределов.
Рационализм – что означает это слово?
Рационализм как понятие из области философии имеет несколько трактований. В широком смысле это вера в возможности человеческого познания разума, а потому включает в себя любое философское направление, основывающееся на такой точке зрения.
В узком смысле данным понятием обозначают совокупность философских концепций, возникших в Новое Время, которые признавали разум основной и достоверной формой познания.
В этом смысле он выступает как антитеза эмпиризму/сенсуализму, который в основу познания ставил ощущения, чувства, опыт (эмпирия).
Рационализм существовал и продолжает существовать в самых различных формах.
Радикальные формы признавали источником знаний в принципе только разум. Основными и наиболее известными представителями рационализма, жившими как раз в эпоху Нового Времени, являются Рене Декарт, Готфрид Вильгельм Лейбниц и Бенедикт (имя при рождении — Барух) Спиноза.
Однако если мы рассматриваем широкое трактование, рационалистами можно назвать Сократа и его ученика Платона, Аристотеля, Пьера Абеляра в определённом смысле (он предполагал, что вера должна подчиняться разуму и проверяться им, иначе велика вероятность принять воображаемое за непоколебимую истину) и других.
Так же одним из ярких представителей является Иммануил Кант, написавший три знаменитые критические работы, задумка которых заключалась в выяснении возможностей разума.
Зарождение идеи рационализма
Сократ. Первые идеи рационализма появились в эпоху античности. Например, в философии известного древнегреческого философа Сократа прослеживается рационалистическое понимание мира и человека, который, прежде всего, должен познать себя. По мнению Сократа, знание – это благо, а невежество – зло. Для того, чтобы человек вел себя нравственно, ему нужно знать о том, что хорошо, а что плохо. Зная как поступать хорошо, люди не будут делать по-другому, ведь никто не станет сознательно совершать ошибки.
Сократ
Рационализм Сократа называют этическим, поскольку его учение ориентировано на понимание нравственного самоопределения человека, основой которого выступает его разум, знание. Сократ не оставил после себя никаких записей, потому что обучал людей, проводя с ними живые беседы. Однако мы знаем об основных взглядах учителя, благодаря его последователям. Одним из знаменитых его учеников был Платон, произведения которого написаны в виде диалогов.
Платон. Платон полагал, что материальный, видимый и осязаемый мир есть лишь отражение мира идей. Поскольку материальные вещи изменчивы и непостоянны, то они не соответствуют устойчивым понятиям. Например, понятие прекрасного. В реальном мире существует множество прекрасных вещей: цветы, красота женщины, и т.д. Но это качество «прекрасного» непостоянно: цветок завянет, женщина постареет и ее внешность изменится.
Платон
Поэтому Платон рассудил, что объекты чувственного мира не могут быть источником понятий. Поскольку само понятие «прекрасного» неизменчиво, его объектом должно быть тоже нечто постоянное. И далее Платон предположил, что существует некий мир идей, в котором находится душа до рождения. В отличие от мнения, что постижение мира основывается на телесных чувствах и ощущениях (как считало большинство древнегреческих философов), Платон решил, что только разумная часть души может познавать.
Например, человек видит благодаря органам зрения, ощущает прикосновение и т.д., это является чувственным познанием. Вместе с тем, существуют и другие знания, недоступные телесному восприятию. Каким органом тела можно познать справедливость или тождество? Платон делает следующий вывод: познание есть припоминание душой того, что она созерцала, находясь в мире идей. Таким образом, в основе учения Платона о постижении мира лежит идея о рациональном, а не чувственном познании.
В словаре Энциклопедии
движение в архитектуре 20 в., стремившееся выработать новые архитектурные методы, отвечающие современным общественным потребностям, эстетическим запросам и уровню промышленно-технического развития. Рационализм выдвинул требование единства архитектурной формы, конструкции и функционально обусловленной пространственной структуры. Принципы рационализма осуществляли Ш. Ле Корбюзье во Франции, школа «Баухауз» в Германии, группа «Стиль» в Нидерландах и др. Лозунг рационализма выдвигала группа архитекторов (см. АСНОВА).—(от лат. rationalis — разумный, ratio — разум), философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Противостоит как иррационализму, так и сенсуализму. Выступив против средневековой схоластики и религиозного догматизма, классический рационализм 17-18 вв. (Р. Декарт, Б. Спиноза, Н. Мальбранш, Г. Лейбниц) исходил из идеи естественного порядка — бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир. Научное (т. е. объективное, всеобщее, необходимое) знание, согласно рационализму, достижимо только посредством разума — одновременно источника знания и критерия его истинности. Рационализм — один из философских источников идеологии Просвещения.
Рационализм и эпоха Просвещения
Родоначальником рационализма в узком смысле является Рене Декарт. Cogito ergo sum, с латыни «мыслю, следовательно существую», а также ego cogito (по сути, первая часть предыдущего предложения) — или «я мыслю» (что в дальнейшем Кант обозначит как известнейший паралогизм) — кредо французского философа, то, что он обнаруживает в ходе дедукции и метода рационального сомнения.
Я мыслю, и это единственное, в чём я не могу сомневаться — таков ход его рассуждений. Соответственно, только знания, полученные в ходе интеллектуального, а не чувственного познания и проверенные в ходе сомнений истинны.
Декарт являлся дуалистом, в основе его картины мира лежат вещь мыслящая (res cogitans), или человеческое сознание; и вещь протяжённая (res extensa) — природа, природные предметы.
Бенедикт Спиноза — ещё один рационалист — в своей философии пытался преодолеть этот дуализм, положив в основу мира единую субстанцию.
Субстанция Спинозы тождественна природе и тождественна Богу. Протяжённость и мышление — понятия, которые мы видим у Декарта — выступают главными атрибутами.
Гносеологическая концепция Спинозы описывает три вида познания — чувственное, которое является самой низкой ступенью; рациональное, позволяющие познавать модусы атрибутов; и интуитивное, скорее близкое к религиозному, а потому доступное только малой группе людей.
Готфрид Вильгельм Лейбниц
Философ из Саксонии, родившийся в 1646 году в Лейпциге и умерший в 1716 году. Он придерживался мнения о врожденности души, и предшествии интеллекта опыту. Но он не в полной мере поддерживал теорию Декарта о том, что в определенном мире душа человека знала все.
По мнению Лейбница, мы не рождаемся с актуальным знанием, а постигаем его в течение жизни. Но в нас заложен определенный потенциал к познанию.
Этот мыслитель выделил два вида истины:
- разума;
- факта.
Истиной разума являются те факты, противопоставление которым невозможно из-за логики. Они построены на неизменных теориях и истинах, которые исключают третий вариант. Сюда относятся законы математики и логики.
Истины факта – это суждения, которым можно противоречить. Тот факт, что человек идет – истина, но он остановится – и это уже не будет истиной.
Чтобы найти истину достаточно существующих теорий, а чтобы найти истину факта, необходимы основания, доказывающие, что суждение является верным.
Новое время
В эпоху Нового времени рационализм формируется как понятие, и получает более широкое развитие. Особенность этого исторического периода заключается в изменениях, происходящих во всех сферах общества: исчезает феодализм, появляется капитализм, возникает необходимость в механизации производства.
В Средневековье человека считали ничтожным созданием, которое подчинялось Богу, а религия занимала главенствующее положение. В эпоху Возрождения развивается антропоцентризм, когда человек стоит в центре внимания, и воспринимается как венец Вселенной. В эпоху Нового времени главное место занимает просвещение и образование. Появляется вера и заинтересованность в разумности и возможностях человека. Зародился новый тип личности: разумный человек, которые стремится к знанию и действиям. В этот период развивается наука и техника, происходит научный прорыв. Все эти особенности влияли на человеческое сознание. Людям стала необходима обоснованность событий и явлений, происходящих в мире.
Из-за таких изменений в мире, рационализм формируется как понятие, и развивается в направление мысли.
Рационализм Нового Времени
Рационализм как система и направление появился в эпоху Нового Времени (16-18 вв.). И это объяснимо. Для каждой эпохи характерно определенное мировоззрение и философское осмысление, которые связаны с социальной, экономической, политической, научной обстановкой. В Европе Нового времени происходит изменение во всех сферах жизни общества. Феодализм исчезает, развивается капитализм, что требует развития науки, машинизации производства.
Средневековое религиозное понимание ничтожности человека, сменяемое в эпоху Возрождения возвышением его творческого, чувственного начала, в Новое Время уступает место идее просвещения людей, вере в разумность и человеческие возможности. Потребовалась личность нового типа: знающая, деятельная, решительная. Развитие науки и техники, научные открытия и изобретения повлияли на мировоззрение людей, которые уверовали, что могут изменить многое.
Не удивительно, что подобная атмосфера способствует разработке принципов рационализма, формирование его как системы. Сторонниками рационального метода познания стали видные ученые и философы: Рене Декарт (1596—1650), Бенедикт Спиноза (1632—1677), Готфрид Лейбниц (1646—1716).
Декарт
Декарт искал метод познания, при помощи которого окажется возможным увидеть истину. Он считал, что ощущения, чувства способны вводить в заблуждение, поэтому не могут служить источником знаний. Не следует полагаться на них, а также на авторитетные мнения, следовать необходимо лишь разуму. Для получения достоверного ответа, необходимо все подвергать сомнению. Истинным является лишь очевидное, то, в чем невозможно сомневаться. Можно усомниться даже в собственном существовании, но сам акт сомнения (а значит мышления) очевиден. Декарт пишет:«Я сомневаюсь, значит мыслю; я мыслю, значит существую».
В деле изучения нужно разделить предмет на простые составляющие, с целью их познания. Сначала постигать простые вещи, а затем уже переходить к все более сложным. Методом истинного познания вещей Декарт полагал дедукцию – следование в изучении от общих положений к частным. Декарт по праву считается основоположником рационализма.
Пример дедукции (Общий, не имеет отношения непосредственно к Декарту): Все дельфины млекопитающие Афалины – дельфины Следовательно, афалины млекопитающие Произведения Декарта — «Рассуждения о методе, чтобы правильно направлять свой разум и отыскивать истину в науках» — «Размышления о первой философии» — «Первоначала философии»
Спиноза
Спиноза. Кратко его взгляды касательно вопроса познания можно изложить так. Мир познаваем. На чувственном уровне (низшем) — поверхностно, при помощи разума и интуиции открывается истина. Произведения Спинозы — «Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье» — «Богословско-политический трактат» — «Трактат об усовершенствовании разума» — «Этика, доказанная в геометрическом порядке»
Лейбниц. Главным является его учение о монадах. Монады – это неделимые субстанции, из которых состоит мир. Постичь их возможно только разумом. Лейбниц считает, что все идеи изначальны, являются врожденными потенциями человека. Например, некие способности или предрасположенность к чему-либо. Однако полностью чувственный опыт не отрицал.
Произведения Лейбница — «Монадология» — «Новые опыты о человеческом разуме»
Подводя итог, можно сказать о том, что рационализм, как отдельный метод познания все же страдает однобокостью и чрезмерным абстрагированием.
Поделиться в соц. сетях
Рене Декарт
Это французский философ и математик, который придерживался позиций рационализма, и внес большой вклад в его развитие. Он родился в 1596 году, умер в 1650 году.
По мнению Рене Декарта, любое полученное знание нужно проверять. Помогает это делать человеку разум. Он придерживался позиции, что ничего нельзя принимать на веру. Любую гипотезу или полученную информацию следует подвергнуть тщательному анализу.
«Мыслю, следовательно, существую» — знаменитое суждение Декарта. И именно это суждение наиболее четко передает суть рационализма: разум преобладает над чувствами. В центре изучения Декарта стоит человек, который способен мыслить, но у его теории есть минусы:
- Не отрицается существование Бога. Философы того времени еще придерживались теологической теории происхождения мира, и религия занимала значимое место в обществе.
- Самосознание обеспечивается Богом.
Эти минусы делают его теорию несовершенной. Хотя он признает, что человек разумное существо, которое может познать многие вещи, он не познает сам себя без вмешательства божественного начала.
Рационализм эпохи Просвещения
Средневековье надолго забросило идеи о рациональном мышлении в дальний ящик. Все вопросы мироздания объяснялись непостижимым божественным разумом, от человека требовалась только вера, т.к. его разум не в силах даже приблизиться к пониманию божественного замысла.
Критика религиозной идеологии, разговоры о ничтожности веры, глобальная перестройка общества — все это подстегивало идеи о величии разума. Во главу угла ставились образование, просвещение, прогресс — процессы, призванные развивать и использовать разум, мышление, интеллект.
Рационализм Просвещения связан с именем французского мыслителя Рене Декарта (1596–1650 гг.). Декарт занимается развитием новой философии, построенной на научном знании, освобожденном от случайностей.
Рене Декарт
Источник таких случайностей — опыт, поэтому опыт отвергается, а во главу угла ставится разум. Каждый факт, гипотеза (это что?), предположение должны подвергаться тщательному, многостороннему анализу. Ничего нельзя принимать на веру, только сомнение — двигатель истинного познания.
Именно Декарту принадлежит фраза, ставшая манифестом (это как?) рационализма:
Что же такое рационализм для Декарта? Кратко логику философа можно представить в виде цепочки рассуждений:
- —> В любой вещи или явлении можно усомниться.
- —> Сомнение — это свойство мышления и единственное, что не подлежит сомнению.
- —> Мышление — это основа бытия и познания.
- —> Мышление — это работа разума.
- —> В основе бытия и познания лежит разум.
Правило очевидности: никогда не принимать за истину то, в чем не уверен
Истина — это то, что очевидно и не дает повода к сомнению.
Правило анализа: каждое сложное явление нужно делить на простые составляющие до тех пор, пока они не станут самоочевидными.
Правило синтеза: познание — это путь от простого к сложному, поэтому важно выстраивать свои мысли в определенную иерархию (это как?). То, что мы разложили на молекулы в процессе анализа (это как?), теперь предстоит соединить заново.
Правило контроля: познание требует всеобъемлющей систематизации, необходимой для контроля упущений
Чтобы не упустить ни малейшей детали в процессе анализа, нужно составлять полные перечни, а, чтобы контролировать корректность синтеза (это как?), необходимы обзоры картины в целом.
Наравне с Рене Декартом яркими представителями рационализма были голландец Бенедикт Спиноза (1632–1677) и немецкий математик Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646–1716).