Прогресс

Развитие понятия

Идея о том, что человечество развивается по пути всё большего политического и социального прогресса, появляется в Эпоху Просвещения (правда, у Вольтера и Монтескьё она еще отсутствует, а популярна стала у поздних просветителей). Первым, кто изложил последовательную теорию прогресса, был аббат Сен-Пьер в своей книге «Замечания о непрерывном прогрессе всеобщего разума» (). Великая французская философия истории второй половины XVIII века, начавшаяся с «Рассуждений о последовательном прогрессе человеческого разума» Тюрго () и увенчавшаяся «Очерками исторической картины прогресса человеческого разума» Кондорсе (), вписывается в идейную предысторию позитивизма

При этом сторонник просвещенного деспотизма Тюрго сохранят веру в провидение Божье как источник общего хода истории, тогда как в трудах его антиклерикально настроенного ученика Кондорсе вступил в силу чистый естественный закон прогресса, который, как с определенной осторожностью заметил автор, «почти так же надежен, как и закон природы».

С точки зрения марксизма, прогресс- это основанное на законах диалектики движение природы и общества в направлении большей целостности и сложности, гармоничности и структурной упорядоченности, к более совершенному обществу, основанному на преодолении отчуждения человека и полной реализации его творческого потенциала («Критика Готской программы», «Капитал», «Экономическо-философские рукописи 1844 года»). По мнению В. И. Ленина, «представлять себе всемирную историю идущей гладко и аккуратно вперёд, без гигантских иногда скачков назад, недиалектично, ненаучно, теоретически неверно»

Критерии прогресса и регресса

Поскольку прогресс является процессом развития системы в сторону усложнения, то его характеризуют следующие признаки:

  1. Увеличивается количество подсистем данной системы;
  2. Усложняется структура системы;
  3. Увеличивается количество связей между её элементами;
  4. Увеличивается набор функций каждого отдельного элемента системы.

Для регресса характерны те же критерии, но со знаком «минус»: количество подсистем уменьшается, упрощается строение системы, уменьшается число связей между элементами и количество функций каждого элемента.

В качестве примера можно привести систему половых отношений. В большинстве средневековых обществ, в том числе в русском, женщине отводилась незначительная роль: она «предназначалась» лишь для деторождения и ведения домашнего хозяйства. По мере развития общества возможности женщин и их социальные функции увеличивались: им предоставили возможность получать образование, работать (в том числе в «традиционно мужских» специальностях), заседать в правительстве, инициировать разводы…

Благодаря этому расширилась и усложнилась структура и функциональность семьи, а также структура общества в целом. Вслед за гендерным равноправием пришло равенство представителей всех сексуальных ориентаций. Создавшаяся из-за этого сложная система семейных и половых отношений даже отпугивает некоторую часть общества своей запутанностью: например, стоит ли считать однополые союзы полноценными семьями, допускается ли однополым семьям усыновлять и удочерять детей и т. д. Произошло явное усложнение общественных отношений, а это и есть критерий прогресса.

Понятие общественного прогресса и регресса

Человеческая цивилизация не может надолго оставаться в неизменном виде, с ней постоянно происходят разнообразные социальные изменения. Эти изменения могут быть значительными и малозаметными, стихийными и специально смоделированными. Однако все эти виды изменений в обществе можно свести к двум основным направлениям: социальному прогрессу и регрессу.

Социальный прогресс – это поэтапные, постепенные преобразования в обществе, которые способствуют его развитию, эволюции, восхождению от более низких форм общественных отношений к более высоким. По мере общественного прогресса уменьшается зависимость человека от природной стихии, повышается жизненный уровень, благосостояние людей.

Пример. Благодаря изобретению машинного производства в обществе значительно уменьшилась потребность в тяжелом физическом труде, самые сложные операции стали выполнять машины. В связи с этим значительно снизилась стоимость выпускаемой продукции, так как на производство того или иного товара теперь требовалось намного меньше рабочих. Благодаря снижению стоимости выпускаемой продукции, люди массово стали покупать те товары, которые раньше считались предметами роскоши (например, автомобили).

Тем не менее, социальный прогресс понятие сложное, так как непросто распознать, что общество идет именно по пути самосовершенствования. Многочисленные ученые, философы, мыслители выделяют следующие критерии прогресса социума:

  • увеличение степени свободы человека;
  • овладение силами природы;
  • создание необходимых условий для всестороннего развития личности;
  • рост производительности труда, совершенствование техники, возникновение новых технологий;
  • распространение просвещения, информации среди большинства людей, проживающих в социуме;
  • утверждение в социуме принципов всеобщего равенства, справедливости;
  • ускорение экономического роста, увеличение благосостояния народонаселения.

В то же время, ученые отмечают противоречивость общественного прогресса, ведь по мере развития техники и технологий страдает экология, по мере увеличения материального комфорта люди забывают о духовной жизни, автоматизация производства приводит к увеличению производительности труда, но лишает рабочих мест сотни тысяч людей.

Противоположным положительному направлению общественных изменений является социальный регресс. Он характеризуется падением уровня материальной и духовной культуры общества, его деградацией и даже гибелью, нисхождением от более высоких форм общественных отношений к более низким. Общественный регресс может охватывать отдельные сферы жизни социума (экономику, культуру, политику), целые государства и даже цивилизации. Деградация общества может происходить очень медленно, в этом случае признаки регресса практически незаметны окружающим, а может осуществляться очень быстро, привнося в жизнь людей глобальные разрушения.

От чего зависит прогресс и регресс социума, обратимы ли эти процессы, способно ли общество бесконечно переживать циклы упадка и возрождения — над этими вопросами веками задумывались ученые, мыслители, философы. Благодаря их многовековым рассуждениям, сегодня существует несколько теорий (моделей) развития общества.

Четко выстроенная схема обучения поможет структурировать информацию и связать ее с ранее выученным материалом. Учиться продуктивнее помогут онлайн-курсы

Основные компоненты

Выше описано, что такое прогресс и когда впервые стали говорить об этом понятии. Далее разберем его составляющие. В ходе улучшения развиваются следующие стороны:

  • Материальная. В данном случае речь идет о наиболее полном удовлетворении благ всех людей и ликвидации каких-либо технических ограничений для этого.
  • Социальная составляющая. Здесь речь идет о процессе приближения общества к справедливости и свободе.
  • Научная. В данном компоненте отражен процесс непрерывного, углубляющегося и расширяющегося познания окружающего мира, его освоение как в микро-, так и в макросфере; освобождение познания от границ экономической целесообразности.

Первые упоминания

Прежде чем говорить, что такое прогресс, следует дать краткое историческое описание появления и распространения этой идеи. В частности, в древнегреческой философской традиции есть рассуждения о совершенствовании существовавшей социально-политической структуры, развивавшейся от первобытной общины и семьи до древнего полиса, т. е. города-государства (Аристотель «Политика», Платон «Законы»). Чуть позже, в период Средневековья, Бэкон пытался применить концепцию и понятие прогресса в идейной области. По его мнению, накапливающиеся с течением времени знания все более обогащаются и совершенствуются. Таким образом, каждое следующее поколение способно видеть дальше и лучше, чем его предшественники.

Классическая концепция

Рубеж 19-20 веков именуется «триумфом идеи развития». В то время всеобщая уверенность в том, что научный и технический прогресс способен гарантированно обеспечивать непрерывное улучшение жизни, сопровождалась духом романтического оптимизма. В целом, в социуме существовала классическая концепция. Она представляла собой оптимистическую идею о постепенном освобождении человечества от страха и невежества на пути к все более рафинированным и высоким уровням цивилизации. Классическая концепция основывалась на понятии линейного необратимого времени. Здесь прогресс являлся положительно характеризуемой разницей между настоящим и будущим либо прошлым и настоящим.

Прогресс

Причины возникновения

По мере роста населения планеты масштаб нехватки продовольствия возрастает. Но исследователи связывают проблему голода и с другими экономическими и социальными аспектами.

Растущая урбанизация

При недостаточном экономическом развитии страны жители постепенно мигрируют в крупные городские агломерации. При этом отрасли сельского хозяйства постепенно приходят в упадок. В данной сфере наблюдаются следующие проблемы:

  • низкий уровень оплаты труда;
  • устаревшие технологии обработки земли;
  • нерациональное использование природных ресурсов;
  • снижение качества и объемов продовольствия;
  • запустение сельскохозяйственных территорий.

При упадке сельского хозяйства государство вынуждено импортировать многие продукты питания. При этом поставляемая из-за рубежа продукция не всегда отвечает стандартам качества и обладает необходимой питательной ценностью.

Ухудшение экологической ситуации

В процессе жизнедеятельности человек наносит вред природе. Основные источники загрязнения:

  • бытовой мусор;
  • отходы промышленности и сельского хозяйства;
  • вырубка лесов;
  • истощение природных ископаемых;
  • вредные выбросы в атмосферу.

При попадании ядовитых веществ в воду и воздух значительно ухудшаются условия для выращивания сельскохозяйственных культур и животных. Пресные источники становятся непригодными для питья. Совокупность факторов в конечном итоге негативно сказывается на качестве и производимых объемах продовольственных товаров.

Сокращение пашни

Уменьшение площади сельскохозяйственных земель и прекращение их разработки характерно для стран с ростом урбанизации и плохой экологией. Отсутствие передовых технологий для возделывания земель приводит к тому, что приобрести продовольственный ресурс становится экономически выгоднее, чем произвести его на собственной земле. Недостаточное финансирование отрасли приводит к банкротству фермерских хозяйств. Сокращение пашни также обуславливается вырубкой лесов и загрязнением окружающей среды, что приводит к изменению ландшафта. Территории становятся непригодными для выращивания пшеницы, ячменя, овса и других культур.

Дефицит пресной воды

Человечество с каждым годом потребляет все больше питьевых ресурсов. В ХХ веке ученые подсчитали, что годовые объемы используемой пресной воды составляют 5 тыс. кубических километров, растут и темпы загрязнения природных источников.

На территориях с уровнем обеспечения водными ресурсами ниже минимального значения проживает примерно 700 млн человек. Если тенденция сохранится, то к 2025 году численность такого населения возрастет до 3 млрд человек.

Причины недостатка пресной воды:

  • климатические изменения планетарного масштаба;
  • глобальное потепление;
  • рост числа наводнений и засух;
  • загрязнение окружающей среды;
  • увеличение потребления питьевых ресурсов с ростом населения;
  • нерациональный расход воды человеком.

По наблюдениям за период роста населения в 3 раза расход пресной воды увеличился примерно в 17 раз. К наиболее проблемным регионам относятся территории Ближнего Востока и Африки. Ученые прогнозируют распространение проблемы в ближайшем будущем на страны Индии и Китая.

Снижение урожайности

С ухудшением экологической обстановки и уменьшения водных ресурсов наблюдается снижение объема сельскохозяйственной продукции. Низкая урожайность обусловлена загрязнением воды, воздуха и почвы. Климатические изменения негативно сказываются на большинстве культур. Посевы уничтожаются наводнениями, засухами, вредителями и болезнями. В результате чего в ряде стран наблюдается падение урожайности, что приводит к снижению экономических показателей и голоду.

Критика понятия

Концепция прогресса подвергается критике уже в XIX веке. От идеи прогресса отказались представители историзма Леопольд фон Ранке и Фридрих Мейнеке. В начале XX века Эрнст Трёльч писал, что прогресс — это «секуляризованная христианская эсхатология, идея универсальной, достигаемой всем человечеством конечной цели, которая перемещена из сферы чудес и трансцендентности в сферу естественного объяснения и имманентности». После Второй мировой войны, некоторые влиятельные мыслители, например, Теодор Адорно, выразили сомнения в реальности социального прогресса. Критику идеи прогресса в её гегельянской и марксистской версиях поэтично выразил Вальтер Беньямин в «Тезисах о философии истории» (1940):

Постмодернизм рассматривает понятие прогресса в качестве одного из элементов модернистской концепции и критикует данное понятие в рамках общей критики модернистской парадигмы с её европоцентризмом, монологизмом, проективной направленностью, субъект-объектного, миссионерского отношения к другим культурам, тотальными дискурсами и стремлением к жёсткой норме и абсолютным ценностям в качестве директивного критерия прогресса.

Если Жан Бодрийяр в рамках постмодернистской концепции придерживается апокалиптической точки зрения и видит в развитии современного общества только регресс и отрыв от реальности, то для Мишель Фуко прогресс имеет личностное измерение, представляет собой процесс саморазвития личности и заключается в создании из своей жизни своеобразного произведения искусства, в переоткрытии на личном уровне высших ценностей и выход в своем понимании мира за пределы господствующего дискурса, тезауруса.

Представления о прогрессе до Нового времени

Среди ученых нет консенсуса, существовали ли в древности представления о прогрессе. Долгое время считалось, что античные авторы не знали этого понятия, хотя высказывалась и противоположная точка зрения. Р

Нисбет обращает внимание на миф о Прометее, который включает идею движения от нужды к достатку, прославляет человеческую изобретательность и содержит предпосылки развертывания прогресса во времени. Так или иначе, взгляды наиболее крупных мыслителей античности сильно отличались от современных представлений

Платон и Аристотель придерживались циклического подхода, полагая, что развитие происходит стихийно, а катастрофы и упадок неизбежны, они возвращаются в форме стихийных бедствий или болезней. Общество начинается с семьи и приходит к полису — единственной достойной формой общественной организации. В то же время нет тенденции в сторону её установления, как и нет устойчивых форм политического устройства. В диалоге «Политик» Платон приводит известный древнегреческий миф о золотом веке, историю постепенного упадка и вырождения пяти поколений людей (миф записан Гесиодом в «Трудах и днях»). Согласно Платону, смена веков связана с движением земли, которое влияет на внимание богов; после золотого века боги оставили людей, предоставленных самим себе.

Третий влиятельный философ древности, христианский мыслитель Аврелий Августин представил радикально новый, линеарный взгляд на историю, отвергнув циклический подход и доктрину вечного возвращения. Согласно его сочинению «О граде Божьем», рождение, смерть и воскресение Христа является уникальными событиями; одни люди обретут вечную жизнь в «Граде Божьем», другие будут приговорены к вечному проклятию в «Граде Земном». Линеарность этого подхода имеет сходство с позднейшими концепциями прогресса, однако, в отличие от них, история спасения Августина нацелена на спасение лишь части человечества и остается в рамках христианской религии.

Утопическое видение

Это мышление отражало весьма идеализированные представления о наилучшем обществе. По этому утопическому мышлению, надо полагать, также был нанесен мощнейший удар. Последней из попыток реализации такого типа видения мира стала мировая социалистическая система. При этом человечество на данном этапе не имеет в запасе проектов, «способных мобилизовать коллективные, всеобщие действия, захватив людское воображение», которые могли бы ориентировать социум на светлое будущее (эту роль весьма эффективно исполняли идеи социализма). Вместо этого сегодня имеют место или простые экстраполяции существующих тенденций, или катастрофические пророчества.

↑ Прогресс, регресс, стагнация. Особенности прогресса

Проблема направленности совершающихся в обществе изменений зародилась ещё в древности и оставалась достаточно дискуссионной.

Различные взгляды на направленность общественного развития:

  • Французские просветители (история – непрерывное обновление, совершенствование всех сторон жизни общества)
  • Религиозные течения (преобладание регресса во многих сферах жизни общества)
  • Платон, Аристотель, Дж. Вико, О. Шпенглер, А. Тойнби (движение по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла, т.е, теория исторического круговорота.
  • Современные исследователи (положительные изменения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других, т.е. вывод о противоречивости прогресса)

Постепенное совершенствование общества, переход на более высокую ступень развития, который отражается во всех сферах общественной жизни, называется прогрессом.

Не смотря на то, что весь материальный мир динамичен, постоянно изменяется, не все изменения являются прогрессом. Как таковой прогресс свойственен только обществу и отражается в деятельности и условиях жизни людей.

История показывает, что процесс развития обществ не всегда идет по направлению к прогрессу, зачастую рост и процветание может обернуться распадом и деградацией (упадком), вследствие каких-либо событий (например, военные действия или революция, природные катаклизмы и др.). Такой «откат» назад называется регрессом.

Регресс — упадок в развитии, переход от более высоких форм развития к низшим, менее совершенным, движение назад.

Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперёд могло задерживаться и даже на время останавливаться, что называется стагнацией (от лат.— стоячая вода).

Стагнация — это застой в развитии общественной жизни, остановка.

Стагнация — явление характерное, в первую очередь, для экономической сферы общества. Так, стагнация может характеризоваться и как длительное состояние застоя экономики. При стагнации, экономическая ситуация в стране, а также в мировой экономике, практически не изменяется. Зачастую стагнация возникает в период перехода от одного вида экономики к другому и может продолжаться от нескольких месяцев до нескольких лет.

Понятие прогресса в современных условиях всё более трансформируется в сторону обогащения его гуманистическими параметрами, характеристиками. Развитие человека в его духовном и телесном измерениях, осознание самоценности человеческого существования, создание благоприятных условий для человека — в этом видится прогресс современного общества.

В качестве гуманистических критериев выдвигаются такие показатели прогрессивного развития общества: 

  • средняя продолжительность жизни человека, 
  • детская и материнская смертность, 
  • состояние здоровья, 
  • уровень образования, 
  • развитие различных сфер культуры, 
  • чувство удовлетворённости жизнью, 
  • степень соблюдения прав человека, 
  • отношение к природе и др.

Развитие понятия

Идея о том, что человечество развивается по пути всё большего политического и социального прогресса, появляется в Эпоху Просвещения (правда, у Вольтера и Монтескьё она еще отсутствует, а популярна стала у поздних просветителей). Первым, кто изложил последовательную теорию прогресса, был аббат Сен-Пьер в своей книге «Замечания о непрерывном прогрессе всеобщего разума» (). Великая французская философия истории второй половины XVIII века, начавшаяся с «Рассуждений о последовательном прогрессе человеческого разума» Тюрго () и увенчавшаяся «Очерками исторической картины прогресса человеческого разума» Кондорсе (), вписывается в идейную предысторию позитивизма

При этом сторонник просвещенного деспотизма Тюрго сохранят веру в провидение Божье как источник общего хода истории, тогда как в трудах его антиклерикально настроенного ученика Кондорсе вступил в силу чистый естественный закон прогресса, который, как с определенной осторожностью заметил автор, «почти так же надежен, как и закон природы».

С точки зрения марксизма, прогресс- это основанное на законах диалектики движение природы и общества в направлении большей целостности и сложности, гармоничности и структурной упорядоченности, к более совершенному обществу, основанному на преодолении отчуждения человека и полной реализации его творческого потенциала («Критика Готской программы», «Капитал», «Экономическо-философские рукописи 1844 года»). По мнению В. И. Ленина, «представлять себе всемирную историю идущей гладко и аккуратно вперёд, без гигантских иногда скачков назад, недиалектично, ненаучно, теоретически неверно»

В заключение

Современные российские философы все чаще возвращаются к «Серебряному веку». Обращаясь к этому наследию, они пытаются снова услышать самобытность ритмов национальной культуры, перевести их на научный строгий язык. По словам Панарина, биоморфная структура познания показывает человеку образ космоса как живой, органической целостности. Его пространство будит в людях мотивацию высшего порядка, несовместимую с безответственным потребительским эгоизмом. Сегодня отчетливо ясно, что современная социальная наука требует серьезного пересмотра существующих основных принципов, приоритетов и ценностей. Она может подсказать человеку новые направления, если он, в свою очередь, отыщет в себе достаточно сил воспользоваться ими.