Прелюдия (музыка)

Сюжет

Действие фильма разворачивается во время Холодной войны: к власти на Кубе пришли коммунисты во главе с Фиделем Кастро. Тем временем правительство США планирует устроить контрреволюцию. В рамках операции под кодовым названием «Прелюдия 11» четверо кубинских эмигрантов и гватемалец Рико под руководством американца Маклэша проникают вглубь страны с целью взорвать стратегически важный мост рядом с городом Эсперанса. За охрану моста отвечает завербованный американцами команданте Паломино. В его подчинении находится лейтенант Рамон Кинтана, чья возлюбленная Даниэла одна воспитывает ребёнка. Её парень Мигель бросил её и перешёл на сторону американцев, войдя в состав отряда Маклэша. Лодка, в которой они находились, терпит крушения, в результате чего им приходится добираться до моста пешком.

В деревне группа Маклэша вступает в бой с отрядом революционеров. Маклэш получает тяжёлое ранение, вскоре после чего умирает. Однако группа захватывает в плен революционера Пенью, с которым далее отправляется к намеченной цели. По дороге Пенья рассказывает об успехах революции и достижениях новой Кубы. Особенно вдохновлён идеями революции Рико.

Паломино снимает часть охраны, чтобы она не патрулировала близлежащие территории. Дойдя до моста, отряд контрреволюционеров начинает обстрел военных. В качестве поддержки два самолёта ВВС США высаживает отряд парашютистов, против которых выступили местные крестьяне, устроив в местах их приземления (леса и болота) пожар, в результате которого большая их часть погибла. Отряд понимает, что добраться до моста пешком невозможно, поэтому посылает Мигеля с одним из товарищей в Эсперанса с целью получить с помощью его бывшей подруги Даниэлы джип. Встретившись с ним, она сначала верит ему, но потом понимает, что он ведёт двойную игру. Даниэла отказывается сотрудничать с ним, но не в состоянии арестовать его. Она обращается за помощью к Паломино, но тот просит Даниэлу передать им машину якобы для того, чтобы их можно было легче задержать. В то же время он приказывает Кинтане перебросить основные силы на цементный завод, заявив, что согласно инструкциям из Гаваны именно завод является целью нападения. Несмотря на сомнение в правдивости слов команданте, Кинтана отправился с людьми на завод.

Пенья и Рико сбегают из отряда. Они выходят на цементный завод, где и встречают Кинтану. Они рассказывают ему, что мост остаётся целью контрреволюционеров. Кроме того, они сообщают, что Даниэла привезла им. Кинтана пришёл к выводу, что она решила сотрудничать с Мигелем. После короткого разговора с Паломино он мобилизовал подчинённые ему войска для поимки отряда. Команданте понимает, что его план провалился. Он застрелился за несколько минут до своего ареста. Кинтана и его люди вступили в бой с контрреволюционерами. Некоторые из них арестованы, некоторые – убиты. Среди погибших есть и Пенья. Становится известно о предательстве Паломино. Когда мимо Даниэлы проводят арестованного Мигеля, она демонстративно отворачивается. В этот момент Кинтана понимает, что Даниэла никогда не переходила на сторону врага.

В словаре Словарь иностранных слов

и, ж.

1. Вступительная часть музыкального произведения. П. к сюите.||Ср. ИНТРОДУКЦИЯ» title=’ИНТРОДУКЦИЯ, ИНТРОДУКЦИЯ это, что такое ИНТРОДУКЦИЯ, ИНТРОДУКЦИЯ толкование’>ИНТРОДУКЦИЯ, ПРОЛОГ» title=’ПРОЛОГ, ПРОЛОГ это, что такое ПРОЛОГ, ПРОЛОГ толкование’>ПРОЛОГ, РИТУРНЕЛЬ» title=’РИТУРНЕЛЬ, РИТУРНЕЛЬ это, что такое РИТУРНЕЛЬ, РИТУРНЕЛЬ толкование’>РИТУРНЕЛЬ, УВЕРТЮРА» title=’УВЕРТЮРА, УВЕРТЮРА это, что такое УВЕРТЮРА, УВЕРТЮРА толкование’>УВЕРТЮРА, ЭКСПОЗИЦИЯ» title=’ЭКСПОЗИЦИЯ, ЭКСПОЗИЦИЯ это, что такое ЭКСПОЗИЦИЯ, ЭКСПОЗИЦИЯ толкование’>ЭКСПОЗИЦИЯ.

2. Небольшое музыкальное произведение; то же, что прелюд. П. для фортепьяно.

3. перен. Вступление, введение во что-нибудь, а также предвестие чего-нибудь П. больших событий.||Ср. ПРОЛОГ» title=’ПРОЛОГ, ПРОЛОГ это, что такое ПРОЛОГ, ПРОЛОГ толкование’>ПРОЛОГ.

История

Первыми прелюдиями были произведения для лютни эпохи Возрождения. Это были короткие вступления, предшествовавшие крупным пьесам. Лютнисты часто играли прелюдии, чтобы проверить настройку инструмента или акустику помещения перед выступлением. В XVII веке во Франции начали появляться клавишные прелюдии: в качестве вступлений к частям клавесинной сюиты использовались прелюдии, в которых длительности нот оставались на усмотрение исполнителя. Первым композитором, использовавшим такой жанр, стал Луи Куперен, после него клавесинные прелюдии без обозначения длительностей писали многие композиторы до первой половины XVIII века. Среди них были Жан Анри Д’Англьбер, Элизабет Жаке де ля Герр, Франсуа Куперен и Жан Филипп Рамо, первое опубликованное произведение которого было именно прелюдией. Последние такие прелюдии датируются 1710-ми годами.

Развитие формы прелюдии в Германии XVII века привело к появлению многочастных прелюдий, похожих на клавирные токкаты Иоганна Якоба Фробергера или Джироламо Фрескобальди. В прелюдиях северо немецких композиторов, таких как Дитрих Букстехуде или Николай Брунс, сочетались свободная импровизация и части, написанные по строгим канонам контрапункта (обычно это были миниатюрные фуги). Вне Германии такую модель прелюдии использовал Авраам ван дер Керкховен, один из наиболее известных голландских композиторов той эпохи. Южно- и центрально немецкие композиторы не следовали такому способу построения прелюдий, и их произведения оставались импровизационными, включая лишь небольшие элементы контрапункта или вовсе обходясь без него.

В течение второй половины XVII века немецкие композиторы начали писать двойные произведения, объединяя прелюдию (или токкату) с фугой в той же тональности. Одним из первых таких композиторов был Иоганн Пахельбель, хотя прелюдии и фуги И. С. Баха более многочисленны и пользуются большей известностью сегодня. Органные прелюдии Баха крайне разнообразны, в них прослеживается как северо немецкое, так и южнонемецкое влияние.

Иоганн Каспар Фердинанд Фишер (ум. 1746) был одним из первых немецких композиторов, перенёсших французский музыкальный стиль конца XVII века на немецкую клавирную музыку, заменяя стандартную увертюру на прелюдию без длительностей нот. Сборник Фишера «Ariadne musica» — это цикл клавирных произведений, состоящий из прелюдий с фугами; прелюдии здесь разнообразны и не подчиняются какой-то общей модели. Этот цикл стал предшественником более известного цикла И. С. Баха, «Хорошо темперированного клавира», состоящего из двух томов, содержащих по 24 прелюдии и фуги. Прелюдии Баха также разнообразны, некоторые напоминают танцы эпохи Барокко, а некоторые содержат двух- или трёхголосный контрапункт.

«Хорошо темперированный клавир» оказал влияние почти на всех значительных композиторов последующих эпох, многие из них написали свои циклы из 12 или 24 прелюдий, которые располагались, как и у Баха, по тональностям. Фредерик Шопен написал цикл из 24 прелюдий без фуг (Op. 28), освободив, таким образом, прелюдию от её изначального предназначения вступительной пьесы. С тех пор многие композиторы писали прелюдии как самостоятельные произведения: особенно большое влияние на последующих композиторов оказали два тома импрессионистских прелюдий Клода Дебюсси.

Форму прелюдий использовали и некоторые композиторы XX века, когда сочиняли «сюиты», навеянные музыкой Барокко. Такими были прелюдии Мориса Равеля (цикл «Могила Куперена», 1914—1917) и Арнольда Шёнберга (сюита для фортепиано Op. 25, 1921—1923).