Полюдье

Введение полюдья на Руси

Полюдье

Полюдье – способ сбора дани с восточнославянских племен, который практиковали на Руси в 9-12-м вв. Полюдье было одной из первых попыток зарождающегося государства взимать дань и налоги с населения и подвластных территорий. Основной отличительной чертой полюдья была его ненормированность.

Понятие полюдья

Полюдьем в Древней Руси называли объезд земель с целью сбора дани. Сами князья и их дружинники, которые взимали дань, лично объезжали все земли и забирали деньги у людей. От таких «поездок по людям» и произошел позднее термин «полюдье». Сбор дани осуществлялся после сбора урожая, зимой и осенью, чтобы люди могли предоставить необходимое количество денег или ресурсов.

Сегодня ведутся споры о том, когда на Руси появилось полюдье и является ли оно отличительным признаком Киевской Руси или существовало в том или ином виде еще до создания единого государства, когда на русских землях проживали несколько племенных союзов, которые точно так же захватывали территории и взимали дань.

Несмотря на споры, сегодня принято считать, что полюдье ввел князь Олег и связано это было с резким расширением территорий и укреплением власти русских князей над окрестными восточнославянскими племенами.

Новые территории должны были приносить прибыль, чтобы князь мог обеспечивать армию и дружинников и оснащать их для дальнейших военных походов, продавая на рынке в Византии полученные в ходе сбора дани товары.

Установление дани в виде полюдья говорит о зарождении раннефеодального государства на территории восточных славян.

История полюдья

Каждый год князь и его дружина объезжали подвластные им территории с целью сбора дани и кормления – продолжалось это с ноября по апрель. Впервые полюдье упоминается в древнерусских летописях с 10-го в.

Кроме того, подробное описание полюдья, его формы и системы проведения встречается также в трактате византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении Империей» и тоже относится ко второй половине 10-го в.

Это позволяет говорить о том, что полюдье было введено на Руси не позднее начала 10-го в.

К племенам, в связи с которыми упоминается полюдье, относятся древляне, дреговичи, кривичи, северяне и другие восточнославянские племена.

Кормясь полученной данью, русские князья в середине апреля возвращаются обратно в Киев и отправляются оттуда в Византию, чтобы сбывать полученный при полюдье товар (в качестве дани принимались как деньги, так и вещи, припасы и товары).

В состав дружины, которая занималась сбором дани, обычно входило около 100-200 человек, которые зачастую были вооружены и силой взимали дань.

Считается, что, помимо взимания дани, активно использовалось так называемое кормление, когда хозяин дома принимал гостя, кормил и поил его.

Ученые полагают, что введение полюдья и кормления во многом связано с традицией у восточных славян содержать гостя, пока тот находится в доме.

Таким образом, дружинники и князь приезжали в дома своих подчиненных и жили там за их счет. Позднее данная форма дани трансформировалась в феодальную зависимость и оброк.

Взимание дани не нравилось племенам, однако до определенного момента они терпели это, но, когда в 945 г. князь Игорь попытался взять дополнительную дань сверх той, что уже имелась, древляне, которые, как и другие племена вынуждены были платить князю, подняли восстание и убили Игоря.

Теперь дань взималась не непосредственно в племенных центрах, а в погостах – специально созданных пунктах для сбора дани с населения.

Взимаемый таким образом налог позднее переходил в руки княжеских наместников в крупных городах, откуда пересылался князю в Киев. Поездки дружинников по территориям, а вместе с ними и кормления прекратились.

Конец полюдья

Взимание полюдья резко сократилось во времена Святослава Игоревича – в 966 г., а позднее, в 982 г., и вовсе прекратилось с приходом к власти Владимира Святославича. Последнее упоминание о полюдье относится к 1190 г.

В то время дань еще взималась во Владимиро-Суздальском княжестве, однако это прекратилось с уходом князя Всеволода Большое Гнездо. Существуют также сведения, что некоторая форма полюдья сохранялась на отдаленных глухих территориях России вплоть до середины 19-го в.

Полюдье также взимали в ряде других стран (например, в странах Африки).

> Поделитесь с нами своим заданием!

Особенности системы

Полюдьем в Древней Руси называли сам процесс объезда князем во главе дружины всех покоренных земель, с целью сбора дани. Так как князь лично объезжал все веси и села, возник термин «полюдье» — то есть, «поездка по людям».

Современные историки ведут споры о том, в какой именно период истории Древнерусского государства возникло это явление. Некоторые считают, что своеобразная система сбора дани существовала еще до создания единого государства: племенные союзы постоянно воевали между собой, и победители обкладывали побежденных данью.

Однако несмотря на все споры официально версией считается та, которая говорит о введении полюдья князем Олегом.

Полюдье

Связывали это с несколькими факторами:

  • При Олеге началось резкое расширение территорий Киевской Руси;
  • Покоренные территории обкладывались данью исключительно с целью прибыли: дань позволяла князю содержать двор и дружину;
  • Появление своеобразного налогового сбора есть не что иное, как свидетельство зарождения раннефеодального государства.

Дань собирали поздней осенью и зимой, когда крестьяне снимали урожай с полей и имели достаточно ресурсов, чтобы расплатиться с князем. Более того, князь с дружной нередко останавливалась на зимовье в одной из деревень своих подданных, до самой весны пребывая на их полном содержании.

Первая налоговая реформа

Разумеется, что обложенные данью племена были вовсе не рады такому стечению событий. Однако на протяжении нескольких десятилетий они терпеливо кормили своих князей и выплачивали дань.

Все изменилось, когда князь Игорь, понукаемый своей дружиной, отправился к древлянам, взимать дань во второй раз. Древлянский князь Мал и его ближайшие советники решили, что от князя, подвившегося к ним «как волк в отару», следует убить, прежде чем он разорит народ. В итоге дружина Игоря была перебита, а сам он подвергнут суду и казнен.

После жестокой мести за мужа, княгиня Ольга, стала первой правительницей, проведшей налоговую реформу:

  • Теперь дань взималась не в каждой деревне, а в племенных центрах, на специально созданных пунктах сбора дани.
  • Получаемый налог переходил в руки княжеских наместников, откуда пересылался в Киев.
  • Под налоговой реформой прошла и административная: княгиня назначила специальных людей, которые занимались исключительно содержанием погостов, сбором дани, ее подсчетом и пересылкой в Киев.

Так было покончено с древней формой полюдья и кормлений, а размер налога был стандартизирован.

Полюдье

Сбор полюдья значительно сократился во времена правления Святослава Игоревича, а после прихода к власти его сына, Владимира Красно Солнышко, прекратился вовсе. Последнее упоминание о сборе полюдья историки относят к 1190 году. До этого времени дань еще собиралась во Владимиро-Суздальском княжестве, однако и здесь эта практика вскоре прекратилась.

Выбери ответ

Трагедия великого князя Игоря или неуемная жадность?

Именно это послужило причиной гибели князя Игоря. Во время очередного полюдья он, взяв дань у племени древлян и поделив ее с дружиной, посчитал налог недостаточным. Тогда совместным решением князя и его воинов было решено вернуться за повторной данью. Они вновь приехали в земли древлян и потребовали заплатить еще раз. Конечно, это возмутило людей, и они просто перебили дружину вместе с князем. Так отсутствие порядка взимания налогов послужило причиной гибели Игоря. Смерть великого князя поставила государство на грань распада, однако жена Игоря, Ольга, оказалась очень умной и дальновидной женщиной. Она понимала, что этот способ налогообложения нужно изменить, и в первую очередь установить точную цифру необходимых платежей. Быстрыми и решительными шагами она усмирила взволновавшиеся племена и восстановила единство Руси.

Полюдье

Система налогообложения у восточных славян

Русь не была в этом исключением. Дань, выраженная в обязательных налогах, была неотъемлемой частью государственного устройства. Однако князь, в свою очередь, также брал на себя определенные обязательства, в частности, он должен был охранять покой и мирную жизнь своих подданных от иноземных посягательств, защищать личность каждого человека, а на это все требовались значительные суммы денег. Что такое полюдье для жителя древней Руси? То же, что для современного населения нашей страны подоходный налог, с разницей лишь в способе отъема материальных ресурсов. Когда поляне освободили от хазар ряд славянских племен, то они обложили их обязательными выплатами в свою пользу. Но теперь, в отличие от хазарской дани, население могло вносить ее не только деньгами, но и продуктами, изделиями ремесленников.

Полюдье

Упорядочение полюдья и его переход в новое качество

Жена убитого князя Ольга жестоко отомстила взбунтовавшимся древлянам. Однако реформировала полюдье и в целом систему взимания дани:

  • Для сбора и складирования дани устраивались погосты – специальные пункты, находившиеся в некотором отдалении от племенных городов.

  • Введя «уроки», княгиня Ольга тем самым нормировала размер взимаемой с племени дани.

  • Взятая таким образом дань сосредотачивалась в руках княжеских наместников, ведающих полноценным учетом всех поступлений.

  • Собранная и учтенная дань отправлялась в Киев, непосредственно ко двору Великого князя.

Многомесячные «кружения» с «кормлением» князей и дружинников по подвластным территориям прекратились. Подданные избавились от неприятной обязанности кормить осенне-зимний сезон ораву дружинников с хорошим аппетитом. Собранная, по введенным Ольгой правилам дань, почти в полном объеме отправлялась по известным торговым путям на экспорт. Например, в Византию, где эти товары продавались или выменивались на ходовые ромейские товары: золотые монеты, парчу, вино, фрукты и т. п.

Таким образом, полюдье в виде объездных маршрутов, постоев и кормления осталось в прошлом. Новое «полюдье» превратилось в налог, который получил новое название «даровное» или просто «дар». В XII — XIV века он приобрел коммутированную форму собирания (деньгами или мехами). Термин полюдье встречается в источниках, говорящих об истории всех русских княжеств. Аналоги полюдья можно обнаружить в Польше и Скандинавии. По большому счету, есть основания считать полюдье всемирно-историческим явлением.

Реформа взимания дани княгини Ольги

Затем Ольга приступила к первому серьезному реформированию системы сбора налогов с момента ее появления. Первым ее действием стало установление твердой суммы дани. Это в будущем позволит избежать многих злоупотреблений, и, как следствие, сделать этот процесс более законным. Кроме того, она понимала, что такое полюдье — это большая опасность для самого правителя, и поэтому решила, чтобы все собранные ресурсы свозились в определенное место, указанное из Киева. Такие места назывались погосты, именно туда свозили все собранные налоги разные племена, а затем уже оттуда их забирали представители княжеской власти. Таким образом княгиня Ольга одновременно и упростила систему налогообложения, и сделала ее более безопасной для самих сборщиков. Эта реформа позволила государству стать еще более консолидированным, все распри по поводу несправедливости дани постепенно уходят в прошлое.

Киевская Русь сделала важный шаг в своем дальнейшем развитии. Былая схема «данник-господин» уходила в прошлое. Вот что такое полюдье по истории России. Уход такой налоговой системы свидетельствует о прогрессе феодальных отношений внутри древнерусского общества, а реформы Ольги были велением времени, которые она очень точно уловила и не позволила государству разделиться на отдельные враждующие части.