Что такое пентатоника на гитаре?

Краткое теоретическое введение

Итак, пентатоника — это пятиступенный лад. То есть в отличие от диатонических гамм состоит не из семи, а из пяти звуков. В этом, собственно, и вся её мощь. В древнем Китае (подумать только!), в VII веке, она была возведена в статус философского постулата: каждая нота звукоряда обозначала определённое магическое воздействие на социум. А может и правда есть в ней «это», кто его знает, как там было и как теперь…

Бывает пентатоника мажорная и минорная. Рассмотрим подробно формулы:

То есть, если из натуральной минорной гаммы удалить II и bVI ступени, получается минорная пентатоника. Например, от A (ля) это будет: ля (I) — до (III) — ре (IV) — ми (V) — G (bVII).
Теперь мажорная пентатоника на гитаре — как и что.

До мажорную пентатонику можно получить путём удаления из натуральной до мажорной гаммы IV и VII ступеней. Соответственно её формула: I (до) — II (ре) — III (ми) — V (соль) — VI (ля).

Обратите внимание, что До мажорная и Ля минорная пентатоника состоят из одних и тех же звуков, но при этом они имеют различное интервальное строение. То есть на них распространяется правило парных тональностей мажор-минор, имеющих одинаковое количество знаков альтерации в ключе

Например:

  • До мажор — Ля минор
  • Соль мажор — Ми минор (фа диез)
  • Ре мажор — Си минор (фа, до диез) и т.д.

Минор:

Мажор:

Например, первый звук Ля в боксе V позиции относительно мажора ( С ) — шестая (6), неустойчивая ступень, а относительно минора (Am) — это I ступень, тоника (T).

Послушайте как звучит звукоряд в одном и том же боксе на аккорд С

и на аккорд Am7 (ля минор септаккорд):

Соответственно тональные тяготения разные. Если образно — ощущается контраст настроения.

Давайте рассмотрим подробно, как играется минорная пентатоника на гитаре. То есть изучим аппликатуры относительно Am — тонального центра A (ля).

Боксы пентатоники. Развитие традиционной роковой гитарной техники. Упражнения и примеры

Итак, вы научились играть первый бокс пентатоники. Однако это только начало. Как правило, гитаристы редко используют только первый бокс. В их распоряжении находятся минимум 2 и больше, причем в остальных боксах чаще всего используются первые 3 струны.

Обратите внимание, как выглядят первые пять боксов пентатоники в тональности Am

Что такое пентатоника на гитаре?

Чтобы выучить эти боксы, известный преподаватель Сергей Попов разработал несколько упражнений. Их общий принцип: «сделай много малыми средствами». С их помощью вы разовьёте силу и координацию пальцев левой руки.

В упражнениях обычно используется первый, второй и третий палец. Старайтесь их ставить так, чтобы они не давали звучать соседним струнам, слегка касаясь их. Если вы не собираетесь играть первую струну, приглушайте её безымянным пальцем правой руки. 4-я, 5-я и 6-я струны необходимо приглушать ребром ладони правой руки. Не напрягайте пальцы и мышцы предплечья.

Упражнение 1 – сочетание бенда и вибрато. После подтяжки играйте вибрато на ноте, к которой делали бенд. Все упражнение играется на 2 струне.

Что такое пентатоника на гитаре?Сочетание бенда и вибрато

Упражнение 2. В нём вы будете тренироваться сочетать хаммеры и пулы, используя 2-ю струну.

Хаммеры и пуллы в петатонике a-moll

Упражнение 3: «Вертушка» (закольцованный мотив) на 2 и 3 струнах. Играйте ее по всему грифу.

«Вертушка» на 2 и 3 струнах

Упражнение 4. Та же «вертушка», но по трем струнам. Чтобы не сковывать руку, не нужно брать первым пальцем баррэ.

«Вертушка» на 2 и 3 струнах без баррэ

Упр. 5: «Вертушка» на 1 и 2 струне. Как и в предыдущей, 1-й палец не берёт баррэ.

«Вертушка» на 1 и 2 струне

Упр. 6. В этой «вертушке» нужно играть все ноты каждого бокса.

«Вертушка» во всех боксах минорной пентатоники

Использование пентатоники

Что такое пентатоника на гитаре?

Размышляя над главой 4.5 «Пентатоника в джазовой импровизации» из книги Молоткова В.А. «Джазовая импровизация на шестиструнной гитаре», решил изобразить соответствующие звукоряды и аккорды на квинтовом круге, ибо пентатоника на нем выглядит очень доходчиво.

Общая идея: используем мажорную пентатонику для обыгрывания альтерированного доминантсептаккорда. Если строить пентатонику от разных ступеней, получаем различные альтерации. Схемы приведены в порядке возрастания атональности.

Пентатоника на диаграммах показана синим цветом, один из возможных аккордов — красным.

Пентатоника от I ступени

Пентатоника от I ступени (минорная от VI).

Возможные аккорды: C7, C9, C13.

{«drawGroups»:true, «fifthMode»:true}!C13:[email protected]#00c;[email protected]#00c;[email protected]#00c;[email protected]#00c;[email protected]#00c;[email protected]#c00;[email protected]#c00;[email protected]#c00;[email protected]#c00;[email protected]#c00;[email protected]#c00

Пентатоника от bIII ступени

Пентатоника от ♭III ступени (минорная от I).

Возможные аккорды: C7♯9, Cm7.

{«drawGroups»:true, «fifthMode»:true}!C7#9:[email protected]#00c;[email protected]#00c;[email protected]#00c;[email protected]#00c;[email protected]#00c;[email protected]#c00;[email protected]#c00;[email protected]#c00;[email protected]#c00;[email protected]#c00

Пентатоника от bVII ступени

Пентатоника от ♭VII ступени (минорная от V).

Возможные аккорды: C7sus4.

{«drawGroups»:true, «fifthMode»:true}!C9:[email protected]#00c;[email protected]#00c;[email protected]#00c;[email protected]#00c;[email protected]#00c;[email protected]#c00;[email protected]#c00;[email protected]#c00;[email protected]#c00;[email protected]#c00

Пентатоника от IV ступени

Пентатоника от IV ступени (минорная от II).

Возможные аккорды: C7sus4.

{«drawGroups»:true, «fifthMode»:true}!C9:[email protected]#00c;[email protected]#00c;[email protected]#00c;[email protected]#00c;[email protected]#00c;[email protected]#c00;[email protected]#c00;[email protected]#c00;[email protected]#c00;[email protected]#c00

Пентатоника от bV ступени

Пентатоника от ♭V ступени (минорная от ♭III).

Возможные аккорды: C7♯9, C7♭9, Cmaj, C7♯11, Cm7♭5.

{«drawGroups»:true, «fifthMode»:true}!C7b5#9:[email protected]#00c;[email protected]#00c;[email protected]#00c;[email protected]#00c;[email protected]#00c;[email protected]#c00;[email protected]#c00;[email protected]#c00;[email protected]#c00;[email protected]#c00

Пентатоника от bVI ступени

Пентатоника от ♭VI ступени (минорная от IV).

Возможные аккорды: Cmaj7♯9, Cm7.

{«drawGroups»:true, «fifthMode»:true}!C7#9:[email protected]#00c;[email protected]#00c;[email protected]#00c;[email protected]#00c;[email protected]#00c;[email protected]#c00;[email protected]#c00;[email protected]#c00;[email protected]#c00;[email protected]#c00

Пентатоника от II ступени

Пентатоника от II ступени (минорная от VII).

Возможные аккорды: C7♯11.

{«drawGroups»:true, «fifthMode»:true}!Cmaj#11:[email protected]#00c;[email protected]#00c;[email protected]#00c;[email protected]#00c;[email protected]#00c;[email protected]#c00;[email protected]#c00;[email protected]#c00;[email protected]#c00

Пентатоника от V ступени

Пентатоника от V ступени (минорная от III).

Возможные аккорды: C7 (add M7).

{«drawGroups»:true, «fifthMode»:true}!Cmaj:[email protected]#00c;[email protected]#00c;[email protected]#00c;[email protected]#00c;[email protected]#00c;[email protected]#c00;[email protected]#c00;[email protected]#c00;[email protected]#c00

Пентатоника от bII ступени

Пентатоника от ♭II ступени (минорная от ♭VII).

Возможные аккорды: C7♭9, C7♯9, Cm7.

{«drawGroups»:true, «fifthMode»:true}!C7b9:[email protected]#00c;[email protected]#00c;[email protected]#00c;[email protected]#00c;[email protected]#00c;[email protected]#c00;[email protected]#c00;[email protected]#c00;[email protected]#c00;[email protected]#c00

Пентатоника от III ступени

Пентатоника от III ступени (минорная от ♭II).

Возможные аккорды: C7♭9, C7♯9.

{«drawGroups»:true, «fifthMode»:true}!C7b5b9:[email protected]#00c;[email protected]#00c;[email protected]#00c;[email protected]#00c;[email protected]#00c;[email protected]#c00;[email protected]#c00;[email protected]#c00;[email protected]#c00;[email protected]#c00

Пентатоника от VI ступени

Пентатоника от VI ступени (минорная от ♭V).

Возможные аккорды: C7♭9♯11, C7♯11, C7♯5.

{«drawGroups»:true, «fifthMode»:true}!C7b5b9:[email protected]#00c;[email protected]#00c;[email protected]#00c;[email protected]#00c;[email protected]#00c;[email protected]#c00;[email protected]#c00;[email protected]#c00;[email protected]#c00;[email protected]#c00

Пентатоника от VII ступени

Пентатоника от VII ступени (минорная от ♭VI).

Возможные аккорды: C7♭9♯9, C7♯11♯5, Cm7♭5.

{«drawGroups»:true, «fifthMode»:true}!C7b5#9:[email protected]#00c;[email protected]#00c;[email protected]#00c;[email protected]#00c;[email protected]#00c;[email protected]#c00;[email protected]#c00;[email protected]#c00;[email protected]#c00;[email protected]#c00

Что такое пентатоника

Пентатонический звукоряд формируется лишь из пяти звуков, то есть гамма пятизвучная.

Гамма развивает технику игры на инструменте. Гаммы развивают чувство ритма, слух, растягивают пальцы.

Для игры гамм есть ряд правил:

  • пальцы правой руки чередуются;
  • игра четкая и громкая;
  • одинаковые промежутки между звуками;
  • струны прижимаются близко к порожкам;
  • звуки извлекаются сразу после одновременной постановки пальцев двух рук.

Пентатоника используется для партий соло на акустике или электрогитаре. Эта разновидность гаммы легла в основу многих сольных композиций рок- и блюз-направлений. Без знания принципов ангемитонного звукоряда не получится создать идеальное соло.

Для чего нужна пентатоника

Знание пятиступенчатого лада даст возможность попасть в тональность, поможет найти правильные ноты для гармоничной музыки. Сначала стоит потренироваться соло-исполнению из нот одного из ангемитонных звуковых рядов и постараться заучить. Но многие соло состоят не только из нот пятиступенного лада. Такой звуковой ряд — лишь основа для партии соло.

Сочиняя мелодию, соло в определенной тональности, стоит проиграть подходящий звуковой ряд. Но не нужно забывать об импровизации

Важно пробовать брать другие ноты, экспериментируя в создании мелодии. Ноты, что подошли, стоит оставить, остальные же можно исключить. Так создаются новые партии соло

С ангемитонным звуковым рядом легко играть импровизированные соло к любой песне. Зачастую тональность соответствует первому аккорду. После определения тональности под музыку подбирается необходимая пентатоника на гитаре, которая наиболее гармонично ложится. Все, импровизация готова.

История

История утратила данные о том, какой народ придумал пятиступенный звуковой ряд. Такие структуры встречаются у китайцев, японцев, россиян. Многие придерживаются мнения, что пентатонический звуковой ряд появился в Китае. Еще до 221 года до н. э. существуют доказательства использования этого лада. Впоследствии, к этому звукоряду присоединили еще два звука и создали лады из семи ступеней.

Пентатоника осталась, дошла до современного общества. Пятиступенный звукоряд позволяет извлекать новые звучания при импровизации. Сделали пентатонику популярной западные исполнители блюза. После пятиступенчатый звуковой ряд стал основой для классического ритм-энд-блюза, хард-рока, металла, других направлений. Пентатонический звукоряд использовали многие известные музыканты: Ингви Мальмстин, Джимми Пейдж, Ричи Блэкмор и другие.

Гармония

Слова диатонический и хроматический также непоследовательно применяются к гармонии :

  • Часто музыканты называют диатонической гармонией любой вид гармонии в системе мажор – минор в общей практике . Когда диатоническая гармония понимается в этом смысле, предполагаемый термин хроматическая гармония мало что значит, потому что хроматические аккорды также используются в той же системе.
  • В других случаях, особенно в учебниках и программах по музыкальной композиции или теории музыки, диатоническая гармония означает гармонию, в которой используются только «диатонические аккорды» . В соответствии с этим использованием хроматическая гармония — это гармония, которая расширяет доступные ресурсы, включая хроматические аккорды: расширенные шестые аккорды, неаполитанские шестые , хроматические септаккорды и т. Д.
  • Поскольку слово гармония может использоваться для отдельных классов аккордов (например, доминирующая гармония , гармония ми минор ), диатоническая гармония и хроматическая гармония также могут использоваться в этом особом смысле.

Тем не мение,

Хроматическая гармония может быть определена как использование последовательных аккордов из двух разных клавиш и, следовательно, содержащих тоны, представленные одними и теми же символами нот, но с разными случайностями. В соответствии с этим определением четыре основных метода производят хроматическую гармонию: модальный обмен, вторичные доминанты, мелодическое напряжение и хроматические медианты .

Четкая иллюстрация контраста между хроматической и диатонической гармонией может быть найдена в медленном движении Бетховена «S Концерт для фортепиано № 4 , соче. 58. Длинная плавная мелодия первых пяти тактов почти полностью диатоническая и состоит из нот в гамме ми минор, основной тональности движения. Единственное исключение — соль-диез в левой руке в третьем такте. Напротив, остальные такты очень хроматичны, в них используются все доступные ноты, чтобы передать ощущение возрастающей интенсивности по мере того, как музыка приближается к своей выразительной кульминации.

Бетховен Концерт для фортепиано с оркестром 4 медленная часть, 47-55 такты

Что такое пентатоника на гитаре?
Бетховен Концерт для фортепиано с оркестром 4 медленная часть, 47-55 такты.

Другой пример можно найти в этом отрывке из третьего акта оперы Рихарда Вагнера « Прогулка» . Первые четыре такта гармонизируют нисходящую хроматическую гамму с богатой опьяняющей последовательностью аккордов. Напротив, следующие такты полностью диатонические, с использованием нот только в масштабе ми мажор. Отрывок предназначен для передачи бога Вотана, погружающего свою дочь Брунгильду в глубокий сон.

Вагнер, Die Walkure, Акт III, волшебная музыка для сна

Что такое пентатоника на гитаре?
Вагнер, Die Walkure, Акт III, волшебная музыка для сна

Типы

Гемитонический и ангемитонический

Что такое пентатоника на гитаре?Шкала Миньё на D, эквивалентная шкале йо на D, с квадратными скобками на четвертях Play ( помощь · информация )

Мияко-буси шкала D, что эквивалентно в масштабе на D, с кронштейнами на четвертями Play ( помощь · информация )

Музыковедение обычно классифицирует пентатонические гаммы как полутонические или ангемитонические . Гемитонические гаммы содержат один или несколько полутонов, а ангемитонические гаммы не содержат полутонов. (Например, в японской музыке anhemitonic лет масштаб контрастирует с hemitonic в масштабе .) Hemitonic пентатонику также называют «ditonic весы», так как наибольший интервал в них является ditone (например, в шкале C-E- F – G – B – C, интервал между C – E и G – B). Его не следует путать с идентичным термином, который также используют музыковеды для описания гаммы, состоящей только из двух нот.

Мажорная пентатоника

Ангемитонические пентатонические гаммы могут быть построены разными способами. Мажорную пентатонику можно рассматривать как неполную мажорную гамму с промежутками. Однако пентатоника имеет уникальный характер и завершена по тональности. Одна конструкция берет пять последовательных веревок из пятого круга ; начиная с C, это C, G, D, A и E. Транспонирование высоты звука в одну октаву перестраивает высоту звука в большую пентатонику: C, D, E, G, A.

Другая конструкция работает наоборот: она пропускает две высоты диатонической гаммы . Например, если бы кто-то начал с мажорной шкалы до, можно было бы опустить четвертую и седьмую ступени шкалы , F и B. Оставшиеся ноты составляют основную пентатонику: C, D, E, G и A. .

Если пропустить третью и седьмую ступени до мажорной шкалы, получатся ноты другой транспозиционно эквивалентной ангемитонической пентатоники: F, G, A, C, D. Если пропустить первую и четвертую ступени до мажорной шкалы, получится третья ангемитоническая пентатоника: G, A, B, D, E.

Черные клавиши на клавиатуре фортепиано составляют пентатонику соль-бемоль мажор (или, что эквивалентно, F-диез мажор): соль-бемоль, ля-бемоль, си-бемоль, ре-бемоль и ми-бемоль, которые используются в Этюд » Черный ключ » Шопена .

Минорная пентатоника

Хотя различные гаммы полутонической пентатоники можно назвать минорными , этот термин чаще всего применяется к относительной минорной пентатонике, производной от мажорной пентатоники, с использованием гамм 1, 3, 4, 5 и 7 естественной минорной гаммы . Ее также можно рассматривать как шкалу блюза с разрывом . Пентатоника до минор — это до, ми-бемоль, фа, соль, си-бемоль. Пентатоника A минор, относительный минор пентатоники C, включает те же тона, что и пентатоника C мажор, начиная с A, давая A, C, D, E, G. Эта минорная пентатоника содержит все три тона трезвучия A минор.

Японский режим основан на фригийском , но использует гамма-тоны 1, 2, 4, 5 и 6 вместо гамм-тонов 1, 3, 4, 5 и 7.

Пентатонические гаммы, найденные при нажатии клавиш C, D, E, G и A

Что такое пентатоника на гитаре?
Каждую пентатоническую гамму, которую можно найти при нажатии клавиш C, D, E, G и A, можно рассматривать как пять нот, разделяемых семью различными режимами гептатоники.

Пять пентатонических гамм, которые можно найти при нажатии клавиш C, D, E, G и A:

Тоник Имя (а) По моде ( диатоническая гамма ) Базовая шкала градусов (модификации) Китайская пентатоника На C Тональности пентатоники до мажор Черные клавиши (клавиши на большой пентатонике G ♭ ) Коэффициенты (просто) Белые транспозиции (клавиши пентатоники до мажор, фа мажор и соль мажор)
1 (С) Мажорная пентатоника Ионический режим Большой гептатонический I-II-III-V-VI (опустить 4 7) 宮 (гонг, C) режим CDEGAC CDEGAC G ♭ -A ♭ -B ♭ -D ♭ -E ♭ -G ♭ 24: 27: 30: 36: 40: 48 CDEGAC FGACDF или G ABDEG
2 (D) Египетский, приостановлен Дорийская мода Натуральный минор I-II-IV-V-VII (опустить 3 6) (Шанг, D) режим CDFGB ♭ C DEGACD A ♭ -B ♭ -D ♭ -E ♭ -G ♭ -A ♭ 24: 27: 32: 36: 42: 48 DEGACD GACDFG или A BDEGA
3 (E) Блюз минор, Ман Гонг ( ) Фригийский лад Натуральный минор I-III-IV-VI-VII (исключить 2 5) 角 (jue, E) режим CE ♭ FA ♭ B ♭ C EGACDE B ♭ -D ♭ -E ♭ -G ♭ -A ♭ -B ♭ 15: 18: 20: 24: 27: 30 EGACDE ACDFGA или B DEGAB
5 (G) Блюз мажор, Рицусен ( 律 旋 ), гамма лет Миксолидийский режим Большой гептатонический I-II-IV-V-VI (опустить 3 7) 徵 (чжи, G) режим CDFGAC GACDEG D ♭ -E ♭ -G ♭ -A ♭ -B ♭ -D ♭ 24: 27: 32: 36: 40: 48 GACDEG CDFGAC или D EGABD
6 (А) Минорная пентатоника Эолийский режим Натуральный минор I-III-IV-V-VII (опустить 2 6) 羽 (ю, А) режим CE ♭ FGB ♭ C ACDEGA E ♭ -G ♭ -A ♭ -B ♭ -D ♭ -E ♭ 30: 36: 40: 45: 54: 60 ACDEGA DFGACD или E GABDE

(Второстепенная седьмая доля может быть 7: 4, 16: 9 или 9: 5; большая шестая может быть 27:16 или 5: 3. Оба параметра были выбраны для минимизации частей отношения.)

Рикер назначил основной пентатонической гамме режим I, а Гилкрист — режим III.

Переходим к практике

Боксы пентатоники

Как уже говорилось выше, есть 5 боксов (аппликатур). Они подходят и для минора, и для мажора. Разница только в расположении ступеней. Например, 1 бокс минора является 5 для мажора. Аппликатуры боксов и их нумерация представлены ниже.

Для минорных тональностей боксы нумеруются следующим образом:

Что такое пентатоника на гитаре?Боксы минорной пентатоники

Мажорные пентатоники

Для мажорных тональностей нумерация производится следующим образом:

Что такое пентатоника на гитаре?Боксы мажорной пентатоники

Нумерация боксов в мажоре и миноре соответствует ступеням, от которых строятся аппликатуры. Далее вы убедитесь в этом сами.

Теперь от теории перейдем к практике.

Возьмите гитару.

Сначала вы должны запомнить позицию для каждого бокса и расположение тоник. Так вы сможете построить любую гамму.

В качестве примера разберем тональности Ля-минор (Am) и До-мажор (C).

V позиция (от тоники минорного аккорда, I ступени)

Аппликатура выглядит следующим образом.

Что такое пентатоника на гитаре?Аппликатура пентатоники ля-минор в 5 позиции

Кружок другого цвета обозначает, где расположена тоника.

Первая аппликатура строится от тоники (нота Ля).

На примере этой аппликатуры объясним принцип обыгрывания фрагмента в пентатонике. Поставьте руку в V позицию. Сыграйте Ля на 6 струне. Затем сыграйте До на этой же струне. Саму струну прижмите мизинцем.

Ноты на следующих 3 струнах зажимаются поочередно указательным и безымянным пальцами. Последние 4 ноты снова зажимаются указательным пальцем и мизинцем.

В этой позиции гамма начинается с III ступени (До).

Что такое пентатоника на гитаре?Аппликатура пентатоники ля-минор в 7 позиции

IX позиция (от IV ступени)

В системе CAGED эта аппликатура соответствует форме аккорда Dm. Она строится от IV ступени (Ре).

Что такое пентатоника на гитаре?Аппликатура пентатоники ля-минор в 9 позиции

XII позиция (от V ступени)

Аппликатура в этой позиции построена от V ступени (Ми)

Обратите внимание этот же фрагмент можно сыграть в открытой позиции на первых 3 ладах. Самостоятельно найдите I ступень для аппликатуры с открытыми струнами

Что такое пентатоника на гитаре?Аппликатура пентатоники ля-минор в 12 позиции

II позиция (от VII ступени)

Гамма строится от последней ступени (Соль).

Что такое пентатоника на гитаре?Аппликатура пентатоники ля-минор во 2 позиции

Теперь вам нужно таким же образом поработать с мажорным звукорядом.

VIII позиция (от тоники мажорного созвучия, I ступени)

Аппликатура выглядит следующим образом.

Что такое пентатоника на гитаре?Аппликатура пентатоники до-мажор в 8 позиции

Кружок другого цвета обозначает, где расположена тоника.

Гамма в этой позиции строится от тоники (нота До).

В системе CAGED эта аппликатура соответствует форме аккорда D.

Что такое пентатоника на гитаре?Аппликатура пентатоники до-мажор в 10 позиции

XII позиция (от III ступени)

Эту же аппликатуру можно сыграть с открытыми струнами в форме аккорда До-мажор. Ноты I ступени для открытой позиции найдите самостоятельно.

Что такое пентатоника на гитаре?Аппликатура пентатоники до-мажор в 12 позиции

4 бокс строится от ноты Соль.

Что такое пентатоника на гитаре?Аппликатура пентатоники до-мажор в 3 позиции

Принципы построения и игры пентатоники

Выделяют следующие разновидности пентатоник:

Полутоновая. Интервал между нотами в полутон. Например: «си-до-ми-фа-соль». Расстояние между «си-до» в полутон, от «ми» до «фа» также полутон. В японских музыкальных произведениях часто встречается этот вид пентатонического звукоряда.
Бесполутоновая. Наиболее популярный пятиступенный лад. Ноты идут по чистым квинтам

Важно помнить, что интервал между двумя соседними нотами — большая секунда. В другом варианте — малая терция

В этой пентатонике нет малых секунд. Потому отсутствует тяготение лада. Применяется эта разновидность в роке, поп-музыке и в блюзовых композициях стран Европы. Для наглядности: «соль-ля-си-ре-ми».
Смешанная. Объединяется полутоновый пентатонический звуковой ряд с бесполутоновым: «ля-си-ре-ми-фа».
Темперированная или слендро. В данном случае нет тонов и полутонов: «до-ре диез-фа диез-ля-до».

Бесполутоновая пентатоника разделяется на два подвида:

  1. Мажорная пентатоника. Не содержит две ступени: 4-ю и 7-ю. Принцип строя: большая секунда-большая секунда-малая терция-большая секунда. Благодаря своеобразному построению, создается пятизвуковой лад от выбранной ноты.
  2. Минорная пентатоника. По звучанию очень похожа на натуральный минор, но в ней исключены вторая, шестая ступень. В составе присутствует минорное трезвучие. Формула строя: малая терция-большая секунда-большая секунда-малая терция.

Мажорный пятиступенный лад содержит диезы — звуки мажорного трезвучия. Минорный — бемоли.

Интервалы

Поскольку диатоническая гамма неоднозначна, различение интервалов также неоднозначно. Например, интервал B ♮ –E ♭ ( уменьшенная четверть , встречающаяся в гармоническом миноре C) считается диатоническим, если гармонический минор считается диатоническим; но он считается хроматическим, если гармонический минор не считается диатоническим.

Forte перечисляет хроматические интервалы в мажоре и натуральном миноре: увеличенный унисон, уменьшенная октава, увеличенная пятая, уменьшенная четвертая, увеличенная треть, уменьшенная шестая, уменьшенная треть, увеличенная шестая, второстепенная секунда, мажорная седьмая, мажорная секунда, малая седьмая, дважды уменьшенная пятый и вдвое увеличенный четвертый.

Кроме того, хроматическая или диатоническая метка для интервала может быть чувствительной к контексту. Например, в отрывке до мажор интервал C – E ♭ можно рассматривать как хроматический интервал, потому что он не появляется в преобладающей диатонической тональности; наоборот, в до минор он будет диатоническим . Это использование все еще является предметом классификации шкал , как выше, например , в B ♮ -E ♭ пример выше, классификация будет по- прежнему зависеть от того, считается ли диатонической гармоники незначительные масштабы.

В разных системах тюнинга

Диатонический и хроматический интервал Пифагора: E ♮ -F ♮ и E ♮ -E ♯

Сравните CE  ( справка · информация ) с CF ( справка · информация ) и с CE + + ( справка · информация ) .
  

При одинаковой темперации нет разницы в настройке (и, следовательно, в звучании) между интервалами, которые энгармонически эквивалентны. Например, ноты F и E ♯ представляют собой точно такую ​​же высоту, поэтому диатонический интервал C – F (совершенная четверть) звучит точно так же, как его энгармонический эквивалент — хроматический интервал C – E ♯ (увеличенная треть).

Однако в системах, отличных от равных по темпераменту , часто существует разница в настройке между интервалами, которые энгармонически эквивалентны. В системах настройки, основанных на цикле квинт , таких как пифагорейская настройка и средняя темперация , эти альтернативы обозначаются как диатонические или хроматические интервалы. В этих системах цикл квинт не является круглым в том смысле , что шаг на одном конце цикла (например, G ♯ ) не настроен так же , как энгармонический эквивалент на другом конце (A ♭ ); они отличаются на величину, известную как запятая .

Этот прерванный цикл приводит к тому, что интервалы, пересекающие разрыв, записываются как увеличенные или уменьшенные хроматические интервалы. Например, в средней темперации хроматические полутоны (E – E ♯ ) меньше диатонических полутонов (E – F), а с интервалами согласных, такими как мажорная треть, энгармонический эквивалент обычно менее согласен.

Если предполагается, что тритон диатонический, классификация письменных интервалов по этому определению не будет существенно отличаться от определения «взятых из той же диатонической шкалы», данного выше, если не включены варианты гармонического минора и восходящего мелодического минорного строя.

Роль в образовании

Пентатоническая шкала играет значительную роль в музыкальном образовании , особенно в методологиях на основе Орфа , Кодали и Вальдорфа на начальном или начальном уровне.

Система Орфа уделяет большое внимание развитию творческих способностей детей посредством импровизации, в основном за счет использования пентатоники. В инструментах Орфа , таких как ксилофоны , колокольчики и другие металлофоны , используются деревянные прутья, металлические прутья или колокольчики, которые может снимать учитель, оставляя только те, которые соответствуют пентатонике, которую сам Карл Орф считал родной тональностью детей.. Дети начинают импровизировать, используя только эти планки, и со временем по усмотрению учителя добавляются новые планки, пока не будет использована полная диатоническая гамма

Орф считал, что использование пентатонической шкалы в таком юном возрасте было подходящим для развития каждого ребенка, так как характер шкалы означал, что ребенок не мог совершать никаких реальных гармонических ошибок.

Дети начинают импровизировать, используя только эти планки, и со временем по усмотрению учителя добавляются новые планки, пока не будет использована полная диатоническая гамма . Орф считал, что использование пентатонической шкалы в таком юном возрасте было подходящим для развития каждого ребенка, так как характер шкалы означал, что ребенок не мог совершать никаких реальных гармонических ошибок.

В вальдорфском образовании пентатоническая музыка считается подходящей для детей младшего возраста из-за ее простоты и бескорыстной открытости выражения. Пентатоническая музыка, сосредоточенная на пятых интервалах, часто поется и играет в раннем детстве; постепенно уменьшающиеся интервалы выделяются в основном в пентатонике по мере того, как дети прогрессируют в раннем школьном возрасте. Примерно к девяти годам музыка начинает сосредотачиваться сначала на народной музыке с использованием шеститонической шкалы, а затем на современной диатонической гамме, с целью отражения прогресса в развитии детей в их музыкальном опыте. Используемые пентатонические инструменты включают лиры, пентатонические флейты и тоны; для учебной программы Waldorf были разработаны и изготовлены специальные инструменты.

Как играть пентатонику. Упражнения

Базис

Первое упражнение – сыграть боксы пентатоники для каждой тональности. Это упражнение надо выполнять регулярно, пока вы не выучите все аппликатуры наизусть. Работайте всегда одновременно с мажором и минором.

На табулатурах изображены все боксы тональностей Ре-минор и Ре-мажор.

Что такое пентатоника на гитаре?Боксы тональности Ре-мажорЧто такое пентатоника на гитаре?Боксы тональности Ре-минор

Растяжка пальцев

Второе и третье упражнения направлены на тренировку ваших пальцев и растяжку. Так сложилось, что в «реальной жизни» бокс пентатоники почти никогда не играется целиком. Гитарист играет короткую фразу из одного бокса, объединяет ее с фразой из другого и т.д.

Для этого нужно тренировать растяжку пальцев и уметь плавно перемещать руку по грифу.

Сыграйте следующую фразу, не меняя позицию руки. Используйте легато.

Тональность — Ля-минор (Am).

Что такое пентатоника на гитаре?Растяжка пальцев

Смещение рук при игре

Сыграйте фразу, плавно двигаясь вверх и вниз по грифу. Играйте под метроном. Используйте приемы легато и глиссандо.

Тональность — Ми-минор (Em).

Что такое пентатоника на гитаре?Смещение рук при игре

Позиционирование на грифе

Четвертое упражнение направлено на отработку смены позиции левой руки. Перед вами звукоряд из 5 нот. Первые 3 вы играете в 7 позиции с помощью легато. Используйте прием hammer on. Затем перемещаете руку в 12 позицию и играете оставшуюся часть лика. Добавьте вибрато в конце. Так фраза будет звучать сочнее.

Тональность  – Ми-минор (Em).

Что такое пентатоника на гитаре?Позиционирование на грифе

Обыгрывание нот

Следующие 2 упражнения направлены на обыгрывание боксов пентатоники. Тональность фраз — Си-минор (Bm).

В 5 упражнении вы играете в одной позиции.

Что такое пентатоника на гитаре?Обыгрывание нот

Обыгрывание со смещением

В 6 упражнении вы соединяете 2 бокса.

Попробуйте составить собственную вариацию этого упражнения.

Что такое пентатоника на гитаре?Обыгрывание нот со смещением

Три бокса, три октавы

Упражнение 7 является усложненной версией предыдущих двух. Во-первых, здесь используется 3 бокса пентатоники. Во-вторых, в некоторых частях этой музыкальной фразы вы должны будете играть через струну.

Тональность — Ля-минор (Am).

Что такое пентатоника на гитаре?Три бокса, три октавы

Пентатоника и технические приемы

В этом упражнении при игре музыкальных фраз вы должны использовать технические приемы:

  • легато;
  • глиссандо;
  • бэнды;
  • вибрато.

Что такое пентатоника на гитаре?Технические приемы и пентатоника

Пентатоника по всему грифу

В этом упражнении вы должны сыграть гамму Ля-минор (Am) по всему грифу. Сначала просто сыграйте восьмыми. Затем самостоятельно добавьте технические приемы и измените длительности.