Содержание
Песнь II. (Второй день, до рассвета третьего дня.)Песнь III. (Третий и четвертый день, до вечера пятого.)Песнь IV. (Вечер пятого дня и весь шестой день.)Песнь V. (Седьмой день до конца тридцать первого.)Песнь VI. (Тридцать второй день.)Песнь VII. (Вечер тридцать второго дня.)Песнь VIII. (Тридцать третий день.)Песнь IX. (Вечер тридцать третьего дня.)Песнь X. (Вечер тридцать третьего дня.)Песнь XI. (Вечер тридцать третьего дня.)Песнь XII. (Вечер тридцать третьего дня.)Песнь XIII. (Тридцать четвертый день и утро тридцать пятого.)Песнь XIV. (Тридцать пятый день.)Песнь XV. (Тридцать пятый и тридцать шестой день. Утро тридцать седьмого.)Песнь XVI. (Тридцать седьмой день.)Песнь XVII. (Тридцать восьмой день.)Песнь XVIII. (Тридцать восьмой день.)Песнь XIX. (Вечер тридцать восьмого дня.)Песнь XX. (Ночь с тридцать восьмого на тридцать девятый день. Утро и полдень тридцать девятого дня.)Песнь XXI. (Тридцать девятый день.)Песнь XXII. (Тридцать девятый день.)Песнь XXIII. (Вечер тридцать девятого и утро сорокового дня.)Песнь XXIV. (Сороковой день.)
Одиссей и Калипсо
Несколько дней Одиссея носило по волнам, пока не прибило к о. Огигия, на котором жила нимфа Калипсо. Найдя совершенно обессилившего мужчину, нимфа выходила его, вернув к жизни.
Здесь Одиссею пришлось пробыть целых 7 лет – Калипсо не хотела отпускать от себя героя. Нимфа даже предлагала ему бессмертие при условии, что он навсегда останется на ее острове. Но Одиссей рвался домой, и ничто не могло заставить его забыть любимую Пенелопу и Телемаха.
Неизвестно, сколько бы продолжался этот райский плен, если бы однажды на острове не появился Гермес, передавшей Калипсо волю Зевса – громовержец повелевал отпустить Одиссея. Не в силах противиться верховному богу, нимфа дала свободу спасенному ее герою.
Узнав о воле богов, Одиссей сразу же стал готовиться к отплытию – за несколько дней он сумел соорудить прочный плот и отправился в путь.
Дальнейшая судьба
По поводу дальнейшей судьбы Одиссея существует несколько версий. По одной он долго и счастливо правил в своем царстве, а затем мирно умер в Эпире, где его почитали как героя-прорицателя.
По другой же, спустя некоторое время сын Одиссея Телегон, которого родила волшебница Кирка, убил собственного отца. По этой версии подросший мальчик, наслушавшись рассказов матери об отце, направился на его поиски. Но, прибыв на Итаку, вынужден был вступить в битву с отцом, не узнав его. В результате боя Телегон смертельно ранил Одиссея щетиной морского ежа. Вскоре после этого Одиссей скончался. После его смерти Телегон забрал тело отца, чтобы похоронить на острове, где правила Кирка.
Рассказ о самом Одиссее и его приключениях нашел отражение в культуре и искусстве многих народов. Чаще всего его изображали крупным и крепким мужчиной с бородой и в овальной шапочке, которую носили греческие моряки.
Со временем имя героя стало нарицательным, а словом «одиссея» стали называть долгое странствие по аналогии с многолетним путешествием легендарного царя Итаки.
Текстовая история
Дата составления
Дата написания стихотворения вызывает серьезные разногласия среди классиков. В середине VIII века до нашей эры жители Греции начали применять модифицированную версию финикийского алфавита для записи своего собственного языка. Поэмы Гомера, возможно, были одними из самых ранних продуктов этой грамотности, и если это так, они были бы написаны где-то в конце 8 века. На глиняной чаше, найденной на Искье , Италия , написаны слова «чаша Нестора, из которой можно пить». Некоторые ученые, такие как Калверт Уоткинс , связали эту чашу с описанием золотой чаши короля Нестора в « Илиаде». Если чаша является намеком на Илиаду , композиция этого стихотворения может быть датирована 700–750 гг. До н. Э.
Датирование также осложняется тем фактом, что гомеровские поэмы или их части регулярно исполнялись рапсодами в течение нескольких сотен лет. Но « Одиссея» в том виде, в котором она существует сегодня, вероятно, не сильно отличалась от существующей сегодня версии. Помимо незначительных отличий, к VI веку гомеровские поэмы заняли каноническое место в институтах древних Афин . В 566 г. до н.э. Писистрат учредил гражданский и религиозный фестиваль под названием Панафинеи , во время которого исполнялись поэмы Гомера.
Археологические находки
С конца 19 века в Египте было найдено много папирусов, содержащих части или даже целые главы, содержание которых отличалось от более поздних средневековых версий. В 2018 году министерство культуры Греции обнаружило возле храма Зевса глиняную табличку , содержащую 13 стихов из 14-й рапсодии Одиссеи Евмею . Хотя первоначально сообщалось, что он датируется 3 веком нашей эры, дату все еще необходимо подтвердить.
Английский перевод
Эмили Уилсон , профессор классических исследований , в Университете Пенсильвании , отметил, что в последнее время, как десять лет назад, почти все из самых известных переводчиков греческой и римской литературы были людьми. Она назвала свой опыт перевода Гомера «интимным отчуждением». Уилсон пишет во введении к своему собственному переводу, что это повлияло на популярную концепцию персонажей и событий Одиссеи, Уилсон пишет, что переводчики, исторические и современные, изменили историю с коннотациями, отсутствующими в оригинальном тексте: «Например, в сцене, где Телемах наблюдает за повешением рабов, спавших с женихами, в большинстве переводов вводится уничижительный язык («шлюхи» или «шлюхи») В греческом оригинале этих рабов не обозначают уничижительным языком. » В оригинальном греческом языке используется слово hai , женский артикль, эквивалентный «этим женщинам».
Остров Огигия (у Калипсо)
Девять дней спустя Одиссей оказался у острова Огигия, местожительства нимфы Калипсо, покрытого лугами с цветами и злаками. Калипсо жила там в огромной пещере, заросшей тополями, кипарисами и диким виноградом. Красавица-нимфа приветствовала Одиссея, накормила его и уложила спать.
Калипсо полюбила Одиссея и, желая навсегда удержать его подле себя, пообещала даровать ему бессмертие. Семь лет Одиссей жил у Калипсо на Огигии. Но он не переставал тосковать по родной Итаке и часто проводил время на берегу, смотря в морскую даль. Наконец, Зевс велел Калипсо освободить Одиссея. Узнав об этом, Одиссей связал плот, простился с гостеприимной нимфой и поплыл на родину.
Но легкое судно героя случайно увидел бог Посейдон. Направив на плот огромную волну, Посейдон смыл Одиссея за борт. Мореход едва выплыл на поверхность и кое-как вновь забрался на плот. Рядом с ним опустилась с неба в образе птицы-нырка милосердная богиня Левкотея (Ино). В клюве она держала чудесное покрывало, которое обладало свойством спасать от гибели в морской пучине тех, кто заворачивался в него. Посейдон потряс плот Одиссея второй волной страшной высоты. Думая, что на сей раз герою уже не спастись, Посейдон поехал в свой подводный дворец. Однако покрывало Левкотеи не дало Одиссею утонуть.
В античной литературе
Одиссей совместно с Диомедом убил во время ночной разведки царя фракийцев Реса и похитил его лошадей. Относительно последних было предсказание, что Троя останется неприступной, если эти лошади поедят троянского корма; таким образом, вылазка Одиссея повлияла на исход всей войны.
- Действующее лицо трагедий Эсхила «Суд об оружии» (фр.174-177 Радт), «Вызыватели душ (Психагоги)» (фр.273-275 Радт), «Пенелопа» (фр.187 Радт), «Собиратели костей» (фр.179-180 Радт), сатировской драмы «Кирка» (фр.309-311 Радт);
- трагедий Софокла «Одиссей безумствующий» (фр.462 Радт), «Ифигения» (фр.305-308 Радт), «Эант», «Филоктет», «Лаконянки» (фр.367-368 Радт, похищение Палладия), «Навсикая» (фр.439-440 Радт), «Феаки» (фр.675 Радт), «Омовение» (фр.451а Радт), «Одиссей, пораженный шипом» (фр.453-461 Радт), его сатировской драмы «Сотрапезники» (фр.562-568 Радт),
- трагедии Еврипида «Гекуба», сатировской драмы Еврипида «Киклоп», трагедии Псевдо-Еврипида «Рес»,
- трагедий неизвестного автора «Одиссей — ложный вестник» и «Итакийцы», трагедий Херемона и Аполлодора Тарсского «Одиссей», комедии Эпихарма «Одиссей, потерпевший кораблекрушение»,
- трагедии Пакувия «Омовение», трагедии Сенеки «Троянки»
- Порфирий. Неоплатонический трактат «О пещере нимф»
Легенды
Наиболее знаменитые приключения героя случились на пути из Трои домой и описаны в поэме Гомера «Одиссея». Возвращаясь, корабли Одиссея причаливают то к одному, то к другому острову, населенному мифологическими существами, и каждый раз герой теряет часть людей. На острове лотофагов растут лотосы, дарующие забвение тем, кто их съест. На острове циклопов живет одноглазый великан-людоед Полифем, сын Посейдона. Герои пытаются найти приют на ночь в пещере Полифема, и тот съедает некоторых из людей Одиссея.
Одиссей и циклоп Полифем
Герой и оставшиеся в живых спутники ослепляют Полифема, выколов заостренным колом единственный глаз гиганта, а затем спасаются при помощи овец. Слепой великан исследует овец на ощупь, прежде чем выпустить тех из пещеры, но не находит героев, вцепившихся в шерсть животных снизу, и так те выбираются из пещеры. Однако Одиссей называет великану свое настоящее имя и тот обращается с воплем о помощи к своему отцу Посейдону. С той поры Посейдон гневается на Одиссея, что не делает путь героя домой по морю проще.
Одиссей и Цирцея
Сбежав от Полифема, герои попадают на остров бога ветров Эола. Тот преподносит Одиссею мех, внутри которого скрыты ветры. Герой не должен развязывать этот мех, пока не увидит берегов родной Итаки. Одиссей с командой почти добирается до дома, но его люди, думая, что внутри меха скрыто сокровище, развязывают тот, пока герой спит, выпускают ветры на волю, и корабль относит далеко в море.
Одиссей и сирены
На острове колдуньи Цирцеи спутники Одиссея превращаются в животных, отведав угощения, а сам герой зачинает с колдуньей сына, который, по одной из версий, станет причиной его смерти. С Цирцеей герой проводит год, а затем отправляется дальше и минует остров сирен, которые очаровывают и губят моряков пением, а после проплывает между громадным водоворотом Харибдой и шестиглавым чудищем Сциллой, которое сжирает еще шестерых членов команды.
Одиссей и Калипсо
Постепенно Одиссей теряет всех спутников и на острове у нимфы Калипсо оказывается в одиночестве. Нимфа влюбляется в Одиссея, и герой проводит с нею 7 лет, потому что на острове нет ни одного корабля, чтобы уплыть. В конце концов нимфе является Гермес и велит отпустить героя. Одиссей наконец-то может построить плот и уплыть.
Список персонажей «Одиссеи»
Афина в облике Ментора сопровождает Телемаха
-
Одиссей
- Псевдонимы Одиссея
- Никто (для Полифема)
- сын критянина Кастора, которому Афина придала вид старика (для свинопаса Эвмея)
- критянин Эфон, сын Девкалиона и брат Идоменея (для Пенелопы)
- Псевдонимы Одиссея
Спутники Одиссея
- Антиф, съеден Полифемом
- Элпенор, заснул пьяным на крыше дворца Кирки, упал и разбился
- Перимед
- Тримед
- Эврилох, родственник Одиссея (по схолиям — муж сестры), погиб вместе с кораблем во время бури, насланной Зевсом по просьбе Гелиоса
Обитатели островов на пути следования Одиссея
- Алкиной, царь феаков
- Антифат, царь лестригонов
- Арета, царица феаков
- Демодок, слепой аэд в доме Алкиноя
- Калипсо
- Навсикая, дочь Алкиноя
- Полифем, циклоп
- Кирка (у Жуковского Цирцея)
Тени умерших, с которыми общается Одиссей в Аиде
Одиссей спускается в подземный мир
- Агамемнон
- Антиклея, мать Одиссея
- Антиопа, мать Зета и Амфиона, Эпикаста, мать и жена Эдипа, большое количество других прославленных женщин
- Ахилл
- Аякс Теламонид
- Геракл (человеческая сущность — в то время, как божественная — на Олимпе)
- Элпенор, спутник Одиссея
- Патрокл
- Тиресий
- Тиро
Жители Итаки
- Ноемон, дал корабль Телемаху
- Алиферс(Галиферс), гадатель
- Певсенеор
- Египтий
- Икарий
- Ир, нищий
- Лаэрт
- Ментор
- Эвмей, свинопас
Домочадцы Одиссея
- Евринома, ключница
- Меланфий, раб, козий пастух
- Меланфо, рабыня, любовница Евримаха, жениха
- Пенелопа, жена Одиссея
- Телемах, сын Одиссея и Пенелопы
- Филойтий, коровник
- Эвриклея, няня Одиссея
- Аргус, пёс Одиссея
Женихи Пенелопы
Всего 116 человек (108 женихов и их слуги), но по имени в поэме названы далеко не все:
- Антиной
- Евримах
- Еврином, сын Антифа
- Леод, предсказатель
- Ктесипп
Также:
- Медонт, вестник
- Фемий, кифаред
Боги
-
Афина
- Люди, чей образ принимает Афина:
- Ментор
- Мент, сын Анхиала, царь тафосцев
- Ифтима, сестра Пенелопы, посещающая её в виде призрака
- дочь морехода Диманта, подруга Навсикаи
- девушка, несущая воду, в городе феаков
- вестник царя феаков Алкиноя
- пастух на Итаке
- Люди, чей образ принимает Афина:
- Гелиос
- Гермес
- Зевс
- Ино, дочь Кадма, морская богиня
- Посейдон
- Эол
- Елена
- Менелай
- Нестор
- Писистрат — сын Нестора
- Феоклимен, прорицатель
Герои Олимпа Править
Метка Афины Править
Минерва находитя в Центральном вокзале, она путается и теряется, так как две ее формы ведут войну друг против друга. Когда она смотрит на карту, то говорит о том, что, если бы Одиссей был здесь, он бы ей помог найти дорогу домой.
Позже Аннабет думает о том, что Одиссей был не только великим воином, но он также еще был очень умен, что дает ей стремление продолжать поиски Афины Парфенос.
Дом Аида Править
Когда Лео находится на Огигии, Калипсо говорит о людях, которые попадали к ней, но всегда уходили. Она вспоминает и Одиссея как одного из них.
Кровь Олимпа Править
Аннабет, Джейсон и Пайпер маскируются и успешно попадают в старый дворец Одиссея в Итаке, в настоящее время заселяем призраками женихов, а также духами многих исторических личностей и полубогов в сговоре с Геей. После изучения планов противника трио уничтожает всех призраков.
Впоследствии, Джейсон ранен, он призывает Юнону, используя брачное ложе Одиссея и Пенелопы. Пока Юнона/Гера хвалит верность брака Одиссея и Пенелопы, Джейсон вспоминает, что герой был неверен Пенелопе и имел романтические связи с другими женщинами.
Как попадает на родину Одиссей
Путешествия его заканчиваются следующим образом. Одиссей сооружает плот, на котором отправляется в плавание. Через 17 дней он видит сушу. Но вот Посейдон обнаруживает его и обрушивает на плот бурю, поэтому Одиссей вынужден прибегнуть к последнему средству — он решает воспользоваться волшебным покрывалом Левкофеи. Герой вплавь достигает о-ва Схерия. Здесь обитает народ феаков. Одиссей с помощью Навсикаи (царевны) находит путь к дворцу Алкиноя, феакийского царя. Он участвует в пире, где сказитель Демодок поет песню о взятии Трои.
Одиссей из-за нахлынувших воспоминаний не может сдержать слез. Он называет себя и начинает рассказ о том, что он пережил за минувшие годы. Народ феаков собирает для него богатые дары. С их помощью на быстроходном корабле попадает домой Одиссей.
Родина, однако, встречает героя не очень-то гостеприимно.
Одиссей
Римская мозаика, изображающая морскую сцену с Одиссеем (лат. Улисс) и сиренами из Карфагена , 2 век нашей эры, сейчас находится в музее Бардо , Тунис.
Ключевым атрибутом Одиссея ( лат . Ulixes , часто Ulysses ) в « Одиссее» является его выдающийся интеллект (древнегреческий: mêtis ). В « Илиаде» персонажи часто служат друг другу фольгой, но в « Одиссее» Одиссей становится бесподобным, и «ни один живой мужской персонаж в стихотворении не изображается равным ему». С этой целью Одиссей тесно связан с двумя богами : Зевсом и Афиной .
Однако в « Одиссее» Одиссей более тесно отождествляется с Афиной. Это один из способов приписать Одиссею хитрый разум в стихотворении. Явное сравнение этой пары провела сама Афина: « ач пытается обмануть друг друга, пока Афина, смеясь, не прекращает состязание, напоминая герою, что« из всех смертных ты лучший для планов и речей ». , а я среди всех богов прославился умом и хитростью ». Они также похожи в использовании маскировок, используя их на протяжении всего стихотворения. Афина дает Одиссею немного.
Ближе к концу стихотворения Одиссей формирует «хитрый план по убийству женихов, который включает в себя соревнование: натянуть могучий лук и пустить стрелу через ряд рукояток топора. План был тщательно сформулирован, чтобы позволить Одиссею поймать женихов врасплох и чтобы обеспечить элемент неожиданности, который ему необходим, чтобы одолеть женихов, несмотря на такие большие трудности «. Хитрость Одиссея позволяет ему одолеть и победить своих противников, даже если они физически превосходят его. Это отражает более ранний эпизод в поэме, где Одиссей побеждает захватчика Циклопа, замаскировавшись, затем ослепив его, не имея возможности защитить себя.
В гостях у сказки
Существуют две версии относительно происхождения «Одиссеи», впервые опубликованной в IV веке до н. э. Большая часть исследователей предполагает, что она собрана по частям из разных историй и что Гомер, кто бы он ни был, выступил лишь талантливым компилятором. Но есть и те, кто считает, что путешествие Одиссея было описано сразу и целиком — возможно, впервые оно было записано со слов самого легендарного царя Итаки или его спутников. В пользу первых говорит то, что попытки составить какой-нибудь близкий к реальности маршрут странствия нашего героя успехом не увенчались: не существует единого мнения относительно того, какие современные места посетил Одиссей. Если собрать воедино все версии, получается, что хитроумного героя швыряло из стороны в сторону по всему Средиземноморью, заносило на Чёрное море или в Атлантический океан, есть и гипотеза, что Одиссей совершил первое в истории кругосветное путешествие. Даже на козни судьбы или богов такое не спишешь. С другой стороны, ни одна из «пра-Одиссей» до сих пор не обнаружена — возможно, они существовали лишь в устной традиции.
Одиссея традиционно изображают в шапочке — головном уборе древнегреческих моряков. |
Для читателя, впрочем, очевидно, что текст «Одиссеи» распадается на три неравные части. Причём собственно путешествий в поэме два. В то время как царь Итаки безуспешно пытается вернуться домой, его сын Телемах, выросший без отца (как-никак двадцать лет прошло с тех пор, как ахейские корабли отправились покорять Трою!), отправляется на его поиски. Он гостит у боевых товарищей отца, давным-давно вернувшихся из-под стен Трои, и старается выяснить хоть что-то об Одиссее. А в это время наш герой пропадает где-то в совершенно фантастических местах: у нимфы Калипсо и волшебницы Кирки (Цирцеи), на островах лотофагов, сирен и циклопов, в опасных водах у острова сирен и между чудовищами Сциллой и Харибдой… Наконец, третья часть — это возвращение Одиссея домой под личиной нищего странника и его расправа над женихами верной Пенелопы.
Имя Пенелопы стало нарицательным для обозначения верной жены. |
Если предположить, что «Одиссея» — это лоскутное одеяло из разнообразных сюжетов, становится понятно, почему у разных, далёких друг от друга народов встречались похожие истории о невероятных приключениях морских путешественников. Не случайно Одиссей очень похож на Синдбада-морехода, а ещё — на легендарного кельтского героя Мэл Дуина (история последнего изложена в поэме Альфреда Теннисона «Странствия Мэлдьюна»). История о муже, разлучённом с женой, которую в его отсутствие едва не выдали замуж, — ещё один бродячий сюжет: его вариант изложен, например, в индийском сказании «Наль и Дамаянти», вошедшем в состав грандиозного эпоса «Махабхарата».
О странствиях Одиссея мы узнаём от самого героя: рассказ о приключениях вложен в его уста. С девятой по тринадцатую песни «Одиссеи» он повествует обо всём пережитом за годы нелёгких испытаний, на пиру у царя феаков Алкиноя. Эта форма изложения тоже пришла из глубокой древности. Известна древнеегипетская сказка «Потерпевший кораблекрушение» — невероятный рассказ некоего моряка о том, как он попал на остров, где правил огромный змей, повелитель страны благовоний.
Так вот, если ты мужествен, овладей собой! Будь смел, и ты обнимешь своих детей, ты поцелуешь свою жену, ты снова увидишь свой дом, — а что может быть лучше этого? Ты вернёшься в свой город и доживёшь до конца своих дней среди собратьев твоих.
«Потерпевший кораблекрушение»
Именно рассказы моряков о своих путешествиях и дали начало сонму сказок и легенд о чудесах далёких стран. Мореплавание на заре навигации было весьма опасным занятием, странствия занимали месяцы и годы, а экзотические реалии превращались в умах очевидцев и их соотечественников, слушающих эти рассказы, в чистейшей воды фантастику. Так людская фантазия по-своему творила мир, в котором жили наши далёкие предки, изображая его небезопасным, но невероятно интересным местом. Путешествия были уделом отважных и умных людей, обладавших силой воина и любопытством исследователя, — а наш Одиссей именно таков.
Одиссей и циклоп Полифем
Проплывая вдоль берегов сицилийского моря, спутники Одиссея увидели богатые плодородные земли, на которых во множестве паслись козы и овцы. Это была вотчина одноглазых чудовищ – циклопов.
Решив поближе познакомиться с местными жителями и богатствами, Одиссей с 12 товарищами высадились на берег, взяв с собой немного еды и вина, захваченного из Фракии. В поисках хозяев местности они добрались до огромной пещеры, где и решили подождать.
Пещера, как оказалось, принадлежала Полифему – сыну Посейдона и самому мощному из циклопов. Когда он вернулся под вечер домой, Одиссей и его спутники похолодели от страха – настолько Полифем был страшен и огромен.
Одиссей и циклоп не смогли найти общего языка. Царь Итаки попытался заговорить с Полифемом, однако тот, не слушая, схватил двоих людей, разорвал их на куски и съел.
Выбраться из пещеры Одиссей и его друзья не могли – вход был завален огромным валуном, сдвинуть который было не под силу и сотне воинов.
Утром Полифем закусил еще парой одиссеевых товарищей, пообещав при этом оставить самого Одиссея, который назвался «Никто», напоследок. В благодарность за оказанную честь Одиссей предложил циклопу отведать фракийского вина. Напиток пришелся по вкусу, и Полифем осушил весь бурдюк, предложенный ему пленником.
Разомлев, хозяин-великан уснул. Воспользовавшись этим, Одиссей поджог огромный оливковый кол и ткнул горящей головешкой прямо в единственный глаз спящего циклопа. Взревев от боли и бешенства, Полифем вскочил и начал метаться по пещере с целью поймать обидчиков и отомстить им. Однако, как ни пытался он обнаружить Одиссея и его товарищей, ему это не удавалось.
Тогда великан уселся у выхода из пещеры и стал терпеливо ждать, но тут истинный потомок Гермеса в очередной раз проявил хитрость: он крепко привязал себя и товарищей под брюхом у овец и баранов, которых циклоп ежедневно выпускал пастись на луга, и вместе с животными беспрепятственно покинул жилище своего негостеприимного хозяина.
Но после того как Одиссей и его спутники оказались на корабле и почувствовали себя в безопасности, герой утратил свою осторожность и назвал себя. Услышав имя своего обидчика, Полифем обратился с просьбой наказать Одиссея к своему отцу – могучему и грозному Посейдону
И тот внял мольбам сына, из-за чего путешествие Одиссея на родину сильно затянулось.
Эолия
В следующий раз Одиссей остановился на острове Эолия, где обитал бог Эол. Он приветливо встретил путешественников, и те гостили у него целый месяц. Перед отплытием в дальнейший путь Эол вручил Одиссею завязанный серебряной нитью мех. В этом мехе Эол поместил все подвластные ему бурные ветры, кроме ласкового западного Зефира, который должен был нести корабли Одиссея в сторону его родной Итаки. Эол сказал Одиссею, чтобы он не развязывал серебряную нить на мешке до того, как приплывет домой.
Путешествие было спокойным. Одиссей уже приближался к Итаке, но от сильной усталости погрузился в сон. Спутники Одиссея, полагавшие, что в мешке Эола находятся богатые дары, украдкой развязали серебряную нить. Ветры вырвались и понеслись домой к Эолу, гоня корабль Одиссея впереди себя. Путешественники вскоре вновь оказались на острове Эола и стали просить у него помощи, но разгневанный бог прогнал их.
Тринакрия
Вскоре глазам мореплавателей предстала Тринакрия, остров солнечного бога Гелиоса, который пас там семь стад прекрасных быков и многочисленные отары овец. Помня о пророчествах Тиресия Фивского, Одиссей взял со своих товарищей клятву не похищать ни быка, ни барана. Но пребывание греков на Тринакрии затянулось. Противный ветер дул тридцать дней, запасы еды исчерпывались, а охота и рыбная ловля почти ничего не давали. Один раз, когда Одиссей заснул, мучимый голодом Эврилох уговорил сотоварищей зарезать несколько отборных быков, говоря, что в благодарность они воздвигнут Гелиосу храм на Итаке.
Проснувшись и узнав об этом, Одиссей пришел в ужас. Гелиос пожаловался на самоуправство путешественников Зевсу. Когда корабль Одиссея вышел с Тринакрии в море, Зевс наслал на него сильный ветер и ударил в палубу молнией. Судно пошло ко дну, и все, кто плыл на нем, за исключением самого Одиссея, утонули — как и предсказывал в царстве Аида Тиресий Фивский. Одиссей кое-как связал ремнем плававшие по воде мачту и киль и держался на них. Вскоре он понял, что волны несут его к скале Харибды. Зацепившись за корни росшей на утесе смоковницы, он провисел на них до тех пор, пока Харибда вначале не поглотила с водой мачту и киль, а потом не выпустила их обратно. Снова ухватившись за мачту и начав грести руками, Одиссей отплыл от водоворота.