Одержимость

Одержимость в вуду

Согласно религии вуду человек представляет собой несколько тел, наложенных друг на друга, из которых органам восприятия доступно только физическое, называемое corps cadavre. Следующее — n’ame — нечто вроде энергетической копии физического тела, дающее энергию к движению, цели, жизни. Это так называемый запас «топлива», данный человеку от рождения, и который в соответствии с законом сохранения энергии далее после смерти переходит к живущим в почве организмам — полностью этот процесс занимает 18 месяцев. Душа у вудуистов состоит из двух компонентов: gros bon ange большой добрый ангел и petit bon ange (пти-бон-анж) маленький добрый ангел. «Большой добрый ангел» — это своеобразный запас силы, и после смерти возвращается в «энергетический резервуар», питающий все живое. «Маленький добрый ангел» — источник того, что касается именно личности. Та часть души, которая используется при так называемом «астральном выходе из тела», «осознанных сновидениях», «одержимости». Во время одержимости «маленький добрый ангел» временно замещается внешним духом, именно он является мишенью большинства вудуистских обрядов и операций.

В вудуизме распространены ритуалы, при которых танцующие люди под действием пения, барабанного боя, специальных порошков и трав впадают в транс, и их поведение напоминает поведение того или иного бога или духа вуду, которых в вудуистском пантеоне великое множество. Находясь в таком состоянии, человек, по всем признакам, практически не испытывает боли и обладает качествами для него не свойственными (например — изменение тембра голоса, речь на другом языке). Также характерны эпилептиформные припадки и выпадения памяти у людей, одержимых духами. Существует поверье, что колдун вуду (бокор) при помощи магических приспособлений может украсть у человека «маленького доброго ангела» и, поместив его в глиняный горшок, заставить служить своим целям.

Музыка

Whiplash (Original Motion Picture Soundtrack)
Саундтрек
Дата выпуска 7 октября 2014
Жанр Джаз
Длительность 54:43
Страна
Лейбл Varèse Sarabande

Альбом фильма был выпущен 7 октября 2014 года звукозаписывающей компанией Varèse Sarabande. Саундтрек состоит из 24 треков, разделенных на три разные части: оригинальные джазовые произведения, написанные для фильма, оригинальные музыкальные части, написанные для фильма, и классические джазовые стандарты, написанные Стэном Гетцем, Дюком Эллингтоном и другими музыкантами.

Список произведений

  1. Snare Liftoff (I Want to Be One of the Greats) (0:43)
  2. Overture — Хэнк Леви (3:19)
  3. «Too Hip to Retire»-Тим Симонек (3:03)
  4. «Whiplash» — Хэнк Леви (1:55)
  5. «Fletcher’s Song in Club» — Джастин Гурвиц (1:28)
  6. «Caravan» — Дюк Эллингтон и Хуан Тизол (9:14)
  7. «What’s Your Name» (If You Want the Part, Earn It) (1:30)
  8. «Practicing» — Джастин Гурвиц (1:43)
  9. «Invited» — Джастин Гурвиц (0:54)
  10. «Call From Dad» — Джастин Гурвиц (0:40)
  11. «Accident» — Джастин Гурвиц (5:21)
  12. «Hug from Dad» — Джастин Гурвиц (1:19)
  13. «Drum & Drone» — Джастин Гурвиц (1:34)
  14. «Carnegie» —Джастин Гурвиц (:36)
  15. «Ryan / Breakup» — Джастин Гурвиц (:31)
  16. «Drum Battle» — Джастин Гурвиц (2:21)
  17. «Dismissed» —Джастин Гурвиц (2:51)
  18. «Good Job» (He Was a Beautiful Player) (1:28)
  19. «Intoit» — Стэн Гетц (3:19)
  20. «No Two Words» — Николас Брителли Джастин Гурвиц (1:41)
  21. «When I Wake» — Джастин Гурвиц (3:50)
  22. «Casey’s Song» — Джастин Гурвиц (1:57)
  23. «Upswingin’» — Тим Симонек (2:12)
  24. «Rehearsal Medley» — First Nassau Band Rehearsal / Second Nassau Band Rehearsal / Studio Band Eavesdrop / Studio Band Rehearsal After Breakup (1:34)

Награды и номинации

Премия Категория Имя Результат
Сандэнс Большой приз жюри (драма) Дэмиен Шазелл Победа
Приз зрительских симпатий (драма) Дэмиен Шазелл Победа
Каннский кинофестиваль Queer Palm Дэмиен Шазелл Номинация
Вальядолидский кинофестиваль «Золотой колос» Дэмиен Шазелл Номинация
Приз имени Пилар Миро за лучший режиссёрский дебют Дэмиен Шазелл Победа
Стокгольмский кинофестиваль «Бронзовая лошадь» за лучший фильм Дэмиен Шазелл Номинация
Оскар Лучший фильм Джейсон Блум, Хелен Эстабрук, Дэвид Ланкастер Номинация
Лучшая мужская роль второго плана Дж. К. Симмонс Победа
Лучший адаптированный сценарий Дэмиен Шазелл Номинация
Лучший монтаж Том Кросс Победа
Лучший звук Томас Кёрли, Бен Уилкинс, Крэйг Манн Победа
BAFTA Лучшая режиссура Дэмиен Шазелл Номинация
Лучшая мужская роль второго плана Дж. К. Симмонс Победа
Лучший оригинальный сценарий Дэмиен Шазелл Номинация
Лучший монтаж Том Кросс Победа
Лучший звук Томас Кёрли, Бен Уилкинс, Крэйг Манн Победа
Золотой глобус Лучшая мужская роль второго плана Дж. К. Симмонс Победа
Премия Гильдии киноактёров США Лучшая мужская роль второго плана Дж. К. Симмонс Победа
Сатурн Лучший независимый фильм Победа
Лучшая мужская роль второго плана Дж. К. Симмонс Номинация
Лучший сценарий Дэмиен Шазелл Номинация
Независимый дух Лучший фильм Джейсон Блум, Хелен Эстабрук, Дэвид Ланкастер, Мишель Литвак Номинация
Лучшая мужская роль второго плана Дж. К. Симмонс Победа
Лучший режиссёр Дэмиен Шазелл Номинация
Лучший монтаж Том Кросс Победа
Премия Лондонского кружка кинокритиков Лучший фильм Номинация
Лучшая мужская роль второго плана Дж. К. Симмонс Победа
Лучший сценарий Дэмиен Шазелл Номинация
Лучшее техническое достижение Том Кросс (за монтаж) Номинация
Аманда Лучший зарубежный фильм Дэмиен Шазелл Номинация
Премия Гильдии сценаристов США Лучший оригинальный сценарий Дэмиен Шазелл Номинация

Бесноватость в Библии

Упоминалось ли одержимость бесами в Библии? Говорит ли Библия напрямую о том, что одержимость действительно существует и, какую опасность она представляет? Стоит ли верующим опасаться одержимости и, способны ли злые духи внушить свою волю целому народу?

В Библии встречаются упоминания о том, что злые силы ищут себе жертв. Апостол Павел говорит «противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить», при этом мы знаем, что Бог сильнее диавола и Иисус исцелял одержимых.

В книге Иова диавол действительно причинил вред человеку, но по допущению от Господа. Все, что делает Господь, Он совершает во благо человеку.

В Дан. 10:13 мы видим также свидетельства о том, что одержимость может распространяться не только на одного человека, но и на целый народ. Многие считают, что история нацизма в Германии может служить таким примером.

Описания одержимости мы можем встретить сразу в нескольких местах Писания: (Матф. 4:24; 8:16, 28, 33; 9:32; 12:22; 15:22; Марк 1:32; 5:15-16, 18; Иоан. 10:21)

Интересные факты

  • Слоган фильма звучит как «All’s fair when love is war».
  • Сценарист Дэвид Локери, приложивший руку к созданию многих голливудских фильмов, выступил ещё и исполнительным продюсером.
  • Бюджет картины составил $ 20 миллионов, общие кассовые сборы составили более $ 73 миллионов. Так, сборы только в США составили более $ 68 миллионов.
  • Съёмки начались 5 мая 2008 года и проходили в Лос-Анджелесе, США.
  • Роль в этом фильме первая для Бейонсе, в котором она не поёт.
  • Первоначально героиню Бейонсе должны были звать Бет.
  • Дату премьеры перенесли с 27 февраля на 24 апреля 2009 года.
  • Американский хип-хоп исполнитель и актёр LL Cool J первоначально планировался сыграть главную мужскую роль

Путь к исцелению

Путь к исцелению девушка стала искать в вере. Депрессия и агрессия не показывали признаков улучшений. Анна-Лиза жаловалась, что она продолжала чувствовать, как будто на нее кто-то еще смотрел. Она видела вещи и призраки, которые никто не замечал. Она начала молиться, и была все больше убеждена в том, что помощь может быть только через духовную жизнь. Ее семья полагала, что это действительно единственно возможный путь. Во время религиозного паломничества в Италии девушка отказывалась смотреть на образ Христа. Ей начал интересоваться священник Эрнст Альт, выяснявший, что это – одержимость. Он начал молиться с ней. Интересовались ей и экзорцисты, выяснявшие, что это – одержимость.

Вскоре девушка отказалась от пищи и жидкости, ее депрессия обострилась, агрессивность росла. Голоса ей говорили, что она была испорчена, проклята, и в конечном итоге будет гореть в аду. Родители начали ходить во все церковные учреждения, в которых изгоняли демонов, и их история дошла до Ватикана. В 1975 году исполнялся обряд изгнания духов по римскому канону. Анна-Лиза отказывалась от пищи и жидкости, во время выполнения ритуала отказалась от стакана воды, но через некоторое время пила собственную мочу из емкости.

Одержимость

Все больше и больше в ней проступали неконтролируемые приступы ярости, когда она нападала на людей вокруг себя и предметы, которые ей попадались под руку. Наблюдались проявления гиперактивности, когда она начала выбрасываться в воздух и бросаться о землю. Реакция на ритуал изгнания духов была разной степени интенсивности и силы. Несколько раз девушка говорила чужими голосами и на иностранных языках, которые не имела возможности выучить. Экзорцисты насчитали в ней 6 демонов. Они назвали их Каином, Иудой, Нероном, Люцифером, Гитлером, был и неизвестный демон.

За период с 1975 по 1976 гг. было проведено более 60 сессий. Некоторым требовалось вплоть до четырех часов, в течение недели проводилось как минимум два ритуала. Анна-Лиза прекратила по собственному желанию все другие виды лечения, врачи ее не смогли убедить в необходимости терапии медицинскими средствами. Ее родители ее поддержали, и так одержимая отдалась только в руки экзорцистов. Во время сессий она проклинала Христа и всех святых. Ее физическое состояние становилось все хуже, но экзорцисты продолжали. Во время ритуала экзорцист заметил, что больше всего Анна-Лиза реагирует на святую воду, воет и мучается, пытается укусить всех вокруг. Улучшить ее состояние смогли к октябрю 1975 года. Тогда видения изменились на положительные, пока, наконец, не прекратились совсем.

Тем не менее девушка все чаще говорила, что ей не помочь. Говорила, что она должна умереть, чтобы искупить грехи всех молодых. Впредь она отказывалась от врача, еды и любых попыток лечения. Во время визита священника 30 июня 1976 она шептала, прося отпущения грехов, которое ей предоставил святой отец. На следующий день, 1 июля 1976 года, она выдохнула в последний раз.

История ее стала популярной, она считается образцом рассказов об одержимости. Вся она задокументирована. По истории Анны-Лизы был снят не один фильм, по ней рассматривают понятие об одержимости большинство людей.

Критика

Первый серьезный опыт Шазелла на режиссерском поприще произвел большое впечатление на критиков. Было бы недоразумением называть картину «многообещающей» работой новичка, отметил Ричард Ройпер (en) (Chicago Sun), это творение состоявшегося мастера. Откуда новичок в режиссерском кресле успел набрать такую уверенность в себе? — спрашивает в своей рецензии Тай Барр (en) (Boston Globe). Он отметил выверенный монтаж, иногда в унисон музыке, иногда, там где это необходимо мимо её ритма

Энн Хорнадэй (WP) обратила внимание на хорошо продуманную структуру картины с двумя ключевыми сценами: первой репетицией и финальным концертом. Практически все издания отметили актерскую игру и подбор исполнителей на центральные роли

В центре сюжета столкновение мастера и ученика. Один из центральных вопросов — чего стоит воспитание и становление гениального исполнителя. Рождается ли он через тяжелый труд и жесточайшую конкуренцию или через любовь к музыке. Оба центральных исполнителя в точности знают, что они делают в каждой сцене и компетентны для воплощения роли музыканта высокого класса. Впечатляющая актерская игра центральных персонажей раскрывает драматическую составляющую в столкновении двух эго и двух полюсов. Образ созданный Симмонсом дополняет инфернальное настроение. В его исполнении он выглядит как почти потусторонний персонаж, похожий на вампира или восставшего из ада.

Тем не менее ведущие издания, отдав должное достоинствам дебютной картины, не спешили раздавать поздравления. Энтони Скотт (NY Times) заметил, что картина не гениальная, но она «слышала о том, что такое гениальность». Высоко оценив режиссуру и актерскую игру, многие специалисты негативно отозвались о замысле картины, ее моральном посыле. Самым спорным моментом в картине оказалось то, как создатель картины преподносит личность наставника оркестра, атмосферу, отношение самих музыкантов к происходящему. Критики даже прозвали картину «Full metal Juilliard». Сравнение с сержантом учебки из картины Кубрика осталось не в пользу картины Шазелла. Ричард Броди (en) остался недоволен атмосферой картины, отметив то, что в ней, в известном смысле, не осталось места для музыки. Сравнивая реальную карьеру Чарльза Паркера и карьеру Эндрю Нимана, Теренс Флетчер настаивает на том, что музыкант должен непрерывно совершенствовать свою игру. Однако совершенствование не заключается в одной только виртуозной технике, скорости и попадании в такт. Герой картины своеобразно трактует амбициозность у музыкантов. Чарльз Паркер много работал над своим образованием, изучал теорию гармонии, брал уроки игры на фортепиано. Он пытался получить разностороннее образование, чего совершенно не заметно в картине. Суть джаза в сотрудничестве, а не в соперничестве. В этом смысле картина также не является джазовой и музыкальной.

Эмоциональная окраска речи

Достаточно спорным является вопрос о том, входят ли в состав общеупотребительной лексики экспрессивно окрашенные слова.

С одной стороны, многие из них являются, безусловно, общеупотребительными. Например, слово «дурак».

С другой стороны, оно, безусловно, является экспрессивно окрашенным и, следовательно, не может быть употреблено в любой речевой ситуации. Скажем, оно совершенно неуместно в официальном документе или в тексте научного стиля. Ученые по-разному рассматривают экспрессивно окрашенные слова. Одни относят их к общеупотребительной лексике, другие выделяют в особую группу слов.

Ни в коем случае не относятся к общеупотребительной лексике грубые ругательства. Они лежат за пределами литературного языка.

Предыстория

Сюжет картины в значительной мере имеет автобиографические корни. Cтудентом-подростком Дэмьен Шазелл подавал надежды, как музыкант: он играл на барабанах в джазовом коллективе Высшей школы Принстон (en) (Нью-Джерси). Будущий режиссер вспоминал, что из-за жестокого руководителя коллектива он «света белого не видел» и мучился кошмарами о потере темпа и тем, что подведёт своих коллег. Потерял аппетит и страдал от расстройства сна. «Ты тормозишь или торопишься?», «Ты играешь не в моём темпе» — буквально слова его преподавателя, перекочевавшие в сценарий. Ключевые произведения в сюжете будущей картины: Whiplash и Caravan были в репертуаре Шазелла. Музыкальная карьера будущего режиссёра не сложилась, но прошлый опыт оказал влияние на его последующее творчество. История повлияла и на первый полнометражный фильм Шазелла . Любительский чёрно-белый фильм о джазовых музыкантах был снят на 16-мм плёнку с непрофессиональными актёрами: друзьями и знакомыми. Шазел был в нём и режиссёром, сценаристом, оператором и монтажёром.

В 2009 году недавний студент Гарварда перебрался в Лос-Анджелес. Шазелл написал сценарий «Одержимости» в 2011 году и, по собственным словам, от отчаяния и безысходности. Дэмьен тогда работал над основным проектом: будущей картиной «Ла-Ла Ленд», который вырисовывался как высокобюджетный фильм-мюзикл. Однако, режиссеру и сценаристу без имени никто не хотел давать денег. «Одержимость» была задумана как камерный фильм, который можно было снять на ограниченных ресурсах. «Мне хотелось создать картину об оборотной стороне музыки. Какой пугающей и мучительной она может быть», — вспоминал Шазелл. Сценарий около года пролежал в столе, автор считал его не слишком перспективным. Наконец, Шазелл решился показать его своему агенту в компании Gersh (en). Работа, к удивлению автора, понравилась и агент разослал 86-страничный текст в несколько продюсерских компаний.

Средневековые представления

Что вообще такое одержимость? Это понятие определяется как состояние полного подчинения разума личности одной идее, одному чувству. В религиозном понимании одержимость возникает из-за вселения в тело человека некой чужеродной сущности. Многие источники перед толкованием слова уточняют, что это термин средневековой и народной медицины, тем самым сразу ставя точки над “i”: в современной психологии такого расстройства не существует.

И действительно, то, что священнослужители рассматривали (да и сейчас рассматривают) как признаки одержимости, в большинстве случаев является симптомами определенного заболевания.

  • Эпилепсия: конвульсии, потеря сознания, своеобразные звуки во время припадков, ощущение контакта с нематериальным после них, полученные во время этого контакта идеи или откровения.
  • Синдром Туретта: расстройство нервной системы, основным симптомом которого становятся множественные моторные тики. В редких случаях эта патология характеризуется таким необычным симптомом, как копролалия — непреодолимое желание нецензурно ругаться без повода.
  • Биполярное аффективное расстройство: резкие колебания настроения – от эйфории до глубокой депрессии.
  • Расщепление личности: в одном теле одновременно находятся несколько личностей, но в конкретный период времени активна только одна из них. Человек действует, как разные люди с разным жизненным опытом, характером, вкусами, идеями, привычками.
  • Шизофрения: галлюцинации, бред, нарушение речи.
  • Истерическое расстройство личности: театральность поведения, преувеличенная демонстративность выражения эмоций.

Этот список далеко не полон: еще многие и многие симптомы психических патологий могут выглядеть так, как будто человеком и правда управляет нечто вселившееся извне. Если учесть, что большинство таких симптомов неспециалистам неизвестно, а глубоко верующие люди склонны в любой ситуации видеть проявление воли высших сил, становится понятно, почему и в XXI веке идея одержимости как состояния, вызванного сверхъестественной сущностью, которая проникла в тело человека, настолько распространена.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Одержимость бесами или психическое заболевание?

Как отличить одержимость от психического заболевания? Может быть, человек не одержим? Почему «отчитки» и сеансы экзорцизма помогают, если одержимость — следствие психического расстройства?

Пункт F44.3 «Транс и одержимость» описывает то, что многие могут принять за одержимость бесами. Тем не менее во многих случаях речь идет о тяжелом психическом расстройстве, которое требует помощи психиатра. Конечно, обращение к Церкви и исцеление по молитвам Господу случается, но, человек не может брать на себя ответственность и лишать близкого квалифицированной помощи, если по его мнению человек одержим. В случае, если вы подозреваете у кого-либо одержимость, покажите его психиатру. Раньше врачи называли одержимость «какоденомания». Люди, страдающие этим расстройством нередко, на самом деле, болели шизофренией. Из-за раздвоения личности они считали, что одна из их личностей — это демон. Подобными расстройствами часто страдают люди с нарциссическими наклонностями.

Известны случаи, когда люди имитировали одержимость, чтобы привлечь к себе внимание. Им также требовалось помощь психиатра

Сейчас бред одержимости встречается нечасто, потому что в обществе не принято, как в средние века, списывать любое состояние, в котором у человека наблюдается расстройство личности, на одержимость.

В случае, когда человеку с заболеванием «одержимость» помогали в Церкви врачи не раз говорили об «эффекте плацебо» и самовнушении.

Отчитки в православии

Православная Церковь, как правило, не проводит специальных обрядов для тех, кто страдает от одержимости. Это возможно по особому разрешению от правящего архиерея. В свою очередь, в католической Церкви существует обряд экзорцизма. Об этом существует немало художественных фильмов и литературы.

В православии «отчитка» — скорее, редкость. В Троице-Сергиевой Лавре отчитку проводит отец Герман (Чесноков). Отчитка — специальный чин, который читается с целью помочь людям, в отношении которых доказательная медицина бессильна. Верующие обращаются за помощью к Господу. Отчитка не стоит никаких денег, поэтому верующие могут обращаться за помощью. И, все же, в первую очередь следует исключить психические заболевания. Границы между патологией и вмешательством сверхъестественного провести в случае с одержимостью непросто. Делать это должен специалист. Если вы опасаетесь, что врач, не верующий в Бога, может пропустить состояние одержимости, то спешим вас утешить — многие психиатры — религиозные люди и одновременно с врачом можно обратиться за духовной помощью в Церковь.

Священник, который видит, что у человека симптомы эпилепсии, которые можно принять за одержимость, в первую очередь, направляет человека к эпилептологу, а не на отчитку.

Отчитки в протестантизме

Интересно, что традиционные протестанты (лютеране) не проводят никаких обрядов для людей, страдающих одержимостью. Праведная жизнь и молитвы — это то средство, которые протестанты предлагают одержимым злыми силами.

В христианстве не сформировалось единого отношения к одержимости, так как многие из тех, кто якобы ей страдал, на самом деле, были жертвами психического заболевания, притворялись, чтобы получить славу. Некоторые также считают, что Господь допускает одержимость не случайно. Когда люди видят необычные и сверхъестественные вещи, творимые через зло, они могут задуматься об обращении к Богу и о том, что реально не только тело, но и душа. Физическое и душевное состояние человек может напрямую зависеть от того, какую жизнь он ведет.

К сожалению, многочисленные примеры показывают, что праведная жизнь — не является гарантией как душевного, так и физического здоровья. Но, христиане не должны строить свою жизнь в ожидании награды на земле. Иисус Христос победил мир, поэтому мы ищем награды на Небесах.

Режиссер

Дебютанту в большом кинематографе Д. Шазеллу удалось создать невероятный фильм. «Одержимость» (2014, США) выгодно отличается от подобных проектов выверенностью и поразительной точностью. Даже если бы лента была немой, ее все равно поняли и полюбили в любом уголке земного шара. Стоит отметить, что музыка играет немаловажную роль во всех авторских проектах Шазелла. Его первая картина «Гай и Мэдлин на скамейке в парке» посвящена трубачу, «Торжественный финал», снятая по сценарию Дэмьена рассказывает историю пианиста.

От Whiplash (2014) веет энергетикой перспективного Голливуда, времен юных Скорсезе, Богдановича и Копполы, когда все решал не бюджет фильма, а истинный талант постановщика. Отличительными чертами проекта являются молодость и драйв. Автору сценария и режиссеру в 2014 году не было тридцати, и судя по фильму, он чертовски талантлив. Дэмьену Шазеллю и его творческой команде удалось за скромный по нынешним меркам бюджет в $3 300 000, без продвинутых спецэффектов и суперзвезд, создать камерное, при этой показательно содержательное, интересное и доступное кино.

Одержимость

Короткометражная версия

Несколько раз Шазелл получал телефонные звонки, и его просили коротко описать суть картины. «Это фильм о джазовом барабанщике…», — начинал сценарист, и на том разговор заканчивался. Шазелл уже потерял веру в проект, ему нужно было платить по счетам. Прошло около полугода, когда, наконец, Шазелл получил звонок, и очередной разговор продолжился дольше обычного. Его попросили описать сюжет. «Этот фильм на самом деле триллер…», — ответил Шазелл и объяснил концепцию подробнее. Его собеседником оказался продюсер Купер Сэмуелсон, передавший затем сценарий своей знакомой Хелен Эстабрук (en). Они и составили команду продюсеров будущей картины в компании Blumhouse Productions

Как впоследствии выяснилось, первым обратил внимание на сценарий режиссер Джейсон Райтман, ставший, своего рода, «ангелом-хранителем» проекта. Он и связался с Сэмуелсоном

Именно Райтман порекомендовал Шазеллу готовить картины для премьерного показа на Сандэнсе и помогал с подбором актеров и персонала.

Идея понравилась, и продюсерская команда снова связалась с автором. Средства на полнометражный фильм ему дать отказались, но предложили снять короткометражный, рискнув вложить деньги самой продюсерской компании. Пришлось пойти на компромисс. Шазеллу нужно было выбрать одну сцену из сценария. Такой вариант его совершенно не устраивал, но здесь вмешался Райтман и уговорил начать работу над короткометражной версией. Дэмьен взял сцену первой большой репетиции Эндрю, в которой Теренс, поначалу, предлагает сыграть «как сумеешь», но затем спрашивает с него как с исполнителя основного состава и даёт пощечину, когда тот не справляется со сложным темпом произведения.

Вся 18-минутная короткометражная картина была снята за три дня, в июле 2012 года. Впервые в практике Шазеллу пришлось иметь дело с профессиональными актерами и съёмочной группой, работой по строгому графику во времени. Молодой режиссёр признавался, что боялся первого съёмочного дня больше, чем его подчиненные. Главные роли в короткометражном варианте сыграли Джонни Симмонс и Джонатан Симонс. Картина была смонтирована и сведена к фестивалю Сандэнс 2013 года. Она получила специальный приз жюри, заслужив позитивные отзывы критики

Успех картины привлёк внимание продакшен компании Bold films (en), и Шазелл получил одобрение на съёмки полнометражного фильма длительностью 100 минут, с бюджетом около $3 млн.

Одержимость в религии

Беснование в Библии

Одержимость бесами (бесноватость, калька греч. δαιμονισθείς, δαιμονιζόμεν — вселение демонов) упоминается в Новом Завете неоднократно: Матф.: 4:24; 7:21-23; 8:16; 8:28-33; 9:32-34; 10:1-8; 11:16-19; 12:22-28; 12:43-45; 15:21-28; 17:14-21; Марк: 1:23-27; 1:32-39; 3:9-15; 3:22-30; 5:1-19; 6:7-13; 7:24-30; 9:17-29; 9:38-40; 16:9; Лук.: 4:33-41; 6:17-19; 7:33; 8:1-3; 8:27-39; 9:1-2; 9:37-42; 9:49-50; 10:17-20; 11:14-20; 11:24-26; 13:10-13; 13:31-33; Иоан.: 7:15-20; 8:48-50; 10:19-21; Иаков.: 2:17-20; 3:13-17; Деян.: 5:12-16; 8:6-7; 16:16-18; 19:11-16; 1Кор.: 10:14-21; 14:20-23; 1Тим.: 4:1-3; Откр.: 9:17-21; 16:13-14; 18:1-5.

В Ветхом Завете термин «беснование» не употребляется, а используется понятие «одержимость», которое относится как к каким-то страстям («найдёт на него дух ревности» Числа 5:14), так и к неизвестным явлениям из духовно-психической сферы, причём последние могут быть как положительными («и почиет на нём дух господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» Исаия 11:2), так и отрицательными («А от Саула отступил дух господень, и возмущал его злой дух от господа» 1Царств 16:14-23).

В христианстве

В православии

Под одержимостью в православии может пониматься:. В первом случае, для изгнания бесов может применяться обряд отчитки (экзорцизма). Отчитка может быть использована в редких случаях при явных симптомах беснования.

1) (беснование) — аномальное состояние человека, охваченного падшими духами, находящегося под сильнейшим демоническим воздействием;
2) разновидность душевно-нравственной «болезни»; порабощённость страстями;
3) страстная увлечённость кем-либо, чем-либо.

Православная энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла характеризует бесоодержимость как «состояние человека, являющееся результатом вторжения нематериальных сил зла в повседневную жизнь». При этом указывается, что «рекомендация пациенту просить опытного священника рассмотреть целесообразность „чина изгнания злых духов“, то есть „отчитки“, дается в исключительном случае».

При этом, по сообщению агентства РИА Новости патриарх Кирилл в одной из своих проповедей заметил, что «как ни относились бы критически к теме присутствия тёмной силы в человеческой истории многие современные люди», задача церкви заключается в том, чтобы «напоминать им о том, что эта сила реальна и что жертвой воздействия этой силы может быть каждый, кто лишён опыта молитвы и кто сам себя отделил от Бога» и ему якобы «приходилось нередко слышать от специалистов в области психиатрии, что они сталкиваются порой с такими психическими явлениями, которые нельзя объяснить болезнью».

Протоиерей Дионисий Свечников пишет, что «однозначного мнения в церкви относительно отчитки нет», при этом отмечает, что «назвать отчитку единственным действенным способом избавления от одержимости никак нельзя. Причиной вселения падшего духа в человека стал грех, поэтому и лечить нужно греховность, а не её следствие — одержимость».

Богослов, профессор Московской духовной академии А. И. Осипов в этой связи пишет:

В католицизме

По мнению католического священника Франческо Бамонте, президента Международной ассоциации экзорцистов, интерес к изгнанию дьявола в последнее время явно возрос. Однако, как заявил экзорцист, количество настоящих случаев одержимости «довольно ограничено по сравнению с количеством обращений к священникам за помощью». Среди обращающихся к духовенству много тех, кто просто потеряли веру или перепутали медицинские проблемы с духовными.

В исламе

Представления в исламе о признаках бесноватости (одержимости шайтанами, джиннами) существенно разнятся. Высказываются мнения, что симптомами беснования являются: неадекватное поведение, галлюцинации, психические патологии, одержимый может страдать потерями сознания, кошмарами, утратой болевой чувствительности или беспричинными болями[источник не указан 201 день].

Если не принять меры (не изгнать джинна) — одержимый либо сойдёт с ума, либо умрёт. По другим представлениям, человек, в которого вселились джинны, демонстрирует аморальное поведение, употребляет алкогольные напитки, произносит богохульства и объявляет себя пророком.

В арабском языке слово маджнӯн (араб. مَجْنُون‎ «сумасшедший», «безумный») может толковаться как «одержимый джиннами». Персидское слово дивона («сумасшедший») также означает одержимого дэвом.

Кто такие бесы и что им нужно?

Грехи способствуют тому, чтобы бесы обосновывались в теле человека. Ведь они живут там, где для них есть место. Это злобные и хитрые существа. По силе своего воздействия они могут различаться, но всем им чуждо любое проявление добра. Они ненавидят всё, что связано с Богом. Их основная задача – подчинить себе жертву и склонить к греху. Зачем им это нужно? Когда человек совершает дурной поступок или предаётся греховным мыслям и эмоциям, он «вырабатывает» энергию, которая питает беса. Это может быть энергия гнева, ненависти, зависти, алчности. Также бесы любят вдыхать ароматические смолы от благовоний, им нравится, когда человек есть мясо, особенно с кровью, когда ведёт беспорядочную половую жизнь. Это способствует возникновению и укоренению вредных привычек.