Проблема прогрессивного движения
С древних времен ученые пытались определить пути развития обществ. Одни находили сходство с природой: времена года. Другие выявляли цикличность в виде подъемов и падений. Круговорот событий не позволял дать точные указания, как и куда двигаться народам. Возникла научная проблема. Основные направления заложены в понимании двух терминов:
- Прогресс;
- Регресс.
Мыслитель и поэт Древней Греции Гесиод разделили историю человечества на 5 эпох
:
- Золотой;
- Серебряный;
- Медный;
- Бронзовый;
- Железный.
Поднимаясь вверх от века к веку, человек должен был становиться все лучше, но история доказала обратное. Теория ученого дала сбой. Железный век, в который жил сам ученый, не стал толчком для развития нравственности. Демокрит делили историю на три группы:
- Прошедшее;
- Настоящее;
- Будущее.
Переход от одного периода к другому должно показать рост и улучшение, но и такой подход не стал истинным.
Платон и Аристотель представляли историю как процесс движения по циклам с повторяющимися стадиями.
Ученые исходили из понимания прогресса. По обществознанию понятие общественного прогресса – это движение вперед. Регресс – антоним, противопоставление первому понятию. Регресс – движение от высшему к низшему, деградация.
Прогресс и регресс характеризуются движением, непрерывность его доказана. Но движение может идти вверх – к лучшему, вниз – к возврату к прежним формам жизни.
4.4. Понятие общественного прогресса
Переход от одного типа общества к другому может происходить по-разному. Общественное развитие может носить реформистскийили революционныйхарактер .
Реформа (от фр. reforme, лат. reformare — преобразовывать) ― это какая-либо степень усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры).
В иды реформ:
-
прогрессивные (например, реформы 60-70-х гг. XIX в. в России — Великие реформы Александра II).
-
регрессивные (реакционные) (например, реформы второй половины 80-х — начала 90-х гг. XIX в. в России — «Контрреформы» Александра III).
Типы реформ:
Революция (от лат. revolutio — поворот, переворот) ― это коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.
Виды революций:
-
кратковременные (например, Февральская революция 1917 г. в России).
-
долговременные (например, неолитическая революция — 3 тыс. лет; промышленная революция XVII-XVIII вв.).
Переход из одной стадии развития общества в другую не всегда рассматривается положительно. Именно поэтому существуют различные взгляды на направленность общественного развития.
Различные взгляды на направленность общественного развития:
- французские просветители:история ― это непрерывное обновление, совершенствование всех сторон жизни общества.
-
религиозные течения: преобладание регресса во многих сферах жизни общества.
-
Платон, Аристотель, Дж. Вико, О. Шпенглер, А. Тойнби:движение по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла, т. е. теория исторического круговорота.
-
современные исследователи: положительные изменения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других, т. е. вывод о противоречивости прогресса.
Прогресс(произошло от лат. progressus — движение вперед, успех) ― это направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному.
Регресс(произошло от лат. regressus — обратное движение) ― это такой тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.
Характерные черты прогресса:
-
развитие человеческого разума;
-
совершенствование нравственности людей;
-
развитие производительных сил, включая самого человека;
-
прогресс науки и техники;
-
возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку.
Особенности прогресса:
-
относительность прогресса(существуют области, к которым понятие прогресса не применимо)
-
противоречивость прогресса(совершенствование в одних областях оборачивается потерями в других; одним социальным силам прогресс в данной области может быть выгоден, а другим нет)
Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время останавливаться, что называется стагнацией.
Прочитано
Отметь, если полностью прочитал текст
Представления о прогрессе до Нового времени
Среди ученых нет консенсуса, существовали ли в древности представления о прогрессе. Долгое время считалось, что античные авторы не знали этого понятия, хотя высказывалась и противоположная точка зрения. Р
Нисбет обращает внимание на миф о Прометее, который включает идею движения от нужды к достатку, прославляет человеческую изобретательность и содержит предпосылки развертывания прогресса во времени. Так или иначе, взгляды наиболее крупных мыслителей античности сильно отличались от современных представлений
Платон и Аристотель придерживались циклического подхода, полагая, что развитие происходит стихийно, а катастрофы и упадок неизбежны, они возвращаются в форме стихийных бедствий или болезней. Общество начинается с семьи и приходит к полису — единственной достойной формой общественной организации. В то же время нет тенденции в сторону её установления, как и нет устойчивых форм политического устройства. В диалоге «Политик» Платон приводит известный древнегреческий миф о золотом веке, историю постепенного упадка и вырождения пяти поколений людей (миф записан Гесиодом в «Трудах и днях»). Согласно Платону, смена веков связана с движением земли, которое влияет на внимание богов; после золотого века боги оставили людей, предоставленных самим себе.
Третий влиятельный философ древности, христианский мыслитель Аврелий Августин представил радикально новый, линеарный взгляд на историю, отвергнув циклический подход и доктрину вечного возвращения. Согласно его сочинению «О граде Божьем», рождение, смерть и воскресение Христа является уникальными событиями; одни люди обретут вечную жизнь в «Граде Божьем», другие будут приговорены к вечному проклятию в «Граде Земном». Линеарность этого подхода имеет сходство с позднейшими концепциями прогресса, однако, в отличие от них, история спасения Августина нацелена на спасение лишь части человечества и остается в рамках христианской религии.
Футурология: к чему нас приведет общественный прогресс?
Кстати, для тех, кто в не в курсе: слово «футурология» впервые упомянул немецкий социолог Осип Флейхтайм в своем письме писателю Олдосу Хаксли, который и ввел его в оборот. В начале 20 века многие выдающиеся писатели, что на Западе, что в России рисовали более-менее оптимистические картины грядущего будущего. Зародилась футурология.
Но, конечно, строить прогнозы будущего люди стали задолго до изобретения этого термина. Так, на страницах консервативного журнала «Новое время» А.С. Сувориным (редактор) помещались вырезки из футурологических западных романов.
Массовое распространение таких романов было вполне закономерным: на рубеже веков мир стал кардинально меняться. Лошадиная тяга сменялась машинной. Люди научились летать. Снаряды артиллерии стали летать на 60 километров, поражая на расстоянии армию противника. Появился телеграф, радио… Мир стал другим.
Если раньше ученые воспринимались как некие убогие люди, проводящие дни напролет в лабораториях, то теперь за учеными стали видеть будущее. Так вот в журнале «Новое время» была опубликована рецензия на «один западный роман», в котором немецкий принц на воздушных шарах бомбил города США… Причем абсолютно безнаказанно!
Один же из самых известных «предсказамусов» 20 века Жюль Верн вместе со своим сыном Мишелем написали рассказ «В 2889 году», в котором предсказали появление Интернета, связи он-лайн, компьютеров и много чего ещё.
Жюль Верн
Рассказ был написан для американского журнала «New York Herald» американского миллионера Гордона Беннета младшего. Кстати, именно этот миллионер профинансировал экспедицию Джорджа Де Лонга к Северному полюсу. И несмотря на то, что все члены экспедиции погибли, тиражи издания взлетели до небес.
В своем рассказе Жюль и Мишель Верн описали один день из жизни собственника виртуального издания. Описали как читатели могут общаться с авторами статей в режиме реального времени… В общем — любопытнейший рассказ.
Надо сказать, что писатели были американофилами и ведущую роль в мировых делах отводили именно США.
В России тоже были футурологические прогнозы: что дескать она оттяпает у Австро-Венгрии славянские страны, заберет себе Константинополь и будет в общем всё круто.
С приходом к власти большевиков футурологические прогнозы стали частью идеологии. Обычно они печатались в виде рассказов на страницах советских газет — например «Комсомольской правды».
Прогнозы ставились в расчёте на мировую революцию, организованную западными рабочими при поддержке Советской власти. Также говорилось, что война со странами империализма неизбежна и она обречена на победу коммунизма.
В послевоенные годы с нарастанием Холодной войны на Западе появляются антиутопии. Одна из главнейших работ на эту тему роман «1984», написанного в 1948 году британцем Джорджем Оруэллом. Книга доводит противостояние в Холодной войне до логического завершения: в виде оформления тоталитарных режимов в полном смысле этого слова.
Джордж Оруэлл
Большой брат будет наблюдать за каждым действием и даже мыслью человека. Даже любовь по свободному выбору будет страшным преступлением! Собственно, герой книги и превращается из пай-мальчика в преступника из-за любви.
Читал книгу давно — помню как прошибал холодный пот. Лично мне «1984» вполне понятнее чем антиутопия Замятина «Мы».
Приобрести книгу «1984» можно по этой ссылке (в наличии аудиокнига и электронная версия книги):
ПРИОБРЕСТИ КНИГУ «1984» ДЖОРДЖА ОРРУЭЛА (ЭЛ. КНИГА)
Будущее также представлено и в советском варианте. Например в книга братьев Страгацких «Обитаемый остров» есть прогноз о том, что мир станет гуманным, исчезнут войны, вражда. Будет господствовать процветание во всех сферах жизни общества.
То есть советской молодежи прививали ценности через всестороннюю пропаганду.
Если же вглянуть на современные прогнозы вектора общественного развития, то они неутешительные. Что ни книга — то конец света, что ни фильм, то какая-то жесть. Вспомнить хотя бы голливудские фильмы «Дорога» или «Книга Илая». Таким образом сегодня снова господствуют регрессивные модели прогнозов, что, наверное, обусловлено общей напряженной обстановкой в мире.
Возможно как-нибудь поговорим более конкретно о прогнозах на будущее…. Подписывайтесь на обновления сайта.
Поделиться в соц. сетях
Проблематика прогресса в обществе
В Стэнфордской философской энциклопедии, поддерживаемой одноименным университетом, имеющейся в свободном доступе онлайн и постоянно обновляющейся сотнями статей от ведущих мировых специалистов, определено три важных вопроса, которые касаются прогресса.
- Приводит ли прогресс человечество к благополучию? Если да, то почему?
- Откуда происходит прогресс и каковы его исторические законы?
- Какие эмпирические доказательства теории прогресса?
Проблема общественного прогресса состоит в невозможности определить его однозначно как положительное или отрицательное явление в жизни человека. Исследователи прогресса понимают благополучие общества по-разному. Одна часть теоретиков придерживается мнения, что измерение уровня жизни происходит в материальном выражении. А другие напрочь отрицают вышесказанное, заявляя о духовной основе. Главными ценностями выступают: свобода, самореализация, актуализация личности, счастье, общественная поддержка. В другом случае ценности человека могут быть не связаны между собой.
Понятие общественного прогресса
Итак, теория общественного прогресса тесно связана с диалектикой — учении о развитии всего сущего. В частности под развитием понимается процесс усложнения субъекта развития. Прогресс же означает направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.
Общественный прогресс подразумевает развитие социальных отношений, нравственности, физического и духовного здоровья людей. Стоит однако быть честными и сказать, что за 2000 лет человечество мало развилось в плане нравственности: чем дольше вспоминаешь историю развития человеческой цивилизации, тем понимаешь, что чем дальше — тем страшнее.
К примеру в Средневековье сжигали за неверие в Бога, а сегодня могут уничтожить человека просто так, потому что он придерживается просто других взглядов 20 век показал, что за идею (расизма, нацизма например) люди могут друг друга поубивать.
А уж средства самоуничтожения люди научились производить в промышленных масштабах: химическое оружие, биологическое, термоядерное, нейтронное… Таким образом, прогресс в науке приводит к глобальным проблемам современности, в частности — к проблеме войны и мира.
Поэтому прогресс тесно связан со своей оборотной стороной — регрессом. Регресс — это тип (направление) развития, в результате которого распадаются существовавшие ранее структуры, уменьшается набор полезных для системы функций, уменьшается число подсистем, элементов и связей, обеспечивающих существование, устойчивость и жизнедеятельность данной системы.
Развитие понятия
Идея о том, что человечество развивается по пути всё большего политического и социального прогресса, появляется в Эпоху Просвещения (правда, у Вольтера и Монтескьё она еще отсутствует, а популярна стала у поздних просветителей). Первым, кто изложил последовательную теорию прогресса, был аббат Сен-Пьер в своей книге «Замечания о непрерывном прогрессе всеобщего разума» (). Великая французская философия истории второй половины XVIII века, начавшаяся с «Рассуждений о последовательном прогрессе человеческого разума» Тюрго () и увенчавшаяся «Очерками исторической картины прогресса человеческого разума» Кондорсе (), вписывается в идейную предысторию позитивизма
При этом сторонник просвещенного деспотизма Тюрго сохранят веру в провидение Божье как источник общего хода истории, тогда как в трудах его антиклерикально настроенного ученика Кондорсе вступил в силу чистый естественный закон прогресса, который, как с определенной осторожностью заметил автор, «почти так же надежен, как и закон природы».
С точки зрения марксизма, прогресс- это основанное на законах диалектики движение природы и общества в направлении большей целостности и сложности, гармоничности и структурной упорядоченности, к более совершенному обществу, основанному на преодолении отчуждения человека и полной реализации его творческого потенциала («Критика Готской программы», «Капитал», «Экономическо-философские рукописи 1844 года»). По мнению В. И. Ленина, «представлять себе всемирную историю идущей гладко и аккуратно вперёд, без гигантских иногда скачков назад, недиалектично, ненаучно, теоретически неверно»
1.Научно-технический прогресс — основа развития и
интенсификации
производства
Научно-технический
прогресс
— это процесс непрерывного развития
науки, техники, технологии, совершенствования
труда, форм и методов организации
производства и труда.
Он выступает также как важнейшее средство
решения социально-экономических задач,
таких, как улучшение условий труда,
повышение его содержательности, охрана
окружающей среды, а в конечном счете —
повышение благосостояния народа.
Научно-технический прогресс имеет
большое значение и для укрепления
обороноспособности страны.
В своем развитии
НТП проявляется в двух взаимосвязанных
и взаимозависимых формах — эволюционный
и революционный.
Эволюционная
форма НТП характеризуется постепенным,
непрерывным усовершенствованием
традиционных технических средств и
технологий, накоплением этих
усовершенствований. Такой процесс может
длиться достаточно долго и обеспечивать,
особенно на начальных этапах, существенные
экономический результаты.
На определенном
этапе происходит накопление технических
усовершенствований. С одной стороны,
они уже недостаточно эффективны, с
другой, — создают необходимую базу для
коренных, принципиальных преобразований
производительных сил, что обеспечивает
достижение качественно нового
общественного труда, более высокой
производительности. Возникает
революционная ситуация. Такая форма
развития научно-технического прогресса
называется революцией.
Под влиянием научно-технической революции
происходят качественные изменения в
материально-технической базе производства.
Современная
научно-техническая
революция
базируется на достижениях науки и
техники. Она характеризуется использованием
новых источников энергии, широким
применением электроники, разработкой
и применением принципиально новых
технологических процессов, прогрессивных
материалов с заранее заданными свойствами.
Все это в свою очередь способствует
быстрому развитию отраслей, определяющих
техническое перевооружение народного
хозяйства. Таким образом, проявляется
обратное влияние научно-технического
прогресса. В этом взаимосвязь и
взаимозависимость научно-технического
прогресса и научно-технической революции.
Научно-технический
прогресс (в любой его форме) играет
определяющую роль в развитии и
интенсификации промышленного производства.
Он охватывает все звенья процесса,
включая фундаментальные, теоретические
исследования, прикладные изыскания,
конструкторско-технологические
разработки, создание образцов новой
техники, ее освоение и промышленное
производство, а также внедрение новой
техники в народное хозяйство. Происходит
обновление материально-технической
базы промышленности, растет
производительность труда, повышается
эффективность производства. Исследования
показывают, что в течение ряда лет
снижение затрат на производство
промышленной продукции в среднем на
2/3 обеспечивалось за счет мероприятий
научно-технического прогресса.
В условиях перехода
экономики страны к рыночным отношениям
ситуация несколько изменилась. Однако
такое положение носит временный характер.
Тенденция влияния научно-технического
прогресса на уровень производственных
затрат, существующая в западных странах
с рыночной экономикой, по мере продвижения
нашей страны к цивилизованному рынку
будет осуществляться и у нас.
Понятие общественного прогресса и регресса
Человеческая цивилизация не может надолго оставаться в неизменном виде, с ней постоянно происходят разнообразные социальные изменения. Эти изменения могут быть значительными и малозаметными, стихийными и специально смоделированными. Однако все эти виды изменений в обществе можно свести к двум основным направлениям: социальному прогрессу и регрессу.
Социальный прогресс – это поэтапные, постепенные преобразования в обществе, которые способствуют его развитию, эволюции, восхождению от более низких форм общественных отношений к более высоким. По мере общественного прогресса уменьшается зависимость человека от природной стихии, повышается жизненный уровень, благосостояние людей.
Пример. Благодаря изобретению машинного производства в обществе значительно уменьшилась потребность в тяжелом физическом труде, самые сложные операции стали выполнять машины. В связи с этим значительно снизилась стоимость выпускаемой продукции, так как на производство того или иного товара теперь требовалось намного меньше рабочих. Благодаря снижению стоимости выпускаемой продукции, люди массово стали покупать те товары, которые раньше считались предметами роскоши (например, автомобили).
Тем не менее, социальный прогресс понятие сложное, так как непросто распознать, что общество идет именно по пути самосовершенствования. Многочисленные ученые, философы, мыслители выделяют следующие критерии прогресса социума:
- увеличение степени свободы человека;
- овладение силами природы;
- создание необходимых условий для всестороннего развития личности;
- рост производительности труда, совершенствование техники, возникновение новых технологий;
- распространение просвещения, информации среди большинства людей, проживающих в социуме;
- утверждение в социуме принципов всеобщего равенства, справедливости;
- ускорение экономического роста, увеличение благосостояния народонаселения.
В то же время, ученые отмечают противоречивость общественного прогресса, ведь по мере развития техники и технологий страдает экология, по мере увеличения материального комфорта люди забывают о духовной жизни, автоматизация производства приводит к увеличению производительности труда, но лишает рабочих мест сотни тысяч людей.
Противоположным положительному направлению общественных изменений является социальный регресс. Он характеризуется падением уровня материальной и духовной культуры общества, его деградацией и даже гибелью, нисхождением от более высоких форм общественных отношений к более низким. Общественный регресс может охватывать отдельные сферы жизни социума (экономику, культуру, политику), целые государства и даже цивилизации. Деградация общества может происходить очень медленно, в этом случае признаки регресса практически незаметны окружающим, а может осуществляться очень быстро, привнося в жизнь людей глобальные разрушения.
От чего зависит прогресс и регресс социума, обратимы ли эти процессы, способно ли общество бесконечно переживать циклы упадка и возрождения — над этими вопросами веками задумывались ученые, мыслители, философы. Благодаря их многовековым рассуждениям, сегодня существует несколько теорий (моделей) развития общества.
Четко выстроенная схема обучения поможет структурировать информацию и связать ее с ранее выученным материалом. Учиться продуктивнее помогут онлайн-курсы
Проблема определения прогресса
Философ Маргарет Мик Лэнг в Стэнфордской философской энциклопедии выделяет три вопроса, вокруг которых обсуждается проблема прогресса. Первый вопрос нормативный: определяет ли та или иная теория прогресса концепцию человеческого благополучия и если да, то как? Второй вопрос относится к социальным наукам: чем вызваны исторические улучшения и каковы законы исторического развития? Третий вопрос является методологическим или эпистемологическим: каковы теоретические доказательства или основания теории прогресса?.
Теоретики прогресса, как правило, придерживаются одного из двух подходов к благополучию, которое понимается либо с точки зрения ценностного монизма, как единственная ценность либо с противоположных позиций — как множество эмпирически связанных несоизмеримых ценностей. В первом случае ценностью может быть свобода, счастье, полезность или реализация способностей человека. Во втором случае множественные ценности могут быть связаны друг с другом или нет. Исходя из трудности задачи некоторые теоретики стараются не формулировать точное определение благополучия, хотя и выдвигают те или иные концепции прогресса, в которых предлагаются причинно-следственные объяснения исторических улучшений. Современные обсуждения прогресса отталкиваются от представлений эпохи Просвещения, когда было сформулировано понятие всемирной (или всеобщей) истории, а в качестве его субъекта рассматривалось человечество. Теоретики всеобщей истории пытались найти фундаментальные законы исторического развития, не только объяснявшие прошлое, но и предсказывавшие будущее.
Содержание законов прогресса понималось по-разному: если Георг Фридрих Вильгельм Гегель или Огюст Конт рассматривали развитие идей, ведущее к улучшению, то Карл Маркс, напротив, обращал внимание рост материальных средств производства. Иммануил Кант считал источником изменений природу человека
Зачастую предлагались более сложные каузальные версии, выводы не всегда были формализованы. Различаются и точки зрения на периоды упадка; не утверждая полностью линеарное развитие, некоторые теоретики подчеркивали, что отклонения от основного вектора не отменяют долговременное улучшение. Одни авторы склонялись к детерминизму в объяснении исторических событий, другие отмечали роль случайности, часто связывая политическое вмешательство с возможностью изменять будущее. Мыслители, как правило, использовали один из двух методов: априорное размышление или обобщение эмпирических фактов.
Теории циклического развития общества
Некоторые ученые уверены, что социальное развитие во многом не зависит от осознанных усилий людей. Они считают, что человеческая цивилизация, состоящая из отдельных обществ,постоянно проходит циклический путь развития – от ее зарождения до гибели. Таким образом, человечество живет по законам природы, также проживает этапы весны, лета, осени и зимы.
Древнегреческие мыслители, философы средневекового Китая, ученые Нового времени заложили основы для циклической теории развития общества. Согласно этой модели, социальные изменения происходят по единому для всех живых существ сценарию: рождение созревание зрелость старость болезни смерть.
В древнеиндийских священных учениях, Ведах, признается циклический путь развития цивилизации. Согласно этим священным текстам, человеческое общество постоянно проходит через четыре этапа своего развития:
- Сатья югу — безгрешную эпоху всеобщего благоденствия, счастья, добра и справедливости. На этом этапе зарождения общества, называемом также Золотым веком, нет войн и конфликтов, люди обладают отличным здоровьем, высокой продолжительностью жизни, прекрасной внешностью, строго следуют нормам морали и нравственности. Люди Золотого века живут в полной гармонии с природой, не нуждаются в результатах достижений научно-технического прогресса.
- Трета югу — эпоху, называемую Серебряным веком. На этом этапе возникают первые конфликты и войны, на одну треть сокращается добродетель, мораль и нравственность, уменьшается здоровье и продолжительность жизни людей. В эпоху Серебряного века также уменьшается память людей, из-за чего они начинают активно использовать письменность.
- Двапара югу — эру возникновения болезней, стихийных бедствий сокращения человеческой добродетели вполовину. В Двапара югу культура и цивилизация деградируют, вследствие чего значительно уменьшается продолжительность жизни человека, на смену всеобщего счастья приходят тревоги и беспокойства.
- Кали югу – так называемый, Железный век- эпоху высокого технического развития общества и его полного морального упадка. Отличительные признаки этой эпохи: широкое распространение в социуме эпидемий, полное разрушение института семьи и брака, частое возникновение природных катастроф, социальных конфликтов, войн. Постепенно, в эпоху Железного века, люди потеряют свой человеческий облик, будут без причины убивать друг друга, полностью деградируют.
Согласно этой модели развития общества, после окончательной деградации и исчезновения людей эпохи Кали, зарождается новая цивилизация Золотого века, и этот процесс повторяется до бесконечности.
Древнегреческие философы Платон и Аристотель также придерживались теории циклического развития, однако они считали, что социальные изменения происходят несколько по другому сценарию. В период зарождения и становления человечества постепенно проявляются все признаки прогресса общества, однако, после того как оно доходит до наивысшей точки своего развития начинается процесс упадка, деградации.
Философ и ученый 19-начала 20 века А.Тойнби выдвинул свою модель циклического развития общества, согласно которой жизненные циклы проживает не все человечество одновременно, а лишь отдельные его общества, государства, народы. Такая модель получила название «Теория локальных цивилизаций». В соответствии с ней, в мировом обществе одновременно зарождаются и гибнут десятки цивилизаций, как сменяющие друг друга отдельные клетки единого организма.
Учась в команде проще как сосредоточиться на материале, так и сделать сам процесс обучения более организованным
Предмет преступления
Предмет преступления — это вещь, элемент материального мира, на который осуществляется воздействие в ходе совершения преступления. Например, предметом хищения является само похищенное имущество, предметом взяточничества — полученные должностным лицом деньги, предметом контрабанды — перемещаемые через границу товары. Признак предмета преступления в составе преступления является факультативным. Предмет преступления обычно в уголовно-правовой литературе рассматривается совокупно с объектом преступления, однако эти понятия имеют разное содержание. Объект всегда идеализирован: это интересы, блага и иные значимые для общества ценности, охраняемые уголовным правом. Предмет преступления всегда материален, это конкретная вещь материального мира. Объекту преступления в ходе преступного посягательства всегда наносится ущерб. Предмет преступления далеко не всегда ухудшает свои свойства в результате преступного посягательства: он может оставаться неизменным, либо приобретать новые и улучшать старые качества (например, это происходит с наркотическими средствами в результате их переработки).
Значение признаков предмета преступления заключается в его использовании для разграничения преступного и непреступного поведения, а также смежных составов преступлений.
В качестве предмета посягательств на личность также можно рассматривать человека, путём воздействия на тело которого совершается преступное посягательство. Признаки такого человека могут иметь уголовно-правовое значение, сходное со значением признаков предмета (например, при квалификации половых преступлений, преступлений против жизни и здоровья, а также при назначении наказания за совершённое преступление). Однако в таком случае обычно используется понятие «потерпевший», а не «предмет преступления».
Противоречивость общественного прогресса
У общественного прогресса в современном мире есть два важных качества. Они заключаются в следующих понятиях:
Неоднозначность – рост и развитие одной сферы может привести к упадку другой. Например, развитие робототехники лишает рабочих мест миллионы людей, что создает социальное напряжение.
Противоречивость – не всегда можно предсказать результат того или иного достижения.
Рассмотрим несколько примеров противоречивости прогресса, отражающие взгляды просветителей:
-
открытие ядерной энергии привело к появлению оружия массового поражения;
-
создание ГМО увеличило количество производимых продуктов, но сократило их пищевую ценность.
Очевидно, что большая часть открытий, в частности научных, принесла пользу обществу и человечеству
Важно всегда наперед оценивать возможности того, как будет реализован проект
Общественный прогресс – изменение мира, предполагающее уход от старых моделей и форматов к новым и более совершенным. Он реализуется не только в технологической сфере, но и затрагивает социальные отношения, политические аспекты, нравственное развитие людей. Тенденции показали, что с каждым новым этапом человечество больше ценило личность, комфорт и удобство.
Предыдущая
ОбществознаниеВиды знаний — классификация и многообразие форм
Следующая
ОбществознаниеДуховные ценности — определение, виды, роль в жизни человека и общества
Критерии социального прогресса
Сами по себе оценочные суждения типа «прогрессивно — реакционно», «лучше — хуже» субъективны. Социальное развитие и общественный прогресс не поддаются в этом смысле однозначной оценке. Однако если подобные суждения отражают и связи, объективно складывающиеся в обществе, то они не только субъективны в этом смысле, но и объективны. Социальное развитие и социальный прогресс могут быть строго оценены. Для этого используются различные критерии.
У разных ученых критерии социального прогресса отнюдь не одинаковы. Общепризнанными в обобщенном виде являются следующие:
Уровень знаний, развитие человеческого разума;
Совершенствование нравственности;
Развитие в том числе самого человека;
Характер и уровень потребления и производства;
Развитие техники и науки;
Степень интеграции и дифференциации общества;
Социально-политические свободы и права личности;
Степень ее свободы от общества и стихийных сил природы;
Средняя продолжительность жизни.
Чем выше эти показатели, тем выше социальный прогресс и развитие общества.