Ноосфера

Преобразование биосферы

Как мы уже поняли, существует определенный этап, когда биосфера, полностью поглощенная переработкой научных идей, превращается в территорию, где главенствует культура человека, связанная с научными познаниями, то есть в ноосферу.

Однако будучи космическим детищем, ноосфера находится за ее космическими просторами, и она пропадает, как что-то слишком мелкое, но такое бесконечное. Она также находится за рамками микроклимат как что-то бесконечное, но огромное.

Ноосфера

Несмотря на такое определение, Вернадский считал, что ноосфера не занимается пустым рассеиванием энергии, так как концентрация сил идет из-за систематизации всех слоев биосферы.

Что такое ноосфера? Космическая идея, космическая цель. Эксплозия научных открытий готовилась в оболочке прошлого биосферы. Соответственно, как и человек не может вернуться во времени, так и данный процесс развития необратим, но может замедлять свой ход.

Процессы, которые готовятся миллионы и миллиарды лет, не могут остановиться. То есть в любом случае преобразование биосферы рано или поздно произошло бы. Появление человека разумного в корне изменило всю ее геологическую деятельность. Таким образом можно смело заявлять, что биосфера имеет свою личную эволюцию.

Философская (идеалистическая) интерпретация ноосферы

За основу своей ноосферной теории Леруа взял древнее учение Плотина (не путать с Платоном), о глобальном космогоническом процессе, в основе которого лежит божественное Единое. Согласно этой концепции началом мира послужило выделение из божественной Сущности мирового Ума – совокупности всех знаний обо всём. Далее Ум трансформируется в глобальную Душу, которая впоследствие разделяется на множество человеческих душ. Эволюционной же целью человечества является всеобщее единение, представляющееся конечным этапом развития ноосферы, и дальнейшее слияние с первородным Единым.

Таким образом, выражаясь в современных понятиях, французский учёный предполагал, что главная задача человеческого вида – объединение в единый организм, который в дальнейшем должен «раствориться» в боге.

Роль ноосферы в игровой вселенной S.T.A.L.K.E.R. Править

26 апреля 1986 года в 1:23, в результате проведения плановых работ, на 4-м энергоблоке ЧАЭС произошёл взрыв реактора, который разрушил здание энергоблока, и большое количество радиоактивных материалов было выброшено в атмосферу. Заражению радионуклидами подверглись обширные территории Советского Союза и других стран. В радиусе 30 километров от станции была проведена полная эвакуация населения и образована зона отчуждения с охраняемым военным периметром.

Остальные энергоблоки ЧАЭС продолжали работать, что открыло возможность создания комплекса секретных лабораторий с индексом X (икс). Группа учёных изучала гипотезу о ноосфере — информационной оболочке Земли. Ими был создан «генератор излучения Кайманова» — источник пси-излучения. Побочным результатом исследований стало открытие способностей живых существ генерировать направленное пси-излучение. В лаборатории X16 был создан биологический излучатель (гигантский мозг). Проводилось облучение биологических образцов пси-полем разной интенсивности. В испытательных цехах проводились разработки новых видов вооружения, в частности «изделия № 62» (Гаусс-пушки).

Главной целью исследовательских работ был контроль над ноосферой. Появился проект «О-Сознание», его участники объединились в общую сеть, создав коллективный разум. Близ ЧАЭС были возведены генераторы.

В 2006 году «О-Сознание» совершает первый контакт с ноосферой. Однако это был скорее не контакт, а штурм, попытка людей подчинить себе ноосферу и разум всего человечества. Но 12 апреля 2006 года в 14:33 эксперимент вышел из-под контроля — произошёл прорыв Ноосферы в материальный мир. Над территорией Чернобыльской зоны отчуждения была отмечена вспышка света необычайной интенсивности, «и было видно, как в небе испаряются облака». Потом «пришёл страшный грохот, содрогнулась земля». «Энергия ноосферы» с этого момента значительно изменила физические законы, а также флору и фауну указанной территории. Так образовалась Зона.

При каких условиях происходит формирование?

Суть ноосферы в том, что это не просто величайшее достижение умов нашей планеты. Это очередной период, который затрагивает и космическое пространство. Космопланетарное понятие человеческой жизни является плодом действий и труда разных занятий социально-общественных групп.

Мощь человеческой мысли не сравнима ни с одним геологическим процессом, протекающими в данный момент на Земле. Это выглядит достаточно фантастично, но именно мысль влияет и изменяет природу, помимо простой деятельности человека.

Ноосфера

Ученый определил список причин, при которых ноосфера может преобразовать оболочку биосферы:

  • Одна из самых главных является само человеческое появление на планете. И на Земле нет практически ни одного укромного уголка, куда бы не ступала его нога.

  • Объединение мыслительного процесса. Ежегодно уровень развития государств совершенствуется, равно как и межгосударственные отношения. Несмотря на появление конфликтов на национальной почве, в мире созданы и создаются специальные миротворческие организации, которые направлены на сближение разных точек зрения у разных народностей мира.

  • Совершенствование средств связи между государствами. Сейчас в век нано-технологий, помимо телевидения, факсов и так далее, используется интернет. Данное открытие форсировало развитие ноосферы за последнее десятилетие.

  • Роль Homo Sapiens преобладает в геологических процессах биосферы, а также влияет на остальные.

Ноосферное мышление

Наряду с понятием «ноосфера» есть термин, связанный с особого типа мышлением. Он появился сравнительно недавно. Речь идет о ноосферном мышлении. Оно, согласно мнению ряда исследователей, характеризуется несколькими специфическими признаками. Самый важный из них – высокая степень критичности. Следом – внутренняя установка человека на улучшение биосферы, на создание материальных благ, способствующих этому. Важная часть ноосферного мышления – приоритет общественного над личным (особенно в решении научных задач). Это стремление решать необычные и не решенные кем-либо задачи. Еще один компонент ноосферного мышления – стремление понимать сущность процессов, которые происходят в природе и социуме.

Биогеохимическая трактовка Вернадского

Академик Вернадский создал совершенно иную материалистическую концепцию ноосферы. В общем смысле он определял это понятие как закономерный этап эволюции биосферы (совокупности всех живых организмов Земли), характеризующийся появлением самой сильной геологической силы – человеческого разума.Ноосфера Очевидно, что началом эры ноосферы в этом случае считается появление Homo Sapiens и изобретение им первых орудий труда. При этом окончательное формирование ноосферы будет возможно только при полном удовлетворении духовных и материальных нужд каждого отдельного человека, для чего необходимо выполнение следующих условий:

— Освоение большинства территорий земного шара.

— Изобретение и создание высокоэффективных средств коммуникации, как между отдельными людьми, так и между государствами, что приведёт к резкому сближению «всего и вся».

— Становление человеческой деятельности в качестве самого мощного геологического фактора, на фоне которого остальные природные явления (извержения вулканов, наводнения, глобальное потепление и т.д.) становятся малозначимыми.

— Освоение ближнего космоса в качестве жизненного пространства для человека.

— Всеобщее социальное равенство. Отсутствие с расовых и религиозных предрассудков.

— Становление реальной демократии, как народного волеизъявления.

— Избавление научного познания от влияния политических, религиозных и прочих мировоззрений, не имеющих прямого отношения к науке.

— Исчезновение таких социальных явлений как бедность, голод, социальное неравенство. Практически полное уничтожение всех болезней.

— Прекращение любых войн.

— Разумное изменение биосферы, не наносящее вред человечеству.

На данный момент человеческая цивилизация вплотную подошла к реализации многих из этих принципов, что служит доказательством верности теории академика Вернадского. Поэтому вполне возможно предположить, что в ближайшем будущем человечество сможет перейти на качественно новый этап своего существования, когда оно перестанет адаптироваться под окружающую среду, а будет самостоятельно её изменять в зависимости от поставленных целей и задач.Ноосфера Однако создание таких инструментов воздействия на природу возможно только при полной консолидации всей человеческой цивилизации. А это значит, прежде чем человек получит абсолютную власть над окружающей средой планеты, ему предстоит построить всемирный социальный «рай», в котором не будет места глобальным противоречиям.

Идея ноосферы внутри нее

Так как ранее упоминалось, что ноосфера далеко за границами нашего космоса, то значит и границы биосферы увеличены. С чем это связано?

В первую очередь с началом освоения космического пространства человеком в середине 20 века. Первый выход в неведомое — это посыл научной мысли не через километры, а на прямую, в пространстве. Человечество и биосфера это два сиамских близнеца, они неотделимы. Однако попасть за пределы биосферы человек может только используя свой разум.

Для того чтобы мысль достигла определенного пространства, нужна энергия. Поэтому человечество открывает и разрабатывает новейшие технологии для ее получения, ищет разные источники, либо их создает (например, термоядерный синтез).

Значение теории Вернадского

Научное и практическое значение Вернадского как основателя учения о ноосфере состоит в том, что он впервые глубоко обосновал единство человека и биосферы.

Очень важным в учении В.И. Вернадского о ноосфере было то, что он впервые осознал и попытался осуществить синтез естественных и общественных наук при изучении проблемы глобальной деятельности человека, активно перестраивающего окружающую среду. По его мнению, ноосфера уже есть качественно иная, высшая стадия биосферы, связанная с коренным преобразованием не только природы, но и человека. Это непросто сфера приложения знаний человека при высоком уровне техники. Для этого достаточно понятия “техносфера”. Речь идет о таком этапе в жизни человечества, когда преобразующая деятельность человека будет основываться на строго научном и действительно разумном понимании всех происходящих процессов и обязательно сочетается с “интересами природы”.

В настоящее время под ноосферой понимается сфера взаимодействия человека и природы, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития. В структуре ноосферы можно выделить в качестве составляющих человечество, общественные системы, совокупность научных знаний, сумму техники и технологий в единстве с биосферой. Гармоничная взаимосвязь  всех составляющих структуры есть основа устойчивого существования и развития ноосферы.

У В.И. Вернадского мы встречаем иной подход. В его учении о биосфере живое вещество преобразует верхнюю оболочку Земли. Постепенно вмешательство человека все увеличивается, человечество становится основной планетарной геологообразующей силой. Понимание им данного тезиса необходимо и для его собственного выживания. Стихийность же развития сделает биосферу непригодной для обитания людей. В связи с этим человеку следует соизмерять свои потребности с возможностями биосферы. Воздействие на нее должно быть дозированно разумом в ходе эволюции биосферы и общества. Постепенно биосфера преобразуется в ноосферу, где ее развитие приобретает направляемый характер.

В этом и заключается непростой характер эволюции природы, биосферы, а также сложности появления ноосферы, определения роли и места в ней человека. В.И. Вернадский неоднократно подчеркивал, что человечество лишь вступает в данное состояние. И сегодня, спустя несколько десятилетий после смерти ученого, говорить об устойчивой разумной деятельности человека (т.е. о том, что мы уже достигли состояния ноосферы) нет достаточных оснований. И так будет по крайней мере до тех пор, пока человечество не решит глобальных проблем планеты, в том числе экологическую.

Семантическое многообразие: метод орбифолдов

«Сопряжение смыслов» как построение нового семантического многообразия

Метод орбифолдов как построение нового многообразия Калаби-Яу путем склеивания различных точек на исходном многообразии смыслов уместен и для моделирования становления социальной коммуникации в триаде

Версия: новое семантическое пространство аналогично многообразию Калаби-Яу

Добавить фото в галерею

Метод орбифолдов как построение нового многообразия Калаби-Яу путем склеивания различных точек на исходном многообразии смыслов уместен и для моделирования усложняющихся социальных коммуникаций

Современное понимание высокоразвитого общества

В нообиотехносфере каждый желающий того человек освобождён от функции биологического робота. Освобождаются для научного, изобретательского технического, литературного, культурного творчества, занятий искусствами, разработки технических, культурных и социальных проектов; проектов защиты отдельных граждан и всего человечества от мировоззренческих, техногенных, природных и космических катастроф; проектов освоения ближнего и дальнего космоса. Вместо этих творческих людей все основные съедобные и несъедобные потребительские ценности и услуги производят высоко надёжные, никогда не устающие, круглосуточно работающие технические роботы и технические автоматы, работающие высококачественно без выходных и праздников.

Рассуждения Александра Макеева о сути гармонии

Моё мнение — гармония есть целочисленные отношения величин приблизительно равного класса. Эти отношения: Q:1; Q:2; Q:3; Q:5; …; 1:1; 1:2; 1:3; 1:5; 1:7; …; 2:2; 2:3; 2:5; 2:7; …; 3:3; 3:5; 3:7; 3:11; …; и т.д. То есть, отношения простых чисел. Причём 1 есть чудесное, волшебное простое число. Ему предшествует другое чудесное простое число — Q (квант). Квант — мера уровня целочисленно сравниваемых величин). Квант имеет несколько значений, обычно двойственность: импульс и противоположный импульс; вращение и противоположное вращение; внутренне и внешнее; … Ну и так далее.
Вот ещё числа-кандидаты в члены делимого и делителя, формирующих золотые пропорции. Это простые числа «близнецы», отличающиеся друг от друга на простое число 2: 3/5; 5/7; 11/13; 17/19; 29/31; и т.д.

Из этих рассуждений можно прийти к пониманию гармонии в обществе людей. Надо обязательно учитывать качества личности каждого человека. Ведь люди различны по своим врождённым и приобретенным качествам. Поэтому никак нельзя всех людей насильственно уравнивать в их значимости для цивилизации планеты Земля! Женщины и мужчины очевидно не равны по своим биологическим и эмоционально-психологическим качествам. Таланты и гении заведомо не равны заурядным и тем более примитивным людям! Добро продуктивные личности заведомо не равны зло продуктивным индивидам!
Человечество состоит из множества индивидуальностей. И невозможно каждому человеку с каждым другим человеком согласовать свои знания, миропонимание, продуктивную и потребительную деятельность. Социум опосредует взаимодействие людей друг с другом. Социум есть среда гармонизации бытия каждого человека относительно самого себя и общества. В этом взаимодействии человек и социум выступают в качестве двух партнеров, двух вселенных! Вот в этом и заключается гармония человека и общества! Человека и Вселенной! Человечества и Вселенной!

Связь ноосферы и человека

Человек и ноосфера связаны самым непосредственным образом. Именно благодаря действиям человека и направленности его разума появляется ноосфера (учение Вернадского говорит именно об этом). Возникает особая эпоха в развитии геологии планеты. Человек, создав специфичную для себя среду, берет часть функций биосферы. Люди замещают естественное, то, что уже есть в природе, искусственным. Появляется среда, где значительную роль играет техника.

Ноосфера

Возникают ландшафты, созданные также при помощи управляемых людьми различных видов машин. Верно ли утверждать, что ноосфера – сфера разума человека? Ряд исследователей считает, что человеческая деятельность не всегда зависит от понимания им того, как устроен мир. Люди склонны действовать, экспериментируя, совершая ошибки. Разум, если придерживаться этой концепции, скорее будет являться фактором совершенствования техники как таковой, но не условием рационального воздействия на биосферу с целью превращения ее в ноосферу.

Возникновение и эволюция понятия

Понятие «ноосфера» было предложено профессором математики Сорбонны Эдуардом Леруа, который трактовал её как «мыслящую» оболочку, формирующуюся человеческим сознанием. Э. Леруа подчёркивал, что пришёл к этой идее совместно со своим другом — крупнейшим геологом и палеонтологом-эволюционистом, и католическим философом Пьером Тейяром де Шарденом. При этом Леруа и Шарден основывались на лекциях по геохимии, которые в /1923 годах читал в Сорбонне Владимир Иванович Вернадский.

Наиболее полное воплощение теория Леруа нашла в разработке Тейяра де Шардена, который разделял не только идею абиогенеза (оживления материи), но и идею, что конечным пунктом развития ноосферы будет слияние с Богом. Развитие ноосферного учения связано в первую очередь с именем Вернадского.

В основе теории ноосферы Леруа лежат представления Плотина (205—270) об эманации Единого (непознаваемой Первосущности, отождествляемой с Благом) в Ум и мировую Душу, с последующей трансформацией последних снова в Единое. Согласно Плотину, сначала Единое выделяет из себя мировой Ум (нус), заключающий в себе мир идей, затем Ум производит из себя мировую Душу, которая дробится на отдельные души и творит чувственный мир. Материя возникает как низшая ступень эманации. Достигнув определённой ступени развития, существа чувственного мира начинают осознавать собственную неполноту и стремиться к приобщению, а затем и слиянию с Единым.

Эволюционная модель Леруа и Тейяра де Шардена повторяет основные положения неоплатонизма. Разумеется, возникновение Вселенной, появление и развитие жизни на Земле описывается в терминах современной науки, но принципиальная схема концепции соответствует принципам неоплатоников. Человек у Плотина стремится выйти за пределы Души в сферу Разума, чтобы затем, через экстаз, приобщиться к Единому. Согласно Тейяру де Шардену, человек также стремится перейти в сферу разума и раствориться в Боге.

Идеи Плотина были восприняты Леруа в бергсонианском духе. Влияние Анри Бергсона на создание теории ноосферы заключалось главным образом в выдвинутом им положении о творческой эволюции («L’évolution créatrice», 1907. Русский перевод: «Творческая эволюция», 1914). Подлинная и первоначальная реальность, по Бергсону, — жизнь как метафизически-космический процесс, творческая эволюция; структура её — длительность, постигаемая только посредством интуиции, различные аспекты длительности — материя, сознание, память, дух. Универсум живёт, растёт в процессе творческого сознания и свободно развивается в соответствии с внутренне присущим ему стремлением к жизни — «жизненным порывом» (l’élan vital).

Влияние Бергсона прослеживается и у Тейяра де Шардена. В частности, в «Феномене человека» он несколько раз обращается к бергсоновским категориям порыва (l’élan) и длительности (durée).

Термин антропосфера в 1902 году ввел в научный оборот Д. Н. Анучин.

После проведения в Стокгольме Международной конференции о состоянии природной среды (1972) термины «экология» и «ноосфера» стали популярными из-за угрозы экологической катастрофы.

Наука — естественный процесс развития

Вернадский говорил, что само по себе научное знание и научная идея зародились еще до появления официального термина «наука». Независимая модель человеческого сознания проникала в биосферу через деятельность. А сама наука — творение жизни, совокупность общественного бытия. Основная ее черта — это действие.

Все научное соединяется с творческими моделями в самой гуще жизни. Благодаря этому пробуждаются те явления, которые самостоятельно распространяют научное знание, а также создают источники для его увеличения.

Ноосфера

По мнению ученого, около пяти тысяч лет назад (геологическое время появления нашей новой цивилизации) появилась наука. С помощью ее познаний человек стремился постичь нечто божественное — духовные законы. Находясь в полярности биосферы, постепенно выходить в ее усовершенствованное состояние — ноосферу. Человеческий труд — это неизбежный процесс природы, который вносит свои коррективы и живет около 2-х млрд лет.

Разум — отдельный слой биосферы

Используя человеческое вмешательство в геологические причинно-следственные моменты, рождается ноосфера. Разум людей безусловно велик, а наложившийся новый слой сравнивается с уже приобретенными за века оболочками биосферы: с вулканическими породами, тектоническими разломами и горными образованиями.

Ученый выдвинул идею о полном захвате наукой духовной части, живой жизни планеты. Он ее выделил на первое место и поставил в положение самой главной силы, способной проникнуть внутрь и изменить весь единый разум. Он говорит о захвате человеческим обществом, постоянно увеличивающимся в количестве и качестве, всей поверхности нашей планеты. Развитие ноосферы тесно связано с управляемыми силами интеллекта Homo Sapiens, направленными напрямую в биосферическое пространство.

Модель ноосферы по Вернадскому разительно отличается от той, что предлагают современные ученые. Нынешняя глобализация вопросов экологической катастрофы, которые теперь стали ставить на первое место в новостных сводках каждого государства, не была предусмотрена им в качестве разрушительных действий.

Критика

Если понятие «живое вещество» было принято советской наукой, а понятие «биосфера» иногда встречается даже в пост-советских научных текстах, то понятие «ноосфера» вызывает резкие возражения в научных кругах, а в научных публикациях используется крайне редко. Критики учения о «ноосфере» указывают на то, что оно идеологизированно и носит не научный, а религиозно-философский характер. В частности, крупный советский эколог и доктор биологических наук Ф. Р. Штильмарк считает: «мысли о Ноосфере как Обществе Разума… уже по самой сути своей глубоко религиозны и пока что остаются утопичными».

Американский историк природоохраны Д. Винер называет учение о ноосфере «утопической и научно несостоятельной идеей».

Критика «ноосферы» Вернадского дана также в монографии Б. Миркина и Л. Наумовой.

Философ В. А. Кутырёв считает:

Российский эколог и климатолог А. Поздняков пишет:

На основе учения о «ноосфере» появилось понятие «ноосферизма».
Правоведы М. Н. Кузнецов и И. В. Понкин дали заключение «по содержанию религиозно-политической идеологии ноосферизма», в котором отмечен широчайший размах этой «квазирелигиозной идеологии», указано на тесные связи «ноосферизма» с оккультно-религиозным учением «русского космизма» и с оккультно-религиозными объединениями последователей Рерихов. В то же время, по утверждению авторов заключения, оно не относится напрямую к наследию Вернадского, поскольку «ноосферизм» является манипуляцией идеями Вернадского и его именем.

Российский историк и социолог Н. А. Митрохин называет ноосферологию «сциентистской интеллектуальной традицией, обожествляющей личность покойного академика В. Вернадского» и потенциально «самой влиятельной из гражданских религий современной России».

Исходные положения

  • Коммуникация как основа семантического пространства (ландшафта)
  • Cоциальные коммуникации, развиваясь в разных измерениях социокультурного пространства, устанавливают семантические связи посредством «точек склейки» — «альянсов» (шире — «виртуальных страт»).
  • В результате становления социокультуросферы (в целом — «Земля как культурный феномен») происходит нарастание многообразия частных семантических пространств, которые служат фундаментальной основой, «базовыми элементами» (элементарными частицами) ноосферы

Триединство монад=аспектов будущего в струнной интерпретации

БкВ «базовый резонатор»: определяются возможные моды колебания струны
БкО «гармония»: вычисляются «элегантные мелодизмы»
БкЖ «стартовый резонатор»: задаются начальные моды колебания струны

Характеристика по Вернадскому

За долгие годы работы над определением и понятием ноосферы ученый описывал ее разными словами. Она была естественным состоянием Земли, а человек играл роль неотъемлемой части, которая меняет земной облик. Она являлась ответом на научную теорему об изменении биосферы.

Сейчас термин «ноосфера» означает неразрывную связь природы и культуры, духовного и материального. Ученый рассматривал это воззрение в аспектах настоящих и будущих дней, в масштабах геологического времени (создание и образование всего живого на планете, а также ее полное время жизни).

Биосфера очень много эволюционировала. Наблюдать это можно по разным археологическим находкам: окаменелости живых существ и циклу появления новых, ранее не существовавших.

Ноосфера

Из всего вышеперечисленного можно выделить две грани. Первая — это отсчет формирования ноосферы со времени появления первого человека. То есть ее становление все еще продолжается, пока человечество не исчезнет и не наступит «конец света», либо не передаст бразды правления новой цивилизации. Вторая — это мнение об уже развитой ноосфере, которая формируется не только на общее благо общества, но и для каждого отдельно взятого индивида.

Ноосфера Вернадского совсем молодая, юность ее обусловлена реальным временем, человеческой мыслительной деятельностью и физическим преобразованием планеты.

Что есть ноосфера

По мнению В.И. Вернадского, ноосфера только-только создается, возникает в результате реального, вещественного преобразования человеком геологии Земли усилиями мысли и труда. Тут можно задуматься — если мир людей гораздо старше, чем пишет официальная наука, то и ноосфера существует очень давно…

Вернадский считал, что научная мысль – такое же закономерно неизбежное, естественное явление, возникшее в ходе эволюции живого вещества, как и человеческий разум, развивается она все в том же полярном векторе времени и не может ни повернуть вспять, ни совсем остановиться, тая в себе потенцию развития фактически безграничного. Мы отмечаем, как наука сильно и глубоко активизирует изменение биосферы Земли, она изменяет ситуации жизни, геологические движения, энергетику земного шара.

Ноосфера

Сейчас в моде пессимистическое отношение к возможностям науки и ее будущему. Это не случайно, поскольку научное знание переживает состояние глубокого кризиса и перестройки. Признаки этого кризиса наблюдались и в первой половине ХХ века, однако В.И. Вернадский оставался оптимистом и в отношении будущего человечества.

Мы подходим к новой эре в жизни человечества и жизни на нашей планете вообще, когда точная наука как планетная сила выступает на первый план, проникая и изменяя всю духовную среду человеческих обществ, когда ею охватываются и изменяются техника жизни, художественное творчество, философская мысль, религиозная жизнь. Это явилось неизбежным следствием – впервые на нашей планете – захвата все растущими человеческими обществами, как единого целого, всей поверхности Земли, превращения с помощью направляемого разума человека биосферы в ноосферу.

Таковы объективные основы и последствия ноосферной глобализации по Вернадскому и ее кардинальное отличие от нынешней модели глобализации, осуществляемой в интересах государств и ведущей к дальнейшему разрушению природной среды и экокатастрофе.

Согласно теории Вернадского, человек, охватив научной мыслью всю планету, стремится двигаться в направлении постижения Божественных законов. В центре внимания Вернадского – биосфера и ноосфера Земли. Биосфера как совокупная оболочка Земли пронизана жизнью (сфера жизни), закономерно под воздействием деятельности человеческого общества переходит в ноосферу – новое состояние биосферы, которое несет в себе результаты человеческого труда. Вернадский исходит из того, что человек «составляет неизбежное проявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течение по крайней мере двух миллиардов лет».

Итак, Вернадский исходит из того, что исходным пунктом в познании Вселенной является человек, поскольку возникновение человека связано с главным процессом эволюции космического вещества. Описывая наступающую эпоху разума на энергетическом уровне, Вернадский указывает на эволюционный переход от геохимических процессов к биохимическим, и, наконец, к энергии мысли.