Этапы достижения нирваны. что такое нирвана в буддизме

Эго и путь к нирване

Нирвана – это потеря личности с её мыслями, желаниями, чувствами. Поэтому собственно душа не способна достичь нирваны. На этом пути её ждёт смерть. И только затем происходит преобразование человека в личность более высокого порядка – само бытие. Это так называемый процесс просветления, свобода от приземленных склонностей и страстей.

Этапы достижения нирваны. что такое нирвана в буддизме

Что способствует продвижению к нирване? Следует осознавать ограниченность человеческого опыта и восприятия, знаний, суждений, представлений, полученных в процессе жизни, засоряющих духовное начало.

Нирвана – это отрешенность от материальных ценностей, состояние радости и самодостаточности, подтверждающее свою способность без них обойтись. По мере того, как профессиональные достижения, статус, отличия, общественное мнение, выделяющие личность среди людей, становятся второстепенными, ослабевает и эго. В момент, когда исчезают надежды и стремления, связанные с местом эго в материальном мире, наступает просветление, или рождение заново.

Нирвана – как состояние современного человека

Итак, мы рассмотрели взгляды дхармических религий на понятие Нирваны. Однако главный вопрос остаётся без ответа – что дают нам эти знания, и насколько для современного социально активного человека актуальна идея достижения Нирваны?

Если рассматривать какие-то глубокие философские рассуждения на тему реинкарнации, вечности души, Освобождения и так далее, наверное, для большинства людей это вряд ли будет актуально. Но если говорить о том, что в буддизме называется «нирваной с остатком», то есть состоянием спокойствия, которое человек переживает, находясь в физическом теле и продолжая выполнять свои повседневные дела, то это, скорее всего, будет актуально для многих.

Так или иначе все живые существа стремятся избежать страданий. В книге «Путь Бодхисаттвы» Шантидэва цитирует слова Будды: «Все страхи, а также все беспредельные страдания – берут начало в уме». Большинство из нас пребывает в иллюзии, что некие внешние обстоятельства заставляют нас страдать. Но это не более, чем иллюзия. Всегда нас заставляет страдать лишь наш собственный ум, который постоянно делит явления на приятные и неприятные. К приятным мы привязываемся, а к неприятным – испытываем отвращение, гнев или ненависть. И это порождает страдания.

Таким образом, достижение состояния «нирваны без остатка», которое является состоянием глубинного покоя и освобождения от привязанностей возможно практически для каждого человека.

Об этом же в «Бхагавад-гите» говорил и Кришна: «К плодам не стремись – не нужна их услада, однако бездействовать тоже не надо. Несчастье и счастье – земные тревоги – забудь! Пребывай в равновесии – в йоге». Это и есть короткое и понятное описание того, что такое Нирвана – не отказываясь от своей деятельности, при этом не привязываться к её плодам и пребывать в состоянии спокойствия, осознавая, что всё что происходит – это лишь последствия нашей кармы. И всё, что происходит – горе или счастье – всё ведёт нас к развитию. Потому что с точки зрения накопления опыта между горем и счастьем нет никакой разницы. Понимание этого и ведёт человека к повседневной Нирване.

Смерть Курта Кобейна

В начале 1994 года команда музыкантов уехала гастролировать по Европе. После концерта, состоявшегося в Мюнхене, Кобейн тяжело заболел: ему диагностировали бронхит и ларингит. Выступление, запланированное на следующий день, отложили.

Памятник Курту Кобейну в историческом музее Абердина

Через 3 дня жена нашла Кобейна без сознания, его отправили в больницу. Позже, на пресс-конференции, доктор объявил, что музыкант выпил прописанный ему препарат и существенную дозу алкоголя. После этого многочисленные концерты окончательно отменили.

В последующие дни дала о себе знать давняя зависимость Курта от героина. Его уговорили отправиться на лечение в реабилитационную клинику, но через несколько дней он перелез через ограждение и улетел в Сиэтл. 8 апреля 1994 года Кобейна обнаружили мёртвым в его доме. Официальная версия смерти гласит, что музыкант выстрелил в себя из ружья. Группа распалась.

Нирвана в индуизме

В индуизме освобождение из колеса сансары и преодоление эгоцентрированного существования известно как мокша. Состояние нирваны достижимо только как следующая ступень после мокши. Нирвана упоминается в нескольких частях Махабхараты с разными оттенками понимания. В Бхагавад-гите используется понятие «нирвана Брахмо» («Брахманирвана»):

К. Н. Упадхая в работе «Влияние раннего буддизма на индуистскую мысль» высказал мнение, что термин «нирвана» был заимствован индуистами у буддистов, поскольку он не встречается в добуддистских Упанишадах. Однако Б. Л. Смирнов в комментарии к своему переводу Бхагавад-гиты указал, что слово «нирвана» было известно ещё до возникновения буддистской философии.

Актуальность стремления к Нирване для современного человека

Итак, попробуем рассмотреть подробно, что же такое Нирвана, как её достичь и насколько это необходимо. Вопреки распространённому употреблению понятия «Нирвана» в значении «блаженство, удовольствие», в переводе с санскрита это слово означает «угасание», «прекращение», «неволнение». Как-то весьма грустно звучит, не правда ли? Почему же слово Нирвана, которое мы привыкли воспринимать как нечто приятное и позитивное имеет такие весьма неоднозначные переводы? Если «неволнение» и «прекращение» ещё как-то можно трактовать позитивно, то при слове «угасание» нам рисуются пейзажи поздней дождливой осени, кладбищенская тишина и вообще – полная меланхолия. Однако, не всё так однозначно.

Как ощущается состояние нирваны?

Состояние просветления очень приятно испытывать. И человек при этом не уподобляется программе с блаженным выражением лица. У него в памяти остаются представления о земной жизни, но они перестают доминировать над ним, оставаясь на грани физического процесса. Для глубинной сути обновлённой личности любое занятие не отличается от остальных. Внутри человека царит покой, а его дух обретает совершенную жизнь.

Этапы достижения нирваны. что такое нирвана в буддизме

Достижение состояния нирваны в буддизме связано с обретением чистоты от умерщвления эгоистичной природы без усилий, а не её подавлением. Если аморальные стремления были сдержаны и ущемлены, то они вновь проявятся при первой возможности. Если же ум освобождается от эгоистичных побуждений, соответствующие психологические состояния не возникают, и чистота не требует усилий.

Нирвана в буддизме

С точки зрения буддизма, наш ум отравлен тремя «ядами» – неведением, гневом и привязанностью. И состояние Нирваны наступает тогда, когда эти три яда перестают на нас действовать. Потому что когда мы не подвержены неведению, гневу или привязанности – все страдания прекращаются, потому как устранены эти три главных причины, которые приводят к страданиям.

Благородный Восьмеричный Путь – это своего рода рецепт того, как достичь состояния Нирваны, можно сказать, пошаговая инструкция. Она содержит в себе нравственные предписания, которые вполне практичны и придуманы не просто так, а потому что облегчают движение по этому пути. Также эта инструкция содержит и конкретные практические наставления о том, что нужно делать, чтобы прийти к Нирване – речь идёт о правильном умонастроении, медитации и так далее.

Также существует разделение, как «нирвана с остатком» и «нирвана без остатка». Нирвана с остатком – это состояние, которое достигает практик в физическом теле. То есть он уже свободен от трёх ядов ума, у него нет никаких привязанностей и так далее. Но поскольку он ещё находится в физическом теле, то имеет определённые ограничения и потребности. Очевидно, это и подразумевается под понятием «остаток». Что же касается нирваны без остатка, она достигается после ухода из физического тела, и это считается окончательным Освобождением – выходом из круговорота перерождений – Сансары.

Таким образом, Нирвана в буддизме – это не какая-то абстрактная концепция, это вполне реальная цель для практикующих буддистов.

Однако в своей проповеди, которая была прочитана на горе Гридхракута более чем сорок лет спустя после первой, Будда сказал, что идея о Нирване была уловкой, чтобы привлечь людей следовать по пути. Он привёл такой пример: некий проводник ведёт людей через опасную местность. И вот уже не один день они в пути, силы у них на исходе, некоторые из них стали роптать, и, в общем говоря, путники выбились из сил. И чтобы подбодрить своих спутников, проводник силой своих мистических способностей создаёт «призрачный город» и говорит: «Мы достигли цели». Когда же люди отдохнули в призрачном городе, проводник говорит: «Это иллюзия, я создал её для вас, чтобы вы отдохнули, но цель наша близка. Идёмте!».

Именно то же самое сделал и Будда – он дал своим ученикам красивую сказку о Нирване, потому что если бы рассказал, что цель намного дальше и намного труднее достижима, большинство его учеников имели бы очень грустный вид, услышав такие слова. Но Будда поступил мудро – он дал им цель, которая была относительно близка, умолчав, что эта цель была промежуточной. И только спустя сорок лет своих проповедей, когда многие его ученики уже утвердились на пути, Будда поведал им истинную, окончательную цель пути. О том, какую цель Будда указал своим ученикам на горе Гридхракута можно более подробно прочитать в «Сутре о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы», которая является квинтэссенцией всего учения Будды.

Нирвана в буддизме

Общие понятия

В палийском каноне есть «Махапариниббана сутта» («Сутта \ сутра\ о великом переходе Будды в покой нирваны\ниббаны\»). Как и в других местах палийского канона нирване здесь даётся определение как «несозданной», «неопределимой», «блаженной», «свободной от привязанностей» и т. д.

Согласно учению Будды, несмотря на страдание, пронизывающее все уровни сансарического существования, существует состояние, в котором страданий больше нет, и это состояние достижимо. Это и есть состояние нирваны. Переживание состояния нирваны в буддизме часто обозначается понятием амата, абсолютного духовного достижения, таковости (в сутрах махаяны), разрушающей причинно-следственную связь кармического существования.

Сутта-питака характеризует нирвану как «освобождённый ум (читта), не имеющий более привязанностей». Ум более не идентифицируется с феноменами бытия, он становится непреходящим, тем самым становясь освобождённым. В то же время Будда избегает говорить о «вечности» или «не-вечности» нирваны, о наличии у реализовавшего её «личностных качеств» или отсутствии оных и т. п. «Апофатический» метод описания нирваны, тем не менее, не мешает воспринимать её в позитивном ключе. Нирвана обозначает собой окончание незнания (авидьи), погружающего ум в бесконечную череду перерождений, зависимого существования (сансару). Нирвана является и необусловленной реальностью, и благородным умом, постигшим Истину одновременно.

Через 500 лет после Будды Нагарджуна в своём трактате «Ратна-авали раджа-парикатха» («Драгоценные строфы наставления царю») говорит:

Е. А. Торчинов описывает буддийское понимание нирваны следующим образом:

В. Г. Лысенко, рассуждая о том, можно ли считать «невыразимость нирваны» отказом Будды говорить о существовании или не-существовании нирваны, связывает позицию Будды с его позицией при ответе на бесполезные вопросы и делает вывод, что из-за принципиальной необъяснимости нирвана является «предметом только практики, а не рассуждений».

Нирвана и сансара

В соответствии с доктринами изначального буддизма, нирвана поначалу рассматривалась как контраспект сансары. Позже, со времён Нагарджуны, появились учения, объявляющие нирвану тождественной сансаре. Эти учения и составили философский фундамент Махаяны.

Тхеравада сохранила раннебуддийское противопоставление нирваны и сансары в ранге основной проблемы обретения освобождения. Данное противопоставление считается определяющим в избежании страданий сансары и достижении освобождения через нирвану. В отличие от махаянистских школ, тхеравада продолжает считать двойственность нирваны и сансары непреодолимой, два этих контраспекта действенны для всех, до периода ухода в нирвану без остатка — паринирвану, включая Будду и архатов. Как показательный пример этой двойственности, приводится история Будды до перехода его в паринирвану, когда он был ещё на земле: он уже достиг нирваны, но с остатком, то есть ещё пребывал в сансаре, ибо был воспринимаем органами чувств окружающих.

Как попасть в нирвану

Приверженцы буддизма разных веков имеют несходное мнение относительно того, как постичь нирвану. Некоторые буддисты считают, что нирвана является недостижимой для людей в сансаре. Другие же говорят о том, что каждый человек должен ощутить на себе состояние нирваны при жизни, так как в противном случае ему придется прожить еще одну жизнь. Сторонники этой теории дают советы, как войти в нирвану. Названные советы помогут научиться контролировать свое сознание и управлять им. Это станет хорошей платформой для того, чтобы с помощью медитаций достичь состояния нирваны:

Контроль дыхания. Сначала надо почувствовать, как воздух проходит через все тело

Затем зафиксировать свое внимание на выдохе. В этом состоянии тело расслабляется, уходит отработанный воздух.
Полное погружение в деятельность

Для овладения состоянием нирваны необходимо учиться концентрироваться на той деятельности, которой человек занимается. К примеру, если он читает, то все мысли должны быть только о прочитанном.
Следование за временем и событиями. Не стоит зацикливаться на том, что уже прошло. Надо идти вслед происходящим событиям, думать о них и жить в них.

Этапы достижения нирваны. что такое нирвана в буддизме

Поза для входа в нирвану

В вопросе, как достичь нирваны, важное значение имеет поза. Новичкам лучше всего начинать с позы лотоса, потому что она позволяет зафиксировать тело человека в комфортном состоянии

Хотя нирвана доступна в любой позе, необходимо выбирать такие из них, в которых человек не смог бы заснуть при расслаблении. Поза лотоса складывается из таких составляющих:

Этапы достижения нирваны. что такое нирвана в буддизме

  • спина должна быть прямой;
  • плечи расправлены;
  • пятка одной ноги находится на бедре другой и наоборот, пятки надо держать ближе к животу;
  • руки расслаблены и слегка согнуты в локтях;
  • ладони раскрыты вверх;
  • под ягодицы лучше подложить небольшую подушку;
  • тело слегка наклонено вперед.

Примечания

  1. Лысенко В. Г. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  2. Андросов В. П. Учение Нагарджуны о срединности / Ответственный редактор академик РАН Г. М. Бонгард-Левин. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, . — С. 705—706. — 846 с. — 1300 экз. — ISBN 5–02–018488–8.
  3. Торчинов Е. А. Буддизм: Карманный словарь (рус.) / под ред. Р. Светлова. — СПб.: Амфора, 2002. — С. 111. — 187 с. — 3000 экз. — ISBN 5-94278-286-5.
  4. Лысенко В. Г. Философия буддизма. Энциклопедия (рус.) / под ред. М. Т. Степанянц. — М.: Восточная литература, 2011. — С. 568, 569. — 1045 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-02-036492-9.
  5. Торчинов Е. А. Буддизм: Карманный словарь (рус.) / под ред. Р. Светлова. — СПб.: Амфора, 2002. — С. 112. — 187 с. — 3000 экз. — ISBN 5-94278-286-5.
  6. Лысенко В. Г. Индийская философия. Энциклопедия (рус.) / под ред. М. Т. Степанянц. — М.: Восточная литература; Академический проект, 2009. — С. 569. — 950 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-02-036357-1. — ISBN 978-5-8291-1163-2.
  7. Андросов В. П. Буддизм Нагарджуны: Религиозно-философские трактаты / Под ред. Т. М. Швецова. — Москва: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, . — С. 142. — 799 с. — 2000 экз. — ISBN 5–02–018115–3.
  8. Лысенко В. Г. Индийская философия. Энциклопедия (рус.) / под ред. М. Т. Степанянц. — М.: Восточная литература; Академический проект, 2009. — С. 569-570. — 950 с. — ISBN 978-5-02-036357-1. — ISBN 978-5-8291-1163-2.
  9. Лысенко В. Г. Философия буддизма. Энциклопедия (рус.) / под ред. М. Т. Степанянц. — М.: Восточная литература, 2011. — С. 228. — 1045 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-02-036492-9.
  10. , с. 174.
  11. Геше Джампа Тинлей. Воззрения четырех философских буддийских школ (рус.). — Новосибирск: Дже Цонкапа, 2013. — С. 489. — 502 с. — ISBN 978-5-904974-35-0.
  12. , с. 57—59.
  13. Торчинов Е. А. Введение в буддизм (рус.) / под ред. Т. Уваровой. — СПб.: Амфора, 2013. — С. 130-131. — 430 с. — (Academia). — 3040 экз. — ISBN 978-5-367-02587-3. — ISBN 978-5-4357-0104-3.
  14. Махабхарата II. Бхагавадгита, V, 23-26 / Пер. Б. Л. Смирнова. — Ашхабад: Издательство АН ТССР, . — 360 с. — 1000 экз.
  15. K.N. Upadhaya, // Philosophy East and West. — Vol. 18. — 1968. — pp.163-173
  16. Махабхарата II. Бхагавадгита / Пер. Б. Л. Смирнова. — Ашхабад: Издательство АН ТССР, . — 360 с. — 1000 экз..
  17. Лысенко В. Г., Терентьев А. А., Шохин В. К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма / Под ред. профессора М. Т. Степанянц. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1994. — 383 с. — (История восточной философии). — 4000 экз. — ISBN 5-02-017770-9.

Что такое нирвана?

Постараемся понять, что же такое нирвана, откуда происходит это понятие. В частности, что означает слово нирвана в философии? Кратко – это конечная высшая цель существования людей. Данный термин считается схожим по значению с расслабленным и блаженным состоянием. Но в 60-е годы данное понятие в искривленном виде вошло в лексикон людей, употребляющих наркотики. Считать нирвану состоянием эйфории грубая ошибка. Данное состояние считается сложнейшим в буддизме. Его не смог четко охарактеризовать даже Будда Шакьямуни.

Этапы достижения нирваны. что такое нирвана в буддизме

нирвана в философии – это конечная высшая цель существования людей

Всем знакома фраза «впасть в нирвану». Под ней подразумевают что-то очень приятное, своеобразный пик наслаждения, чувство постоянного блаженства. В нирвану можно впасть по разным поводам: от невероятного блюда, красивой музыки, от интимных наслаждений. Но в реальности подобное понимание целиком ошибочно.

В учении Будды нирваной называется верховное счастье, но его здесь не стоит понимать в качестве радости, доступной в мирской жизни. Последователи Будды под счастьем подразумевают свободу от страданий, испытываемых в мире каждый день. Шакьямуни говорил, что нирваной выступает окончание мучений, затуманивания разума, привязанности. Проблема в том, что он не давал подобному понятию никакого «положительного» определения. Упоминая только то, что нирваной считать нельзя.

Религиовед и исследователь Е.Торчинов замечал, что проблема нирваны является одной из тех, о которых Будда не говорил. Нирвана расположена далеко за рамками сферы эмпирических знаний, а также такого языка описания.

В среде исследователей и последователей учения Будды до сих пор ведутся споры о правильности понимания состояния нирваны

В буддизме его описывают как что-то в противовес Сансаре. Последняя выступает миром страсти, привязанности, ложных представлений, мучений. Если очиститься от этого, то просветленный человек достигнет нирваны и освободится, не только от тела, а от влечений и сознания. Разница с брахманизмом в том, что в учении Будды она не является соединением с абсолютом или богом, поскольку это соединение означает продолжение существования.

Получается, нирвана – это абсолютное небытие? Не совсем так. Хотя ученые и учителя буддизма до настоящего времени ведут споры об адекватности трактовки подобного термина. Многие все же сходятся во мнении, что это полная очистка мира от живых существ. Это покой души, где нет разногласий, мучений и страсти. Другие учителя трактуют это состояние так: в нем нет жизни, как понимается в Сансаре, но существует жизненный потенциал и энергия.

Этапы достижения нирваны. что такое нирвана в буддизме

В учении Будды нирваной называется верховное счастье, то есть свободу от страданий

Все, о чем говорилось выше, стоит отнести к великой нирване. Она называется еще нирваной пребывания. Те, кто достигает ее, находятся в абсолютном покое. В учении Будды различают другие виды – нирвана непребывания. Люди, достигшие состояния нирваны, называются Бодхисаттвом. Они отказываются от абсолютного покоя и ухода из-за того, чтобы помочь остальным живым и направить их на данный путь. Все потому, что они смогли возродить в собственной душе великое сострадание, они готовы помогать всем, кто обращается к ним. Бодхисаттв отмечают при чтении молитв, их рисуют на танка.

Известнейшим Бодхисаттвом является Авалокитешвара. По легенде, когда он вошел в состояние просветления, заметил, какие страдания испытывают существа, живущие в Сансаре. Его это так поразило, что от боли голова Авалокитешвары разбилась на 11 частей. Но остальные просветленные помогли, и они восстановили голову. С того момента Авалокитешвара помогает остальным уйти от страданий и познать нирвану.

Понятие в буддизме

Нирвана – термин неоднозначный, но при этом ключевой в буддийской философии. Это то, к чему стремится каждый буддист, будь он мирянином или монахом, это главная цель, пункт назначения на тропе Будды.

Даже сам Великий Учитель не давал четкого определения этого понятия. Он говорил, будто в нирване отсутствует мысленный поток, переживания, страхи. Каждое течение буддистской мысли привносит свою крупицу знаний в понимание нирваны, а нередко совершенно по-разному трактует ее.

Для начала обратимся к этимологии слова, которое имеет санскритские корни:

  • «нир» – буквально означает частицу «не», отрицание;
  • «вана» – переход, перетекание из жизни в жизнь.

Этапы достижения нирваны. что такое нирвана в буддизме

Соединив две составные части одного слова, можно расшифровать значение: отрицание перехода из одной жизни в другую. Это значит конец череды перерождений, угасание пламени реинкарнаций, остановка во вращении колеса сансары.

Причина тому – прекращение страданий, вызываемых страстями, желаниями, страхами, привязанностями.

Можно выделить несколько определений, как подобное состояние определяет буддийское учение:

  • освобождение от желаний, привязанностей, а значит – страданий;
  • прекращение череды перерождений;
  • состояние сознания, когда оно обретает абсолютный покой;
  • главная цель в раннем буддизме и среди буддистов тхеравадинского толка.

Буддологи не прекращают вести полемику на тему того, какое же из определений считать правильным. Но они сходятся в одном – в состоянии нирваны эмоциональный аспект и ощущения отбрасываются, а разум обретает покой.

Этапы достижения нирваны. что такое нирвана в буддизме

Будда завещал, что от страданий можно избавиться – и тогда разрушатся причинно-следственные законы бытия, кармическая связь прекратит свое существование.

Тема нирваны, без сомнения, затрагивается в священных писаниях. Так, Палийский канон содержит «Махапаринибатта сутта», что значит «сутра о великом переходе в состояние ниббаны». Здесь ее называют не иначе как «блаженная», «лишенная привязанностей», «свободная».

Сутта-питака говорит об уме, которому удалось освободиться, очиститься от привязанностей. Нирвана – это своего рода освобождение от собственного эго, ведь отвергаются все мысли, ощущения, страсти личности.

Когда ослабевают узы, связывающие с материальным миром, желанием денег, власти, богатств, зависимостью от других людей, мнением окружающих, статусом в обществе, тогда все ближе становится возможность достижения просветления. Но до этого – еще долгий путь.

Этапы достижения нирваны. что такое нирвана в буддизме

Музыка

Первым официальным синглом группы стал «Love Buzz/Big Cheese». А летом 1989 года Nirvana презентовала первый альбом под названием «Bleach» в сотрудничестве с лейблом Sub Pop. Продюсером пластинки стал Джек Эндино.

Группа «Nirvana»

Что касается жанра музыки дебютного альбома, в нём прослушивалось влияние The Melvins и Black Sabbath. После выпуска альбома, который сразу стал самым популярным на небольших радиостанциях колледжей, коллектив отправился покорять Америку, выступив в 26 городах. У участников группы был своеобразный «ритуал» — крушить аппаратуру после окончания концерта. Новоселич признавался, что они делали это специально, чтобы быстрее уходить со сцены.

Тексты и музыку для каждой из песен создавал Курт. Обычно он сочинял, наигрывая на акустической гитаре, стремясь создать симбиоз тяжёлого и лёгкого звучаний. Музыкант подчёркивал, что не любит, когда его считают единственным автором, потому что остальные участники играли не меньшую роль в принятии отдельных решений относительно каждой композиции.

Песня «Come As You Are» группы «Nirvana»

Средства для записи первого альбома выделил Джейсон Эверман, имя которого было указано в качестве гитариста на обложке диска. Хоть сам молодой человек в записи не участвовал, музыканты Nirvana хотели, чтобы он почувствовал себя своим в их коллективе.

В интервью Курт признавался, что первые треки группы были колкими. Но с течением времени они становились более попсовыми, а сам фронтмен – всё счастливее. Музыканты пришли к более серьезному этапу: в их песнях поднимались темы любви, чувств, конфликтов.

Логотип группы «Nirvana»

В начале 90-х годов ребята начали работу над материалом для следующего альбома. Во время студийной работы основатели группы решили, что Чэд – это не тот ударник, в котором они нуждаются. А сам Ченнинг выражал крайнее недовольство тем, что он практически не влиял на процесс написания треков. Поскольку молодые люди так и не нашли общий язык, музыкант покинул группу, через пару недель место за барабанами занял Дейл Кровер, а немногим позже – Дэн Питерс.

Но и это был не последний ударник. По прошествии короткого времени основатели Nirvana познакомились с Дэйвом Гролом, и уже через две минуты после начала прослушивания знали, что он именно тот, кого Курт и Крист так долго искали. Так и сформировался окончательный состав, вошедший в историю группы как основной.

Барабанщик Дэйв Грол

Подписав контракт с новым лейблом в 1990 году, музыканты приступили к записи следующего студийного альбома, вышедшего под названием «Nevermind». Первый сингл «Smells Like Teen Spirit» из этого альбома быстро стал популярным главным образом из-за постоянных его трансляций на MTV.

Находясь на гастролях в конце 1991 года, участники стали замечать, что заинтересованность «Нирваной» значительно выросла. В январе следующего года второй альбом коллектива достиг первого места в чартах Billboard, обогнав диск Майкла Джексона.

Песня «Smells Like Teen Spirit» группы «Nirvana»

В феврале 1992 года Кобейн и лидер рок-группы Hole Кортни Лав заключили официальный брак. В середине августа этого же года у пары родилась дочь Фрэнсис Бин Кобейн. Сославшись на усталость, коллектив решил не ехать на очередные гастроли в поддержку второго альбома, отыграв несколько концертов, в их числе выступление на фестивале Рединг в Англии.

Тогда ходили слухи о плохом здоровье Курта и возможном распаде коллектива. Зная эти домыслы, участники решили пошутить и вывезли Кобейна на сцену в инвалидной коляске, а после недолгой паузы музыкант встал, присоединившись к остальным участникам.

Гитарист Пэт Смир

Чтобы записать третий альбом «In Utero», команда пригласила продюсера Стива Альбини. Его приглашение было обдуманным ходом участников, которые хотели, чтобы третий альбом звучал дерзко, сыро и с минимальной обработкой.

Диск записали в течение 2 недель, но выпустили не сразу. Конечное звучание некоторых песен не удовлетворило музыкантов, поэтому для их сведения пригласили Скотта Литта. Альбом «In Utero» дебютировал в хит-параде Billboard 200 осенью 1993 года, заняв первое место. После выхода пластинки Nirvana отправилась в большой тур по США, пригласив вторым гитаристом Пэта Смира.

Поиск ответов

Такой подход Будды к сутрам предположительно мог склонять буддистов к самостоятельному поиску ответа на вопрос: «нирвана — что это?», на рациональное, скептическое восприятие идей в буддизме. Впоследствии их можно проверять неоднократно. Но ведь такой подход неприемлем для нирваны — человек не в состоянии проникнуть за пределы возможного понимания и разглядеть, что там происходит. Приходится либо фантазировать, либо завершить полностью это бесполезное занятие.

Если разобраться, то для буддиста нирвана — это своеобразный фильтр, препятствие. Те, кто желает в нее попасть, не могут этого сделать, так как факт стремления к ней является сутью проявления неуспокоенных желаний и ума. В таком случае человек находится в Сансаре, но никак не в нирване. Вход в нее для него закрыт. Таким же образом желание вырваться из Сансары является признаком смятения и затворяет врата в нирвану.

Нирвана в джайнизме

В джайнизме нирвана (мокша, «освобождение») понимается как освобождение от кармического вещества и достигается в процессе религиозной практики при отсутствии притока новых карм (в джайнизме кармы — это разновидности особого вещества, составляющие кармическое тело дживы). У освобождённого дживы возникают абсолютная праведность, абсолютное воззрение, абсолютное познание и совершенство (сиддхатва). Сразу после достижения нирваны джива взлетает вверх и летит до вершины вселенной, где находится обитель сиддхов — Сиддхакшетра. Несмотря на то, что все освобождённые дживы, достигшие Сиддхакшетры, в равной мере наделены праведностью, всеведением и познанием, они отличаются друг от друга по ряду параметров. Также, как и в других индийских религиях, у джайнов нирвана определяется негативно, то есть как «свобода от», а не «свобода для».