Национализм

Не гражданское общество, а этнос

Отвечая для себя на вопрос: «Что такое национализм?», российские философы того времени обращались исключительно к концепции этноса. Слишком уж велико было социальное расслоение общества. Весьма популярный в Европе гражданский национализм в российских реалиях оказался нежизнеспособным.

Национализм

К середине 18-го века в России возникло два равнозначных направления философской мысли: славянофилы и западники. Люди, интересовавшиеся вопросами национального и гражданского самосознания, обязательно принадлежали либо к тому, либо к другому лагерю. И если западники полагали, что для достижения успеха Россия должна следовать европейским традициям, стараясь при этом не повторять европейских же ошибок, то славянофилы считали, что у нее есть свой путь. Они приписывали русскому народу исключительные черты – в противовес европейцам, их лишенным. Именно труды славянофилов пробудили к жизни русский национализм как в его лучшем, так и в худшем понимании.

Национализм — это…

Национализм

Понять суть формулировки поможет знакомство с постулатами (что это такое?), на которых базируется национализм.

  1. Существование автономных наций – социально-экономических, культурных, политических, духовных общностей людей. Обычно они формируются в процессе исторического развития, и у каждой имеется собственный набор уникальных характеристик.
  2. Нация – это высшая ценность. Как в песне: сегодня не личное главное, а сводка рабочего дня. Человек должен быть предан национальному государству – это важнее индивидуальных интересов. Присутствует мотивация к самоотдаче, доходящей до готовности пожертвовать жизнью во имя нации.
  3. Право нации на формирование собственного государства, включающего всех членов нации (право на самоопределение).
  4. Нация – главный источник политической власти, при этом все ее члены вправе быть участниками этих процессов. По логике, народ здесь приравнивается к элите, пусть символически, но все же.
  5. Общность культур и языка – то, что называют национальной самоидентификацией. При этом навязывания определенной культуры нет. Люди объединяются на почве братства, возникает чувство локтя, единства, солидарности. Предполагается, что члены нации действуют в унисон.
  6. Всеобщее и всестороннее образование. Без него невозможно полноценное участие в жизни нации, удержание и приумножение ее опыта, препятствование его размытию и уничтожению.

Национализм

Проблема усугубляется размытостью, свойственной национализму, ведь он во многом опирается на эмоциональную составляющую, на мысли о преемственности поколений, о принадлежности к общей, коллективной судьбе.

Для национализма ценна атрибутика — название страны, ее история, государственность, культурные институты (от национальной библиотеки до национальной оперы). Когда на чемпионатах выступает национальная сборная, вся нация за нее переживает, а поражение может восприниматься как национальное унижение.

Национализм

Сам по себе этот комплекс — только оболочка, а содержание, скрывающееся под ней, может варьироваться. Отсюда разброс трактовок понятия.

Такой многозначный термин

Почему именно так произошло, сказать сложно. Возможно, для определенной категории граждан единственный способ почувствовать собственную значимость, причастность к идее великого государства – не гордится своей историей и культурой, а унижать чужие. Этим, собственно, и отличаются идеи национализма и идеи фашизма.

Национализм

К сожалению, в последнее время значение этих терминов стали путать. А поскольку язык формирует мышление, для некоторых понятия «нацизм», «национализм» и «патриотизм» опасно сблизились. Причем как для приверженцев радикальных путей решения национальных вопросов, так и для убежденных либералов.

Сталинское определение нации — что было тогда?

Прежде чем разобраться с ответом на вопрос, что такое национализм, надо понять, прежде всего, что такое нация и каждая ли общность людей может называться нацией?

Ставшее практически общепринятым в науке СССР и постсоветской науке также определение нации как социального явления дал И.В. Сталин в работе «Марксизм и национальный вопрос».

Рассмотрим цитату Сталина о его собственном народе, из которого он вышел.

Как мы видим, Сталин чётко указал, что отсутствие хотя бы одного признака, в данном случае, общей экономической жизни, не позволяет нам говорить о наличии нации. Проводя параллели с древними временами, мы видим, что говорить об обособленном экономическом укладе Беларуси и Украины, так же как и Грузии, говорить в далёкие времена не приходилось, поскольку карта постоянно перекраивалась и предпосылки для появления нации появились лишь во времена Российской империи, когда было, обеспечено нормальное функционирование экономики без войн, раздиравших территорию государства.

Тем не менее за прошедшие годы наука двигается вперёд, по какой причине есть ряд вопросов, не рассмотренных в работе И.В. Сталина, а именно: что такое культура и национальные культуры; взаимодействие наций и диаспор; вопросы самоуправления наций и диаспор; диаспоры, утратившие регион становления нации, которая их породила; становление общечеловеческой культуры, которой предстоит интегрировать в себя многонациональное человечество; биологическая основа национальных культуры, генетическое ядро нации и биологические отличия в целом; нация и цивилизация; эгрегориальные процессы и ноосфера в жизни человечества.

Как мы видим, спектр вопросов достаточно широк и рассмотреть его в рамках одной статьи практически невозможно, поэтому мы постараемся затронуть наиболее важные аспекты.

Определение нации как социального, исторически обусловленного явления, данное И.В.Сталиным, отличает нацию от народа как социального организма, проходящего на протяжении истории сквозь различные формы организации жизни культурно своеобразного (национального) общества в той или иной региональной цивилизации. Это различие явлений «нация» и «народ» видно и по тексту работы, в частности, когда в приведённом выше фрагменте И.В.Сталин пишет о грузинах как о народе, которому в определённый период его истории феодальная раздробленность не позволяла сплотиться в нацию в том смысле, как этот термин определил И.В.Сталин. Но определения, чем нация отличается от племени или народа, И.В.Сталин не даёт, вследствие чего нация, народ, этнос даже в научном лексиконе воспринимаются как синонимы — почти полные эквиваленты, не говоря уж об обыденном понимании этих слов в широких слоях общества

То обстоятельство, что отечественная социологическая наука до настоящего времени не осветила эту проблематику адекватно, — один из показателей того, что на протяжении всего прошедшего времени она графоманствует, паразитируя сначала на ленинско-сталинском идейном наследии, а после краха СССР — на буржуазно-либеральном общезападном идейном наследии, также не дающем основы для успеха политики гармонизации национальных взаимоотношений.

Отсутствие адекватного освещения упомянутой выше проблематики социологической наукой СССР — одна из причин, по которой процесс становления новой исторической общности, получившей название «советский народ», прервался, а национальные конфликты в целенаправленном уничтожении СССР внешнеполитическими силами сыграли, далеко не последнюю роль. И это же — одна из угроз территориальной целостности постсоветских государств и благополучию народов их населяющих.

Фашизм – не национализм

Фашизм – это уже не философская концепция, а государственный строй. Это – шовинизм, обретший статус официальной идеологии и социальной практики. И перебравшийся из книг в конституцию и законодательство. Характерна особенность государства с фашистской идеологией – отсутствие возможности демократического выбора, власть, представленная одной партией, которой руководит даже не лидер — вождь. Никаких прав человека — только государство, только «винтики огромной машины». Насилие и террор становятся не только допустимым, но и желательным, одобряемым способом борьбы с инакомыслием, а война – вполне приемлемым способом решения межгосударственных и межнациональных конфликтов. Это – определение, которое дает классическая Большая Советская Энциклопедия. Всем, кто полагает, что русский или украинский национализм должен выглядеть именно так, неплохо бы перечитать этот раздел книги. Возможно, они и не изменят своих убеждений, но хотя бы перестанут обманывать окружающих, называясь патриотами и националистами. Увы, это всего-навсего фашизм.

Национализм

Правые националисты и ЕС

Украинские националисты создали Правый сектор для того, чтобы все приверженцы этой идеологии смогли объединиться в группу. Это база для того, чтобы те, кто придерживался правой позиции, смогли совершить национальную революцию для свержения прежнего порядка, который они считают режимом внутренний оккупации. И в этом случае основная цель – национальная революция. Вопрос вступления Украины в ЕС для националистов этой страны не является главным, и Правый сектор не против подписания ассоциации, так как в большей степени деятели этого течения согласны заключать любые нормальные торгово-экономические отношения с одной страной или с группой стран.

Национализм

Но с другой стороны украинские националисты не могут одобрять интеграцию в действиях, то есть поддерживать вступление Украины в ЕС. Это объясняется тем, что Евросоюз – это образование не по национальному признаку. Здесь нивелируются любые расы, входящие в состав ЕС. А для националистов такая позиция недопустима, так как в этом случае понятие нации как таковой полностью стирается.

Причины возникновения национализма

В сложные исторические периоды к группам и партиям националистов примыкают толпы относительно «холодных» людей, если видят среди них харизматичного, способного к объединению масс, лидера.

Во времена, когда гражданское самосознание достигает определенной кульминации, но не происходит никаких улучшений, возвращаются к национализму, от которого отказались в предыдущую эпоху.

Иногда не остается другого способа для объединения населения, чтобы стремиться к достижению общих целей, несмотря на различие интересов и расслоение общества.

Людей, возводящих общее наследие, национальные традиции и традиционные ценности в ранг поклонения, часто называют националистами или даже нацистами.

Нередко в отдельно взятой стране подобная политика нагнетается пропагандой в СМИ. Но бывает, что это «видят со стороны» (из другой страны), разжигая неприязнь и конфликты между народами.

Но сами массы не усматривают в собственном патриотизме ничего крайне националистического.

Люди, работающие на разжигание конфликтов, часто не могут найти другой причины, чтобы наращивать враждебное настроение к гражданам соседних стран или в отношении какого-то этноса внутри государства.

Поэтому поиски крайне правых националистов, выдаваемых на «нацистов», становятся их целью.

Справедливости ради стоит заметить, что «раскапывание старых скелетов в шкафу» может действительно спровоцировать подобные настроения.

Внешняя пропаганда может создать настоящую платформу для формирования самосознания определенного этноса на почве национализма и забытых идолов прежних времен.

Упадок национализма

Классовая теория конца XIX века стала серьезным конкурентом национализму. И Маркс, и Ленин писали, что национальная идея – это яд, которым буржуазия отравляет сознание широких масс, чтобы те забыли о своих истинных врагах – капиталистах-угнетателях. Марксизм выдвинул лозунг интернационализма и космополитизма в пику привязанности к конкретному народу.

Еще один удар по национализму нанесли фашизм и нацизм. Радикальные формы национализма первой половины XXвека дискредитировали всю эту идею. В Италии и особенно в Германии о нации и народе с тех пор стало неудобно говорить. В XIX веке формирование национальных государств было шагом вперед, но во второй половине XX века национализм стал тормозить развитие стран.

Казалось, что в мире национализм отходит на второй план, уступая интеграции и глобализации. Если раньше национальные различия подчеркивались, то сегодня их стараются скрыть. Национализм остается уделом фанатиков, не имеющих другого повода для гордости, кроме как данная при рождении принадлежность к какому-либо народу, думали многие.

Однако правый поворот во многих странах последних лет, избрание президентом США Дональда Трампа, а Бразилии — радикального националиста Жаира Болсонару заставило многих усомниться в том, что национализм ушел навсегда. Сегодня он поднимает голову и в таких странах, как Украина, Польша или Израиль.

Кто такие русские националисты

Националисты России – это те люди, которые стремятся продвигать пророссийскую точку зрения, выдвигая на первое место интересы своей страны с интересами русской нации в целом. Они выступают за то, чтобы Россия в первую очередь была тем государством, которое выражало бы интересы своего народа как образующего государство. Если задуматься над вопросом, кто такие националисты в России, то можно ответить следующим образом. Это люди, которые занимаются пропагандой русского национализма и способствуют обеспечению режима, наиболее благоприятного для своих соплеменников. При этом конфликт может происходить по таким спорным темам, как белые и красные, атеисты и верующие, язычники и православные, и так далее. Борясь против русофобии, националисты могут объединяться с государственными деятелями, но последние в основном не одобряют разделения людей по этническому признаку.

Ссылки[править | править код]

  • Национализм в каталоге ссылок Open Directory Project (dmoz).
  • Антирусский национализм — Государственный национализм
  • Егор Холмогоров Сепаратизм и опричнина
  • Nationalism.org — Современный русский национализм.
  • Дугин А. «Апология национализма». Статья описывает некоторые особенности русского национализма.
  • ВладиМир О Русском Национализме. Статья из сборника «Русскому Супернационалисту»
  • Радикальный национализм в России и противодействие ему в 2005 году. Ежегодный отчёт информационно-аналитического центра «СОВА». Часть 1 и Часть 2.
  • Игорь Кон «Психология предрассудка» — подробный материал о социально-психологических корнях основы национализма — этнических предубеждений
  • Радикальный украинский национализм

История[править | править код]

Национализм зародился в конце XVII века и противопоставил феодальной преданности монарху, хозяину или религии преданность государственному образованию на основе этнической или языковой принадлежности. Дальнейшее распространение этой идеологии было тесно связано с подъёмом освободительных движений. Вначале в Англии, затем (в конце XVIII века) в Америке и во Франции, произошли значительные изменения в политическом устройстве государства, которые воспринимались как общенародное завоевание (см. также статью ). Каждая из этих наций рассматривала себя как источник идеи свободы для всего мира, что до сих пор является важным элементом в их национальных самоидентификациях. Согласно принятой западными историками точке зрения, национализм сыграл ключевую роль в развитии либерализма.

Если органический национализм конца XVIII века делал акцент на широко понимаемом культурном единстве населения страны, на протяжении XIX века всё большее влияние стал приобретать этнический национализм. Его сторонники считают, что национальное единство основано на общем этническом происхождении и что те, кто имеют иное происхождение, не могут по своей природе быть частью национальной культуры. Со временем это течение вобрало в себя многие элементы ксенофобии и расизма.

Поражение нацизма во Второй мировой войне привело к дискредитации крайних форм национализма и кризису этнического национализма в целом, хотя в странах третьего мира он продолжал играть значительную роль и способствовал распаду колониальной системы.

Зарождение российского национального самосознания

Национализм в России как явление, вполне себя осознающее, возник в 18 веке. Ведь для его появления необходим непосредственный контакт культурно равнозначных этносов. До 18 века Россия существовала достаточно уединенно, если так можно сказать о целой стране. Огромные территории и культурная автономия делали ее вполне самодостаточной. Европейцы, как и жители востока, были здесь гостями редкими и экзотическими. Но Петр I, первый российский правитель, задумавшийся о европейской интеграции, если и не вполне справился с поставленной задачей, то хотя бы изменил привычные патриархальные устои. Немцы, голландцы, англичане на улицах российских городов уже никого не удивляли, да и сами россияне стали привычными гостями в Европе. Позже пришла мода на все французское, в том числе и на французских философов.

Национализм

Национализм в России

О русском национализме сегодня считает своим долгом подискутировать всякий уважающий себя гражданин, вне зависимости от понимания сути понятия. Между тем эта идеология, в центре которой стоит тезис (что это такое?) о ценности русской нации, может представать в неодинаковом свете.

Национализм

В России национализм появился во второй половине XVIII века, с течением времени развиваясь и видоизменяясь. Впервые развели по разные стороны баррикад государственный патриотизм и русский национализм декабристы, превратив последний в оружие против самодержавия (это что?), переставшего отвечать народным интересам.

«Русскую идею» продолжили славянофилы и так называемые «почвенники» (в их число входил Ф.Достоевский). Государственной трактовкой этой идеологии стала теория официальной народности, сформулированная в девизе «Самодержавие, православие, народность».

В середине 19 века появился лозунг «Россия для русских», ставший сегодня предметом острой критики и дискуссий. Его авторство приписывается нескольким людям: императору Александру III, черносотенцу Владимиру Грингмуту и генералу Скобелеву.

Национализм

В начале XX века стали появляться националистические общественно-политические организации: «Русское собрание», «Союз русского народа», «Русский народный союз имени Михаила Архангела», и тому подобные.

После перехода власти к большевикам русский национализм потерял возможность развиваться на Родине и стал предметом осмысления в эмиграции (что это такое?). В советскую эпоху националистические идеи были не в почете, однако есть мнение, что концепция «советского народа», продвигаемая в брежневские времена, приближалась к ней.

Национализм

Государства, получившие вожделенную самостоятельность, нуждались в идеологическом обосновании своей легитимности, и националистическая идеология оказалась весьма кстати.

Активизировался национализм и в современной России. Так, итогом массовых стычек местных жителей и армян, происходивших в июле 2002 года в Подмосковье, стало образование Движения против нелегальной иммиграции (ДПНИ), «исповедующего» радикальный русский национализм.

Слова «Россия для русских» были выбраны им в качестве девиза, после чего этот лозунг оказался окончательно дискредитированным и попал в разряд экстремистских. ДПНИ проводит массовые мероприятия, является одним из организаторов «Русских маршей» (шествий и митингов националистического толка в разных городах России и СНГ, приуроченных ко Дню народного единства).

Национализм

В начале 21 века волну национализма вызвал рост трудовой миграции. В 2006 году в карельском городе Кондогопа произошел конфликт, спровоцированный убийством двух местных жителей выходцами из Чечни и Дагестана. Слово «кондопога» стало нарицательным для обозначения подобных конфликтов в современной России.

Национализм

В 2007-м выпуски новостей пестрели сообщениями о столкновениях между молодежными националистическими группировками и гастарбайтерами-таджиками, происходившими в Ленинградской области.

В чем суть национализма

Национализм часто путают с нацизмом и ультраправым радикализмом, что в корне неверно. Эти течения базируются на разной идеологии, имеют специфическую атмосферу, витающую в воздухе.

Эта идеология охватывает широкие массы, небезразличные к своей нации, стране и территории.

Корни национализма – в патриотизме. Его адепты пропагандируют безусловную любовь к своей стране и ее титульной нации.

По сути, их цель – воспитание уважения к самобытности своего народа и его прошлому. Чаще всего националисты отстаивают интересы определенного этноса, когда есть признаки ущемления по языковому и этническому признаку.

Националисты, в широком смысле – люди, ставящие на первое место благополучие страны и процветание определенного этноса. Но они стремятся этого достичь разными методами, иногда шокирующими.

Поэтому в среде националистов выделяют свои разновидности:

  • умеренных;
  • радикальных;
  • крайне правых (граничащих с нацизмом), отличающихся нетерпимостью к другим этническим группам.

Данная политическая идеология находит своих приверженцев не только среди «пассионарных» (возгревающих свои идеи) граждан.

Часто в этом явлении нет ничего опасного, хотя журналисты любят делать на этом свои «сенсации», отвлекая широкие массы от насущных проблем.

Примечания

  1. Greenfeld L. The formation of the Russian national identity: the role of status insecurity and ressentiment // Comp. Stud. Soc. Hist. 1990. Vol 32, No. 3. P. 549.
  2. Напротив, представители царской династии и аристократическая элита часто гордились своими иностранными высокородными корнями.
  3. Цвілюк С. А. Українізація України. Тернистий шлях національно-культурного відродження доби сталінізму. «Маяк», Одесса, 2004 ISBN 996-587-115-3
  4. Verdery K. What Was Socialism, and What Comes Next? Princeton: Princeton Univesity Press., 1996.
  5. Паин Э. А., 2003.
  6. Русские: Энциклопедические очерки / Под. ред. Ю. В. Арутюняна и др. М., 1992. С. 415.
  7. В России не могут быть созданы «русская», «чукотская», «православная» или, допустим, «буддистская» партии. Такое решение принял Конституционный суд (КС) в 2004 году, признавший соответствующей Основному закону норму закона «О политических партиях», запрещающую их организацию по национальному, религиозному и профессиональному признакам. Их создание, по мнению КС, «может привести к приданию доминирующего значения этнической идеологии» и «открыть путь религиозному фундаментализму».
  8. Гудков Л. Русский неотрадиционализм и сопротивление переменам // Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ / Под ред. В. С. Малахова и В. А. Тишкова. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2002. ISBN 5-201-13747-4 °C. 132—133.

Национализм в современной России[править | править код]

В современном русском языке наиболее употребительное значение слова «национализм» отличается от описываемой в данной статье идеологии и по смыслу приближается к шовинизму и ксенофобии. Оно имеет выраженный негативный оттенок и делает акцент на превосходстве своей нации, национальном антагонизме и национальной замкнутости. Это связано, с одной стороны, с тем, что Россия практически не знакома с идеологией национализма, а с другой стороны, с намеренным искажением принятого в мире значения этого термина царским и советским режимами. Следствием является подмена терминов, которую в своих целях используют как противники национализма, так и сторонники национального антагонизма.

По поводу взаимоствязи национализма и фашизма — применительно к СССР и России — продолжаются споры. Одни полагают, что благодаря отсутствию национализма в СССР (в силу либо его подавления режимом, либо культурных традиций), идеология фашизма также не получила распространения. Другие считают, что сталинский режим включал элементы шовинизма и расизма. Существует также точка зрения, что национализм был свойствен большевикам с самого начала и что Октябрьская революция 1917 г. была сродни национально-освободительной борьбе, отвергнув старый режим как если бы он был инородным.

В современной науке отмечается, что понятие национализма, как и понятие нации, чрезвычайно трудно для определения и вызывает множество разногласий.

В общем виде можно выделить три основных подхода к проблеме национализма:

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век
В начале всего было слово 
(5/1)
Достаточно общая теория управления (редакция 1991 года) 
(5/2)
СС- модераторы и Положительное мироощущение 
(5/2)
В начале всего было слово 
(5/1)
Детали разговора Черчилля о ядерной бомбардировке СССР 
(5/1)
Основы государственной власти 
(4/1)
Диалектика в жизни и теории 
(2/1)
Концепция общего благоденствия (КОБ-2) 
(1/3)
Образ будущего — Платократия! Будущее России! 
(1/2)
О деятельности Фонда концептуальных технологий «Алтай» после 18.06.2018 года 
(5/11)
Как тесты конкурса «Лидеры России» отбирают либералов с нужным мышлением 
(5/8)
У Щетинина теперь все законно 
(5/7)
Рабы пока немы: ОПГ против Глобального Родителя 
(5/7)
О создании фильма «Час Быка» 
(5/7)
Россия на взлёте, народ на излёте.. Москва – столица Всемирной Хазарии? 
(5/7)
Объяснятина вместо наделения Мерой, это признак управленческой безграмотности 
(5/6)
Где широкое плечо Большого Брата? 
(5/6)
Чисто чтобы не забыть, первыми в космос вышли русские 
(5/110)
Центральный банк России работает на её уничтожение 
(5/64)
Ну, за самодержание!… 
(5/64)
7 советов от гениального врача Николая Амосова . 
(5/57)
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына: отчёт «победителям»? 
(5/52)
Другой взгляд на пенсионный вопрос или какое государство нам нужно 
(5/50)
Самые яркие примеры смекалки у советских солдат 
(5/46)
Смотрите ж: всё стоит она! 
(5/38)

Литература[править | править код]

  • Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 г. // Пер. с англ. — СПб.: Алетейя, 1998. — 306 с.
  • Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. — М.: Канон-Пресс-Ц, 2001. ISBN 5-93354-017-3.
  • Геллнер Э. Нации и национализм. — М.: Прогресс, 1991.
  • Нации и национализм / Б. Андерсон, О. Бауэр, М. Хрох и др.; Пер. с англ. и нем. — М.: Праксис, 2002. — 416 с. ISBN: 5-901574-07-9
  • Балибар Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности. — М.: Логос-Альтера, Ессе Homo. 2003. — 272 с. ISBN 5-81630-058-Х
  • Леонтьев К. Национальная политика как орудие всемирной революции
  • Леонтьев К. Плоды национальных движений на православном Востоке
  • Леонтьев К. Культурный идеал и племенная политика
  • Паин Э. Между империей и нацией. 2-е изд., доп. — М: Новое изд-во. 2004. — 248 c. ISBN 5-98379-012-9