Мумии египта

Фильмы студии Hammer (1959—1971)

В 1959 году британская студия Hammer Film Productions начала выпуск собственных фильмов о проклятой мумии:

Проклятье фараонов (The Mummy), 1959 года. Действие картины происходит в 1895 году. В главных ролях снялись Питер Кашинг и Кристофер Ли в роли Хариса. Сюжет фильм основан на сценарии двух фильмов студии Universal — Рука мумии и Гробница мумии.

Проклятие гробницы мумии (The Curse of the Mummy’s Tomb), 1964 года. Дикки Оуэн сыграл роль мумии Ра-Антефа.

Саван мумии (The Mummy’s Shroud), 1966 года. Эдди Пауэлл сыграл роль мумии Према.

Кровь из могилы мумии (Blood from the Mummy’s Tomb), 1971. Фильм основан на романе Брэма Стокера 1903 года под названием Жемчужина семи звёзд (англ. The Jewel Of Seven Stars). Валери Леон сыграла принцессу Теру и её инкарнацию — Маргарет Фахс.

Живые божества

Носителем верховной всеобъемлющей власти в Египте в те далёкие времена являлся фараон. Ему беспрекословно подчинялись все государственные чины в этой стране, а также множество рабов. В непогрешимости верховных правителей Египта сомневаться было нельзя. А за неподчинение его воле грозила смерть или вечное рабство. Эта фигура носила в государстве сакральный смысл, а жрецы доносили его волю до народа путём магических обрядов. Считалось, что близость фараона к небесным богам обеспечивает благополучный разлив Нила и гарантирует плодородие почвы, а значит, и успешный сбор урожая, следовательно, жизнь и здоровье всех граждан в стране. Верховный правитель считался ипостасью бога, материализовавшегося в теле человека. Он был посредником между небесным духом и земной грубой материей

Естественно, что мумиям фараонов уделялось особое внимание и предавалось небывалое значение

Мумии египта

№7. Первый шаг мумификации имеет важное значение для предотвращения разложения.

Египетский процесс мумификации был настолько эффективным, что даже через 5000 лет мы все еще можем понять, как выглядел человек, изучая его / ее мумию. С другой стороны, не мумифицированному телу требуется несколько часов после смерти, чтобы начался процесс разложения, и требуется несколько месяцев, чтобы плоть полностью распалась, оставив только остаточный скелет. Первая стадия разложения после смерти известна как аутолиз. Также известный как самовосстановление, автолиз — это процесс разрушения клетки под действием ее собственных ферментов. Этот процесс начинается сразу после смерти, и внутренние органы, такие как кишечник, очень быстро автолизуются, так как они содержат пищеварительные ферменты, которые способствуют пищеварению. Первый шаг мумификации по удалению внутренних органов, таким образом, необходим для прекращения разложения.

№10. Первая известная техника мумификации была разработана Чинчорро.

Процесс мумификации настолько тесно связан с древнеегипетской культурой, что слово мумия стало синонимом Древнего Египта. Тем не менее, процесс мумификации проводился на каждом континенте на планете различными культурами. Древнейшие известные мумии мира были созданы маленькими рыбацкими общинами, известными как Чинчорро. Обитая в тихоокеанском прибрежном районе современного северного Чили и южного Перу, Чинчорро использовал другую технику мумификации. Они удаляли плоть мертвых тел; высушили кости горячим пеплом; повторно наносили на кожу; и дополняли при необходимости кожей морского льва или пеликана. Мумификация была осуществлена ​​несколькими другими культурами, включая инков и ацтеков из доколумбовой Америки; народ маори Новой Зеландии; гуанчи, населявшие Канарские острова в современной Испании; и народ Ибалои на севере Филиппин.

Происхождение слова «мумия»

Впервые слово «мумия» появляется в европейских языках (в византийском, греческом и латинском) около 1000 года. Происходит оно от персидского слова mum (воск). Словом mumia арабские и еврейские средневековые лекари обозначали специальное лекарство. Арабский врач ибн Бетар в VII веке писал о «веществе мумия», которое происходит «из страны Аполлонии». Там оно снисходит с водными потоками со «светящихся гор». На берегу оно затвердевает и приобретает запах дёгтя. Он же говорит, что ещё вещество «мумия» можно извлечь из черепов и желудков древних египетских покойников.

В действительности, в средневековье арабские и еврейские торговцы добывали из египетских гробниц древние мумии, разрывали их на небольшие кусочки (перетирая затем в порошок) и продавали как лекарство. Это лекарство можно было найти практически в каждой аптекарской лавке Европы вплоть до Нового времени. Считалось, что лекарство мумия хорошо помогает при лечении ушибов и ран, часто продавалось как панацея. В XVI веке Мишель Монтень заклеймил данную практику как разновидность каннибализма. С нехваткой настоящих мумий аптекари часто мошенничали, используя подделки из трупов нищих, жертв эпидемий и мертворождённых детей. Даже в 1912 году немецкая фармацевтическая фирма «Мерк» предлагала в своём каталоге «настоящих египетских мумий».

Постепенно название лекарства стало распространяться и на тела, из которых его «добывали», то есть непосредственно на мумий в нашем понимании этого слова. Также в русском языке закрепился другой вариант употребления этого арабского слова: мумиё — название лекарственной смолы, не связанной с мумиями.

Сами древние египтяне называли мумии «саху» (транслит.: sAhw).

Пирамиды

Эти величественные сооружения строились как дома фараонов, где они призваны были обитать после смерти. Первые аналоги пирамид появились ещё во времена ранних династий фараонов. Внешне они представляли собой каменные сооружения, возвышающиеся над поверхностью земли, а вглубь неё внутри вырывались погребальные камеры. Поначалу подобные строения напоминали трапециевидные скамьи, за что по прошествии веков были названы арабами «мастаба». Но позднее стали принимать другие формы, всё более походя на пирамиды, поэтому и именовались соответственно. Общее количество подобных строений в Египте составляет 118 штук. Правда, не все они, как считается, имели погребальное значение.

Мумии египта

Возникновение мумифицирования в Египте

Обряд мумифицирования покойного был известен в Египте с очень древних времён. До недавнего времени полагали, что наиболее ранние искусственно мумифицированные тела — это находки из раннединастических (примерная датировка периода: 3000—2600 гг. до н. э.) некрополей Абидоса, Саккары и Тархана. Однако, археологические раскопки сезона 1997 года англо-американской экспедиции в Иераконполе позволили удревнить начало мумифицирования в Египте. Археологи обнаружили несколько неповреждённых женских захоронений. Их головы, шеи и руки были завёрнуты в лён и рогожу. Сопровождаемый погребения инвентарь исследователи смогли датировать периодом культуры Накада-II (примерно 3600 г. до н. э.). Некоторые учёные по косвенным данным ещё более удревняют начало процесса мумификации. Так, например, австралийский египтолог Яна Джонс полагает, что мумифицирование применялось уже в эпоху бадарийской археологической культуры, то есть примерно в 4500—4100 гг. до н. э. Хотя, как замечает сама исследовательница, здесь трудно говорить о том, было ли обматывание тела умершего просто погребальным ритуалом или это всё-таки именно мумифицирование.

Процесс мумификации

По древнеегипетским источникам трудно реконструировать этапы процесса мумификации. Здесь сообщения античных авторов — Геродота, Плутарха, Диодора и некоторых других. Письменные источники дополняются исследованиями самих мумий.

Тела умерших отдавали на обработку бальзамировщикам. Во времена античных путешественников процесс мумифицирования уже довольно сильно деградировал в сравнении с искусством бальзамирования времён Нового царства, но и этого египтологам хватает, чтобы реконструировать процесс.

Геродот говорит, что бальзамировщик предлагает родственникам умершего несколько способов мумификации, а те, исходя из своего финансового состояния, выбирают наиболее приемлемый. После того, как обговорены все условия, мастера принимаются за работу:

Это первый, наилучший способ бальзамирования в описании Геродота. Второй, более дешёвый, представляет собой следующее:

Третий же способ, предназначенный для бедняков, и того проще: «В брюшную полость вливают сок редьки и потом кладут тело в натровый щёлок на 70 дней. После этого тело возвращают родным» (Геродот, 2.88).

В разных источниках даются разные продолжительности бальзамирования. Геродот, например, отводит для всего процесса 70 дней. Египетские источники также не дают исследователям однозначного ответа относительно сроков бальзамирования: то 121 день, то 96 дней, а есть примеры того, что бальзамирование длилось 70—80 дней, а на погребение уходило до 10 месяцев.

Диодор, посетивший Древний Египет около 40 до н. э., подтверждает сведения Геродота о различных способах мумифицирования, кроме того, некоторые его данные дополняют сообщение отца истории. Так, например, мы узнаём, что процесс мумификации выполнялся не одним «мастером» (так его называет Геродот), а целым коллективом.

Сначала, согласно Диодору, главный писец осматривал тело и с левой стороны в области паха делал пометку, где необходимо будет сделать разрез. Затем другой бальзамировщик (Диодор называет его парасхист — вспарыватель), делает надрез в указанном месте. Затем приступают другие мумификаторы. Один из них засовывает руку в сделанный парасхистом разрез, выкладывает оттуда все органы, за исключением сердца и лёгких. Пока он дочищает полость покойника, другие берут извлечённые органы и промывают их пальмовым вином и бальзамом. Затем всё тело обрабатывается кедровым маслом, корицей, миррой и другими средствами бальзамирования. При этом Диодор замечает, что покойник сохраняет свои прижизненные черты лица. В его время многие египтяне хранили своих мёртвых родственников дома, и, так как они хорошо сохранялись, любовались ими.

Канопы

Основная статья: Канопы

Канопы — схема: четыре сына Гора слева направо — это Имсет, Дуамутеф, Хапи и Кебексенуф

Канопы, фото Nina Aldin Thune

Органы, извлечённые из трупов не выбрасывались и не уничтожались. Они тоже сохранялись. После извлечения органы промывались, а затем погружались в специальные сосуды с бальзамом — канопы. Всего каждой мумии полагалось по четыре канопы. Крышки каноп, как правило, были украшены головами четырёх богов — сыновей Гора: Хапи, имеющий голову бабуина; Дуамутеф, с головой шакала; Квебехсенуф, имеющий голову сокола, и Имсет с человеческой головой. В определённые канопы помещались определённые органы: Имсет хранил печень, Дуамутеф — желудок, Кебексенуф — кишечник, а Хапи вмещал в себя лёгкие.

№1. Мумификация проводилась с целью помочь телу воссоединиться с душой после смерти.

Древние египтяне твердо верили в загробную жизнь. Они думали, что после смерти ба (дух) покинет тело; но только временно. Затем ба периодически возвращался к останкам, и для успешного воссоединения тело должно было быть целым. Это воссоединение стало началом путешествия в загробную жизнь, которая была наполнена многочисленными трудностями. Таким образом, мумификация была необходима для сохранения тела, чтобы оно могло воссоединиться с духом и начать загробную жизнь. Не было никаких ограничений на то, кого можно мумифицировать, но, поскольку процедура была дорогостоящей, она была недоступна многим простым людям. Первоначально древние египтяне хоронили своих мертвецов в засушливой пустыне. Это позволяло горячему сухому песку обезвоживать тела, что привело к естественному мумификации. Умышленное мумификация стала частью египетской культуры еще в 2800 году до нашей эры, и со временем были разработаны сложные методы мумификации.

Мумии египтадух смерти «Ба»

№6. Древние египтяне также применяли свою технику мумификации на животных.

После того, как мумия была подготовлена, священник проводил церемонию открытия рта, чтобы мумия могла дышать и говорить в загробной жизни. Чтение молитв и сжигание благовоний, а так же проведения еще большего количества ритуалов помогало подготовить тело к его последующему путешествию. Затем мумия запечатывалась в ее могиле вместе с мирскими благами, которые, как считалось, помогали ей в загробной жизни. Большинство гробниц были заполнены повседневными предметами, такими как посуда, украшения, еда и напитки. Любимые питомцы часто мумифицировались и помещались вместе со своими хозяевами. В гробницах мумий были обнаружены все виды животных, от мумифицированных мышей до 18-футового крокодила. Более миллиона мумий животных были найдены в Египте. Многие из них являются кошками, так как считались священными в египетской религии.

Мумии египтамумификация животных

Пятиминутка реальности[править]

Для египетской мифологии восстающие из гробниц мумии не просто нехарактерны — это нонсенс.

Да, грабители захоронений совершали святотатство и (теоретически) должны были поражаться начертанными на стенах склепов проклятиями, гневным взором Ра и тому подобной чертовщиной, но сама мумия оживать не может по определению: в ней нет большей части души, которая находится в загробном мире и вернуться неспособна.
Погребальный культ у египтян действительно предполагал поклонение умершим через уход за их останками, но целью поклонения были не сами по себе мумии, а целый комплекс из физического (бренного) и духовного (священного) тела, сердца, души, имени и других важных с точки зрения их религии сущностей. Почитаемые покойники в ответ помогали своим потомкам, влияя на богов и принося им удачу, но никак не вылезая с завыванием из саркофага.

Нелепый образ ожившей мумии, замотанной вместо широких полотнищ в какие-то больничные бинты — явление чисто европейское, навеянное местными представлениями о живых мертвецах, и происходит из страшных рассказов конца 19 века. В 20 веке к этому подключился ещё и кинематограф.

Что такое мумия

Древние египетские мумии хранят в себе множество тайн и загадок. Они демонстрируют бессмертиефараонов, знания и умения древних жрецов и врачевателей.

Все мы знаем о проклятии Тутанхамона или мумии Имхотепа (который был большим ученым, архитектором и врачом) благодаря культовым фильмам и публикациям в СМИ. Но что такое мумия? Чем отличается мумифицирование от бальзамирования? Что так пугает и впечатляет исследователей древних захоронений? Зачем усопших в Египте подвергали этой процедуре? На все эти вопросы мы попытаемся найти ответ.

Мумия — это труп человека, обработанный специальными средствами, составами и маслами с применением древних техник и методов, для сохранения оптимальных условий, чтобы остановить у трупа развитие разложения. Само слово «мумия», как утверждают ученые, обозначает специальную смолу, разновидность битума, которую, по мнению большинства исследователей, использовали для обработки тела усопшего.

Мумификация имеет ряд отличий от бальзамирования. Если в первом случае тело умершего обрабатывали специальными снадобьями и высушивали, то во втором варианте основной задаче было приостановить процессы разложения тканей и оставить тело в максимально приближенном виде к тому, которое имел человек при жизни.

№3. Удаленные внутренние органы были либо запечатаны в банках, либо заменены в теле.

Отверстия для удаления внутренних органов заполнялись бельем. Удаленные внутренние органы хранились отдельно. Желудок, печень, легкие и кишечник помещали в специальные банки, известные сегодня как банки с канопой. Дизайн банок-купе со временем менялся. У некоторых есть простые крышки; некоторые изображают человеческие головы; на некоторых есть обложки с изображением головы Анубиса, бога смерти и бальзамирования; а некоторые изображают четырех сыновей бога Гора, которые являются стражами органов в банках. Банки с канопами подлежали захоронению вместе с мумией. В более поздних египетских династиях внутренние органы не помещались в банки, но вместо этого они были обработаны, обернуты и заменены в теле покойного. Тем не менее, канопические банки все еще оставались частью ритуала и подлежали захоронению вместе с мертвыми, хотя и пустыми.

Мумии египтабанки с канопой

Путешествие в загробный мир

Для того чтобы покойный имел возможность преобразиться в потустороннем мире, необходимо было, как считалось, в точности соблюсти продуманный до тонкостей погребальный обряд. Здесь главное было — сохранить тело усопшего в целости и придать ему наилучший вид для загробного путешествия, ведь это была оболочка для души, именуемой этим народом Ка. Именно в ней усопшему предстояло предстать перед богами.

Что такое мумия? По сути – это обыкновенный человеческий труп, обработанный специальными маслами и хитрыми составами. Всё это делалось в строгом соблюдении техники мумифицирования и соответствующих условий, максимально замедляющих разложение тела усопшего. А секреты этого искусства передавались из поколения в поколение.

Также египетские мумии могли изготавливаться естественным образом. В этом случае тела умерших просто закапывались в раскалённый сухой песок на совсем небольшую глубину. А жаркий климат и отсутствие какой-либо влаги сами делали своё дело. Вскоре труп человека совершенно высыхал, превратившись в мумию. К такому способу захоронения обычно прибегали бедняки.

Мумии египта

Естественная мумификация

В ряде случаев тела умерших, находящиеся в условиях окружающей среды, препятствующих гниению (сухость, мороз, высокое содержание солей и т. п.), мумифицируются естественным образом. Так, мумифицируются погибшие на ледниках (в частности, альпинисты, чьи тела не смогли эвакуировать или не нашли). Иногда в ледниках и в вечной мерзлоте находят ледяные мумии, пролежавшие там много веков (Квадай Дан Синчи) или даже тысячелетий (Эци). Мумифицируются трупы, сохранявшиеся в торфяных болотах; в торфяниках Северной Европы найдено около тысячи так называемых «болотных тел», многие из которых имеют высокую степень сохранности мягких тканей (см., например, Человек из Толлунда, Девочка из Иде). Природной мумификации способствует также низкая влажность в месте захоронения (см. Таримские мумии, Принцесса Укока) и наличие консервирующих солей (см. Соляные люди).

Естественная мумификация иногда объявляется чудесной и приводит к религиозному поклонению останкам (см. Мощи).

Примеры естественной мумификации

  • Мумия из Нижней Туры. В 2009 году в городе Нижняя Тура работники коммунальных служб нашли мумифицированное тело мужчины, который умер в своей квартире почти 13 лет назад — в 1996 году. Так как родственников у него не осталось, а с соседями он не был в дружественных отношениях, то просто никто не придал значения его исчезновению, соседи решили, что он куда-то уехал. Сначала в 1999 году за неуплату отключили электричество, а в 2005 году суд заочно лишил мужчину права пользования жилым помещением и снял с регистрационного учёта.
  • В октябре 2003 года в заброшенном чилийском городке Ла Нория (исп. La Noria), который расположен в пустыне Атакама примерно в 56 км от городка Икике, была найдена небольшая мумия, так называемый Гуманоид Атакамы, которую из-за специфически удлинённого черепа некоторые считали мумией инопланетянина.

Бальзамирование

Так чем бальзамируют тело умершего и как это делали древнеегипетские умельцы?

Перво-наперво извлекали мозг (он, с точки зрения египтян, не имел большой ценности) и внутренности из тела. Потом останки обрабатывали натроном и погружали в концентрированную сухую соль. Далее тело омывали и высушивали под палящими лучами жаркого солнца, а освободившееся пространство внутри черепа заполняли битумом, смолой и льняными бинтами. Потом покрывали салом наружную часть. Внутренности погружали в ритуальные сосуды.

Большое значение уделялось восстановлению черт облика умершего. Для сохранения форм тела использовали набивочный материал и льняные прокладки. Богатых умерших золотили. Далее приступали к пеленанию мумий. Это был трудоёмкий процесс, который выполнялся шаг за шагом с особой тщательностью. Потом тело умершего оборачивали простынями, пропитанными соком акации, гипсом и смолой, покрывали штукатуркой и расписывали.

Мумии египта

Примечания

  1. The Mummy That Wasn’t, Cinescape (May 3, 1999).
  2. Hobson, Louis B. Universal rolls out new, improved Mummy, Calgary Sun (May 1, 1999).
  3. Slotek, Jim. Unwrapping The Mummy, Toronto Sun (May 2, 1999).
  4. Chase, Donald. What Have They Unearthed?, Los Angeles Times (May 3, 1999).
  5. Snead, Elizabeth. Updating A Well-Preserved Villain, USA Today (May 7, 1999).
  6. Argent, Daniel. Unwrapping The Mummy: An Interview with Stephen Sommers, Creative Screenwriting.
  7. Portman, Jamie. Mummy Unearths Horror, Humour, Ottawa Citizen (May 5, 1999).
  8. Braund, Simon. Equally Cursed and Blessed, Empire (July 1999).
  9. Jones, Alison. Great Excavations, The Birmingham Post (June 26, 1999).

Сюжет

В 1895 году британская группа археологов ведёт раскопки могилы египетской принцессы Ананка, умершей 4 000 лет назад, невзирая на предостережения религиозного фанатика Мехмета (Джордж Пастелл) о том, что после вскрытия гробницы они навлекут на себя проклятье. Учёные Стив и Джозеф пробираются в гробницу и решают вскрыть гробницу. В это время Джозеф отправляется наружу для того, чтобы сообщить о находке сыну Стива Джону (последний не может передвигаться из-за травмы ноги). Оставшись один, Стив осматривает гробницы и неожиданно становится жертвой нападения ожившей мумии. Услышав его крик, прибегает группа людей, которая видят лежащее тело Стива. Однако Стив не умер, но потерял рассудок и теперь говорит лишь о проклятии и ожившей мумии.

Спустя пять лет сын Стива Джон живёт в большом особняке, а своего умалишённого отца посещает очень редко. Однако вскоре его отца обнаруживают задушенным в своей комнате, а сам Джон становится свидетелем того, как ожившая мумия убивает учёного Джозефа. После этих событий Джон решает разобраться в обстоятельствах этих смертей вместе с прибывшим из Лондона инспектором Малруни. Вместе они выходят на след живущего неподалёку египтянина, оказавшегося тем самым Мехметом и предупреждавшим их о проклятии. Вскоре выясняется, что Мехмет оживил мумию бывшего возлюбленного принцессы Хариса (Кристофер Ли) и заставил её убивать ученых одним за другим и когда приходит очередь Джона Баннинга (Питер Кушинг) быть задушенным, мумия случайно убивает своего «хозяина». Когда за мумией начинает охоту полиция и вооруженные жители, она тонет в болоте.

Спин-оффы о Царе скорпионов

Помимо трилогии Стивена Соммерса про мумию также было снято несколько спин-оффов о Царе скорпионов, который впервые появляется в фильме Мумия возвращается:

Царь скорпионов (The Scorpion King), 2002 года. Действие происходит за 5 тысяч лет до событий фильма Мумия возвращается. Сюжет рассказывает о том, как он Матаес стал царём скорпионов. В главной роли снялся киноактёр Дуэйн «Скала» Джонсон.

Царь скорпионов 2: Восхождение воина (The Scorpion King 2: Rise Of A Warrior), 2008 года. Продолжение фильма, который является приквелом, то есть описывает события, предшествовавшие первой части.

  • Царь скорпионов 3: Книга мёртвых (The Scorpion King 3: Battle for Redemption), 2011. Картина вышла сразу на DVD и Blu-ray в 2011 году. Роль Матаеса исполнил актёр Виктор Вебстер.
  • Царь скорпионов 4: Утерянный трон (The Scorpion King 4: Quest for Power), 2015.

Царь скорпионов 5: Книга Душ (Scorpion King 5: Book of Souls), 2018

Трилогия Стивена Соммерса (1999—2008)

Первоначально планировалось, что ремейк будет больше походить на фильм ужасов и главным кандидатом на место режиссёра был Клайв Баркер. По задумке Баркера, главным героем картины должен был стать глава музея искусств, который также являлся членом тайной секты, пытающегося воскресить мумию. Предполагалось, что картина будет мрачным фильмом ужасов с элементами эротики. Кроме того, фильм должен был стать малобюджетным.

Однако студии Universal больше пришлась по душе история, рассказанная в сценарии Стивена Соммерса — в итоге он и снял фильм, сюжет которого был основан на классике, но не следовал ему дословно. Фильм вышел более разнообразным по жанру и включал в себя элементы фильмов ужасов, комедии и семейной приключенческой картины. Было использовано множество специальных эффектов и трюков. Фильм стал блокбастером и породил сиквелы про мумию, включая спин-оффы про Царя скорпионов.

Мумия (The Mummy), 1999 года. Действие происходит в 1923 году. Рик О’Коннелл — американский искатель приключений находит в пустыне Хамунаптру — город мёртвых. Три года спустя он возвращается на место своего открытия с очаровательной девушкой-библиотекарем Иви Карнэган и её братом Джонатаном. Иви случайно оживляет мумию жреца Имхотепа.

Мумия возвращается (The Mummy Returns), 2001 года. Действие происходит в 1933 году. Мумия жреца вновь воскрешена, и теперь Имхотеп охотится за Браслетом Анубиса, который случайно оказался на руке 8-летнего сына Рика и Иви, Алекса.

Мумия: Гробница императора драконов (The Mummy: Tomb of the Dragon Emperor), 2008 года. Действие происходит в 1946 году, и в центре внимания оказывается подросший Алекс, столкнувшийся с ожившей мумией императора Цинь Шихуанди (его роль сыграл Джет Ли).

Лекарство из мумий

Мумии египта

Мумии использовались в качестве лекарства от 400 г. н.э. до 19-го века. Концепция была основана на использовании природного битума, который, как полагали европейцы, египтяне использовали для мумификации.

Хотя, как выяснилось позже древние египтяне использовали смолу, которая имитирует битум и не приносит пользы для здоровья. На самом деле, смолу, употреблять было даже полезней, чем битум, который недавно был признан канцерогенным.

В средние века богатые покупали мумии и использовали их в качестве лекарства. Вера в то, что мумии полезны с медицинской точки зрения, сохранялась и в 1800-х годах.

Когда их было уж слишком тяжело достать, вместо них использовались обезвоженные тела преступников. Ведь это был очень прибыльный бизнес и надо было находить решение недостатку ресурсов.

Человеческие останки измельчали ​​и смешивали с медом для создания сладкого лекарственного сиропа. В некоторых случаях в истории люди мумифицировались в мёде, тем самым получая «сладкую мумию». Это делалось специально для того, чтобы превратить ее потом в лекарство, утверждая, таким способом можно вылечить любую болезнь.

Вот такое ужасное и крайне опасное лекарство использовали шарлатаны, которым необходимо было нажиться на больных людях.

Как делали мумий в древнем Египте?

Мумии египта

Благодаря многим методам изучения в течение многих десятилетий современные египтологи теперь имеют точное представление о том, как происходил процесс мумификации в древнем Египте.

Первым шагом было удаление всех внутренних органов у умерших, потому что они быстрее всего разлагаются. Затем специальные инструменты были вставлены через ноздри и в мозг, чтобы мозг был разбит на мелкие кусочки и вырван через нос.

Это была очень сложная операция, во время которой лицо можно было повредить и, следовательно, требовало значительных навыков. Затем делали шов на животе, обычно с левой стороны. Через него были удалены все органы тела, кроме сердца.

Сердце осталось на месте, так как считалось, что оно является центром мыслей и чувств человека. Таким образом, было неразумно отделять его от тела. Хотя остальные органы не выбрасывались их складывали в специальные канопы и так же бальзомировались

После приготовления тело засыпали так называемым «натроном» — это соль, она нужна, чтобы удалить всю влагу из организма. Кстати, на протяжение всего этого длительного и трудоемкого процесса, священник читал молитвы.

В конечном итоге, тело умершего, оборачивали огромным количеством ткани, а слоя ее скрепляли смолой, чтобы лишнего ничего не портило тело. Весь процесс занимал примерно 70 дней, но точно никто не знает.