Стиль модерн в искусстве 20 века

Модерн в Энциклопедическом словаре:

Модерн — (франц. moderne — новейший — современный) («ар нуво»,»югендстиль»), стилевое направление в европейском и американском искусствекон. 19 — нач. 20 вв. Представители «модерна» использовали новыетехнико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразныйархитектурный декор для создания необычных, подчеркнутоиндивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единомуорнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Х. ван де Велде вБельгии, Й. Ольбрих в Австрии, А. Гауди в Испании, Ч. Р. Макинтош вШотландии, Ф. О. Шехтель в России). Изобразительное и декоративноеискусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибкихтекучих линий, стилизованный растительный узор.

Образование

В начале XIX века мир приходит в движение. Все структуры, институты и профессии находятся в состоянии чрезвычайной подвижности. На эту ситуацию неопределенности ответом становится появление в обществе модерна либеральной модели образования.

Отцу современного университета Вильгельму фон Гумбольдту принадлежит знаменитая фраза о том, что образование — это гармоническое развитие всех способностей (это необходимо потому, что в ситуации неопределенности никто не может знать заранее, какие из этих способностей пригодятся). Причем эта образовательная задача реализуется на протяжении всей жизни, поэтому lifelong learning — тоже не исключительно современная особенность

В системе образования по Гумбольдту важно не обрастать энциклопедическими знаниями, а развивать то, что сегодня мы называем компетенциями

При этом образование состоит не только в свободе, но и в разнообразии опыта и должно заканчиваться деятельным преображением мира.

Декор и текстиль

Изначально стиль был декоративен сам по себе, отказ от излишних украшений произошел уже в наше время. Обилие декора внутри комнат разнится в зависимости от принадлежности дизайна к раннему или позднему модерну. Растительные, животные мотивы, изображения изящных человеческих фигур можно встретить в украшении стен, на воздушных перилах лестниц, в обрамлении окон. Декором могут являться белые, резные межкомнатные двери, арки с витражными вставками, камины в окружении гипсовой растительности или античных фигурок.

Часы, посуда, вазы, статуэтки, подсвечники, резное зеркало – все подойдет данному стилю, главное, чтобы украшения выглядели дорого и не содержали искусственных материалов. В качестве текстиля используют диванные подушки разных цветов из плотного шелка и хлопка. В спальне покрывало на кровати может совпадать с приятной драпировкой изголовья. Окна завешивают плотными шторами в тон интерьера.

Стиль модерн в искусстве 20 века

Интерьер

Модернизм предполагает использование самых передовых идей в разработках интерьеров зданий. Приветствуется применение стекла, пластика, металла. Основная черта – чёткая геометричность пространства.

Стиль модерн в искусстве 20 века

Как уже было сказано, модернистский стиль не привязан к какой-либо истории или национальности. Он максимально демократичен и интернационален. Стремление к функциональности и минимализму – это основное в интерьере. Зато приветствуются разнообразные эксперименты с цветом и формой, а также игра с пространством. Тем не менее, практичность, удобство помещения ставится во главу угла.

Для стен в стиле модернизм характерны разнообразные конструктивные элементы: сборные и разборные, алюминиевые или железобетонные, арочные, балочные или винтовые

Важно, чтобы в основе их использования лежали логика и целесообразность

Потолок

Как правило, белый или светлых оттенков, зачастую с глянцевым эффектом. В большинстве случаев создаются многоуровневые несимметричные потолки для создания эффекта игры с пространством.

Стиль модерн в искусстве 20 века

Напольное покрытие

Выбор обусловлен назначением комнаты. В остальном – ограничений нет. Орнамент, текстура – строгие и чёткие. Если выбирается ковёр, то он должен быть ярким, однотонным, геометрической формы. Ковролин – нейтрального цвета.

Мебель

В интерьере, предлагаемом модернистами, должна присутствовать мебель массового производства. Возможны и оригинальные конструкции с контрастным сочетанием цвета и фактуры. Для отделки мебели используются пластик, стекло, хромированные и никелированные материалы. Одна из особенных примет стиля – отделка мебели искусственной кожей.

Стиль модерн в искусстве 20 века

Декор

В элементах декора ощущается постоянная борьба со старыми стилями. Если используются шторы на окнах, то они должны быть выполнены из необычных тканей

Или же совершенно нейтральные, практически незаметные, чтобы акцентировать внимание на интерьере в целом

Цветовая гамма

Предпочитаются нейтральные тона, часто в сочетании с перламутровым, серебристым или цветом «металлик». Уже ближе к постмодернизму добавляются яркие, насыщенные цвета.

Игра с пространством создаётся путём установки конструкций-трансформеров: разноуровневый пол, свободная планировка, акцентированные оконные и стенные ниши. Раздвижные или складчатые двери и многофункциональная мебель способствуют быстрому изменению пространства. Окна – важная часть интерьера: должны быть огромными, иногда на всю стену.

Стиль модерн в искусстве 20 века

В модернизме акцентируется внимание на тех конструкциях, которые в обычном интерьере пытаются скрыть. Это лестницы, отопительные трубы, различные балки

Если эти элементы и декорируются, то с сохранением их естественности.

Если говорить в целом, то модернизм – это уход от условностей и канонов, поэтому, создавая подобный интерьер, хозяин подчёркивает тем самым аналогичный интерьеру образ жизни. Стиль идеально подходит молодым людям, пропагандирующим «new style», а также всем желающим получить динамику и практичность в общем интерьере дома.

Термин

В различных странах стиль имел разные названия: во Франции — «ар-нуво» (фр. art nouveau, букв. «новое искусство») или «fin de siècle» (фр. «конец века»); в Англии — «современный стиль» (англ. modern style); в Германии — «югендштиль» (нем. Jugendstil — «молодой стиль» — по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Jugend); в Австрии, Чехословакии и Польше — «сецессион» (нем. Secession — «отделение, обособление»); в Шотландии — «стиль Глазго» (англ. Glasgow style); в Бельгии — «стиль двадцати» (от наименования «Общества двадцати», созданного в 1884); в Италии — «либерти» («стиль Либерти»); в Испании — «модернизмо» (исп. modernismo); в Нидерландах — «Nieuwe Kunst»; в Швейцарии — «еловый стиль» (style sapin); в США — «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани); в России — «модерн».

Характерные особенности

Несмотря на сознательный уход от канонов и значительное изменение стиля со временем, свои особенности у него всё же были

Обычно к ним относят асимметрию, декоративные элементы на растительную и животную тематику, красочные витражи, мозаики и майолики, использование натуральных природных материалов, текучие и динамичные линии, обычно из железобетона и кованого металла, одинаковое внимание как к экстерьеру, так и интерьеру. Часто происходит синтез архитектуры, скульптуры, живописью и прикладных искусств

Стиль модерн в искусстве 20 века

Практически на каждом здании можно увидеть, что все элементы были продуманы и выполнены в едином стиле: балконы, окна, двери, ручки, решётки, лестницы. Необработанный камень может соседствовать с яркой мозаикой, а резкая асимметрия с плавными линиями решёток. Новый стиль искусно использовал новые технические возможности, что позволило повысить этажность зданий и создавать необычные декоративные элементы.

Стиль модерн в искусстве 20 века

Другой особенностью модерна является вдохновение народным искусством и средневековьем. Начало XX века — это рост национального самосознания и обращения к своему культурному и историческому наследию. В каждой стране это выразилось по-разному. В Скандинавии, Прибалтике и на северо-западе России часто вдохновлялись замками, отчего многие дома часто напоминают небольшие замки. В Венгрии заметно сильное восточное влияние. Обращение к фольклору также проявилось в использовании на фасадах существ из сказок.

Стиль модерн в искусстве 20 векаСтиль модерн в искусстве 20 века

Особенности стиля модерн в интерьерах

История появления стиля модерн в дизайне помещения начинается в конце XIX в. В этот период расцветает техническая революция, происходят политико-экономические изменения во всей Европе. Материк подвержен воздействию «коммунистического призрака», требующего укоренить науку в противовес религии и отказаться от патриархального, устоявшегося общества.

Принцип стиля заключается в противопоставлении классике того периода. На протяжении многих веков использовались только прямые, чёткие линии. Модерн в своём облике использует извилистые, способные скрыть границы между элементами интерьера. Характерной особенностью являются округлые комнаты, плавная, «гибкая» и пластичная мебель.

Стиль модерн в искусстве 20 века
Оригинальный светильник модернИсточник roomble.com
Стиль модерн в искусстве 20 века
Отель в выдержанном стиле Источник hauz.access.ly

Современный стиль модерн фактически является своеобразной формой, следующей за функцией. Проще говоря, его компоненты, прежде всего выполняют своё функциональное предназначение и только потом декоративное. Существует 3 варианта отделки интерьера:

  • Оригинальный. Наиболее финансово затратный метод, так как воссоздаются все элементы стилистики.
  • Декоративный. Достигается с помощью имитации стиля, полученной благодаря внедрению отдельных композиций.
  • Поверхностный. Используется только цветовой оттенок, в качестве причастных элементов применяется лишь 2-3 предмета.

Стиль модерн в искусстве 20 века
Современная спальня в стиле модернИсточник www.infostroyadvice.ru/

Графика модерна

Альфонс Муха. «Мод Адамс как Жанна д’Арк». Афиша 1883 г.

Графика стала той областью, из которой произрастали и в которой развивались мотивы стиля, и большое влияние на его развитие оказала обложка, созданная для книги под названием «Городские церкви Рена» английским художником и архитектором Макмердо. К особенностям этого дизайна, появившегося в 1883 году, относятся цвета и сильно изгибающиеся стебли и листья в монохромном исполнении. Поскольку такая обложка принадлежала книге, посвящённой архитектуре и купленной, вероятно, многими британскими архитекторами, она оказала сильное воздействие на создание изгибов и форм архитектурного стиля ар-нуво.

В конце XIX века сформировался тот вид графики, который принято называть плакатом. Рождение плаката обусловлено новшествами в типографской промышленности. Настоящему искусству плаката открыла путь техника литографии. Тираж издания мог составлять несколько тысяч оттисков.

Литография, искусство книги (книжный дизайн), графика достигли в период модерна высокого подъема благодаря работам англичанина Обри Бёрдсли, немцев Томас Гейне, Г. Фолегера и русских мастеров Александр Бенуа и Константина Сомова. Большие художественные достижения обрел модерн в создании афиш и плакатов (работы Эмиля Грассе во Франции, Альфонса Мухи в Чехии).

Первыми модернистами во Франции стали ученики Гогена, а в Англии — последователи «прерафаэлитов».

Наиболее значительными фигурами английского модерна стали Ульям Блейк и Обри Бёрдсли — автор иллюстраций к «Саломее» Оскарда Уальда и рисунков для журнала «Желтая книга». Графика Бёрдсли — классика модерна. Русский график Николай Кузьмин говорил, что Бердсли отделил свет от тьмы. Для света — белая бумага, для тьмы — черная тушь. И никаких полутонов. Линия приобрела удивительную силу. Началась новая эра графики. Крайняя простота средств: только черное и белое, лист бумаги, перо, флакончик туши. Но там, где он хотел показать свою поразительную «способность стараться», его техника становится похожей на тончайшее кружево: фронтисписы к «Саломее», к «Венере и Тангейзеру», «Вольпоне», сюите «Похищение локона».

В России большую роль в становлении плаката сыграли мастера объединения «Мир искусства». Плакат предоставлял им массовую трибуну, с которой они могли заниматься эстетическим просветительством.

Графика модерна обладала собственными выразительными средствами: энергичный обобщённый рисунок, резкие контрастные цветовые соотношения, использование больших технических возможностей литографии содействовали развитию такой разновидности графики, как афиша, плакат. Для них характерны тщательно разработанные композиции, декоративные и шрифтовые.

Германия

В 1896 году в Мюнхене начал выходить журнал «Югенд». Именно от этого слова молодость происходит немецкий вариант названия модерна — «югендстиль». К этому времени в Германии сложилась развитая полиграфическая промышленность. Книжное, журнальное дело, имевшее давние традиции, достигло расцвета. Получили широкое распространение многоцветная печать, крупноформатный литографированный плакат и вместе с тем миниатюрная рекламная наклейка. Развивались другие малые жанры: экслибрис, рекламная листовка. Музеи Мюнхена и Берлина заказывали полиграфистам своеобразные пригласительные билеты. Каталоги издательских фирм, книжных магазинов, нередко, являлись настоящими графическими шедеврами, представлявшими картины художников.

Мастера немецкой графики искали новые технические приёмы. К таким новшествам можно было отнести рисование на грубой зернистой бумаге с предварительным покрытием её белилами. Чтобы, например, получить мягко расплывающийся штрих, мюнхенские графики стали широко использовать японскую кисть. Еще один новаторский прием получение на белой бумаге отпечатка фактуры грубой материи, слегка пропитанной тёмной краской. Фон напоминал зернистую поверхность холста; нанесенный на него штрих приобрел специфические свойства. Графики учились обрабатывать бумагу разными кислотами, чтобы превращать ее в подобие пергамента. Линии на такой бумаге выглядели по-новому.

Модерн в России

В России при создании декора архитекторы обратились к русскому фольклору и народным сказкам. Часто использовались традиционные орнаменты и сюжеты, а также растительный декор, животные и сказочные существа. Самыми яркими представителями смешения русского стиля и модерна являются Казанский вокзал в Москве и Витебский вокзал в Петербурге.

В Москве

Из всех российских городов именно в Москве русский модерн был наиболее разнообразен и использовался для строительства совершенно разных типов зданий: особняков, вокзалов, гостиниц и промышленных предприятий. Часто это яркие и неординарные строения, выделяющиеся среди остальной застройки. Например, проходя мимо, невозможно не заметить дом Перцова, неподалёку от храма Христа Спасителя. Красочное мозаичное панно и необычная асимметрия крыши делают его похожим на сказочный дом. Также в этом стиле было построено много особняков, которые теперь сосредоточены в районе улицы Остоженки. Главный представитель московского модерна — архитектор Шехтель.

Стиль модерн в искусстве 20 века

В Санкт-Петербурге

В Петербурге одни из лучших примеров модерна России: дом Зингера на Невском проспекте, Витебский вокзал, Елисеевский магазин. В целом же здесь был более распространен северный модерн — подвид стиля, характеризующийся использованием натуральных материалов. Яркие представители петербургского модерна — Лидваль, Бобырь.

Стиль модерн в искусстве 20 века

В других городах

Модерн был распространён по всей России и нашёл своё выражение в дворянских особняках, которые можно найти в Нижнем Новгороде, Самаре, на Урале и в Сибири.

Стиль модерн в искусстве 20 века

Обязательные атрибуты

Классический и современный стили модерна плотно связаны с архитектурой и прикладным искусством. Категорически не приемлют ненатуральные материалы, требуя обязательного присутствия дерева. Из всего многообразия атрибутов следует подчеркнуть такие:

  • Плавно изгибающиеся, мягкие линии мебели. Балансирующие и ненавязчиво перетекающие из одной в другую.
  • Современный модерн, использующийся в интерьере, это стиль со следами природы. Колоссальное значение играет наличие растений, представителей животного мира.
  • Стекло – ещё один неотъемлемый атрибут. Чаще всего присутствует в мозаичных окнах, витражных перегородках и светильниках.
  • Металл не является обязательным, но использование не будет лишним. Рассматривается под предлогом дополнения, применяется в качестве единичного декора. Положительный эффект достигается внедрением элементов, изображающих представителей флоры или фауны.
  • Количество текстильных элементов не ограничивается: мебельная обивка, шторы, занавеси, декоративные подушки – всё это только подчёркивает принадлежность к стилю модерн.

Стиль модерн в искусстве 20 века
Альфонс МухаИсточник commons.wikimedia.org
Стиль модерн в искусстве 20 века
Витражное окно стиля модернИсточник art.nouveau.world

Объёмные двери, верхняя часть которых выполнена в виде сужающихся сводов. Отличным решением станет двойная, декорированная с маленькими окнами в верхней части.
Витражные перегородки.
Обязательное наличие больших, арочных окон. Допускается облицовка мозаикой флорального мотива.
Ткань для штор и занавесей – только натуральная, массивная, подвешенная на широких карнизах

Должна гармонично вписываться в основной интерьер, но не акцентировать на себе внимание.
Большое пространство помещения зонируется витражными перегородками или отличающимся напольным покрытием.

Стиль модерн в искусстве 20 века
Спальня с выходом на балконИсточник planirovkainfo.ru/

  • Освещение и зрительное увеличение пространства осуществляется люстрами, отдельно лампами, в некоторых случаях – точечными светильниками. В качестве дополнительного декора стиля модерн допускается внедрение настенных бра, торшеров. Желательно, чтобы их форма была нестандартной, а сами они имели вкрапления дерева, тонкого молочного стекла, металлические атрибуты.
  • Классический модерн требует применения мягкого цвета и минимума фактуры. Примером будет использование панелей из натурального дерева, окрашенных светлым лаком.

Стиль модерн в искусстве 20 века
Насыщенность натуральным деревомИсточник www.wikiwand.com
Стиль модерн в искусстве 20 века
Элементы черного цветаИсточник bezkovrov.com

Деятели

Утрату традиционных ценностей, характерную для культуры XX века, легче всего проследить в живописи. Это особенно заметно у мастеров, жизненный путь которых совпал с переломными моментами эпохи.

Наивысшим выражением крайностей модернистского искусства вошла в историю картина Каземира Малевича «Чёрный квадрат».

Начало XX столетия в русской литературе ознаменовалось появлением целой плеяды поэтов – модернистов. Это и символисты (В. Брюсов, А. Блок, А. Белый, З.Гиппиус и др.); акмеисты (А. Ахматова, О. Мандельштам); футуристы (В. Хлебников, В. Маяковский).

Все они оставили богатое наследие, которое отражает мироощущение и философские концепции той эпохи. Зарубежная литература ознаменовалась появлением нового стиля, называемого «потоком сознания», представителями которого являются В. Вульф и М. Пруст.

Инновационные модернистские течения не обошли стороной и музыкальное искусство. Среди композиторов-новаторов можно отметить такие имена, как Р. Штраус, К. Дебюсси, Ян Сибелиус, И. Стравинский, С. Прокофьев, Д. Шостакович.

Черты стиля

Ощущая дисгармонию мира, нестабильность положения художника в капиталистическом мире, несвободу, модернисты отрицают способность предшествующей культуры противостоять новому миру, полному хаоса и разрушений. По их мнению, искусство прошлого не может адекватно выразить и запечатлеть то, что происходит в современном им мире. Маньеризм остался далеко в прошлом.

Стиль модерн в искусстве 20 века

Отсюда и главная черта модернизма – антитрадиционализм, порой даже воинствующий. Причём это сказывается во всём: в эстетике, в принципах, изложенных в программах и манифестах (к примеру, один из манифестов футуристов назывался «Идите к чёрту!»).

В их творениях мир зачастую предстаёт жестоким, абсурдным, противоречивым, а человек – одиноким, бессильным и обречённым. Мрачный колорит, пессимистическое настроение, тревожное предчувствие, сознание неизменности бесчеловечного мира – таков эмоциональный фон модернистских произведений в литературе (Ф. Кафка, А. Камю), театре (Э. Ионеско, Ж.П. Сартр), живописи (Сальвадор Дали, О. Цадкин), музыке (А. Шенберг, К. Пендерецкий). В их работах явно ощущается трагедия отчуждения личности, крушение гуманизма, исторического тупика.

Предмодерн

Развитию стиля модерн в искусстве предшествовал период становления. Период раннего развития модерна принято называть модернизмом. Это течение формировалось в разные годы, в разных странах и различными художниками, как правило, не знавшими друг друга, но связанными общими идеалами и идеями. Направления модернизма не были связаны с национальными традициями стран, в которых они развивались. Кубизм во Франции не имел ничего общего с культурой Франции. Ярким примером такого несоответствия может служить Эйфелева башня, которая, по мнению интеллигенции того времени, совершенно не вписывалась в архитектуру Парижа и вызвала бурю негодований. Отрыв модернизма от национальных традиций заложил основу для «интернационального стиля», не имеющего границ. Большое влияние на модерн оказало влияние Востока, а именно Японии. Отказ от национальных традиций воспринимался как стремление к космополитизму. Первыми модернистами были художники, творившие на рубеже конца XIX века, которые считали, что духовная революция, которая, по их мнению, неизбежно рождалась из кризиса старого мира, требовала отказа от социально-политического радикализма. Новой идейной платформой стала духовная революция как качественно новое сознание, новое жизнепонимание. В её основе лежали интуитивизм А. Бергсона и Н. Лосского, феноменология Э. Гуссерля, психоанализ Зигмунда Фрейда и Карла Юнга, экзистенциализм Сёрена Кьеркегора, Мартина Хайдеггера, Карла Ясперса, Николая Александровича Бердяева и др. Теоретическую основу будущего стиля сформулировал Уильям Моррис, однако развитием идей раннего модерна занимались многие художники эпохи предмодерна.

Интерьер модерна

Интерьер в эпоху модерна стал играть более важную роль — это было продиктовано архитектурой, которая создала новые способы компоновки внутреннего пространства и открыла путь к полному соответствию внешнего пространства внутреннему. Самым первым интерьером модерна можно считать знаменитую «Павлинью комнату», оформленную Джеймсом Уистлером в Лондоне. Интерьер строился на полном неприятии прежних архитектонических принципов оформления внутреннего пространства. Стены помещений покрывались не образующими, казалось бы, никакой закономерности причудливыми, асимметричными формами, капризно извивающимися линиями. Потолки декорировались, как правило, плоскорельефной гипсовой пластикой, стены оформлялись более красочно, занавеси делали светлыми.

Отделка и материалы

Модерн в дизайне интерьеров не менее интересен, чем в архитектурных строениях. Стиль имеет свои особенности в подаче мебели, отделки, декора и цветового решения. Начнем с описания отделочного материала, характерного для ар-нуво. Перед началом ремонта в квартире следует составить дизайнерский план-проект. В нем четко должны оговариваться уровни потолков, рисунок стен, формат пола и определяться необходимые материалы.

Стены нередко оформляются красивыми изогнутыми линиями, выполненными из древесины. В промежутке между ними могут находиться бесшовные обои, покраска или декоративная штукатурка. Если это тонкая перегородка, в контурное обрамление вставляются матовые или цветные стекла.

Стиль модерн в искусстве 20 векаСтиль модерн в искусстве 20 века

Многоуровневые натяжные потолки с извилистыми формами кажутся объемными. Нередко используются витражные вставки подсвеченные изнутри

Материал для пола можно выбирать любой – теплое дерево, камень, важно, чтобы покрытие было натуральным. Флористическая тема нередко отражается в рисунке пола

Эффектно сочетается с изящными витражами глянцевый паркет, покрытый многослойным лаком.

Стиль модерн в искусстве 20 века

Русская архитектура стиля модерн

Новое течение в зодчестве охватило не только европейскую часть Российской империи, но и города Урала, Сибири. Региональные отличия проявились в этажности и выборе материалов: в столице строили многоэтажные здания из камня, в остальных местах – особняки с двумя-тремя этажами из дерева и каменным цоколем.

Стиль модерн в архитектуре России носил самобытный характер и проявился двумя главными направлениями: петербургским и московским.

Северный модерн (петербургский)

Развивался под влиянием работ скандинавских мастеров Ф. Линдваля, А. Шульмана, Э. Сааринена. Выполненная в стиле модерн дача Великого князя Б.В. Романова под Царским селом стала одной из первых построек.

К примерам нового архитектурного направления относятся магазин братьев Елисеевых, дом Ф.Г. Бажанова, гостиница «Астория», доходные дома в Гатчине, Выборге, Сортвале. Из русских зодчих в этом стиле творили Н. Васильев, Г. Барановский, П. Алешин.

Основные характеристики северного модерна:

  • Фасадная отделка природными и искусственными материалами.
  • Облицовка гранитными блоками (неотесанными или с гладкой фактурой).
  • Отказ от мелкого орнамента в пользу простых лепных элементов.
  • Сохранение симметрии, использование прямоугольных башен.
  • Цветовая гамма фасадов ассоциируется с неприступными северными скалами и средневековыми замками.

Характерный образец модернистской архитектуры Санкт-Петербурга – проект П. Сюзора на Невском проспекте: дом компании «Зингер» (сегодня здесь располагается «Дом книги»).

В работе впервые использован металлический каркас, снизивший нагрузку на стены и позволивший смонтировать окна-витрины.

Новым приемом стала и крыша с остеклением над внутренними двориками, более грамотно технически была обустроена вентиляционная система. Главный фасад венчает прозрачный купол с фигурой орла – один из самых узнаваемых символов города.

Московский модерн

Здесь отметились преимущественно частные постройки (в этом разница с петербургским направлением). Идеологию обосновали и развили в Абрамцевском кружке – объединении художников и декораторов во главе с меценатом Саввой Мамонтовым.
Возведенные в Москве здания в стиле модерн имеют характерные черты:

  • Асимметричные планировки и фасадные композиции.
  • Разнофактурные облицовочные материалы.
  • Эркеры в роли доминирующих архитектурных акцентов.
  • Комбинация флористических и геометрических декоров в интерьере и экстерьере.

Классический пример дома в стиле московского модерна – особняк коллекционера С.П. Рябушинского по проекту Федора Шехтеля.

Фасады светло-желтого цвета украшены сиреневой мозаикой с ирисами. Оконные проемы сделаны разными по форме, их дополняют стальные решетки с растительным орнаментом. Шехтель разработал и интерьерную отделку дома.

В очертаниях лестниц, потолочной лепнине, напольной мозаике читается идея морской волны.

Авторству Ф. Шехтеля принадлежит и другой известный особняк – дом З.Г. Морозовой (несколько интерьерных панно для него написал М. Врубель), а также здание Ярославского вокзала.