Метр (музыка)

Примеры разных размеров

Мелодии разных размеров — 1/4, 2/4, 3/4, 4/4 — но одного темпа.

[[:Файл:1-4_0.3.1_rhythm_metre_meter_time_measure.ogg|1/4 метр звучит в темпе 90 bpm.]]
Скачать файл 1/4
Помощь по воспроизведению
[[:Файл:2-4_0.3.1_rhythm_metre_meter_time_measure.ogg|2/4 метр звучит в темпе 90 bpm.]]
Скачать файл 2/4
Помощь по воспроизведению
[[:Файл:3-4_0.3.1_rhythm_metre_meter_time_measure.ogg|3/4 метр звучит в темпе 90 bpm.]]
Скачать файл 3/4
Помощь по воспроизведению
[[:Файл:4-4_0.3.1_rhythm_metre_meter_time_measure.ogg|4/4 метр звучит в темпе 90 bpm.]]
Скачать файл 4/4
Помощь по воспроизведению

Ниже мелодия уже другого размера 5/8 и другого темпа (120 вместо 90):

[[:Файл:5-8_0.3.1_rhythm_metre_meter_time_measure.ogg|5/8 метр звучит в темпе 120 bpm.]]
Скачать файл 5/8
Помощь по воспроизведению

Ритм

Как вы помните пульсация равномерна, а вот музыкальное полотно может быть представлено нотами и паузами различными по долготе звучания. И здесь пора ввести новое понятие – ритм.

Ритм – это последовательность звуков и пауз разной продолжительности. Так в одном такте могут сочетаться четверти, восьмые, шестнадцатые и другие длительности, образуя ритмический рисунок. Давайте рассмотрим пример в размере 4/4. Нижняя строка отображает шаги пульса – четвертные доли, они прозвучат щелчками. На верхней строке изображены варианты ритмического рисунка:

Метр (музыка)

Вариантов ритмического рисунка может быть очень много, и я представил далеко не все. Длительности можно комбинировать между собой, главное хорошо считать – сумма длительностей нот в каждом такте должна быть равна сумме длительностей долей, указанных в размере.

Группировка нот

Группировкой называется объединение нот в группы. Это делается с одной простой целью – облегчить визуальное восприятие нот и ускорить разбор ритмического рисунка. Для сравнения приведу пример в виде номера телефона. Какой вариант легче воспринимать? Думаю, вы согласитесь, что второй:

Метр (музыка)Метр (музыка)

Объединяться в группы могут только длительности с флажками, то есть длительности меньше четверти – восьмые, шестнадцатые и так далее. Когда они соединяются в группу, то флажки нот превращаются в горизонтальные линии — ребра. Сколько было флажков, столько будет и ребер у группы:

Метр (музыка)

В группы могут объединяться ноты разной продолжительности, главное, чтобы все они были меньше четверти. Пусть вас не смущает разное количество флажков, это вовсе не мешает объединять ноты в группы:

Метр (музыка)

Также паузы могут встраиваться в группу:

Метр (музыка)

Группировка длительностей в такте

Рассмотрим пример группировки нот в самых популярных размерах: 2/4, 3/4, 4/4, 6/8.

В размерах 2/4, 3/4, 4/4 ноты объединяются в группы по счетным долям (они указаны в знаменателе размера) – в нашем случае это четверти. Группировать следует так, чтобы границы долей было отчетливо видно. Например, в размере 4/4 шестнадцатые ноты нужно группировать по четыре:

Метр (музыка)

Не трудно посчитать, что каждая группа равна четвертной доле. В одном такте будет 4 таких группы.

А вот пример того, как группировать не следует:

Метр (музыка)

Визуально воспринимать такую группировку нот чрезвычайно трудно, а читать с листа – невозможно.

Размер 4/4 — сложный и состоит из двух простых – 2/4 + 2/4. Поэтому иногда ноты в этом размере группируются не по долям, а в соответствии с составным простым размером. Получится две группы по две четверти. Как лучше сгруппировать ноты выбирает сам композитор, главное, чтобы это легко воспринималось глазами.

В размере 2/4 ноты объединяют в две группы, каждая из которых равна четверти:

Метр (музыка)

Ниже приведен пример группировки в размере 3/4:

Метр (музыка)

Ритмический рисунок не самый простой, но ноты сгруппированы таким образом, что сразу видно каждую долю и посчитать размер такта не составит труда.

В размерах 6/8, 9/8, 12/8 счёт осуществляется восьмыми нотами. Принцип группировки в таких размерах будет несколько другим. Эти размеры сложные трехдольные и, как вы уже знаете, состоят они из нескольких простых:

Метр (музыка)

Группировать ноты в подобных случаях, следует опираясь на простой размер, из которого состоит сложный — в нашем случае это размер 3/8. Эти цифры служат нам подсказкой, говоря, что ноты нужно собирать в такие группы, где сумма длительностей будет равна трем восьмым. Например, в размере 6/8 (3/8+3/8) ноты нужно объединять в две группы по три восьмые в каждой.

Метр (музыка)

Ритм может быть самым разнообразным, но каждая группа нот, все равно должна быть равны трем восьмым:

Метр (музыка)

Группировка нот напрямую зависит от музыкального размера. Мы рассмотрели не все варианты группировки, но главное усвоить принцип и запомнить, что группировать нужно так, чтобы это было удобно читать.

Статья понравилась124Статья не понравилась72

Заключение

А сейчас посмотрите джазовую пьесу «Take Five«, записанную квартетом «The Dave Brubeck Quartet» в 1959 году. это был первый джазовый сингл, разошедшийся в более чем миллионе экземпляров. Автор пьесы — Paul Desmond, саксофонист квартета. Написана эта музыка в достаточно необычном ритме 5/4. Именно отсюда и идет ее название.

https://youtube.com/watch?v=tT9Eh8wNMkw%3F

Метр в классической музыке

В музыке периода общепринятой практики (около 1600–1900) широко используются четыре различных семейства тактовых размеров:

  • дуплекс : два или четыре удара в такт, каждый деленный на два, верхнее число — «2» или «4» (2 4, 2 8, 2 24 4, 4 8, 4 2…). Когда в такте четыре удара, это также называют «учетверенным» временем.
  • Простая тройка : три доли в такте, каждая деленная на два, верхнее число — «3» (3 4, 3 8, 3 2 …)
  • дуплекс : два удара на такт, каждый деленный на три, верхнее число — «6» (6 8, 6 16, 6 4 …)
  • Составная тройка : три удара на такт, каждый деленный на три, верхнее число — «9» (9 8, 9 16, 9 4)

Если доля разделена на две части, метр будет простым , если разделить на три — составным . Если каждый столбик разделен на два, он двойной, а если на три — тройной . Некоторые люди также называют четырехместный номер, в то время как другие считают, что это два двойных. Любое другое деление рассматривается аддитивно, так как полоса из пяти долей может быть разбита на двойную + тройную (12123) или тройную + двойную (12312) в зависимости от акцента. Однако в некоторых музыкальных произведениях, особенно в более высоких темпах, его можно рассматривать как единицу из пяти.

Смена счетчика

В концертной музыке 20-го века стало более обычным переключение метра — например, конец произведения Игоря Стравинского « Весна священная» (см. Ниже). Эту практику иногда называют смешанными метрами .

Метр (музыка)

Метрическая модуляция является модуляцией от одного метрической единицы или метра к другому.

Использование асимметричных ритмов — иногда называемых аксак- ритмом (турецкое слово «хромая») — также стало более распространенным в 20 веке: такие метры включают в себя пятерку, а также более сложные аддитивные метры по линиям 2 + 2 + 3 времени. , где каждый такт состоит из двух двухтактных единиц и трехтактной единицы со стрессом в начале каждой единицы. Подобные метры часто используются в болгарских народных танцах и индийской классической музыке .

Ритмические рисунки

Первый самый простой вариант создания ритма вот такой:

рис. 1

Он называется остинато, что в переводе означает «упорный». Суть его в том что мы берём рисунок какой-то ритмический и упрямо его повторяем и повторяем, не обязательно он может быть такой как на рисунке 1, можно чередовать две ноты.

рис. 2

Пунктирный ритм — это не синкопа, мы просто на рисунке 2 метр изменили — его доли «разбили» на другие длительности с использованием нот с точкой (поэтому он и пунктирный), а ударная доля осталась метрической (первой долей каждого такта). Такой ритм характерен для маршей. Дает ощущение торжественности.

рис. 3

Кстати, если добавить в пунктирный ритм еще и синкопирование, то получится ощущение «рваности», такой ритм используют в стиле регтайм, который в переводе и означает «рваный ритм». Смещайте по-разному всегда акцент и получите звучание рваное. То есть от акцента до акцента будет разное расстояние всегда, как будто «рвем» ритм на кусочки. В этом стиле играл Скотт Джоплин.

рис. 4

А как получить синкопу. Синкопа получается всегда, когда мы акцент смещаем с первой метрической доли такта на любую другую. Такой акцент смещенный будет уже называться ритмическим. Синкопа тоже способ создать ритмический рисунок.

А еще разделить ровные метрические доли можно с помощью триолей. Просто делим равномерно четвертную на три равные части, что мы уже делали в статье о том как играть блюз в соль-мажоре.

Кстати, триольный ритм характерен для свинга, его так и называют свинговый ритм.

Вот такие самые простые вещи и можно вытворять с метром, превращая его в различные фигуры. Всё варианты, что мы описали можно чередовать друг с другом создавая мелодию или в аккомпанементе использовать. В аккомпанементе это полезно для того чтобы аккорды, на которые вы импровизируете подталкивали вас играть ритмически разнообразнее, интереснее строить мелодию.

Вообще ритмических рисунков может быть сколько угодно. Просто в метре насколько позволяют ваше чувство ритма разбиваете доли на разные более мелкие длительности и берёте там ноты или аккорды как вам угодно. Думаю вам будет очень весело это делать, особенно когда ровно получится.

А еще для развития чувства ритма (что очень важно музыканту) пробуйте играть сначала в метре, а потом ритмически его усложняйте, например так:

рис. 5

Такие занятия и интересны мне кажется и улучшают ваше чувство ритма, а это много.

А напоследок давайте послушаем регтайм Скотта Джоплина, думаю вы знаете эту композицию:

Полиметр

У полимера размеры стержней различаются, но ритм остается постоянным. Поскольку ритм одинаков, разные метры в конечном итоге соглашаются. (Четыре полосы7 4 = семь баров 4 4). Примером может служить второй момент, названный «Scherzo polimetrico», из Второго струнного квартета Эдмунда Руббры (1951), в котором постоянная триплетная текстура удерживает вместе перекрывающиеся такты9 8, 12 8, и 21 8, а тактовые линии редко совпадают на всех четырех инструментах ( , 41).

При полиритмии количество ударов варьируется в пределах фиксированной длины такта. Например, в полиритме 4: 3 одна партия играет4 4 пока другой играет 3 4, но 3 4 удары растягиваются так, чтобы три удара 3 4 воспроизводятся одновременно с четырьмя ударами 4 4.

В более общем плане, иногда ритмы комбинируются таким образом, что не сохраняется ни такт, ни такт — различаются ритмы и размер такта. См. Polytempi .

Исследования восприятия полиметра показывают, что слушатели часто либо извлекают составной паттерн, который соответствует метрической структуре, либо сосредотачиваются на одном ритмическом потоке, рассматривая другие как «шум». Это согласуется с принципом гештальт-психологии, что « дихотомия фигура- фон является фундаментальной для любого восприятия» ( , 253; , 49–50). В музыке два метра встретятся друг с другом после определенного количества ударов. Например,3 4 метр и 4 4 метр встретится после 12 ударов.

В «Toads of the Short Forest» (из альбома Weasels Ripped My Flesh ) композитор Фрэнк Заппа объясняет: «В этот самый момент на сцене у нас играет барабанщик А.7 8, барабанщик B играет в 3 4, бас играет в 3 4, орган играет в 5 8, бубен играет в 3 4, и альт-саксофон высморкался «( ).» Touch And Go «, хит-сингл группы The Cars , содержит полиметрические куплеты, в которых играют ударные и бас.5 4, а гитара, синтезатор и вокал — в 4 4 (припев полностью в 4 4) ( , 15). Magma широко использует7 8 на 2 4(например, Mëkanïk Dëstruktïẁ Kömmandöh ) и некоторые другие комбинации. На альбомах King Crimson восьмидесятых годов есть несколько песен, в которых используется полимер различных комбинаций.

Полиметры являются определяющей характеристикой поджанра металла в стиле джент , впервые впервые использованного шведской металлической группой Meshuggah, частое использование полимеров с нетрадиционными ритмическими фигурами, которые циклически меняются.4 4база ( ).

Примеры

Полиметры — видео

Биосохраняющий полимер 5 4 с участием 4 4

Биосохраняющий полимер 5 4 с участием 3 4

Сохраняющая размер полиритмия 3 4 с участием 4 4

Биосохраняющий полимер 2 4 с участием 3 8

Биосохраняющий полимер 4 4 с участием 5 8

Биосохраняющий полимер 4 4 с участием 7 8

Меры-сохраняющая полиритмия 2: 3

Меры-сохраняющая полиритмия 4: 3

Меры-сохраняющая полиритмия 5: 4

Различные счетчики — видео

6 8 в темпе 90 уд / мин

9 8 в темпе 90 уд / мин

12 8 в темпе 90 уд / мин

2 4 в темпе 60 уд / мин

3 4 в темпе 60 уд / мин

4 4 в темпе 60 уд / мин

Как установить точный темп?

Можно ли измерить музыкальный темп в секундах? Оказывается, можно. Для этого используется специальный прибор – метроном. Изобретателем механического метронома является немецкий физик-механик и музыкант Иоганн Мельцель. Ныне музыканты в своих повседневных репетициях пользуются как механическими метрономами, так и электронными аналогами – в виде отдельного прибора или приложения на телефоне.

Метр (музыка)

Каков принцип действия метронома? Этот прибор после специальных настроек (передвинуть грузик по шкале) отбивает удары пульса с определенной скоростью (например, 80 ударов в минуту или 120 ударов в минуту и т.п.).

Щелчки метронома напоминают громкое тиканье часов. Та или иная частота биения этих ударов соответствует одному из музыкальных темпов. Например, для быстрого темпа Allegro частота будет примерно 120-132 удара в минуту, а для медленного темпа Adagio – около 60 ударов в минуту.

В зависимости от музыкального размера можно также настроить метроном так, чтобы он отмечал особыми знаками (звоночком, например) сильные доли.

Каждый композитор определяет темп своего сочинения по-разному: одни указывают его лишь приблизительно, одним термином, другие – устанавливают точные значения по метроному.

Во втором случае это обычно выглядит так: там, где должно быть темповое указание (или рядом с ним), стоит четвертная нота (удар пульса), далее знак равенства и число ударов в минуту по метроному Мельцеля. Пример можно посмотреть на картинке.

Метр (музыка)

Метр в песне

Метр (музыка)
Немецкая детская песня показывает обычное четырехкратное умножение ритмических фраз в законченный стих и мелодию. Играть ( помощь · информация ) 

Понятие метра в музыкальных черпает в значительной степени от поэтического метра в песне , и включает в себя не только основной ритм стопы, пульс-группы или фигуры , используемой , но и ритмичное или формальное расположение таких фигур на музыкальные фразы (строки, двустишия ) и таких фраз в мелодии, отрывки или отрывки (строфы, стихи), чтобы дать то, что , 18) называет «временной структурой любой песни» ( см. также: ).

Традиционные и популярные песни могут сильно зависеть от ограниченного диапазона метров, что приводит к взаимозаменяемости мелодий. Ранние гимны обычно не включали нотную запись, а просто тексты, которые можно было петь на любую мелодию, известную певцам, у которых был соответствующий метр. Например, «Слепые мальчики из Алабамы» исполнили гимн « Удивительная благодать » в постановке народной песниДом восходящего солнца » в версии «Животные ». Это возможно, потому что в текстах используется популярная базовая форма стиха из четырех строк ( четверостишие ), называемая счетчиком баллад или, в гимнах, общим счетчиком , четыре строки которого имеют количество слогов 8–6–8–6 (Древние гимны и Modern Revised), схема рифм обычно повторяется: ABAB. Обычно в мелодии есть пауза в каденции в конце более коротких строк, так что основной музыкальный метр составляет 8–8–8–8 ударов, каденции делят это музыкально на две симметричные «нормальные» фразы по четыре такта каждая. ( , 14).

В некоторой региональной музыке, например, в балканской музыке (например, в болгарской музыке и в македонской 3 + 2 + 2 + 3 + 2 метра), используется множество нерегулярных или составных метров. Другие термины для этого — «аддитивный измеритель» ( , §I.8) и «несовершенное время» ( , 147).

О ритме: метр, такт и размер в музыке

Музыка, в отличие от шума, определённым образом организована во времени: звуки и паузы разной длительности чередуются и сочетаются между собой и образуют структуру – музыкальный ритм.

Ритм (от греческого глагола ῥέω – течь)  – это особая система, которая помогает соотнести звуки и паузы в их движении (протекании во времени) и связать их между собой. Без ритма музыка превращается в несвязный шум.

Основной мерой движения музыки является пульс, подобные сердцебиению равномерные удары. Пульс не записан в нотации и часто даже не слышен явно, но его всегда можно ощутить: точно также мы чувствуем, но не слышим, удары собственного сердца.

Чтобы измерить пульс музыки, его удары нужно сосчитать. Каждый удар пульса будет называться метрической долей. Доли неравнозначны: сильная доля выделяется акцентом и группирует вокруг себя слабые доли, совсем как ударные и неударные слоги в слове. Такое выделение необходимо для восприятия, иначе музыка будет казаться ‘’плоской’’ и невыразительной.

Чередование сильных и слабых долей в музыке называется метром (от слова измерять), а сами доли – единицами музыкального метра.

Ритм и метр в музыке – понятия близкие, но не тождественные. Метр можно назвать основой ритма: ритм подчинён его равномерной пульсации, а любая ритмическая конструкция состоит из чередующихся метрических единиц.

Отдельно взятый отрезок метра между двумя сильными долями в музыке носит название такт, а количество единиц метра в такте – музыкальный размер. На нотном стане каждый такт выделен тактовой чертой. В нотной записи метр обозначается именно в виде размера: в начале первого такта пьесы стоит дробное число. Можно сказать, музыкальный размер – это цифровое выражение метра в музыке.

Метр в танцевальной музыке

Метр (музыка)
Типичные фигуры ритма вальса ( )

Метр (музыка)

Из Терпсихоры ( Майкл Преториус , 1612):

«Вольт»

«Volte» включает обычный счетчик, за которым следует нестандартный счетчик.

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. Справку по СМИ .

Метр часто необходим для любого стиля танцевальной музыки, такого как вальс или танго , в котором есть мгновенно узнаваемые образцы ударов, построенные на характерном темпе и такте.
определяет танго, например, как танцевать в2 4время примерно 66 ударов в минуту. Базовый медленный шаг вперед или назад, длящийся один удар, называется «медленным», так что полный шаг «вправо-влево» равен одному.2 4 бар.

Но ступенчатые фигуры, такие как повороты, корте и входы, также требуют «быстрых» шагов вдвое меньшей продолжительности, каждая целая фигура требует 3–6 «медленных» ударов. Такие фигуры затем могут быть «объединены» для создания серии движений, которые могут синхронизироваться со всем музыкальным отрывком или произведением. Это можно рассматривать как эквивалент просодии (см. Также: просодию (музыка) ).

Часто встречающиеся типы счетчиков

Метры, классифицируемые по количеству ударов на такт

Двойной и четверной счетчик

В двойном измерителе каждый такт делится на две доли или кратные им доли ( учетверенный метр ).

Например, в размере 2 4, каждый такт содержит две (2) четвертные (4) доли. В размере6 8, каждый такт содержит две доли четверти с точками .

Соответствующие четырехместные метры 4 4, который имеет четыре доли четверти в такте, и 12 8, который имеет четыре доли четверти с точками на такт.

Тройной метр

Тройной метр — это метр, в котором каждая полоса разделена на три доли или их количество. Например, в размере3 4, каждый такт содержит три (3) четвертных (4) доли, а размер 9 8, каждая полоса содержит три четвертных доли с точками.

Более четырех ударов

Измерители с более чем четырьмя ударами называются пятикратными метрами (5), шестикратными метрами (6), семикратными метрами (7) и т. Д.

В теории классической музыки предполагается, что перцептивно действительными являются только деления на два или три, поэтому в метрах, не делимых на 2 или 3, например, в пятикратном метре. 5 4, предполагается, что либо эквивалентно мере 3 4 сопровождаемый мерой 2 4, или наоборот: 2 4 затем 3 4. Более высокие метры , которые являются делятся на 2 или 3 считаются эквивалентными группами кортежа или тройными мерами метра, таким образом,6 4, например, редко используется, потому что он считается эквивалентом двух мер 3 4. См .: гиперметр и аддитивный ритм и разделяющий ритм .

Более высокие измерители чаще используются при анализе, если не при исполнении, перекрестных ритмов , так как наименьшее возможное число, которое может использоваться для подсчета полиритма, является наименьшим общим знаменателем (ЖКД) двух или более единиц измерения. Например, большая часть африканской музыки записана в западной нотации как12 8, ЖК-дисплей 4 и 3.

Счетчики, классифицированные по подразделениям доли

Простой метр и составной измеритель различаются по способу разделения ударов.

Простой счетчик

Простой метр (или простое время) — это метр, в котором каждая доля такта естественным образом делится на две (а не три) равные части. Верхнее число в размере будет 2, 3, 4, 5 и т. Д.

Например, в размере 3 4, каждый такт содержит три доли четверти, и каждая из этих долей делится на две восьмые ноты , что делает его простым размером. В частности, это простой тройной метр, потому что в каждом такте есть три доли; простой дуплекс (два удара) или простой четверной (четыре) также являются общими метрами.

Составной метр

Составной метр (или составное время) — это метр, в котором каждая доля такта естественным образом делится на три равные части. То есть каждый удар содержит тройной импульс ( ). Верхнее число в размере будет 6, 9, 12, 15, 18, 24 и т. Д.

Композитные метры написаны с тактовым , что показывает число делений биений в каждой строке , в отличие от числа ударов. Например, составной дуплекс (две доли, каждая из которых разделена на три) записывается как размер с числителем шесть, например,6 8. Сравните это с размером3 4, который также назначает шесть восьмых нот на каждый такт, но по соглашению означает простое тройное время: 3 доли четверти.

Примеры составного измерителя включают 6 8 (составной двухкомпонентный счетчик), 9 8 (составной тройной счетчик), и 12 8 (составной счетверенный счетчик).

Хотя 3 4 и 6 8Не путайте, в них используются планки одинаковой длины, поэтому между ними легко «проскользнуть», просто сместив расположение акцентов. Этот переключатель интерпретации был использован, например, Леонардом Бернстайном в песне « America »:

Метр (музыка)
«Мне нравится быть в A-мерным- и -са» из West Side Story Play ( помощь · информация )

Составной метр, разделенный на три части, теоретически может быть преобразован в музыкально эквивалентный простой метр, используя триоли . Точно так же простой счетчик может быть представлен в виде двойника. На практике, однако, это делается редко, потому что это нарушает модели поведения при изменении темпа . При проведении в6 8проводники обычно обеспечивают два удара на стержень; однако все шесть долей могут быть исполнены в очень медленном темпе.

Составное время ассоциируется с «ритмичными» и танцевальными качествами. В народных танцах часто используется сложное время. Многие танцы в стиле барокко , часто в соединении времени: некоторый gigues , тем куранта , а иногда Паспье и Siciliana .

Смешанные размеры

Смешанные сложные размеры образуются, когда вместе соединяются не одинаковые, а разные простые, например, двухдольный с трехдольным. Из многообразия смешанных размеров выделяются четыре, которые попадаются на глаза чаще остальных. Это 5/4 и 5/8, а также 7/4 и 7/8. Время от времени музыкант может столкнуться и с размером 11/4, но это очень редко (например, в заключительном хоре «Свет и сила» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского- Корсакова).

Размеры 5/4 и 5/8 («пять четвертей» и «пять восьмых») – пятидольные, в их основе лежит один и тот же принцип, только в одном случае пульсация идет четвертными длительностями, а в другом – восьмушками. Так как эти размеры сложные, то они состоят из двух простых – двухдольного и трехдольного. Причем, возможны варианты данных размеров в зависимости от порядка следования простых.

Метр (музыка)Например, если в 5/4 сначала идет 2/4, а затем 3/4, то относительно сильная доля приходится на третью долю. Но если в том же размере вначале поставлен трехдольный, а после двухдольных, то в таком случае относительно сильная доля будет приходиться уже на четвертую долю, таким образом, будет смещен один акцент, и от этого изменится вся внутренняя ритмическая организация в такте.

Для того чтобы исполнитель знал, с каким вариантом смешанного размера ему предстоит иметь дело, в нотах часто рядом с выставленным размером в скобочках указывается, из каких простых метров он сложен. По представленной сумме размеров обычно бывает понятно, что идет сначала – 2/4 или 3/4. Например: 5/4 (2/4 + 3/4) или 5/4 (3/4 + 2/4). То же касается и размера 5/8.

Метр (музыка)Размеры 7/4 и 7/8 – сложены из трех простых, один из которых трехдольный, а оставшиеся два – двухдольные. Такой размер чаще всего можно увидеть в обработках русских народных песен, иногда также в инструментальной музыке преимущественно русских композиторов.

Варианты сложения семидольного размера различаются местом положения трехдольного метра (чаще он располагается или в начале, или в конце такта, гораздо реже – в середине).

Уточнение музыкальных темпов

Нередко в нотах рядом с основным обозначением темпа стоит одно или несколько дополнительных слов, которые уточняют характер нужного движения или характер музыкального произведения в целом.

Например, Allegro molto: аллегро – это просто быстро, а аллегро мольто – это очень быстро. Еще примеры: Allegro ma non troppo (быстро, но не слишком) или Allegro con brio (Быстро, с огнем).

Значение таких дополнительных обозначений всегда можно узнать с помощью специальных словарей иностранных музыкальных терминов. Однако наиболее часто употребляемые термины вы можете посмотреть в специальной шпаргалке, которую мы для вас приготовили. Ее можно распечатать и всегда иметь при себе.

ШПАРГАЛКА ТЕМПОВ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ – СКАЧАТЬ

Движение ровными длительностями

Движение ровными одинаковыми длительностями встречается в музыке нередко. Причем чаще всего это движением восьмыми, шестнадцатыми или триолями. Следует отметить, что подобная ритмическая монотонность часто создает гипнотический эффект – музыка заставляет полностью погрузиться в передаваемое композитором настроение или состояние.

Пример №1 «Слушаем Бетховена». Ярким примером, который подтверждает вышесказанное, является знаменитая «Лунная соната» Бетховена. Посмотрите нотный отрывок. Ее первая часть целиком построена на непрерывном движении восьмых-триолей. Вслушайтесь в это движение. Музыка просто завораживает и, действительно, как будто гипнотизирует. Может быть, за это ее так любят миллионы людей на Земле?

В словаре Д.Н. Ушакова

МЕТР, метра, ·муж. (·греч. metron — мера). Международная единица длины, равная одной сорокамиллионной части меридиана. Метр равен 1,4061 аршина. Метр содержит сто сантиметров. Кубический метр. Комната в 10 квадратных метров.| Металлическая, деревянная или из ·др. материала линейка этой длины с нанесенными на нее обозначениями сантиметров, употр. для обмера и отмеривания.II. МЕТР, метра, ·муж. (·греч. metron — мера) (лит.). Стихотворный размер. Шестистопный метр. Ямбический метр.III. МЕТР мэ, метра, ·муж. (·франц. maitre) (·устар., теперь ·разг. ·шутл. ). Учитель, наставник (употреблялось в кругах учено-артистической интеллигенции).

Ритмическая организация жизни и музыки

Слово «ритм» греческого происхождения и в дословном переводе обозначает соразмерность. Ритм в музыке – это упорядоченное чередование звуков различной длительности, один из основных элементов выразительности в музыкальной палитре, поскольку звуки без ритмической огранки не могут образовывать мелодию.

Как и поэзия, музыка – это искусство, простирающееся во времени, имеющее свою графическую систему записи. Основной графемой записи звуков является нота – условный знак, указывающий высоту и относительную длительность звука. Следует отметить, что ту систему записи звуков, которую можно увидеть сегодня, ввели в обращение только в шестнадцатом веке. До этого момента деление длительности нот происходило не на две части, а на три. Со временем появилась разность в окраске нот (длинные звуки – белые, а короткие звуки – чёрные), а следом появились «хвостики» в виде штилей и флажков.

В обыденной жизни человеку приходится часто делить целое на две половины или четыре равные части, а иногда и на восемь частей. Этот принцип действует и в определении длительности нот:

  • целая нота – имеет белый окрас и является обозначением длинного звука;
  • половинная нота – составляет по длительности звучания половину целой, также имеет белый окрас, но к ней приставлен штиль, который и отличает её от предыдущего знака;
  • четвертная нота – звучит только четвёртую часть от целой ноты, окрашена в чёрный цвет и имеет штиль;
  • восьмая нота – по аналогии составляет восьмую часть целого, чёрная со штилем и одним флажком.

Существует и более мелкое деление времени звучания и более крупное, но для того, чтобы разобраться в ритмической организации, приведённых длительностей нот более чем достаточно.

Метр (музыка)

Если сравнивать с ежедневными ритмами человека музыкальный, то следует определиться с системой отсчёта. Нашу жизнь ежедневно отсчитывают обыкновенные стрелки часов. А вот ритмическая жизнь музыкального произведения зависит от метра и темпа.

Какие бывают музыкальные метры и размеры? Виды размеров и примеры.

Музыкальные тактовые размеры подразделяются на:

  1. Простые.
  2. Сложные.

Простые размеры (метры) в музыке.

Простые метры бывают двухдольные и трехдольные.

  • Двухдольный метр — музыкальные метр, в котором сильная доля повторяется равномерно через одну слабую долю. К двухдольным метрам относятся следующие размеры: «2/2», «2/4», «2/8» и т.д.
  • Трёхдольный метр — музыкальный метр, в котором сильная доля повторяется равномерно через каждые две слабые доли (состоит из одной сильной доли и двух слабых). К трехдольным относятся следующие размеры: «3/2», «3/4», «3/8» и т.д.

Сложные размеры (метры) в музыке.

Сложный (комбинированный, составной, смешанный) метр — музыкальный метр, получаемый при слиянии двух и более простых метров. Поэтому сложные метры могут включать в себя несколько сильных долей. Общее количество которых, равняется количеству сильных долей простых метров, входящих в состав сложного метра.

В сложном метре есть одна «изюмника»: первая сильная доля сложного метра — так и называется сильной, а вот последующие сильные доли называются относительно сильными. Акцент сильных долей выше, а относительно сильных ниже.

Какими бывают сложные размеры?

Все что будет больше трехдольного метра, считается сложным размером, например:

  • четырёхдольные — «4/2», «4/4» и т.д.
  • пятидольные — «5/4», «5/8» и т.д.
  • шестидольные — «6/4», «6/8» и т.д.
  • семидольные — «7/4», «7/8» и т.д.
  • восьмидольные — «8/4», «8/8» и т.д.
  • девятидольные — «9/4», «9/8» и т.д.
  • и другие.

Каких-то строгих рамок по сложным размерам не существует. Все упирается в фантазию музыканта и соответственно ее реализацию. Однако стоит помнить, что чем сложнее метр, тем сложнее написать и сыграть такую музыку композитору, и тем сложнее ее воспринять и прочувствовать простому слушателю.

Что такое несимметричные размеры (смешанные) размеры?

Особенность несимметричных размеров заключается в объединении двухдольных и трёхдольных метров. Для примера возьмем наиболее часто встречающийся смешанный музыкальный размер «5/4», который может получиться из двух вариантов соединения двухдольного и трёхдольного размеров:

  1. Вариант: «3/4» + «2/4» — в этом случае акцент будет на первую и четвертую долю такта.

Вариант: «2/4» + «3/4» — в этом случае акцент будет на первую и третью долю такта.

 
Пятидольный размер «5/4» в музыке встречается в основном в джазе и народной музыке.

Что такое переменный размер?

Ещё одна разновидность размера — это переменный размер. Он образуется в случае, когда на протяжении одной композиции размер меняется из одного в другой (происходить это может неоднократно). Встречается данный вид размера в основном в народной музыке и связан по большей части с свободой исполнения песен не зажатых никакими музыкальными рамками.

Что такое неравнодольный метр (размер)?

Понятие неравнодольный метр появилось в 20 веке и означает такой музыкальный метр в котором длительность долей входящих в метр разная. Чаще всего неравнодольный метр можно встретить в народном песенном творчестве. Как пример — болгарские народные песни

Неравнодольный метр очень редко встречается в современной музыке, поэтому не стоит заострять на нем внимание, просто запомните что бывает и такая разновидность музыкального метра =)
 

Классический метр

Для классической музыкальной метрики характерно ожидание определенного продолжения на основе уже прошедшего. Этот процесс мыслительного синтезирования метра называют «метрической экстраполяцией». Результатом её становится сильная метрическая функциональность, то есть ясно выраженная (слышимая) зависимость одних долей времени от других и, соответственно, устойчивые, крепко спаянные построения (предложения, периоды). Сильная метрическая экстраполяция является одним из важнейших факторов, образующих не только естественное членение формы, но и тональное тяготение (аналог сильной же тональной функциональности, также типичной для классиков). Метрический такт создает величину мотива, а тактовый акцент закрепляет его местоположение.