Семисвечник менора в иудаизме

Украшение и создание меноры своими руками

Возможно, именно запрет копировать изначальный образ породил традицию украшать свою менору индивидуально. Материалы, применяемые при этом процессе, могут быть самыми разнообразными: стразы, камни, бусины. Использование тканей и других традиционных материалов для декорирования не приветствуется, связано это с повышенной пожароопасностью такого аксессуара. По этим же соображениям купить подсвечник менора рекомендуется только для достигших разумного возраста детей, малыши же создают вместе с родителями ее имитацию.

Выглядеть такой аксессуар, предназначенный для ознакомления малыша с традициями, может совершенно иначе, чем менора-подсвечник, но смысл его остается тем же: постепенное “зажжение” свечей. Для маленького ребенка это могут быть закрепленные на планке ракушки или камушки, нанизанные на леску яркие бусины или расставленные пирамидки. Безопасно, но сознательно стилизованная менора “зажигается” вместе с настоящими, показывая малышу богатство культурных традиций семьи.

Эксперты шоппинг-клуба WESTWING полностью доверяют такту и уважительному отношению к своему и чужому культурному наследию своих читателей, знакомя с традициями стран и народов. Если знание о глубоком символизме меноры поколебало желание приобретать этот подсвечник для светских мероприятий, то в ассортименте партнеров площадки найдется немало более традиционных моделей. Если же желание приобрести такой артефакт только обострилось, добро пожаловать на страницы каталога, и пусть покупка принесет в Ваш дом, как и сказано в писании, свет и надежду.

Ханукии бывают общественные и для личного использования

В дополнение к ханукиям, зажигаемым в еврейских домах, принято устраивать еще одно общественное зажигание для всех, например, в синагоге – даже если все присутствующие там прихожане после этого пойдут по домам, чтоб зажечь уже самостоятельно. Это своеобразный акт объединения и сплочения народа Израиля и возможность в очередной раз почувствовать себя частью общины.

В последние годы это явление получило распространение на новом уровне в виде зажигания огромных менор, украшающих городские площади, торговые центры и другие общественные места по всему миру. Нередко в первый вечер праздника устраивается особая торжественная церемония зажигания таких менор с участием глав города и других деятелей общественности и известных персон.

Однако поскольку такие мероприятия предназначены главным образом для “рекламного” распространения истории о ханукальном чуде, а не для того, чтобы соблюсти заповедь, технически не всегда это зажигание соответствует букве еврейского закона, а потому может не являться действительным (в некоторых случаях вместо настоящих свечей вообще используются лампочки). Поэтому даже если вы решили посетить торжественное зажигание в вашем городе, вам все равно для исполнения заповеди нужно будет по возвращении зажечь дома свою личную ханукию.

Семисвечник менора в иудаизме

Цветущий миндаль

Зачем на меноре цветки миндаля? Каждая деталь имеет значение в Боге и ни одно слово не напрасно. Миндальное дерево значительным образом упоминается в Библии – впервые, когда священническая власть Аарона подверглась сомнению, и его жезл внезапно пустил ростки, зацвел и произвел плод, как подтверждение от Бога. Во второй раз – когда Бог показывает Иеремии в видении ветку миндаля. Господь использует еврейскую игру слов, поскольку слово «миндаль» также является корнем слова быть «усердным и трудолюбивым», из-за того что дерево цветет и приносит плод раньше любого другого дерева – посреди зимы. Это аналогия торопливой и решительной работы. Бог уверяет Иеремию в Иер. 1:12, что Он усердно наблюдает над словом, чтобы исполнить его, и таким образом цветки миндаля являются символом Божьей решительности исполнить Свои планы. В 4 главе книги пророка Захарии мы видим, что тот смущен видением меноры с двумя оливковыми деревьями с каждой стороны, обеспечивающими масло для светильников. Опять-таки, если мы обращаемся к Новому Завету, чтобы поискать эти две маслины, мы слышим Павла, описывающего иудеев и язычников в 11 главе Римлянам как две маслины: дикое дерево язычников, привитое к культурному еврейскому дереву через Иешуа. Два стали одним в Нем:

Предметы в скинии в пустыне говорили о том, что должно было придти в Новом Завете – одна Невеста Мессии: иудеи и язычники призванные вместе, представленные очищенными и чистыми перед Богом, чтобы пребывать с Ним. Какой сильный символ, и о сколь же славных богатствах говорит Богом задуманная менора. Как замечательно быть приведенными в Новый Завет и видеть исполнение Слова Божьего в Иешуа! Давайте молиться, чтобы еще больше наших дорогих еврейских братьев и сестер приняли новую жизнь в их Мессии – Единственном, на Кого указывает менора.

Источник – oneforisrael.org Перевод – Татьяна Лукощенко для ieshua.org

Последнее: 25.09 (Украина).

В ханукальной меноре 9 свечей вместо 7

Как мы уже сказали, храмовая менора представляла собой семисвечник, все огни которого располагались на одном уровне. Ханукальный светильник отличается тем, что в нем, во-первых, девять свечей, а во-вторых, восемь из них расположены на одном уровне, а девятая чуть выше (в редких случаях чуть ниже). Эта особенная девятая свеча называется шамаш и является вспомогательной – с ее помощью зажигаются остальные огни меноры, после чего она занимает свое выделенное место.

Кроме того, ханукия не всегда изготавливается в виде храмовой меноры с дополнительными ветвями, чаще она представляет собой монолитный подсвечник для 8 свечей, у которого с правой стороны есть отдельное место для шамаша.

Значение меноры

Исследователи указывают на символичность каждого элемента реликвии. Некоторые говорят только о его эстетическом значении. На этот счет существуют разные мнения.

  1. Семисвечник — олицетворение науки, корни которой стоит искать в Торе.
  2. Менора указывает на человека, который может принимать Божественный свет, используя Тору. Поэтому высота этой храмовой принадлежности достигала его роста.
  3. Реликвия символизировала веру в приход Мессии.
  4. Светильник означает многообразность человеческой природы. Все люди имеют общие истоки и цели, но для их достижения выбирают разные пути.
  5. Ветви символизируют Дерево Жизни. Иногда менору трактуют как перевернутое дерево, которое питается с помощью небес.
  6. Огонь меноры указывает на нужду человечества в свете не только сверху, но и снизу. Каждый должен вносить свою мудрость в окружающий мир.

Семисвечник менора в иудаизме

Части меноры с названиями

Основное значение семисвечника в иудаизме — божественный свет, мудрость, возрождение, бытие, чудеса. Число 7 у евреев — это гармония сил мироздания. Означает полноту и завершенность дней творения мира.

Менора должна располагаться на подоконнике или у двери

Во времена Талмуда, когда люди жили в частных домах, выйти из которых на улицу можно было только пройдя через внутренний двор, было принято ставить ханукию у входа во двор. Наличие мезузы справа от входа и меноры слева1 придавало ему особую святость.

Когда обстоятельства изменились и люди стали селиться в домах, рассчитанных на большее количество семей, ханукия переместилась внутрь помещения. В наши дни чаще принято ставить ее на подоконник, чтобы с улицы или из соседних домов можно было увидеть свет наших свечей, однако некоторые по древней традиции продолжают располагать ханукию ближе к входной двери.

Семь ветвей

Как мы знаем, семь – это Божье число совершенства, но, несмотря на множество лампад, она сделана из одного «куска». Семь в одном, подобно радуге или неделе. Мы знаем, что это представляет присутствие Божье посреди них и в Откровении мы также видим светильники, представляющие присутствие Духа в церквях, которым Иоанн писал послания от Иешуа. Там перечислены семь церквей, и в то же время – одна Невеста Иешуа.

Другой аспект замысла семи ветвей – это то, что это напоминает дерево. В еврейской традиции, менора – это напоминание о Дереве Жизни из истории сотворения. В Новом Завете, в книге Откровение мы можем видеть, что дерево связано с вечной жизнью. Адам и Ева были изгнаны от него, и Откровения 22 глава рассказывает нам, что те, кто в чистых одеждах имеют право вкушать от него. Таким образом, менора говорит о вечной жизни с Богом для Его Невесты, доступной всем нам только через кровь Мессии. В 15 главе Иоанна Иешуа сказал: «Я – истинная виноградная лоза, а вы – ветви». Он есть дерево и только в Нем мы можем духовно жить и приносить плод.

Семисвечник менора в иудаизме

Менора и ее роль в иудейской культуре

Редкий предмет удостоился быть упомянутым в священном писании. Меноре же посвящено несколько страниц. Речь, причем, идет не только о священной для каждого иудея Торе, а и о Библии. Светильник с семью ветвями неоднократно упоминается у самых разных народов и в самых разных описаниях. Та менора, которую принято называть первой, главной, была отлита из чистого золота в человеческий рост по приказу Моисея. Образ же, по которому делась отливка, как настаивает Тора, был представлен самим Богом во время составления заветов на горе Синай.

Имя скульптора, работавшего над изготовлением артефакта, история сохранила – это золотых дел мастер Бецалель, детально воспроизводивший по описанию Моисея каждый штрих. В Торе же говорится, что Всевышний, поняв бесполезность попыток воплотить его слова, создал светильник сам.

Писание сообщает и о других чудесах, связанных с этим культовым предметом. Так, при нехватке масла, которое по заветам должно быть исключительно первоотжимным, светильник в одном из храмов на празднование горел 7 дней практически без наполнения. В тяжелые годы священнослужители свидетельствовали о явно неравномерном горении символизирующих разные дни рожков: заправленный единожды второй горел безостановочно все 7 дней.

Менора почитается иудеями наравне с другими самыми серьезными символами веры. По аналогии с крестом христиан на могильных камнях собратьев еврейский народ высекал очертания меноры. Да и взглянув на герб Израиля, несложно оценить степень уважения к этому предмету. Подсвечник менора изображен даже на основном государственном символе.

Что символизирует семисвечник?

Семисвечник менора в иудаизмеФото: Hram-olgi.ru

По словам иеромонаха Иова (Гумерова) новозаветная Церковь унаследовавшая Богооткровенную религию Ветхого Завета, восприняла семисвечник в качестве священного символа благодатных даров Святого Духа (Откр. 4:5).

Семисвечник символизирует:

  • Семь Таинств Церкви: Крещение, Миропомазание, Священство, Венчание (брак), Причащение, Покаяние (исповедь), Соборование;
  • Семь Вселенских Соборов;
  • Древо Жизни, находившееся в середине Рая;
  • Семь Церквей из видения апостола Иоанна Богослова;
  • Семь дней Творения;
  • Богатство и полноту Божественной благодати.

В Новом Завете духовный смысл семисвечника получает глубинное значение. Теперь он означает не только присутствие Бога среди верующих людей, но и служит напоминанием каждому православному человеку об изливаемой на него Божией благодати, которая преображает людей, дает возможность спасения и соединения с Богом через Таинства Церкви.

Менора или ханукия: что общего и в чем разница

Правоверный иудей вряд ли спутает эти два термина, но даже пресса, делающая репортажи о празднованиях, часто путает светильники. Изначально менорой называли любой светильник с исходящими от общей оси ветвями. Чуть позже за традиционной менорой закрепилось второе название “семилампадник”. Ханукия, которую часто называют менорой, имеет и несколько другой вид, и совершенно иное значение. Ее место на празднике, в то время как менора может быть и повседневным атрибутом. В ханукии ветвей девять, это число соответствует дням празднования. Свечи зажигаются в строго оговоренном в писании порядке от свечи “служки”. К концу празднования, в самый его апогей ханукия предстает во всей красе, полностью зажженная.

Менора является общим аксессуаром, в то время как ханукия у каждого из мужчин в доме, включая детей, своя собственная. В дни празднования Хануки в семьях, которые многочисленны и дружны, на подоконниках выстраиваются целые гирлянды из подсвечников. При этом каждый из светильников уникален и оригинален. Таким образом, менора или ее родная сестра ханукия в современном Израиле может вполне считаться символом и домашнего очага и материнства. Тора никак не ограничивает принцип приобретения этого аксессуара: решением купить подсвечник менору в подарок не нарушаются никакие каноны. Адресат же такого презента наверняка оценит уважительное отношение к своей культуре.

Основное отличие ханукии от Меноры, кроме количества рожков, — требование выстроить лампадки ханукального подсвечника в одну линию. Для меноры это требование обязательным не является, и ветви некоторых моделей даже не расположены в одной плоскости.

Свет

Прежде всего, свет, излучаемый массивной менорой, в темной палатке был мощным символом Божьего света и святости в нашем темном и греховном мире. Согласно еврейской традиции, это напоминает народу Израильскому, что они так же призваны быть Его «светом народам», как установил Бог в книге Исаии 42:6. Мягко льющийся свет, без каких-либо усилий – «не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь» в книге Захарии 4:6, когда пророк спрашивает о меноре. Это символ раскрытия Божьей славы, истины и света в мире. И Его народ призван быть Его представителями, также неся этот свет. Иешуа учит нас в Евангелии Матфея 5 главе, что и мы также призваны быть светом миру:

Свет – это свидетельство Бога и о Боге.

В 8 главе Иоанна мы видим Иешуа говорящим в Храме и провозглашающим: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни». Тогда фарисеи сказали Ему: Ты Сам о Себе свидетельствуешь, свидетельство Твое не истинно». Стих 20 говорит нам, что «Сии слова говорил Иисус у сокровищницы, когда учил в храме». Он стоял рядом с огромной храмовой менорой, провозглашая себя тем светом и свидетелем, каким Он в действительности и был. Менора была тенью грядущего Мессии и Его избранных свидетелей миру – тела верующих.

Что представляет собой менора

Семь свечей, семь теней

Пляшут на камнях ( Кипелов)

Итак, менора – что это такое? Как вы можете видеть на фото, предмет представляет собой оригинальной формы канделябр, рассчитанный на семь свечей. Впрочем, во времена Исхода и Иерусалимского храма свечи не использовались, вместо них Первосвященник заливал в священные сосуды свежее оливковое масло.

Семисвечник менора в иудаизме

Священник наполняет светильник маслом

Считается, что шесть «ветвей» меноры символизируют собой человеческую мудрость, направляемую центральным стержнем – ветвью Божественного света. В Скинии семисвечник находился в южной части храма, перед завесой, которая скрывала Святая Святых от посторонних взглядов. По свидетельству историка и военачальника Иосифа Флавия, три из семи чаш меноры горели не только ночью, но и днём.

Зажигание лампад

В процессе использовали оливковое масло первого отжима, потому что в нем нет осадка. Зажигали менору придерживаясь определенных правил.

  1. С вечера в чашечки наливали масло, количество которого было всегда одним и тем же — половина лога. Его хватало на наиболее длинные ночи. Если они были короткими, то масло оставалось на утро.
  2. Семисвечник должен был гореть целую ночь, поэтому первосвященник зажигал его в сумерки, а утром чистил горелки.
  3. Две крайних лампады с запада должны гореть до завершения утренней службы. Во Втором Храме 3 свечи были зажженными и днем.

Пламя Меноры имеет название Нер тамид, что в переводе означает «постоянный светильник».

Согласно преданию, с одной из ветвей случилось чудо, которое не могли объяснить. Говорится о средней лампадке, которая размещалась ближе к западу от трех восточных. Она всегда горела дольше других, хотя в горелку наливали такое же количество масла. За 40 лет до разрушения Второго Храма чудо прекратилось.

Семисвечник менора в иудаизме

Менора на монетах царя Маттатии Антигоноса. Бронза. 37-40 до н.э. Музей Израиля, Иерусалим

Существуют разные мнения насчет продолжительности горения западного светильника. Одни утверждают, что он давал свет до полудня, другие указывают, что лампада горела до вечера. Некоторые исследователи говорят о том, что зажигали святой атрибут раз в год.

История семисвечника

Господь указал Моисею, как сделать менору и как правильно ее зажигать. Его послание можно увидеть в Библии. По преданию, задание для пророка оказалось непосильным, и Всевышний самостоятельно создал семисвечник. Он был выполнен из чистого золота и имел такой вид:

  • ствол по центру с основанием;
  • от него отходило по 3 ветви в две стороны — каждая членилась двумя и завершалась своеобразными емкостями, которые называются гвиим;
  • эти чашечки в виде бокалов — скульптурные изображения завязей плода и цветка;
  • горелки снимались;
  • лампады направлены к центру.

Всего реликвия имела гвиим, завязей и 9 цветков. Чашечки отличались широким отверстием и зауженным днищем. Завязь заостренная, немного угловатая. Цветок отличался отвернутыми краями. Мудрецы Талмуда считали, что менора имела такие размеры:

  • высота — ладоней, что составляет 1,33-1,73 м;
  • ножки в качестве основания длиною в 3 ладони;
  • ширина — 9 ладоней.

Семисвечник менора в иудаизме

Старинная менора

В Скинии семисвечник размещался в святилище перед завесой с южной стороны. Ветви были направлены на юг и север. Менора освещала священнослужителей. В Скинии была сооружена лестница из акации, имевшая три ступени. В честь царя Соломона ее сделали из мрамора. По ней поднимался священник, чтобы зажечь светильник. На второй ступени размещались оливковое масло, лопатки, щипцы и др.

Согласно древним еврейским источникам, существует связь между семисвечником и неким растением. Есть утверждение, что им является мориа — цветок из рода шалфея. Но он не всегда имеет 7 разветвлений. Особо напоминает менору дикий вид этой культуры. Согласно одному из мнений, чаши, орнаментированные в виде золотых цветков, это цветы белой лилии.

Еврейская менора, или минора, появилась задолго до Звезды Давидовой. Ее история неоднозначна.

Период Первого Храма

В Х веке до н. э. Соломон построил храм. В нем была размещена менора, а кроме нее, еще пять других золотых подсвечников.

Есть упоминания о еврейском семисвечнике во времена второго взятия Иерусалима вавилонянами

Но принимая во внимание некоторые источники, можно говорить о том, что название использовали для всех светильников. Лишь со временем термином снова начали обозначать принадлежность святилища

Семисвечник менора в иудаизме

Менора Первого Храма на саркофаге

В 586 году до н. э. Навуходоносор разрушил Соломонский храм. Вся золотая утварь была уничтожена, в т. ч. и меноры. Дальше о них упоминания отсутствуют. Но согласно одной из легенд, семисвечники были спрятаны и возвращены евреями по окончании их изгнания.

Времена Второго Храма

Точных сведений о присутствии во Втором храме меноры с начала его строения нет. Примерно в 170 году до н. э. она была уже точно. Размещалась в храме одна — другие подсвечники не использовались. На это указывает Бэн-Сира. В 169 году до н. э. семисвечник отправили в Сирию. В 164-163 годах до н. э. утварь была возобновлена и менору начали зажигать снова. Мудрецы полагают, что сразу после восстановления она была железной, со временем семисвечник выполнили из золота.

Семисвечник менора в иудаизме

Завоевание Иерусалима римлянами

За 70 лет до начала новой эры римляне осадили Иерусалим. Многие принадлежности храма были закопаны в землю, чтобы они не достались врагам. Но кое-что недруги нашли, в т. ч. и два светильника. Вероятно, что многое так и осталось под завалами.

Использование символа

После развала храма семисвечник потерял свое практическое значение. Запрещалось делать точные его копии в качестве других храмовых принадлежностей. Поэтому позднее появились другие виды светильников — без сложных элементов декора, с 4, 6 или 9 ветвями.

Наиболее точное изображение меноры, которое сохранилось до теперешнего времени, можно встретить на знаменитой арке Тита, которая находится в Риме. Она была сооружена при царе Домициане. По центру на барельефе изображены пленные, несущие семисвечник. Это изображение — основа символа, присутствующего на гербе Израиля.

Семисвечник менора в иудаизме

Описание меноры в Библии

Некоторые исследователи находят в знаке отличия от меноры, которая описана в Библии. Ими выдвинуто предположение, что римляне заполучили не известный семисвечник, а другой светильник храма. Критики этой версии говорят о таких возможных причинах происхождения отличий:

  • основание реликвии было повреждено и заменено;
  • художник изображал ее по памяти.

Еврейские корни знака

Евреи выбрали символ, чтобы отметить свою религиозную и национальную принадлежность. Менору используют в качестве опознавательного знака иудаизма, как крест у христиан. Исследователи указывают на разные причины выбора изображения семисвечника как символа евреев.

  1. Менора — единая храмовая принадлежность, изготовлена из одного куска золота.
  2. Предмет имеет большое символическое значение. Уступает только Ковчегу, предназначенному для хранения Скрижалей Завета. Его скрывали от посторонних глаз. А семисвечник могли видеть все.
  3. Реликвию создал сам Всевышний. Это единственное храмовое имущество, полученное в результате чуда.
  4. Светильник не использовали в языческих ритуалах.
  5. Свечам в этой религии отводится особое место.

Применение в давний период

На давних захоронениях еврейского народа всегда встречается знак Меноры. Такие подсвечники найдены при раскопках храмов древней Сирии и Ханаана. Они принадлежат к периоду, который датируется XVIII-XV веками до н. э. Но предметы были из глины, имели 7 чаш и в большинстве случаев у них отсутствовала ножка.

Семисвечник менора в иудаизме

Менора на погребальном камне

Подтверждением того, что меноры появилась очень давно, являются ассирийские печати родом из Каппадокии с нанесенным символом. До этого многие поддавали сомнению утверждение о том, что семисвечник принадлежит периоду не ранее V или IV веков. Изображения символа встречаются также на таких предметах:

  • монеты Антигона — 37 год до н. э.;
  • часть штукатурки 37-4 года до н. э. — найдена в Верхнем иерусалимском городе;
  • солнечные часы I века н. э. — раскопаны около Храмовой горы;
  • лампы из глины 70-130 годов до н. э. — найдены в результате археологического исследования Древнего Хеврона.

Детали изображений отличаются. Общими являются три элемента — ствол, основание, 6 ветвей. Ранние символы имеют бокалы, расположенные на одном уровне или в виде дуги. Поздние — планку, которая соединяет ветви и предназначена для горелок.

Со II века еврейский народ использовал символ для украшения стен гробниц, саркофагов. Его также изображали на полах синагог, фресках, росписях. Из-за своего мистического значения рисунок наносили на емкости из стекла, талисманы, печатки и т. д.

В Средние века семисвечник используют в качестве элемента рукописей, окладов. Позднее символ использовали, как рисунок для Мизрах. Его применяли для декорирования Ковчега. На талисманы наносят 7 слов или столько же стихов в виде подсвечника.

Настоящее время

Изображение меноры сегодня наиболее распространенный символ евреев. Он встречается на синагогах, в витражах, разных архитектурных зданиях. Им украшают футляр Торы, Ковчега. Знак наносят на монеты, марки, сувениры. Семисвечник является основным элементом израильского герба, потому что он истинно отражает принадлежность к еврейскому народу.

Семисвечник менора в иудаизме

Золотая Менора в Иерусалиме

В 1956 году парламент Британии подарил скульптуру в виде меноры. Она имеет 5 м в высоту, отлита из бронзы. Размещена возле входа в Кнессета в Иерусалиме. В этом здании также есть мозаика на стене, элементом которой является светильник.

Мнения о значении Меноры

Менора всегда занимала воображение комментаторов Библии и учёных, по их мнению, все её детали были глубоко символичны. Известны многочисленные мистические интерпретации Меноры и её семи ветвей.

Менора в Иудаизме символизирует: Божественный свет, Мудрость, Божественную защиту, Возрождение, Еврейский народ, Жизнь, Иудаизм, Преемственность, Чудо.

Древняя модель мира включала в себя семь небес, состоящих из семи планет и семи сфер. Еврейский философ Филон Александрийский придерживался подобной модели и утверждал, что семь планет — это высшие небесные объекты, доступные восприятию наших органов чувств. Он также считал, что золото меноры и свет меноры символизируют Божественный свет или Логос (Слово).

Иосиф Флавий писал:

То есть, по его мнению, семь ветвей меноры — это Солнце, Луна и планеты: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн.

По мнению Маймонида (Египет, XIII век):

Тем самым, с точки зрения Маймонида, менора имела сугубо эстетическое значение.

Дон Ицхак Абарбанель (Испания, XV век) в своём комментарии на Пятикнижие писал:

Таким образом, по мнению Абарбанеля, семь лампад меноры — это «семь наук», то есть «семь свободных искусств» (тривиум и квадриум) средневекового университета. Тем самым менора олицетворяет науку, «коренящуюся в божественной Торе» и потому существующую в полной гармонии с еврейской религией.

Один из наиболее подробных анализов символического значения меноры приводит знаменитый каббалист и мистик рабби Моше Альшех (XVI век):

Зажигание приходится на время наступления темноты

Обычай многих общин заключается в том, чтобы зажигать ханукальные свечи вскоре после захода солнца (кроме пятницы, когда это необходимо сделать раньше, перед шабатними свечами, и следующей ночи, когда зажигание откладывается на время после произнесения авдалы).

В других же общинах ханукию зажигают уже после наступления полной темноты (примерно через полчаса после захода солнца). Чтобы уточнить актуальную для вас информацию о времени зажигания свечей, обратитесь в свою общину или загляните в календарь, где указано время захода солнца. В любом случае ханукальные свечи должны соответствовать определенным требованиям и гореть после захода солнца не менее 30 минут.3

Светильник в христианстве

В давние времена на алтаре размещали подсвечник для двух свечей. Он символизировал естество Спасителя. Со временем на престол начали ставить светильник, подобный меноре. Семисвечник в православии имеет такое значение:

  • символ меноры Скинии и Храма;
  • Дух Святой.

Эти толкования объединяются, указывая на тот факт, что церковь является новым, усовершенствованным храмом. Семисвечник символизирует 7 церковных таинств. Ветви светильника означают богатство Божьей благодати.

Сложно понять, когда в христианстве начали применять символику иудаизма. Согласно результатам археологических раскопок в Палестине, еще в VI веке менору использовали наравне с крестом. Ее изображение находили вместе с символом христианства. Их сочетание встречалось на стенах домов, на руинах церквей, на алтарях, на лампах и т. д.

Семисвечник менора в иудаизме

Большая менора в храме

Соединение знаков имеет два объяснения:

  • предметы принадлежали обращенным евреям;
  • христиане перенесли символику на новую веру.

Ранние церковные отцы говорили о меноре, как о символе Христа. Но стоит понимать, что христианские семисвечники отличаются от еврейских формой.

История семисвечника

Семисвечник менора в иудаизмеФото: Kazanskiy-sobor.cerkov.ru

Впервые семисвечник упоминается в Ветхом Завете в связи с устройством первого храма – скинии во времена скитаний еврейского народа по пустыне. Золотой светильник (евр. менора) был отлит из цельного куска золота весом в 35 кг (Исх. 25: 31) и установлен пророком Моисеем по повелению Божию в скинии. Затем его расположили в алтаре Иерусалимского храма. Менора была выполнена в виде толстого стебля с шестью ветвями на круглой подставке. Ее стебель и ветви венчали лампады, наполненные лучшим оливковым маслом. Возжигались они вечером и не тушились до утра (Лев. 24:3).

Существует предание, согласно которому средняя лампадка горела дольше других, хотя количество масла во всех чашечках было одинаковым. Чудо прекратилось за 40 лет до уничтожения Второго Иерусалимского храма.

Со временем в иудаизме менора утратила духовное значение, превратившись в национально-религиозный знак (эмблему) Израиля. Она стала символом иудаизма и теперь красуется на гербе государства Израиль.

То, что нельзя копировать

Вся культура иудаизма построена на символизме, толкованиях и атрибутике. Некоторые правила и традиции кажутся удивительными. Подсвечник менора, образ которого продиктован Богом в деталях, и который, казалось бы, должен быть объектом для подражания, нельзя копировать. Писание четко говорит, о запрете на воссоздание светильников повторяющих форму и декор изначальной меноры, как о недостижимой попытке передать без искажений слово Всевышнего. Именно поэтому, на прилавках магазинов меноры, как и ханукии, представлены в большом разнообразии.

Некоторые сохранили на себе отпечаток религиозного символизма, а некоторые откровенно демонстрируют светское предназначение. Подсвечник вполне можно использовать по прямому назначению, при всей строгости традиций Тора этого не запрещает. Оригинальные и стильные меноры можно использовать в качестве романтического освещения за ужином.

Свечи и масло одинаково пригодны

Выбирая ханукию для покупки, вы можете увидеть, что одни предназначены для свечей, а другие – для масла. Оба вида подсвечников можно использовать, однако предпочтительнее все же выбрать масляную ханукию и зажигать в ней именно оливковое масло:  потому что ханукия напоминает нам о храмовой меноре (в которой горело оливковое масло), и именно с ним произошло ханукальное чудо, когда маленького кувшинчика масла хватило для на целых 8 дней.

И независимо от того, какую ханукию вы предпочтете, обязательно убедитесь, что ваши свечи (чашечки с маслом) смогут гореть не менее получаса. В крайнем случае всегда можно сделать ханукию из составленных в ряд свечей-таблеток, которые обычно горят не менее 3 часов – тогда у вас абсолютно точно будет кошерная менора.

Семисвечник менора в иудаизме