Логос

Восточное понятие Логоса

  • сходство учения Лао Цзы с философией Гераклита
  • Дао Дэ Цзин в китайской философии

ЛогосУчение древнекитайского философа и мыслителя Лао Цзы тесно переплетается с понятием Логоса у Гераклита. Гераклит понимал Логос как нечто связующее и творящее противоположные вещи и явления (борьбу и единство противоположностей), так и Лао Цзы выдвигал теорию, что Дао — это некий путь или движение двух полярностей Инь и Ян, которые рождаются Дао и следуют сообразно ему. Таким образом, как только два противоположных начала разъединяются и движутся обособленно, то они в итоге подвержены распаду и умиранию, но только они соединяются и начинают двигаться по пути, то сразу приходят к гармонии.

Вследствие разъединения, перехода и движения этих начал появляется мир в его разнообразии. Однако возникновение мира не имеет и не имело начала, как в библии или мифологии. Мир, как и вся вселенная, существовал всегда. Нужно осознавать не само время зарождения, а сам принцип существования и движения, т. е. процесс развития чего-либо от начала и до конца.

В китайской философии Дао — это высшая форма бытия, космическая пустота, которая не является пустой, а просто её содержание невидимо для нашего разума и следовательно нераспознаваемо им. Это может быть гравитационная, электромагнитная, ультрафиолетовая энергия, которые мы не видим, но они постоянно на нас воздействуют и являются объектом изучения учёных.

ЛогосСогласно философии Лао Цзы, Дао — это ноль, круг, пустота, космос, вакуум. Дао порождает единицу (предел). Отсюда появляется выражение: «Беспредельность Великого предела». Предел — это китайский символ круга с двумя энергиями Инь и Ян. Двигаясь в соответствии и посредством Дао, эти энергии зарождают множество разнообразных форм во Вселенной.

Лао Цзы основатель философии даосизма в своём трактате «Дао Дэ Цзин» так Логосописывает понятие Дао: «Дао не нападает, но достигает успеха», «Дао следует естественности», «Дао вечно и не имеет имени». Итак, в философии Лао Цзы Дао — это источник, из которого берёт все начало, а Дэ — это метод или способ, с помощью которого нужно стремиться слиться с всемогущим Дао. С Дэ сходен принцип У-вей, т. е. недеяния.

Мудрец много не говорит и ничего не доказывает. Он показывает правильный путь своими поступками и делает добро согласно закону Дао. В его поступках нет борьбы, а только справедливое деяние.

Определение слова «Логос» по БСЭ:

Логос (греч. lуgos)термин древнегреческой философии, означающий одновременно «слово» (или «предложение», «высказывание», «речь») и «смысл» (или «понятие», «суждение», «основание»).при этом «слово» берётся не в чувственно-звуковом, а исключительно в смысловом плане, но и «смысл» понимается как нечто явленное, оформленное и постольку «словесное». Из бытовой сферы в понятие«Л.» вошёл ещё момент чёткого числового отношения — «счёта», а потому и «отчёта» (lуgon didуnai — «отдавать отчёт»). Л. — это сразу и объективно данное в котором ум должен «отдавать отчёт»,и сама эта «отчитывающаяся» деятельность ума, и, наконец, сквозная смысловая упорядоченность бытия и сознания. это противоположность всему безотчётному и бессловесному, безответному и безответственному, бессмысленному и бесформенному в мире и человеке.Термин «Л.» введён в философский язык Гераклитом, который использовал внешнюю созвучность этого термина с житейским обозначением человеческого «слова», чтобы в духе иронического парадокса подчеркнуть пропасть между Л. как законом бытия и неадекватными ему речами людей. Космический Л., как и подобает слову,«окликает» людей, но они, даже «услышав» его, неспособны его схватить и постичь. В свете Л. мир есть целое и постольку гармония, но обыденное сознание ставит свой частный произвол выше «общего» и по-разному оценивает равно необходимые части целого. Внутри этого всеединства«всё течёт», вещи и даже субстанции перетекают друг в друга, но равным себе остаётся Л. — ритм их взаимоперехода и законосообразность их взаимоотношения. т. о., благодаря понятию Л. гераклитовская картина мира при всей своей динамичности и катастрофичности сохраняет стабильность и гармонию. В целом учение Гераклита о Л. представляет близкую историко-философскую аналогию учению Лао-цзы о Дао.У более поздних древнегреческих натурфилософов, у софистов, у Платона и Аристотеля термин «Л.» утрачивает фундаментальное онтологическое содержание. Лишь Стоицизм возвращается к гераклитовскому понятию субстанциального мирового Л., описывая его как тонкоматериальную (эфирно-огненную) душу космоса и как совокупность формообразующих потенций (т. н. «семенных Л.»),от которых в инертной низшей материи «зачинаются» вещи. Неоплатонизм наследует эту концепцию, но лишает её натуралистико-материалистических аспектов: Л. оказываются уже не истечениями тончайшей материи, но эманациями умопостигаемого мира, регулирующими и формирующими чувствственный мир. На этом завершается история классической античной интерпретации Л. как«слова», которое субстанциально, но не личностно, и выявляет в себе форму, но не волю. Однако к этому времени понятие «Л.» давно уже вошло в сферу иудейских и христианских учений, где было переосмыслено как слово личного и «живого»бога, окликавшего этим словом вещи и вызывающего их из небытия. Так, для Филона Александрийского Л. есть «образ бога» и как бы «второй бог», посредник между потусторонностью бога и посюсторонностью мира. Для христианства значение термина«Л.» определено уже начальными словами Евангелия от Иоанна — «В начале был логос, и логос был у бога, и логос был бог». вся история земной жизни Иисуса Христа интерпретируется как воплощение и «вочеловечение» Л., который принёс людям откровение и сам был этим откровением(«словом жизни»), самораскрытием «бога незримого». Христианская догма утверждает субстанциальное тождество Л. богу-отцу, чьё «слово» он представляет собой, и рассматривает его как второе лицо троицы.Некоторые русские философы-идеалисты (В. Ф. Эрн, П. А. Флоренский) употребляли термин «Л.» как обозначение «цельного» и «органического» знания, характеризующегося равновесием ума и сердца, анализа и интуиции.Лит.: Трубецкой С. Н., Учение о логосе в его истории, 2 изд., М., 1906. Лосев А. Ф., История античной эстетики, , М., 1963. Kelber W., Die Logos-lehre von Heraklit bis Origenes, Stuttg., 1958.С. С. Аверинцев.

Логос

От мифа к логосу

Существуют самые разнообразные концепции данного перехода, от устаревшего типа мировоззрения к принципиально новому. Однако в качестве основополагающих выделяют следующие:

Мифогенная теория

Суть данной концепции – утверждение о том, что философия античности является следствием древнегреческих мифологем второго поколения, выступая их так называемой рационалистической интерпретацией.

Миф здесь рассматривается в качестве аллегории, за которой скрывались подлинные исторические факты, реальные события, но сильно искажённые и неверно истолкованные. Метафора носила обобщающую функцию, посредством которой человек через определенные признаки обозначал абстрактные понятия. Со временем потребовалось рационализировать миф (перевести существующую систему эпитетов и аллегорий на язык категорий и понятий).

Итак, можно сказать, что философия – это адаптированная к соответствующей эпохе мифология.

Одним из вариантов рассматриваемой концепции выступает символическая теория, интерпретирующая миф в качестве единого чувственного смысла и образа, подкрепленного традицией и ритуалом.

Гносеогенная теория

На первый взгляд, можно подумать, что она является противовесом вышерассмотренной. В сущности данной концепции заложено утверждение того, что философия никак не перекликается с мифологией, потому что имеет иной источник. Мировоззренческие взгляды на мир формировались на базе научно-теоретических знаний и обобщений реально происходящих событий. Философская мысль эволюционировала посредством знаний, в корне противоположных фантастическим представлениям и вере. В связи с этим были сделаны выводы о том, что мифология не может выступать предысторией философии (I том «История философии»).

Гносеогенно-мифогенная теория

Как уже видно из названия, данная концепция скрещивает первые две радикальные теории. Она утверждает, что и внутри мифа существуют составляющие здравого смысла, многолетнего опыта, и за его пределами есть элементы науки из разных областей (медицины, математики и др.), заимствованные на Востоке.

Социоантропоморфная (историко-психологическая) теория

Ее представитель — французский антрополог, историк и исследователь Жан-Пьер Вернан («Происхождение древнегреческой мысли»). Он объясняет процессы бытия с точки зрения рациональности посредством проецирования их на повседневно происходящие ситуации, то есть осуществляется трансформация образа мышления: все космические явления стали пониматься через рутинные события, а не языческие действия богов.

Логос

Таким образом, в основе каждой концепции лежат два понятия — миф и логос. Философия, если можно так сказать, эволюционировала от первого термина ко второму. Как уже стало понятно, существует множество точек зрения относительно данного перехода.

Логос

Что означает слово Логос в философии нашего времени?

  • Логос в философии Канта и Гегеля
  • Логос в практической философии

В современном обществе понятие логоса утрачивает своё первоначальное глобальное значение и заменяется логикой и стремлением познать все процессы бытия логическим рациональным путём. Таким образом, познание действительности с помощью разума, математики и опытным путём ставится на первое место. По мнению И. Канта природа вещей, т. е. Логос или «вещи в себе» недопустима нашему познанию. Познать можно только явление (способ), посредством которого вещи обнаруживаются в нашем опыте. Таким образом, мы можем познать только следствие, а глубочайшая причина будет все время скрыта от нас.

ЛогосВенцом философской мысли стало творение Ф. Гегеля «Феноменология духа», в котором он объединил важнейшие законы и категории философского знания и опыта, обосновал тезис о единстве логики и теории познания и создал на основе этого новое учение диалектику.

По словам Гегеля, в основе всех процессов в природе и Вселенной лежит Абсолют, духовное и разумное начало, т. е. мировой дух, разум, идея. Идея зарождается в разуме (мышлении), потом переходит в форму «инобытия», т. е. в природу и в итоге возвращается в дух (развитие идеи в мышлении и истории). Таким образом, идея возвращается к самой себе, только уже обогащённая приобретённым в реальности опытом. Так, по Гегелю в качестве Логоса перед нами является Высший Разум или Дух, из которого зарождаются идеи, проходящие через реальность, и снова в него возвращающиеся.

В современной философии у Рерихов в трактате «Агни йога», которая основана на индийских Ведах, говорится об Абсолюте, т. е. Логосе, как об огне все порождающем и очищающем всю сотворённую им материю. Огонь называется АУМ, т. е. Высший Разум, который встречается в Ведах и носит название ОМ.

Давайте обратимся к представлению современных учёных о развитии и возникновении Вселенной. Наша Солнечная система образовалась вокруг Солнца примерно 4,5 млрд лет назад. Жизнь звёзд примерно 9 млрд лет. Под действием всемирного тяготения газ и космическая пыль сгущались и образовалось газопылевое облако. Плотность вещества в ядре Солнца постепенно увеличивалась и когда температура достигла 15 млрд градусов водород загорелся и начал превращаться в гелий. Произошла термоядерная реакция, ядро загорелось и вспыхнуло и появилась звезда — светящееся космическое тело. Из остатков вещества появились планеты и другие объекты Солнечной системы.

Получается прав был древнегреческий философ Гераклит, говоривший об огне, как о первоисточнике и творении всех объектов и всего сущего во Вселенной.

Рассматриваемое понятие в рамках русской религиозной философии

Термин «логос» в форме ее действующего словаря появляется в XIX–XX вв. Всеобщность темы задает русский мыслитель В. С. Соловьев, с точки зрения характерного именно для него «александрийского» контекста евангельского учения («Философские начала цельного знания» и «Чтения о Богочеловечестве»).

К разного рода интерпретациям понятия «логос» довольно часто прибегали знаменитые философы «всеединства» (Булгаков, Карсавин, Флоренский, Франк).

Русский философ В. Ф. Эрн выдвигает неославянофильскую идеологию логизма, представленную во введении сборника «Борьба за Логос» («логос есть лозунг»), которая противопоставляется эллинско-христианскому логосу западного рационализма.

Интерпретация понятия

Древнегреческий термин «логос» был использован впервые философом и политическим деятелем Гераклитом. Он применял его в своем учении в качестве одного из главных понятий. Термин «логос» в философии античности становится впоследствии весьма популярным и приобретает много вариаций трактовок.

Логос

Чаще всего он трактуется как «мысль» либо «смысл» (понятие). Также распространен перевод «слово» (осмысленное, имеющее значение, сведения о предмете или явлении). По-другому, логос — это в философии слово, несущее неотделимую мысль.

В разном контексте данное понятие имело различные значения.

Учение о Логосе Гераклита

Это образец не только древнегреческого материализма в раннем периоде, но и древнегреческой диалектики.

По мнению Гераклита, логос означает то, что свойственно всему и всем вокруг, а также то, посредством чего все управляется всеми. По-видимому, это одна из самых первых его формулировок, где идея первоначала переплетается с едва возникающей идеей тотального закона, управляющего всем сущим.

В ней содержится возможность разграничения философии и физики, а также вычленения деятельности касаемо изучения и описания природы. Конечно, на тот момент Гераклит воспринимал все три элемента как одно целое, объединенное идеей первоначала.

Философский опыт прошлых лет доказывал, что его нельзя отождествлять ни с отдельно взятой вещью, ни с одной из существующих материальных стихий. А впоследствии было установлено, что первоначало нельзя соотносить с материей вообще, так как практически все последующие философы задавались вопросом в отношении возможности объединения человеческой сущности и мира в целом, а в более узком понятии — духа и тела в представителе людской расы. На тот момент требовалось найти принцип, объединяющий любое тело (включая человеческое) с внутренним содержанием – душой. Тем самым эти трудные поиски универсального единения человека и мира приобрели как в рамках философии, так и всей культуры в целом весьма четкие очертания, которые постепенно вылились в глобальную проблему бытия.

Гераклита интересовали преимущественно людские мысли, волнения и страсти. Огонь (невидимый и динамический) в качестве первоначала был приемлем в учении данного философа ввиду того, что он ассоциировался у него с человеческой душой. Так, Гераклит характеризовал одушевленную природу. Согласно его учению, в человеческом теле душа представлена страстями, размышлениями, страданиями и т. п.

Рассматриваемое понятие в философии XX века

Теме логоса здесь уделяется весьма значительное внимание и со стороны религиозных философов нетомистской традиции (концепция К. Ранера, где человек — «слушатель Слова»), и представителями протестантской «диалектической теологии» (Карл Барт)

Существенной оказывается проблематика рассматриваемого понятия, особенно касаемо эллинского наследия, для герменевтики («Истина и метод» Гарамера).

Немецкий философ М. Хайдеггер неоднократно в своих последних работах возвращается к попыткам заново истолковать забытый смысл древнегреческого логоса — «собирающе-раскрывающая» сила.

В рамках постструктурализма данный термин сопоставляется с рационалистической мифологией Запада. Итак, для метода деконструкции Деррида главной целью является «обезвреживание» логоцентризма, синонимичного метафизике.

Логос

Религиозный взгляд на понятие Логоса

  • Ф. Александрийский о Логосе
  • понятие Логоса в христианстве

ЛогосОн считает Логосом Божий высший разум, некое Божество, идею всех идей. Он говорит, что раз человек создан по образу и подобию божьему, то есть некий образ Божий, являющийся типом или образцом всего сущего. Логос — это только тень от Бога, очертание Бога, но не сам ослепляющий свет божий. Логос — это некое существо, наделённое божественными силами. Следуя Логосу посредством экстаза, человек должен уподобиться Богу. Войти в состояние экстаза можно через молитву, обращённую к Богу.

В христианстве под Логосом подразумевается Сын Божий, который рождается богочеловеком Иисусом Христом, чтобы спасти мир от греха. В Евангелие от Иоанна написано, что в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… Таким образом, до появления Слова, т. е. Иисуса Христа, Логос слит с самим Богом, а после рождения разумного существа появляется Слово-логос, символизирующее какой-то Высший Разум.

В современной философии

Понятие логоса, в силу богатства своего содержания, прочно вошло в категориальный аппарат философии различных направлений и использовалось в различных контекстах, в частности, Фихте, Гегелем, Флоренским, Эрном, Хайдеггером и другими философами. С одной стороны, Логос означает «мысль» и «слово» («слово, речь, если они искренни, суть та же „мысль“, но выпущенная наружу, на свободу»), а с другой стороны, — «смысл» (понятие, принцип, причина, основание) вещи или события.

У некоторых русских философов-идеалистов термин «Логос» употребляется для обозначения цельного и органического знания, для которого свойственно равновесие ума и сердца, наличие анализа и интуиции (Эрн, Флоренский).

Р. Бартом развита идея «логосферы» как вербально-дискурсивной сферы культуры, фиксирующей в языковом строе специфику ментальной и коммуникативной парадигм той или иной традиции, конституирующихся в зависимости от различного статуса по отношению к власти (энкратические и акратические языки).