Курд

Этническая структура и языки

Портрет вождя курдского племени . Около 1914 года.

Курды представляют собой совокупность многочисленных и зачастую разнородных племён, называемых вслед за своими эпонимами. Племенная принадлежность до сих пор очень важна в социальных отношениях в традиционном курдском обществе.

Курдский персоязычный историк XVI века Шараф-хан Бидлиси писал, что курды разделяются на четыре народа: курманджи, луры, келхури и гурани. Из них луров, говорящих на юго-западных иранских диалектах, в настоящее время уже обычно не включают в состав курдов. Келхури (вместе с лаки и фейли) составляют сильно дифференцированную южнокурдскую общность, объединяющуюся с гурани и смыкающуюся с лурами на юге. Южные курды населяют иранские останы Керманшах и Илам, а также прилегающие районы на востоке Ирака.

Курманджи — основное надплеменное самоназвание большинства остальных — центральных и северных курдов, включая курдов заза. По сути оно аналогично термину «курд» в старом значении и обозначает носителя определённого социально-экономического уклада, основывающегося на отгонном горном скотоводстве. Тем не менее в научной литературе термином «курманджи» обычно обозначают только северных курдов, за «центральными» курдами (курд. Kurdmancî Xwarû «южные курманджи»), населяющими районы иракской Сулеймании и Иранский Курдистан с прилегающими областями, закрепилось персидское название сорани.

С лингвистической точки зрения все языки/диалекты, называемые ныне «курдскими», можно разделить на следующие группы:

  • курдские языки:
    • курманджи,
    • сорани (южный курманджи),
    • южнокурдский язык (келхури, фейли, лаки);
  • дейлемитские языки:
    • гурани и авромани,
    • зазаки.

Несмотря на то, что и в обиходном употреблении, и в научной литературе часто идёт речь о «курдском языке» и его диалектах, взаимопонимание сильно затруднено уже между носителями курманджи и сорани — наиболее близких курдских языков. Большинство курдов является билингвами и владеет основным языком государства проживания: турецким, арабским, персидским и другими.

Курды и заза

Пространственные отношения между этническими группами, на основе генетических расстояний народов Ближнего Востока

По мнению Минорского, тенденция выделения заза из общего ряда остальных курдов является не совсем верной, так как они также используют, кроме своего наречия, общекурдский язык и не отличаются от остальных курдов по религии и быту[устаревший источник]. Согласно некоторым российским авторам, несмотря на то, что сами заза считают себя курдами, они происходят не из курдских родов и не признаются за курдов — курдами Ирака и Турции, помнящими свою родовую принадлежность. Как отмечает американский исследователь , некоторые авторы считают заза отдельной от курдов этнической группой. Такая точка зрения поощряется властями Турции, как соответствующая политике «разделяй и властвуй».

Генетические исследования

Генетический анализ показывает, что курдский народ тесно связан с азербайджанским, армянским, грузинским и еврейским народами, имеющими некоторых общих предков в северной части ближневосточного региона.

Ориентировочно Y-хромосомная гаплогруппа J2 достигает 23,5 %, гаплогруппы R1b — 11 %, гаплогруппы R1a — 10,5 %, 12 % — у J1 и 12,5 % — у E, 6% — у I, 5 % — у гаплогруппы G, 5,5 % — у T, 2 % — у L.

Техника выполнения

Национальное государство курдов никогда не существовало?

Это гипотеза не соответствует истине.

Истории известны несколько национальных курдских государств. Самым долговечным из них оказалось Ардаланское ханство, которое находилось в приграничных районах Османской империи и Персии и прекратило своё существование только в XIX веке. В разное время, начиная с XVI века, ханство становилось вассальным государством по отношению к Османской империи или Персии, а временами было полностью независимым.

Более поздние, созданные курдами, государственные образования не были признаны мировым сообществом и просуществовали очень недолго.

Араратская Курдская Республика — самопровозглашённое государство курдов, находилось на территории современной Турции, существовало в 1927-1930 годах.

Королевство Курдистан — самопровозглашённое государство, созданное на территории современного Иракского Курдистана, существовало в 1921-1924 годах

Мехабадская республика — самопровозглашённое курдское государство в иранском Курдистане, просуществовало всего 11 месяцев в 1946 году.

Литература

  • Курды // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Мела Махмуд Баязиди. Нравы и обычаи курдов. Пер., предисл. и примеч. М. Б. Руденко. М. ИВЛ, 1963
  • Абдулла Оджалан, В защиту народа, — М., 2007. — 528 с.
  • В. Ф. Минорский, История Ширвана и Дербенда X—XI веков, М., 1963
  • Мосаки Н. З. Турецкая образовательная политика и ассимиляционные процессы у курдов // Мосаки Н. З./ М.: Этнографическое обозрение, № 5.- 2012. C. 87-124.
  • М. Б. Руденко. Отражение некоторых древних обрядов и представлений в современном курдском обрядовом фольклоре. — ПП и ПИКНВ. х. 1974
  • Курды // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8.
  • Dominian L. The Peoples of Northern and Central Asiatic Turkey / Leon Dominian // Bulletin of the American Geographical Society. Vol.-47. N.-11. — 1915. p832 — 868.
  • George S. Ethnic Conflict and the Kurds /George S. Annals of the American Academy of Political and Social Science // Ethni Conflict in the World Today.: Sep.-1977, p. 112—132.
  • Entessar N. The Kurdish Mosaic of Discord / Nader Entessar // Third World Quarterly, Vol.- 11, N.- 4, Ethnicity in World Politics — Oct.1989, pp. 83–100. (англ.)
  • Elphinston W. G. The Kurdish Question / W. G. Elphinston // International Affairs (Royal Institute of International Affairs 1944-), Vol.- 22, No.- 1 — Jan., 1946. pp. 91–103. (англ.)
  • Entessar N. The Kurds in Post-Revolutionary Iran and Iraq / Nader Entessar // Third World Quarterly, Vol.- 6, No.- 4 — Oct., 1984, pp. 911–933. (англ.)

Этническая структура и языки

Портрет вождя курдского племени . Около 1914 года.

Курды представляют собой совокупность многочисленных и зачастую разнородных племён, называемых вслед за своими эпонимами. Племенная принадлежность до сих пор очень важна в социальных отношениях в традиционном курдском обществе.

Курдский персоязычный историк XVI века Шараф-хан Бидлиси писал, что курды разделяются на четыре народа: курманджи, луры, келхури и гурани. Из них луров, говорящих на юго-западных иранских диалектах, в настоящее время уже обычно не включают в состав курдов. Келхури (вместе с лаки и фейли) составляют сильно дифференцированную южнокурдскую общность, объединяющуюся с гурани и смыкающуюся с лурами на юге. Южные курды населяют иранские останы Керманшах и Илам, а также прилегающие районы на востоке Ирака.

Курманджи — основное надплеменное самоназвание большинства остальных — центральных и северных курдов, включая курдов заза. По сути оно аналогично термину «курд» в старом значении и обозначает носителя определённого социально-экономического уклада, основывающегося на отгонном горном скотоводстве. Тем не менее в научной литературе термином «курманджи» обычно обозначают только северных курдов, за «центральными» курдами (курд. Kurdmancî Xwarû «южные курманджи»), населяющими районы иракской Сулеймании и Иранский Курдистан с прилегающими областями, закрепилось персидское название сорани.

С лингвистической точки зрения все языки/диалекты, называемые ныне «курдскими», можно разделить на следующие группы:

  • курдские языки:
    • курманджи,
    • сорани (южный курманджи),
    • южнокурдский язык (келхури, фейли, лаки);
  • дейлемитские языки:
    • гурани и авромани,
    • зазаки.

Несмотря на то, что и в обиходном употреблении, и в научной литературе часто идёт речь о «курдском языке» и его диалектах, взаимопонимание сильно затруднено уже между носителями курманджи и сорани — наиболее близких курдских языков. Большинство курдов является билингвами и владеет основным языком государства проживания: турецким, арабским, персидским и другими.

Курды и заза

Пространственные отношения между этническими группами, на основе генетических расстояний народов Ближнего Востока

По мнению Минорского, тенденция выделения заза из общего ряда остальных курдов является не совсем верной, так как они также используют, кроме своего наречия, общекурдский язык и не отличаются от остальных курдов по религии и быту[устаревший источник]. Согласно некоторым российским авторам, несмотря на то, что сами заза считают себя курдами, они происходят не из курдских родов и не признаются за курдов — курдами Ирака и Турции, помнящими свою родовую принадлежность. Как отмечает американский исследователь , некоторые авторы считают заза отдельной от курдов этнической группой. Такая точка зрения поощряется властями Турции, как соответствующая политике «разделяй и властвуй».

Генетические исследования

Генетический анализ показывает, что курдский народ тесно связан с азербайджанским, армянским, грузинским и еврейским народами, имеющими некоторых общих предков в северной части ближневосточного региона.

Ориентировочно Y-хромосомная гаплогруппа J2 достигает 23,5 %, гаплогруппы R1b — 11 %, гаплогруппы R1a — 10,5 %, 12 % — у J1 и 12,5 % — у E, 6% — у I, 5 % — у гаплогруппы G, 5,5 % — у T, 2 % — у L.

Курды в Турции

С давних времён существует конфликт между турецким государством и курдским национальным меньшинством, составляющим больше 15% граждан Турции. Курдов систематически ущемляют в их правах на протяжении многих лет. Они отвечают на это восстаниями. За такие акции протеста против бесправия, в тридцатых годах прошлого века курды были переселены. Им запретили говорить на родном языке и носить национальную одежду. Новорожденным детям было запрещено давать курдские имена. Их стали называть горными турками. Абдулла Оджалан в 1978 году основал Рабочую Партию Курдистана.

Он призывал курдов к созданию независимого от Турции государства Курдистан. Через шесть лет такие требования переросли в вооружённую борьбу. За время этой войны было убито 40000 человек. Многие курды были переселены. Начиная с 1990 года требования курдов немного изменились. Они стали требовать от турецкого правительства расширенной автономии, как культурной, так и политической.

Курды не преставали бороться. Когда в 2013 году между конфликтующими сторонами были проведены переговоры, было достигнуто соглашение о прекращении огня. Но перемирие закончилось, когда в курдском городе Суруч смертник-террорист подорвал взрывное устройство. Во время этого взрыва погибли 33 молодых курда. Представители РПК обвинили в соучастии турецкое правительство. Курды напали на полицейских и солдат. Началась синхронизированная война с террором. Тысячи граждан были убиты в результате этой войны. Турецким правительством все курдские организации были объявлены террористическими.

Примечания

  1. ↑ Beverley Milton-Edwards, «Contemporary politics in the Middle East» Polity, 2006. pg 231: «They form a population in all four states, making 23 percent in Turkey, 23 percent in Iraq, 10 percent in Iran and 8 percent in Syria (Mcdowell, 2003, p 3-4)
  2. Estimate based on 15 % to 20 % of 26,783,383: World Factbook
  3. Volume 2. Dabbagh – Kuwait University. — Iran, page 1111–1112. // Encyclopedia of Modern Middle East & North Africa. Second Edition. Volume 1 — 4. Editor in Chief: Philip Mattar. Associate Editors: Charles E. Butterworth, Neil Caplan, Michael R. Fischbach, Eric Hooglund, Laurie King–Irani, John Ruedy. Farmington Hills: Gale, 2004, 2936 pages. ISBN 9780028657691
    Оригинальный текст (англ.)

    With an estimated population of 67 million in 2004, Iran is one of the most populous countries in the Middle East. … Iran’s second largest ethnolinguistic minority, the Kurds, make up an estimated 5 percent of the country’s population and reside in the provinces of Kerman and Kurdistan as well as in parts of West Azerbaijan and Ilam. Kurds in Iran are divided along religious lines as Sunni, Shi’ite, or Ahl-e Haqq.

  4. . Дата обращения 21 апреля 2008.
  5.  (недоступная ссылка). Дата обращения 31 марта 2010.
  6. .
  7. Чернин В. Этническая карта Израиля: история, проблемы и перспективы развития.
  8. ↑ G. Asatrian, Prolegomena to the Study of the Kurds, Iran and the Caucasus, Vol.13, pp.1-58, 2009
  9. Schmitt, Rüdiger  (недоступная ссылка). Center for Iranian Studies, Encyclopædia Iranica. New York: Columbia University. Дата обращения 9 мая 2009.  (недоступная ссылка с 03-04-2011 )
  10. История Ирана / М.С.Иванов. — М.: МГУ, 1977. — С. 46.
  11. Strabo 11.13.3
  12. A. Safrastian, Kurds and Kurdistan, The Harvill Press, 1948, p.16 and p.31
  13. McDowall, David. 2000. A modern history of the Kurds. London: I.B. Tauris. p9
  14. D. N. MacKenzie, «The Origins of Kurdish, » Transactions of the Philological Society, 1961b, pp. 68-86.
  15. Закария Канакерци. Хроника. — Москва, 1969. — С. 82.
  16. Аракел Даврижеци. Книга историй. — Москва, 1973. — С. Прим. 3, 4.
  17. Хачатуров К. Курды, черты их характера. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа.. — Вып. 20. — Тифлис, 1894. — С. 65.
  18. Махмудов Н.Х. Курдский народ (на арм. яз.). — Ереван, 1959. — С. 20, 21.
  19. Раффи (Акоп Мелик-Акопян). . — Ереван, 1986. — С. 148.
  20. Худобашев А. М. Обозрение Армении, в географическом, историческом и литературном отношении.. — Тип. 2. — СПб: Отд. собств. е. и. в. канцелярии, 1859. — С. 67—68.
  21. Армянская анонимная хроника 1722–1736 гг. Баку, 1988. С. 13. — Баку, 1988. — С. 13.
  22. Минорский В. Ф. Курды. — Москва, 1915. — С. 3.
  23. Дьяконов И. М. История Мидии. — М.-Л., 1956. — С. 357, сноска 1.
  24. Качевский М.Т. О курдах турецких и персидских. — Вестник Европы, ч. 159, № 8.. — 1828.
  25. В. Минорский. Курды. — Петроград, 1915. — С. 4—5.
  26. Michael M. Gunter. Historical Dictionary of the Kurds. — The Scarecrow Press, Inc., 2011. — С. 85—86.
  27. khazaria, Kurdish Genetics: Abstracts and Summaries . Дата обращения 30 августа 2012.
    Genetic analysis has shown that the Kurdish people are closely related to the Azeri, Armenian, Georgian, and Jewish peoples, descending from some common ancestors in the northern Near East region.
  28.  (англ.)  (неопр.) ?. KurdishDNA (16.10.2014).
  29. Алексеев В. П. Антропологические аспекты индоиранской проблемы. // Историческая антропология и этногенез. — Москва, 1989. — С. 340.
  30. Алексеев В.П. Антропологические аспекты индоиранской проблемы. // Историческая антропология и этногенез. — Москва, 1989. — С. 343—344.
  31. Алексеев В.П. Происхождение народов Кавказа. Краниологическое исследование. — Москва, 1974. — С. 140.
  32.  (англ.). Joshua Project. Дата обращения 10 октября 2017.
  33. Жигалина О. И. «Иранский Курдистан: от конфликта к диалогу». Сборник «Ближний Восток и современность». Выпуск 15. М., ИИИиБВ, 2002. Стр. 352.
  34. Entessar N. The Kurds in Post-Revolutionary Iran and Iraq // Third World Quarterly, Vol. 6, No. 4 (Oct., 1984), p. 931
  35.  (недоступная ссылка). Дата обращения 31 марта 2009.
  36. Entessar N. The Kurdish Mosaic of Discord // Third World Quarterly, Vol. 11, No. 4, Ethnicity in World Politics (Oct., 1989), p. 98.
  37. Elphinston W. G.The Kurdish Question // International Affairs (Royal Institute of International Affairs 1944-), Vol. 22, No.1 (Jan., 1946), p. 103

Этногенез

Высказываются различные гипотезы происхождения курдов — в частности, скифско-мидийская. Версию о происхождении современных курдов от населявших Северную Месопотамию и Иранское плато куртиев подтверждают также античные источники (др.-греч. Κύρτιοι, лат. Cyrtii). В частности, сообщается о племени Куртиев, издревле обитавших в Персии. Куртии населяли горные области стыка Персии и Атропатены Мидийской, а также Армянское нагорье и Курдистан, в Прикаспийских областях и Иранском Азербайджане и были скотоводческим и разбойничьим племенем. Согласно В. Минорскому, во времена древне-персидской монархии курды, по-видимому, входили в состав провинции Армения, где они жили в области Кордуена.

Имя курдов (kwrt) упоминается в среднеперсидских источниках (Карнамак-и Ардашер-и Папакан), но, как отмечают исследователи, в раннем средневековье это был прежде всего социально-экономический термин, означавший у оседлого иранского населения кочевых, живущих в шатрах горцев на западе Иранского плато и мог применяться к любому ираноязычному племени, соответствовавшему этим характеристикам. Именно поэтому вплоть до Нового времени под именем «курдов» объединяли иранские народности, широко расселившиеся в горах Загроса, Верхней Месопотамии и на Армянском нагорье, разговаривающих на разнородных языках/диалектах: курманджи, зазаки, сорани, лаки, келхури, горани, авромани.

Собственно «курдскими» языками/диалектами в настоящее время называют курманджи, сорани и группу южнокурдских языков/диалектов (лаки, келхури, фейли). Согласно исследованиям Д. Н. Маккензи, курдский вместе с белуджским из всех северо-западных иранских языков обнаруживают наибольшую близость к юго-западным языкам (персидскому и его ближайшим родственникам). По этой теории, эта близость отражает существование персо-курдско-белуджского единства в центральном Иране (Мидии), при этом пракурды изначально населили гористые земли Луристана к западу от Исфахана. Существующие в горах Загроса переходные говоры между южнокурдскими и луро-бахтиарскими диалектами могут считаться «мостом» между курдским и персидским языками.

Напротив, происхождение таких «курдских» языков, как гурани и зазаки, также относящихся к северо-западной подгруппе и распространённых соответственно в среднем Загросе и в истоках Тигра и Евфрата, не связано с собственно курдскими диалектами. Эти языки происходят из прикаспийского региона и их распространение связано с миграциями дейлемитов на запад Иранского плато, где они в дальнейшем вступили в тесное взаимодействие с курдами. Гуранийское и зазайское влияние заметно соответственно в северном (курманджи) и центральнокурдском (сорани) языках.

Рецепт

  1. С лимона снять цедру, смешать с сахаром и отставить. В это время выжать сок из лимонов и добавить к сахару.

  2. Яйцо взбить слегка венчиком до однородной консистенции и влить к сахару с лимонным соком, перемешать и отставить на 10-15 минут до растворения сахара и ароматизации от цедры.

  3. Затем процедить смесь в сотейник от цедры и непромешанных кусочков белка, поставить сотейник на огонь и постоянно помешивая готовить курд. Он начнет густеть. Когда курд начнет закипать и появятся первые большие пузыри, курд снимаем с огня, при необходимости еще раз процеживаем и оставляет немного остыть, прежде чем ввести размягченное сливочное масло.

  4. После добавления масла курд пробить блендером и переложить в герметичную емкость. Хранить в холодильнике

Курд

Цитрусовый курд в микроволновке

Курд

Категория:
Десерты Фруктовые десерты

Нежный, с легкой, приятной горчинкой, играющий на солнце золотистыми искорками, тающий во рту и восхитительно пахнущий Новым годом!! Эти дифирамбы я пою в честь замечательного вкуса цитрусового курда, который попался мне на просторах интернета, как «очень быстрый рецепт в микроволновке». Но на практике (так часто бывает и в жизни) оказался совсем не таким уж и быстрым. Но его поистине волшебный вкус искупил ВСЁ! Хочу посвятить свой первый рецепт в рамках этого замечательного конкурса — моей дорогой подружке Леночке (пани Лена). И вы, дорогие поварята, — угощайтесь и насладитесь интересным и необычным вкусом!

Надежды курдов рухнули спустя три года

Это случилось после подписания Лозанского договора. Этот документ установил границы современного турецкого государства. Большой народ курдов стал составлять этническое меньшинство в разных странах. На протяжении целых восьмидесяти лет все их попытки создать собственное государство оканчивались ничем.

Когда наступил 2013 год, джахабисты ИГИЛ положили глаз на три анклава курдов, которые граничили с ними в северной Сирии. Исламское государство стало совершать атаки на эти районы. Это длилось до середины 2014 года. Но нападения джахадистов отражались военными партии Сирийского Курдского Демократического Союза. В северном Ираке в 2014 году курды также были вовлечены в конфликт.

Правительством иракского автономного региона Курдистан были направлены вооружённые силы в другие иракские районы, в которых располагались военные страны. Джихадисты сильнее активизировались в 2014 году. Они начали неожиданное наступление. Курды вынуждены были покинуть места своего проживания. Силы ИГИЛ захватили ряд городов, где были другие религиозные меньшинства, например, Синджар. Они уничтожили и взяли в плен тысячи езидов.

Курд

США со своими союзниками нанесли авиаудары по северным районам Ирака. На помощь пешмерга были отправлены военные советники. Курды, Борющиеся много лет, чтобы иметь свою автономию в Турции, пришли на помощь своим собратьям в Ираке. У них там были военные базы. Осенью 2014 года Исламское государство начало атаку на курдский город Кобане, находящийся в Сирии. Люди, спасаясь от войны, бежали к турецкой границе. Они просили турков пропустить их через неё и защитить их от исламских боевиков. Но турецкое правительство отказало им в этом. В январе 2015 года была жестокая битва. В результате неё были убиты 1600 человек. В городе были разрушены и повреждены 3200 зданий. Но курды смогли установить контроль над Кобане.

Курды стали сражаться вместе с сирийскими демократическими силами и арабскими ополченцами. Их поддерживает авиация США, нанося бомбовые удары по всем объектам, включая социальные и дома мирных граждан. Такой ценой с сирийской территории, составляющей тысячи квадратных километров, были вытеснены исламские боевики. Был также установлен контроль вдоль части границы с Турцией. В 2017 году этим силам удалось захватить временную столицу игиловских боевиков Ракку. Это позволило им продвинуться дальше в соседнюю провинцию Дейр-эз-Зур. Это был последний оплот, как считают американские политики, джихадистов на территории в Сирии.

Но такие военные действия привели курдов и их союзников в этом вопросе к новому конфликту. Курды вступили в контакт с правительственными войсками Сирии и России и с силами, которые поддерживает Турция. Так возникла напряжённость между двумя мировыми державами.

Население

Оказывается, диаспора проживает не только в России, курды также находятся в их историческом регионе, который сегодня разделен между Ираном, Ираком, Турцией и Сирией. По оценкам, население составляет 35 миллионов человек.

Итак, сколько курдов в России? По приблизительным данным, опубликованным в справочнике ЦРУ, численность в Турции составляет 12 миллионов, в Иране — шесть, в Ираке — от пяти до шести, а в Сирии — менее двух. Эти все значения составляют в сумме почти 28 миллионов в Курдистане и прилегающих районах. В России же на сегодняшний день проживает около 60 тысяч человек. Недавняя эмиграция привела к появлению диаспоры с населением около 1,5 миллиона человек, около половины из которых в Германии. Вопрос, сколько курдов проживает в России, является довольно актуальным. К сожалению, каждый год цифра уменьшается.

Особый случай — курдское население в Закавказье и Центральной Азии, перемещенное туда в основном во времена Российской империи, которая более чем столетие подвергалась независимому развитию, и самостоятельно разработало этническую идентичность. Население этой группы было оценено в 0,4 миллиона в 1990 году.

Сотрудничество курдов в РФ с населением Ирака и Сирии в борьбе с ИГИЛ широко освещалось западными СМИ. Однако менее известным является тот факт, что отношения России с различными группами насчитывает почти два столетия.

Распространенные через гористые границы Турции, Ирана, Ирака и Сирии, курды насчитывают около 30 миллионов человек. Хотя они объединены в борьбе за гражданские и политические права, они включают в себя различные племенные принадлежности и говорят на разных диалектах. Большинство курдов мусульмане (в основном сунниты, но также и шииты). Некоторые являются приверженцами езидской веры, религии, которая разделяет общие элементы с христианством, исламом и зороастризмом.

Южная экспансия России (с XVIII века) в поисках безопасных границ и природных ресурсов привела к контакту с различными курдскими племенами. С тех пор Москва поддерживает отношения с экспансией как внутри, так и за ее пределами

Эта история является важной частью отношений России с Ближним Востоком и подчеркивает ее уникальное положение между Европой и Азией. Ниже приведены 10 наиболее значимых моментов в российско-курдских отношениях от Пушкина до Пешмерги