Культурология

Объект и предмет культурологии

Объект науки — совокупность качественно определенных процессов и явлений действительности, по своим основным чертам, внутренней природе, законам развития и функционирования существенно отличных от других объектов данной действительности. Предмет же выражает заинтересованность ученых в изучении той или иной области реальности. Ясно, что культура может выступать как предметом, так и объектом исследования. В качестве объекта она рассматривается в широком смысле слова. С этой точки зрения ее нередко определяют как совокупность различных способов и результатов деятельности человека, которые передаются из поколение в поколение внебиологически (методом воспитания и обучения). Этот объект культурологии присущ не только ей, но и различным социогуманитарным наукам.

Что касается предмета, то в отечественной литературе есть 2 точки зрения. Первая из них заключается в том, что это культура «в узком смысле слова». Исследовательский интерес в данном случае направлен на следующие общие аспекты деятельности человека:

— знаковая, семиотическая система (Б. А. Успенский, Ю. М. Лотман);

— средства взаимосогласования и взаимопонимания в коллективной деятельности, то есть существующие в обществе социальные нормы (А. Я. Флиер);

— совокупность смыслов и ценностей (А. А. Радугин, Н. С. Чавчавадзе).

Вторая точка зрения относится к ленинградской школе (Иконникова, Каган, Большаков и др.)

Согласно ей, для культурологии важно при изучении культуры не так важно учитывать ее многогранность. Важнее рассматривать ее в качестве целостной системы

Основные школы культурологии

Общественно-историческая школа

Общественно-историческая школа имеет наиболее давние, «классические» традиции и восходит к Канту, Гегелю и Гумбольдту, группируя вокруг себя преимущественно историков и философов, в том числе и религиозных. Её представителями считают иногда: в Западной Европе были Шпенглер и Тойнби, а в России — Н. Я. Данилевский.

Главными особенностями общественно-исторической школы являются органицизм культур (в каждой культуре есть периоды рождения, роста, расцвета, увядания и гибели), деление на типологии, локальность, отсутствие единой линии культур.

Натуралистическая школа

Главная черта этой школы — стремление подчеркнуть биологическую обусловленность культуры. Это направление объединяет преимущественно медиков, психологов и биологов, которые пытаются объяснить культуру, отталкиваясь от психобиологической природы человека. Основные представители:
Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Конрад Лоренц, Бронислав Малиновский.

Социологическая школа

В центре культурологического внимания представителей данной школы находится само общество, его структура и социальные институты. Определяющая идея данной школы заключается в том, что культура есть продукт общественный. Основные представители: Томас Элиот, П. А. Сорокин, Альфред Вебер.

Символическая школа

Самая молодая и одна из самых влиятельных современных школ. Все процессы, происходящие в культуре, рассматриваются представителями данной школы как чисто коммуникационные. Культура понимается как некая знаковая система, созданная человеком в силу присущей только ему способности к символизации, а через неё — и к взаимной информации. Основные представители: Фердинанд де Соссюр, Эрнст Кассирер, Клод Леви-Стросс.

Статус культурологии и ее место среди других наук

Один из основных вопросов выявления специфики культурологического знания и предмета его исследования состоит в осмыслении взаимосвязи культурологии с другими родственными или близкими ей областями научного знания. Если определить культуру как все, что создано человеком и человечеством (такое определение весьма распространено), станет понятно, почему определение статуса культурологии вызывает затруднения. Тогда получается, что в мире, в котором мы живем, есть только мир культуры, существующий по воле человека, и мир природы, возникший без влияния людей. Соответственно все существующие сегодня науки делятся на две группы — науки о природе (естествознание) и науки о мире культуры — социальные и гуманитарные науки. Иными словами, все социальные и гуманитарные науки в конечном счете являются науками о культуре — знанием о видах, формах и результатах человеческой деятельности. При этом не понятно, где среди этих наук место культурологии и что она должна изучать.

Чтобы ответить на эти вопросы, можно поделить социальные и гуманитарные науки на две неравные группы:

1. науки о специализированных видах человеческой деятельности, выделяемые по предмету этой деятельности, а именно:

  • науки о формах социальной организации и регуляции — юридические, политические, военные, экономические;
  • науки о формах социальной коммуникации и трансляции опыта — филологические, педагогические, искусствоведческие науки и религиоведение;
  • науки о видах материально преобразующей деятельности человека-технические и сельскохозяйственные;

2. науки об общих аспектах человеческой деятельности безотносительно к ее предмету, а именно:

  • исторические науки, изучающие возникновение и развитие человеческой деятельности в любой сфере безотносительно к ее предмету;
  • психологические науки, исследующие закономерности психической деятельности, индивидуального и группового поведения;
  • социологические науки, открывающие формы и способы объединения и взаимодействия людей в их совместной жизнедеятельности;
  • культурологические науки, анализирующие нормы, ценности, знаки и символы как условия образования и функционирования народов (культу р), показывающие сущность человека.

Можно сказать, что присутствие культурологии в системе научного знания обнаруживается в двух аспектах.

Во-первых, как специфический культурологический метод и уровень обобщения любого анализируемого материала в рамках любой социальной или гуманитарной науки, т.е. как составная часть любой науки. На этом уровне создаются модельные концептуальные построения, описывающие не то, как данная область жизнедеятельности функционирует вообще и каковы границы ее существования, а то, как она адаптируется к меняющимся условиям, как она сама себя воспроизводит, каковы причины и механизмы ее упорядоченности. В рамках каждой науки можно выделить такое поле исследований, которое касается механизмов и способов организации, регуляции и коммуникации людей в соответствующих областях их жизнедеятельности. Это то, что принято называть экономической, политической, религиозной, языковой и т.д. культурой.

Во-вторых, как самостоятельная область социального и гуманитарного познания общества и его культуры. В этом аспекте культурология может рассматриваться как отдельная группа наук, так и в качестве отдельной, самостоятельной науки. Иными словами, культурология может рассматриваться в узком смысле и широком. В зависимости от этого будут выделяться предмет культурологии и ее структура, а также связь ее с другими науками.

Литература

  • Введение в культурологию: курс лекций / под ред. Ю. Н. Солонина и Е. Г. Соколова. СПб., 2003;
  • Гуревич П. С. Культурология: учебник для вузов. М: Проект, 2004.
  • Доброхотов А. Л., Калинкин А. Т. Культурология: учебное пособие. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА — М, 2010. — 480 с.: илл. — (Высшее образование).
  • Елисеев А. Л., Тюрин Е. А. Культурология. Учебно-методическое пособие для студентов дистанционной (заочной) формы обучения. — Орел: Изд-во ОрелГТУ, 1999. — 234 с.
  • Иконникова С. Н. История культурологии: Идеи и судьбы. СПб., 1996;
  • Иконникова С. Н. История культурологических теорий. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2005. — 474 с: ил. — («Учебное пособие»). — ISBN 5-469-00310-8
  • Кармин А. С. Основы культурологии. Морфология культуры. СПб., 1997;
  • Кравченко А. И. Культурология: словарь. М., 2000;
  • Культурология. ХХ век. Антология. М., 1995;
  • Культурология как наука: за и против. СПб., 2009;
  • Малиновский Б. Научная теория культуры. М.: ОГИ, 2000;
  • Монин М. А. Культурология и/или Cultural studies // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2017, № 1.
  • Пучков А. А. Архитектуроведение и культурология: Избранные статьи. — Киев: Изд. дом А. С. С, 2005. — 608 с. — ISBN 966-8613-06-6.
  • Розин В. М. Введение в культурологию: учебник для высшей школы. М.: ИД «ФОРУМ», 1998. (2-е изд. М.: Гардарики, 2003)
  • Розин В. М. Теоретическая и прикладная культурология. М., 2007;
  • Флиер А. Я. Культурология для культурологов. Учебное пособие. 2-е изд. перераб. — М.: Согласие, 2010. — 672 с. — ISBN 978-5-86884-134-7
  • Флиер А. Я. Культурология. — М.: Согласие, 2011. — 560 с. — ISBN 978-5-86884-141-5
  • Флиер А. Я. Феномен культурологии: опыт новой интерпретации // Обсерватория культуры. — 2011. — № 2. — С. 4-19.

Кем работать

Культуролог – универсальная специальность. Она открывает широкие возможности для работы в разных сферах. Такой специалист востребован в музее, галерее, научно-исследовательском центре, а также в любом учреждении, которое занимается охраной памятников культуры. Вместе с тем по специальности культурологу устроиться непросто – единицам удается получить должность в музее, архиве или библиотеке. Некоторые посвящают себя сугубо научной работе: написанию книг и пособий для школьников и студентов.

Что же тогда делают все остальные? Идут заниматься преподавательской деятельностью, журналистикой, политикой, в сферу PR (связей с общественностью) и GR (взаимодействия с органами государственной власти). Можно освоить дополнительную смежную профессию. В любом случае дипломированный культуролог будет иметь преимущество перед остальными. Ведь при наличии фундаментального гуманитарного образования специалист может быть философом, филологом, историком, религиоведом и этнографом. Во всех этих сферах хорошо подкованный культуролог способен сделать блестящую карьеру.

Учитывая сложившуюся ситуацию, некоторые вузы стали готовить культурологов-менеджеров. Такая специальность относится к категории прикладных. Те, кто ее получил, могут трудоустроиться в издательство или СМИ консультантом по культуре, заниматься организацией проектов (в частности – международного формата), проводить экскурсии и прочие мероприятия.

Культурология в России

Становление культурологической науки в России связано с деятельностью советского и армянского учёного Эдуарда Саркисовича Маркаряна (1929—2011) и его первыми исследованиями по культурологии в 1960—1970-х годах, открывшими новое направление в советской науке. На рубеже 1980—1990-х годов культурология в России получила официальное признание и была легализована как направление науки и высшего образования.

За последние десятилетия в Российской Федерации сложились следующие основные культурологические школы:

  • философии культуры (А. И. Арнольдов, Г. В. Драч, Н. С. Злобин, М. С. Каган, В. М. Межуев, Ю. Н. Солонин, М. Б. Туровский и др.);
  • теории культуры (Б. С. Ерасов, А. С. Кармин, Вал. А. Луков, Вл. А. Луков, А. А. Пелипенко, Э. В. Соколов, А. Я. Флиер и др.);
  • истории культуры (С. Н. Иконникова, И. В. Кондаков, Э. А. Шулепова, И. Г. Яковенко и др.);
  • социологии культуры (А. С. Ахиезер, Л. Г. Ионин, Л. Н. Коган, З. И. Файнбург, А. И. Шендрик и др.);
  • культурной антропологии (А. А. Белик, Э. А. Орлова, А. С. Орлов-Кретчмер, Ю. М. Резник и др.);
  • прикладной культурологии (О. Н. Астафьева, И. М. Быховская и др.);
  • культурологии искусства (К. Э. Разлогов, Н. А. Хренов и др.);
  • семиотики культуры (Вяч. Вс. Иванов, Ю. М. Лотман, Е. М. Мелетинский, В. Н. Топоров, Б. А. Успенский и др.);
  • культурологического образования (Г. И. Зверева, А. И. Кравченко, Т. Ф. Кузнецова, Л. М. Мосолова и др.).

Российскими авторами был разработан ряд фундаментальных теорий функционирования культуры. В частности, это теория культуры как деятельности, в соответствии с которой историческое развитие культуры определяется развитием всей системы технологий социальной практики; теория культуры как адаптивно-адаптирующей системы, в соответствии с которой культура не только пассивно адаптируется к внешним условиям своего функционирования, но и активно адаптирует их; теория баланса социальной и культурной динамики, в соответствии с которой при ускорении социального развития общества снижается уровень его локальной культурной самобытности и наоборот и др.

С 1992 года приступил к работе научно-исследовательский Российский институт культурологии (бывший НИИ музееведения и охраны памятников истории и культуры). Позднее, наряду с центральным отделением, расположенным в Москве, открылись ещё три филиала РИК: Сибирский (открыт в 1993 году в Омске), Санкт-Петербургское отделение (открыто в 1997 году) и Южный филиал (открыт в 2012 году в Краснодаре). В 2014 году Институт культурологии был слит с Российским НИИ культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва.

В 2006 году было образовано Научно-образовательное культурологическое общество (НОКО), объединившее в своих рядах значительное число российских культурологов.

В вузах РФ с начала 1990-х годов ведётся подготовка специалистов-культурологов, диссертационными советами присваиваются учёные степени по специальностям история, теория и философия культуры, философская антропология. Как научно-исследовательское направление культурология находится на подъёме в связи с возрастающей значимостью таких социокультурных процессов, как «культуроцентрическая» тенденция развития современного мира (Глобализация, Мультикультурализм и пр.).

Возникновение культурологии

Отметим, что понятие «культурология» возникло относительно недавно, в конце 19 — начале 20 века. Исследователи начали употреблять его вместе с синонимичными понятиями. Например, Э. Б. Тайлор, английский антрополог и этнограф, дал следующей название первой главе своей книги, написанной в 1871 году («Первобытная культура»): «Наука о культуре». А В. Ф. Оствальд, немецкий философ, физик и химик, в работе 1915 года «Система наук» предложил называть совокупность исследований и отрасль знания о способах деятельности, являющихся специфически человеческими, «культурологией», или «наукой о цивилизации».

Эта наука за свою недолгую историю прошла несколько этапов в своем становлении и развитии. История культурологии отмечена созданием ряда подходов. Кроме того, в ней выделяются многочисленные модели, или разновидности. Сегодня известно 3 основных подхода, с помощью которых как наука определяется культурология. Кратко охарактеризуем каждый из них.

Что такое «социальная культурология»

Культурология делится на две основные части, которые отличаются друг от друга методами, целями и содержанием:

  • культуроведение,
  • социальная культурология.

Под культуроведением понимают науку, которая изучает закономерности и структуру культуры, которая выражается в своих различных вариантах: литературе, искусстве, языке, мифологии, религии, идеологии, морали и науке. Каждый из вариантов предоставляет свою систему понимания смысла.

Если же говорить о социальной культурологии, то следует отметить, что это направление предполагает иное понимание культуры, которое основано на объективном и аналитическом, не «погруженном», а «отстраненном» взгляде на культурную жизнь общества. Эта наука изучает движущие мотивы поведения отдельных людей и обществ, а также принципов духовной регуляции различных сфер социальной действительности. Она помогает выявить социальное значение явлений культуры, так же социальная культурология объясняет, как культура взаимодействует с другими сферами жизни людей, например, экономикой и политикой.

Социальная культура изучает не одни только лишь духовные явления художественной культуры. Главная ее задача заключается в выявлении культурного подтекста процессов и событий, происходящих в обществе, например, таких событий как революция, смена политических систем, войны. Так же в сферу интересов социальной культурологии входит изучение повседневной жизни общества.

Социальная культурология использует социологические принципы изучения общества, поэтому эта наука может рассматривается как социология культуры. Однако сложившиеся разделение наук делает необходимым рассматривать культуру в более широком значении. Социальная культурология изучит как социальные факторы соотносятся с социальной регуляцией и социальным действием в разных культурно-исторических типах. Социальная культурология анализирует классовые и функциональные различия, которые существуют в современном обществе, включая социокультурные процессы на микроуровне. Она также анализирует общие закономерности, которые поддерживают целостность общества и его дифференциацию, проявления духовной деятельности. В сферу изучений социальной культурологии так же входит изучение культурного наследия, авангарда, социальной памяти.

Некоторые ученые, учитывая комплексность этой науки, предлагают расчленять ее на несколько направлений: социологию искусства и литературы, религии и идеологии, знания, науки, информации, личности, межкультурного взаимодействия и т. д. В этом же контексте начала свое формирование и культурная антропология, которая изучает этнографию, социологию национализма, теорию цивилизаций, потребления и так далее.

Характерная черта нашего современного общества — это гласность. Гласность способствует активному развитию различных стилей жизнеустройства, появлению новых жизненных стилей, субкультур. Для современного общества является характерным быстрая потеря актуальности старых идеологических схем и духовных установок. Это все приводит к духовной неопределенности и дезориентации, возникновению противоречий в социальной и духовной жизни. Духовная и социальная жизнь характеризуется напряженностью. Многие культурные институты ослабили свое влияние, а важные средства распространения культуры сегодня не всегда распространяют правильные ценности, они могут прививать примитивные инстинкты и социальное равнодушие.

Социальная культурология помогает держать баланс, она разрабатывает и вводит в общественное сознание методы объективного анализа, проводит диагностику процессов жизнедеятельности общества. Современному человеку необходимо знать, как происходит формирование процессов практической культуры, которые отвечают за функционирование общественного бытия.

Описание профессии

Профессия культуролога тесно связана с научной работой. Ее представители занимаются исследованием разных видов искусств, народных традиций и социальных течений, а также определением особенностей их возникновения и развития. Работа культуролога предполагает изучение документов, хранящихся в архивах, редких изданий и произведений искусства.

Многие путают культурологов с искусствоведами. Эти профессии действительно очень близки. Разница состоит в том, что первый исследует культуру в целом, без акцента на каждом ее компоненте в отдельности. Второй изучает художественные виды культурного наследия: живопись, литературу, кино, театр, музыку. Культурология как наука является совокупностью многих предметов. Искусствоведение – один из ее разделов.

Обязанности

Культуролог может работать в одном из четырех направлений или же сочетать их все:

  • научные исследования;
  • преподавательская деятельность;
  • проведение экскурсий;
  • написание научных статей и книг научно-популярного жанра.

Основная задача представителя этой профессии – научные исследования. Так как одинаково хорошо разбираться во всех направлениях культурологии практически невозможно, специалист выбирает для себя определенную проблему в сфере мировой культуры и обстоятельно ею занимается.

В обязанности культуролога входит изучение истории возникновения и особенностей быта одного этноса или разных народов. Для этого ему нужно анализировать данные, получаемые из разнообразных источников – хранящихся в архивах документов, научных трудов ученых. Но работа не только бумажная и теоретическая – культурологи часто проводят опросы населения, участвуют в этнографических экспедициях.

Кроме основных обязанностей, есть и дополнительные. Культурологи могут проводить экскурсии по старинным сооружениям и музеям, читать лекции в вузах, писать и издавать научно-популярные книги.

Личностные качества

Первое, что, кроме знаний необходимо культурологу для успешной работы и карьеры, – это любовь к искусству. Без нее в этой профессии придется крайне сложно. Специалист должен тратить достаточно много времени на исследование разных культурных ценностей. Ему понадобятся:

  • наблюдательность;
  • трудолюбие;
  • усидчивость;
  • аккуратность;
  • хорошая память;
  • аналитический склад ума;
  • развитое воображение;
  • ответственность.

К тому же очень нужно уметь одинаково хорошо работать и индивидуально, и в команде. Культурологу необходимо одновременно быть коммуникабельным и готовым принимать самостоятельные решения. Нелишними будут организаторские способности, умение грамотно вести переговоры и знание хотя бы одного иностранного языка.

Примечания

  1. White, Leslie The Evolution of Culture: The Development of Civilization to the Fall of Rome. — New York: McGraw-Hill, 1959 год.
  2. White, Leslie «The Concept of Cultural Systems: A Key to Understanding Tribes and Nations. — New York: Columbia University Press, 1975.
  3. Большая биографическая энциклопедия. 2009 год.
  4. Маркарян Э. С. Очерки теории культуры. Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1969; Маркарян Э. С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1973 и др.
  5. См.: Кертман Л. Е. История культуры стран Европы и Америки (1870—1917). М.: Высшая школа, 1987 и др.
  6. Каган М. С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974
  7. Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983
  8. Флиер А. Я. Очерки теории исторической динамики культуры. М.: Согласие, 2012
  9. Гуревич П. С. Культурология: учебное пособие. М: Знание, 1996. С. 27-33.

Методы культурологии

— Диахронический — требует изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности.

— Синхронистический — исследование, в том числе сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической
перспективе, но с разных сторон.

— Сравнительный — область культурологических исследований, которая занимается историческим изучением двух или нескольких национальных культур в процессе взаимодействия, взаимовлияния, установление закономерностей, их своеобразия и сходства. Раскрываются в основном внешние связи культуры, обращенные к инонациональной сфере, выявляются общее и особенное в нац. культуре.

— Археологический — совокупность материальных предметов, добытых в результате раскопок. Она дает возможность археологу делать выводы об общем состоянии культуры.

— Типологический — метод предполагает изучение структур системы культуры путём восхождения от абстрактного к конкретному и выявления на этой основе типологической близости и историко-культурного процесса.

— Биографический — в литературоведении истолкование литературы как отражение биографии и особенностей личности писателя. Впервые этот метод применил фр. Критик Ш. О. Сент-Бёв. Абсолютизация этого метода может привести к умалению роли духовно-исторической атмосферы, стиля эпохи, влияния традиции. В научном литературоведении — один из принципов исследования. Особенности данного метода — в работе с текстами.

— Семиотический — метод, основанный на учении о знаках, позволяет изучить знаковую структуру (систему) текста или любого другого культурного объекта.

— Психологический — подход, который ориентирует исследователя на изучение субъективных механизмов деятельности культуры, индивидуальных качеств, бессознательные психические процессы. Этот метод очень важен при исследованиях особенностей национальных культур.

Предмет культурологии

Предмет культурологии — исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентиров и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусства и права.

Смысл культурологии на сегодняшний день в том, чтобы учить человека на уровне культуры, как её создателя. В зависимости от целей и предметных сфер, уровня знания и обобщения выделяют фундаментальную и прикладную культурологию.

Фундаментальная культурология изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого феномена, занимается разработкой категориального аппарата и методами исследования; на этом уровне можно выделить философию культуры.

Прикладная культурология, опираясь на фундаментальные знания о культуре, изучает отдельные её подсистемы — экономическую, политическую, религиозную, художественную — с целью прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурологических процессов.

[править] Предмет культурологии

Объектом культурологии является культура в общем, обычно понимается как совокупность материальных и духовных ценностей и образ бытия и организации жизни человека. Однако из-за обилия других определений культуры объект не является однозначным. Предмет культурологии, непосредственно исследуемый аспект культуры, не является четко определенным по причине различных подходов к пониманию как объекта ее исследования, так и самой культурологии.

При широком подходе как к комплексной науке, культурология не имеет собственного предмета исследования, так как возникает составной частью других дисциплин. Соответственно выделяются история культуры, экология культуры, психология культуры и т. д., у каждого из которых свои предметы.

При понимании культурологии как самостоятельной науки, она выступает как теория культуры, основанная на обобщениях из конкретных наук. В этом случае предметом культурологии чаще всего определяется становление и развитие культуры как присущего исключительно человеку способа жизнедеятельности.

Степень: Академический бакалавр/ Прикладной-бакалавр

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Обществознание — профильный предмет, по выбору вуза
  • История — по выбору вуза
  • Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — по выбору вуза

Культурология – дисциплина, появившаяся в нашей стране лишь в постсоветское время и вобравшая в себя мировой опыт, наследие, как нашей страны, так и человечества в целом. В силу относительно короткого отрезка времени развития науки профессиональные исследовательские области данной сферы остаются подвижными, а круг интересов специалистов данного направления включает в себя множество различных течений, начиная от исторической семантики и заканчивая последними произведениями искусства визуальной культуры. Несмотря на недавнее становление отечественной науки, отечественное культурологическое образование считается одним из наиболее фундаментальных и перспективных в мире. Молодая, развивающаяся наука привлекает к себе будущих абитуриентов, умеющих ценить прекрасное, стремящихся к обогащению культурного наследия собственной страны и человечества в целом, готовых приложить усилия для того, чтобы повысить уровень духовной и материальной культуры государства.

Дисциплины, входящие в курс обучения

Программа обучения будущих бакалавров-культурологов представляет собой органический синтез важнейших элементов мировой образовательной практики с важнейшими достижениями российской высшей школы, ориентируя студента не только на получение теоретического багажа, но и способствуя усвоению будущими профессионалами новой информации, способствуя развитию творческих и эвристических возможностей, формируя умения синтезировать разобщенные знания о мире.

Реализация образовательной программы подразумевает получение фундаментальных теоретических знаний по таким дисциплинам курса, как:

  • философия, теория культуры;
  • история культуры;
  • массовая культура;
  • культура массовых коммуникаций;
  • межкультурные коммуникации;
  • мифология праздничной культуры;
  • визуальная культура;
  • менеджмент социально-культурной сферы;
  • история культурологии;
  • история отечественного, зарубежного искусства и проч.

Перспективы профессионального совершенствования выпускников

Бакалавр-культуролог может продолжить собственное самосовершенствование в магистратуре по любому профилю гуманитарного цикла. При выборе направления культурологии по завершении магистратуры ему будет присвоено звание магистра культурологии. Диплом магистра позволяет осуществлять профессиональную деятельность за пределами страны без прохождения переаттестации и дополнительных процедур. Продолжение обучения в магистратуре позволит Вам продолжить формирование научной компетенции, углублять знания выбранной отрасли, приступить к педагогической деятельности, написанию и оформлению собственных научных публикаций. Магистерская диссертация может стать первым шагом для последующего обучения в аспирантуре, докторантуре, получения почетного звания профессора.

Приобретаемые навыки

В процессе обучения у будущего специалиста формируются следующие проф. компетенции, навыки:

  • навыки организации выставочной, экспозиционной деятельности, музейного дела;
  • формирования культурных аспектов административно-политической деятельности (культура делового общения, имидж-мейкинг, бизнес-этикет);
  • реализация менеджерской деятельности в сфере искусства, издательской деятельности, клубной работы, модельного бизнеса;
  • организационная деятельность в медийной сфере;
  • культурный анализ, прогнозирование в СМИ, административных учреждениях;
  • реализация культурной, педагогической, просветительской деятельности посредством современных ИТ;
  • планирование, организация, практическая реализация массовых, культурных мероприятий, включая организацию досуговой деятельности круизных судов;
  • установление межкультурных международных связей;
  • таможенная экспертиза вывоза культурных, художественных ценностей за пределы государства.

Где учиться

Обязательное условие для трудоустройства – наличие диплома о высшем образовании по соответствующему или же смежному направлению подготовки. «Культурология» – специальность классическая. Поэтому учебная программа предполагает изучение гуманитарных, философских, естественно-научных дисциплин. Студенту в процессе обучения предстоит углубиться в мировую историю, искусство- и религиоведение, лингвистику, литературу, теорию и практику межкультурных коммуникаций. Особый акцент делается на изучении языков, в частности восточных и древних.

Получить образование культуролога можно во многих российских высших учебных заведениях. Несколько примеров:

  1. НИУ «Высшая школа экономики». Факультет гуманитарных наук (Школа культурологии).
  2. Санкт-Петербургский госуниверситет телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича. Гуманитарный факультет (кафедра истории и регионоведения).
  3. Владивостокский филиал Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. Факультет культуры.
  4. Российский гуманитарный госуниверситет (РГГУ). Факультеты: культурологии; истории искусства. Институт восточных культур и античности.
  5. РГУ им. Косыгина. Институт славянской культуры.
  6. Московский государственный институт культуры. Факультет государственной культурной политики.
  7. Московский педагогический госуниверситет. Институт социально-гуманитарного образования.

При поступлении можно выбрать разные специальности: культурологию, искусство и гуманитарные науки, историю искусств, музеологию, регионоведение, социально-культурную деятельность.

Будущая профессия

В сферу проф. деятельности выпускников входит анализ культурных процессов, прогнозирование их развития, подготовка креативных, творческих программ, организация, последующая координация международных культурных взаимосвязей, арт-менеджмент, экспертиза художественных ценностей.

Основной задачей культуролога выступает исследование процессов возникновения, последующего исторического развития отдельных видов искусства, быта и традиций этнических единств, экскурсионная деятельность. В последние годы культурологов активно привлекают в телевизионные проекты. А поскольку, профессия культуролога – новая на отечественном рынке труда перед Вами открываются перспективы карьерного роста в любой из вышеперечисленных отраслей деятельности.

Будущее профессии

Исчезновение профессии культуролога не грозит, а вот трансформация вполне вероятна. Ее представитель сможет стать персональным консультантом или заняться созданием программ эстетического развития, предназначенных как для одного человека, так и для целой семьи или школьного класса. Движение в этом направлении просматривается уже сейчас. Многие музеи ведут разработку специальных путеводителей по искусству разных стран. Некоторые состоятельные семьи нанимают для своих детей экспертов. Их задача – составлять списки рекомендуемых литературных произведений, программ музейных мероприятий и спектаклей в театрах.

В общем, с большой долей вероятности, культурологу в будущем предстоит стать личным гидом по миру культуры: давать рекомендации, оценки, рассказывать, демонстрировать, оказывать клиенту помощь во взаимодействии с продуктами разных видов искусства. Главная цель: отсечь все второстепенное и оставить только самое основное, чтобы избежать информационной перенасыщенности клиента.