Культурный ландшафт. понятие, примеры с описанием

Учёные, давшие начало понятию «культурный ландшафт»

Первым это понятие начал использовать немецкий учёный-географ Отто Шлютер. Он определял его как единство природных и культурных объектов, доступных для восприятия человеком.

Слово «ландшафт»  – немецкого происхождения, оно образовано из двух слов: «land» (страна) и «shaft» (вид местности). Таким образом, культурный ландшафт в понимании Шлютера – это изменённый человеком природный ландшафт, то есть его можно назвать антропогенным.

Далее над трансформацией и эволюцией понятия работали такие учёные, как:

  • Карл Зауэр (американский географ, который определял культурный ландшафт как результат взаимодействия человека с природой);
  • Александр фон Гумбольдт;
  • В. И. Вернадский;
  • В. П. Семенов-Тян-Шанский (русские учёные также определяли культурный ландшафт как результат взаимодействия культуры и природы).

Также данное понятие используется ЮНЕСКО для определения тех или иных географических локаций, признанных в качестве объектов культурного наследия человечества.

Урбанистические зоны

Такие городские объекты представляют самые молодые и наиболее старые примеры культурных ландшафтов. Древние поселения создавались с учетом природных особенностей, в результате чего они оптимально вписывались в окружающую среду, не наносили ей вреда. Сохраняющаяся экосистема являлась необходимостью и нормой одновременно.

С началом индустриального развития бережное отношение к природным ресурсам кардинально изменяется. Наблюдается дисбаланс между необходимостью в колоссальных застройках географических зон и сохранностью естественной окружающей среды. По этой причине в настоящее время разрабатываются новые подходы, с которыми обязаны считаться застройщики и архитекторы.

Культурный ландшафт. понятие, примеры с описанием

Природные зоны и ландшафты должны сохраняться, дополняя и улучшая возводимые населенные пункты, города. Из ярких примеров отмечены следующие объекты:

  • австрийский город Клагенфурт;
  • деревня под названием Гальштадт;
  • Национальный сиднейский Сад Камелий.

Кто дал начало понятию «культурного ландшафта»?

Первым о таком понятии стал говорить немецкий ученый Ото Шлютер. Под ним он подразумевал единство природных и культурных вещей, которые доступны для восприятия человеком. Само слово «ландшафт» имеет немецкое происхождение и состоит из двух слов. Первая часть слова означает «страну», вторая — «вид местности». Отсюда напрашивается вывод, что под этим понятием Шлютер подразумевал измененную человеком территорию — антропогенную. Трансформация и эволюция этого понятия также рассматривалась следующими учеными:

  1. Американским географом, определившим культурный пейзаж как результат взаимодействия человека с природой, Карлом Зауэром.
  2. Александром фон Гумбольдтом.
  3. В. И. Вернадским.
  4. Русским ученым, также определившим культурный ландшафт результатом взаимодействия человека и природы — В. П. Семеновым-Тян-Шанским.

Для определения тех или иных географических локаций, которые признаются объектами культурного наследия человечества, это понятие использует ЮНЕСКО.

Культурный ландшафт. понятие, примеры с описанием

Библиография

  • Арманд Д. Л. Наука о ландшафте. — М.: Мысль, .
  • Берг Л. С. Предмет и задачи географии // Известия ИРГО. — . — Т. 51. — № 9. — С. 463—475.
  • Веденин Ю. А. Искусство как один из факторов формирования культурного ландшафта // Известия АН СССР. Сер. геогр. — . — № 1.
  • Веденин Ю. А. Проблемы формирования культурного ландшафта и его изучения // Известия АН СССР. Сер. геогр. — . — № 1. — С. 3-17.
  • Веденин Ю. А., Кулешова М. Е. Культурный ландшафт как объект культурного и природного наследия // Изв. РАН. Сер. геогр. — . — № 1. — С. 7-14.
  • Замятин Д. Н. Гуманитарная география: Пространство и язык географических образов. — СПб.: Алетейя, .
  • Исаченко А. Г. «Окно в Европу»: история и ландшафты. — СПб.: Изд-во СПбГУ, .
  • Исаченко А. Г. О двух трактовках понятия «культурный ландшафт» // Известия РГО. — . — 135. — № 1. — С. 5-16.
  • Каганский В. Л. Мир культурного ландшафта // Наука о культуре: итоги и перспективы. Вып. 3. — . — С. 31-46.
  • Каганский В. Л. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство. — М.: Новое литературное обозрение, .
  • Каганский В. Л. Культурный ландшафт (2) (Материалы к словарю гуманитарной географии // Гуманитарная география: Научный и культурно-просветительский альманах / Отв. ред. И. И. Митин; сост. Д. Н. Замятин; авт. Белоусов С., Вахрушев В., Глушкова И. и др. — Вып. 5. — М.: Институт Наследия, . — С. 243—246.
  • Калуцков В. Н., Красовская Т. М. Представления о культурном ландшафте: от профессионального до мировоззренческого // Вестник Моск. ун-та. — Сер. 5. География. — . — № 4. — С. 3-6.
  • Культурный ландшафт: вопросы теории и методологии исследований. — М. — Смоленск: Изд-во СГУ, .
  • Культурный ландшафт: Теоретические и региональные исследования. Третий юбилейный выпуск трудов семинара «Культурный ландшафт» // Отв. ред. В. Н. Калуцков, Т. М. Красовская. — М.: Изд-во Моск. ун-та, .
  • Культурный ландшафт: Теоретические и региональные исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та, .
  • Лавренова О. А. Пространства и смыслы: Семантика культурного ландшафта. — М.: Институт Наследия, 2010. — 330 с.
  • Мильков Ф. Н. Словарь-справочник по физической географии. — М.: Географгиз, .
  • Подорога В. А. Метафизика ландшафта. — М.: Наука, 1993.
  • Родоман Б. Б. Культурный ландшафт (1) (Материалы к словарю гуманитарной географии) // Гуманитарная география: Научный и культурно-просветительский альманах / Сост., отв. ред. Д. Н. Замятин; авт. Абдулова И., Амоголонова Д., Герасименко Т. и др. — Вып. 4. — М.: Институт Наследия, . — С. 306—307.
  • Саушкин Ю. Г. Культурный ландшафт // Вопросы географии. Сб. 1. — М.: ОГИЗ, . — С. 97-106.
  • Сухова Н. Г. Развитие представлений о природном территориальном комплексе в русской географии. — Л.: Наука, .
  • Топоров В. Н. Аптекарский остров как городское урочище (общий взгляд) // Ноосфера и художественное творчество. — М.: Наука, 1991. — С. 200—280.
  • Туровский Р. Ф. Культурный ландшафт (3) (Материалы к словарю гуманитарной географии // Гуманитарная география: Научный и культурно-просветительский альманах / Отв. ред. И. И. Митин; сост. Д. Н. Замятин; авт. Белоусов С., Вахрушев В., Глушкова И. и др. — Вып. 5. — М.: Институт Наследия, . — С. 247—249.
  • Fowler P. J. World Heritage Cultural Landscapes 1992—2002 // World Heritage Papers 6. UNESCO World Heritage Center, 2003.
  • Sauer K. Morphology of Landscape // University of California. — Publications in Geography. — 1925. — Vol. II. — № 2. — P. 19-53.

Что такое культурный ландшафт?

Не совсем просто дать определение культурному ландшафту. Это, скорее всего, земной рельеф, появившийся после преобразовательной деятельности людей для удовлетворения тех или иных духовных и практических потребностей. Каково же представление о культурном пространстве? Для многих культурный ландшафт — это сплошная многослойная ткань в виде целостного ковра, сопрягающего природные и культурные компоненты. Все объекты и места на земной поверхности являются узелками ландшафтной ткани с целостным рисунком.

Можно сделать вывод, что культурный ландшафт — это земное пространство, которое цельно и структурировано, в нем содержаться природные и культурные элементы. Человек сам повлиял на многие земные пространства, дополнив их артефактами. Именно человеческая деятельность повлияла на динамику природных состояний. Такие измененные пейзажи еще называют антропогенными ландшафтами. О них речь пойдет дальше в статье.

Реликтовые памятники

Они образуются в месте проживания древних высокоразвитых цивилизаций, которых уже не существует на планете. Они жили в тесной взаимосвязи с нетронутой природой, покорялись ее явлениям, концепциям. Результатом стало нахождение уникальных подходов к организации жилых комплексов, культовых сооружений.

Изначально такие объекты гармонично вписывались в местную биосистему с учетом особенностей рельефа. Однако с течением времени природа наложила характерный отпечаток на реликтовые памятники, относящиеся к культурным ландшафтам. Тем не менее в дошедших до наших дней руинах отчетливо просматривается осмысленность и фундаментальность строительства былых времен. Яркие примеры:

Культурный ландшафт. понятие, примеры с описанием

  • Южная Америка — , майя, инков;
  • руины древнегреческих сооружений и жилищ;
  • тихоокеанская Венеция;
  • египетские пирамиды, сохранившиеся до настоящего времени.

Что касается Семи чудес света, из них культурному дизайну больше всего соответствуют Висячие Сады Семирамиды. Они представлены многоуровневыми террасами, сооружениями разного значения. Огромные по масштабам зеленые зоны были представлены лианами и деревьями, кустарниковыми, цветками.

Категории и виды культурных (антропогенных) ландшафтов

Есть три основных категории, по которым распределяются все существующие сейчас культурные ландшафты:

  • органически развивающиеся ландшафты (те ландшафты, которые продолжают развиваться и являются наиболее уязвимыми; созданы аборигенными культурами);
  • реликтовые ландшафты (реликтовые, соответственно, это такие, которые больше не развиваются, чей расцвет – уже история; носители культуры, создавшие подобный ландшафт уже исчезли);
  • ландшафты, задуманные и исполненные людьми или целенаправленно созданные (парки, сады);
  • ассоциативные ландшафты (включены в список культурного наследия; памятные места, места творчества известных людей и т. д.).

Рис 1. Развалины афинского Акрополя, как пример ассоциативного ландшафта

В настоящее время учёные выделяют пять видов культурных (антропогенных) ландшафтов:

  • лесные (вторичные лесные посадки или искусственные леса)
  • водные (искусственные озёра, водохранилища)
  • сельскохозяйственный или аграрный (возделанные поля);
  • промышленный (заводы, фабрики, дороги);
  • городской или селитебный (инфраструктура любого населённого пункта, от маленького посёлка до мегаполиса).

Рис 2. Дороги, как пример промышленного ландшафта

Культурные ландшафты России

Изучением культурных ландшафтов России занимался российский географ В. Л. Каганский. Именно он создал целое описание всех имеющихся на сегодняшний день ландшафтов.

К реликтовым и развивающимся ландшафтам России можно отнести развалины древних городищ, архитектурные комплексы монастырей, дворянских усадеб, Кремлей, сохранившихся в разных городах (Казань, Нижний Новгород, Москва).

К целенаправленным ландшафтам относится знаменитый Петергоф – дворцово-парковый ансамбль, созданные во времена императора Петра I. Его также можно классифицировать как ассоциативным ландшафтам.

Рис 4. Петергоф – пример целенаправленного и, одновременно, ассоциативного ландшафта

Что мы узнали?

Ландшафт природный и ландшафт культурный  – вещи разные, но сочетающиеся друг с другом. Так, согласно конвенции ЮНЕСКО, тайга также является культурным ландшафтом.

Понятие «культурный ландшафт» – очень сложное. Мир природных ландшафтов разнообразен. Каждый природный ландшафт – уникальное явление, которое характеризуется сочетанием природных условий (климата, рельефа, животного и растительного мира), социально-экономических особенностей региона и историко-культурных особенностей эпохи.

Более подробно о культурном ландшафте можно узнать на уроках географии в 6 классе.

Критика

Одним из первых критиков морфологической концепции Зауэра о культурном ландшафте был американский географ, основоположник поведенческой географии Ричард Хартсхорн, который вообще исключил понятие ландшафта, обосновывая это необходимостью ухода от путаницы в понятиях в науке. Определение К. Зауэром ландшафта как суммы природных и культурных составляющих, по мнению Хартсхорна, не даёт целостного представления.

Как отмечал Дж. Голд, главный недостаток школы культурного ландшафта К. Зауэра заключается в недостаточно полном рассмотрении отношений человека к тем или иным ландшафтами символических значений, которыми наделяют ландшафт.

Роль в массовой культуре

По мнению современного российского географа В. Л. Каганского, культурный ландшафт в российской массовой культуре совершенно бессвязен и фрагментарен, представлен отдельными разрозненными, бессвязными местами; большая часть поверхности суши буквально является ничем и культурно-семиотически не существует. Он полагает, что места заданы сугубо внешним образом (например, как точки обнаружения старых прялок, местожительство культурных героев, место действия художественных произведений и мифов).

Каганский с одной стороны замечает, что представление о культурном ландшафте в массовой культуре часто поверхностно сакрализовано, то есть во время массовых экскурсий склонны воспринимать окружающую обстановку как нечто действительно «прекрасное». В качестве примеров он приводит сакрализацию «авторского» ландшафта, например, ландшафт Толстого, Достоевского, Чехова, Шишкина. С другой стороны, по мнению Каганского, массовой культурой игнорируются такие обобщенные изображения культурного ландшафта, как, например, в «Котловане» А.Платонова или «Сталкере» А.Тарковского, хотя именно они глубоко и адекватно представляют отечественный ландшафт.

Примеры культурных пейзажей России

Россия богата не только красивыми видами природы, но и культурными ландшафтами. Изучением отечественных культурных пейзажей занимался географ В. Л. Каганский. Именно он описал все имеющиеся в стране русские ландшафты. Среди развивающихся и реликтовых пейзажей страны встречаются дворянские усадьбы, архитектурные комплексы монастырей, древние городища.

Уникальной русской усадьбой считается родовое имение великого русского писателя Льва Николаевича Толстого — Ясная Поляна. На протяжении XVIII-XIX здесь создавали уникальный усадебный ансамбль из парков, садов, живописных аллей, прудов, богатой оранжереи, большого барского дома и двух флигелей. Этот архитектурный комплекс сохраняют уже более 100 лет по образцу 1910 года, когда умер писатель. В Ясной Поляне прекрасные виды природы с вековыми деревьями, молодой порослью, живописными аллеями, укромными лесными тропинками, зеркальной гладью прудов. Сегодня этот музейный комплекс признан культурным центром мирового значения.

В Орловской области находится государственный мемориальный и природный музей-заповедник И. С. Тургенева — Спасское-Лутовиново. Здесь находится тургеневское родовое гнездо. В ансамбль входит фамильный склеп, сам дворянский дом, каретный сарай, конюшня, церковь, парк с красивыми березовыми аллеями и клумбами.

Также примером культурных ландшафтов в России могут послужить сохранившиеся в разных городах сооружения Кремлей. Ими могут похвастаться Москва, Тула, Нижний Новгород, Казань. Городские укрепления в древней Руси назывались именно кремлем. Это не просто оборонительный пункт, а комплекс укрепленных строений. В ансамблю кремля входит целая территория, обнесенная крепостной стеной. Такие крепости древней Руси были надежным каменным щитом. Многие из них сохранились и по сей день. Менее знамениты Псковский, Зарайский, Коломенский, Астраханский, Тобольский, Смоленский кремли.

К целенаправленным ландшафтам относят знаменитый дворцово-парковый ансамбль Петергоф. Он был создан еще во времена Петра I. Город находится на берегу финского залива и входит в состав Санкт-Петербурга. Именно этим ансамблем Петр Великий хотел затмить французский Версаль. Это собрание красивейших дворцов и уникальных фонтанных комплексов. Сегодня здесь находится государственный музей-заповедник. Единую композицию представляет собой парк Петергофа с необыкновенными зелеными аллеями.

Погрузится в историю сражений и окунутся в эпоху 14 века поможет музейный комплекс «Куликово поле». Он расположился непосредственно вблизи поля битвы 1380 года. Проект музея разработал заслуженный архитектор России С. В. Гнедовский. Комплекс сделан в стиле русского постмодернизма и предает специфику ландшафта. Зрители наблюдают здесь новый русский стиль в современной архитектуре, лесные и степные территории и место сражения.

Культурный ландшафт. понятие, примеры с описанием

Критика

Одним из первых критиков морфологической концепции Зауэра о культурном ландшафте был американский географ, основоположник поведенческой географии Р. Хартшорн, который вообще исключил понятие ландшафта, обосновывая это необходимостью ухода от путаницы в понятиях в науке. Определение К. Зауэром ландшафта как суммы природных и культурных составляющих, по мнению Р. Хартшорна, не даёт целостного представления.

Как отмечал Дж. Голд, главный недостаток школы культурного ландшафта К. Зауэра заключается в недостаточно полном рассмотрении отношений человека к тем или иным ландшафтами символических значений, которыми наделяют ландшафт.

Роль в массовой культуре

По мнению современного российского географа В. Л. Каганского, культурный ландшафт в российской массовой культуре совершенно бессвязен и фрагментарен, представлен отдельными разрозненными, бессвязными местами; большая часть поверхности суши буквально является ничем и культурно-семиотически не существует. Он полагает, что места заданы сугубо внешним образом (например, как точки обнаружения старых прялок, местожительство культурных героев, место действия художественных произведений и мифов).

Каганский с одной стороны замечает, что представление о культурном ландшафте в массовой культуре часто поверхностно сакрализовано, то есть во время массовых экскурсий склонны воспринимать окружающую обстановку как нечто действительно «прекрасное». В качестве примеров он приводит сакрализацию «авторского» ландшафта, например, ландшафт Толстого, Достоевского, Чехова, Шишкина. С другой стороны, по мнению Каганского, массовой культурой игнорируются такие обобщенные изображения культурного ландшафта, как, например, в «Котловане» А.Платонова или «Сталкере» А.Тарковского, хотя именно они глубоко и адекватно представляют отечественный ландшафт.

Критика

Одним из первых критиков морфологической концепции Зауэра о культурном ландшафте был американский географ, основоположник поведенческой географии Р. Хартшорн, который вообще исключил понятие ландшафта, обосновывая это необходимостью ухода от путаницы в понятиях в науке. Определение К. Зауэром ландшафта как суммы природных и культурных составляющих, по мнению Р. Хартшорна, не даёт целостного представления.

Как отмечал Дж. Голд, главный недостаток школы культурного ландшафта К. Зауэра заключается в недостаточно полном рассмотрении отношений человека к тем или иным ландшафтами символических значений, которыми наделяют ландшафт.

Роль в массовой культуре

По мнению современного российского географа В. Л. Каганского, культурный ландшафт в российской массовой культуре совершенно бессвязен и фрагментарен, представлен отдельными разрозненными, бессвязными местами; большая часть поверхности суши буквально является ничем и культурно-семиотически не существует. Он полагает, что места заданы сугубо внешним образом (например, как точки обнаружения старых прялок, местожительство культурных героев, место действия художественных произведений и мифов).

Каганский с одной стороны замечает, что представление о культурном ландшафте в массовой культуре часто поверхностно сакрализовано, то есть во время массовых экскурсий склонны воспринимать окружающую обстановку как нечто действительно «прекрасное». В качестве примеров он приводит сакрализацию «авторского» ландшафта, например, ландшафт Толстого, Достоевского, Чехова, Шишкина. С другой стороны, по мнению Каганского, массовой культурой игнорируются такие обобщенные изображения культурного ландшафта, как, например, в «Котловане» А.Платонова или «Сталкере» А.Тарковского, хотя именно они глубоко и адекватно представляют отечественный ландшафт.

Общее понятие

Подобное название описываемые зоны получили ввиду высокого уровня предъявляемых к ним требований. Культурные ландшафты создаются в конкретной местности с соблюдением основных принципов:

Культурный ландшафт. понятие, примеры с описанием

  1. Отсутствует нарушение скелетной структуры и базовых связей на рассматриваемом участке.
  2. Возможные изменения осуществляются целенаправленно и осмысленно для улучшения, сохранения и оздоровления созданной природой системы.
  3. Воспроизведение расходуемых и затраченных ресурсов естественного происхождения.
  4. Учет эстетической сферы, которая обеспечивает гармоничный симбиоз между человеческими творениями и географически заложенным рельефом.
  5. Соблюдение природоохранной деятельности на обозначенной территории.

Лесные территории

К таким зонам, окультуренным человеком, принято относить посадки, которыми засаживаются новые земли. Происходит восстановление масштабных лесных массивов, исчезнувших по какой-либо причине. Освоение подобных ландшафтов предполагает учет требований, на основе которых возникают окультуренные зоны. Самые яркие примеры:

Культурный ландшафт. понятие, примеры с описанием

  • высадка на территории Китая новых лесных массивов (за период с 1972 года обустроено порядка 50 млн га угодий);
  • воссоздание тропических массивов на территории Сальвадора.

Если рассматривать просторы бывшего СССР, то культурный ландшафт представлен защитной лесополосой под названием «Белая Калитва». Территория простилается на 700 км и захватывает города Пенза — Шахтинский — Каменск. Здесь высажено порядка 2300 тысяч га исчезающих и редких растений. Лесополосы оказывают положительное действие на сельхозугодья, способствуют повышению урожайности овощных культур на 75%, зерновых — на 30%, трав — на 150% и больше.

Значение

В России, а ранее в Советском Союзе, наибольшее практическое применение наблюдалось в картографии (для описания географического ландшафта) и в народном хозяйстве. В чистом виде возведение объектов и комплексов народно-хозяйственного назначения, отвечающих требованиям культурного строительства, происходило точечно и фрагментарно.

На Руси всегда существовал уникальный опыт возведения православных монастырей. До XX в. их устроение, структура полностью соответствуют теории культурного землепользования и строительства. Гармоничное «вписывание» всех объектов в окрестности, учитывая их рельефные и природные особенности, а также собственные нужды насельников, позволяли создавать шедевры ландшафтного зодчества.

Например:

  • Троице-Сергиева Лавра;
  • Санаксарский монастырь;
  • Болдинский монастырь;
  • Валаам.

В сельском и народном хозяйстве уникален опыт 1930-х годов, когда на Поволжье была создана большая система ирригации и орошения, что позволило решить там глобальную проблему урожайности зерновых, которая ранее приводила к периодическим «голодным годам» с массовой смертностью людей.

Человечество пришло к тому, что любое отклонение от требований к культурному проектированию новых объектов жизнедеятельности ведет к нарушению экосистемы местности. В связи с этим культурный ландшафт рассматривается как идеальный вариант освоения пространства.

В среде современных специалистов-ландшафтоведов существуют несколько точек зрения об очередности и значимости отдельных критериев ландшафтного строительства. Но в необходимости соблюдения основных норм и требований, предъявляемых к освоению ландшафтов на основе принципов культурности — они единогласны.

Положительные результаты культурного землепользования:

  1. Сохранение чистоты экологии на осваиваемой территории. Это первейшее условие всех культурных проектов.
  2. При возведении жилых комплексов (поселка, микрорайона) создаваемая инфраструктура несет в себе полный цикл жизнеобеспечения населения. В него входят, кроме жилых построек, поликлиники, детские сады и школы, дома бытового обслуживания и магазины, детские спортивные площадки и спорткомплексы для профессионального занятия спортом, церкви с воскресными школами и другие необходимые объекты.
  3. Для индивидуальной застройки максимально внедряется проектирование и строительство эко-домов (использование при их возведении экологически чистых материалов и альтернативных источников питания).
  4. Оздоровление пространств, загрязненных в результате антропогенной деятельности ранее. Предусматривается проведения ряда очистительных и компенсационных мероприятий.
  5. Возрождение территорий после тяжелых техногенных катастроф.
  6. Работы по озеленению жилых и промышленных пространств.
  7. Возрождение лесов и других природных территорий, уничтоженных в результате хозяйственной деятельности и стихийных бедствий.
  8. Создание систем водоснабжения и орошения сельхозугодий в районах с жарким и сухим климатом.

Что такое ландшафт

Своему происхождению это слово обязано одному германскому монаху-христианину, который, переводя богословскую книгу в IX веке, применил термин для выражения из первоисточника «земля обетованная». Позднее его стали употреблять в административно-территориальной деятельности, в XVI—XVII веках — в изобразительном искусстве (ландшафтная (пейзажная) живопись), а затем в географии и картографии. В русском языке синонимами этого понятия являются следующие слова и словосочетания: окрестности, вид местности, пейзаж.

Под ландшафтом понимается территория, находящаяся в едином объемном пространстве, содержащая в себе всю совокупность находящихся на ней природных и антропогенных объектов.

Из определения следует, что существует некое множество различных видов ландшафта в зависимости от пропорционального отношения содержащихся в них составляющих.

Виды

Изначально на Земле существовал только природный ландшафт. В каждом географическом поясе и на разных широтах он индивидуален и взаимосвязан с окружающей его средой. Таким образом, вся поверхность земного шара составляет единую экосистему. По мере заселения человечеством новых земель, ведением добычи природных ресурсов и другой хозяйственной деятельности на планете сначала локально, а позднее и более глобально ландшафт стал изменяться. На месте единого вида стали появляться новые его модификации.

Выделяют три основных вида ландшафта:

  • природный;
  • природно-антропогенный;
  • культурный.

Природный

Любая территория на земном шаре, где сохраняется живая природа в первозданном, диком виде, относится к природному ландшафту. Количество таких «островков» на территории России гораздо больше, чем в Западной Европе. Но и в нашей стране с каждым годом их становится все меньше. Исключения составляют национальные парки, заповедники, заказники и другие природоохранные зоны.

Природно—антропогенный

Ландшафт, возникший в результате деятельности человека на его природном основании.

Различают три основных подвида:

  1. Слабоизмененный. Жизнедеятельность человека на ограниченной территории внесла ряд изменений в окружающую среду, местность. При этом главные природные компоненты были сохранены, и не нарушилась их взаимосвязь с экосистемой.
  2. Среднеизмененный. При проведении каких-либо работ на определенной территории и под воздействием других видов жизнедеятельности человека возникли новые формирования, что повлекло к нарушению некоторых природных систем, структуры и их взаимосвязей.
  3. Сильноизмененный. Привнесенные искусственные изменения существенно повлияли на базовую экосистему местности вплоть до необратимых последствий (Чернобыль, Аральское море и другие экологические катастрофы).

Культурный ландшафт

Он получил свое названия благодаря высокому уровню требований к территории, которой присваивается данная категория.

Основные принципы создания культурного ландшафта в процессе освоения человеком конкретно взятой местности:

  • не происходит нарушения базовых связей и скелетной структуры ландшафта;
  • изменение других связей происходит осмысленно и целенаправленно для сохранения или улучшения и оздоровления существующей системы в целом;
  • предусматривается воспроизводство затрачиваемых и расходуемых природных ресурсов;
  • учитывается эстетическая составляющая, призванная к гармоничному симбиозу географического ландшафта с творениями рук человека;
  • обеспечивается природоохранная деятельность на данной территории.

Типичными представителями культурного вида местности являются музейно-парковые комплексы, ботанические и зоологические сады, прибрежные зоны отдыха.

Принципы формирования

Культурные ландшафты, видом которых сегодня может наслаждаться каждый человек, смело можно называть произведениями искусства. Их структура сложная и многогранная, представлена усовершенствованными объектами инфраструктуры, которые сливаются с природными формами. Сооружения соседствуют с водными или лесными объектами, существуя взаимосвязано и оттеняя друг друга.

При проектировании пространства специалисты должны достигать определенной гармонии, соблюдать предъявляемые требования. В современной архитектуре такой подход выражен достижением «золотой середины»:

Культурный ландшафт. понятие, примеры с описанием

  1. Возобновление непригодных зон под жилищные или промышленные комплексы. С этой целью выполняются различные инженерные мероприятия в виде мелиорации, ирригации.
  2. Тщательное планирование технологических производств и применяемой ими сырьевой базы. Проведение защитных работ на предприятиях с учетом особенностей освоения прилегающих зон.
  3. Осуществление компенсационных мероприятий.
  4. Выполнение преобразований, которые обеспечат стойкость культурных систем в отношении антропогенного действия.
  5. Обеспечение эстетической привлекательности для каждой реконструируемой или вновь закладываемой системы.

При подготовке реферата о типологии историко-культурных ландшафтов стоит обозначить влияние на их формирование современного человека. Удачным станет пример объекта в конкретной местности с главными его характеристиками. Следует обозначить имена нескольких географов и ученых, укрепивших определение «культурного ландшафта»: Отто Шлютер, Александ фон Гумбольдт, В. П. Семенов-Тян-Шанский.

Культурно-исторические ландшафты

В качестве культурно-исторических пространств можно приводить дворцово-парковые ансамбли, усадьбы дворян, комплексы монастырей, поля сражений, археологические комплексы, совокупность исторических сельских и городских объектов. Примеров таких территорий в мире очень много. Стоит назвать национальный парк Тонгариро в Новой Зеландии. Для местных жителей маори он несет религиозно-духовное значение. На просторах этого заповедника возвышаются купола из потухших и активных вулканов. Здесь же наблюдаются кратеры, источники, лавовые равнины, морены, ледниковые отложения. Также очень богата фауна парка.

Национальным памятником Португалии названа старая крепость Синтры с романтической европейской архитектурой. Это маврское сооружение расположено на вершине горного хребта Серра-да-Синтра. Временем ее строительства является 8-9 век. Когда христиане сражались с рабами за землю, сооружение было основным стратегическим объектом. Сегодня этот старинный вид ландшафта охраняет ЮНЕСКО. Также в Португалии находится еще один дворцовый комплекс — дворец Кинта да Регалейра.

Нельзя не вспомнить Национальный сад камелий в Сиднее. Многие австралийцы любят отдыхать здесь. Именно здесь можно полюбоваться не только множеством камелий, но и азалий, рододендронов. Каких только сортов этих растений здесь не встретишь. Также сад славится своим огромным розарием.

В Эфиопии есть уникальный город Консо. Здесь можно увидеть деревянные статуи прошлых поколений, каменные террасы. Город включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В его окрестностях расположены скульптуры религиозного назначения (вака). Также здесь много ископаемых останков гоминид. Жители Консо живут сельским хозяйством, пчеловодством, хлопкоткачеством. Недавно в окрестностях была построена пермакультурная ферма.

Старый речной пейзаж на реке Дунай в Австрии также заслуживает внимания. На холмах, между которыми течет Дунай, виднеются замки, шпили церквей, маленькие поселки и деревни. Туристы ассоциируют эти места со съемками фильмов по сказкам Братьев Гримм. Особенно запоминается Долина Вахау, тянущаяся вдоль Дуная до Мелька. Это самое красивое место в Австрии. Изображение, описание ландшафтов природы, живописные пейзажи привлекают множество художников и писателей. Эта местность также занесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Также недалеко от Зальцбурга есть долина, богатая очень красивыми озерами. Эта территория называется Зальцкаммергут. Там очень много достопримечательностей, музеев, исторических построек.

В густом лесу, возле горного массива Виндхья (Индия) расположился уникальный памятник доисторической культуры человечества — скальные жилища Бхимбетка. Здесь около 500 уникальных пещер, стены которых украшены рисунками примитивных людей эпохи мезолита. Эти жилища образовались естественным путем в массивных известняковых скалах из буро-коричневого песчаника. Далекими предками они использовались в качестве укрытий. Наскальная роспись Бхимбетка — это панорамные картины, которые воспроизводят повседневную жизнь доисторических людей: сбор урожая, охота, рождение потомства, ритуальные танцы.

Культурный ландшафт. понятие, примеры с описанием

В ходе описания напрашивается вывод, что примером культурной территории может быть все, что создавалось людьми. Самым знаменитым примером послужит Версаль во Франции. Фото этой достопримечательности вы видите выше. Это самый большой садово-парковый ансамбль во Франции, где находилась резиденция королей. Сегодня в замке находится национальный исторический музей, где находятся картины, бюсты, портреты. На территории Версаля также находятся великолепные аллеи, клумбы, фонтаны, искусственные водоемы.

Еще одним объектом культурно-этнического наследия является Великая китайская стена. Это поистине уникальное сооружение нашей цивилизации. Этому строению уже 1000 лет. Китайская стена таит в себе много интересных фактов. Во-первых, это самое длинное искусственное сооружение в мире. Во-вторых, во время ее строительства погибло более миллиона человек. В-третьих, для укладки каменных блоков стены использовалась клейкая рисовая каша и примесь гашеной извести. Каждый год достопримечательность Китая посещает более 40 миллионов туристов.

Комплексным культурным объектом Всемирного наследия является территория долины реки Орхон. Когда-то там располагалась столица Монгольской империи — Каракарум. ЮНЕСКО определила этот район представителем эволюции кочевой пастушеской цивилизации на протяжении двух тысячелетий. Здесь много памятников культуры в виде каменных тюркских статуй и стел. На них виднеются орхонские рунические надписи.