Культурная революция (телепередача)

Культурная революция в первые годы советской власти

Культурная революция как изменение идеологии общества была начата вскоре после Октябрьской революции. 23 января 1918 года появился декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Из системы образования были удалены предметы, связанные с религиозным образованием: богословие, древнегреческий язык и другие. Главной задачей культурной революции было внедрение в личные убеждения советских граждан принципов марксистско-ленинской идеологии.

Для реализации программы в первые месяцы советской власти была создана сеть органов партийно-государственного управления культурной жизнью общества: Агитпроп (отдел ЦК ВКП(б)), Главполитпросвет, Наркомпрос, Главлит и другие. Подверглись национализации учреждения культуры: издательства, музеи, кинофабрики; была отменена свобода печати. В области идеологии была широко развёрнута атеистическая пропаганда, начались гонения на религию, в храмах устраивались клубы, склады, производства, вводилась жёсткая цензура.

Большая часть народных масс была необразованна и неграмотна: так, из результатов следовало, что на территории Советской России умело читать всего 41,7 % населения старше 8 лет. Культурная революция предполагала прежде всего борьбу с безграмотностью, что было необходимо для последующего научно-технического развития. Культурная работа намеренно ограничивалась лишь элементарными формами, поскольку, по мнению ряда исследователей, советскому режиму нужна была культура исполнительская, но не творческая. Однако темпы ликвидации безграмотности в силу целого ряда причин были неудовлетворительными. Всеобщее начальное образование в СССР де-факто было введено в 1930 году. Массовая безграмотность была ликвидирована после Великой Отечественной войны.

В это время были созданы национальные алфавиты нескольких народностей (Крайнего севера, Дагестана, киргизов, башкир, бурят и т. д.). Была развёрнута широкая сеть рабочих факультетов для подготовки трудящейся молодёжи к поступлению в ВУЗы, в которые сначала был открыт путь молодёжи пролетарского происхождения независимо от наличия начального образования. В целях воспитания новой интеллектуальной элиты учреждены Коммунистический университет, Истпарт, Коммунистическая академия, Институт красной профессуры. Для привлечения «старых» научных кадров создавались комиссии по улучшению быта учёных, издавались соответствующие декреты.

Вместе с тем принимались репрессивные меры по устранению интеллектуальных политических противников: так, более 200 видных представителей российской науки и культуры были высланы из страны на «Философском пароходе». С конца 1920-х годов проводилось «вытеснение» буржуазных специалистов: «Академическое дело», «Шахтинское дело», «Дело Промпартии» и т. п. С 1929 года начали свою деятельность «шарашки» — организованные органами внутренних дел особые технические бюро из заключённых для проведения важных научно-исследовательских и конструкторских работ.

В 1920-е годы в советских общественных и партийных организациях шли дискуссии о методах и направлении культурной революции. Например, летом 1923 года кампанию по обсуждению «вопросов быта» инициировал Л.Д. Троцкий, выступивший в печати с циклом статей, опубликованных в одноименной брошюре (выдержала три издания).

Идеологическая гегемония в проведении культурно революции всегда осталась за партией. Большую роль в выполнении задач партии по проведению культурной революции играл комсомол.

О программе

Идея программы возникла у Михаила Швыдкого ещё в начале 2001 года. К тому времени он уже занимал должность министра культуры РФ, но при этом продолжал работать на телеканале «Культура» ведущим программы «После новостей», выходившей в прямом эфире три раза в неделю. Из-за загруженности Швыдкого в Минкультуры передачу пришлось закрыть. В итоге Швыдкой и руководство телеканала приняли решение запустить еженедельную программу, которая «была бы раздражителем и вместе с тем многое бы определяла, как ни странно, в популярности культуры».

Передача производилась телекомпанией «Игра-ТВ». В ней обсуждались проблемы культуры, политики, искусства, религии. Гости студии — два известных человека, имеющие диаметрально противоположные точки зрения по заявленной теме передачи, причем ведущий часто демонстративно объявлял симпатию к мнению того или иного гостя. Название каждого выпуска — это утвердительные формулировки, нацеленные на своего рода провокацию: «Бумер и Возвращение — плохое кино», «Патриотизм — последнее прибежище негодяя», «Интеллигенция погубит Россию», «Без мата нет русского языка», «Телевидение пора призвать к порядку», «Без вранья мир рухнет» и так далее.

Критика

Из-за провокационных формулировок передача часто становилась объектом критики, в том числе и от тогдашних коллег Швыдкого по Министерству культуры.

Закрытие

20 мая 2017 года вышел первый выпуск похожего по концепции субботнего ток-шоу в прямом эфире под названием «Агора» с ведущим Михаилом Швыдким, производством которого занималась компания «М-Продакшн Медиа». На время выхода ток-шоу показ «Культурной революции» был приостановлен. После ухода «Агоры» в отпуск 28 июня и 5 июля вышли две новые программы на темы «Чувство долга мешает жить» и «Выбирать профессию сегодня бессмысленно». Чуть позже на сайт телекомпании «Игра-ТВ» была выставлена информация о том, что «Культурная революция» была окончательно закрыта в пользу ток-шоу «Агора» «по финансовым и программным соображениям».

О закрытии передачи Михаил Швыдкой высказался следующим образом:

Думаю, дело не только в состоянии общества, а и в тех процессах, которые происходят на «Культуре». Руководство канала хочет сделать его более современным, актуальным, острым. Эти цели ставились всегда.

Третий этап – политическая борьба

Последний этап революции характеризуется постепенным утрачиванием власти коммунистической партией. В 1976 году скончался Мао Цзэдун, дата смерти — 9 сентября. Во главу государства встали приближенные к нему ранее люди, это были:

  • Цзян Цин – жена Мао.
  • Чжан Чуньцяо.
  • Яо Веньюань.
  • Ван Хунвэнь.

Они предпринимали шаги, позволяющие сохранить и сберечь культ личности умершего вождя. Но вскоре, политический переворот привел к тому, что они все были арестованы и обвинены в предательстве.

Так завершилась «Великая китайская революция». Тем, кто прекратил беспорядки, и жестокие репрессии был маршал Цзяньин. Именно он, во главе войска, арестовал четырех новых жестоких правителей.

Культурная революция (телепередача)

Поведение лани

Культурная революция (телепередача)

Лето лани живут или по одной или в небольших стадах. Молодняк текущего года рождения находится рядом с самками. Животные обычно активны в прохладные утренние и вечерние часы, в это время они пасутся и ходят на водопой. Когда днем становится жарко, лани отправляются на отдых на лежки, расположенные в тени кустарников, неподалеку от водоемов. Здесь можно спастись и от жары, и от гнуса. С приближением зимнего периода лани собираются в крупные группы, в которых живут самцы вместе с самками. В это время начинается невероятно зрелищное мероприятие этих сообществ: турниры и бои ланей с последующими «свадьбами».

Начало революции – гонения и репрессии

К 1966 году Мао был ослаблен болезнью, что пошатнуло незыблемость власти коммунистической партии. На мировой и внутренней арене сторонники лидера партии начали испытывать притеснение своих прав. Начало культурной революции предполагало уничтожение в КНР правительства, считавшее коммунизм ошибочным режимом.

Культурная революция (телепередача)

Сторонники Мао начинают прослеживать вредные для революции идеи в литературных произведениях, театральных постановках и газетных статьях. Оппозиционеры не ожидали, что после того как болезнь лидера отступит, тот начнет жестокое преследование тех, кто выступал против его власти.

Организованное правительством движение «Хунвэйбинов» встало на защиту идей вождя. Это была радикально настроенная группировка, в составе которой находились в основном молодые приверженцы режима. Они организовали гонение тех, чье мировоззрение отличалось от нужного. Людей стали избивать и пытать. Любой прохожий мог подвергнуться расправе лишь за то, что у того не было с собой книги Мао. Жертвами революционной группировки стали более миллиона людей, включая тех, кого довели до самоубийства постоянными издевательствами.

Для того чтобы стимулировать любовь к правящим властям, в высших кругах стали проводить ужасные встречи, на которых приглашенные занимались каннибализмом. Таким образом, насаждалась нелюбовь к противникам и неверным. Так называемые «банкеты плоти» повторялись более сотни раз. Для того чтобы доказать свою верность приглашенных заставляли убивать пойманных оппозиционеров их съедать их внутренние органы в приготовленном или сыром виде. О них стало известно только после того, как родственники жертв перестали бояться гонений и рассказали всю правду журналистам.

Культурная революция (телепередача)

В тот период произошло поистине ужасное для коммунистов событие. В 1953 году скончался лидер коммунистической партии СССР И. В. Сталин. Пришедший в то время к власти Хрущев стал вести политику, осуждающую великого вождя. Для того чтобы не потерять влияние, Мао Цзэдун намеренно ухудшал отношение с соседней державой. Начались стычки на границе и из страны были изгнаны все послы из СССР.

Для того чтобы не вызывать недовольство у простого населения, коммунистическая партия объявила, что началась «Великая культурная китайская революция». Под этим предлогом, на газеты стали давить, чтобы они публиковали только правильные статьи. В детских школах начали учить детей любви к своему вождю и шпионажу за неверными родителями. Таким образом, народ программировали на слепую любовь к Мао.

Те, кто ранее был беден, начали понимать выгоды от таких перемен и власть, которую они получили. Нелицеприятными стали все богатые и хорошо одетые граждане. За нападение и наказание таких людей правительство поощряло. Успешных и состоятельных мужчин начали избивать обычные крестьяне, а ухоженным женщинам отрезали волосы, и вырывали ногти. То, что было отобрано у богатых, нужно было в обязательном порядке предоставлять местным органам власти. Но практически ничего не было доставлено до места, народ переплавлял или перепродавал награбленное.

Дошло до того что образовавшиеся банды начали делиться и враждовать между собой за зону влияния. Они уже начали действовать стихийно, вождь это понимал, но нечего не предпринимал, так как его устраивала такая ситуация. Некоторые группировки, обзаведясь огнестрельным оружием, захватывали целые населенные пункты. Есть данные, что в стычках между бандами использовались артиллерийские установки.

Культурная революция (телепередача)

Противостоять данному течению событий пытались оппозиционеры в лице Лю Шаоци и Дэна Сяопина. Однако уже в 1969 году была провозглашена безоговорочная власть и идеология вождя Мао.

Школы кадров 7 мая

После того как первый этап был пройден, было объявлено о создании школ кадров. В них людей обучали необходимым для страны профессиям и попутно выявляли опасных и неверных личностей. За небольшое несовпадение в идеологических ценностях, обычного человека могли отправить на тяжелый каторжный труд. За два года существования таких школ, было сослано более 10 миллионов неверных, по большей части, это были молодые студенты.

Смерть Мао и «группа четырех». Этап третий

В октябре 1976 года скончался лидер коммунистического режима Мао Цзэдун. После его смерти к власти пришла «группа четырех». Цзян Цин (жена Мао), Чжан Чуньцяо, Яо Вэньюань, Ван Хунвэнь были особо приближенными соратниками Мао Цзэдуна. И после его кончины предприняли попытки управления страной в прежнем режиме.

Вскоре все участники этой «банды» были арестованы по приказу нового правительства. Их объявили опасными контрреволюционерами, переложили на них ответственность за репрессии и ошибки в экономике.

Культурная революция формально окончилась в 1976 году. Но ее кровавые и разрушительные отголоски витали над Китаем долгие годы. Инициатива ареста «банды четырех» исходила от маршала Цзяньина. Так была поставлена точка в реальной летописи расправы над китайским народом.

Предшествовавшие события

Об октябрьском перевороте 1917 года (именно так называлась в официальной советской историографии Великая Октябрьская социалистическая революция вплоть до конца 20-х годов) написано очень много, в том числе и правды. Событие это повлекло множество последствий, изменился привычный уклад жизни целой страны, прогремела на ее просторах братоубийственная Гражданская война, погибли от голода и болезней миллионы людей, число убитых и искалеченных также измерялось семизначными числами. Сотни тысяч «бывших», составлявших интеллектуальную и духовную элиту российского общества, оказались на чужбине.

Культурная революция (телепередача)

Результаты и жертвы

Вскоре после печальных событий, были сделаны примерные подсчеты тех, кто пострадал от репрессий и карательных операций. Цифра ужасает, более 100 миллионов граждан Китая стали жертвами режима Мао.

Жертвы присутствовали как среди гражданского населения, так и среди членов коммунистической партии. Число неугодных власти коммунистов достигло 5 миллионов. На их место были поставлены приближенные к Мао чиновники.

https://www.youtube.com/watch?v=0P6m13kDmG4

Культурная революция (телепередача)

Множество молодых людей было замучены до смерти в ссылках и колониях. Ученые были убиты. Экономика страны после такого удара десятилетиями восстанавливалась.

Примечания

  1. ↑ Культурная революция // Большая Российская энциклопедия — Т. 16. — М., 2010 г.
  2. ↑ Культурная революция социалистическая // Большая энциклопедия «Терра». Т. 24. М., «Терра», 2006 г.
  3. О направлениях развития науки в ходе культурной революции в стране см., напр., Ольденбург С. Ф. Задачи Секции научных работников в деле культурной революции // Научный работник. 1928. № 5/6.
  4. Культурная революция и научные работники. Сборник статей. / Под ред. Луппол И. К. — М.: Работник просвещения, 1928.
  5. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. М., 1993; URL: www.otrok.ru/teach/enc/txt/4/page95.html
  6. Резник А.В. Троцкий и товарищи: левая оппозиция и политическая культура РКП(б), 1923–1924 годы. — СПб: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2017. — С. 81-101.
  7. Bauer, R.A. The New Man in Soviet Psychology. Cambridge: Harvard University Press, 1952

Продолжение культурной революции в 1930-ые

Этот процесс бурно шел в годы первых пятилеток. В стране развивался кинематограф, фильмы были черно-белые, а в 1931 году вышел первый звуковой – “Путевка в жизнь”. К концу десятилетия появились знаменитые исторические фильмы, например, “Александр Невский”.

В 1931-1935 годах произошли изменения в школьном образовании. В школу вернули преподавание истории с элементами идеологического воспитания, а также появилась четкая программа, уроки, предметы, оценки. Численность школ к 1940 году выросла до 198 тыс., численность учеников – 35 млн, а численность учителей – до 1,2 млн. С 1938 года сталинскую версию истории партии и советского государства стали изучать по “Краткому курсу истории ВКП(б)”. С 1937 года было введено семилетнее обучение, к концу 1930-ых годов часть языков в СССР перевели с латинского алфавита на кириллицу.

Итогом культурной революции стало повышение уровня грамотности населения до 87% согласно переписи 1939 года. Появилась широкая сеть школ, институтов, библиотек, а также множество объектов культурного назначения.

Культурная революция (телепередача)

Рис. 3. СССР ликбез.

Что мы узнали?

Кратко о культурной революции в СССР в 20-е-30-е гг. следует знать, чтобы понимать процессы происходившие в государстве, которое считало себя первым в мире социалистическим. В нем, несмотря на общую бедность, быстро ликвидировали неграмотность.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 5

Начать тест(новая вкладка)

Наследие царского «прижима»

Долгие десятилетия советскими пропагандистами прилагались усилия для того, чтобы внушить согражданам мысль об образовательной отсталости старорежимного государства и главенствующей роли большевистской партии в благом деле преодоления массовой безграмотности населения. Действительно, по состоянию на 1897 год (тогда проводилась перепись) 79% жителей империи не умели читать и писать. Однако все познается в сравнении. Если учесть, что с осени 1917-го по конец 1921 года школы фактически бездействовали, и при этом, даже с учетом погибших и эмигрировавших (а бежали от красных не только великие князья и графы), этот процент к концу десятилетия опустился до 68%, то становится ясно, что царское правительство старалось ситуацию улучшить. И действовало достаточно эффективно. Реформа стартовала в 1908 году, согласно ее положениям, были учреждены свыше 10 тысяч школ, начальное образование стало не только бесплатным, но и обязательным. Самое позднее к 1925 году безграмотных людей в России не осталось бы, и для этого не требовалась никакая культурная революция. В СССР об этих планах последнего российского императора не вспоминали.

Культурная революция (телепередача)

История группы

Первый музыкальный проект Артура Струкова назывался «Подземка». Его единственным воплощением стал домашний альбом «На прикупе», записанный Струковым в Набережных Челнах в октябре 1984 года перед уходом в армию и затем отправленный друзьям в Тюмень.

В августе 1987 года Струков возвращается из армии, а уже в сентябре того же года принимает участие в записи совместного проекта тюменских музыкантов и Егора Летова «Инструкция по обороне». Тогда же с лёгкой руки Летова появляется название «Культурная революция».

Главная заслуга в создании группы принадлежит Александру Ковязину. Именно он нашёл место для репетиций, а впоследствии устраивал все записи коллектива.

Первый состав «Культурной революции» сформировался в октябре 1987 года: Артур Струков (вокал, гитара), Андрей Шагунов (гитара), Александр Ковязин (бас-гитара), Вячеслав Шершнев (ударные). В декабре того же года состоялись её первые выступления на публике и первая попытка записи на хорошем оборудовании.

На протяжении 1988 года группа неоднократно пытается записаться в Тюмени на импровизированной студии Вячеслава Воронцова на заводе «Нефтемаш» и у Евгения Шабалова в ДК «Строймаш». Впоследствии сохранившиеся записи этого периода были изданы под названием «В Тюмени 1980-х г.г.».

Звёздным часом «Культурной революции» стал Первый фестиваль альтернативной и леворадикальной музыки, прошедший в Тюмени в июне 1988 года (к тому моменту Ковязин отошёл от музыкальной деятельности и занялся бизнесом, и его заменил Аркадий Кузнецов, а на смену Шершневу пришёл Евгений «Джек» Кузнецов). На фестивале в течение трёх дней выступили такие группы, как «Гражданская оборона», «Инструкция по выживанию» и «Кооператив Ништяк», а также Янка Дягилева и многие другие. Коллектив Струкова получил за своё выступление приз зрительских симпатий. Тюменское телевидение сделало запись концерта, а от некоторых деятелей музыкальной индустрии Тюмени и Свердловска стали поступать предложения заняться профессиональной коммерческой деятельностью под их руководством и с их технической поддержкой. Однако Струков от всех подобных предложений отказался.

Последним эпизодом деятельности первого состава «Культурной революции» стала очередная попытка записаться в Тюмени у Воронцова весной 1990 года, оказавшаяся неудачной. Осенью того же года Струков окончательно переезжает в Москву, после чего группа фактически прекращает своё существование.

В июле 1998 года Ковязин позвонил в Москву Струкову и предложил сделать полноценную запись «Культурной революции». Для этого в Тюмени им были подготовлены профессиональные музыканты и многоканальная аппаратура. В итоге на квартирах участников группы был записан, фактически, первый полноценный альбом коллектива, получивший название «Буэнос-Айрес». Однако в сентябре того же года Ковязин умирает от панкреатита, так и не услышав окончательный вариант записи. Дальнейшая судьба альбома оказалась весьма непростой — некоторые крупные фирмы, к которым обращались музыканты, не брались его даже слушать. В конце концов, альбом был издан небольшим независимым лейблом «ИпВ продукт».

В 1999 году «Культурная революция» записала альбом «Просто хочется жить», а летом того же года несколько раз выступила с концертами в Тюмени (группа дала концерты в следующем составе: Артур Струков — вокал, гитара; Джейк — гитара; Александр Андрюшкин — бас-гитара; Сергей Шестаков — ударные).

В 2000 году вышел последний альбом группы «Музыка бунта!». После этого коллектив прекратил какую-либо деятельность.

Творческая группа

  • Идея: Михаил Швыдкой, Андрей Козлов
  • Авторская группа: Владимир Балашов, Елизавета Альянова, Анна Панкова, Илья Альянов
  • Оператор-постановщик: Олег Пикалёв
  • Художник-постановщик: Татьяна Беляева
  • Телевизионные режиссёры: Елена Петрова, Георгий Жаринов (до 2013)
  • Звукорежиссеры: Наталия Плуталова (до 2015), Алексей Плуталов (до 2016), Георгий Лазарев
  • Художник: Мария Русанова
  • Ассистент режиссёра: Евгений Галкин
  • Режиссёр монтажа: Александр Зайцев
  • Редакторская группа: Марина Перепёлкина, Галина Евстюнина, Наталья Бурлакина, Алла Волкова
  • Административная группа: Зоя Арапова, Сергей Железов, Полина Ионова, Ольга Савронь
  • Референт: Наталия Кузнецова
  • Директор съемочной группы: Алексей Черкасский
  • Директор программы: Максим Диордиенко
  • Шеф-редактор: Виктория Селиванова
  • Исполнительные продюсеры: Владимир Балашов, Алёна Лобан
  • Продюсеры: Наталия Стеценко, Борис Крюк
  • Ведущий: Михаил Швыдкой
  • Режиссёр-постановщик, генеральный продюсер проекта: Андрей Козлов

Что представляет собой

Сама идея изменений пришла в голову правителю ЦК КПК, Мао Цзэдуну еще в 1950 году. Он для того, чтобы укрепить свою власть, решил поднять бедных крестьян против своих угнетателей, буржуев и капиталистов. Дата начала культурной революции в Китае май 1966 года.

Началась повальная пропаганда граждан и чистки в рядах партии. Враг обрисовывался как типичный феодал, который не заботится о судьбе простого народа. Людям в голову вбивали мысль, что для того чтобы жить лучше, необходимо устроить революцию и уничтожить врага.

Идея революционеров

Основной идеей революции, которую преследовал лидер Китая, это воспитание удобного для себя народа. Сторонники должны были слепо верить в благонамеренность своего вождя, не жалея времени и сил для претворения в жизнь его идей.

Культурная революция (телепередача)

Для этого пропагандировалась идея социалистического устройства государства. Отсутствие господ и вышестоящих начальников грезилось людям в их воображении. Для того чтобы прийти к такому обществу нужно было в начале революции искоренить:

  • Нежелательные идеи.
  • Ошибочные культурные ценности.
  • Старые ритуалы и обычаи.
  • Вредные привычки.

Результаты и жертвы

Культурная революция (телепередача)
Публичное унижение Панчен-ламы в рамках сессии «пидоухуэй»

Большинство источников говорят о 100 миллионах пострадавших. Впервые это число появилось в газете «Жэньминь жибао» 26 октября 1979 года. Ж.-Л. Марголен (фр.) пишет, что погибших был миллион человек. Только в провинции Гуанси во время «культурной революции» погибло свыше 67 тыс. человек, а в провинции Гуандун — 40 тыс.

В ходе «культурной революции» было репрессировано около 5 млн членов партии и к IX съезду КПК в партии насчитывалось около 17 млн человек. Во время X съезда 1973 года численность КПК составила уже 28 млн человек, то есть в 1970—1973 годах в КПК было принято около 10—12 млн человек. Таким образом, Мао заменил «старых» членов партии, которые были способны хоть на какое-либо несогласие, на «новых» — фанатичных последователей культа личности.

«Бунтари» и хунвэйбины уничтожили значительную часть культурного наследия китайского и других народов КНР. Например, были уничтожены тысячи древнекитайских исторических памятников, книг, картин, храмов и т. д. Были уничтожены почти все монастыри и храмы в Тибете, сохранившиеся к началу «культурной революции».

Возложив ответственность за «культурную революцию» лишь на Мао Цзэдуна и партийные группировки, объявленные «контрреволюционными», КПК легитимизирует свою власть в условиях рыночной экономики КНР.

Культурная революция в СССР

Раздел ОГЭ по истории: 3.1.7 … Коренные изменения в духовной жизни.

Культурная революция (телепередача)

«Культурная революция» — коренной переворот в духовном развитии общества, осуществлённый в СССР в 1920—1930-х гг., являющийся составной частью социалистической модернизации. Формирование социалистической культуры — культуры, выражающей интересы трудящихся и служащей задачам классовой борьбы пролетариата за социализм

Осуществление культурной революции

1. Утверждение марксистско-ленинской идеологии в качестве государственной

  • 1918 г.— закрытие всех антибольшевистских изданий.
  • Осень 1922 г.— высылка из России 150 крупнейших учёных, философов, историков, экономистов, не разделявших идеологические установки большевиков («философский пароход»).
  • 1922 г.— создание Главного управления по делам литературы и издательств (Главлит) — главного органа советской цензуры (существовал до 1991 г.).
  • Антицерковная пропаганда: 1925 г.— учреждение «Союза воинствующих безбожников» (существовал до 1947 г.) — цель: борьба с религией, закрытие и разрушение церквей.
  • Создание сети рабочих клубов, изб-читален, библиотек, обязанных (с 1924 г.) пропагандировать «основы ленинизма».
  • 1938 г.— выход «Краткого курса истории ВКП(б)» — обязательного ориентира в толковании истории и в общественно-политических исследованиях.

Ликвидация неграмотности населения:

  • 1919 г.— декрет «О ликвидации неграмотности среди населения России» (от 8 до 50 лет);
  • 1920 г.— создание Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности;
  • 1923 г.— учреждение Общества «Долой неграмотность»;
  • создание пунктов ликвидации безграмотности (ликбезы) и рабочих факультетов (рабфаки), готовивших молодёжь к поступлению в вузы;
  • середина 1930-х гг.— ликвидация неграмотности населения в возрасте от 8 до 50 лет.

Перестройка системы образования:

  • национализация учебных заведений;
  • ликвидация сословной системы образования;
  • установление новых принципов школьного образования
    — возникновение единой советской трудовой школы двух ступеней: начальная 4-летняя школа (I ступень), 7-летняя школа в городах, школа крестьянской молодёжи, школа II ступени (5—9 классы);
    — общедоступность образования;
    — бесплатность обучения;
    — совместное обучение мальчиков и девочек;
    — обучение на родном языке.
  • 1921 г.— создание школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) преимущественно для рабочих подростков с профессиональной установкой и сохранением общеобразовательных знаний в объёме 7-летней школы;
  • распространение образования без отрыва от производства (вечернее, заочное, курсы, кружки и т. п.);
  • 1930 г.— введение обязательного 4-летнего образования (повсеместно), 7-летнего (для городов и промышленных районов);
  • середина 1930-х гг.
    — установление строгого внутреннего распорядка в учреждениях народного образования
    — единые учебники, экзамены, аттестаты зрелости, дипломы и т. д.;
  • организация учебных заведений для подготовки советских и партийных кадров — коммунистических университетов;
  • создание Института красной профессуры в Москве — подготовка марксистских кадров для высшей школы;
  • упразднение автономии вузов;
  • рост числа вузов (к началу 1940-х гг. в СССР насчитывалось более 4,5 тыс. вузов).

3. Утверждение принципа социалистического реализма в литературе и искусстве

Культурная революция (телепередача)

Социалистический реализм — официальный творческий метод, сложившийся в советской культуре в 1920— 1930-е гг. Писатели и художники, использовавшие этот метод, выполняя идеологический заказ, изображали в своих произведениях действительность, какая она должна быть в соответствии с социалистическим идеалом.

Гонения и репрессии. Этап первый

Болезнь лидера коммунистической партии Мао Цзэдуна ослабила его позиции на мировой и внутренней аренах страны. Оппозиционные партии, считавшие коммунизм неверным режимом, начали бурно критиковать власть в различных литературных произведениях, пьесах и статьях. Мао не хотел допускать подобного положения вещей. И оправившись от своего недуга, развернул большую компанию по борьбе с недовольными оппозиционерами. В итоге принятые им меры привели к следующим последствиям:

  • Май и апрель 1966 года. Начались гонения на традиционалистов. Банды хунвэйбинов нещадно расправлялись с «врагами режима», вместо того, чтобы просто выявлять их, следя за общественной и культурной жизнью Китая. В этих объединениях «красногвардейцев» состояли школьники и молодежь. Также туда входили молодые специалисты и преподаватели. Они разжигали массовые междоусобицы, издевались над людьми. Имели право потребовать у любого проходящего гражданина Китая цитатник Мао. Количество жертв этих банд исчислялось миллионами людей. Многих намеренно доводили до самоубийства;
  • Май (1969) – сентябрь (1971). По всей стране после указа Мао создавались «Школы кадров». В них чиновники обучались своим профессиям, впитывали идеологию коммунизма и занимались физическим трудом. Всех несогласных ссылали в далекие деревни. Общее число ссыльных студентов и интеллигенции составило 10 миллионов.

Помимо этих внутриполитических ходов, страну захлестнула волна каннибализма, которая поддерживалась правящим аппаратом «сверху». Чженг И в своей работе приводит более 100 реальных случаев отвратительного каннибализма. Так называемые «банкеты плоти» проводились лидерами — коммунистами. На них они призывали убивать межклассовых врагов и недругов страны, а затем съедать их сырые или приготовленные почки, печень, сердца и иные части. В этой книге собраны многочисленные интервью с угнетенными подобными бесчинствами и их родными.

Конфликт между СССР и КНР обострял ситуацию не только между странами, но и влиял на внутренние процессы Китая. Мао Цзэдун стремился абсолютизировать свою власть любыми способами. Помимо репрессий, в ходе которых врагом могли признать любого: от крестьянина до научного сотрудника, Мао обратил свой пристальный взгляд на культуру Китая.

После антипартийной публикации коммунисты (XI пленум ЦК КПК) постановили, что в стране началась «Великая пролетарская культурная революция». Деятельность науки и культурная жизнь общества были, как будто поставлены на паузу. Антикварные и книжные магазины Китая закрылись, получили распространение особые танцы, символизировавшие абсолютную верность председателю Мао.

Культурная революция (телепередача)

Многие дома в городах и деревнях подверглись обыскам. Проверялось наличие запрещенных книг и ценностей. Все найденное изымалось. С женщин срывалась красивая одежда, им также обрезали окрашенные волосы. Ценности, похищенные у народа, не только не доходили до государственной казны, но и исчезали без следа, присваивались, переплавлялись.

Банды «красных» начали враждовать между собой, разделившись на выходцев из интеллигентных семей и бедняков. Мао уже слабо контролировал действия взращенной им армии, но по-прежнему держал под контролем остальные процессы.

Стычки между бандами хунвэйбинов особенно ожесточенно проходили в деревнях и на окраинах городов. В некоторых из них применяли артиллерийские установки.

В апреле 1969 года очередной съезд партии окончательно провозгласил главенство маоистской идеологии. Осудили политиков-оппозиционеров Лю Шаоци и Дэн Сяопина.

Страшные итоги «культурной революции»

26 октября 1979 года газета «Жэньминь жибао» сделала попытку обнародовать примерное число жертв кровавой революции в Китае. Более 100 миллионов потерпевших жертв значится и во многих других источниках.

Кроме простых граждан, от репрессий пострадали члены самой компартии. Было репрессировано или убито больше 5 миллионов человек. На их место Мао набрал новых сторонников, число которых к закату его правления достигло 28 миллионов.

Культурная революция (телепередача)

«Хунвэйбины» смогли ликвидировать большую часть культурного наследия КНР. Пострадали реликвии и других народов. Тысячи древних и значимых памятников, бессчетное множество картин, других предметов искусства и книг – вот те потери, которые понесла культура Китая в ходе этой революции. Также были разгромлены и храмы в Тибете, стерты с лица земли многие монастыри. Была разрушена часть Китайской  стены.

Миллионы обученных специалистов сгинули в деревнях и горных поселках. Маоизм привел лишь к массовым расправам, репрессиям и войнам классов.

Общее разрушительное влияние на страну отразилось во многих ее областях упадком экономики, бездействием полиции, внутриполитическими проблемами и озлобленностью народа.

«Культурная революция» нанесла большой урон и театральному развитию в стране. На протяжении нескольких лет на подмостках театров ставились только те пьесы, которые написала жена Мао, а другие из-за цензуры были под запретом.

Современники считают, что урон от «кровавой революции» нанесен не только самому Китаю, но и культурному мировому наследию. Так как утраченные культурные ценности и предметы искусства имели мировое значение.