Культура, субкультура и контркультура.
В современном обществе наряду с господствующей системой культуры, разделяемой большинством членом общества, существуют многочисленные субкультуры, выражающие интересы различных слоев и групп. Для них характерны специфические средства жизнедеятельности, способы существования. Например, различные этнические, половозрастные, криминальные и т.п. слои и группы создают и используют только им присущие жаргоны, или языковые субкультуры. Можно говорить о существовании в обществе молодежной, мужской и женской, профессиональной, криминальной субкультур.
В ряде случаев субкультура используется, чтобы ограничить себя от других субкультур и культуры общества в целом, и противопоставить себя им. Примером может служить культура аутсайдеров, людей, ставящих себя вне общества (бомжи и др.). В этом случае можно говорить уже не о субкультуре, а о контркультуре. Этот термин был введен в 1960-е для обозначения субкультур битников и хиппи, которые открыто противопоставляли культуру раскрепощенных чувств господствующей буржуазной культуре с ее ханжеством и ориентацией на материальный интерес. Сегодня много пишут о «культурной революции», которая раскрепостила личность и ее желания и привела к смене культурных норм (парадигм). В частности, много говорят о «постмодернистской культуре» современного информационного общества.
Культура постмодернизма.
Постмодернизм, как и маскульт – продукт постиндустриального, информационного общества. Он отчетливо проявил себя в 1970-е – как движение к компромиссу между высокой и массовой культурой.
В социальной сфере постмодернизм – это определенный образ жизни, это общество конформизма и компромисса. Народ уступает место «массе», «электорату», интеллигенция – интеллектуалам, лишенных интеллигентских комплексов и выступающих как представители преуспевающего среднего класса. На первое место выходят средства, а цели перестают быть ценностью. В идеологии уживаются несовместимые вещи. Жизнь начинает восприниматься как игра, лотерея, дело случая и удачи. Широкое распространение получает мода. Важную черту постсовременной культуры составляет театрализация, охватывающая все области жизни (политику, религию и др.).
Постмодернизм проявляет себя в философии и в науке. В философии он опирается на позиции релятивизма и плюрализма. Постмодернизм критикует науку за абсолютизацию рациональных методов и недооценку интуиции и воображения. Наблюдается тенденция уравнять науку с религией и искусством.
Многие существенные черты постмодернистской культуры зримо представлены в искусстве постмодернизма. Можно выделить две основные тенденции в этом искусстве. Первая – это компромисс с массовым искусством, противостояние модернизму и авангарду с его экспериментированием. Провозглашается культ эклектизма, смешение всех форм, стилей, манер с приемами коллажа, цитирования, повторения. Постмодернизм часто сочетается с китчем. Как правило, произведения постмодернистского искусства имеют красивый вид, они приятны для зрения и слуха.
Вторая тенденция постмодернистского искусства связана со стремлением преодолеть модернизм и авангард с помощью иронии, пародии и гротеска. Под каждое изображение подкладывается другое изображение, другой «текст». Здесь также широко используются цитирование, коллажи, заимствования и др. Эстетика гармонии сменяется эстетикой шока.
Анализ культуры имеет значение, выходящее за рамки чисто теоретических исследований. Проблема культуры – реальная практическая проблема, которая остро встает перед мировой цивилизацией
Культурный нигилизм, пренебрежение к культурному наследию прошлого или к новаторству в культуре, недостаточное внимание общества и государства к созданию условий для расширения межкультурных контактов – все это может отрицательно отразиться на завтрашнем дне человечества
Евгений Басин
Виды культуры: доминирующая, контркультура, субкультура
()
Всю культуру социума допустимо подразделить на:
- доминирующую – основную в рамках определенного общества, он диктует принципы и ценности, которых придерживается большинство людей, например, в России христианство и его принципы преобладающие среди населения;
- субкультуру – систему взглядов, отличную от доминирующей, присущую немногочисленной группе людей, характеризующуюся стилем, образом жизни и системой норм, сущность понятия субкультура выражена в примерах – аниме, риверхед;
- контркультуру – в отличие от субкультуры не только отличается от доминирующей, но и противостоит ей (хиппи).
Отличие субкультуры от контркультуры в пассивной позиции по отношению к доминирующей. Доминирующая форма культуры в данном контексте рассматривается, как образец и пример, то есть то, что большинством людей воспринимается как образец поведения. Разница между субкультурой и контркультурой выражена и в поведенческих реакциях ее сторонников. Например, готы хоть и отличаются визуально от основной массы, не выражают агрессии. В свою очередь скинхеды – противопоставляют себя нации и пропагандируют анархию, как форму устройства общества.
Рассматривая виды культур важно изучить понятия, связанные с культурой и ее взаимодействием:
- Понятие диалог культур или аккультурация – взаимодействие и проникновение различных культур (появление в российском языке иностранных слов).
- Контакт – договоренность о соприкосновении нескольких культур в долгосрочной перспективе (Олимпийские игры или Евровидение).
- Глобализация – объединение национальных культур в общемировую. Например, проведение олимпийских игр.
В рамках темы важно осветить понятие толерантности – терпимости по отношению к другим людям, их взглядам, принципам и ценностям. Уточняя, какой смысл обществоведы вкладывают в понятие культура, отметим, что речь идет о совокупности всех ценностей, когда-либо созданных человечеством
Уточняя, какой смысл обществоведы вкладывают в понятие культура, отметим, что речь идет о совокупности всех ценностей, когда-либо созданных человечеством.
Мы сделали подборку лучших онлайн-курсов для эффективной подготовки к ЕГЭ
Словарь
1. Аниме – течение, в котором люди перенимают образы мультяшных японских героев.
2. Риверхед – сторонники музыки в жанре индастриал, обладают отличительными чертами в гардеробе и сленге.
3. Хиппи – люди, осуществляющие пропаганду против церковных принципов, сторонники мира, не желающие работать.
4. Готы – люди, являющиеся сторонникам панк-движения и перенимающие облик музыкальных исполнителей.
5. Скинхед – представители национал-социалистической идеологии, ультраправые, выражают агрессию.
Функции
Вам будет интересно:Здание Главного штаба в Санкт-Петербурге: красота внутри и снаружи
Основы социальной культуры — это в первую очередь функции, которые достаточно разнообразны по применению и смыслу, заложенному в них:
Гуманистическая — она отвечает за то, чтобы творческие способности человека всегда находились в развитии.
Социально-информативная — весь полученный поколениями опыт хранится, копится и в итоге передается следующему.
Коммуникативная — отвечает за общение между индивидами.
Образовательно-воспитательная — происходит социализация личности с последующим приобщением ее к традициям и культуре.
Регулирующая — человеческое поведение контролируется за счет необходимых норм и ценностей.
Интегрирующая — направлена на объединение общества в целом или отдельной страны.
Побочные функции социальной культуры человека — это определение образа жизни, формирование определенных ориентиров и приоритетов. Понятие также направлено на то, чтобы человек конструировал на протяжении жизни в своем разуме какую-то систему, программу с установками, которые будут давить на него, если поступок не считается нормой. Это доказано многими исследователями, поэтому социальная культура — это важный аспект жизни в обществе. Она воспитывает человека точно так же, как животных в дикой природе воспитывает их программа поведения, заложенная у них на генетическом уровне.
Виды культуры
Многообразие культур можно классифицировать по-разному. В зависимости от того, кто создаёт культуру, различают массовую, элитарную и народную культуры.
Культура может подразделяться на материальную и духовную в зависимости от результатов деятельности человека.
По вероучению различают христианскую, исламскую, иудейскую, буддийскую культуры. Такая культура присуща определённым религиям и религиозным учениям: христианству, исламу, буддизму.
По носителю культуры различают мировую и национальную (этническую) культуры. В рамках национальной культуры выделяют отдельные сферы – субкультуры и контркультуры.
Массовая культура
Массовая культура носит развлекательный характер и направлена на получение прибыли. Она проста в изложении и благодаря этому доступна всем. Продукты такой культуры создаются специалистами с учётом востребованности и популярности того или иного явления на данный момент (например, жёлтая пресса, развлекательная литература, поп-музыка, реклама, мода).
Элитарная культура
Для элитарной культуры характерна сложность содержания. Она создаётся представителями высших слоёв общества (элитой) либо по их заказу. Произведения культуры нешаблонные, уникальные и ориентированы на элиту. Такие произведения доступны для понимания преимущественно ценителям, знатокам и высокообразованным людям. Примером могут служить артхаусное кино, высокоинтеллектуальная литература.
Народная культура
Создатели такой культуры неизвестны. Произведения характерны для определённых народов, наций. Они передаются следующим поколениям, как правило, в устной форме (например, фольклор, народные инструменты, народные традиции, народная медицина).
Материальная культура
Под материальной культурой понимаются искусственно созданные человеком предметы, материальные ценности – вещи, изделия, устройства, сооружения. В качестве примера можно привести книги, постройки, украшения, одежду, пищу, орудия труда, картины и т. д.
Духовная культура
Под духовной культурой понимается совокупность нематериальных элементов, созданных человеком. К ним можно отнести религию, нормы, церемонии, ритуалы, язык, мифы, знания, обычаи, мораль, научные теории и т. д.
Мировая культура
Мировая культура – это результаты творческой деятельности всех национальных культур различных народов. По географическому признаку всю мировую культуру можно разделить на европейскую, азиатскую, африканскую, латиноамериканскую, североамериканскую культуры.
Национальная (этническая) культура
Национальная или, как её ещё называют, этническая культура представляет — это материальные и духовные ценности одной нации или этнической группы. Такая культура совмещает в себе культуры различных социальных слоёв, этнических групп или наций, характеризуется единством территории, государственностью и общностью экономической жизни.
Субкультура
Субкультура — это культура чётко определённой социальной группы внутри определённого общества. У этой группы свои убеждения, взгляды на жизнь и поведение, отличное от широкой публики. Можно выделить молодёжные (например, эмо, готы, панки), криминальные (например, гопники), религиозные и даже профессиональные субкультуры (присущие определённым религиозным верованиям и профессиям соответственно).
Контркультура
Контркультура обозначает такую особую сферу культуры, которая не просто отличается от господствующей культуры, но находится в конфликте с основными её ценностями, нормами, моралью. Представители контркультур отвергают устоявшиеся принципы и нормы (например, хиппи в США или стиляги в СССР).
Как появился термин?
Термин «субкультура» образован от латинских слов sub (под) и cultura (культура). Поэтому в русском языке наравне с ним может использоваться слово «подкультура». Данный термин используется в политологии, социологии, философии, антропологии и многих других науках, в которых он может трактоваться несколько по-разному
Важно не путать субкультуры с молодёжными сообществами, состоящими из молодых людей с общими интересами
Данное понятие ввёл американский социолог Дэвид Рисмен. Он дал ему следующее определение: субкультура – это некоторая социальная группа, демонстративно выбирающая моральные ценности, стиль внешности и манеры, не соответствующие общепринятым. Позже данное явление изучал британский социолог Дик Хэбдидж. Он отмечал, что к субкультурам примыкают люди, объединенные общими вкусами и при этом недовольные нормами, принятыми в их обществе.
Интересно, что в 20-м веке многие авторы использовали альтернативные термины для обозначения данного явления. Так французский социолог Мишель Маффесоли называет молодёжные субкультуры «городскими племенами», а советский биолог Виктор Дольник употребляет термин «клубы». В СССР широко использовалось понятие «неформальные молодёжные объединения», а их представителей называли «неформалами». Примерно тогда же появилось популярное и сегодня жаргонное слово «тусовка».
Определение — что это такое
Данный термин несет большое значение в различных сферах нашей жизни и является объектом исследования разных научных направлений, среди которых психология, экономика (что это?), лингвистика (это как?), культурология, философия и многие другие.
Также культура представляет собой определенную совокупность кодов, приписываемых каждому члену общества в качестве норм и правил поведения. Поэтому можно сказать, что основная ее функция – управленческая.
Но есть и другое мнение по этому поводу, ибо фраза «все что придумал человек» уже очень расплывчата и непонятна. Хорошее, на мой взгляд, определение дал Марк Вебер (он был социологом):
Духовные (нематериальные) ценности — это семья , дружба, любовь, стабильность. Это некие идеалы, которые служат маячками для всех людей. Мы все стремимся, чтобы они были в нашей жизни, потому что они ассоциируются с хорошей жизнью.
Материальные ценности — это то, что мы можем купить, построить, создать (дом, машина, гаджеты, «красивая жизнь»). Это тоже ценности, ибо люди ценят такие вещи.
Культура и религия древнего мира были взаимосвязаны: культ, который чтили жрецы (древнеримское «cultus») буквально означает ценность, в данном случае религиозную. Отсюда в определении термина «культура» возникло «почитание», которое объединяло людей в группы.
Коммуникативная функция.
Культура не только накапливает и хранит информацию (это является по преимуществу прерогативой культурного наследия). Актуальная информация благодаря культуре постоянно циркулирует в обществе, осуществляя передачу опыта и знаний. Культура формирует условия и средства человеческого общения. В принципе любой артефакт сообщает информацию. Но в культуре имеются специальные средства общения – знаковые системы и в первую очередь – язык. Культура – это поле человеческого общения, она связывает, объединяет людей. Развитие форм и способов коммуникации – важнейший фактор культурной истории человечества. В ходе истории растет мощь и дальнодействие средств связи: от первобытных сигнальных барабанов до спутникового телевидения. На смену письменности пришли средства массовой коммуникации (СМК), радио и телевидение. В ближайшей перспективе – развитие компьютерных сетей, охватывающих весь мир и делающих доступным мгновенное вступление в контакт с любым источником информации. Развитие культуры общения способствует взаимному пониманию и сопереживанию.
Формы культуры. Народная, массовая и элитарная культура
Культуру можно делить на типы по множеству признаков. Например, по национальному: на русскую, немецкую, китайскую, американскую. Можно говорить о сельской и городской культуре, о средневековой и античной культуре, о дворянской и крестьянской культуре…Однако основной способ деления – на три основные формы: элитарную, народную и массовую.
Народная культура не имеет четких авторов. Ее творцы не являются профессионалами и остаются анонимными. К народной культуре относятся мифы и сказки, фольклор, народные песни и танцы, промыслы.
Фольклорный коллектив «Иван да Марья» на фестивале в Шушенском Красноярского края. Фото: Reuters
Элитарная культура создается привилегированной частью общества или по ее заказу. Элитарная культура отличается сложностью содержания. Ее создатели — профессиональные писатели, музыканты, художники. К элитарной культуре относятся классическая музыка и живопись, опера и балет, современное искусство и артхаус — «кино не для всех».
Кадр из фильма Андрея Тарковского «Сталкер» (1979). «Сталкер» — пример элитарного кино, не рассчитанного на широкую публику
Массовая культура рассчитана на максимально широкий круг потребителей, на коммерческий успех. Ее произведения, как и произведения элитарной культуры, создают профессионалы. При этом массовая культура отличается простотой форм и стандартизованностью — она должна быть понятной большинству, демократичной. К массовой культуре относят эстрадную музыку, популярное кино и сериалы, массовую литературу, компьютерные игры, рекламу.
Поп-певица Майли Сайрус на концерте. Фото: Reuters
Адаптивная функция культуры.
Информационно-коммуникативные возможности культуры позволяют ей обеспечивать приспособление человека к окружающей среде. Но в отличие от животных человек одновременно приспосабливает среду к себе, изменяет ее в соответствии со своими потребностями. Биологическая неприспособленность человека обернулась способностью осваивать любые природные условия, создавать разнообразие «защитных» культурных слоев (одежда, жилье, оружие и т.п.). У разных народов, обитающих в различных условиях, в их культуре исторически закрепляются способы адаптации к природной среде. Они составляют рациональное обоснование многих национальных традиций (например, в способах лечения, строительства жилья и т.п.), изобретается масса вещей, средств и способов обеспечивать безопасность и комфорт, наполнить жизнь удовольствиями и развлечениями. Увеличивается продолжительность жизни и рост народонаселения.
Чтобы выжить, человечество должно совершенствовать свою собственную природу, свою духовную сущность, уменьшая свою зависимость от сил природы.
Как между собой соотносятся понятия культуры и цивилизации?
Цивилизация – это система средств функционирования человека, общества, который создаётся в ходе культурного процесса.
В разные исторические эпохи значение понятия «цивилизация» отличалось. В эпоху Просвещения под ним понимали улучшения морали, искусства, науки и философии. Поль Анри Гольбах (1723-1789) писал о «цивилизации народов», имея в виду процесс улучшения их жизни.
В XIX веке под цивилизацией стали понимать состояние общества, которое уже достигнуто. Российские «западники» Т. М. Грановский, П. Я. Чаадаев отождествляли цивилизацию с западной цивилизацией, хотя при этом признавали единство исторического процесса.
Льюис Морган, Фридрих Энгельс рассматривали цивилизацию как ступень социального процесса, следующую за дикостью и варварством. На этой ступени возникают различные формы общества, поэтому в науке утверждается существование различных цивилизаций.
В конце XIX века отдельные учёные приходят к критике европейской цивилизации, возникает тенденция противопоставлять культуру и цивилизацию. Среди них был Освальд Шпенглер («Закат Европы»), Герберт Маркузе (1898-1979) (представитель Франкфуртской школы, выступавшей против основ европейского государства, против культуры буржуазного общества). В этом случае культура воспринимается как совокупность духовных ценностей и норм, внутренняя составляющая, а цивилизация – как оболочка культуры, её внешнее развитие, степень технологического развития.
Георг Зиммель (1858-1918) называл цивилизацию материальной, утилитарно-технологической стороной общества, противостоящая культуре как сфере духовности, творчества и свободы.
Арнольд Тойнби почти сводил понятие «цивилизации» и «культуры» (понимал под ними типы обществ, выступающих в историческом процессе как самостоятельные социокультурные миры). Рассматривал двадцать одну цивилизацию (западную, русскую и византийскую, иранскую, арабскую и др.). Процесс развития цивилизации объясняется им с помощью концепции «Вызова-Ответа».
Американский теоретик Самуэль Хантингтон определил цивилизацию как культурную общность наивысшего уровня.
Типы цивилизаций:
- по экономическому укладу – Карл Маркс выделял рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и социалистическую общественно-экономическую формацию;
- аграрная (патриархальная, традиционная), индустриальная, постиндустриальная и информационная цивилизации;
- метакультуры: европейская, восточная, доколумбовые американские цивилизации и др.
Панславист М. Я. Данилевский выделял 13 культурных типов или «самобытных цивилизаций» (среди них египетско-китайская, ассиро-вавилонская, индийская и др.). Главным критерием он считал сочетание четырёх элементов:
- религиозного;
- культурного;
- политического;
- и общественно-экономического.
Как считал учёный, славянская цивилизация, которая родится только в будущем, может стать первой цивилизацией. Она включит в себя все четыре элемента. Данилевский писал, что каждая цивилизация проходит четыре этапа:
- бессознательный;
- период государственного становления;
- расцвета;
- и конечный («апатия»).
Выбери ответ
↑ Функции культуры
Функция | Содержание функции |
Познавательная | Культура служит особым способом освоения мира, что воплощается в практической деятельности людей — в производстве, быту, политической, научной, учебной деятельности. |
Регулятивная | Посредством социальных норм, ценностей, традиций и знаний культура создает устойчивые условия жизни, упорядочивает опыт и регулирует поведение людей в обществе. |
Коммуникативная | Культура способствует общению, взаимодействию индивидов, так как ее основой является язык.Благодаря культуре происходит сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение |
Социализации | Основы материальной и духовной культур накапливаются в ходе истории и передаются в знаниях и практическом опыте другим поколениям. |
Гедонистическая | Культура выступает средством развлечения, удовлетворения эстетических и духовных потребностей. |
В ХХ веке в философии широкое распространение получило понятие «диалог культур».
Диалог культур — это процесс взаимодействия, взаимопроникновения и взаимовлияния различных культур как форма сосуществования народов.
Диалог культур предполагает также общение, духовное сближение огромных культурных регионов, сформировавших неповторимый комплекс специфических черт. Заметим, что диалог культур не ограничивается только гуманитарными контактами культурных образований, — речь идет и о приобщении отдельной личности к этим культурным мирам, внутреннем переосмыслении ценностей «чужой» культуры.
В качестве иллюстрации диалога культур можно привести изучение иностранных языков в школе, трансляции кинофильмов разных стран мира, проведение национальных праздников, этнических фестивалей, международных спортивных состязаний, присутствие на праздничных столах блюд разных национальностей и т.д.
Культура современного общества.
Две основные культурные парадигмы определяют культурную жизнь современного общества и культурное сознание современного человека: массовая культура (маскульт) и постмодернизм.
В 20 в. в обществе произошли глубокие изменения, главный источник которых – научно-техническая (и технологическая) революция. Произошел переход от индустриальной к постиндустриальной цивилизации.Высокие технологии позволили сделать производство массовым, способным удовлетворить материальные потребности подавляющего большинства членов общества. Массовое потребление и средства массовой информации (телевидение, компьютерные системы, спутниковая связь, радио, пресса) соединяют и объединяют людей.
В результате этих процессов наряду с традиционной элитарной (высокой) гуманитарной и научно-техническойкультурами в обществе начинает господствоватьмассовая культура. В отличие отнародной массовой культуры (народные развлечения, игры, искусство и др.) маскульт – продукт новых способов производства и потребления, системы средств массовой коммуникации. Основное поле маскульта – духовная культура, индустриально коммерческий тип производства и распределения стандартизованных духовных благ.
Маскульт создается не народом, а профессионалами. Их творения часто называют «китчем» – яркую, но безвкусную массовую продукцию. Маскульт близок рекламе, их роднит: простота и повторение, стремление соблазнить и понравиться потребителю, склонность к преувеличениям.
Основные виды и формы маскульта: комиксы, видеоклипы, система бестселлеров, система «звезд». Основные жанры – это детектив, фантастика, секс, эротика, мистика, ужасы, сатанизм, катастрофы, гангстеризм.
Главное назначение массовой культуры – развлечение, удовольствие, острые ощущения, «убить» свободное время, заполнить досуг. В соревновании с высокой культурой за массового потребителя она одерживает верх. Пока будут «массы», будет и массовая культура.
Виды культуры
Также выделяют виды культуры:
- элитарная — является продуктами высокоинтеллектуальной деятельности выдающихся личностей, направленна на класс интеллигенции. Примером могут служить классические произведения литературы, искусства – Пушкин, Достоевский, Моцарт, Да Винчи;
- народная культура или фольклор создается неизвестными людьми, коллективами. Не имеет конкретного образа потребителя и является отражением общественного сознания (что это?), его традиций (анекдоты, мемы);
- массовая рассчитана на основную, среднестатистическую часть общества, обычных людей без каких-либо незаурядных способностей и отличий. Например, поп-музыка;
- субкультура – совокупность правил и ценностей определенной группы общества (панки, эмо, байкеры, хипстеры).
Социальная направленность
Вам будет интересно:Луговые марийцы: происхождение народа, условия жизни и исторические факты
Культура в целом и социальная — это понятия, которые отличаются широтой применения. Общий термин применим для многих сфер деятельности человека — философии, истории, социальной антропологии, языка и прочего. Социальная культура общества — это прежде всего сочетание слов, обозначающее, что термин имеет природу социальную, и без нее он не может существовать в принципе
Такой подход, обеспечивающий взаимодействие индивидов в обществе, имеет важное значение
Социальная культура — это структурированная система, которая состоит из знаний людей, их ценностей, жизненных норм и традиций. Именно с помощью таких элементов человек живет, организовывает себя, дает правильные установки разуму. Роль данного понятия очень важна, так как она способна регулировать жизнь людей все время.
↑ Формы культуры: элитарная, народная, массовая
Элитарная (высокая) культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами.
Понятие «элитарная» происходит от слова «элита». Элита («elite» — «лучший») — это высший слой общества, отличающийся высоким уровнем образованности и благосостояния. Продукты элитарной культуры создаются для данного слоя общества или по его заказу мастерами и профессионалами своего дела в единичном экземпляре. Элитарная культура рассчитана на узкий круг ценителей. Ведь, например, высокая мода, искусство авангардистов, классическая музыка и классические литературные произведения, театральные постановки, опера и балет воспринимаются и принимаются не всеми. Высокая культура трудна для понимания неподготовленного человека.
Данный вид культуры не ставит своей целью получение прибыли и коммерческой выгоды, но, не смотря на это, элитарные произведения приносят мастерам и признание, и доход.
Примером элитарной культуры может служить классическая музыка, опера или балет, картины Пабло Пикассо или К.Малевича, книги Франца Кафки, художественные фильмы А. Тарковского
Массовая (популярная) – понятие, используемое для характеристики современного культурного производства и потребления.
Понятие «массовая» происходит от слова «масса» (в этом контексте понимается как «большое количество народа, толпа»). Массовая культура общедоступна и популярна — это культура масс. Она появилась в середине XX века с распространением и развитием средств массовой информации и стала доступна в большинстве стран мира для разных слоев населения. Результаты массовой культурой ежедневно производятся и потребляются в больших объемах практически во всех странах мира. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди независимо от места рождения и страны проживания. Именно большой (массовый) спрос на продукты массового производства приносят огромный доход их производителям
Поэтому еще одной важной особенностью массовой культуры является направленность на коммерческую выгоду. Продукты массовой культуры общедоступны, понятны, не требуется специальной подготовки и высокого уровня образования
Примерами проявления массовой культуры могут служить эстрадная музыка, сериалы, ток-шоу, блокбастеры. К материальным продуктам относятся популярные по всему миру джинсы, напитки компании Coca-Cola, сотовые телефоны, автомобили и т п.
В настоящее время появилась еще одна форма массовой культуры — экранная (компьютерная). Например, получившие большое распространение и популярность компьютерные игры и социальные сети.
Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.
Народная культура создается народом, а ее разновидность национальная — нацией. К ней относятся мифы и легенды, песни и танцы, сказания и сказки, пословицы и поговорки, а также ритуалы, обряды и традиции народа. В народных произведениях раскрывается специфический, яркий и уникальный народный или национальный опыт, особенности менталитета, моральные, нравственные и религиозные нормы и ценности. Одной из особенностей народной культуры является отсутствие автора, так создается народом. Она существует преимущественно в устной форме (фольклор), поэтому к народной культуре помимо сказок, народных танцев и легенд, можно отнести анекдоты и «городской шансон». Народная культура уникальна — она рождается из особенностей исторического прошлого народа, своеобразия природы, климата и географического положения, менталитета и религиозных воззрений.
Народная культура, в отличие от других форм культуры, проявляется во всех областях жизни народа: в языке, воспитании детей, одежде, устройстве жилища, домашнем хозяйстве.
Важно понимать, что в современном мире все чаще все формы культуры смешиваются, оказывают влияние друг на друга. Так, например, классическую музыку обрабатывают современной аранжировкой и она становится популярной (взаимовлияние элитарной и массовой культур), для постановки современных танцев используют народные песни и мотивы (взаимовлияние народной и массовой культур)
Духовные ценности
Многообразие духовных ценностей легче представить, если разделить их на группы.
Рассмотрим классификацию духовных ценностей:
- Мировоззренческие (связанные с понятиями жизни и смерти – время, судьба, прошлое, соотношением человека и природы). Данная группа отражает понимание человеком своего места в мире;
-
Нравственные (Связанные с категориями добра и зла – долг, ответственность, верность, честь, любовь, дружба).
Иными словами, они отражают способность человека соотносить свои желания и потребности других людей;
- Эстетические (Красота, высокие ценности);
- Религиозные (Любовь, вера, смирение).
Кто ввёл понятие культура
Слово культура пришло в русский язык от латинского cultura (лат. возделывание, обработка). Впервые слово употребил древнеримский деятель Марк Порций Катон (234–149 гг. до н. э.) в своём трактате «Земледелие» (de agri cultura). В нём собраны советы, как вести сельское хозяйство
Уделяется внимание отношениям между рабами и хозяевами
Древнеримский оратор и философ Марк Туллий Цицерон в своей книге «Тускуланские беседы» впервые применил термин cultura в ином смысле. Он говорит о культуре души (лат. cultura animi).
В Россию термин культура пришёл в начале 19 века. Русский учёный и философ Данило Михайлович Велланский употребил его в своём сочинении «Основное начертание общей и частной физиологии или физики органического мира».