Культура организации производства
Любая организация – это в первую очередь люди. Главная задача управления – объединить их общей целью и обеспечить их средствами для ее достижения. Но как сделать так, чтобы сотрудники серьезно относились к поставленным перед ними задачам, а не отлынивали от работы, стараясь получить причитающуюся им зарплату с наименьшими трудовыми затратами?
Для этого и существует культура труда и производства. Б. Феган включает в нее все идеи, интересы и ценности, которые разделяются группой людей. Естественно, если в фирме принято откладывать все дела на потом и не задерживаться ни на минуту после окончания рабочего дня, то новые сотрудники, какими бы дисциплинированными и нацеленными на результат они ни казались на собеседовании, переймут стиль поведения большинства. Как следствие, их наем не принесет никакой практической пользы для компании.
Конкретный пример. Памятка-правила
1. Прежде чем браться
за работу, надо всю ее продумать так,
чтобы в голове окончательно сложилась
модель готовой работы и весь порядок
трудовых приемов. Если все до конца
продумать нельзя, то продумать главные
вехи, а первые части работы продумать
досконально.
2. Не браться за
работу, пока не приготовлен весь рабочий
инструмент и все приспособления для
работы.
3. На рабочем месте
(станок, верстак, стол, пол, земля) не
должно быть ничего лишнего, чтобы попусту
не тыкаться и не искать нужного среди
ненужного.
4. Весь инструмент
и приспособления должны быть разложены
в определенном, по возможности раз
навсегда установленном порядке,
чтобы можно было все это находить наобум.
5. За работу никогда
не надо браться круто, сразу; не срываться
с места, а входить в работу исподволь.
Голова и тело сами разойдутся и
заработают; а если приняться сразу,
то скоро и себя, как говориться, зарежешь,
и работу «запорешь». После крутого
начального порыва работник скоро сдает:
и сам будет испытывать усталость, и
работу будет портить.
6. По ходу работы
надо иногда усиленно приналечь: или для
того, чтобы осилить что-нибудь из ряда
вон выходящее, или чтобы взять
что-нибудь сообща, артельно. В таких
случаях не надо сразу налегать, а сначала
приладиться, надо все тело и ум настроить,
надо, так сказать, зарядиться; дальше
надо слегка испробовать, нащупать
потребную силу и уже после этого
приналечь.
7. Работать надо
как можно ровнее, чтобы не было прилива
и отлива; работа сгоряча, приступами
портит человека и работу.
8. Посадка тела при
работе должна быть такая, чтобы и
удобно было работать, и в то же время не
тратились бы силы на совершенно
ненужное держание тела на ногах. По
возможности надо работать сидя. Если
сидеть нельзя, ноги надо держать
расставленными; чтобы выставленная
вперед или в сторону нога не срывалась
с места, надо устроить укрепу.
9. Во время работы
надо обязательно отдыхать. В тяжелой
работе надо чаще отдыхать и по возможности
сидеть, в легкой работе отдышки редкие,
но равномерные.
10. Во время самой
работы не надо есть, пить чай, пить в
крайнем случае, только для утоления
жажды; не надо и курить, лучше курить в
рабочие интервалы, чем во время самой
работы.
11. Если работа
нейдет, то не горячиться, а лучше сделать
перерыв, одуматься и применить снова
опять-таки тихо; далее нарочно замедлять,
чтобы выдержать.
12. Во время самой
работы, особенно когда дело нейдет,
надо работу прервать, привести в порядок
рабочее место, уложить старательно
инструмент и материал, смести сор и
снова приняться за работу и опять-таки
исподволь, но ровно.
13. Не надо в работе
отрываться для другого дела, кроме
необходимого в самой работе.
14. Есть очень дурная
привычка после удачного выполнения
работы сейчас же ее показать; вот тут
обязательно надо «вытерпеть», так
сказать, привыкнуть к успеху, смягчить
свое удовлетворение, сделать его
внутренним, а то в другой раз в случае
неудачи получится «отравление» воли
и работа опротивеет.
15. В случае полной
неудачи надо легко смотреть надело и
не расстраиваться, начиная снова работу,
как будто в первый раз, и вести себя так,
как указано в 11 -м правиле.
16. По окончании
работы надо все прибрать, все положить
на определенное место.
Понятие культуры труда
Культура труда – это совокупность личностных и постепенно выработанных качеств работника, а также устройство предприятия, таким образом, благодаря которому стимулируется, координируется и реализуется трудовая деятельность.
В культуре труда исследователями выделяется несколько составляющих ее компонентов.
1. Постоянное улучшение условий труда, в которых протекает трудовой процесс. Трудовая среда включает в себя: освещение, температуру воздуха, цветовое оформление рабочего места, средства труда. Средствами труда выступают оборудование, машины, производственные здания, транспорт и другие. Повышение культуры труда на предприятии предполагает создание наиболее комфортных условий для осуществления трудовой деятельности работником.
2. Совершенствование культурно-трудовых взаимоотношений в коллективе. Здесь культура труда включает в себя развитие благоприятного нравственно-психологического климата, благодаря которому участники трудовой деятельности контактируют друг с другом, не принося вред процессу труда. Сюда входят взаимоотношения в коллективе равных по социальному статусу работников, отношения с руководством и начальством
Еще одной важной составляющей этого компонента культуры труда являются качественные побудительные мотивы и достойная оплата труда. Наличие благоприятной атмосферы среди участников трудовой деятельности напрямую воздействует на результат труда
3. Культура труда самой личности, в которую входят ценности и мотивы работника, его уровень и качество профессиональных знаний, личные побуждения и самодисциплина трудящегося
Очень важной составляющей культуры труда личности является желание и способность постоянно развиваться в определенной области трудовой деятельности
Работник, имеющий и постоянно развивающий личностную культуру труда, ценится во много раз больше, чем трудящийся, не желающий развивать это качество. Такие люди двигаются вверх по карьерной лестнице и добиваются отличных результатов в жизни, а также приветствуются в обществе.
Функции культуры
С одной стороны, человек сам создаёт культуру, с другой, по мере своего формирования и развития культура оказывает всё большее влияние на человека, на его поведение и внутренний мир.
Функция освоения и преобразования мира
Эта функция отвечает за потребность человека в пище, орудии труда, а также за потребность в творчестве, в создании чего-то нового. Поэтому человек изучает и изменяет окружающий мир.
Коммуникативная функция
Коммуникативная функция направлена на удовлетворение потребности человека в общении. Чтобы общаться и передавать информацию человек создаёт знаки и символы, языки и закрепляет их в материальном виде (книгах, кино, живописи) или нематериальном виде (идеях, сказаниях, музыке).
Сигнификативная функция
Сигнификативная функция культуры (от лат. significare — давать знать, обнаруживать) состоит в том, чтобы создать для человека понятную картину мира и приписать значение окружающим предметам и явлениям.
Функция накопления и хранения информации
Человек является носителем культуры, он сохраняет её ценности в своей памяти, мифах, легендах и на материальных носителях.
Нормативная функция
Данная функция связана с регулированием общественной и личной деятельности человека. С помощью норм можно закрепить, как человек будет одеваться, как он будет выглядеть и вести себя с другими людьми. К таким нормам можно отнести правила этикета, гигиены, моральные нормы и более узкие, например юридические и медицинские нормы.
Функция проективной разрядки
Культура помогает человеку справиться с психическим напряжением, расслабиться, даже обрести покой. В частности, кино и телевидение помогают отвлечься от суеты, негативных мыслей, а различные ритуалы и празднества (похоронные, свадебные, именины и т. д.) сближают людей, помогают справиться с негативными эмоциями и переживаниями.
Функция защиты
Культура предоставляет решения и схемы поведения для сложных ситуаций, в которых может оказаться человек. Продукты культуры помогают человеку выжить (орудия труда, вещи, научные открытия, нормы и т. д.). Культура также ответственна за активность человека, движение, память, за раскрытие талантов человека.
Структурное толкование организационной культуры
Если говорить о конкретном внутреннем содержании рассматриваемого понятия, то Э. Шейн считал, что культура производства проявляется на трех уровнях: поверхностном (символическом), подповерхностном и глубинном. Первый включает видимые внешние проявления (технология, архитектура, поведение, общение), которые легко обнаружить, но не всегда получается интерпретировать. На подповерхностном уровне ученые подвергают исследованию верования и ценности, которые разделяются большинством сотрудников. Организационные нормы закрепляются в виде неформального кодекса поведения, который определяет желательный для сотрудников образ действий, стандарты качества и обслуживания, церемонии и обряды. Исследования, в которых анализируется культура производства предприятия, часто заканчиваются именно на этом уровне. Ведь глубинные предположения, которые управляют поведением людей на предприятии, иногда трудно осознаются даже самими участниками производственного процесса.
Стратегии изучения корпоративной культуры
Традиционно выделяют три способа, с помощью которых исследуется культура производства на предприятии: внедрение агента или руководителя, анализ документации, анкетирование. Наиболее эффективной считается первая (холическая) стратегия. Однако нужно иметь в виду, что полученная таким образом информация уже пропущена через призму ценностей и взглядов самого агента. Именно от его объективности зависят результаты исследования. Эта же проблема существует и при использовании количественной стратегии, когда культура производства определяется через интервьюирование, анкетирование и всевозможные опросы
Что касается анализа документации, то здесь важно уделить внимание не только официальным регламентам, но и неформальному общению внутри коллектива (шуткам и анекдотам)
Бизнес и финансы
БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством
Культура России
Культуру России сложно описать двумя словами. В течение многих веков она формировалась и собирала идейно-художественные богатства.
Популярность тех или иных идей и ценностей неразрывно связана с происходящими в стране событиями. Например, в советском союзе большую роль играла цензура, которая была неотъемлемой частью культуры того времени. С распадом союза исчезла и цензура. Русская культура, с одной стороны, стала доступна и известна за рубежом, с другой — на неё стали оказывать влияния западные и восточные культуры.
Одной из непреходящих ценностей русской культуры является её литературное наследство. Русские писатели и поэты известны во всём мире:
- Николай Васильевич Гоголь («Мёртвые души»),
- Александр Сергеевич Пушкин («Евгений Онегин»),
- Фёдор Михайлович Достоевский («Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы»),
- Лев Николаевич Толстой («Война и мир», «Анна Каренина»),
- Анна Андреевна Ахматова («Реквием»),
- Антон Павлович Чехов («Дядя Ваня», «Дама с собачкой», «Каштанка»),
- Владимир Владимирович Набоков («Лолита»).
Русская культура богата народным творчеством: пословицами и поговорками, анекдотами, баснями, песнями и танцами (пляски, хороводы, кадриль и т. д.).
Хоровод — русская народная игра, движение людей по кругу с пением и пляской
Важное место в культуре России занимает театральное искусство и балет. Балет — вид сценического искусства, в котором сюжет раскрывается с помощью танца и пантомимы
Балет — вид сценического искусства, в котором сюжет раскрывается с помощью танца и пантомимы
Для русского человека характерна щедрость в проявлении эмоций. Не зря в русском языке есть выражение «широкой души человек». Русский человек философски относится к жизни. Подтверждение тому — выражение «авось». Понятие это исконно русское и обозначает надежду человека на удачу, без необходимости предпринимать что-либо со своей стороны.
Критерии корпоративной атмосферы
- Осознание своего места в организации каждым из сотрудников.
- Принятая система коммуникации и язык, в том числе способы невербального общения.
- Внешний вид (прическа, косметика, опрятность) и стиль одежды (деловой, специальный).
- Организация питания сотрудников на предприятии или в кафетериях вне его.
- Отношение ко времени и традиции его использования (соблюдение временного распорядка, поощрение за точность в исполнении установленных сроков).
- Взаимоотношения между сотрудниками (степень формализации отношений, принятые способы разрешения конфликтов и оказываемая друг другу эмоциональная поддержка).
- Набор ценностных ориентиров, поведенческие стереотипы и особенности повышения личного статуса.
- Вера в правильность действий руководства, в свои силы, успешный результат, взаимовыручку и справедливость.
- Процесс обучения и информирования работников.
- Мотивирующие стимулы и трудовая этика (сложившееся отношение к работе, особенности вознаграждения и продвижения по службе, традиции организации производственной деятельности).
Справочная информация
ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной