Кукла

Индустриальная эра и современные виды кукол[править]

Производство современных кукол имеет свои корни в Германии 15-го века. С индустриализацией и появлению новых материалов, таких как фарфор и пластик, производство кукол становилось все более массовым. В Соединенных Штатах, создание кукол приобрело промышленные масштабы в 1860-х годах, после Гражданской Войны.

Вплоть до середины 19-го века, европейские куклы преимущественно изображали взрослых. Куклы-дети и более поздние всевозможные куклы не появлялись примерно до 1850 года. Но к концу «века ребенка» детские куклы заполонили рынок. Реалистичные, как живые восковые куклы были популярны в Викторианской Англии.

В 1930-е годы куклы Ширли Темпл продавались миллионами и были одной из самых успешных celebrity dolls. Небольшие целлулоидные Kewpie dolls, на основе иллюстраций Роуз О’Нил, были чрезвычайно популярны в начале 20-го века. Madame Alexander создала первую коллекционную куклу на основе лицензионного персонажа — Скарлетт О’Хара из Унесенных Ветром.

Современные кукольные домики ведут свои корни от макета в европейском доме ребенка 17-го века. Раньше кукольные все домики были ручной работы, но после промышленной революции и Второй мировой войны их производство становилось все более массовым и цена более доступной. Детские кукольные домики в течение 20-го века делали из жести, пластика и дерева. Современные дома для взрослых коллекционеров, как правило, сделаны из дерева.

Самые ранние мягкие игрушки были сделаны в 1880 году. Они отличаются от прежних тряпичные куклы тем, что сделаны из плюша и обычно изображают животных, а не людей. Медведи Тедди впервые появился в 1902-1903.

Черные куклы были разработаны, чтобы походить лицами на темнокожих людей, отличных от шаблонов, для более точного изображения. Тряпичные куклы американских рабов служили игрушками для их детей. Голливог был тряпичной куклой из книжки конца 19 века, который было широко распространен в виде игрушки. Кукла имела очень черную кожу, окрашенные в белый глаза, клоунский рот, курчавые волосы. В начале массового производства черные куклы были, как правило, темными версиями своих белых коллег. Ранние американские черные куклы с реалистичными африканскими чертами лица были сделаны в 1960-х годах.

Fashion dolls предназначены, в первую очередь, для отражения модных тенденций в одежде и, как правило, созданы по образу девочек подросткового возраста или взрослых женщин. Самые ранние fashion dolls были французскими неглазурованными куклами из середины 19-го века. Современные модные куклы, как правило, сделаны из винила. Игрушка Барби от американской компании Mattel доминировала на рынке с ее создания в 1959 году. Bratz была первой куклой, бросившей вызов господству Барби, достигнув сорока процентов рынка в 2006 году.

Пластиковые экшен-фигурки зачастую представлявшие собой супергероев, были особенно популярны среди мальчиков. Фэшн куклы и фигурки, часто являются частью СМИ франшиз, которые могут включать в себя фильмы, ТВ, видео, игры и другие сопутствующие товары. Коллекционные пластиковые куклы Bobblehead с головой, связанной с телом пружиной или крючком таким образом, что голова кивает. Они часто изображали игроков в бейсбол или других спортсменов.

С появлением Интернета, коллекционные куклы настраиваются, продаются и показываются в сети. Зачастую куклы продаются через сайты-аукционы, такие как eBay. Куклы Реборн — виниловые куклы, похожие на настоящих человеческих детей с таким большим реализмом, насколько это возможно. Азиатские шарнирные куклы (BJDs), вылитые из синтетических смол, в стиле, который был описан как смешанный реалистичный и под влиянием аниме. BJDи fashion dolls, такие как Pullip и Blythe, часто кастомизируются и фотографируются. Фотографиями коллекционеры делятся в онлайн-сообществах.

Кукла как детская игрушка

В. А. Тропинин. Девочка с куклой. 1841.

Джордж Лемнен. Девочка с куклой, 1904

Кукла — игрушка обычно изображает человека или животное. Однако кукла-игрушка может не изображать, а только обозначать какое-либо настоящее или воображаемое (фантастическое) существо. Например, для ребёнка, который скачет верхом на прутике (палке), этот прутик обозначает его коня.

Куклы как детские игрушки возникли (вернее превратились в кукол из изображений духов, божков и т. д. или наоборот) ещё в доисторические времена. По форме они были довольно примитивными, а изображали и/или обозначали внешность людей или иных живых существ.

Но довольно сложные и художественно доброкачественные куклы-игрушки появились достаточно поздно. Материалом для их изготовления служили фарфор, дерево или ценные металлы, поэтому стоили они достаточно дорого. Иногда часть куклы для удешевления делалась тряпичной. Впрочем, деревенские девочки заворачивали полено в тряпицу и убаюкивали их как обычных кукол-игрушек в виде человеческих изображений.

Даже в XIX веке купить куклу могли позволить себе только очень богатые люди. Их хранили в специальных шкафах или кукольных домах. Механическая же кукла являлась раритетом и настоящей драгоценностью. С появлением папье-маше кукол стали делать из этого материала и стоимость их резко снизилась. Появились различные виды кукол: говорящие или плачущие, ходящие.

После того, как развилась химическая и полимерная промышленность, кукол стали изготовлять и из полимерных материалов, ассортимент их резко увеличился, их производство было пущено на поток. Среди современных кукол широко известны пупсы, Барби и её свита. Существуют целые кукольные народы, например Cabbage Patch Kids (детишки с капустной грядки). Многие современные куклы, как и прочие игрушки, являются электронными устройствами.

Часто кукол изготовляют в рекламных целях или как сувенир: куклы в национальных костюмах, куклы-символы (талисманы) каких-либо мероприятий, гигантские куклы в диснейлендах или магазинах.

Во многих странах куклы, которые продают туристам, являются серьёзным источником дохода. Например, некоторые японские деревянные куклы кокэси издают забавный звук, если им поворачивать голову. В Испании, Италии и в латиноамериканских странах во время карнавалов продают кукол, точно имитирующих тело человека (иногда даже вульгарно и эпатирующе) и одетых в карнавальные костюмы.

Бумажные куклы

Первый промышленный выпуск бумажных кукол датируется 1810 годом. Известная британская фабрика выпустила набор для вырезания под названием «Little Funny». Публика приняла идею с интересом, и процесс был поставлен на поток. Ровно через два года вышла американская версия бумажных кукол под названием «История и приключения Маленького Генри». Примечательно, что данная версия игры была рассчитана на детей обоих полов.

Успех первых выпусков «бумажных историй» стал началом массового производства альбомов с различными фигурками для вырезания. Фабрики из разных стран занялись выпуском альбомов для бумажного моделирования с разнообразными фигурами для вырезания. Одни предлагали вырезать одежду и куклу, другие – собрать героев по частям с нуля.

В 1959 году в крупном женском журнале Godey`s Lady`s Book появилась первая бумажная кукла, напечатанная не в тематическом альбоме. Издатели приложили к ней готовый вариант костюма и вечернее платье. Спрос на журнал значительно увеличился. Позже идею подхватили другие периодические издания, и бумажные куклы для вырезания стали регулярно появляться на страницах газет и журналов.

Авторская Кукла

Особым направлением современного прикладного творчества является создание т. н. авторской куклы.

Авторская кукла чаще всего выполняется в единственном экземпляре, представляет собой плод длительного кропотливого труда. Может иметь портретное сходство с определённым человеком (см. портретная кукла), свой набор одежды и миниатюрных аксессуаров, быть изготовленной, подобно монолитной скульптуре, цельной или иметь шарнирные суставы (см. шарнирная кукла): такой кукле может быть придана практически любая эмоциональная поза.

Авторская кукла предназначена скорее для созерцания. Для изготовления авторской куклы существует огромное количество специализированных материалов, разработаны технологии и популярные методики. Сообщества любителей Авторской куклы в интернете насчитывают тысячи человек.

Авторские куклы подразделяются на множество жанров (например, характерная реалистичная кукла, фантазийная кукла, «кукла без куклы» и т. д.), техник исполнения (например, горячий и холодный пластик, фарфор, текстильные куклы и куклы из фоамирана) и по назначению (коллекционные, интерьерные и т. д.).

В последние годы современное искусство авторской куклы породило спрос не только среди коллекционеров, но и искусствоведов, дизайнеров интерьеров, одежды и даже архитекторов. Присутствие авторской куклы в интерьере стало уже давно хорошим тоном и показателем изысканного вкуса обладателей. Во всем мире ежегодно проводятся сотни крупных выставок, посвященных искусству куклы.

Процесс изготовления

Фото реборнов сегодня можно встретить в свободном доступе в Сети. Куклы-младенцы появляются на свет спустя три-четыре недели. Иногда процесс создания даже затягивается на два-три месяца: все зависит от профессионализма человека, который берется за дело. Процесс изготовления сам по себе очень долгий. Ведь необходимо не только придумать образ, но и воплотить его в реальность. Некоторые начинающие специалисты хотят сделать куколку как можно более реалистичной и неустанно трудятся над материалом, стараясь придать ему зрелищные черты. Что такое реборн по своей сути? Это работа мастера, который занимается подобным творчеством. Человек может быть настолько увлечен своим делом, что оно у него перерастет в профессиональную деятельность, которой захочется заниматься постоянно.

Этимология[править]

В Древнем Риме кукла – игрушка называлась «рuра», что переводится и как «кукла», и как «девочка». Латинские корни этого слова прослеживаются во многих языках. В итальянском оно породило такие производные, как «рира» — «кукла» и « куколка» (в зоологическом смысле), «pupattola»-«кукла», «pupazzo»-«кукла» и «театральная кукла – марионетка», «pupo»-«марионетка сицилийского кукольного театра». В немецком языке «кукла»-«puppe», в румынском – «pepusce», в молдавском – «пэпуша», английское «puppet» означает «театральная кукла», «марионетка», а французское «poupee»- это и «кукла», и «манекен» (болван – форма для одежды и шляп), даже в русском языке есть «пупс», обязанный своим происхождением французскому названию куклы.

Общее неравнодушие

Принято считать, что эти куклы реборны вызвали в стране большой ажиотаж. Спрос на них, несмотря на явную дороговизну, только повышается. И это совсем не удивительно. Неизбежно растет число людей, которые хотят ежедневно выделять определенное количество времени для игры с такой куклой. Понятно, что имеет место психологическая потребность. Мы хотим чувствовать себя нужными, заботиться о ком-то, дарить искреннюю любовь и испытывать привязанность.

Кукла

Человек еще никогда не чувствовал себя настолько одиноким, чтобы искать утешения в творчестве, самореализации и предметах искусства. Фото реборнов никого не могут оставить равнодушными. Глядя на них, нередко хочется попробовать изменить свою жизнь, начать заниматься чем-то новым. На самом деле эта волна только начинает прогрессировать, набирает свои обороты. Общее неравнодушие выражается в том, что одни этих кукол ругают, а другие восхваляют.

Авторская Кукла

Особым направлением современного прикладного творчества является создание т. н. авторской куклы.

Авторская кукла чаще всего выполняется в единственном экземпляре, представляет собой плод длительного кропотливого труда. Может иметь портретное сходство с определённым человеком (см. портретная кукла), свой набор одежды и миниатюрных аксессуаров, быть изготовленной, подобно монолитной скульптуре, цельной или иметь шарнирные суставы (см. шарнирная кукла): такой кукле может быть придана практически любая эмоциональная поза.

Авторская кукла предназначена скорее для созерцания. Для изготовления авторской куклы существует огромное количество специализированных материалов, разработаны технологии и популярные методики. Сообщества любителей Авторской куклы в интернете насчитывают тысячи человек.

Авторские куклы подразделяются на множество жанров (например, характерная реалистичная кукла, фантазийная кукла, «кукла без куклы» и т. д.), техник исполнения (например, горячий и холодный пластик, фарфор, текстильные куклы и куклы из фоамирана) и по назначению (коллекционные, интерьерные и т. д.).

В последние годы современное искусство авторской куклы породило спрос не только среди коллекционеров, но и искусствоведов, дизайнеров интерьеров, одежды и даже архитекторов. Присутствие авторской куклы в интерьере стало уже давно хорошим тоном и показателем изысканного вкуса обладателей. Во всем мире ежегодно проводятся сотни крупных выставок, посвященных искусству куклы.

Психологическая составляющая

Не все понимают, что кукла реборн – это своеобразный способ получить эмоциональное наполнение. С помощью такой ожившей картинки можно испытать колоссальное внутреннее удовлетворение, попробовать решить какие-то свои личные проблемы. Мы все хотим ощущать себя востребованными, успешными и значительными. Современный ритм жизни часто предполагает принятие на себя большой ответственности. В результате люди боятся расслабиться, опасаются произвести нехорошее впечатление. Невозможно постоянно находиться на пределе своих возможностей и при этом не терять жизненную энергию. Необходимо как-то разгружаться, проявлять свои чувства.

Кукла

По этой причине многие любят ходить на выставки картин, читать интересные книги, всячески развиваться в выбранном направлении. Что такое реборны, как не возможность почувствовать свою нужность, проявить свои лучшие качества характера, не боясь насмешек и осуждения? Эти куклы многим помогают выйти из состояния депрессии, обрести душевное равновесие. Психологическая составляющая имеет большое значение. Особенно тогда, когда человек во всех смыслах ощущает себя одиноким и потерянным.

Аксессуары для кукол

Самые распространённые аксессуары для кукол — кукольная одежда и кукольные домики.

Кукольная одежда изготавливается из тонких тканей, в отличии от одежды для людей, она шьётся без подгибки. Края изделий могут обрабатываться специальным средством, либо не обрабатываться вообще в зависимости от материала и качества изделия. На фирменной кукольной одежде практически всегда присутствуют специальные липучки, позволяющие с лёгкостью её надевать и снимать. Большинство современной кукольной одежды производится в Китае.

Кукольные домики появились в витринах европейских магазинов для детей с XVII-го века.Первые кукольные домики были сделаны вручную, но после Второй мировой войны их производство стало массовым и они стали более доступными. Детские кукольные домики в течение 20-го века были изготовлены из дерева и пластика. Современные кукольные домики для взрослых коллекционеров обычно делают из дерева.

Кукла в искусстве

Куклы являются частыми действующими лицами произведений искусства, сказок, анекдотов, мультфильмов (см. мультфильм «Босоножка и её друзья»).

Благодаря антропоморфной природе куклы в литературных произведениях чаще всего встречаются мотивы «оживления» куклы, превращение из искусственного и неживого в настоящее и живое. Примерами могут служить «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы» Карло Коллоди и «Золото́й клю́чик, или Приключе́ния Бурати́но» А.Толстого.
Также можно вспомнить знаменитого «Щелкунчика», который не только является героем сказки Гофмана и балета П. И. Чайковского, но повлиял на творчество многих писателей и художников.
Тема оживших кукол также лежит в основе сюжетов ещё двух классических балетов: французского балета «Коппелия» (1870) и австрийского одноактного балета «Фея кукол» (Die Puppenfee) 1888 года.

Оживлённые с помощью магии созданные в XIX веке и вновь в очередной раз ожившие в наше время куклы являются главными персонажами японской манги и созданных на её основе аниме «Rozen Maiden».

В волшебных фольклорных сказках кукла чаще всего является такой помощницей главного героя, которая при уважительном отношении к ней помогает советом и делом своему обладателю (например, кукла в сказке Василиса Прекрасная). Возможно, в этом отразились древние языческие обряды, когда глиняная, металлическая, костяная или деревянная человеческая или человекоподобная фигурка выполняла роль фетиша или идола.

Аксессуары для кукол

Самые распространённые аксессуары для кукол — кукольная одежда и кукольные домики.

Кукольная одежда изготавливается из тонких тканей, в отличии от одежды для людей, она шьётся без подгибки. Края изделий могут обрабатываться специальным средством, либо не обрабатываться вообще в зависимости от материала и качества изделия. На фирменной кукольной одежде практически всегда присутствуют специальные липучки, позволяющие с лёгкостью её надевать и снимать. Большинство современной кукольной одежды производится в Китае.

Кукольные домики появились в витринах европейских магазинов для детей с XVII-го века.Первые кукольные домики были сделаны вручную, но после Второй мировой войны их производство стало массовым и они стали более доступными. Детские кукольные домики в течение 20-го века были изготовлены из дерева и пластика. Современные кукольные домики для взрослых коллекционеров обычно делают из дерева.

Эффективная психотерапия

Любование предметом искусства может послужить прекрасным способом почувствовать себя лучше. Не все это понимают и часто думают, что выхода из сложившегося положения не существует

В тот момент, когда накрывает депрессия, очень важно в чем-то найти утешение. Прекрасно, если вас вдохновляют куклы реборн

Что это такое – постоянно плохое настроение, поймет не каждый. Находясь в таком состоянии, нельзя бездействовать, делать вид, будто происходящее не имеет никакого значения. Нежные виниловые младенцы могут выступать в качестве эффективной психотерапии. Происходит своеобразное переключение внимания. Человек перестает концентрироваться на том, что его действительно тревожит.

Кукла в искусстве

Куклы являются частыми действующими лицами произведений искусства, сказок, анекдотов, мультфильмов (см. мультфильм «Босоножка и её друзья»).

Благодаря антропоморфной природе куклы в литературных произведениях чаще всего встречаются мотивы «оживления» куклы, превращение из искусственного и неживого в настоящее и живое. Примерами могут служить «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы» Карло Коллоди и «Золото́й клю́чик, или Приключе́ния Бурати́но» А.Толстого.
Также можно вспомнить знаменитого «Щелкунчика», который не только является героем сказки Гофмана и балета П. И. Чайковского, но повлиял на творчество многих писателей и художников.
Тема оживших кукол также лежит в основе сюжетов ещё двух классических балетов: французского балета «Коппелия» (1870) и австрийского одноактного балета «Фея кукол» (Die Puppenfee) 1888 года.

Оживлённые с помощью магии созданные в XIX веке и вновь в очередной раз ожившие в наше время куклы являются главными персонажами японской манги и созданных на её основе аниме «Rozen Maiden».

В волшебных фольклорных сказках кукла чаще всего является такой помощницей главного героя, которая при уважительном отношении к ней помогает советом и делом своему обладателю (например, кукла в сказке Василиса Прекрасная). Возможно, в этом отразились древние языческие обряды, когда глиняная, металлическая, костяная или деревянная человеческая или человекоподобная фигурка выполняла роль фетиша или идола.

Кукла в искусстве

Куклы являются частыми действующими лицами произведений искусства, сказок, анекдотов, мультфильмов (см. мультфильм «Босоножка и её друзья»).

Благодаря антропоморфной природе куклы в литературных произведениях чаще всего встречаются мотивы «оживления» куклы, превращение из искусственного и неживого в настоящее и живое. Примерами могут служить «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы» Карло Коллоди и «Золото́й клю́чик, или Приключе́ния Бурати́но» А.Толстого.
Также можно вспомнить знаменитого «Щелкунчика», который не только является героем сказки Гофмана и балета П. И. Чайковского, но повлиял на творчество многих писателей и художников.
Тема оживших кукол также лежит в основе сюжетов ещё двух классических балетов: французского балета «Коппелия» (1870) и австрийского одноактного балета «Фея кукол» (Die Puppenfee) 1888 года.

Оживлённые с помощью магии созданные в XIX веке и вновь в очередной раз ожившие в наше время куклы являются главными персонажами японской манги и созданных на её основе аниме «Rozen Maiden».

В волшебных фольклорных сказках кукла чаще всего является такой помощницей главного героя, которая при уважительном отношении к ней помогает советом и делом своему обладателю (например, кукла в сказке Василиса Прекрасная). Возможно, в этом отразились древние языческие обряды, когда глиняная, металлическая, костяная или деревянная человеческая или человекоподобная фигурка выполняла роль фетиша или идола.

Мастера реборнинга

На сегодняшний день известно достаточное количество специалистов, для которых создание виниловых младенцев – не просто увлекательное хобби, а еще и призвание, а также способ заработать себе на жизнь. Увлеченность куклами превратила их занятость в профессию. Мастера реборнинга тратят на одну работу примерно три-четыре недели. По истечении этого срока на свет появляется оригинальный малыш, которого так хочется взять на руки, приласкать и покачать на руках. В России наиболее известными авторами являются: Татьяна Цорн, Любовь Фирсова, Елена Киприянова, Галина Гайсина. Эти мастера действительно с душой подходят к своей деятельности. Их творения способны завораживать при первом взгляде и не оставляют равнодушными настоящих ценителей. Разумеется, цены на подобные произведения искусства просто не могут быть низкими, но являются вполне приемлемыми для коллекционеров и просто любителей, у которых хорошо развит эстетический вкус.

Кукла как детская игрушка

В. А. Тропинин. Девочка с куклой. 1841.

Джордж Лемнен. Девочка с куклой, 1904

Кукла — игрушка обычно изображает человека или животное. Однако кукла-игрушка может не изображать, а только обозначать какое-либо настоящее или воображаемое (фантастическое) существо. Например, для ребёнка, который скачет верхом на прутике (палке), этот прутик обозначает его коня.

Куклы как детские игрушки возникли (вернее превратились в кукол из изображений духов, божков и т. д. или наоборот) ещё в доисторические времена. По форме они были довольно примитивными, а изображали и/или обозначали внешность людей или иных живых существ.

Но довольно сложные и художественно доброкачественные куклы-игрушки появились достаточно поздно. Материалом для их изготовления служили фарфор, дерево или ценные металлы, поэтому стоили они достаточно дорого. Иногда часть куклы, для удешевления, делалась тряпичной. Впрочем, деревенские девочки заворачивали полено в тряпицу и убаюкивали их как обычных кукол-игрушек в виде человеческих изображений.

Даже в XIX веке купить куклу могли позволить себе только очень богатые люди. Их хранили в специальных шкафах или кукольных домах. Механическая же кукла являлась раритетом и настоящей драгоценностью. С появлением папье-маше кукол стали делать из этого материала и стоимость их резко снизилась. Появились различные виды кукол: говорящие или плачущие, ходящие.

После того, как развилась химическая и полимерная промышленность, кукол стали изготовлять и из полимерных материалов, ассортимент их резко увеличился, их производство было пущено на поток. Среди современных кукол широко известны пупсы, Барби и её свита. Существуют целые кукольные народы, например Cabbage Patch Kids (детишки с капустной грядки). Многие современные куклы, как и прочие игрушки, являются электронными устройствами.

Часто кукол изготовляют в рекламных целях или как сувенир: куклы в национальных костюмах, куклы-символы (талисманы) каких-либо мероприятий, гигантские куклы в диснейлендах или магазинах.

Во многих странах куклы, которые продают туристам, являются серьёзным источником дохода. Например, некоторые японские деревянные куклы кокэси издают забавный звук, если им поворачивать голову. В Испании, Италии и в латиноамериканских странах во время карнавалов продают кукол, точно имитирующих тело человека (иногда даже вульгарно и эпатирующе) и одетых в карнавальные костюмы.

Бумажные куклы

Первый промышленный выпуск бумажных кукол датируется 1810 годом. Известная британская фабрика выпустила набор для вырезания под названием «Little Funny». Публика приняла идею с интересом, и процесс был поставлен на поток. Ровно через два года вышла американская версия бумажных кукол под названием «История и приключения Маленького Генри». Примечательно, что данная версия игры была рассчитана на детей обоих полов.

Успех первых выпусков «бумажных историй» стал началом массового производства альбомов с различными фигурками для вырезания. Фабрики из разных стран занялись выпуском альбомов для бумажного моделирования с разнообразными фигурами для вырезания. Одни предлагали вырезать одежду и куклу, другие – собрать героев по частям с нуля.

В 1959 году в крупном женском журнале Godey`s Lady`s Book появилась первая бумажная кукла, напечатанная не в тематическом альбоме. Издатели приложили к ней готовый вариант костюма и вечернее платье. Спрос на журнал значительно увеличился. Позже идею подхватили другие периодические издания, и бумажные куклы для вырезания стали регулярно появляться на страницах газет и журналов.

Замена реального ребенка

В это действительно крайне трудно поверить, но некоторые люди с помощью реалистичных кукол восполняют недостаток искренних отношений в жизни. Просто им становится удобнее так поступать: безопасно и комфортно для себя. Нередко встречаются случаи, когда одинокие бездетные женщины приобретают реборнов. Для них куклы становятся своеобразным «утешительным призом», который позволяет почувствовать себя счастливыми. Замену реального ребенка куклой часто выбирают те, кто по каким-то причинам не ощущает в себе возможностей действительно становиться матерями.

Кукла

Это вовсе не значит, что девушка стремится с помощью живой игрушки уйти от реальности. Она всего лишь желает реализовать свою потребность по минимуму, особенно в нее не углубляясь. У женщины появится возможность поухаживать за натуралистичным младенцем, но при этом избежать долгих переживаний по поводу счастья и благополучия своего чада.

Виды кукол

Куклы известны человечеству с древних времён. На территории Евразии находят мелкую антропоморфную пластику, созданную около 40 тысяч лет назад. Куклы наиболее близки с одной стороны языческим идолам и деревянной народной скульптуре, а с другой стороны — маскированным участникам ритуалов. Чёткие аналогии прослеживаются и с антропоморфными крестами. В самом общем смысле кукла — антропоморфный объект, созданный для определённых манипуляций. Все куклы можно условно разделить на обрядовые и внеобрядовые, но первоначально куклы возникли и существовали в непосредственной связи с сакральным.

Тем не менее, в обыденной жизни они выполняют функции бытовых кукол-игрушек или сувенирных кукол. Также кукол используют как талисманы. В торговом деле — функцию кукол-манекенов.

В старинных народных игрищах или религиозных обрядах куклы исполняют культовые функции: «Коза» в рождественских обрядах, соломенное чучело на Масленицу, «Конь» на Светлой или Русальной неделях.

Древнеславянские куклы были оберегами. Традиционная кукла изначально служила для совершения определённого обряда, выступала как символ дня, или новый этап в жизни человека. Таких кукол шили девочкам в период их физиологического созревания. Зольных кукол изготавливали из золы родительского очага и отдавали в приданое невесте. Ярко выраженная грудь зольной куклы была знаком материнства, многодетности, плодородия. Кукла-куватка в колыбели младенца оберегала ребёнка от злых духов, болезней. Когда человек заболевал, ему в постель на ночь клали красивую куклу, чтобы болезнь перешла в неё. После чего куклу сжигали. Куклу могли положить умершему в гроб. Кукла-заместитель могла находиться в доме умершего, чтобы облегчить расставание близким людям. Куклу Спиридона-солнцеворота (солярная символика) сжигали в период прибывания дня, 24-25 декабря (по новому стилю). Для народных гуляний, аграрных и прочих обрядов делали кукол в человеческий рост. Считается, что именно отсюда берёт начало народный, кукольный театр.

На охоте применяется одна из разновидностей производственных кукол. В частности, «подсадные» деревянные куклы для приманивания настоящих диких уток. Бывают и «куклы-обманки». То есть якобы пачки денег, а на самом деле простой бумаги, вложенной между верхними и нижними настоящими денежными купюрами.

В XIX веке в городах куклы были очень ценными и их хранили в шкафах. Дети ими просто любовались. Позже стали делать куклы из папье-маше. Они стали доступны каждому человеку. Существуют и такие куклы, которые в полном смысле являются художественными произведениями, то есть выполняют исключительно эстетические функции. В одних случаях эстетические функции они выполняют самостоятельно (так называемые выставочные куклы), в других случаях — в составе разнообразных художественных композиций. Например, в таких композициях объемных и плоских изображений, как художественные панорамы и диорамы. Существуют также музеи, в которых выставлены куклы всех времен и народов.

Особые позиции в искусстве занимают куклы-актеры. Это название сразу же дает понять, что куклы-актеры причастны к актерскому искусству. Кукол-актеров используют как средства для изображения персонажей в различных спектаклях, кинофильмах, телепрограммах, карнавальных шествиях. Впервые это название использовал С. В. Образцов в 1938 году в названии одной из глав своей книги «Актер с куклой». Они могут быть привязаны на нитки, а могут просто одеваться на руку человека. С помощью них показывают спектакли как для детей, так и для взрослых.

С помощью таких кукол создаются пространственно-временные образы персонажей в кукольных и не кукольных спектаклях, эстрадных миниатюрах, кинофильмах и в других аналогичных произведениях. Куклы-актеры управляются и приводятся в движение обычно актерами-людьми, а иногда автоматическими механическими и механически-электронными устройствами. Также стали делать и говорящих, и ходящих кукол, они получили название автоматических кукол или кукол-роботов.

Куклы-актеры подразделяются на виды. Существуют такой тип кукол, как марионетки. Они привязаны на ниточках или лесках и управляются сверху. Их движения получаются очень правдоподобными. В театрах также используют планшетные куклы, которые управляются с помощью планшетов. Они управляются с помощью рукояток, которые прикреплены к голове и к другим частям тела. Существуют и пальчиковые куклы, которые можно использовать в домашних условиях. Их можно сделать даже из бумаги, предварительно разрисовав их и надеть на пальцы. А можно просто разрисовать пальцы фломастером или краской. Также часто используют перчатки.