Колониализм

Парижский ресентимент

Одно из первых литературных направлений, члены которого сознательно описывали свой опыт колониального подчинения, возникло во Франции. В 1931 году в Париже встретились три темнокожих студента: Леопольд Седар Сенгор, Эме Сезер и Леон-Гонтран Дамас. Все они были уроженцами французских колоний: Сезер родом с карибского острова Мартиника, Сенгор из Сенегала, где он затем станет первым президентом, а Дамас — из Гвианы.

Когда молодые люди приехали в Париж для учебы, они встретились там с расизмом. Само слово «негр» в устах многих парижан было оскорблением, а темнокожие воспринимались как люди второго сорта. Сенгор, Сезер и Дамас начали создавать литературные произведения, описывающие жизнь темнокожих в колониях и во французской метрополии. Чтобы подчеркнуть свое мироощущение как небелых авторов и заодно сделать слово «негр» более престижным, создатели движения назвали его negritude («негритянство»).

В рамках этого движения авторы публиковали поэзию, художественную и философскую прозу. Широкого признания во Франции негритюд добился с выходом поэтического сборника его участников, предисловие к которому составил Жан-Поль Сартр.

Может быть интересно

Главным теоретическим текстом негритюда является эссе Сезера «Размышления о колониализме» (Discours sur le colonialisme). В нем автор спорит со взглядами, выраженными Киплингом в «Бремени белого человека», и опровергает представления о том, что Европа приносит цивилизацию в «варварские» страны. Он говорит, что использование оппозиции «варварства» и «цивилизации» дегуманизирует колонизируемых и оправдывает любое насилие по отношению к ним.

Рождение научной дисциплины

Книга Саида произвела эффект разорвавшейся бомбы, так что исследования колониализма и его влияния на современный мир быстро стали очень популярны в академической среде США и западноевропейских стран. Например, через несколько лет после выхода «Ориентализма» в Индии возникла своя школа постколониальных исследований.

Историк Ранаджит Гуха обратил внимание, что значительная часть населения колоний была исключена из системы колониальной власти. Они образовывали параллельное общество, лишенное политических прав и влияния на колониальную систему

Гуха обозначил этот слой населения термином «субалтерны», который часто переводится на русский язык как «угнетенные». Он позаимствовал его у итальянского марксиста Антонио Грамши, называвшего «субалтернами» бедных крестьян Южной Италии.

Исследование субалтернов вышло за пределы исторических изысканий и получило широкое распространение в литературоведении. Там его популяризировала индийско-американская исследовательница Гаятри Чакраворти Спивак, чье эссе «Могут ли угнетенные говорить?» стало одним из главных текстов постколониальной теории. В нем она, как видно из заглавия, демонстрирует, что субалтерны не имеют способов для выражения своих эмоций и потребностей, а их попытки это сделать неверно интерпретируются теми, кто обладает властью и знаниями.

Со временем в западных институтах начали появляться центры постколониальных исследований и магистерские программы, посвященные этой теме. Объединяют их объект исследования и ориентация на труды Фанона, Саида и Спивак, а также использование терминов «колониализм», «субалтерны» и др.

Цели приобретения колоний метрополиями

  • Экономика, торговля
    • Эксплуатация природных и людских ресурсов, в ряде случаев — прямой доступ к уникальным, редким ресурсам (в том числе транзиту), стремление к монополизации мировой торговли ими;
    • Оптимизация торговых путей, рынков сбыта, ликвидация неудобных инокультурных стран-посредников;
    • Достижение большей безопасности торговли, её более оперативная силовая поддержка;
    • Лучшая правовая защищённость торговли путём унификации правового поля, формирование имперских правовых стандартов, единой и понятной торговой культуры;
  • Социальная сфера, оптимизация социального баланса
    • Нахождение[источник не указан 952 дня] адекватных целей для приложения усилий криминально-ориентированными социальными слоями, снижение их «нагрузки» на общество в метрополии, порой — сбыт заключённых, обездоленных, не могущих найти себе применение, изгоев, недовольных сложившимися в обществе традициями, обычаями, предписываемой им обществом социальной ролью, вытесняемых конкуренцией;
    • Управление колониями, колониальная администрация — хорошая школа для управленцев, а применение силы при разрешении значимых местных конфликтов — способ поддержания в должном тонусе имперских вооружённых сил. Формирование школы адекватной профессионально подкованной и опытной гражданской и военной бюрократии для нужд империи, практическая обкатка нового поколения чиновничества, обновление военной, политико-экономической, культурной элиты;
    • Обретение бесправной по сравнению с жителями метрополии, более дешёвой или вообще бесплатной (см. рабство) рабочей силы, в том числе «на экспорт» в места наибольшей потребности в ней и/или её импорт в метрополию на «грязные», непрестижные, но общественно-значимые работы;
    • Испытание новых гражданских и военных технологий, методик, тактик, ноу-хау, экспорт вредных отходов своих производств, возможность проведения рискованных военных, научных, промышленных, природных экспериментов, деятельности, результаты которой могли бы поставить под угрозу благополучие, здоровье, жизнь жителей метрополии. В ряде случаев — удобный способ сохранения подобного в тайне от общественного мнения империи и мира;
  • Внешняя политика, цивилизационная экспансия
    • Геостратегические интересы, формирование системы опорных пунктов в ключевых точках мира для достижения большей мобильности своих вооружённых сил;
    • Контроль за передвижениями войск, флотов, торговыми путями, миграциями населения других колониальных империй, предотвращение проникновения последних в соответствующий регион, снижение их роли, мирового статуса;
    • Соображения имперского престижа, обретение большего геополитического веса при заключении международных договоров, дальнейших решениях о судьбах мира;
    • Цивилизационная, культурная, языковая экспансия — и посредством её упрочение авторитетности, легитимности действующей власти в метрополии, колониях и остальном мире. Превращение имперских цивилизационных стандартов в общемировые.

Последствия колониальной системы

Колониальную систему сложно назвать однозначно позитивным или негативным явлением жизни мирового сообщества. Она имела как положительные, так и отрицательные стороны как для государств-метрополий, так и для колоний. Распад колониальной системы привел к определенным последствиям.

Для метрополий они были следующими:

  • падение собственных производственных мощностей из-за обладания рынками и ресурсами колоний и, поэтому отсутствия стимулов,
  • вложение капиталов в колонии в ущерб метрополии,
  • отставание в конкурентной борьбе и развитии от других стран из-за повышенной заботы о колониях.

Колониализм

Для колоний:

  • разрушение и потеря традиционной культуры и жизненного уклада, полное истребление некоторых народностей;
  • опустошение природных и культурных запасов;
  • уменьшение численности местного населения колоний за счет нападений метрополий, эпидемий, голода и т. д.;
  • появление своей промышленности и интеллигенции;
  • появление основ для будущего самостоятельного развития страны.

Неоколониализм США после холодной войны

После распада СССР США остались единственной глобальной империей, способной навязывать свои требования всему остальному миру, и не оказалось такой силы, которая могла бы им сопротивляться. Поэтому Америка стала перекраивать мир в соответствии с собственными, в первую очередь экономическими, интересами.

Для этого США необходимо было выполнить три основных задачи. Во-первых, согласно так называемой доктрине Буша, основной задачей США было распространить либеральную демократию и свободный рынок на как можно большее число государств. США позиционируют свою экономику как самую мощную в мире, как наиболее приспособленную именно к современным условиям. Как следствие, через своих бизнесменов на местах США могут лоббировать собственные интересы в национальных парламентах и администрациях, становящихся зависимыми от американского капитала.

Во-вторых, важнейшей задачей для Америки было получить контроль над главным мировым ресурсом — нефтью. Как известно, цены на нефть являются важнейшим фактором в формировании и функционировании мировой экономики. Достаточно вспомнить, что, согласно исследованию российского политолога Владимира Гельмана, СССР рухнул вскоре после того, как Саудовская Аравия (один из главных союзников США на Ближнем Востоке и один из главных мировых поставщиков нефти) обрушила цены на топливо, поскольку нефть была единственным товаром, которым Советский Союз мог торговать с Западом. Остальные товары были просто неконкурентоспособны на западных рынках.

Колониализм

Контроль над нефтяными ценами означает контроль и над всей мировой экономикой. Именно ради него США вели войны в Персидском заливе, Ираке и Афганистане — регионах, которые либо обладают большими запасами нефти, либо позволяют экспортировать её в обход конкурентов США.

Наконец, для США было важно расширить свою зону влияния на регионы, которые ранее находились под влиянием СССР. Это было необходимо, чтобы получить контроль над торговлей энергоресурсами, а также чтобы держать под контролем основных конкурентов, ещё не подчиняющихся власти Штатов: Россию и Китай

Война в Афганистане позволила США развернуть военные базы почти во всех странах Центральной Азии: неподалёку от границ России и Китая. Кроме того, эта война, с одной стороны, была необходима для того, чтобы ответить на террористические атаки 11 сентября, а с другой — чтобы продемонстрировать всему миру свою способность вмешиваться в дела других государств.

Война в Югославии, к примеру, была необходима для того, чтобы стабилизировать ситуацию на Балканах. И потом расширить на этот регион границы НАТО и ЕС, приблизиться таким образом к границам России, заодно заняв политический вакуум, образовавшийся после распада СССР, и сделав как можно больше стран своими новыми «сателлитами».

Колониализм возвращается в Европу

Отношение к коренному населению Африки как к низшим существам имело негативные последствия не только для жителей этого региона, оно повлияло и на судьбы Европы. Если основатель негритюда Эме Сезер образно называл Гитлера наказанием за колониализм, то современные исследователи видят между колониализмом и нацизмом более явную связь.

До Первой мировой войны немцы обладали значительными владениями в Африке. Там они жестоко подавляли всякое несогласие и активно боролись с местными повстанцами. Когда в 1904 году взбунтовалось племя гереро, немецкие войска с ведома кайзера Вильгельма загнали всех его членов в безводную пустыню Намиб, где многие погибли. Выживших затем поместили в концентрационные лагеря, где они умирали от голода и болезней, а немецкие врачи ставили над ними эксперименты.

Произошедшие 40 лет спустя массовые убийства евреев и рома во многом воспроизводили то, что немцы уже проделали с гереро. Восточная Европа представлялась Гитлеру и его приспешниками таким же диким пространством, открытым для порабощения и заселения, как Африка для его предшественников. Поэтому как прежде африканцы, так и позже граждане СССР, Югославии и Польши были для нацистов дикарями, над которыми можно ставить эксперименты и убивать в концлагерях.

Когда это было?

Зачатки колониальной системы появились в 15 веке в эпоху Великих географических открытий вместе с открытием Индии и Америки. Тогда коренным народам открытых территорий пришлось признать технологическое превосходство иноземцев. Первые настоящие колонии были образованы Испанией в 17 веке. Постепенно начали захватывать и распространять свое влияние Великобритания, Франция, Португалия, Нидерланды. Позднее к ним присоединились США и Япония.

Колониализм

К концу 19 века большая часть мира была поделена между великими державами. Россия активно в колонизации не участвовала, но некоторые соседние территории также подчинила себе.

В научной фантастике

С 20-го века человечество начало активно исследовать космос. Появились концепции колонизации других планет. Она легла в основу многих научно-фантастических трудов. Приверженцы данной концепции хотят создавать на других планетах автономные поселения

Учитывая стремительное технологическое развитие человечества, такие планы являются вполне реализуемыми. Но, в ближайшем будущем этого не произойдет. К тому же, так и не решены трудности, связанные с возможностью автономного проживания поселений в Антарктиде, не говоря уже о других планетах. Поэтому космическая колонизация пока рассматривается только в разрезе научной фантастики.

Колониализм в (бывшем) СССР

Вообще, актуальность постколониальных исследований для Восточной Европы очевидна не всем и не всегда. С одной стороны, в этом регионе не было могущественных колониальных держав, а главную роль играли крупные сухопутные империи: Российская, Австро-Венгерская и Османская. По этой причине колониальная перспектива не всегда считается применимой к их реалиям.

Например, современный русскоязычный автор Александр Эткинд считает, что Российская империя отличалась от западных держав, поскольку занималась не внешней, а внутренней колонизацией. По его мысли, царский режим выкачивал ресурсы из внутренних регионов страны, чтобы направить их на расширение и удержание внешних границ. Кроме того, эти ресурсы использовались для улучшения жизни не населения метрополии, а периферийных сообществ, тем самым стимулируя их оставаться в составе империи.

С другой стороны, в культуре имперской России и ее соседей можно найти такую же разницу в статусе между разными группами населения, как и во французских или английских колониях. Россия еще с дореволюционных времен воспринималась как «тюрьма народов», и в ней существовала черта оседлости, осуществлялись попытки русификации многих народов и велись агрессивные завоевательные походы. Кроме того, восточноевропейские элиты получали западное образование и усваивали ориенталистский взгляд на народы Юга и Востока, и ориенталистские поэмы Байрона наложили явный отпечаток на творчество Пушкина и Лермонтова.

Таким же образом не существует определенного мнения, был ли Советский Союз колониальной державой. Всем известно, что доминирующей идеологией являлся интернационализм, а коммунистическая партия декларировала борьбу с национальным угнетением, империализмом и великорусским шовинизмом. В первые десятилетия советская власть даже активно стимулировала развитие национальных по форме (но пролетарских по содержанию!) культур внутри страны, а после Второй мировой войны поддерживала антиколониальную борьбу в Азии и Африке.

С другой стороны, практика часто противоречила этим установкам, особенно в сталинский период. Целые народы подвергались репрессиям, а расизм был распространен в быту. Чтобы разрешить это противоречие, американский исследователь Терри Мартин охарактеризовал довоенный Советский Союз как «империю позитивной дискриминации» (affirmative action empire, в русском переводе «империя положительной деятельности»), поскольку в тот период он сочетал явно имперские характеристики с продвижением малых наций и народов.

В современной России общество редко обсуждает имперское наследие, и вопрос существования русского колониализма мало кого волнует. Конечно, в отличие от 1990-х и нулевых наци-скинхеды больше не убивают людей на улице, а открытый расизм становится неприличным. Тем не менее считается допустимым прославлять европейский захват колоний даже в либеральных газетах. Но в любом случае постколониальный подход становится более востребованным среди ученых. Организуются школы и конференции на эту тему, а вопросы расизма и жизни этнических меньшинств в российском обществе начинают обсуждаться активнее.

Ссылки

  • Нигерийская писательница и феминистка Чимаманда Адичи суммирует всю постколониальную теорию в 18 минутах очень остроумного рассказа о своей жизни и ни разу не упоминает этого термина.
  • Выпуск «Нового литературного обозрения», полностью посвященный постколониальной теории и ее отношению к постсоветскому обществу.
  • Эткинд А. Внутренняя колонизация. Имперский опыт России / Авториз. пер. с англ. В. Макарова. М.: Новое литературное обозрение, 2013. 448 c. — Свежий, хоть и весьма спорный взгляд на российскую историю с постколониальных позиций.
  • Фанон Ф. О насилии // Цветков А. В. (сост.). Антология современного анархизма и левого радикализма. Том 2. Москва: Ультракультура, 2003. С. 15-78. — Единственный перевод одной из самых главных книг постколониальной теории.
  • Саид Э. В. Ориентализм. Западные концепции Востока / послесл. К. А. Крылова, пер. с англ. А. В. Говорунова. СПб., 2006. 639 с. — Книга, создавшая эту дисциплину.

Политический неоколониализм до конца холодной войны

Метрополии вывели свои войска и администрации из колоний, потому что колониальные элиты, получавшие образование в метрополиях и служившие в колониальных администрациях, стали пользоваться средствами связи, языком и бюрократическим аппаратом, которые их правители использовали для управления ими самими, для борьбы с самими правителями. Все эти события привели к возникновению национального самосознания у ранее разделённых народов и городов, и борьба за личную свободу или свободу отдельного поселения переросла в масштабную войну за национальное освобождение. Из-за этого стоимость содержания колониальной администрации и удержания колоний в подчинении стала сильно превышать выгоды от обладания ими.

Однако вывод войск и администрации ещё не означал, что бывшие колонии стали абсолютно свободными и теперь могли проводить собственную политику без боязни вмешательства со стороны бывших метрополий. Старые империи продолжили доминировать в мире даже после своего распада. Правда, до краха СССР основными военно-политическими и экономическими силами, кроме Советского Союза, были Соединённые Штаты вместе с их сателлитами — западноевропейскими странами и Японией. При этом обе стороны оказывали военную поддержку любому правителю или претенденту, который пообещал бы встать на их сторону, вне зависимости от его политических предпочтений и методов.

Что такое колониальная система?

Мировая колониальная система, или колониализм — это ситуация, когда развитые в промышленном, культурном, экономическом аспекте страны господствуют над остальным миром (менее развитыми странами, или странами третьего мира).

Колониализм

Господство обычно устанавливалось после вооруженных нападений и подчинения себе государства. Выражалось в насаждении экономических и политических принципов и правил существования.

Врач, воин, философ

В 1930-е Сезер вернулся на родную Мартинику и работал какое-то время в школе. Одним из его учеников был юный Франц Фанон, который в последующем продолжил дело учителя и добился куда большей известности. В жизни Фанона, как и в его творчестве, переплелись колониализм, насилие и философия.

С началом Второй мировой войны он бежал с вишистской Мартиники на принадлежащие Англии Карибские острова, вступил там в «Свободную Францию» и сражался с нацистами в Европе. Впоследствии он участвовал в колониальной войне в Алжире на стороне повстанцев. В промежутке успел получить в Лионском университете диплом психиатра, где заодно посещал лекции по философии и литературе.

Свои познания в психиатрии и философии Фанон использовал в работе «Черная кожа, белые маски». В ней он развивает идею, что состояние подчинения, в котором находятся коренные народы колоний, существенным образом изменяет их психику. Из-за этого разница между колонизатором и колонизируемым огромна и не исчезает с удалением фигуры колонизатора. Более того, влияние колонизатора приводит к деградации и исчезновению местной культуры, а вместе с тем и личностей самих колонизируемых:

Другая книга Франца Фанона, «Проклятьем заклейменные» (Les damnés de la terre — строчка из французской версии коммунистического гимна «Интернационал»), демонстрирует его взгляды на антиколониальную борьбу. Первая ее часть является апологией революционного насилия.

Европа смотрит на мир

Колониализм

Самое значительное влияние на западные академические круги оказала книга палестино-американского филолога Эдварда Саида «Ориентализм». Она вышла в 1978 году и не только вызвала жаркие споры, но и фактически спровоцировала возникновение постколониальных исследований как научной дисциплины.

На большом количестве примеров Саид показывает, что свойственное западным литературе и науке представление о Востоке формировалось под влиянием колониализма и в значительной мере его обслуживало. Этот образ Азии и Африки Саид называет термином «ориентализм».

Ориентализм изображает Восток как страну загадок и экзотики, которые только европейцы могут по достоинству оценить. При этом местные мужчины представляются ленивыми, невежественными и суеверными. Они не способны обрабатывать собственную землю, которая должна достаться хозяйственному европейцу. Помимо них существуют кровожадные и воинственные дикари, понимающие только язык силы. Женщины ориенталистской литературы угнетены, но чрезвычайно чувственны, так что белый мужчина должен преодолеть их напускное сопротивление, чтобы познать все «восточные изыски».

Кто кому принадлежал?

Принадлежность к той или иной стране определяла ход развития колонии. Насколько была распространена колониальная система, таблица, приведенная ниже, расскажет лучше всего.

Принадлежность к странам-колонизаторам
Государства-метрополии Государства-колонии Время выхода из под влияния
Испания Страны Центральной и Южной Америки, Юго-Восточной Азии 1898 г.
Португалия Страны Южной Америки, Юго-Западной Африки 1975 г.
Великобритания Британские острова, страны Северной Америки, Ближнего Востока, Африки, Юго-Восточной Азии, Индия, Австралия и страны Океании Конец 40-х – начало 60-х гг. XX в.
Франция Страны Северной и Центральной Америки, Северной и Центральной Африки, Ближнего Востока, Океании, Индокитай Конец 40-х – начало 60-х гг. XX в.
США Страны Центральной и Южной Америки, Океании, Африки Конец XX в., некоторые страны не вышли из-под влияния до сих пор
Россия Восточная Европа, Кавказ и Закавказье, Средняя Азия, Дальний Восток 1991 г.

Были и более мелкие колонии, но из таблицы видно, что не подверглись ничьему влиянию разве что Антарктида и Антарктика, потому что на них не было сырья и платформы для развития промышленности, экономики, да и жизни в целом. Управлялись колонии через назначенных правителем страны-метрополии губернаторов либо через постоянное посещение им же колоний.

Средневековье

Наибольшего размаха колонизация достигла в средние века. Народы мигрировали по всей территории Азии и Восточной Европы. В этом заключается и одна из причин падения Римской империи. Гуннские племена захватывали азиатские и восточноевропейские территории. Коренные жители были вынуждены отступить.

Гунны, по некоторым данным, находились и в северной части Китая, где ими была создана масштабная империя. Кочевники из Азии отбросили германские племена. Вследствие этого римляне и варвары начали воевать между собой. В результате Великого переселения народов появились новые нации, среди которых англосаксы и франки.

Колониализм

Колониализм с человеческим лицом

После распада колониальных империй эра колониализма не закончилась. Он лишь приобрёл более изощрённую форму, переложив ответственность за плачевное экономическое состояние стран третьего мира с бывших метрополий и колониальных администраций на народы этих стран, якобы не приспособленных к цивилизованной жизни. Из сферы политики колониализм перешёл в сферу экономики, сделав отстающие страны зависимыми от капиталов бывших империй.

Расизм же, ранее существовавший в чистой форме как презрение белых ко всем не белым, стал теперь оправдываться экономической отсталостью стран третьего мира, которая обосновывается нецивилизованностью их жителей. А эта самая нецивилизованность, в свою очередь, обосновывается опять же отсталостью этих стран. То есть вместо откровенного расизма появился опосредованный расизм, основанный на логическом круге, скрывающем реальную причину экономического и социального отставания: эксплуатацию ресурсов бывших колоний бывшими метрополиями.

Как появились колонии

Эпоха колониализма началась в XV веке с открытием и захватом Америки испанцами. Вплоть до начала XVII века европейцы вывозили из Америки золото, ром и хлопок. Для работы на полях им нужна была дешевая сила, и ей становились привезенные из Африки невольники. Разбогатев на этой торговле, Европа опередила другие страны Старого Света в развитии и смогла почти полностью его захватить в XIX веке.

Пик колониализма пришелся на межвоенный период. Тогда над Британской империей никогда не заходило солнце, а школьники в Конго, Алжире и Индокитае читали во французских учебниках фразу «Наши предки были галлами».

В эту эпоху колониализм вызывал восхищение европейцев, которое выразил Редьярд Киплинг стихотворением «Бремя белого человека». Колониализм вызывал и критику, одним из ярких примеров которой является повесть Джозефа Конрада «Сердце тьмы». В этом произведении, которое позже стало вдохновением для фильма «Апокалипсис сегодня», главный герой путешествует в верховье реки Конго и видит чудовищное отношение бельгийской администрации к местным жителями.

Как «Бремя белого человека», так и «Сердце тьмы» написаны европейцами и представляют их точку зрения на жизнь в колониях. Однако в начале XX века в европейской литературе начинают появляться произведения, отражающие опыт колонизируемых народов.