Совесть, благородство и достоинство — вот оно, святое наше воинство!

Кодекс моряка

Моряки смотрели в лицо смерти не реже «сухопутных» офицеров — наверное, поэтому у них тоже рано выработался свой кодекс чести. Правда, никто не удосужился его записать: до нас дошли лишь отдельные нормы, тесно переплетенные с морскими суевериями.
Совесть, благородство и достоинство - вот оно, святое наше воинство! «А город подумал: ученья идут» — 50 лет подвигу летчиков Капустина и Янова

— Моряки парусного флота никогда не называли даты прибытия корабля в порт назначения и даже не вносили ее в вахтенный журнал.

— Запрещалось указывать пальцем с берега на отплывающий корабль — это сулило ему гибель.

— Палец, направленный в небо (пусть и случайно), обещал шторм.

— Говорить о буре на борту запрещалось, даже если она уже миновала — можно было сказать только: «Прошла, и слава Богу!»

— При начавшейся буре морякам следовало надевать чистое белье.

— Во все чистое одевались и перед сражением — «по первому сроку».

— Моряки никогда не обижали чаек, несмотря на их наглость — считалось, что в этих птиц переселяются души погибших матросов.

В целом флотские понятия о чести были похожи на офицерские — дуэли у моряков тоже случались, хотя их разрешалось проводить только на берегу. Старшие так же учили младших быть верными своему долгу, честными, скромными, воздержанными.

И так же, как на суше, одни слушали мудрые советы, а другие — нет.

Кодекс строителя коммунизма

Совесть, благородство и достоинство - вот оно, святое наше воинство! Боевые будни Гвардейского отряда почетного конвоя императора на Балканах

«Моральный кодекс строителя коммунизма» был принят в 1961 году на ХXII съезде КПСС. Один из его авторов, политолог Ф. Бурлацкий, утверждал, что сознательно добавил туда евангельские заповеди. Потому, дескать, и текст состоял из 12 пунктов:

1) Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма.

2) Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест.

3) Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния.

4) Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов.

5) Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного.

6) Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат.

7) Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.

8) Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей.

9) Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству.

10) Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни.

11) Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов.

12) Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.

В эпоху нараставшего кризиса социализма принципы, в которые не верили сами их создатели, вызывали издевку.

В постсоветскую эпоху их сменили заповеди «дикого капитализма», вовсе отрицающие всякую мораль. Поэтому расплодившиеся, как грибы, «кодекс таможенника», «кодекс судьи», «кодекс полицейского» и проч. — всего лишь заведомо бесплодные попытки соединить параграфы закона с нравственными предписаниями.

Это невозможно без возвращения в общество строгих моральных норм, вызвавших когда-то появление Кодексов чести.

КОДЕКС ЧЕСТИ СТУДЕНТА РЭШ

Обучение и взаимоотношения в РЭШ строится на основе сотрудничества, партнерства и взаимоуважения между студентами, администрацией и преподавателями, что невозможно без соблюдения всеми взаимодействующими сторонами  общепринятых социальных норм и правил академической этики.

Студент РЭШ разделяет ценности Школы: профессионализм, ответственность, взаимоуважение, честность и воздерживается от поведения, способного нанести ущерб репутации сообществу или авторитету РЭШ.

Студент РЭШ придерживается норм корпоративной культуры Школы и содействует деятельности, направленной на ее укрепление; проявляет приверженность интересам Школы и коммуникативную толерантность при осуществлении деятельности на территории РЭШ или на мероприятиях, проводимых от имени, при участии РЭШ.

Студент РЭШ проявляет честное и ответственное отношение к учебе. Показателем качества выполнения студентом академической программы являются оценки по курсам, которые адекватно отражают знания студента только в случае самостоятельно выполненной работы.

В РЭШ считается недопустимым и недостойным статуса студента РЭШ следующее поведение: 

  • Плагиат – использование мыслей, идей, цитат и пр., принадлежащих другим людям, без ссылки на источник, а также выдача чужой работы за свою.
  • Списывание во время экзамена, несамостоятельное выполнение промежуточных и итоговых экзаменов и других видов контроля знаний.
  • Списывание домашних заданий.
  • Использование неразрешенных источников во время проведения всех видов контроля знаний: записей лекций, шпаргалок, мобильных телефонов, подключение к сети интернет с помощью любых средств связи, а также использование других непредусмотренных порядком проведения контрольного мероприятия материалов и способов коммуникации.
  • Получение или предоставление экзаменационных заданий до отведенного срока: получение или предоставление текстов, материалов, ссылок и другой информации в письменной или устной форме, а также предоставление другому лицу подобной информации до официально назначенной даты проведения экзамена.
  • Подсказывание другим студентам на промежуточном или итоговом экзамене, предоставление своей работы другим студентам на всех видах контроля знаний, включая домашние задания.
  • Исправление в проверенной работе с целью последующей апелляции.
  • Предоставление подложных результатов и данных – предоставление подложных результатов проведенных исследований или вычислений, а также предоставление искаженной информации об источнике данных.
  • Подделка транскриптов, дипломов, медицинских справок и других официальных документов, предоставляемых в РЭШ, использование чужих транскриптов, умышленное искажение информации об успеваемости, социальном положении пр.
  • Применение насилия по отношению к другим людям, кроме случаев необходимой самообороны.
  • Употребление, хранение или распространение наркотических средств.
  • Употребление алкогольных напитков на территории РЭШ
  • Проявление фамильярности и грубости в отношениях с преподавателями, студентами и сотрудниками РЭШ.
  • Проявление вандализма: намеренная порча книг, оборудования, мебели и другого имущества РЭШ.
  • Использование имени и символики РЭШ в корыстных или других целях, наносящих урон репутации Школы.

Скачать версию для печати >>> 

Кодекс офицера

Офицерские кодексы разных стран порой противоречили не только закону, но и воинскому уставу. Из-за этого они долгое время не печатались, распространяясь в списках или устно.

До революции книга «Советы молодому офицеру» вышла шестью изданиями, но и их не хватало — переписывали от руки

Россия не была исключением: неформальные своды офицерских правил поведения существовали здесь с XVIII века, но только в 1904 году их опубликовал ротмистр Валентин Михайлович Кульчицкий. Его судьба типична для многих офицеров: участник Русско-японской, Первой мировой и Гражданской войн, он отказался эмигрировать и попал в ГУЛАГ. Вышел на свободу. Во время Великой Отечественной стал подпольщиком в Харькове, был схвачен и замучен на допросе.

До революции его книга «Советы молодому офицеру» вышла шестью изданиями, но и их не хватало — переписывали от руки. Там содержались советы не только по службе, но и на все случаи жизни. Автор считал своей целью «предотвратить от ложного, губительного шага неопытную военную молодежь».