Самые необычные головные уборы русских жён

Как выглядит женская кичка?

Это шапочка, имеющая на макушке удлинения разных конфигураций, куда вставляли какой-нибудь материал, способный держать форму (картон, береста), зависела от положения бабы в семье и от местности, где бытовали свои уклады:

  • рога-образная
  • лопата-образная
  • копыто-образная

Рога, лопатка или копыто были направлены вверх, как бы указывая на связь с небесной защитницей. Согласно поверьям они защищали бабу в репродуктивном возрасте, оберегали от всякого зла, благоприятствовали рождению детей. Сверху одевали сороку – красивый кусок ткани, а в зимние месяцы, украшением служили меха. В составляющую кики входил позотыльник, прикрывающий волосы сзади. Очелье закрывало лоб и было неотъемлемым элементом убора. Красивое шитье, жемчуг и даже золото украшали эту часть кички.

Самые необычные головные уборы русских жён

Кичкообразный женский головной убор

Каждая семья с особым почтением относилась к кичке, которая несла, как им казалось, благополучие и божественное благословение. Ее хранили много лет и передавали своим дочерям. Опытные мастерицы шили кичку сами, снимали мерки и рисовали выкройку. С большим усердием украшали шитьем и драгоценными камнями. Очень часто мужья привозили ее в подарок женам.

Художники писали свои картины с изображением кики, их можно увидеть в музеях. Большой интерес вызывают не многочисленные фотографии и картинки.

Похожую смысловую нагрузку имели и другие национальные атрибуты:

  1. Сорока представляет из себя мягкий кусок текстильного материала, который по-особому завязывалась, но до сих пор, нет единого мнения, была ли она самостоятельным элементом или служила дополнением.
  2. Шишак – высокий конус, на нем крепили не большие шишечки, обычно из той же ткани, что и он сам.
  3. Кокошник отличался наличием гребня в виде полумесяца или треугольника разных фасонов.
  4. Сборник – особенность заключается в «сморщенности». Он выглядел в виде чепца — носили по будням, или высокого овала – одевали по праздникам.

Этнографические музеи проводят мероприятия, посвященные исконным русским нарядам.

Быт чукчей

Найдя подходящую территорию, где много корма для оленей, чукчи разбивают временный лагерь и обитают там до тех пор, пока не закончится еда для «питомцев». После этого они покидают насиженное место и отправляются на поиски нового пастбища.

Есть и другие представители народа, которые ведут оседлый образ жизни. Они специализируются на рыболовстве и охоте за морскими обитателями. На сегодняшний день численность нации составляет пятнадцать тысяч человек.

Основная часть проживает на российской Чукотке. Если верить древним преданиям, то чукчи относятся к избранной расе. Остальные народы Севера (эвенки, коряки) сотворены лишь в качестве «помощников».

Считается, что создателем нации стала ворона по имени Куркыль. Также аборигены Чукотки свято верят в тот факт, что к сотворению мира имеют непосредственное отношение северные животные.

Наречие удивительного народа входит в группу чукотско-камчатской языковой семьи. Ближе всего к нему корякский и алюторский языки. По типологии наречиt относится к инкорпорирующим, т.е. сочетающим в себе несколько разных языков.

В 1930 году пастух с Чукотки по имени Теневиль создал идеографическую письменность, но широкого распространения она не получила. На сегодняшний день аборигены Севера используют алфавит, созданный на основе кириллицы, но с добавлением нескольких специфичных символов. Основная часть чукотских произведений искусств, в частности книги, создается только на русском языке.

Яранга

Это жильё чукчи. «Строение» представляет собой шатер большого размера, который сверху покрыт шкурами оленей и укреплен большими булыжниками. Посредине жилища располагается кострище, которое используется для согрева и приготовления пищи. Вокруг яранги размещают многочисленные сани с хозяйственным скарбом.

В задней части чукотской «квартиры» меховыми шкурами отделяют маленькую комнатку, которая одновременно выполняет роль спальни и столовой.

Одежда

Для пошива вещей северные жители применяют пыжики (шкуры молодых оленей). Зимняя одежда чукчей состоит из двух слоев: внутренний – мехом к телу, а внешний – «опушкой» наружу.

Мужчины одеваются двойные рубахи и штаны, дополнительно натягивают чулки, сапоги и шапку-капор. У девушек вещи для зимнего периода также состоят из двух слоев. Однако в отличие от представителей сильной половины человечества, милые чукотские барышни наряжаются в меховой комбинезон. Наряд имеет широкие рукава и глубокий вырез спереди.

В летний сезон чукоты надевают свободную одежду, пошитую из замши оленя или лёгкой материи, оформленной национальным декором. Малыши тоже имеют «фирменные» вещи. Это наглухо зашитый со всех сторон комбинезон.

Ручки и ножки надежно спрятаны, а вот сзади имеется небольшой разрез. Он предназначен для того, чтобы мамочки вытаскивали грязные «пеленки» и заменяли их на чистые. Хотя мох, соединенный с шерстью оленя сложно назвать пеленкой в классическом смысле этого слова. Лучше именовать аксессуар чукотским памперсом.

Жительницы Чукотки имеют и национальную прическу – косы, декорированные бусинками и пуговицами.

Рацион северных обитателей сложно назвать полноценным. В основном они кушают в разном виде мясо китов, оленей. Также не брезгуют ливером, кровью, моллюсками, корой и ягодами.

У народа имеется национальное блюда. Правда, навряд ли кто-то захочет его пробовать, узнав, как готовится сей деликатес. Итак, рецепт чукотского блюда под названием моняло.

Оленя, которого планируют пустить на изготовление кулинарного шедевра, тщательно подкармливают мхом. Затем выжидают некоторое время, пока он начнет перевариваться. В этот момент животное убивают, распарывают брюхо и достают содержимое. Моняло готово! Его применяют для приготовления первых блюд, употребляют в свежем виде или пускают на консервы.

Пьют чукчи в основном травяные отвары. Они не прочь пропустить пару рюмашек алкогольного напитка, но им категорически запрещено спиртное. Поскольку организм жителей Севера не способен переваривать этиловый спирт.

Продолжительность жизни

Живут чукоты недолго. Те, кто обитает в естественных условиях, чаще всего погибают в сорок пять лет. Главная причина высокой смертности – алкоголь, неправильное питание и злоупотребление табачной продукцией. К этим проблемам с недавних пор добавился приём наркотических веществ.

На Чукотке очень мало долгожителей, в возрасте от семидесяти пяти лет от силы человек двести. Снижается и уровень рождаемости. Эта опасная тенденция может привести к тому, что национальность вовсе вымрет.

Традиции ношения

Девушка надевала кику с рожками маленького размера, готовясь выйти замуж, они становилась символом ее статуса в семье. Крестьянка, будучи «холостая», всегда плела одну косу, после того, как она обзаводилась мужем — две. Накануне свадьбы молодухе распускали волосы, разделяли пробором, собирали и укладывали в круг, переплетая между собой. Это означало, что она приобретала статус «мужьей жены».

Родившая ребенка увеличивала размер «рогов» и с каждыми последующими родами, они становились все больше. Самые длинные были у старшей рода и могли достигать 30 сантиметров, это зависело от количества детей. Шапка хорошо смотрелась, если ее обладательница подбородок поднимала вверх (отсюда происхождение слова — «кичиться»). В старом возрасте уже не было смысла носить кичку.

Так как, подобные части гардероба были языческими, священнослужители запрещали посещать в них храмы. Но, даже в наше время, в отдаленных селах, элементы древнерусского обряда можно видеть в специальном способе ношения платка — концы завязывают спереди таким образом, чтобы кончики торчали.

Самые необычные головные уборы русских жён

История

В старинном костюме, важная роль отводилась головному убору. Он был завершающим акцентом в этнических одеждах народа. В зависимости от этого,  можно было определить статус, отношение к той или иной местности. Головной убор кика (еще одно название кичка), был в ходу и имел широкое распространение, в основном в губерниях, расположенных в южных областях России – Орловской, Тамбовской, Курской и некоторых др.

Первое упоминание о ней, обнаружено в документах 14 века, когда кика получила широкое распространение на Руси. Так как ее надевали только замужние, прозвали кичку «короной замужества» и вплоть до 19 столетия, а кое-где гораздо дольше, она была не заменимым атрибутом.
Постепенно, кика, вышла из обихода, но в некоторых селениях, ее использовали невесты, как свадебное украшение. После 50-х годов прошедшего столетия о кичке совсем забыли и заменили ее на платок.