Что такое повойник и сорока
Эти головные уборы одновременно являются новыми и традиционными. В традиционной русской одежде головной убор играл важную роль
Он был предназначен не только для красоты, но и имел важное смысловое значение. Повойник был головным убором, который могли носить только замужние женщины
Считалось, что он должен закрывать волосы полностью. Те, кто носил длинные косы, укладывали волосы под повойник. Было поверье о том, что если хотя бы волосок выбивается наружу, то черт может утащить несчастную на чердак или наслать несчастье на ее семью.
Так выглядит сорока
В традиционном костюме женский повойник мог быть внутренней частью головного убора, на который надевалась сорока или платок. Эти головные уборы можно носить не только вместе, но и отдельно.
Дополнительная информация! В каждой губернии повойники имели особенный фасон, который выражал социальное положение женщины.
Считалось, что если замужняя женщина простоволосая, то это позор для нее. В случае, если другая женщина в пылу ссоры сорвала платок или повойник с нее, то можно было за это подать на обидчика в суд. Считалось, что в волосах сокрыта сила. Верили, что если они правильно уложены и полностью покрыты, то это дает роду силу и удачу.
В отличие от мужской шляпы, рассматриваемые головные уборы имели социальное и символическое значение.
К сведению! Существовало большое количество традиционных женских головных уборов. Повойник был наиболее распространенным из них, а сорока – самым богатым и престижным.
Существовали различные варианты этого головного убора: дивеевский и другие. Основным из них считался следующий:
- На голову надевалась кичка. Это мягкая холщовая шапочка с твердым налобником. Для его изготовления использовалось дерево или береста. Она могла иметь плоскую форму или выступы по бокам (как в поморском костюме).
- Сверху надевался чехол. Это, собственно, была сорока. Его надевали так, чтобы он закрывал затылок и волосы. Его шили из бархата, кумача или шелка.
- Очелье представляло собой украшение, которое надевалось на лобную часть головного убора. Оно по размеру должно было соответствовать остальным частям.
Эта форма была не единственной. С течением времени появилось большое количество вариантов рассматриваемых головных уборов.
К сведению! В этой статье подробно рассказано о том, что представляют собой сорока, повойник (выкройка, как сшить), на что обращать внимание при изготовлении
Сорока головной убор. Сорока (головной убор)
Соро́ка — старинный русский головной убор замужних женщин или его часть. Был широко распространен в центральной и южной России, а также у некоторых групп карел , вепсов , марийцев и мордвы . Была самым богатым из женских головных уборов; к началу XX века сорока вышла из употребления.
Сорока как головной убор — род кички , на лбу несколько пониже, а с боков несколько повыше обычной кички.
Основными предметами, образующими в совокупности этот головной убор, были кичка , собственно сорока , позатыльник , налобник , платок . Дополнительными — различные украшения из бисера, перьев, лент, искусственных цветов.
Кичка представляла собой мягкую холщовую шапочку, на передней части которой укреплялось твердое возвышение. Сзади кичка затягивалась, плотно облегая голову. Возвышение на передней части кички, называвшееся кичка, роги, сдериха, копыто , было разнообразно по форме: в виде лопаты (лопатообразные кички), конского копыта (копытообразные кички), рогов, направленных вверх, вверх—назад (рогатые кички), а также в виде круга или полукруга (котелкообразные кички). В одном и том же районе могли бытовать разные варианты кичек.
Сорока (макушка, привязка) — верхняя часть головного убора, надевавшаяся поверх кички. Она обычно изготавливалась из кумача, шелка, бархата на холщовой или ситцевой подкладке. Сорока сшивалась обычно из двух-трех частей ткани. Передняя её часть называлась чело, очелье, челышка ; боковые части — крылья ; задняя часть — хвост . Наряду с сороками в виде шапочек были распространены также сороки, сшитые не полностью: соединенными были только очелье с «хвостом» и «крылья» с очельем.
Позатыльник ( позатылень, подзатылень, колодка ) — прямоугольный кусок ткани, наклеенный или нашитый на твёрдую основу из картона, бересты, простеганного холста и т. п. Он укладывался сзади, прикрывая волосы на затылке и часть шеи, и завязывался тесемками вокруг кички под сорокой.
Налобник ( налобень, подчелок, налысник ) — неширокая (от 3 до 8 см) полоса холста, обшитая позументом, бусами, бисером, укладывавшаяся вокруг головы таким образом, что один её край был прикрыт сорокой, а другой закрывал часть лба, виски, кончики ушей. Концы налобника завязывались под позатыльником.
Платок — необходимая принадлежность сороки. Он появился в составе головного убора со второй половины XIX века, заняв место полотенца , ширинки .
Сорока, украшенная шитьём или драгоценными камнями , называлась саженая ; была также сорока крылатая (с боковыми лопастями с завязкам, или крыльями): волосы стягиваются сдерихой на затылке. Иногда спереди сороки добавлялась жемчужная подвязь на самой сороке (она же очелы ). Если поверх сороки повязывался платок , то она назвалась «сорока с повоем ».
Необычную «сороку», больше похожую на головной убор индейского вождя или хвост павлина, носили представительницы этнографической группы новосильких казаков , жившей в ряде сел бывшего Новосильского уезда Тульской губернии. Исследовавший в 1902 году эти края Н. М. Могилянский писал — «Гораздо полнее сохранился женский костюм в некоторых селах Новосильского уезда, где, как, например, в селе Вышней Залегощи, этот женский „обряд“ сохранился в поразительной полноте и разнообразии и до сих пор пользуется весобщим признанием. На помещенных здесь снимках изображены две замужние женщины в праздничных костюмах; из них одна — в „сороке“, головном уборе, состоящем, в целом, из четырнадцати отдельных частей, надеть который — длинная и сложная процедура, требующая и много времени и большой сноровки….Между прочим, небольшое количество серебра в нитках этих „золотных“ головных уборов служит причиной их массовой гибели: скупщики покупают уборы сотнями и выжигают из них серебро».
Воронежская губерния
Нижегородская губерния
Нижегородская губерния
- Русские народные головные уборы
- Народный костюм Белгородчины
- Н. М. Могилянский «Поездка в центральную Россию для собирания этнографических коллекций» Материалы по этнографии России. Под редакцией Ф. К. Волкова. Том 1.- Издание этнографического отдела Русского музея императора Александра III СПб 1910 год
- Н. М. Могилянский «Поездка в центральную Россию для собирания этнографических коллекций» Материалы по этнографии России. Под редакцией Ф. К. Волкова. Том 1.- Издание этнографического отдела Русского музея императора Александра III СПб 1910 год
Шангина И. И. Сорока // Соснина Н., Шангина И. Русский традиционный костюм: Иллюстрированная энциклопедия. —СПб.: Искусство—СПБ, 2006. — С. 302–307 . — ISBN 5-210-01612-9 .
Химона головной убор выкройка. Шьём старинный головной убор — повойник
Сложность: средняя
Время работы: 2 часа
Выкройка или шаблон: скачать
Материалы: ткань хлопковая, нитки, ножницы, булавки, швейная машинка, швейная игла
— Я чувствую себя красивой женщиной! Пройду мимо зеркала, или на отражение в окне взгляну — ну симпатичная, слов нет!
Дело оказалось в простеньком головном уборе, который я привезла ей в качестве гостинца на дачу. Как вы уже догадались, это был повойник. А она, моя Нина, всё лето живёт с престарелой мамой, которой уже 91 год, и которая просто оживает, когда находится на воздухе, вдали от города. И так каждое лето. Ещё года два назад Зинаида Ивановна могла фору дать молодым , и ездила в сад одна, и работала там за двоих, то сегодня она потихонечку ходит по дорожкам, наслаждаясь тишиной, пением птиц и запахами природы.
Это лирическое отступление я делаю лишь для того, чтобы заинтересовать вас старинным головным убором, которые носили женщины ещё в начале прошлого века. Ну люблю я национальную русскую одежду! И считаю, что краше ничего на свете не сыщешь!
А сшила я повойник из летнего ситца, исключительно для сада-огорода и походов в лес. Выкройку нашла в интернете на странице Светланы Хачиной. Красным обозначены размеры в сантиметрах. Так что, взяв для удобства миллиметровку, как это сделала я, нарисуйте себе такую же.
Хочу предупредить, что на заглавном фото другой повойник. Я его уже активно ношу. Шить же мы вместе с вами будем новый.
Все составные части выкроек имеют подкладку. Припусков на швы я не делала. Подкладочную выкраивала вместе с основной тканью, «один в один».Основная ткань.
Подкладка.
Складываем донышко «лицом к лицу» с подкладкой. Там, где на выкройке были отметки — это обозначение границ «хвостика» повойника. В этих местах на выкройке я сделала небольшие надсечки. Строчим на машинке обозначенный карандашом пунктир.
Выворачиваем на лицевую сторону.
И заутюживаем. Теперь нужно прострочить переднюю часть двойной строчкой для сборки.
Собираем сборку. Распределяем её по окружности. Чтобы убедиться в правильности, я делаю примерку на свою голову. Вы сразу поймёте, где ам нужно подсобрать или, наоборот, «растянуть» сборку. Как правило, на лобной части сборка гуще, на височной — очень редкая.
Теперь нам нужно собрать и сшить очелье с завязками.
Сшили и разутюжили шовчики.
Теперь складываем «лицом к лицу» две полученные детали. Место, обозначенное пунктиром, прошиваем от начала до конца завязок.
Выворачиваем.
Проглаживаем утюгом.
Отмечаем середину очелья. Нам нужно будет пришивать его к передней части донышка. На донышке тоже находим серединку.
Совмещаем две детали с совмещёнными центрами с изнаночной стороны донышка.
Теперь обязательно намётываем, начиная с середины, в одну сторону, затем в другую, до конца завязок. Прошиваем и выворачиваем.
Полученное проглаживаем, и получается вот так с изнанки.
Переходим «к лицу». Также приметаем очелье к донышку.
Таким образом мы наметали переднюю часть.
Когда дошли до завязок, остановитесь. Я, например, сначала заутюживаю завязки.
Потом совмещаю их, а затем намётываю таким образом, чтобы сразу прострочить на машинке.
Прошили. Повойник готов!
Фото не получается расположить вертикально. Поэтому размещаю ниже своё изображение.
Приятного вам рукоделья!Отличного настроения, дорогие мои красавицы!