Такая пошлость: как китч стал явлением массовой культуры

Что такое «кич»

В конце ХIХ века баварские Альпы стали любимым местом отдыха и прогулок состоятельных англичан. Мюнхен в то время был центром изобразительного искусства на юге Германии, и англичане имели богатые возможности для выбора и приобретения различных поделок и картин. Непрерывный рост интереса иностранцев к произведениям искусства привёл к тому, что картины стали писать люди, обладавшие сомнительным художественным дарованием, но стремившиеся к обогащению. Меценаты, как правило, слабо разбирались в искусстве, так что эти псевдохудожники процветали. Мюнхенские
живописцы, однако , были очень требовательны к произведениям искусства и о картинах низкого уровня говорили, что «это картина для кухни». В баварском наречии кухня называлась die Kitsche ( произношение — кхиче ), картины для кухни — Kitschen — bild. Таким образом и появилось слово » к и ч «.

Искусство является огромной радостью, которую человек способен себе доставлять. Художник воспринимает жизненную действительность и природу в соответствии со своим характером, индивидуальностью и сознанием, чувством, настроением, волей, мечтами, идеалами и идеями, и это, своё,
восприятие выражает в своих произведениях. В основе любого произведения искусства лежит какая — то идея. Безыдейное произведение искусства можно назвать формальным.

Одним из главных условий при создании предметов прикладного искусства является их целенаправленность и назначение. Лишь после тщательного обдумывания цели и назначения определенного предмета можно правильно решить вопросы о его форме и выборе подходящего материала для изготовления. Всё, что используется при изготовлении любого предмета прикладного искусства, должно иметь своё назначение. Предмет не должен содержать ничего ненужного, имеющего оттенок декорации. Охотничьи предметы прикладного искусства можно использовать во время самой охоты, на месте лова, в домиках охотников, в экспозициях выставок и интерьерах квартир, поэтому им и отдают предпочтение. Следовательно
выбор соответствующего материала является весьма ответственным и требующих больших знаний дела. Если при изготовлении одного предмета используют различные материалы, то их выбирают так, чтобы гармонировали их происхождение, структура, форма и цвет. Дерево используют лишь в том
случае, когда его форма, структура и контуры целиком совпадают с формой и назначением готового предмета.

Очень важно при изготовлении предметов прикладного искусства не смешивать материалы разного рода. Рога гармонируют с естественными материалами, такими как дерево с корой или без неё, камыш, шкура, мех, лыко, камень, народная керамика и простое стекло

Эти естественные и классические материалы уже совсем не гармонируют с пластмассой, хрусталём, искусственной кожей и другими имитациями из других материалов. К рогам подходит закаленная сталь и цветные окисляющие металлы. Одновременно необходимо помнить, что сброшенные рога и другие трофейные элементы, используемые при изготовлении предмета прикладного искусства, — это не талисманы, а обычные материалы. Поэтому и красивые по форме сброшенные рога можно использовать лишь там, где они выполняют какую — нибудь функцию.

К и ч, таким образом, вбирает в себя все недостатки, показанные на некоторых примерах. При изготовлении предметов прикладного искусства надо быть осторожным как при выборе материала, так и при самом их создании и даже при размещении.

И. РОСКОПФ, » ОХОТНИЧЬИ ТРОФЕИ И ИЗДЕЛИЯ «, 1974 г.

Диваны в виде ретромобилей и часы из всего

Второй и третий примеры из нашей реальной коллекции – диваны в виде винтажных автомобилей, а также часы из всего… Эти примеры ярко иллюстрируют то, что некоторые современные исследователи выделяют в особый подраздел – неокич.

Такая пошлость: как китч стал явлением массовой культуры

В часах, сделанных “из всего”, часовые механизмы (инженерная начинка этого произведения декоративно-прикладного искусства) самые прозаичные – китайские, кварцевые. А вот корпус изготавливается действительно – из чего угодно: стрелки из шариковых авторучек, циферблат из сковороды или даже из шляпы.

***

Впрочем, в обществе, судить о некоторых творениях однозначно как о киче, бывает весьма опасно

Ведь то, что некоторые люди воспринимают как безоговорочно “безвкусную продукцию, рассчитанную на внешний эффект, при производстве которой основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика”, другие люди воспримут более чем благосклонно. Поэтому, завершая этот краткий обзор современного вопроса о китче, закончим бессмертной максимой: “О вкусах не спорят”…

Тапочки от кутюр

Домашняя обувь «Разгуляев-Благонравова»… Эти дизайнерские тапочки отшиваются коллекциями, как платья у модных кутюрье. Каждая коллекция непроста: она является репликой, отсылкой к той или иной экспозиции в той или иной картинной галерее, например, самая первая коллекция дизайнерских тапочек была отсылкой к экспозиции картин Малевича в Русском Музее.

Такая пошлость: как китч стал явлением массовой культуры

Стоп-стоп-стоп, скажет вдумчивый читатель. Где же здесь китч? Люди создают ограниченное количество коллекционных изделий своим ручным трудом! Что с того, что этими изделиями является домашняя обувь?

Такая пошлость: как китч стал явлением массовой культуры

А вот что. Для того, чтобы понять, почему это творение питерских дизайнеров можно хотя и не стопроцентно безоговорочно, но причислить к китчу, нужно знать Аристотеля! В своей “Риторике” он пишет наблюдения о том, что есть хороший и что есть дурной стиль. (Рассуждения Аристотеля, хотя и созданы на примере рассмотрения стиля ораторской речи, однако распространяются на все области человеческого творчества, к которым применимо понятия стиля, вообще).

Рассматривая этот пример, мы, конечно же, можем констатировать здесь классическое нарушение хорошего стиля в его классическом – аристотелевском понимании.