Значение слова «изба»

История избы

Первоначально (до X века) изба представляла собой бревенчатое строение, частично (до трети) уходящее в землю. То есть выкапывалось углубление и над ним достраивалась в 3–4 ряда толстых бревен. Таким образом, сама изба представляла собой полуземлянку. Двери изначально не было, её заменяло небольшое входное отверстие, примерно 0,9 метра на 1 метр, прикрываемое парой бревенчатых половинок, связанных вместе, и пологом. В глубине избы располагался сложенный из камней очаг. Отверстия для выхода дыма не было, в целях экономии тепла дым сохранялся в помещении, а излишек выходил через входное отверстие. Полов как таковых не было, земляной пол просто поливался водой и подметался, становясь гладким и твёрдым. Глава семьи (отец) спал на почётном месте у очага, женщина и дети — справа от входа. Непосредственно при входе размещалась домашняя скотина, например опоросившаяся свинья с маленькими поросятами. Такая структура сохранялась длительное время. С веками изба совершенствовалась, получая сначала оконца в виде отверстий в боковой стене для выхода дыма, затем печь, потом отверстия на крыше для выхода дыма.

Внешнее и внутреннее убранство русской избы

В русской избе была всего одна комната, которую хозяева делили на несколько частей. Обязательной частью избы был печной угол, который отделялся занавеской. Также отделялись зоны отдыха для мужчин и женщин. Все углы в доме выстраивались в соответствии со сторонами света и самым главным среди них был восточный (красный), где семья организовывала иконостас

Именно на иконы гости должны были обратить внимание сразу же после входа в избу

Крыльцо

Архитектуре крыльца владельцы избы всегда уделяли больше внимания. Она была тщательно продумана, а художественный вкус, многовековые традиции и изобретательность были главными составляющими в строительстве. Именно крыльцо соединяло избу с улицей и открывалось всем гостям и прохожим. По традиции вечерами на крыльце собиралась вся семья и соседи, где они пели песни и танцевали.

Сени

Сени — это помещение, которое строилось для того, чтобы отделить жилую зону от улицы и сохранить тепло в доме. Для разделения сеней и отапливаемой зоны строился высокий порог, который предотвращал проникновение холодного воздуха в дом. Также сени использовались для хранения необходимых вещей и продуктов питания.

Русская печь

Вокруг печи вращался весь быт русской избы. Печь использовали не только для приготовления еды и обогрева, но еще на ней спали и в ней мылись. В стенах печи устанавливали ниши для различной утвари. В традиционной русской избе печь была главным элементом дома, ее размещали в основной зоне, справа или слева от входа.

С древних времен с печью было связано много поверий. Люди верили в то, что на печке обитает домовой. Также с дома никогда не выносили мусор, как правило, его сжигали в печи, считая, что так вся энергия остается в доме и это способствует увеличению достатка в семье.

Печной угол

Печной угол или как его еще называют «бабий кут» — это важное пространство в женской судьбе, которое выполняло целый ряд функций. Он был отделен занавеской, иногда деревянной перегородкой

Угол служил для хранения всей кухонной утвари. В печном углу хозяйки стирали и сушили вещи, готовили еду, лечили детей и гадали. Девушки ждали жениха в день свадьбы. Здесь женщины рожали детей и кормили их, скрываясь за занавеской от посторонних глаз.

В те времена почти каждая женщина занималась рукоделием, поэтому самым удобным местом для уединения был именно печной угол. Сюда категорически нельзя было заходить мужчинам, даже из своей семьи, а уж тем более, большим оскорблением для всех владельцев дома считался приход за занавеску в печной угол чужого мужчины.

Мужской угол (коник)

Мужской угол всегда находился справа от входа. В этом месте стояла широкая скамья, которая с обеих сторон ограждалась деревянными досками. Доски вырезались в форме конской головы, поэтому мужской угол и получил свое второе название — коник. Под скамьёй мужчины хранили свои инструменты и другие предметы, которые необходимы для строительства и других мужских работ.

В конике мужчины ремонтировали обувь и кухонную утварь, а также плели корзины из лозы. На скамью в мужском углу могли присаживаться все гости, которые ненадолго приходили к хозяевам. А самое главное — здесь мужчина спал и отдыхал.

Красный угол

Красный угол считается священным, самым светлым и важным местом в русской избе. Угол всегда держали в полной чистоте, здесь обязательно висели иконы и вышитые рушники (полотенца). Самыми главными иконами считались иконы Богородицы и Спасителя. Под иконами и рушниками всегда хранили свежеиспечённый хлеб. В красном углу обязательно ставили большой стол и принимали пищу.

Приехав сегодня в какую-либо русскую деревню, вы заметите, что большое количество домов очень похожи. Именно они и являются конечным результатом развития традиционной русской избы, но несмотря на их схожесть, каждый дом всё равно остается уникальным из-за своего индивидуального оформления.

Литература

  • Смиленко А. Т. К изучению локальных особенностей культуры союзов восточнославянских племен VIII–X вв. // Древние славяне и Киевская Русь. — К., 1989.
  • Изба // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Забелин И. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. — М.: Издательство «Транзиткнига», 2005. — ISBN 5-9578-2773-8.
  • Забелин И. Домашний быт русского народа в XVI и XVII столетии: В 2 т. — М., 1862—1869.
  • Баранов Д.А., Баранова О.Г., Мадлеская Е.Л. и др. Русская изба: внутреннее пространство избы, мебель и убранство избы, домашняя и хозяйственная утварь. Иллюстрированная энциклопедия. — СПб.: «Искусство-СПб», 2004. — 376 с. — ISBN 5-210-01589-0.
  • Тудман Л. В. Изба, дом, дворец: жилой интерьер России с 1700 по 1840-е годы. — Из-во «Прогресс-Традиция». — ISBN 5-89826-061-7.
  • Беловинский Л. В. Изба и хоромы: из истории русской повседневности. — «Профиздат», 2002. — ISBN 5-88283-030-3.
  • Шелегина О. Н., Русакова Л. М. Очерки материальной культуры русских крестьян Западной Сибири: XVIII – первая половина XIX в. — ВО «Наука», 1992.

Материал для построения избы

Скрупулезные правила относились и к материалу для сруба. Русские отдавали предпочтение сооружать избы из сосны, лиственницы, ели. Эти деревья имели длинные и ровные стволы, которые плотно складывались в сруб, отлично сохраняли тепло дома, и долго не портились. Но выбор деревьев ограничивался большим количеством запретов, нарушать которые строго воспрещалось, чтобы не получился дом, носящий беду. Так, для избы воспрещено было рубить «священные» деревья — они приносят в дом смерть. Табу было на вырубку старых деревьев. Запрещалось брать для строения избы сухие деревья, они считались мертвыми. Большое несчастье произойдет, если в срубе окажется «буйное» дерево, которое росло на перекрестке дорог. Считалось, такое дерево может развалить сруб и придавить хозяев дома. Строительству избы сопутствовало большое количество обрядов. Под первые нижние бревна, окна, углы ставили деньги, шерсть, зерно – символы достатка и благополучия. По завершении работы всех строителей щедро угощали.

Значение слова «изба»

Поверья при постройке избы

Строительство жилища для хозяина было особым, почти магическим событием. Важна ли была изба? Символическое и мифологическое ее значение играло основную роль в жизни и укладе крестьян. При этом для них было важным заданием не только установить крышу над головой для себя и своего семейства, но и так создать жилое помещение, чтобы оно наполнилось теплом, покоем и любовью.

Значение слова «изба»

Такое жилище возможно соорудить только по заветам предков, отклонения от правил отцов были недопустимы. Особый смысл имел выбор местности для новой избы: место должно быть сухим, высоким, светлым — и самая его магическая ценность: оно должно быть счастливым. Счастливым считалось обжитое место, где жизнь людей проходила успешно и благополучно. Неблагоприятными для избы считались места захоронения людей, на месте дороги или там, где была раньше баня.

Разновидности временных жилищ

Вот только некоторые из них. Юрта – легкое жилище у монгола, которое перевозилось за стадами от одного пастбища к другому. Круглой формы, 6 метров в диаметре, юрта делилась на 12 частей, каждой из которой был присвоен знак восточного зодиака. В каждой юрте имели место солнечные часы, с помощью них кочевники узнавали время по лучу солнца, проникающему через дыру в крыше.

А в Гренландии и на Аляске и в наше время еще пользуются снежным домом – иглу. Дом простой в постройке, отлично защищает от арктической стужи. Из плотного пласта снега вырубают большие плиты и складывают друг на друга в куполообразную форму. В снегу вырывают узкий длинный туннель — вход в жилище. Внутри зажигают лампу-жирник и, когда стены увлажнятся от тепла, запускают морозный воздух, таким образом, обледенив стены и сделав их прочными. Внутри люди спят на лежанках из снега с несколькими слоями шкур, готовят пищу и едят, используя для освещения и обогрева лампы-жирники.

Особое передвижное жилье – яранга у кочевых народов севера. Остовом яранги являлись жерди, крышей служили наклонные жерди. Вся постройка накрывалась оленьими шкурами, пол также застилался шкурами.

Значение слова «изба»

Почему нельзя выносить сор из избы

«Выносить сор из избы» — значение фразеологизма восходит к поверью о том, что по вынесенному мусору можно навести порчу на хозяина дома или на членов его семьи, родственников. Во избежание этого сложился ритуал — нельзя выносить сор за пределы избы, а следует сжигать его в печи. По древним поверьям, в мусор могли попасть волосы и различные предметы, с помощью которых наводилась порча злыми людьми. Со временем популярное словосочетание «выносить сор из избы» значение приобрело переносное, как запрет на распространение семейной информации о ссорах и конфликтах. Тем не менее, суть этого выражения и в наше время осталась актуальной, ведь вынесенная из дома негативная информация, попав к злоумышленникам, может иногда принести больше вреда, чем волос в руках колдуна.

Конечно, современные деревянные избы сильно отличаются от тех, которые сооружали несколько веков назад, это скорее коттеджи для отдыха и статуса. Расписные и резные они представляют сейчас почти произведения искусства.

Это правильно, ведь люди всегда стремились к уюту, красоте и комфорту, главное не забывать при этом своих истоков и историю, ведь без прошлого, как говорят, не бывает будущего.

Типология изб

По планировке

Изба-пятистенка

Изба-пятистенка или пятистенок — жилая деревянная прямоугольная в плане постройка, разделённая внутренней поперечной стеной на две неравные части: избу (горницу) и сени (как правило, нежилую комнату).

Изба-шестистенка (шестистенок) — дом с двумя поперечными стенами.

По типу отопления

Курная изба

Курная изба, гравюра 1619 года.

Курными избами назывались избы, топившиеся «по-чёрному», то есть не имевшие трубы для отвода дыма. Все жилища в средневековье топились по-чёрному.

Окон курная изба, как правило, не имела, были оконца — небольшие отверстия для освещения и выхода дыма, некоторые оконца затягивались бычьим пузырём (желудком), при необходимости они закрывались (заволакивались) деревяшкой, это были так называемые «волоковые оконца». В ночное время изба освещалась лучиной, впрочем, люди в те времена старались лечь спать с наступлением темноты.

Очаги в восточно-славянском мире были распространены гораздо меньше, чем печи. В Среднем Поднепровье и Припятском Полесье (поляне, древляне, волыняне) и на Новгородчине (словене) очаги не встречаются совсем. В ряде случаев очаги встречены в Подонье и Поочье (вятичи), на Левобережье Днепра (северяне) и на Псковщине (псковские кривичи).

Постепенно более простые в своем устройстве очаги вытеснялись печами. Однако, в период до XVII века печи не имели ни труб, ни иных приспособлений для отвода дыма.

Использовались печи без дымохода, называвшиеся «курной печью» или «чёрной». Дым выходил наружу через двери и во время топки висел под потолком толстым слоем, отчего верхние части брёвен в избе покрывались копотью. Чтобы копоть и сажа не падала на пол и людей, для оседания сажи служили полавочники — полки, располагавшиеся по периметру внутренних стен избы, они отделяли закопчённый верх от чистого низа.

В VIII–XIII вв. на восточнославянских территориях было распространено несколько типов печей.

В Северной Руси преобладали печи-камени, сложенные из камней насухо без скрепляющего раствора. В Старой Ладоге основания каменных печей достигали 1,5 метров в поперечнике. В Северной Руси (Изборск) известны также глиняные печи, возведенные на каменном основании — на каменной площадке размером около 1х1 метров строился полый глиняный купол высотой около 1-го метра.

Известны печи, сложенные из камня и глины. Они были наиболее распространены на Верхнем Дону, в Поочье и в Среднем Поднепровье. Основания таких печей достигали 1,5х2 метров. В Верхнем и Среднем Поднепровье более широко были распространены глиняные печи. Размеры их доходили до 1,5 метров в поперечнике и до 1,2 метров в высоту.

Впоследствии одновременно с существованием курных изб постепенно стали появляться устройства для вывода дыма сверху, а не через двери.

К XIII веку появилось небольшое отверстие в стене, а затем и в потолке избы — «дымоволок» или «волоковое окно», открываемое и закрываемое задвижкой (волоком).

Затем появились деревянные дымоходы на потолке, так называемые «боровы». Это ещё не было печной трубой в современном понимании. В верхней части, в потолке, делалось отверстие, откуда горизонтально вёл деревянный короб, который и назывался боров, при помощи которого дым выводился наружу.

В период с XVII по XIX век, у зажиточных людей и в городах, стали получать распространение печи с трубами.

Курные избы просуществовали в российских деревнях вплоть до конца XIX века, встречались они даже и в начале XX века. Полы в курных избах были земляные, то есть земля поливалась водой и утрамбовывалась, со временем становясь очень твёрдой. Это было связано с тем, что технология изготовления досок была очень сложной для того времени, вследствие чего доски были очень дорогими. Для дверей же использовались доски, полученные путём раскола на две части бревна и их обтёсывания.

Белая изба

С XV века появились, так называемые, «белые» избы, в которых имелись печи с трубами. Однако, трубное отопление оставалось распространённым, в основном, у зажиточных слоёв населения — князей, бояр, купцов и т. д. и только в городах. В других же населённых пунктах отопление по-чёрному просуществовало до конца XIX века, а кое-где сохранилось и вплоть до XX века.

Однако, широкое распространение белое отопление получило лишь в XVIII веке, когда в Санкт-Петербурге царь Пётр I запретил строить дома с отоплением по-чёрному.

Массово белые избы стали строиться лишь в XIX веке. Именно «белая» шестистенная изба является «классической» русской избой, венцом её развития.

Позёмная изба строилась без фундамента. Экспонат дома-музея И. К. Калашникова в селе Шаралдай Мухоршибирского района Бурятии.

Значение слова «изба»

Термин «изба» ( «ызба», «изъба», «истьба», «истобка», «истопка») используется в русских летописях с самой давней старины. Определяется отношение его к глаголам «топить», «истопить». Изба обозначает отапливаемое жилище. Между прочим, у всех славянских народов существует слово «истопка» и означает оно – строение, которое отапливается, обязательно с печью. Первые жилые сооружения наших предков, до того как появились печи, избами не назывались. Название пришло именно тогда, когда эти жилища стали отапливать. Тогда их стали называть «истопка», или «истьба». А из истьбы постепенно стало и избой.

Что такое изба, поможет разобраться анализ самого слова. Буквально слово «изба» разбирается на две составляющие: снаружи (из) защищающая (ба). Этимологи поддерживают версию, что слово «истьба» со временем превратилось в «изба». Значение слова по слогам: отдельная (ис), твердо укрепленная (ть), защищающая (ба). Поэтому термины «истьба» и «изба» имеют один смысл. Значение слова изба в толковом словаре Ефремовой: «Изба – бревенчатый крестьянский дом в деревне или внутреннее помещение такого дома».

В словаре Фасмера Макса

изба́уменьш. исто́пка, укр. iзба́, др.-русск. истъба «дом, баня» (истобка, Пов. врем. лет), цслав. истъба σκηνή (Ио. Экзарх), болг. и́зба «землянка, хижина», сербохорв. ѝзба «комната, погреб», словен. ȋzba, jìspa, jspà «комната», jеsрíса, др.-чеш. jistba, jizdba, чеш. jizbа «комната», слвц. izbа «комната», польск. izba, źbа «комната, палата», в.-луж. jstwa, stwa, н.-луж. šра, śра, полаб. jázba; см. Розвадовский, RS 7, 11. Объяснение из *ис-топка от топи́ть, истопи́ть, судя по остальным слав. формам, всего лишь народн. этимология. Праслав. *jьstъba заимств. из герм. *stubа (д.-в.-н. stubа «теплое помещение, баня», др.-исл. stofa, stufа «баня с печью») или из ром. *ехtūfа (франц. étuve, ит. stufа «баня»)

Принимая во внимание герм. краткое u, можно считать объяснение из д.-в.-н

более правдоподобным, чем из ром. (где ū долгое). Ром. слова рассматриваются как производные от народнолат. eхtūfāre «парить»; см. М.-Любке 270. Если принять ром. происхождение, то станет понятным jь- в слав. слове, но тогда представится необычным ъ. Связь герм. и ром. слов оспаривают М.-Любке (Рrаgеr D. Studien 8, 78 и сл.; ЕW 270) и Бернекер (1, 436 и сл.); герм. слово как исконное они относят к д.-в.-н. stioban, stiuban «рассеиваться». Против см. Шухардт, ZdWf. I, 66 и сл.; Клюге-Гётце 602; Ван-Вейк, IF 24, 35; Гамильшег 270. Без допущения ром. влияния нельзя объяснить слав. i, поэтому Мейе (Ét. 182), Миккола (Ursl. Gr. 1, 11 и сл.; RS I, 6), Соболевский («Slavia», 8, 489) считают, что изба́ ром. происхождения. Приверженцы герм. происхождения – Бернекер (там же), Уленбек (AfslPh 15, 487), Мерингер (IF 18, 273 и сл.; «Мitt. Anthrop. Ges.», Wien, 38, 3 и сл.), Мурко («Мitt. Anthrop. Ges.», Wien, 35, 314; 36, 98 и сл.), Траутман (Арr. Sprd. 440), Стендер-Петерсен (245 и сл.), Кипарский (238 и сл.) – не могут дать удовлетворительного объяснения для i. Ссылка Кипарского на Вондрака (Vgl. Gr. 1, 52) недостаточна, поскольку там, кроме слова исполи́н, речь идет только о поздних примерах. Др.-русск. истьба (Новгор. I летоп.) Ляпунов (236 и сл.) объясняет влиянием предшествующего и. Абсолютно неприемлема попытка Шахматова (AfslPh 33, 96 и сл.) объяснить изба́ из кельт. Нельзя согласиться также с мнением о дунайско-булг. посредстве (Куник–Розен, Аль-Бекри 112 и сл.) и с предположением Ягича (AfslPh 22, 262) о преобразовании по народн. этимологии *stъba в необычное *istорьbа; ср. истопити. Лтш. istaba «комната, дом, жилище», istuba, ustaba, ustubа заимств. из др.-русск.; см. М.–Э. 1, 710.••(См. еще Мошинский, JР, 37, 1957, стр. 293. Рискованную гипотезу об обратном заимствовании герм. форм из слав. jьstъba, которое якобы исконно, находим в кн.: В. В. Мартынов, Славяно-германское лексическое взаимодействие древнейшей поры, Минск, 1963, стр. 122 и сл. – Т.)

Элементы конструкции

Фундамент

Изба устанавливалась прямо на грунт или на столбы. Под углы подводились дубовые колоды, большие камни или пни, на которых и стоял сруб. Летом под избой гулял ветер, просушивая снизу доски так называемого «черного» пола. К зиме дом обсыпали землей или устраивали из дёрна завалинку. Весной завалинка или обваловка в некоторых местах раскапывалась для создания вентиляции.

Кровля

Кровля у белых изб двускатная из тёса или дранки. Двускатные кровли самцовые с фронтонами из брёвен-самцов. На вершину кровли укладывали охлупень. Кровлю связывал продольный брус — князь (князёк) или конь (конёк). К этому брусу крепились стволы деревьев с закрючинами — курицы. На крючья курицы укладывали свесы, водостоки.
Позднее появились стропильные кровли трёх- и четырёхскатные.

Полы

Полы в избах были земляные. Лишь с распространением на Руси пил и пилорам в городах и в домах помещиков стали появляться деревянные полы. Первоначально полы выкладывались из досок, изготовленных из колотых пополам бревен, либо из массивной толстой половой доски. Однако массово полы из досок стали распространяться лишь в XVIII веке, так как не было развито лесопильное производство. Лишь усилиями Петра I пилы и пилорамы стали получать распространение на Руси с издания петровского указа «О приучении дровосеков к распиловке дров». В 1748 году было царское разъяснение: «Всем как помещикам, так и прочим промышленникам стараться заблаговременно приуготовлять ручные пилы». При этом признавалось в 1756 году: «Не токмо пильных водяных и ветреных мельниц, но и ручных пил нигде ещё не заведено». И, вплоть до XX века, полы в крестьянской избе были земляные, то есть выравненная земля просто утаптывалась. Верхний слой мазали глиной, смешанной с лошадиным помётом, что обеспечивало твердость.

Окна

Окон, как таковых, изба не имела. Обычные окна, похожие на современные, стали появляться у богатых людей лишь к XV веку. Это так называемые «красные» или «косячные окна». Знакомые нам избы с полами, с окнами и печными трубами стали получать распространение лишь в XVIII веке и стали массовыми лишь в XIX веке. Отверстия в доме (окошки) закрывали слюдой или бычьим пузырём, в зависимости от времени года.

Потолок

Потолок из колотых пополам жердей. Брусья потолка укладывали на массивную балку — «матицу». Щели между жердями обмазывали глиной. Поверх потолка для утепления насыпали просеянную землю. В матицу вкручивали кольцо для «очепа», гибкой, но прочной жерди, за свободный конец которой подвешивали колыбель.

Черная и белая изба

Трудно представить себе избу без дымохода над крышей, а в былые времена его просто не было, дым уходил через дверной проем или особое окошко над ним. Называли такую избу — курная или черная. Окнами служили удлиненные маленькие проемы (высотой как толщина бревна), при надобности прикрываемые дощечкой. Подробный обзор внутренней обстановки жилища поможет уяснить, что такое изба. Главной в избе, конечно же, была печь.

Значение слова «изба»
красный угол,

Значение слова «изба»

Что такое изба белая? В отличие от курной избы, белая имеет дымоход. Над шестком из кирпича ставится патрубок, он собирает дым, выходящий из печи. Далее дым попадает в горизонтальный лежак из обожженного кирпича на чердаке, и через трубу выводится наружу. В отличие от курной избы, в белой избе имелись рамы на окнах, которые закрывались пузырем или слюдой, а с 18-19 веков вставляли стекла и снаружи запирали ставнями.

История создания русской избы

Значение слова «изба»

До 10 века русские избы строили только из дерева. Фундаментом будущего жилья служили бревна деревьев, которые частично углубляли в землю для обеспечения большей надежности и долговечности сооружения. Затем достраивалось основание избы. В основании дверей и окон не было. Вместо дверей были отверстия высотою до 1 метра. В помещении располагался каменный очаг, но поскольку дымоход также отсутствовал, весь дым уходил через входное отверстие. Изначально полы в помещении были земляные, но со временем их стали укладывать деревянными досками. Постепенно избы совершенствовались и в итоге появился тот вид русской избы, который знаком многим: с окнами, дверью и русской печкой.

Литература

  • Смиленко А. Т. К изучению локальных особенностей культуры союзов восточнославянских племен VIII–X вв. // Древние славяне и Киевская Русь. — К., 1989.
  • Изба // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Забелин И. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. — М.: Издательство «Транзиткнига», 2005. — ISBN 5-9578-2773-8.
  • Забелин И. Домашний быт русского народа в XVI и XVII столетии: В 2 т. — М., 1862—1869.
  • Баранов Д.А., Баранова О.Г., Мадлеская Е.Л. и др. Русская изба: внутреннее пространство избы, мебель и убранство избы, домашняя и хозяйственная утварь. Иллюстрированная энциклопедия. — СПб.: «Искусство-СПб», 2004. — 376 с. — ISBN 5-210-01589-0.
  • Тудман Л. В. Изба, дом, дворец: жилой интерьер России с 1700 по 1840-е годы. — Из-во «Прогресс-Традиция». — ISBN 5-89826-061-7.
  • Беловинский Л. В. Изба и хоромы: из истории русской повседневности. — «Профиздат», 2002. — ISBN 5-88283-030-3.
  • Шелегина О. Н., Русакова Л. М. Очерки материальной культуры русских крестьян Западной Сибири: XVIII – первая половина XIX в. — ВО «Наука», 1992.

История избы

Первоначально (до X века) изба представляла собой бревенчатое строение, частично (до трети) уходящее в землю. То есть выкапывалось углубление и над ним достраивалась в 3–4 ряда толстых бревен. Таким образом, сама изба представляла собой полуземлянку. Двери изначально не было, её заменяло небольшое входное отверстие, примерно 0,9 метра на 1 метр, прикрываемое парой бревенчатых половинок, связанных вместе, и пологом. В глубине избы располагался сложенный из камней очаг. Отверстия для выхода дыма не было, в целях экономии тепла дым сохранялся в помещении, а излишек выходил через входное отверстие. Полов как таковых не было, земляной пол просто поливался водой и подметался, становясь гладким и твёрдым. Глава семьи (отец) спал на почётном месте у очага, женщина и дети — справа от входа. Непосредственно при входе размещалась домашняя скотина, например опоросившаяся свинья с маленькими поросятами. Такая структура сохранялась длительное время. С веками изба совершенствовалась, получая сначала оконца в виде отверстий в боковой стене для выхода дыма, затем печь, потом отверстия на крыше для выхода дыма.

В словаре Даля

ж. (истопка, истобка, истба, изба), избенка, избеночка, избушка,
-шечка, -шенка, -шоночка, изобка, избочка умалит. избишка презрительно,
избина, избища увелич. крестьянский дом, хата; жилой деревянный дом;
жилая горница, комната, чистая (не стряпная) половина; людская или
кухня, жилье для прислуги в барском дворе; стар. внутренний покой в
деревянном дворце царском; стар. палата, приказ, присутственное место.
Избушкой зовут и будку, балаган, сторожку, караулку, маленькое жилье
разного вида. В Сиб. избой зовут отдельную стряпную, кухню, а переднюю
избу, в отличие от кути, задней, стряпной, бабьей избы. Сборная изба,
наемная миром, для сходок и для приезжих старшин. Черная или курная
изба, в которой печь без трубы. Белая изба, или изба по-белому, в
которой печь с трубою и потому нет копоти. Красная изба, с красным, т.
е. большим или переплетным окном, не с одними волоковыми. Старинная изба
делилась на три части: на шолнуш, или кухню и спальню, избу, столовую и
жилую; горенку, чистую, без печи или с голландскою; горенка украшалась
картинами и ставилась иногда отдельным пристроем. Вообще у нас изба
бывает рубленая, бревенчатая; она обычно четырестенная; если же
разгорожена рубленою стеною, то пятистенная, или о шести рубленых углах,
тогда сени к одному боку и одна только жилая комната; шестистенная, если
сени посередине и из них вход в обе половины, в зимнюю и летнюю, или в
стряпную и в чистую, или собственно в избу, в горенку, светлицу. Изба
делится на четыре угла: по одну сторону входа стряпной, бабий кут и
печь; по другую хозяйский кут (кутник нижний) или коник, от койки, род
ларя для поклажи упряжи и пожитков; прямо против печи печной угол или
жернов угол (он же куть, кутной), где стоит ручной жернов, где бабы
работают; прямо против коника наискось противу печи, красный: большой
или верхний угол, с иконами и столом. Изба-непряха ниж. где печь от
входа влево, а потому на долгой лавке (от коника до красного угла) не с
руки прясть: правая рука к стене и не по свету. Не красна изба углами,
красна пирогами. Изба не без крыши. Всего дороже честь сытая, да изба
крытая. Вошла в избу, да руки погрела, так сваха, от обычая. Ходи изба,
ходи печь, хозяину негде лечь, о пляске. Пошла изба ходить, за собой
сени (горницу) водить! погулка. В безлавочной избе и на полу ляжешь. Из
одной избы и горячо и студено. Чего в избе не видно? тепла. В избу
вороном, из избы лебедем? лутошка. Одна труба, четыре избы, восемь улиц!
деревнюшка. Догадлив крестьянин, на печи избу поставил. Заставлавая
(закладывая) избу. Кладут под угол деньги — для богатства, шерсть — для
тепла; ладан — для святости. Коли дедушку не перезывать с собою в новую
избу, то станет прокудить. В одной избе разными вениками не мети:
разойдется по углам богатство. Своя избушка, свой простор. Всякая
избушка своей кровлей крыта. Избушка на курьих ножках, пирогом подперта,
блином покрыта. Избушка, избушка на курьих ножках, повернись к лесу
задом, ко мне передом. Моя изба с краю, я ничего не знаю. Над бабушкиной
избушкой висит хлеба краюшка? месяц. Избица ж. сев. горенка, светелка,
вышка; бывает и подызбица и надызбица. Избной или избяной, изобный, к
избе принадлежащ., относящ. Избным теплом недалеко уедешь. Избная
пошлина, стар. подымная подать с избы, с очага. Избная помочь,
устраивается тем, кто хочет рубить новую избу: полагается 100 бревен и
столько же помочан, для вырубки и привозки по бревну. Избеночный,
избушковый, избушечный, к избенке, избушке относящ. Избничий стар.
служитель при царской избе, комнате. Избняк м. строевой, хоромный лес,
годный на жилое строение, не тонее 6-8 вершков, хвойный.

Элементы конструкции

Фундамент

Изба устанавливалась прямо на грунт или на столбы. Под углы подводились дубовые колоды, большие камни или пни, на которых и стоял сруб. Летом под избой гулял ветер, просушивая снизу доски так называемого «черного» пола. К зиме дом обсыпали землей или устраивали из дёрна завалинку. Весной завалинка или обваловка в некоторых местах раскапывалась для создания вентиляции.

Кровля

Кровля у белых изб двускатная из тёса или дранки. Двускатные кровли самцовые с фронтонами из брёвен-самцов. На вершину кровли укладывали охлупень. Кровлю связывал продольный брус — князь (князёк) или конь (конёк). К этому брусу крепились стволы деревьев с закрючинами — курицы. На крючья курицы укладывали свесы, водостоки.
Позднее появились стропильные кровли трёх- и четырёхскатные.

Полы

Полы в избах были земляные. Лишь с распространением на Руси пил и пилорам в городах и в домах помещиков стали появляться деревянные полы. Первоначально полы выкладывались из досок, изготовленных из колотых пополам бревен, либо из массивной толстой половой доски. Однако массово полы из досок стали распространяться лишь в XVIII веке, так как не было развито лесопильное производство. Лишь усилиями Петра I пилы и пилорамы стали получать распространение на Руси с издания петровского указа «О приучении дровосеков к распиловке дров». В 1748 году было царское разъяснение: «Всем как помещикам, так и прочим промышленникам стараться заблаговременно приуготовлять ручные пилы». При этом признавалось в 1756 году: «Не токмо пильных водяных и ветреных мельниц, но и ручных пил нигде ещё не заведено». И, вплоть до XX века, полы в крестьянской избе были земляные, то есть выравненная земля просто утаптывалась. Верхний слой мазали глиной, смешанной с лошадиным помётом, что обеспечивало твердость.

Окна

Окон, как таковых, изба не имела. Обычные окна, похожие на современные, стали появляться у богатых людей лишь к XV веку. Это так называемые «красные» или «косячные окна». Знакомые нам избы с полами, с окнами и печными трубами стали получать распространение лишь в XVIII веке и стали массовыми лишь в XIX веке. Отверстия в доме (окошки) закрывали слюдой или бычьим пузырём, в зависимости от времени года.

Потолок

Потолок из колотых пополам жердей. Брусья потолка укладывали на массивную балку — «матицу». Щели между жердями обмазывали глиной. Поверх потолка для утепления насыпали просеянную землю. В матицу вкручивали кольцо для «очепа», гибкой, но прочной жерди, за свободный конец которой подвешивали колыбель.