Искусство

Изобразительное искусство. История его развития в России

Известно большое количество разнообразных видов искусств. Каждый из них имеет свои особенности и преимущества. Что такое изобразительное искусство, знает почти каждый. С ним знакомят детей еще в раннем возрасте.

Изобразительное искусство — это вид художественной деятельности, благодаря которому мастер может с помощью специальных средств может воспроизвести окружающий мир. Его история в России делится на два периода, границу которых обозначили Петровские реформы. В Древней Руси живопись была тесно связана с иконопочитанием. Иконы имели свой своеобразный художественный стиль. Цель таких произведений искусств — показать молитвенную собранность и умиротворенность в общении с Богом. Именно это объясняет наличие в иконах присутствие некоторых художественных средств. Со временем мастера освоили византийский стиль, открываются школы иконописания. Наиболее известной работой считается «Троица» А. Рублева. Иконы 15-16-го веков отличаются гармонией красок.

В 17-м веке популярны были иконы «фряжского письма». Они характеризуются элементами западноевропейской живописи, а именно масляными красками, подобием светотеневой моделировки, точнымизображением людей и природы. Интерес к иконе как к произведению искусства возникает только в 19-м веке.

Древнерусская скульптура существовала в виде резьбы по камню и дереву. Наиболее часто мастера изображали образы святых

Особое внимание уделяли лику. В 18-19-м веках востребованы были скульпторы и живописцы из других стран

Спустя некоторое время стали популярными отечественные мастера.

В 18-м веке наиболее популярным становится академизм в живописи. Он характеризуется строгостью рисунка, условностью колорита и использованием сюжетов из Библии и мифологии. Так, постепенно зарождалось национальное искусство.

В 1860-1880 годах открываются первые галереи, а отечественные мастера становятся известными во всем мире. Постепенно возникают новые направления

Каждое из них заняло важное место в формировании культурного наследия. В 18-19-м веках человечество не только знало, что такое изобразительное искусство, но и активно его использовало

Влияние искусства на сознание и жизнь ребенка. Как объяснить ребенку современные произведения художественной деятельности?

Искусство играет важную роль в жизни ребенка и развитии его личности. Сегодня абсолютно каждый человек должен иметь хотя бы базовые познания о той или иной сфере деятельности. Общество стремительно развивается, и поэтому каждая личность должна быть многогранной. Многие современные родители стараются как можно раньше привить своему чаду любовь к искусству. Для этого разработано немалое количество методик воспитания, которые можно использовать с первых месяцев жизни ребенка.

Понятие о видах искусства ребенок получает еще в школе. Обычно родители, преподаватели и воспитатели уделяют много внимания письму, чтению, счету и другим предметам, за которые отвечает левое полушарие мозга. Для развития правого понадобится заниматься музыкой, танцами и другими видами искусств

Важно развивать оба полушария мозга, для того чтобы в дальнейшем стать полностью сформировавшейся личностью

Благодаря осваиванию искусства у ребенка:

формируется личность;
повышается уровень интеллектуального потенциала;
формируются нравственные ориентиры;
развивается способность творческого мышления;
появляется уверенность в себе и повышается самооценка;
развивается память и внимание;
расширяется кругозор.

Для того чтобы познакомить ребенка с искусством, важно в первую очередь организовать зону, в которой будут храниться все материалы, необходимые для творческой деятельности. Понадобится иметь дома несколько книг об искусстве

С раннего детства ребенку необходимо читать их. Важно обсуждать все изученное. Для знакомства с искусством понадобится хотя бы раз в месяц посещать с ребенком музеи, галереи, театры и выставки. Ни в коем случае нельзя выбрасывать рисунки, аппликации и поделки, созданные руками детей. Благодаря им можно увидеть творческий рост ребенка. Важно также как можно раньше записать его в тематический кружок, занятия в котором будут ему по душе.

Некоторые произведения современного искусства вызывают недоумение со стороны не только детей, но и взрослых. Нередко тот или иной ребенок не понимает архитектуру, которая была спроектирована модернистами

Важно объяснить школьнику, что любое произведение искусства — важный этап в развитии человечества

Множество вопросов у детей вызывают абстрактные картины. Существует немалое количество специальных изданий, благодаря которым родители могут показать ребенку, как тяжело создать подобное художественное произведение. Одно из них — «Сам себе Кандинский».

Нередко детей интересует, можно ли сравнить современное и первобытное искусство. Это и многое другое вы можете выяснить в нашей статье.

— Искусство начинается тогда, когда человек с целью передать другим людям испытанное им чувство, вызывает его известными внешними знаками.

Остров мёртвых. Арнольд Бёклин, 1880—1886.  Дерево, масло. 80×150 см

Например, если мальчик, испытавший страх от встречи с волком, рассказывает эту встречу и, для того чтобы вызвать в других испытанное им чувство, изображает себя, свое состояние перед этой встречей, обстановку, лес, свою беззаботность и потом вид волка, его движения, расстояние между ним и волком и т. п. Все это, если мальчик вновь при рассказе переживает испытанное им чувство, заражает слушателей и заставляет их пережить все, что и пережил рассказчик, — есть искусство. 

Если мальчик и не видал волка, но часто боялся его и, желая вызвать чувство испытанного им страха в других, придумал встречу с волком и рассказывал ее так, что вызвал своим рассказом то же чувство в слушателях, какое он испытывал, представляя себе волка, — то это тоже искусство. Точно так же будет искусство то, когда человек, испытав в действительности или в воображении ужас страдания или прелесть наслаждения, изобразил на полотне или мраморе эти чувства так, что другие заразились ими. И точно так же будет искусство, если человек испытал или вообразил себе чувство веселья.

Бэнто

Бэнто — это необычное искусство для детей и взрослых. Не секрет, что многие родители не знают, как приучить свое чадо к здоровому питанию. Сегодня на прилавках магазинов присутствует большой выбор вредной и даже опасной пищи. На помощь может прийти новый вид искусства — бэнто. Появилось оно в Китае. Таким термином китайцы называют еду, которую они запаковывают в специальные коробочки и берут с собой на учебу или работу. Бэнто — это произведение искусства, которое можно съесть. Талантливые домохозяйки и повара создают из еды фигурки и небольшие картины. Главное отличие такой еды — это сбалансированность и наличие большого количества витаминов. Китайцы создают съедобное произведение искусства только из полезной пищи.

Бэнто — это искусство для детей и взрослых, благодаря которому ребенок с удовольствием будет употреблять полезные продукты. У нас оно еще не так популярно, но уже известно несколько мастеров, которые освоили данную технику.

Искусство

— Как только зрители, слушатели заражаются тем же чувством, которое испытывал сочинитель, это и есть искусство.

Алёнушка. Виктор Васнецов, 1881. Холст, масло. 173×121 см

     Вызвать в себе раз испытанное чувство и, вызвав его в себе, посредством движений, линий, красок, звуков, образов, выраженных словами, передать это чувство так, чтобы другие испытали то же чувство, — в этом состоит деятельность искусства. 

Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками передает другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами и переживают их. 

Материал взят из книги Льва Николаевича Толстого «Об искусстве».

22 Июля 2014

Современное и первобытное искусство

Многих интересует, можно ли сравнить современное и первобытное искусство. На первый взгляд, это невозможно. Однако это не так. Если воспринимать искусство как способ самовыражения личности, то и современное, и первобытное находится в одной плоскости. Сравнивая их, можно понять, как изменилось восприятие человека.

Человеческое мышление стало более абстрактным. Это указывает на активное развитие интеллекта. Со временем человек изменил приоритеты и сегодня воспринимает жизнь не так, как первобытные предки. Раньше мастеров интересовал облик предмета и его формы, а сейчас главную роль в произведениях занимают эмоции. Такое отличие существует с конца 19-го века.

Искусство

[править] Источники

  1. «Вид человеческой деятельности, отражающий действительность в конкретно-чувственных образах, в соответствии с определенными эстетическими идеалами», — определение Краткого энциклопедического словаря по культуре. К., 2003
  2. Elkins, James «Art History and Images That Are Not Art», The Art Bulletin, Vol. 47, No. 4 (Dec. 1995)
  3. Adorno, Theodor W. Aesthetic Theory. (1970)
  4. Richard Wollheim, Art and its objects, p.1, 2nd edn, 1980, Cambridge University Press, ISBN 0521 29706 0
  5. Adorno, Theodor W. Aesthetic Theory. (1970)
  6. Danto, 2003
  7. Griselda Pollock, Differencing the Canon. Routledge, London & NY, 1999. ISBN 0-415-06700-6
  8. Согласно постановлению I съезда писателей СССР
  9. Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб., 1998. С. 19.
  10. Ч. В. Моррис. Основания теории знаков. Семиотика. Под ред. Ю. С. Степанова. М .: 1983, с. 37-89.
  11. Овсянников М. Ф. История эстетической мысли. Учеб. пособие., М., «Высшая школа», 1978, 352 с. (С. 267—271)
  12. Современная украинская энциклопедия, Харьков, 2006, т. 9
  13. Борев Ю. Б. «Эстетика», с. 200

[править] Искусство и наука

Искусство и отдельные его аспекты являются предметом научного исследования. Наука, изучающая искусство в целом и связанные с ним явления — искусствоведение. Отрасль философии, занимающийся изучением искусства — эстетика . феномене, связанными с искусством, занимаются и другие общественные и гуманитарные науки, такие

Впервые к системному изучению искусства обратился Аристотель (384—322 до н. э.) в своей работе «Поэтика». В других работах Аристотель также положил начало систематизации научного знания и научного метода.

В наши дни особую роль в изучении искусства играет семиотика. Эта наука, появившаяся в конце XIX века, рассматривает широкий спектр проблем с точки зрения коммуникации и знаковых систем. Юрий Лотман (1922—1993), советский культуролог и семиотик, в своих работах предложил семиотический подход к культуре и описал коммуникационную модель для изучения художественного текста. При таком подходе искусство рассматривается как язык, то есть коммуникационная система, которая пользуется знаками, упорядоченными особым образом.

Существует гипотеза, что искусство возникло раньше науки, и долгое время вобрал ее в себя. И искусство, и наука являются знаковыми системами познания человеком природы и самого себя, и для этого используют эксперименты, анализ и синтез.

Различия искусства от науки:

  • Наука и техника имеет большее влияние на вещи, а искусство — на психологию ;
  • Наука добивается объективности, авторы же творений искусства вкладывают в них себя, свои чувства;
  • Научный метод строго рациональный, в искусстве же всегда есть место интуитивности и непоследовательности;
  • Каждое произведение искусства является единственным и законченным, каждый научный труд — лишь звено в цепи предшественников и последователей;
  • Данные различия верны лишь при поверхностном рассмотрении их сущности. Каждый пункт является собой отдельной темой для дискуссии.

[править] Эстетические принципы и возможности видов искусства

Изобразительное искусство

Изобразительное искусство — вид творческой деятельности, отражает действительность с помощью образов, воспринимаемых с помощью зрения. Объединяет живопись, графику, скульптуру, каллиграфию.

Живопись — изображение на плоскости внешнего мира, преобразовано творческим воображением художника. Делится на станковая живопись и монументальный. К монументальной живописи относятся фреска, мозаика, витраж, в основном создаются на историческую, религиозную или мифологическую тематику. Станковая живопись делится на портрет, пейзаж, натюрморт, картины на бытовые темы. Панорама относится к монументальной живописи, но включает в себя и элементы станковой живописи. Надо помнить, что любая классификация на абстрактном уровне недостаточная, некоторые явления выходят за ее пределы. Например, мозаики и фрески могут носить и камерный характер.

Выделяют различные техники живописи — живопись живопись и др.

Графика — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна, наносимые на бумагу, картон. Цвет может применяться, и играет в графике дополнительную роль. Выделяют станковый рисунок, книжную миниатюру, журнальную, газетную графику, прикладную (плакат, реклама), а также компьютерную графику. Выделяют уникальные рисунки (существуют в едином экземпляре) и печатную.

Скульптура — вид изобразительного искусства, произведения имеют объемный вид, в качестве материала используют мрамор, бронзу, глину, лед и т. д. В круглой скульптуре выделяют статуэтку, бюст, статую, скульптурную группу. Рельеф — скульптурное изображение, расположенное на плоскости (выделяют горельеф и барельеф). Главные жанры скульптуры — портрет, исторические, мифологические, религиозные изображения, анималистический жанр. Монументальность — одна из возможностей скульптуры, обеспечивает ее синтез с архитектурой (например: гробница Медичи во Флоренции Микеланджело, в котором расположен портретные изображения, аллегорические статуи «Утро», «Ночь»). Выразительные и изобразительные средства скульптуры — свет и тень.

Музыка

Музыка — вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов являются отдельным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы музыки фиксируются в нотной записи и реализуются в процессе исполнения. Музыку разделяют на светскую и духовную, на инструментальную и вокальную. Музыка разделяется на роды и виды: опера, симфония и др.; на жанры — песня, хорал, марш, сюита, сонет и др. В отличие от живописи, подвержена абстрактного выражения. Музыка непосредственно воздействует на чувства человека.

Искусство и его задачи

Максим Горький считал, что задачи искусства заключаются в нравственной и эстетической оценке всех существенных явлений. Писатель говорил, что благодаря этому можно научиться понимать себя, бороться с пошлостью, уметь понимать людей и находить в них что-либо хорошее. Сегодня известны три функции художественной деятельности. Задачи искусства заключаются в исследовании, публицистике и просвещении. Мастера считают, что функция художественной деятельности — нести прекрасное в души и сердца людей. Николай Васильевич Гоголь утверждал, что задача искусства заключается в изображении действительности.

[править] Зарождение искусств

Зарождение искусства (реж. А.Соколов, А. Сарандук; проф. Бадер Н.О., 2010)

Искусство зародилось в первобытном обществе времён позднего палеолита и было представлено рисунками в пещерах, резьбой на кости и камне, ритуальными танцами и т. п. Благодаря особенностям своего воздействия на человека (чувственная непосредственность, эмоциональная насыщенность, идейная направленность) искусство стало одной из важнейших составных частей духовной культуры общества.

Художественная обработка вещей и орудий труда, строительство жилья начали развитие архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Среди основных визуальных искусств Западной Европы на протяжении многих веков оставались живопись, скульптура и графика. В искусстве ислама основным был орнамент, поскольку было запрещено изображать живых существ. В некоторых культурах маски, татуировки, керамика и металлические изделия были основными формами изобразительного искусства.

Бытие человека и окружающий мир отразились в танцах, музыке, пении, театрализованных действиях. Искусство слова, существующее сначала в устной форме рассказов, мифов, эпоса, с возникновением письма развилось в художественную литературу. Научно-технический прогресс сделал возможным появление таких форм искусства, как фотография и кино, а с появлением компьютерных технологий — так называемого медиаискусства.

Товары искусства

Теперь разберём какие же «товары для души» производит искусство.

Все товары искусства — это ощущения, с помощью которых человек воспринимает окружающий мир, а именно: запахи, вкусы, прикосновения, цвета, движения, звуки, мысли. Вообще все наши ощущения о мире можно разделить на две группы: ощущения формы и ощущения движения. Ощущение цвета, которое находится на стыке этих двух групп, даёт нам наиболее полную информацию о мире.

Как видно из схемы, движение и форма являются двумя противоположностями из которых и состоит весь мир. Возможно, сознание — третья полноправная составляющая часть мира, тогда схему опять же можно представить в виде правильного шестиугольника, но пока это не получается, не хватает фактов. Попробуйте, возможно у Вас получится доказать эту теорию.

Искусство
Мир в виде »форма — движение». Познание устройства мира через чувства.

Рассмотрим каждое ощущение по отдельности.

Запах — анализ химического состава формы на расстоянии (с помощью анализа газа (отдельных атомов, оторвавшихся от анализируемого объекта)).

Вкус — непосредственный анализ химического состава формы.

Осязание — ощущение столкновения с формой. Но саму форму напрямую почувствовать невозможно.

Ускорение — ощущения при изменении скорости. Если мы движемся с равномерной постоянной скоростью, то ощутить это просто нечем. Ощущение самого движения для сознания недоступно.

Звук — ощущение волн плотности воздуха, излучаемых при движении формы. При этом звук сам по себе является движением (волной). Слух, воспринимающий звуки, как бы анализирует произошедшие вокруг движения.

Мысль — долгосрочный анализ движений. Представляет из себя предположения о том, какие движения могут произойти через некоторое время. Предположения строятся на основе уже случившихся движений (опыт). Чем больше опыта, тем сложнее и ближе к истине мысли. Это как нюх, но не на предметы и их атомы, а на события и их последствия.

Движение формы – это свет. Как говорилось выше, мы не можем почувствовать напрямую форму и движение. Также мы не можем полностью почувствовать их слияние — свет. Лишь малая его часть (под названием цвет) доступна для восприятия.

Все ощущения движения и ощущение цвета имитируются человеком с помощью компьютера. Практически создается новый виртуальный мир, для полноты которого не хватает только ощущений вкуса, запаха, осязания. И люди постоянно пытаются сделать виртуальность всё более похожей на реальный мир.

Бог, сотворивший мир, создал человека по своему образу и подобию. Желание человека творить и создавать — это и есть та частичка Бога, которой он нас наделил, обладая которой мы и становимся подобным богам. Искусство это проявление желания творить и создавать свой собственный мир подобно Богу. Раньше творцы создавали лишь отдельные части задуманного ими мира, теперь слаженные команды творцов создают придуманные миры целиком.

Есть всеобщее правило: «90% всего, что создано на свете — полнейшая ерунда, и не стоит Вашего внимания», это правило действует и на искусство, и на все его виды в отдельности. В каждом виде: и в музыке, и в фильмах, и в компьютерных играх — лишь около 10% произведений от числа всех созданных являются настоящими шедеврами, всё остальное — шлак составляющий 90%. В нём нет ничего хорошего, но он необходим, шлак это тёмный фон, на котором сияют ярким светом оставшиеся 10% произведений.

Фильтрация искусства

Скупая научная формулировка вас не устраивает? Не удивительно. У большинства людей слово «искусство» четко ассоциируется с такими словами как «прекрасное», «творчество», «умение», «мастерство», «шедевр», но никак не с термином «неструктурированная информация». Всё это можно объяснить, чуть подробнее, разобравшись в процессе создания произведений искусства.

Современные авторы порой творят ужасные по качеству и содержанию вещи, но тем не менее считаются частью искусства. У настоящих ценителей эти факты не вяжутся в голове. Искусствоведы даже придумали специальные категории «современное искусство» и «высокое искусство», чтобы отделить одно от другого. Хорошее, доброе, вечное не должно стоять в одном ряду с плохим, злым и сиюминутным.

Но и то, и другое является искусством. И не нужно думать, что «современное» — это обозначение только того, что появилось в наш XXI век. Непотребные картины, книги, статуи продавали на рынках ещё с незапамятных времен. Возможно, даже в каменном веке были наскальные рисунки подобного рода. Только все эти творения, направленные на удовлетворение текущих нужд, не сохранились до наших дней. Когда пена современности оседает, всё временное испаряется, остается только сухой остаток из самых лучших шедевров.

Так устроено искусство: творцы создают произведения самых разных стилей, направлений, качества, но в копилку культуры попадают только лучшие экземпляры – шедевры. Мастера своего дела изначально нацелены на такой результат – оставить след в культуре, потому рассматривают в своих произведениях вечные темы, которые будут актуальны и современникам, и потомкам. В памяти людей неприятные и незначимые события быстро забываются, по чисто психофизиологическим причинам, надолго запоминаются только приятные или яркие воспоминания, дающие эмоциональные силы при каждом воспоминании. Потому-то все классические произведения кажутся нам такими чудесными, и по той же причине мы связываем воедино слова «искусство» и «прекрасно». Входные фильтры культуры устроены так, что в неё попадает только то, что соответствует общечеловеческим ценностям, способствует дальнейшему развитию человечества.

С такой точки зрения весь спор искусствоведов сводится к тому, какую часть искусства считать искусством: всё многообразие неструктурированной информации, либо только то, что уже прошло через фильтры общечеловеческих ценностей.

Темпы нашей жизни ускоряются с каждым годом. Срок, по которому можно определить, попало ли произведение в классику, сократился буквально до 10-20 лет. Отделять вечное от сиюминутного однозначно нужно, но для этого необходимо изучать обе стороны искусства, а не отгораживаться от современных веяний. Ведь это мы всем человеческим сообществом решаем, что будут смотреть потомки, а что растворится в пучине времен. С каждым годом информации появляется всё больше, а времени на её сортировку дается всё меньше. Из-за этого странные и несуразные произведения вдруг получают высокий титул классики. В структуре и в оценке искусств стоит навести порядок, чтобы большее количество людей могло участвовать в этом процессе, и чтобы культурные фильтры справлялись со своей задачей так же хорошо, как это было до наступления цифровой эпохи.

[править] Определение

В узком смысле искусством называют мастерство, продукт которого приносит эстетическое удовольствие: изящное искусство. Энциклопедия Британника дает следующее определение: «Использование мастерства или воображения для создания эстетических объектов, ситуации или действия, которые могут быть разделены с окружающими». Таким образом, критерием искусства является способность вызывать отклик у других людей. Произведения искусства начали создавать еще в доисторические времена, однако некоторые авторы склонны считать искусством только профессиональную деятельность людей искусства в современных странах Запада. Литература о собственно концепции искусства чрезвычайно обширна. Как говорил Теодор Адорно: «В наше время считается общепризнанным, что из всего, что так или иначе касается искусства, ничто не может считаться общепризнанным».

Графика

Искусство графики — это вид, который включает в себя рисунок и печатную графику изображений (гравюра, минотопия и другое). Ее выразительные средства — контур, штрих, фон и пятно. Известно, что это наиболее популярный вид изобразительного искусства. По своему содержанию и форме графика имеет много общего с живописью.

Гравюра — это вид графики, в котором рисунок является печатным оттиском. Наносят его специальным гравером. Гравюра может быть изображена на металле, дереве и линолеуме.

Еще один популярный вид графики — литография. Это особый способ плоской печати, при которой печатной формой служит поверхность камня. Данный вид искусства был изобретен в 1798 году. Изображение на камень наносят с помощью специальной туши или карандаша.

Искусство графики — самое древнее из всех существующих. Первые изображения существуют со времен неолита и бронзового века. Наши предки выцарапывали рисунок на стенах пещер и скалах. Спустя некоторое время изображения наносились на оружие и предметы быта. После того как появилась письменность, графика использовалась при оформлении писем, книг и грамот.

Способы копирования рисунков на протяжении многих лет были неизвестны. Именно поэтому все изображения создавались в единственном экземпляре. Не секрет, что сегодня такие графические рисунки востребованы у коллекционеров.

В середине 20-го столетия специалисты начали разрабатывать технику черно-белой графики. Было создано более 20 вариантов графической фактуры. Были изданы обучающие пособия. Сегодня графика занимает ведущее место в искусстве.

Функции искусства

  • Познавательная. Каждое произведение искусства отражает настроение в обществе, рассказывает о стиле в одежде, об образе жизни людей, о настроениях и главных духовных ценностях своей эпохи.
  • Эстетическая. Недаром существует термин «воспитание чувств», а духовный опыт ценится не меньше, чем научный. Наши переживания делают нас людьми, искусство в полной мере отражает это и учит нас новым переживаниям.
  • Гедонистическая. В конце концов, искусство доставляет нам удовольствие, радость от созерцания прекрасного.
  • Воспитательная. У слова «нравоучение» появился обидный подтекст, но нет ничего плохого в том, чтобы через искусство учить зрителей нравственности. Главное, чтобы искусство не превращалось в пропаганду.

Искусство

Функции искусства также делят на:

  • экспрессивную (воздействие на эмоции)
  • компенсаторную (решение психологических проблем)
  • социальную (воздействие на общество)
  • прогностическую (способность предугадывать будущее)