Сложнее ли мы, чем пауки?
Приматы и особенно человек пошли в развитии еще дальше и окончательно растеряли остатки инстинктов. Наше поведение очень сложно, а ум — более гибок, поэтому нам не нужна четкая программа, и мы можем выбрать из нескольких решений самое легкое и подходящее. Спасибо стоит сказать высокоразвитой лобной доле головного мозга, где находятся центры управления поведением и приобретения навыков. Благодаря ей мы можем удовлетворять наши потребности так, как того требует ситуация, а не идти по прямым рельсам, проложенным далекими предками.
Оппоненты возражают: без инстинктов все люди давно бы вымерли — взять хотя бы способность младенцев громко и долго плакать или чихать из-за пушинки в носу! Однако это всего лишь рефлекс — очень простой (или чуточку усложненный) сигнал организма на раздражение. В общем виде схема выглядит так: рецептор — нейроны — исполнитель (например, мышца). Рецептор на руке, или в глазу, или на поверхности кожи фиксирует какое-то раздражение, но мы ничего не можем с этим поделать. Зато наши чувствительные нейроны срочно передают сигналы в спинной мозг, где уже и «зреют» простые, но эффективные решения: отпрыгнуть от пламени или заплакать, вымывая соринку из глаза.. Всё просто и быстро, вопрос — ответ. Рефлексов у людей немало: с какими-то мы уже появляемся на свет (у новорожденных таких полно, но по мере взросления многие из них угасают), другие получаем в процессе обучения и накопления опыта.
Источники
- Определение дано по: Биологический энциклопедический словарь / под. ред. М. С. Гилярова. — Изд. второе, исправленное. — Москва: Советская энциклопедия, 1989. — С. 231. — 864 с. — ISBN 5-85270-002-9.
- ↑ Abraham H. Maslow. Motivation and Personality Chapter 4, Instinct Theory Reexamined.
- Инстинкт // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2.
- ↑ Конрад Лоренц. Агрессия так называемое зло.
- (8 января 2009).
- Ian Johnston. (28 сентября 2016).
- Данилова Н. Н., Крылова А. Л. . Дата обращения 25 августа 2010.
- Е. Е. Соколова. . Дата обращения 6 сентября 2010.
- Фабри К. Э. Основы зоопсихологии: Учебник для студентов высших учебных заведений,. — 3-е изд. — Москва: Российское психологическое общество, 1999. — 464 с. — ISBN 5-89573-051-5.
- Ламарк. Философия зоологии. — Москва, Ленинград, 1937. — P. 325. цит. по
- Сотская М. Н. (недоступная ссылка) Глава 1. — Электронный учебник. Дата обращения 6 сентября 2010.
- Miles Hewstone, Frank D. Fincham and Jonathan Foster. Psychology. — 2005. — P. 295.
- Леонард Берковиц . — (выдержка из книги). Дата обращения 24 августа 2010.
- Крушинский Л. В., Зорина З. А., Полетаева И. И., Романова Л. Г. . Дата обращения 24 августа 2010.
- . bookap.info. Дата обращения 8 ноября 2015.
- Хайнд Р. Поведение животных. Синтез этологии и сравнительной психологии / под. ред. к.б.н. З. А. Зорина и к. б. н. И. И. Полетаевой. — Москва: «Мир», 1975. — С. 707—708. — 855 с.
Рефлексы
Рефлекс – механизм реализации инстинкта. По сути, инстинкт – комплекс безусловных рефлексов. Человеку при рождении дается 15 рефлексов. Они подразделяются на три группы: оральные, двигательные, хватательные. Большая их часть отмирает в течение первого года жизни ребенка.
Жизненно важными становятся другие рефлексы – условные, приобретенные в результате научения. Мы осматриваемся по сторонам, переходя дорогу, не из-за инстинкта самосохранения, а потому что нас научили. Одергиваем руку от горячего чайника, потому что когда-то обожглись.
А еще подключается разум. Люди понимают, что рожать каждый год нецелесообразно. Да и вообще, многие отдают предпочтение карьере и личностному росту. Социальная часть подавляет инстинкты.
Из безусловных самым влиятельным инстинктом остается разве что «стадный». Человеческая толпа поддается ряду механизмов, в числе которых заражение, подражание. Чувство общности или стадности способно превратить группу в хаотичную толпу, лишить человека индивидуальности.
Определение
Создаю тему в ответ на это сообщение.
- Во-первых, отсутствие чёткого определения или отсутствие единства определения во всех источниках не означает, что термин — бред. Нет чёткого определения у многих терминов, в том числе самых фундаментальных, например у термина жизнь.
- Ссылаться на википедию ни к чему (википедия — не авторитетный источник), но и искомая отсылка не подтверждает вашу точку зрения — споры о наличии разума у отдельных животных никак не отрицают существование инстинктов у животных или человека.
- Определение в преамбуле не неправильное, а просто одно из ряда определений. Возможно, всем заинтересованным в этом участникам целесообразно расширить преамбулу другими определениями или аспектами термина на основе авторитетных источников.
- Относительно курсива — это вопрос оформления, и лично для меня он непринципиален. Однако в необходимости выделения не видно смысла. Заинтересованным в дополнении/переписывании/оформлении преамбулы настоятельно рекомендую подтверждать свои тезисы авторитетными источниками.—Draa kul talk 17:01, 8 августа 2013 (UTC)
-
- Это бессрочник CYl7EPTEMA777, если будет сильно упорствовать, можно будет заблочить диапазон… но Ваши рекомендации полезные, конечно =) Akim Dubrow 17:47, 8 августа 2013 (UTC)
Инстинкты — унаследованные мотивации.
Просто и понятно.
Источник вставить не могут
не ставится гугловская ссылка
взято с публикации Вилюнас В.
Психология развития мотивации. СПб, Речь, 2006.
С. 187-189, 193-195, 208-219, 227-232, 245-249
3.4. ИНСТИНКТИВНАЯ ОСНОВА МОТИВАЦИИ ЧЕЛОВЕКА
Dimetris 22:28, 20 января 2014 (UTC)
Инстинкты - унаследованные мотивации.
Ясность в понимании инстинкта вносится обсуждавшейся в п. 2.1 идеей эволюционного развития инстинкта, согласно которой оно происходило в на-правлении избавления инстинкта по мере возможности от жесткой стимульно-реактивной определенности и замены сравнительно строгого способа действий менее конкретными побуждениями действовать некоторым неуточненным, но прижизненно уточняемым образом.
Dimetris 09:57, 21 января 2014 (UTC)
Биологическое и социальное в человеке
В отношении человека принято говорить не об инстинктах, а о видовой памяти. Она бывает генетической, передаваемой от поколения к поколению и культурной – наследие общества.
Если какие-то инстинкты и присутствуют, например, агрессии, сексуальности, то социум купирует их. Так, моногамия – результат социализации, окультуривания личности.
Животные инстинкты в человеке включаются тогда, когда неудовлетворены первичные биологические потребности: еда, безопасность, сон, жилье, секс. Конечно, с инстинктами начинает бороться сознание, усвоенные нормы, ценности, культура.
Согласно теории Уильяма Мак-Дугалла, у человека сохраняется несколько инстинктов:
- бегство при страхе;
- отвращение, непринятие;
- гнев, часто при страхе;
- смущение;
- воодушевление;
- родительский;
- пищевой;
- стадный.
Почему же тогда, например, материнский инстинкт возникает не у всех женщин? Психотерапевты утверждают, что кормление ребенка, общение с ним в первые сутки после родов запускает материнский инстинкт. Если контакт случился позднее, то инстинкт не проявится. Вероятно, и другие инстинкты проявляются при определенных условиях.
В других теориях классификация человеческих инстинктов дополняется такими типами:
- продолжение рода;
- альтруизм;
- доминирование;
- исследование;
- свобода.
На мой взгляд, главных инстинктов у человека остается три.
Определения
Поиск источника следующего определения в интернете не дал результатов (всё форумы и словари). Перенёс пока сюда. Томми Нёрд 16:33, 24 августа 2010 (UTC)
То общее определение, что есть сейчас («Инстинкт — совокупность врождённых тенденций и стремлений, играющих мотивационную роль в формировании поведения») некорректно. Через тенденции и стремления инстинкт определяется только у Фрейда в отношении к Эросу («инстинкту жизни») и Танатосу («инстинкту смерти»). Но дело в том, что называть Эрос и Танатос инстинктами тоже неправильно. Ошибка возникла при переводе Фрейда на английский язык. Стандартная англоязычная версия работ Фрейда смешивает два термина, которые различны в немецком языке: Instinkt («инстинкт») и Trieb («стремление»). На самом деле Фрейд называл «инстинктом смерти» именно стремление… (]).
А. Маслоу утверждал, что у человека больше нет инстинктов, потому что мы можем их преодолеть в определённых ситуациях. Он считал, что то, что слово «инстинкт», часто неточно используют для определения сильных стремлений. По Маслоу, инстинкт — это то, что невозможно преодолеть, и, следовательно, термин больше не применим к людям (хотя можно применять к людям далёкого прошлого). (]).
Следует дать определение, в котором чётче будут выражены различия между инстинктом и приобретаемым поведением, а так же наличие/отсуствие у инстинкта таких критериев как:
- автоматичность
- непреодолимость
- врождённость
- «уязвимость» перед каким-либо триггером
- необходимость присутствия у каждого представителя вида
- возможность изменения
- различие в проявлении у особи, действующей по инстинкту в первый раз, и более опытной особи.
Понятно, что в психологии, медицине и этологии (и даже у различных течений одной из наук) определения будут разными, но текущая путаница с определениями постоянно вызывает споры на пустом месте и всякие псевдонаучные теории.
Что такое инстинкты?
Под инстинктами понимаются автоматические обусловленные действия, которые даются всем людям с самого рождения и не требуют их сознательного контроля. В основном инстинкты направлены на выживание индивида и сохранение своего рода. Таким образом, человек инстинктивно начинает искать пищу или воду, когда голоден или испытывает жажду, убегает от опасности или вступает в бой, когда ему угрожает опасность, вступает в половые связи с противоположным полом, чтобы получить потомство.
Однако психологи выделяют, что у человека существует намного больше инстинктов, нежели у животного мира. Человеческими инстинктами называют стремление к власти, доминированию, общению. Следует отметить, что самым главным инстинктом, который имеет множество видов своего проявления, является стремление к сохранению баланса. Так называемый гомеостаз – когда человек желает испытывать спокойствие и умиротворение – является одним из базовых стремлений.
Инстинкт – это не цель, как могут подумать некоторые люди. То, что человек сознательно чего-то желает и хочет достичь, не является инстинктом. Здесь человек просто обустраивает свою жизнь, которая и так может существовать, если он ничего не будет делать.
Следует отличать инстинкты от внутренних страхов, комплексов, чувств, которые развиваются в человеке по мере его жизни. Их еще называют приобретенными, или социальными страхами. К примеру, чувство вины – это наработанное качество, которое на подсознательном уровне воздействует на человека. Однако никто не рождается с чувством вины, его развивают в людях по мере их роста и развития.
Также следует выделить такие распространенные страхи, как:
- Боязнь быть непризнанным.
- Страх перед критикой.
- Страх одиночества и пр.
Все это социальные страхи. Они больше связаны с психической гармонией человека, нежели с его выживанием.
Однако есть страхи, которые в некоторой степени можно отнести к инстинктивным. Так, страх перед акулами или пауками, страх высоты – эти страхи могут быть выработанными, однако они основываются на инстинкте самовыживания, когда человек в первую очередь должен заботиться о сохранности своего здоровья и жизни.
Материнский инстинкт — выдумка?
Нет у людей (и вообще у представителей нашего отряда) и материнского инстинкта. Конечно, еще во время вынашивания и после рождения детеныша тело каждой женской особи подвергается сильным изменениям. Постепенное повышение уровня гормонов, от хорионического гонадотропина на первых порах до пролактина под конец, может прямо или опосредованно влиять на гипофиз и гипоталамус, меняя поведение: животное становится более стрессоустойчивым, растет доверие к окружающим, обостряется желание создавать «гнездо» и заботиться о ком-либо. Тем не менее это не обязательная программа, так что перечисленные ощущения у беременных могут проявляться с разной силой или отсутствовать вовсе.
Существование инстинктов у человека
Инстинкты у людей были продемонстрированы эмпирически.
- Был обнаружен врождённый страх по отношению к змеям и паукам у шестимесячных младенцев.
- Крик и плач младенца представляет собой проявление инстинкта, так как ребёнок из-за долгого периода взросления на ранних этапах развития неспособен перемещаться (осмысленно или инстинктивно) для выживания, и единственный инструмент у младенца — его крик, нужный в первую очередь для привлечения внимания матери, чтобы она защитила жизнь своего ребёнка. Нейробиологами также подтверждено и наличие материнского инстинкта: об этом убедительно свидетельствуют отслеженные с помощью функциональной МРТ процессы, которые происходят в мозгу матерей при реакции на крик их собственного ребёнка.
- Стадный инстинкт обнаружен у человеческих детей и детенышей шимпанзе, но, по-видимому, отсутствует у детенышей орангутанов.
- У мужчин было обнаружено понижение уровня тестостерона после рождения в семье ребёнка — это указывает, что в соответствии с инстинктивной программой доминирующими функциями отца с этого момента становятся воспитание, защита потомства и забота о нём.
- Тестостерон запускает различные инстинкты, например стремление к доминированию, половой активности, самоутверждению, к победе над соперниками, к построению иерархии; тестостерон ослабляет эмпатию и увеличивает влечение к жестоким и насильственным сигналам у мужчин; высокие уровни этого гормона нередко связаны у человека с агрессивностью, противоправным поведением, насилием над другими, с такими явлениями, как бандитизм и т.п. Это подтверждается исследованиями, проведёнными в местах лишения свободы. Количество тестостерона у мужчин, может резко увеличиваться в ответ на какую-либо конкуренцию.
- Брезгливость и отвращение у людей, к чему-либо потенциально грязному или заразному — это инстинкт, выработанный в ходе эволюции, чтобы защитить организм и избежать заражения различными заболеваниями.
- Фиксированный комплекс действий: последовательное сокращение и расслабление мимических мышц называемый Eyebrow flash. Наблюдается приподнимание бровей длительностью 0,6 сек.
История развития концепции
Зачатки представлений об инстинкте можно усмотреть в учении Аристотеля о душе, предполагавшем существование некой «животной души», обеспечивавшей психические функции животных. Термин «инстинкт» (лат. instinctus, др.-греч. ὁρμή) появился у философов-стоиков. (Впервые его в смысле стремления или побуждения употребил стоик Хрисипп (III в. до н. э.) для характеристики поведения птиц и других животных.) Термин понимался ими как врождённое стремление, направляющее животное к благоприятным для него факторам и отвращающее от неблагоприятных. В целом анимистические представления, долгое время господствовавшие в философии и психологии, оказались непродуктивными.
XIX век
Значительный прорыв в понимании сущности инстинкта был связан с возникновением первых эволюционных учений, одно из которых было разработано Жаном Батистом Ламарком. Согласно учению Ламарка, эволюция происходит под действием окружающей среды, опосредованным поведением. Ламарк считал психику неразрывно связанной с нервной системой. Ему же принадлежит одно из первых определений инстинкта.
Дальнейшее развитие концепции инстинкта было связано с началом систематического научного изучения поведения. Уже в начале XIX века Фредерик Кювье установил на примере строительства хаток изолированными от сородичей бобрами, что инстинктивное поведение является наследственно детерминированным и стереотипным.
Основной вклад Чарльза Дарвина заключается в том, что он показал универсальность принципов эволюции органического мира. Дарвин много внимания уделял изучению поведения. Результаты его работ изложены в монографии «Выражение эмоций у человека и животных», «Происхождении видов» и ряде статей. Дарвин не дал строгого определения инстинкта.
XX век
Российский учёный Владимир Вагнер на основании экспериментов установил — в пределах вида наследственно закреплены не сами инстинкты, а пределы изменчивости инстинктивного поведения.
Использование термина «инстинкт» на практике было неудобным из-за неоднозначности термина. Оскар Хейнрот, учитель Лоренца, ввёл и использовал термин «видоспецифичные инстинктивные формы поведения», Лоренц и Тинберген использовали термин «фиксированные комплексы действий».
Сформировавшаяся в тридцатые годы классическая этология сыграла важную роль в развитии понятия инстинкта. Лоренц придерживался чёткого разделения поведения на врождённые и приобретённые компоненты. Этологи долгое время определяли инстинкт через отрицание, как неприобретённый компонент поведения. Морфологический подход к поведению, характерный для этологии, проявляется в определении Лоренца.
В психологии
Концепция инстинкта применительно к человеку получила развитие в рамках психоанализа, одним из положений которого было признание роли биологических предпосылок поведения. Инстинкты в рамках психоанализа рассматривались как наследственные (неприобретённые) тенденции, играющие роль мотивационных сил сложных человеческих моделей поведения.
Фрейдизм
Зигмунд Фрейд категорически отвергал существование инстинктов в психике человека. В лекции «Введение в психоанализ» он говорил, что сексуальное поведение человека лишь косвенно может быть похоже на половой инстинкт у животных, тогда как каждый человек создаёт свою собственную структуру сексуальных взаимоотношений. Считая каждого человека индивидуальным, Фрейд не считал возможным обобщать и усреднять сексуальный опыт человека, объясняя его инстинктами, — это было бы неверно теоретически и ошибочно практически. Как противоположность инстинктов, Фрейд разработал Теорию влечений, впервые описанную в 1905 году в «Трёх очерках по теории сексуальности».
Согласно представлениям Фрейда, всем живым организмам свойственны противоположно направленные стремления к саморазрушению и самосохранению. Склонность к агрессии и разрушению определяется влечением к смерти, тогда как сексуальное влечение, самосохранение, любовь определяются влечением к жизни. Стремление к саморазрушению Фрейд объяснял тенденцией к снижению нервного напряжения.
Гуманистическая психология
Абрахам Маслоу утверждал, что люди не имеют инстинктов, поскольку могут преодолеть свои желания. Он считал, что то, что описывается как «инстинкты», фактически является очень сильными мотивами для поведения определённого типа. По его мнению, инстинкты были свойственны людям в прошлом, но впоследствии были заменены сознанием.
Гормическая психология
Согласно гормической психологии источником мотивации была особая нематериальная сила «горме», проявляющаяся в виде инстинктов. Концепция горме была разработана американским психологом Уильямом Мак-Дугаллом. Он же разработал собственную классификацию инстинктов.
- бегство (страх);
- неприятие (отвращение);
- любознательность (удивление);
- агрессивность (гнев);
- самоуничижение (смущение);
- самоутверждение (воодушевление);
- родительский инстинкт (нежность);
- пищевой инстинкт;
- стадный инстинкт;
Концепции инстинкта в теориях Мак-Дугалла и Фрейда были основаны на субъективных переживаниях и, как следствие, отличались недостаточной научной строгостью. В частности, они не позволяли составить перечень инстинктов (Мак-Дугалл неоднократно менял число инстинктов).
Систематическое значение
Впервые инстинкты в систематику были введены Оскаром Хейнротом. Применив в качестве систематического признака врождённые стереотипные движения ухаживания, Хейнрот разработал детальную классификацию утиных. В основе его работы лежал принцип филогенетического родства, заключающийся в том, что сходство гомологичных движений тем больше, чем ближе родственные виды.
На данном этапе развития только относительно малое число хорошо изученных видов были классифицированы по поведенческим признакам. Среди них:
- гуси, (Лоренц)
- утки (Хейнрот и Лоренц)
- Голуби (Уитмен)
- Чайки (Тинберген)
- Пауки, богомолы (Крейн)
- Цихлиды (Берендс)
- Саранча
Инстинкт власти
В недавней статье о происхождении структуры личности мы уже говорили, что человеку, чтобы выжить, пришлось максимально социализироваться. Сосуществовать группами проще и выгоднее, чем идти по жизни одному. Чтобы добиться мирного сосуществования к другим членам общины, человеку пришлось отказаться от излишней агрессивности. Эта необходимость подтолкнула человеческую особь к развитию речи и зарождению сознания. Так появился новый инстинкт.
Заложенная природой естественная агрессивность вкупе с желанием извлекать выгоду из группового сосуществования преобразовались в инстинкт власти, в жажду контролировать и реконструировать внешний мир под свои нужды. Стремление оказывать влияние на окружающий мир подвигло человека к обретению новых навыков, осуществлению открытий. Так человек подчинил природу, научился управлять энергией.
Наиболее развитые в волевой сфере люди научились также управлять другими людьми. Это прибавило эффективности групповым действиям, упорядочило их, направило в нужное русло. Благодаря этому ускорилось развитие человечества в целом. Современная цивилизация – это плод и ярчайшее доказательство проявления инстинкта власти.
У отдельных представителей человечества инстинкт власти определяется, как желание овладеть большим пространством, больше людей подчинить своему влиянию. Так, например, человек может захотеть стать влиятельным членом общества. Стремление к власти – главнейший первоисточник созидательных мотивов. Инстинкт власти срабатывает, когда вы хотите совершить что-то социально-значимое, но не затрагивающее остальные два базовых инстинкта. Неукротимое желание основать собственный бизнес – это инстинкт власти. Если ваши действия направлены на социальное благо, благотворительность – это тоже инстинкт власти. Инстинкт власти отвечает за потребность в достижении личных успехов. Он действует только в том случае, если вы двигаетесь к конкретно обозначенной цели. Желание – это только признак воли к власти. Этот признак легко почувствовать, однако часто мы сталкиваемся с проблемой собственного бездействия.
Три главных инстинкта человека
В процессе развития у человека сохраняются 3 главных инстинкта:
- сексуальный,
- власть,
- самосохранение.
Эти точки используют СМИ для манипуляции сознанием. Вспомните, на что чаще делается акцент в рекламе: успех, безопасность, богатство, привлекательность.
В процессе социализации инстинкт сексуальности и власти подавляется. Культивируется инстинкт самосохранения. Но разве эти три вида не связаны между собой? Самосохранение – это и продолжение рода, и половая самореализация, и профессиональное становление. Так что опорных направлений все-таки три.
Инстинкт самосохранения базируется на страхе. Этим тоже успешно пользуются СМИ. Вы замечали, как много негативных репортажей в новостях? Неужели все так плохо в мире? Нет. Это управление человеческими инстинктами, запугивание. Страх тормозит, сковывает руки и ноги.
А вот инстинкт власти и секса мотивирует, заставляет двигаться вперед, развиваться. Именно поэтому при знакомстве люди готовы горы свернуть ради потенциального партнера. Или в работе, видя перспективы руководства, рвутся вперед.
Нередко инстинкты власти и секса одерживают верх, притупляя третий главный инстинкт. Однако не все так просто. Каждый инстинкт таит страх. Человек, движимый только инстинктами, иррационально мыслящий, в итоге погибает.
Инстинкт управляет человеком. Создает почву для манипуляций со стороны. Еще Фрейд говорил, что миром правят жажда власти, секс и чувство голода. По-моему, и сейчас активность людей всегда сводится к трем этим пунктам.
Примеры инстинктов
В современном мире, как и много веков назад инстинкт самосохранения у человека имеет такие же поведенческие формы выражения. Он становится очевидным, например, в ситуациях, несущих риск смерти или ухудшения здоровья также, когда человек рассудочно принимает ситуацию, как опасную для жизни. Осознаваемая опасность действует на подсознательные психические механизмы, в частности, ответственных за самосохранение. Рассудочное понимание, например, проникающей радиации способно вызвать инстинктивный страх за собственную жизнь и здоровье, хотя в тот самый момент сама радиация не действует на органы чувств. Инстинктивное подсознательное хранит готовые стимулы, извещающие о потенциально опасной ситуации. Это фобии по отношению к паукам, змеям, высоте, темноте, неизвестности и так далее. Часто можно увидеть, как фобии, встроенные в подсознание, отражаются в культурной сфере – архитектуре, искусстве, музыке.
Инстинкт самосохранения у человека устроен так, что при любых обстоятельствах, как и любой ценой, человек пытается выживать. Организм человека так устроен, что он готов ответить на любые раздражители из внешней среды, которые несут потенциальную опасность. Если человек обжигается, то он отдергивает руку, если он мерзнет – одевается, если в помещении мало воздуха – выходит на свежий воздух, чтобы возобновить кислородное снабжение, если он не умеет плавать, то, конечно, далеко в воду он не полезет.
Человеческая судьба зависит также от определенного уровня адаптивности. Она может быть врожденной или приобретенной, выражается в умении человека, приспособится к жизненным ситуациям в разных условиях. Такая адаптивность имеет высокий, средний или низкий уровень развития. Именно врожденные умения, это инстинкты и рефлексы, обеспечивающие адаптивность человека: биологические инстинкты, особенности внешности, интеллектуальные задатки, конструкция тела, физическое состояние организма, стремление к самосохранению.
Историческая необходимость в продолжении и сохранении своего рода вызывает желание родить ребенка и воспитать его. У людей, в отличие от млекопитающих, инстинктивное желание к рождению и материнству, иногда обретает неадекватные формы проявления. Может проявляться в чрезмерной опеке детьми, даже взрослыми и самостоятельными, или, наоборот, в небрежности и безответственности к собственным детям.
Материнские врожденные инстинкты проявляются с самого детства у девочек, которые любят играть в матери-дочки, возить и кормить куклу и тому подобное. Еще ярче он наблюдается у женщин, ждущих ребенка или уже родивших.
Половое поведение определяется, как инстинктивное, в нем также выражается желание продолжать свой род. Существует также дискуссионная мысль, о том, что особенность мужского интимного поведения, иногда, но не всегда, определяется тем, что как самец, он желает получить женщину (самку), завоевать ее расположение и добиться полового акта (что характерно для некоторых животных). Также, случается, что слишком легко завоеванная добыча им очень скоро надоедает, и они ее бросают. В жизни такие мужчины считаются заядлыми холостяками с сильно развитым либидо, или находящимися в поиске той единственной недоступной. Некоторые мужчины обижаются на такое сравнение с животными, но как бы ни было, в этом есть определенный смысл.
Инстинктивное побуждение к альтруизму выражается у людей через проявление доброты и заботы о других, он является доминирующим в их системе инстинктов. Такие люди очень самоотверженны, посвящают свою жизнь обществу, помогают людям, занимаются волонтерством и часто выбирают соответствующую своим влечениям профессию: врач, психолог, адвокат.
Люди, активно борющиеся за отстаивание своей личностной свободы, выявляют пример инстинкта свободы. С раннего детства они выявляют протесты, когда им говорят что-то сделать, пытаются воспитывать. И это стоит отличать от обычной детской не послушности. Личности, ценящие свободу, пронашивают это чувство на протяжении всей жизни. Во взрослом возрасте их чувство упрямства, предрасположенности к риску, самостоятельности, независимости способно трансформироваться в деятельность, связанную с борьбой против власти, социальных беспорядков, бюрократии. Они становятся политиками, журналистами, общественными деятелями.
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
Подавление инстинктов
Как вы могли уже понять на примере собственной жизни, лучше всего у нас получается давать волю инстинкту самосохранения. Намного больше проблем приносит высвобождение инстинктивных потребностей сексуального характера, ну а инстинкт власти и вовсе остаётся неудовлетворённым.
Почему так? Виной всему – наше воспитание. Воспитание определяют культурные ценности отдельно взятого конкретного общества. Чаще всего культура нацелена на подавление инстинкта власти, затем – на сексуальный инстинкт, а инстинкт самосохранения никого особенно не интересует. Общество заинтересовано в том, чтобы вы оставались живы, но не заинтересовано в том, чтобы вы проявляли себя в полной мере.
Всё это происходит оттого, что таким образом пошатнётся стабильность общества. Сама по себе система также обладает инстинктом самосохранения, поэтому стремится воспроизводить людей, легко встраиваемых в общее и неспособных как-либо нарушить устоявшееся равновесие. У этой власти есть своя цена – человеческая индивидуальность. Люди, стремящиеся реализоваться во всех трёх направлениях своих инстинктов, возвышают себя над уже существующей системой, тем самым угрожая её устойчивому фундаменту. Редкие индивиды, которым это удаётся – элита, способная влиять на развитие общества. А элите невыгодно плодить конкурентов. Отсюда и проистекает то, что мы имеем, – элита растит преемников, но никогда не подпустит к себе чужаков.
Человек из среднестатистической семьи в современном укладе общества – человек априори несвободный. Базовые инстинкты постоянно подавляются. Если сексуальный инстинкт хотя бы иногда находит выход, инстинкт власти обрубается на корню. Такими людьми легко управлять, они неспособны на принятие самостоятельных решений. Им нужен лидер, хозяин, который всегда укажет дорогу, разложит по полочкам повседневную суетность.Родители, подавляющие базовые инстинкты своего ребёнка посредством радикальных мер в воспитании, рискуют вырастить из него неизлечимого невротика.