В ролях
- Евгений Миронов — князь Мышкин
- Владимир Машков — Парфён Рогожин
- Лидия Вележева — Настасья Филипповна
- Ольга Будина — Аглая Епанчина
- Инна Чурикова — генеральша Лизавета Прокофьевна Епанчина
- Олег Басилашвили — генерал Епанчин
- Владимир Ильин — Лебедев
- Александр Лазарев — Ганя Иволгин
- Андрей Смирнов — Тоцкий
- Анастасия Мельникова — Александра Епанчина
- Росина Цидулко — Аделаида Епанчина
- Сергей Мучеников — лакей Епанчиных
- Алексей Петренко — генерал Иволгин
- Михаил Боярский — Келлер
- Лариса Малеванная — генеральша Иволгина
- Мария Киселёва — Варвара Иволгина
- Михаил Аракчеев — Коля Иволгин
- Борис Бирман — Птицын
- Константин Воробьёв — Фердыщенко
- Наталья Михайлова — Вера Лебедева
- Владимир Колганов — Докторенко
- Александр Домогаров — Евгений Павлович Радомский
- Ромуальд Макаренко — князь Щербатов (озвучивает Артур Ваха)
- Евгений Семёнов — Ипполит
- Олег Велединский — Антип Бурдовский
- Сергей Кудрявцев — приятель Келлера
- Наталья Круглова — Дарья Алексеевна
- Ирина Основина — экономка
- Татьяна Журавлёва — мать Рогожина
- Сергей Русскин — слуга
- Александр Маскалин — капитан Моловцев
- Сергей Гейбах — офицер
- Вадим Лобанов — Иван Петрович
- Лев Елисеев — Николай Петрович
- Галина Карелина — княгиня Белоконская
- Фёдор Копосов — дворник
- Владимир Бортко — крестьянин (нет в титрах)
Призы и награды
- 2003 — семь премий «ТЭФИ» в номинациях: «за лучший художественный телефильм»; «исполнитель мужской роли в телевизионном фильме/сериале» (Е. Миронов); «исполнительница женской роли в телевизионном фильме/сериале» (И. Чурикова); «художник-постановщик» (В. Светозаров, М. Николаева); «эфирный промоушн канала» (анонсы); «продюсер» (В. Тодоровский); «режиссёр телевизионного художественного/документального фильма/сериала» (В. Бортко).
- 2003 — Премия «Золотой орёл» в категориях: «лучший игровой телевизионный фильм», «лучшая мужская роль» (Е. Миронов), «лучшая женская роль второго плана» (И. Чурикова). Номинация на премию «Золотой орёл» в категории «лучшая женская роль второго плана» (О. Будина), «лучшая мужская роль второго плана» (В. Ильин).
- 2004 — приз в номинации «Народный рейтинг. Телесериалы» на РКФ «Виват кино России», СПб.
- 2004 — приз за лучшую мужскую роль в категории «драма» (Е. Миронов) — МТФ в Монте-Карло.
- 2004 — премия А. И. Солженицына «За вдохновенное прочтение романа „Идиот“, вызвавшее народный отклик и воссоединившее современного читателя с русской классической литературой в её нравственном служении».
Современная трактовка термина
Этот термин иногда применяется в качестве ругательства, уничижительного (бранного) выражения, и подразумевает невежду, которого легко переманить на свою сторону, сделать «полезным», заставить действовать в интересах манипуляторов, а также против своих собственных либо во имя так называемого «высшего блага».
Этот термин, также иногда используется анархистами или другими радикалами для обозначения групп или отдельных лиц, чья идеология считается чрезвычайно лояльной к правительственной или авторитарному политическому течению.
Начиная с 11 сентября 2001 года термин «полезный идиот» также применялся некоторыми комментаторами для описания лиц, которые считаются слишком «мягкими» в отношении исламизма и терроризма.
Например, Энтони Браун (Anthony Browne) написал в статье британской газеты «The Times», следующее:
В этом же духе пишет Брюс Торнтон (Bruce Thornton), профессор Университета штата Калифорния во Фресно:
В документальном фильме «Самый умный в этой комнате» этот термин был применен для описания покровителей корпорации Enron.
Примеры употребления слова «идиот»
Говорят, что Озеров чрезвычайно самолюбив; верю: в сознании своего превосходства пред другими он имеет все право быть самолюбивым; не идиот же он какой-нибудь, чтоб не умел оценить своего дарования! С.П. Жихарев. «Записки современника» (1806-1809)
Как бы этот идиот порадовался, если б услышал тебя! И.С. Тургенев. «Отцы и дети» (1862)
— Ты, кажется, большой идиот и уж конечно… страшный мерзавец! Ф.М. Достоевский. «Братья Карамазовы» (1880)
— Значит, я идиот, так как я страдаю, недоволен и удивляюсь человеческой подлости.А.П. Чехов. «Палата № 6» (1892)
Он был сначала одержим манией преследования, а затем впал в идиотизм. А.И. Куприн. «Путаница» (1897)
Ему всё равно, кто даёт ему есть, животное или человек, идиот или гений. Максим Горький. «О Сером» (1905)
Из сорока тысяч московских псов разве уж какой-нибудь совершенный идиот не сумеет сложить из букв слово «колбаса». М.А. Булгаков. Собачье сердце (1925)
Блок — идиот; Брюсов — махровый нахал и бездарность; я — и идиот, и нахал. Андрей Белый. «На рубеже двух столетий» (1929)
Я говорю, как идиот. Почему я сказал «зажечь печь» вместо «затопить» и вместо дрова — «топливо»?Василий Аксенов. «Коллеги» (1962)
Господи, опять про него вспомнил. Какой же я идиот. Мало было просто идти себе, глядеть по сторонам и жизни радоваться. Виктор Пелевин. «Тарзанка» (1994)
Театральные постановки
- — Идиот (спектакль БДТ) (Большой драматический театр). Сценическая композиция и постановка Г. А. Товстоногова; режиссёр Р. Сирота, художник М. М. Лихницкая; композитор И. И. Шварц, дирижёр Н. Я. Любарский. Роли исполняли: князь Мышкин — И. М. Смоктуновский, позже — Игорь Озеров, Рогожин — Е. А. Лебедев, Настасья Филиповна — Н. А. Ольхина.
- — Театр им. Вахтангова. Постановка А. И. Ремизовой. Роли исполняли: князь Мышкин — Н. О. Гриценко, Рогожин — М. А. Ульянов, Настасья Филиповна — Ю. К. Борисова, Аглая — Л. В. Целиковская.
- Санкт-Петербургский театр «Мастерская», под названием «Идиот. Возвращение». Постановка Григория Козлова. В 2010 году все три исполнителя роли Мышкина были удостоены Независимой актёрской премии им. В. И. Стржельчика.
- Петербургский Молодежный театр на Фонтанке. «Идиот.2012» Постановка народного артиста России Семена Спивака. Спектакль является одним из дипломных курса Семена Яковлевича Спивака в Театральной Академии на Моховой.
Персонажи
- Князь Лев Николаевич Мышкин — русский дворянин, лечившийся четыре года в Швейцарии от эпилепсии. Белокурый с голубыми глазами, ростом чуть выше среднего. Чистый душой и помыслами, чрезвычайно умный своею природой, он не может быть иначе назван в обществе, как Идиот.
- Настасья Филипповна Барашкова — красивая женщина из дворянской семьи. Содержанка А. И. Тоцкого. Она вызывает сострадание и жалость князя Мышкина, который жертвует многим, чтобы помочь ей. Любима Рогожиным.
- Парфён Семёнович Рогожин — сероглазый, тёмноволосый двадцатисемилетний человек из рода купцов. Страстно влюбившись в Настасью Филипповну и получив большое наследство, кутит вместе с ней.
Семейство Епанчиных:
- Лизавета Прокофьевна Епанчина — дальняя родственница князя Мышкина. Мать трёх красавиц Епанчиных. Весьма вздорная порой, но очень ранимая и чувствительная.
- Иван Фёдорович Епанчин — богатый и уважаемый в петербургском обществе, генерал Епанчин. Родился в низшем слое.
- Александра Ивановна Епанчина — старшая сестра Аглаи, 25 лет.
- Аделаида Ивановна Епанчина — средняя из сестёр Епанчиных, 23 года. Увлекается живописью. Помолвлена с князем Щ.
- Аглая Ивановна Епанчина — самая младшая и самая красивая из девиц Епанчиных. Любимица матери. Язвительная, избалованная, но абсолютное дитя. За ней ухаживает Евгений Павлович Радомский, протеже княгини Белоконской. Впоследствии вышла замуж за польского графа «после короткой и необычайной привязанности».
Семейство Иволгиных:
- Ардалион Александрович Иволгин — отставной генерал, отец семейства. Лгун и пьяница.
- Нина Александровна Иволгина — жена генерала Иволгина, мать Гани, Вари и Коли.
- Гаврила (Ганя) Ардалионович Иволгин — амбициозный чиновник среднего класса. Он влюблён в Аглаю Ивановну, но всё равно готов жениться на Настасье Филипповне за обещанное приданое 75 000 рублей.
- Коля Иволгин — младший брат Гани,16 лет.
- Варвара Ардалионовна Птицына — сестра Гани Иволгина. Категорически против женитьбы брата на Настасье Филипповне. Умелая интриганка, вхожа в дом Епанчиных, для того, чтобы свести Аглаю с Ганей.
- Иван Петрович Птицын — ростовщик, муж Варвары Ардалионовны.
Другие немаловажные лица:
- Фердыщенко — арендует комнату у Иволгиных. Сознательно играет роль шута.
- Афанасий Иванович Тоцкий — миллионер. Растил, а затем содержал Настасью Филипповну Барашкову после смерти её отца. Даёт за ней приданое 75 тысяч. Хочет жениться на Александре Ивановне Епанчиной и выдать замуж Настасью Филипповну за Ганю Иволгина.
- Ипполит — чахоточник, друг Коли. Считает себя великим человеком. Не может дождаться смерти, ожидаемой им уже два месяца.
- Келлер — боксёр, «автор знакомой читателю статьи», «действительный член прежней рогожинской компании», поручик в отставке. Шафер на несостоявшейся свадьбе Мышкина.
- Лебедев — чиновник, «дурно одетый господин», «лет сорока, сильного сложения, с красным носом и угреватым лицом», отец большого семейства, сильно пьющий и подобострастный. Постоянно признающий, что он «низок, низок», и тем не менее от своих повадок не отступающийся.
Экранизации
Флоренция. Мемориальная табличка, сообщающая, что здесь Ф. М. Достоевский написал роман «Идиот»
- «Идиот» — фильм Петра Чардынина (Россия, 1910)
- «Идиот» — фильм Сальваторе Аверсано (Италия, 1919)
- «Князь-идиот» — фильм Эудженио Перего (Италия, 1920)
- «Неверные души» — фильм Карла Фрёлиха (Германия, 1921)
- «Идиот» / L’Idiot — фильм Жоржа Лампена (Франция, 1946). В главной роли Жерар Филип, его роль в немецком переводе озвучил актёр Макс Эккард)
- «Идиот» — фильм Акиры Куросавы (Япония, 1951)
- «Идиот» — фильм Ивана Пырьева (СССР, 1958)
- «Идиот» — телесериал Алана Бриджеса (Великобритания, 1966)
- «Идиот» (ТВ) / L’idiot — фильм Андре Барсака (Франция, 1968)
- «Идиот» — фильм Александры Ремизовой (СССР, театр им. Вахтангова, 1979)
- «Шальная любовь» — фильм Анджея Жулавского (Франция, 1985)
- «Идиот» — телесериал Мани Каула (Индия, 1991)
- «Настасья» — фильм Анджея Вайды (Польша, 1994)
- «Возвращение идиота» — фильм Саши Гедеона (Германия, Чехия, 1999)
- «Даун Хаус» — фильм-пародия Романа Качанова (Россия, 2001)
- «Идиот» — телесериал Владимира Бортко (Россия, 2003)
- «Идиот» — фильм Пьера Леона (Франция, 2008)
- В августе 2010 года эстонский режиссёр Райнер Сарнет приступил к съёмкам фильма «Идиот» по одноимённой книге Достоевского. Премьера состоялась 12 октября 2011 года.
Идиот: что означало это слово несколько тысячелетий назад?
Как мы уже сказали ранее, сейчас у слова «идиот» два значения: оскорбительное и медицинское. Однако изначально слово Idiōtēs имело совершенно иной смысл. В переводе с древнегреческого оно означало всего лишь человека, который не интересуется политикой. Из-за негативных ассоциаций слово «идиот» со временем приняло то значение, которое сегодня является наиболее распространенным.
Более подробно ответ на вопрос «кто такие идиоты в Древней Греции?» описан в словаре Брокгауза и Ефрона:
«Слово идиот изначально означало отдельную личность в противоположность государству. В Древней Греции идиотами зачастую называли тех, кто не принимал участия в делах государства, то есть с одной стороны частное лицо в противоположность государственному деятелю, с другой же стороны — невежда и обыватель в противоположность умному, посвященному, необразованный человек в противоположность образованному. Древние римляне вкладывали в это слово похожий смысл: в их интерпретации идиот — это неопытный, необразованный человек, который ничего не понимает в искусстве и науке».
«Идиот» Федора Достоевского
Поскольку мы пишем статью о том, кто такой идиот, с нашей стороны было бы непростительно не написать об одноименном романе известного русского писателя Федора Достоевского. Данное произведение Федор Михайлович создавал с 1867 по 1869 гг. Изначально оно задумывалось как продолжение другого известного романа Достоевского — «Преступление и наказание».
«Идиот» является вторым романом так называемого «великого пятикнижия Достоевского», в которое также входят произведения «Преступление и наказание», «Бесы», «Игрок» и «Братья Карамазовы».
Роман «Идиот» Федор Достоевский писал за границей, куда он отправился, чтобы немного подлечиться. На деньги, которые ему должны были выдать за написание романа, он хотел расплатиться за кредиты. Работа над произведением шла тяжело: здоровье Достоевского не улучшалось, а в 1868 году в Женеве умерла его трехмесячная дочь.
Когда Федор Михайлович жил в Германии и Швейцарии, он размышлял о нравственных и социально-политических изменениях в Российской империи второй половины XIX столетия: революционные настрои, кружки разночинцев, идеи нигилистов — все это так или иначе повлияло на его новый роман.
Для Достоевского существовал только один идеал — это Иисус Христос. Теми чертами, которыми обладал Спаситель, он пытался наделить и главного героя романа — князя Мышкина.
По мнению Федорам Михайловича, в художественной литературе ближе всех к идеалу Христа стоит Дон Кихот. Образ князя Мышкина во многом перекликается с главным героем произведения Сервантеса. Как и автор «Дон Кихота», Достоевский задается вопросом: что случится с человеком, наделенным качествами святого, если он попадет в наше время, какими будут его отношения с окружающими людьми и как он повлияет на них, а они — на него?
Кто такой идиот? Думаем, нам удалось дать ответ на этот вопрос. Надеемся, что наша статья была вам интересна и вы узнали немало интересной информации!
Значение слова идиот
Данный термин не редко используют в отношении людей, которым свойственно проявлять необдуманные поступки, не приводящие к желаемому результату. Поэтому не удивительно, что идиотизмом называют особое свойство человека, при котором он становится центром внимания окружающих из-за курьезности ситуаций, в которых он фигурирует.
Идиот может говорить несуразные вещи, а также проявлять бестолковость и даже открытую дурость. В народе принято считать, что идиотизм – состояние, при котором бессмыслица сговаривается с глупостью. В результате может пострадать не только сам идиот, но и люди, которые его окружают.
Чтобы понять, какими качествами обладает идиот, не требуется затрачивать много времени или усилий. Достаточно отметить, что такой человек демонстрирует следующие качества:
- открытую дурость;
- невежество;
- абсурдность;
- неразумие;
- крайнюю наивность.
Благодаря такому нагромождению негативных качеств в результате человек больше не воспринимается обществом как один из его активных участников, а переводится в разряд неполноценных. Действия идиота часто оцениваются снисходительно, но и в этом случае сложно не отметить их безмозглый характер, а также крайнюю степень кретинизма.
Здесь следует понимать, что обе стороны имеют свои взгляды на происходящее. Так человек, который поглощен своим невежеством и чудачеством, часто воспринимает благородство души других как идиотизм, называя подобного человека странным.Существуют различные формы идиотизма, отличающиеся между собой по ряду параметров.
В частности, человек может быть меланхоличным, либо выступать в качестве генератора дурных идей и поступков. Естественно, для общества более приемлемым является первый вариант.
Идиотизм может проявляться на самом разном уровне. Так среди супружеских пар нередко может возникать гармония, когда муж является веселым идиотом, а жена представлять собой серьезную дуру.
С течением времени отношение к идиотизму в современном обществе менялось. Так сегодня к этому классу людей могут относить тех, кто отличается постоянным пьянством, совокуплением и наживой на труде остальных.
Если человеку не удается своевременно изменить собственный образ, то это будет вести к идиотизму. Деградация личности уже давно стала неотъемлемой частью нашего существования, поэтому для многих встреча с такими идиотами не является чем-то необычным.
Наиболее опасным сочетанием порочных качеств остается воинственный идиотизм. Такой человек не ощущает над собой ответственности или верховенства права, поэтому возводит в абсолют бесстыдные поступки и вседозволенность. О духовности в данном случае нет и речи.
Идиотизм как болезнь
Такая форма заболевания остается одной из самых страшных, с которыми сталкивается человечество. Поэтому пациента обычно называются страдающим идиотией или просто идиотом. Умственная отсталость данного свойства не поддается излечению.
В результате человек не редко ведет себя так, будто ему только несколько лет от роду, хотя на практике он уже давно вошел в возраст зрелости. Идиоту, страдающему от расстройства, не ведомы нормы морали, поэтому общество более снисходительно относится к таким пациентам. Поступки идиота могут быть лишены всяческого смысла, либо наоборот, иметь смысл, понятный только самому их исполнителю.
Лечение идиотов невозможно, так как не существует четкого понимания того, почему ум человека вдруг начинает отставать от привычной скорости развития. Как и в случае с любыми другими заболеваниями, идиотия нередко принимает различные формы.
Самые сложные приводят к скоропостижной смерти человека, а более легкие позволяют последнему стать достойным членом общества. Отличным примером является Форест Гамп. Его наивность и простота привлекают к нему симпатии окружающих, а непрактичность часто превозмогается остервенелыми попытками изменить существующий порядок вещей.
Но такие идиоты, как образ Фореста Гампа, являются редким исключением, а в большинстве случаев приходится иметь дело с совершенно тупыми людьми без цели в жизни.
Значение слова «идиот» в Древней Греции
В демократических полисах Древней Греции словом «идиот» (ἰδιώτης — отдельный человек, частное лицо) обозначали того, кто не участвует в общественной жизни и не ходит в народное собрание. Сегодня отказ от участия в выборах и политической жизни называют термином абсентеизм.
В небольшом городе-государстве вроде древних Афин голос каждого свободного человека имел вес, а участие в управлении страной считалось почетным долгом. Поэтому аполитичного идиота сограждане воспринимали как маргинала, ограниченного и недальновидного.
«Греки были народом общительным и общественным; всякий, кто сторонился общественной жизни и предпочитал жить частным лицом, казался им чудаком и даже дураком», — объяснял историк античной литературы М.Л. Гаспаров в научно-популярной книге «Занимательная Греция».
Народное собрание в древних Афинах
Уже древние римляне использовали латинское слово idiota в значении «неуч, простак, невежда». В этом же смысле слово употребляется в Библии: «Хотя я и невежда (ἰδιώτης) в слове, но не в познании», — говорится во Втором послании апостола Павла к коринфянам.
С XVIII века появился соответствующий медицинский термин — идиотами стали называть людей с наиболее тяжелой врожденной умственной отсталостью, неспособных даже говорить и испытывать сложные эмоции.
В конце XVIII или начале XIX века слово «идиот» вошло в русский язык — по-видимому, не напрямую из греческого или латыни, а из французского или немецкого языка.
Происхождение термина
Авторство термина приписывается В. И. Ленину. Однако словосочетание отсутствует в опубликованных ленинских трудах; источники указывают на следующие ленинские слова в изложении Юрия Анненкова: «культурные слои Западной Европы и Америки не способны разбираться в современном положении вещей … эти слои следует считать за глухонемых и действовать по отношению к ним, исходя из этого положения». Другие источники приписывают авторство Карлу Радеку.
Термин «полезный идиот» не применялся в отношении сторонников коммунистов или членов левых партий до 1948 года. Эта фраза также не обсуждалась на протяжении десятилетий после того, как якобы была произнесена Лениным в отношении Запада.
В 1948 году фраза была применена в статье газеты «New York Times» в отношении итальянского политика. Затем, она появилась в 1961 году.
Критики применения этого термина утверждают, что выражение «полезный идиот» не обнаруживается ни в одном когда-либо опубликованном документе Ленина.
Весной 1987 Грант Харрис (Grant Harris), старший библиограф-консультант Библиотеки Конгресса США, сказал: «Мы не смогли найти подобной фразы как „полезные идиоты Запада“ ни в одной из работ Ленина».