Фигуры речи
Перечислим синтаксические литературные приемы с примерами:
Художественный прием |
Пример |
Анафора |
Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. |
Эпифора |
Други его — не тревожьте его! Слуги его — не тревожьте его! |
Градация |
Не жалею, не зову, не плачу. |
Многосоюзие |
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал Щадят победителя годы. |
Бессоюзие |
Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица… |
Эллипсис |
Татьяна – в лес. Медведь – за ней. |
Синтаксический параллелизм |
Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла. |
Инверсия |
Белеет парус одинокой |
Антитеза |
Ты богат, я очень беден; Ты прозаик, я поэт; Ты румян как маков цвет, Я как смерть и тощ и бледен |
Парцелляция |
У Елены беда тут стряслась. Большая. |
Риторический вопрос |
Какой же русский не любит быстрой езды? |
Риторическое восклицание |
О времена, о нравы! |
Риторическое обращение |
Прощай, немытая Россия! |
Умолчание |
Нет, я хотел… быть может, вы… я думал… |
Вопросно-ответная форма изложения |
Что плохого в насмешливом взгляде? А все плохо! |
Оксюморон |
Живой труп |
Фигуры речи не содержат дополнительной информации, а придают высказыванию различные эмоционально-экспрессивные оценки.
Что мы узнали?
К художественным приемам, которые используются в литературе, относятся тропы (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, метонимия, синекдоха, гипербола, гротеск, литота, перифраз, аллегория, ирония, аллюзия, реминисценция) и фигуры речи (анафора, эпифора, градация, многосоюзие, бессоюзие, эллипсис, синтаксический параллелизм, инверсия, антитеза, парцелляция, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, умолчание, вопросно-ответная форма изложения, оксюморон).
Тема
Тема — это основа произведения, его содержание; изображенные события и явления, которые исследует и оценивает автор.
Тема может появляться в художественных произведениях многих писателей, она не является единой для определенного направления или рода литературы.
Тема произведения неразрывно связана с его идеей. М. Горький Писал, что «тема – это идея, которая зародилась в опыте автора, подсказывается ему жизнью, но гнездится во вместилище его впечатлений еще неоформленно, и, требуя воплощения в образах, возбуждает в нем позыв к работе ее оформления».
Тема | ||
---|---|---|
Главная | Частная | Вечная |
Тема, определяющая единство художественного произведения, т.е та, без которой повествование потеряло бы связующую часть. (Тема семьи в произведении И. С. Тургенева «Отцы и дети», изображение столкновения двух разных эпох). |
Тема, не являющаяся основой произведения. Она может показывать разные стороны главной темы. (Показ семейных отношений представителей двух разных эпох. Базаров и его родители, Аркадий и его семья в произведении И. С. Тургенева «Отцы и дети») |
Темы, общие для всей мировой литературы. Тема отцов и детей, любви, смерти, войны. |
И главная, и побочная темы в совокупности составляют тематику художественного произведения. |
Термины
Термин – это (определение в литературе) название того или иного литературоведческого определения.
Автор – конкретный человек, создатель художественного произведения.
Аллегория – (от греческого allos – иной и agoreuo – говорю) – один из тропов, воплощение отвлеченного понятия, явление или идеи в конкретном образе. Например, в баснях Крылова стрекоза – аллегория легкомыслия.
Аллюзия (от латинского allusio – намек) – одна из форм иносказания, использование какой-либо фразы в качестве намека на общеизвестный факт.
Антагонист – в литературном произведении персонаж, противопоставленный главному положительному герою, как правило, вступающий с ним в конфликт. Например для Гринева это Швабрин.
Антитеза – художественный прием, противопоставление. Ярким примером использования антитезы являются строки романа А.С. Пушкина “Евгений Онегин”, в которых автор дает характеристику Онегину и Ленскому:
Они сошлись: вода и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
Рис. 1. Онегин и Ленский
Бестселлер – термин, возникший в 20 веке для обозначения книги, которая имеет успех у читателей, издается огромными тиражами.
Бестселлером называют книгу, количество проданных экземпляров которой за неделю превысило 4000 шт. (Великобритания) или 5000 шт. (Канада).
Герой – персонаж, занимающий существенное место в сюжете произведения. Практически всегда, рассуждая о литературных героях, мы называем их положительными или отрицательными. Но необходимо заметить, что в характерах большинства литературных героев сочетаются и отрицательные, и положительные качества. Поэтому лучше избегать таких формулировок, а более вдумчиво размышлять над характером героя. Однако героев, в образе которых воплотился авторский идеал, принято называть положительными, а их антагонистов – отрицательными героями.
Идея произведения – основная мысль или система мыслей произведения. Всем содержанием автор стремиться передать идею. Поэтому, говоря об идее произведения, необходимо сказать о тех проблемах, над которыми размышляет автор в своем произведении. Идея может быть мыслью автора о решении проблемы или же мнение о том, что проблема является неразрешимой. Идея выражает авторскую позицию. Идеи великих произведений сохраняют свою актуальность во все времена. Таковы, например, патриотические идеи “Слова о полку Игореве” о необходимости объединения русских земель и прекращения междоусобных войн. Эти идеи особенно актуальны в наши дни.
Образ – форма отражения действительности в литературе. Образность – одно из главных свойств литературы как вида искусства. В литературном произведении могут быть созданы обобщенные образы человека, например, образ Печорина в романе Лермонтова “Герой нашего времени”.
Невозможно в одной статье перечислить все термины, для этого лучше воспользоваться специальным словарем.
Что мы узнали?
В данный статье перечислены термины, которыми необходимо уметь оперировать при разборе и анализе литературного произведения. Здесь дается определение таких понятий, как образ, герой, идея и т.д.
Что такое тема произведения?
Если поднимать вопрос темы произведения, то интуитивно каждый человек понимает, что это такое. Вот только объясняет со своей точки зрения.
Тема произведения – это то, что лежит в основе того или иного текста. Вот с этой основой и возникает больше всего трудностей, ведь невозможно определить ее однозначно. Кто-то считает, что тема произведения — это проблемы, которые там описаны, так называемый жизненный материал. Например, тема любовных отношений, войны или смерти.
Также темой можно назвать проблемы человеческого естества. То есть, проблема становления личности, моральных принципов или конфликт хороших и плохих поступков.
Еще темой может выступать словесная основа. Конечно, редко можно встретить произведения о словах, но речь здесь не об этом. Существуют тексты, в которых игра слов выходит на передний план. Достаточно вспомнить работу В. Хлебникова «Перевертень». Его стих имеет одну особенность – слова в строке читаются одинаково в обоих направлениях. Но если спросить читателя о чем, собственно был стих, он вряд ли ответит что-то вразумительное. Так как основная изюминка этой работы это строки, которые можно читать как слева направо, так и справа налево.
Тема произведения – это многоаспектная составляющая, и ученые относительно нее выдвигают то одну, то другую гипотезу. Если говорить о чем-то универсальном, то тема литературного произведения – это «фундамент» текста. То есть, как сказал когда-то Борис Томашевский: «Тема – это обобщение основных, значимых элементов».
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Определите, что такое тема, и отметьте, сколько тем может быть в литературном произведении.
Ответ. Тема — это общее содержание произведения; то, что в нём изображено. В произведении может быть множество тем.
Обозначьте проблематику рассказа А. П. Чехова «Смерть чиновника».
Ответ. Главные проблемы этого рассказа — страх «маленького человека» перед власть имущими, его мнительность и желание избежать вымышленных опасностей.
Какой герой выражает авторскую позицию в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор»?
Ответ. Авторскую позицию выражает Игнатич — персонаж, судьба которого сходна с судьбой Солженицына. На сходство этого персонажа и автора указывает и подобие их отчеств (Игнатич — Исаевич).
Поделиться ссылкой
Тропы
Художественный прием |
Пример |
Эпитет |
Волнистые туманы |
Метафора |
Багровый костер заката |
Олицетворение |
Небо осенью дышало |
Сравнение |
Облаком волнистым пыль встает вдали |
Метонимия |
Читал Гомера |
Синекдоха |
И слышно было до рассвета, как ликовал француз |
Гипербола |
Шаровары шириною в Черное море |
Гротеск |
Градоначальник с фаршированной головой |
Литота |
Мальчик с пальчик |
Перифраз |
Люди в белых халатах |
Аллегория |
Глуп, как осел |
Ирония |
Отколе, умная, бредешь ты, голова? |
Аллюзия |
Такого отечества такой дым разве уж настолько приятен (В. В. Маяковский – отсылка к «Горю от ума» А. С. Грибоедова) |
Реминисценция |
Я вас любил. Любовь ещё (возможно, что просто боль) сверлит мои мозги» (И. А. Бродский – отсылка к стихотворению «Я вас любил: любовь еще, быть может…» А. С. Пушкина) |
Тропы связаны с использованием слов в переносном значении.
Понятие идеи в философии и антропологии
Суть идеи уже много веков пытаются трактовать ученые разных направлений. Формулировок того, что такое основная идея существует множество.
Идея – это мысленный прообраз чего-либо, который выделяет основные и существенные его черты.
- Философы говорят об идее следующее: идея является формой и средством человеческого познания действительности. Нужно учитывать, что это, по сути, не только элемент умственного процесса, но и реальность окружающего мира, на которую процесс этот направлен.
- Психологи рассматривают идею, как представления воображения и памяти или, как представление сознанием какого-либо предмета или же процесса внешнего мира.
- Культурная антропология занимается исследованием, так называемой культурной диффузии. Она занимается изучением распространения идей от одной культуры к другой. Делаются выводы о том что, несмотря на то, что культуры находятся под влиянием друг друга, сходные идеи способны развиваться и в изоляции.
Что такое тема произведения?
Если поднимать вопрос темы произведения, то интуитивно каждый человек понимает, что это такое. Вот только объясняет со своей точки зрения.
Тема произведения – это то, что лежит в основе того или иного текста. Вот с этой основой и возникает больше всего трудностей, ведь невозможно определить ее однозначно. Кто-то считает, что тема произведения — это проблемы, которые там описаны, так называемый жизненный материал. Например, тема любовных отношений, войны или смерти.
Также темой можно назвать проблемы человеческого естества. То есть, проблема становления личности, моральных принципов или конфликт хороших и плохих поступков.
Еще темой может выступать словесная основа. Конечно, редко можно встретить произведения о словах, но речь здесь не об этом. Существуют тексты, в которых игра слов выходит на передний план. Достаточно вспомнить работу В. Хлебникова «Перевертень». Его стих имеет одну особенность – слова в строке читаются одинаково в обоих направлениях. Но если спросить читателя о чем, собственно был стих, он вряд ли ответит что-то вразумительное. Так как основная изюминка этой работы это строки, которые можно читать как слева направо, так и справа налево.
Тема произведения – это многоаспектная составляющая, и ученые относительно нее выдвигают то одну, то другую гипотезу. Если говорить о чем-то универсальном, то тема литературного произведения – это «фундамент» текста. То есть, как сказал когда-то Борис Томашевский: «Тема – это обобщение основных, значимых элементов».
Учимся находить
Для примера можно привести небольшую историю и попробовать найти ее основную тему и идею:
Осенний ливень не сулил ничего хорошего, особенно поздней ночью. Об этом знали все жители маленького городка, поэтому в домах уже давно погас свет. Во всех, кроме одного. Это был старинный особняк на холме за чертой города, который использовался как детский дом. В этот жуткий ливень на пороге здания воспитательница нашла младенца, потому в доме стояла жуткая суматоха: накормить, искупать, переодеть и, конечно же, рассказать сказку – ведь это основная традиция старого детского дома. И если бы кто-то из жителей города знал, насколько благодарным окажется ребенок, которого нашли на пороге, они бы ответили на негромкий стук в дверь, что прозвучал в каждом доме, в тот ужасный дождливый вечер.
Что такое идея?
Если у текста есть тема, значит должна быть и идея. Идея – это замысел писателя, который преследует определенную цель, то есть то, что писатель хочет преподнести читателю.
Образно говоря, тема произведения – это то, что заставило творца создать работу. Так сказать, техническая составляющая. В свою очередь идея – это «душа» произведения, она отвечает на вопрос, почему было создано то или иное творение.
Когда автор полностью погружается в тему своего текста, по-настоящему чувствует его и проникается проблемами героев, тогда рождается идея – духовное содержание, без которого страница книги всего лишь набор черточек и кружочков.