Гобой

Модели гобоя

Издавна все модели гобоев делятся на два вида: народные инструменты и академические инструменты. Первая группа представляет собой разрозненные разновидности дудкообразных гобоев с различными характеристиками, не имеющими определенной системы.

Гобой

Академическая же группа представляет собой собрание упорядоченных по характеристикам инструментов, и именно по примерам этой группы можно понять, что такое гобой настоящий.

Основными моделями гобоя являются:

  • Консерваторская модель – стандартный гобой с 23 отверстиями.
  • Венский гобой – уникальный, но малораспространенный инструмент с пятью отверстиями.
  • Альтовый гобой – всем известный «английский рожок пастуха», широко распространенный в туманном Альбионе, имеет 16 отверстий.
  • Гобой-пикколо – он же «мюзетт», имеющий конический раструб и 18 отверстий.
  • Гобой д’амур – инструмент с небольшим изогнутым носиком и 13 отверстиями.
  • Охотничий гобой – грубовато сработанный инструмент с 8 отверстиями, издающий короткие низкие звуки, похожие на звучание военного рога.
  • Баритоновый гобой – инструмент, звучание которого имеет более низкий порог.

Старинный гобой.

Трубки с одинарными или двойными язычками известны, по-видимому, с древнейших времен. Старейшими из сохранившихся инструментов этого типа являются две серебряные трубки, найденные на шумерском царском кладбище в Уре и датируемые 2800 до н.э. Эти трубки образовывали пару и имели двойные язычки. Позднее подобные трубки, изготовляемые из металла, дерева или кости, появились в Египте, Малой Азии, Греции, Индии и на Дальнем Востоке. Главным духовым инструментом в Древней Греции был авлос (древнеримское название – тибия), часто неверно называемый флейтой. Он состоял из двух трубок с двойными язычками, на которых играли одновременно, причем одна из трубок давала однозвучное басовое сопровождение для другой. Аналогичное бурдонное сопровождение стало отличительной особенностью другого инструмента с двойным язычком – волынки. Древние трубки стали предшественниками язычковых инструментов Средневековья и эпохи Возрождения. К концу последней их появилось множество – среди них и шалмеи, крумгорны и волынки. Шалмей и поммер непосредственно предшествовали гобою и фаготу 18 в.

Основные сведения

Гобой — духовой деревянный музыкальный инструмент сопранового регистра, представляющий собой трубку конической формы с системой клапанов и двойной тростью (язычком). Инструмент обладает певучим, однако несколько гнусавым, а в верхнем регистре — резким тембром.


Гобой

Инструменты, считающиеся прямыми предшественниками современного гобоя, известны с античности и сохранились в первозданном виде в разных культурах. Народные инструменты, такие как бомбарда, волынка, дудук, гайта, хитирики, зурна вместе с инструментами Нового времени (мюзетт, собственно гобой, гобой д’амур, английский рожок, баритоновый гобой, барочный гобой) составляют обширное семейство этого инструмента.

Современный вид гобой приобрёл в первой половине XVIII века.

Гобой используется в качестве сольного инструмента, в камерной музыке и симфоническом оркестре.

Основу репертуара для гобоя составляют произведения эпохи барокко (сочинения Баха и его современников) и классицизма (Моцарт). Реже исполняются сочинения композиторов-романтиков (Шумана) и современных композиторов.

Близкими по происхождению к гобою инструментами можно считать зурну (распространена в Закавказье, Средней Азии, Турции, Македонии), армянский дудук, венгерские народные инструменты тороксип и тарогато, среднеазиатский сурнай, индийский шенай, японскую хитирики и многие другие.

Эволюция гобоя в периоды различных исторических эпох

Шалмей – гобой Ренессанса. Отличался большой длиной, и способом изготовления – из цельного куска дерева. Он является предшественником таких инструментов как кроммхорн, чиарамеллы, дульсаины, бомбарды и т.д.

В 17 в, известные французские мастера решили усовершенствовать инструмент, в следствии чего корпус был разделен на три части. Расположение отверстий сделали более точным и правильным , а так же были добавлены несколько дополнительных клапанов. Таким образом, возник «барочный гобой», который создали Филидор и Оттетер. Эпоха барокко считается «золотым веком» инструмента, так как все ведущие композиторы данного времени писали для гобоя сольные и ансамблевые партитуры.

Конец 18-го начало 19 века – период классического гобоя. В это время его диапазон расширился до нот третей октавы, немного увеличилось количество клапанов, но общая конструкция осталась неизменной.

Во второй половине 19 ст. Теобольд Бем усовершенствовал механику деревянных инструментов, создав кольцевые клапаны, при которых возможно закрывать одновременно несколько отверстий, после чего Франсуа и Л. Лоре подогнали данную систему специально под гобой.

Инструменты, относящиеся к семейству гобоя:

  • Мюзетт (пикколо);
  • Гобой Д’амур;
  • Альт (английский рожок);
  • Гобой-баритон.

Интересным является тот факт, что благодаря своей конструкции, этот инструмент всегда правильно настроен, поэтому во время отсутствия камертона, оркестр настраивают «под гобой», а конкретнее – под его «ля» первой октавы.

Гобой не совсем подходит для исполнения джаза, рока и других современных стилей, но зато классика – его стихия. И если нужно в звуках музыки изобразить идиллические портреты природы, то гобой — идеально справляется с такой задачей, пленяя мягкостью, простотой и особым шармом своего звучания.

Примеры использования инструмента в русской и зарубежной классической музыке

С начала 18-го в. гобой приобрел большую популярность как в сольной, так и в ансамблевой и оркестровой музыке. С той поры партии он активно фигурируют в партитурах композиторов различных стран и эпох. Исключение же составляет только эпоха романтизма, где предпочтение отдается фортепиано и скрипке. К гобою обращаются в основном для изображения пасторальных образов, этому способствует его тембр, схожий по звучанию со свирелью пастуха.

Огромное количество композиторов писали для данного инструмента: Моцарт, Бах, Вивальди, Гендель, Марчелло, Гайдн, Бетховен, Беллини, Пуленк, Телеман, Сен-Санс, Штраус, Чайковский, Римский-Корсаков, Мусоргский и др.
Позднее его иногда начали использовать в джазе и даже – роке, но из-за несоответствия тембральных качеств, он не получил широкого распространения в данных стилях.

Гобой

Разновидности гобоя

«Современное» семейство

  • мюзетт (гобой-пикколо) in Es или in F (звучит на малую терцию или чистую кварту выше обычного гобоя), с коническим раструбом;
  • собственно гобой, с коническим раструбом;
  • гобой д’амур in A (звучит на малую терцию ниже гобоя), меццо-сопранового регистра, с маленьким изогнутым эсом (особой трубкой, на которую насаживается трость) и грушевидным раструбом;
  • английский рожок (альтовый гобой) in F (звучит на чистую квинту ниже гобоя), с изогнутым эсом и грушевидным раструбом;
  • баритоновый гобой (звучит на октаву ниже гобоя), в английском языке называется «басовым гобоем»; S-образный эс, грушевидный раструб. Иногда заменяет гекельфон — инструмент того же регистра, но другой конструкции.

Венский гобой

В Венском филармоническом оркестре используется модель гобоя, разработанная в начале ХХ века Германом Цулегером и почти не изменившаяся до наших дней. Помимо Венского оркестра более почти нигде не используется. Изготавливаются такие инструменты в небольших количествах фирмами Гунтрам Вольф и Yamaha.

Современный гобой.

Современный гобой в своем первоначальном виде появился в конце 17 в. во Франции в результате усовершенствования шалмея. Очень быстро он вошел в постоянный состав симфонического оркестра и распространился по всей Европе. К 1700 гобой приобрел форму, которую лишь с небольшими изменениями сохранял в течение столетия. Он имел шесть отверстий и два клапана. В 19 в. произошли значительные изменения в количестве отверстий и в клапанном механизме. Теобальд Бём (1794–1881) разработал систему пружин, рычагов и клапанов, которая позволила сделать больше отверстий и расположить их в соответствии с требованиями акустики. Созданная для флейты, бемовская система была приспособлена для всех деревянных духовых инструментов. Наиболее активно реконструкция гобоя протекала во Франции и Германии. Немецкий гобой, сохраняя более широкий канал классического гобоя и используя широкий, несколько жестковатый язычок, имел богатый, плотный, как бы темный тембр. Французский гобой, с более узкими язычком и каналом, обладал более блестящим и острым звучанием. Р.Штраус предпочитал гобой французской системы и способствовал его утверждению у большинства гобоистов Германии и Центральной Европы. Французский гобой, в основном той же системы, что была принята Парижской консерваторией в 1881, сейчас распространен наиболее широко. Гобой немецкой системы был популярен только в России, хотя в последнее время и там стали превалировать инструменты французской системы. В Вене остается популярным гобой Цулегера, по стилю и конструкции более близкий к классическому гобою.

Что такое гобой

Гобой – это традиционный народный инструмент из семейства духовых, устроенный в форме продолговатой трубки, внутри находятся особые перегородки, благодаря которым извлекается звук. С момента возникновения гобой претерпел немало изменений, и на протяжении всего времени развития инструмента не существовало какой-то определенной стандартной модели. Почти каждый созданный инструмент был авторским, отличающимся от других моделей. Лишь в настоящее время появилось несколько моделей гобоя, признанных классическими.

Несмотря на простоту изготовления, в 1989 году гобой был занесен в «Книгу рекордов Гиннеса» как самый сложный инструмент в мире.