Этапы развития феминизма
Деление феминизма на волны – это метафора, позволяющая выделить этапы развития этого многообразного движения. Для каждого этапа характерна своя проблематика.
Первая волна движения феминисток
За пределы книг феминизм вышел в начале XX века. Первым массовым проявлением стало движение суфражисток. Его представительницы боролись за право женщин избирать и быть избранными. Наибольших масштабов движение достигло на территории США и Великобритании.
Первыми избирательное право получили женщины в Новой Зеландии, входившей на тот момент в состав Британской империи. Итогом деятельности суфражисток в США стало принятие поправки к Конституции, гласившей, что пол не может быть причиной ограничения участия в политической жизни.
Вскоре избирательные права были предоставлены женщинам в Финляндии, Норвегии, Дании, Германии, Бельгии, Польше, Канаде и ряде других стран.
Вторая волна
В 60-е годы XX века проблематика феминизма заметно расширяется
Если раньше ключевым был политический аспект, то теперь феминистки сосредоточили внимание на угнетении в семье и на рабочем месте. Лозунги той эпохи представлены в книге «Второй пол» Симоны де Бовуар
Феминистки выступают против домашнего и сексуального насилия, навязанных гендерных ролей. Активно обсуждается вопрос об уровне заработной платы. Эпицентром нового этапа стали США.
Итогом 2-й волны феминизма становится социальная революция, в результате которой женщины массово выходят на рынок труда.
Третья волна
Третья волна феминизма началась в 90-х годах XX века. С той поры уже нельзя говорить о теоретическом единстве феминисток. Исчезает восприятие женщин в качестве однородной группы. Подчеркивается, что некоторые женщины, например, состоятельные и гетеросексуальные, могут угнетать других представительниц своего пола.
Для представительниц 3-й волны характерно желание избавиться от ограничений, навязанных старым феминизмом. Новый этап феминизма ознаменовало появление движения Riot Grrrl, нашедшем свое выражение в панк-роке. Его участницы прославились как ярые сторонницы абортов.
Против всего плохого
С 1990-х выделяют третью волну. Современные феминистки считают, что необходимо изменить стереотипы о гендере. Условно: мальчики любят играть в солдатиков и одеваются в голубое; девочки — играть в куколок и носят розовые платья. Сегодня феминистки выступают против самых разных дискриминаций: расизма, сексизма, лукизма (по внешнему виду), эйблизма (по инвалидности), по сексуальной ориентации и др.
Пространство борьбы обширно. Вы же слышали, например, что всех раздражают авторки, режиссерки, докторши — женские формы привычных слов. Но почему-то никого не раздражают устоявшиеся журналистки, писательницы и начальницы. Известно, что против слова «поэтесса» выступали Ахматова и Цветаева. Но прижилось же, значит, зачем-то нужно
А спорят на деле не о суффиксах, а о чем-то более важном
Новости SMI.FM
В спорах о феминизме встречается аргумент, что в России перед законом все равны. В ноябре 2020 года было опубликовано исследование. Оказалось, что 79 процентов женщин, осужденных за убийство, защищались от нападения! Но в тюрягу отправились. Или давно ли на всех лавочках судачили о Диане Шурыгиной? Обвинение жертвы изнасилования в том, что она сама виновата, — общемировая проблема.
Современный феминизм — это по большому счету борьба за право каждого человека быть самим собой. Не подвергаться насмешкам и насилию за взгляды, поведение и внешний вид. Почему-то это понимается превратно. Мол, дадим свободу каждому фрику диктовать, как надо жить. Нет, это про жизнь, когда не травят тебя, но и ты никого не травишь. Всем мир. И немного женской силы.
Лента времени
- 1840. Всемирный конгресс против рабства в Лондоне. Женская делегация из США заявляет, что женское неравенство — самая масштабная и скрытая форма рабства.
- 1867. В Манчестере (Англия) создано «Общество женского избирательного права».
- 1913. Эмили Дэвисон, воинствующая суфражистка, взрывает дом министра Дэвида Ллойда Джорджа.
- 1893. Новая Зеландия дает женщинам избирательное право.
- 1918. Движение за женскую эмансипацию в СССР. Александра Коллонтай — первая в истории женщина-министр.
Наша Александра Коллонтай — первая женщина-министр в мире. Фото: РИА «Новости»
- 1949. Публикация книги Симоны де Бовуар «Второй пол».
- 1960-е. Вторая волна феминизма.
Симона Де Бовуар: «Самое трудное в любовных приключениях женщины — встретить мужчину, которого она считает равным и который не считает ее ниже себя». Фото: Getty Images
- 1967. Писательница Валери Соланас издает «Манифест общества полного уничтожения мужчин», требует создать женское государство и уничтожить «дефективных» мужчин.
- 1990-е. Третья волна феминизма.
Валери Соланас призывала уничтожать мужчин. И трижды выстрелила в художника Энди Уорхола. Фото: Getty Images
- 2017. Актриса Алисса Милано запускает в Интернете хештег #MeToo (Я тоже): «Если бы все женщины, подвергшиеся сексуальному домогательству или нападению, написали «Я тоже» в своем статусе, мы могли бы дать людям понять масштабы этой проблемы».
- 2018. Начало судебного процесса над сестрами Хачатурян, актуализация вопроса о семейном насилии в России.
Новости SMI.FM
Узнать больше
Британский фильм «Суфражистка» — об истории движения, фигурах Эммелин Панкхерст и Эмили Дэвисон. Фильм показывает жестокие условия начала ХХ века и насилие, с которым сталкиваются борцы за свободу. Главные роли исполнили Мерил Стрип, Хелена Бонэм-Картер и Кэри Маллиган.
Британский «бобби» задерживает на митинге Эммелин Панкхерст (1914 год). В 1999-м журнал «Тайм» включил Эммелин в сотню выдающихся людей ХХ века. Фото: Globallookpress.com
- Сериал «Дрянь» — экранизация одноименного моноспектакля британской сценаристки Фиби Уоллер-Бридж. По сути, это «Секс в большом городе» на максималках. Не стесняясь в выражениях, Фиби рассказывает о жизни современной женщины. Остроумно и весело.
- Книга Наоми Вульф «Миф о красоте. Стереотипы против женщин» — без заумствования рассказ о том, что общество называет «быть настоящей женщиной» и как это мешает жить полной жизнью.
- «Свобода, равенство, сестринство» — комикс норвежек Марты Бреен и Йенни Юрдал. Легко, задорно и интересно дамы рассказывают о нелегких 150 годах феминизма.
У американки Сары Николь Лэндри 1 млн подписчиков в Instagram. Мать троих детей не стесняется показывать тело с растяжками и обвисшей кожей. Она призывает читателей не гнаться за стандартами красоты, а любить себя такой, какая есть. Фото: Facebook.com
1 Определение идеологии
Феминизм (от латинского femina — «женщина») — спектр социальных и политических идеологий, которые направлены на преодоление сексизма, а также признание равных прав между представителями и представительницами обоих полов. Термин возник в начале XIX века.
Последовательницы движения, ныне называемые феминистками, боролись в прошлом и борются по сей день с угнетением со стороны мужчин. Именно благодаря этому движению женщины смогли добиться признания следующих прав:
- голосовать, участвовать в выборах (или так называемое избирательное право);
- занимать государственные руководящие должности;
- на труд и равную оплату труда;
- на участие в сделках;
- на образование;
- на права собственности;
- на отпуск в связи с беременностью и родами;
- на телесную неприкосновенность (защита девочек и женщин от сексуальных домогательств, домашнего насилия, изнасилований).
История западного феминизма условно делится историками на три «волны»:
Период | Характеристика и описание | Временной промежуток |
Первая «волна» | Относится к движению суфражисток (они выступали против дискриминации женщин, желающих участвовать в экономической и политической жизни). Ключевыми моментами в их деятельности были права собственности для замужних женщин, а также избирательные права | Конец XIX — начало XX веков |
Вторая «волна» | Феминизм борется за признание за женщинами их юридических и социальных прав. Предпринимаются действия, направленные на освобождения представительниц женского пола от угнетения мужчин | Возникает в 60-е годы XX века |
Третья «волна» | Продолжает вторую «волну». Именно в этот период образуются термины, раскалывающие феминизм на несколько подвидов | Возникает в 90-е годы XX века |
Именно в 90-е годы прошлого века появились такие понятия, как сексуально-позитивный и антипорнографический феминизм. В данное время существует несколько десятков подвидов этого движения. Некоторые из них:
- анархический;
- лесбийский;
- ролевой;
- либеральный;
- радикальный;
- сепаратистский;
- психоаналитический;
- радикальный;
- индивидуалистический;
- интерсекциональный;
- экзистенциальный;
- социалистический;
- постколониальный;
- духовный;
- исламский;
- марксистский;
- мультикультурный.
Представители движения борются с дискриминацией со стороны женщин, требуют уравнивания в политических, социальных, юридических и других правах. В пример их деятельности можно привести требование признания равноправия относительно призыва в армию, воспитания детей, оплаты труда и прочее.
Радикальный феминизм
Ключевым понятием для радикального феминизма является патриархат — система социальных структур и практик, которая подчиняет и угнетает женщин, пронизывающая все сферы человеческих отношений. Радикальные феминистки считают причиной угнетения женщин патриархальные гендерные отношения. Радикальный феминизм борется с патриархатом на разных уровнях, в том числе в сфере сексуальности, семейных отношений и репродуктивных прав.
Радикальные феминистки известны благодаря своему активизму. Они говорят о необходимости существования исключительно женских движений и настаивают на том, что все мужчины заинтересованы в подавлении женщин и воспроизводят механизмы патриархата. При этом радикальный феминизм нередко критикуют за слишком обобщённый взгляд на женщин, не учитывающий расовых и классовых различий.
Психоаналитический феминизм
Психоаналитический феминизм утверждает, что равноправие не может установиться исключительно благодаря реформам, поскольку неравенство скрыто в глубинных слоях человеческой психики. Психоаналитический феминизм развивает теорию бессознательного и критикует те её части, которые откровенно дискриминируют женщин — например, представление о женской зависти к пенису и о том, что женщины ощущают свою неполноценность. Задача психоаналитического феминизма — анализ патриархальных структур бессознательного.
Психоаналитический феминизм часто выступал не как самостоятельная ветвь феминистического движения, а в сочетании с другими направлениями, в особенности с движениями второй волны.
Вторая волна феминизма
До 1990 года снова послышались возмущенные голоса, требующие законодательно закрепить имущественные права, конституционно обеспечить избирательное право. Но кроме благородных порывов, вдруг зазвучали тревожные ноты, в том числе о праве на аборт, свободных половых отношениях.
Результаты этих достижений не всегда положительны в долгосрочном периоде, и это хорошо видно в современном мире, где подорваны основы нравственности и подменены общечеловеческие ценности. Немалая доля этой “победы” принадлежит второй волне феминизма.
Сами того не подозревая, многие женщины превратились в убийц своих не рожденных детей, предпочли крепким семейным узам, шаткие отношения сожительства, позитивным эмоциям влюбленности до вступления в брак – сомнительную страсть к частой смене половых партнеров.
Безусловно, такая смена отношений и моральных устоев, не могла не сказаться отрицательно на душевном равновесии, здоровье женщин и в конечном счете негативно повлияла на государственную стабильность и политическую обстановку в мире.
Суть либерального феминизма:
-
Встраивание в господствующую политическую структуру: либеральные феминистки не стремятся к радикальным переменам, они хотят, чтобы им в существующей системе стало жить чуточку лучше;
-
Лоббирование интересов женщин через политические реформы, законотворческую деятельность;
-
Акцент на реформах в общественной сфере (политических, правовых, образовательных), тенденция к разграничению личного и политического — феминисток первой волны не волновали проблемы домашнего насилия, сексуального насилия, стереотипы и т. д.;
-
Апелляция к «рациональности», постулирование женщин как «равных» мужчинам во всем и обладающих такими же характеристиками и качествами — именно потому, что женщины такие же, как мужчины, они заслуживают равных прав и равных возможностей для самореализации.
Эти тезисы в своих работах использовали представительницы раннего либерального феминизма , , .
И если она идет в проституцию, это ее личный выбор и это окей; если она хочет выйти замуж, это ее личный выбор и это окей. Если она хочет брить ноги — это тоже ее личный выбор. Все это звучит разумно, и нам кажется, что мы действительно имеем право поступать так, как хотим. Но есть социальное конструирование реальности, а это значит, что наши желания, наши действия и наше поведение в определенной степени обусловлены какими-то социальными контекстами.
За что критикуют либеральный феминизм:
-
Некритичное отношение к государству: по какой-то причине либеральные феминистки думают, что патриархальное государство начнет прислушиваться к их доводам и проталкивать инициативы;
-
Отсутствие классового и расового анализа;
-
Разграничение «личного» и «политического»: вся наша жизнь так или иначе пронизана политикой;
-
Игнорирование уникального женского опыта, биологических различий между М и Ж: феминизм равенства говорит: «Мужчины и женщины равны, и поэтому мы достойны равных прав», а феминизм различия говорит: «Мужчины и женщины разные, у нас разная биология, и поэтому у нас разные потребности». Либеральный феминизм первой волны больше феминизм равенства;
-
Некритичное отношение к понятию власти;
-
Некритичное восприятие «мужской» рациональности;
-
Концепция «личного выбора» как наивная и игнорирующая социальное конструирование реальности;
-
Индивидуализм как препятствие феминистскому объединению.
Со временем либеральный феминизм немного трансформировался. Сегодняшние либеральные феминистки, например и , отвечают на критику либерального феминизма, рассуждают в понятиях рациональности, трансформируя это понятие, рассуждают о личной свободе и пытаются приспособить либеральный феминизм к сегодняшним реалиям.
Авторка очень знаменитой работы «Загадка женственности» разбирает феномен массовых депрессий, алкогольных и наркотических зависимостей Америки 1960-х годов. Эта депрессия была вызвана негласной политикой государства, направленной на возвращение традиционной роли женщины: женщине не нужно образование, женщина должна реализовываться в семье. Загадка была в том, что у женщин уже появилось право голоса и появилась независимость, но девушки чувствовали подавляющий дискурс, который говорил: «Мне это не нужно, лучше я посижу дома и буду ухаживать за мужем и детьми».
Если говорить о либеральном феминизме в России, то можно посмотреть на , которая не только оказывает юридическую помощь женщинам, но и, например, лоббирует интересы женщин в Государственной думе. Она и Оксана Пушкина сейчас занимаются законопроектом о домашнем насилии.
Поднимается волна
Мимо нашей страны прошли важные события 1960 — 1980-х годов, второй волны феминизма. До нас завоевания той эпохи доходили в искривленном виде: мол, бабы борются за то, чтобы подмышки не брить.
Главным лозунгом стало: «Личное — это политическое». Активисток заботят вопросы пола, распоряжение своим телом, сексуальная свобода. Под последним понимается не распущенность, но свобода жить так, как хочешь. Не играть ограниченную роль лишь дочери, матери и жены
В этот период появляются наиболее яркие течения за всеобщее равноправие — важно говорить не о правах и свободах мужчин и женщин, но Человека
Радикальные феминистки заявляют, что мы живем в обществе тотального патриархата. Мужская точка зрения считается единственно правильной. Мужики угнетают женщин самим существованием. Надо разрушить такой мир и построить новый. Мужчинам в радфем-сообщества вход заказан. И если вы скажете радфемке, что и мужчина может быть феминистом, вам в лицо рассмеются.
Зарождение феминизма
История возникновения феминизма ведет свой отчет с распада феодального общества. В это время женщин начали нанимать на работу, а также сами они могли выступать собственницами рабочих рук. Начало распространения этой идеологии можно проследить и в литературе:
- в XIV-XV веках появляются первые писательницы, такие как Кристина Пизанская и Изотта Нагаролла;
- позже, в XVII и XVIII веках, в свет вышли книги, которые защищали идею о необходимости равноправия женщин, их авторами были английские писательницы Афра Бен и Мари Эстел, в это же время выходили и труды о неравном положении женщин, написанные мужчинами;
- в XVIII веке величайшие мыслители — Вольтер, Монтескье, Гельвеций — писали о необходимости уравнивания прав полов.
Именно XVIII век можно считать временем появления феминизма. В это время женщины начали активно участвовать в жизни общества.
Радикальный феминизм
Радикальный феминизм отчасти базируется на марксистской теории, но при этом предлагает совершенной новый концепт. Это первый вид феминизма, который начинает смотреть на угнетение женщины как на что-то, что существует само по себе, а не как приложение к какой-то более крупной политической теории. По мнению радикальных феминисток, проблема лежит в социальной организации общества, а если более конкретно — в мужском господстве, патриархате.
Патриархат — система социальных структур и практик мужского господства над женщинами, пронизывающая как частную, так и общественную жизнь
Важно отметить, что эти практики пронизывают не только общественную, но и личную жизнь
Радикальные феминистки первыми начинают акцентировать внимание на тех проблемах, которые раньше казались не такими важными
Термин «патриархат» принадлежит , представительнице радикального феминизма. Она говорит о том, что самые главные угнетения женщин проявляются в семье. Впервые начинают говорить о домашнем насилии, изнасиловании, личной власти мужа над женой. О сексуальном насилии очень много говорит авторка . Она является одной из самых ярких критикесс порнографии и считает, что если порнография — это теория, то реальное насилие — это практика. То есть после просмотра порнографических фильмов насилие для мужчин становится нормальным.
Еще одной идеей радикального феминизма является мысль, что мужчины и женщины не равны, женщины обладают уникальным женским опытом в силу биологических причин — репродуктивной функцией. И одной из важнейших задач радикального феминизма становится присвоение себе контроля над сексуальностью и репродукцией.
За что критикуют радикальный феминизм:
-
Неприятие концепции свободного выбора;
-
Трансфобия (TERF — trans-exclusionary radical feminist);
-
Отказ секс-работницам в праве на выбор (SWERF — sex worker exclusionary radical feminist);
-
Эссенциализм.
Истоки феминизма
Корни феминизма можно найти в античной философии. Ещё в IV веке до н.э. Платон писал, что разумные женщины могут обладать теми же правами, что и мужчины.
В числе первых феминисток часто упоминают англичанку Мэри Эстел, жившую в первой половине XVIII века
В своих работах она акцентировала внимание на необходимости женского образования. Эстел считала, что карьерные возможности женщины должные выходить за рамки брака и монастыря
*Мэри Уолстонкрафт
В эпоху Французской революции появился трактат «Защита прав женщины». Автор Мэри Уолстонкрафт обосновывала право женщин распоряжаться своей судьбой. Ответом на трактат Уолстонкрафт стало заявление, что требование защиты прав женщин не менее нелепо, чем защита прав домашних питомцев.
Вклад в развитие феминистского движения внес и Джон Стюарт Милль, автор трактата «Угнетение женщин». Британский философ поддерживал женскую эмансипацию. Вопрос о неравноправии женщин обсуждали Д. Дидро, М. Кондорсе, Ш. Фурье и Ф. Энгельс.
Что представляет собой феминизм?
Феминизм – политическое движение, направленное на достижение равенства между мужчинами и женщинами. Распространяется на политическую, административную и другие виды деятельности.
История феминизма
Зарождение движения по борьбе за равенство полов возникло по причине дискриминации женщин. Мужчина считался более достойным членом общества, который имеет право решать важные вопросы и занимать главенствующее положение. Женщина представлялась в образе домохозяйки без права голоса.
В разных странах история феминизма складывалась по-разному. Например, в Америке начало было положено во время войны за независимость (1775-1783). Во Франции первые шаги по борьбе за женское право были совершены в 1789 году. Женщины хотели добиться равных возможностей. В 1804 году Наполеон запретил любые феминистские движения и сказал, что женщина должна находиться под опекой мужа.
После гражданской войны в Америке возник новый всплеск активности женщин. Это связано с тем, что вся оплата за женский труд принадлежала мужчине. И только после 1884 года женщины получили финансовую независимость.
После окончания второй мировой войны была организована конвенция ООН по правам женщин. В 1979 году официально были запрещены любые формы дискриминации и проявления неравенства к женщинам.
Теперь главной задачей становится фактическое соблюдение законодательства. Выдвигаются требования не только голосовать, но и получить право занять место в правительстве. Предводительницей и идейной вдохновительницей считается Симона де Бовуар.
Феминизм в СССР
Как такого движения по борьбе за права женщин в истории СССР не наблюдается. Урегулирование конфликтов между мужчинами и женщинами произошло автоматически.
Войны и революции забрали большую часть мужского населения. Поэтому женщинам пришлось осваивать мужские профессии и получать необходимое образование. Это позволило доказать свою значимость среди мужчин.
Существовавшие женские движения были направлены на достижение общей коммунистической идеи. Т.к. слабый пол обладал многими правами, то и выступать за равенство не было необходимости.
Феминистские движения
Несмотря на то, что все женщины должны быть объединены одной целью, существует множество подгрупп этого движения. Они направлены на достижение различных целей и предполагают различные методы достижения желаемого.
- Борьба с рабством;
- Борьба с тяжелыми условиями труда;
- Борьба с гендерным неравенством;
- Борьба за сохранение окружающей среды.
Также феминистические движения были замечены и в расистских организациях – ку-клукс-клан и скинхеды.
Радикальный феминизм
Был наиболее популярен в 20 веке. Пропагандирует полное отделение мужчин и женщин во всех сферах жизни. Обычно считают, что основной причиной всех бед является патриархат
Преувеличивается угнетение женщин и проявление неравенства, акцентируется на этом внимание
Образ феминистки
По итогам социологических опросов был составлен наиболее распространенный образ среднестатистической феминистки. По мнению мужчин такие женщины проявляют излишнюю неприязнь по отношению к сильному полу. Считают, что мужчины являются причиной всех проблем.
Любое замечание или негативное высказывание воспринимается как личное оскорбление, направленное на унижение личности человека. Такие женщины никогда не согласятся, что они не правы. Будут провоцировать конфликтные ситуации и идти напролом.
Из повседневной одежды исключаются женственные наряды. Внешний вид направлен на то, чтобы доказать, какие они сильные и независимые. Презирают такие занятие как воспитание детей, домашние заботы, т.к. считают их унизительными. В манере поведения приближаются к мужчинам, стараются показать во всем свое превосходство.
Многие являются мужененавистницами. Считают браки неприемлемыми, т.к. не хотят зависеть от мужчины и заниматься домашними делами.
В современном мире женщины не чувствуют какого-либо унижения. Достойных представительниц женского пола можно встретить в различных сферах деятельности:
- Политика;
- Искусство;
- Образование;
- Наука.
К сожалению, изначально правильная идея, благодаря некорректному поведению современного общества приобретает отрицательные краски
Для многих феминистка – это неадекватная, неконтролирующая свои эмоции женщина, которая пытается увидеть проблему там, где ее нет и привлечь к себе лишнее внимание
Не стоит отрицательно относиться к феминистскому движению из-за отдельных, отрицательных представительниц этого направления.