Фанфик

История

Предшественники

«Завещание Крессиды» (The Testament of Cresseid) Роберта Генрисона можно рассматривать как очень раннюю форму фанфика. История основана на поэме «Троил и Крессида» (Troilus and Criseyde) Джеффри Чосера и, как и большинство фанфиков, создана, чтобы заполнить бреши в оригинальной работе. В своём рассказе Генрисон ввёл трагическую концовку со смертью Крессиды, поскольку её трагическая судьба не была упомянута в Чосеровской версии произведения.

Возрастающая популярность романа Сэмюэля Ричардсона «Памела, или вознаграждённая добродетель» благодаря ещё слабо развитым законам о копировании творчества привела к публикации ряда неавторизированных сиквелов. Так же, как и фанфики, эти сиквелы дополняли историю жизни Памелы, рассказывая о событиях после времени действия романа.

Шарлотта Бронте и её сёстры написали много историй, детализирующих фантастические приключения Артура Уэллсли, первого герцога Веллингтона, и двух его сыновей: Артура и Чарльза. Последующие рассказы были сфокусированы на его сыне Артуре, который стал почти супергероической фигурой, герцогом Заморной. Юношеские произведения Бронте являются ранним образцом «фанфиков о реальных людях».

Уильям Теккерей в 1849 году опубликовал сказку «Ревекка и Ровена» (из цикла «Рождественские истории»), которая представляла собой шуточное завершение «Айвенго» Вальтера Скотта. Автор «исправил» возмущавшие читателей сюжетные линии, в результате воссоединяются рыцарь Айвенго и еврейка Ревекка, которые в исторической реальности ни при каких обстоятельствах не могли быть вместе. Произведение также имело критическую направленность против романтической литературы того времени. Жюль Верн написал несколько романов, продолжавших сюжетные линии любимых им произведений — «Два года каникул» и «Ледяной сфинкс».

На рубеже XX века мир посмотрел с новой стороны на произведение Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес»: на его основе были созданы пародии такими авторами, как Фрэнсис Элиза Ходжсон Бёрнетт и Эдит Несбит. В придачу поклонниками Артура Конан Дойля было написано несколько версий «Приключений Шерлока Холмса».

Современное представление

Научно-фантастический журнал «Spockanalia» содержал первый фанфик в современном значении этого слова.

Незадолго до начала 1965 года выражение «Fan fiction» было использовано в фэндоме научной фантастики, чтобы обозначить самостоятельное произведение (хоть и любительское, но выполненное в жанре научной фантастики и опубликованное в научно-фантастическом журнале) как отрасль, отличающуюся от общепринятой художественной литературы, созданной профессиональными писателями; или разновидность художественного творчества поклонников искусства, основанную на каком-то фэндоме.

Как бы то ни было, современное понятие фанфика — как художественного воплощения какого-то фэндома посредством интерпретации собственных фантазий поклонников — было популяризовано и получило чёткое определение именно благодаря фэндому по «Звёздному пути» и научно-фантастическим журналам по нему, опубликованным в 1960-х годах.
Первый научно-фантастический журнал «Spockanalia» (1967 год) содержал фанфик.
Много поклонников последовали этому примеру. Такие научно-фантастические журналы производились с помощью единичной печати, мимеографов и распространялись посредством почты между другими поклонниками или продавались на съездах по научно-фантастической тематике за незначительную цену, которая лишь покрывала потраченные расходы. В отличие от других аспектов фэндома, девушки доминируют среди авторов фанфиков: в 1970 году из написанных по «Звёздному пути» фанфиков в 83 % случаев авторами были девушки, а в 1973 году — в 90 %.
Один учёный как-то подметил, что фанфики «предназначены для удовлетворения потребности преимущественно женской аудитории в художественных повествованиях, которые выходят за рамки обыденной киноиндустрии».

Японские додзинси

Основная статья: Додзинси

Также около 1960—1970-х годов аналогичная тенденция началась и в Японии. В те времена стали популярны любительские манга и новеллы, известные как додзинси, широко распространённые в кругах додзин (японский термин, обозначающий группу людей, объединённую общими интересами, хобби и т. п.). Большинство из этих додзинси было создано на основе существующей манги, аниме, франшизах компьютерных игр.

Направленность фанфиков

Что такое направленность? И чем она отличается от жанра? С первого взгляда понять это очень трудно, однако на самом деле ничего сложного нет. Ведь если жанр фанфиков — это особенность развития сюжета, то, как в нем развиваются события, то под категорией в описании фанфика принято понимать его содержание относительно присутствия в сюжете романтических или более тесных отношений, а также их характер.

Исходя из этого, фанфики подразделяются на следующие виды:

  1. Гет — обычные или традиционные отношения в паре, то есть романтика происходит между парнем и девушкой.
  2. Слэш — в центре сюжета парни с нетрадиционной ориентацией.
  3. Фемслэш — девушки с нетрадиционной ориентацией.
  4. Джен — фанфик, в котором нет описаний, даже упоминаний романтических или более тесных отношений.

Смежные жанры

По мере роста возможностей поклонников произведений искусства, вызванного общим техническим прогрессом, качественные фанфики постепенно перестают ограничивать себя рамками одного только литературного творчества. Известен, например, короткометражный фильм «Star Wars: Revelations», снятый Panic Struck Productions на высоком техническом уровне по мотивам сюжета «Звёздных Войн» — это фанфильм.

Другим видом творчества фанов, напоминающим фанфикшен, является фан-арт — рисование изображений по мотивам популярной живописи или мультипликации, создание новых художественных образов полюбившихся персонажей.

Основные поля в «шапке» фанфика

В каждом любительском произведении, написанном фанатом, которого очень впечатлил какой-либо фильм, сериал и т. п., при добавлении своей истории на выбранный сайт, посвященный данной тематике необходимо заполнить следующие пункты:

  1. Название — словесное обозначение произведения.
  2. Тип — человек, добавивший произведение в Сеть, является его автором или переводчиком иностранного текста.
  3. Фэндом — на чем основан фанфик: фильм, книга, игра и т. д.
  4. Рейтинг — возрастная категория произведения, иначе говоря, критерий, позволяющий определить пригодность фанфика для конкретного читателя. Не путать с популярностью. Данный пункт позволяет выбрать лучший фанфик в выбранных жанре и фэндоме.
  5. Размер — объем произведения. Бывает: макси, миди, мини, драбл.
  6. Направленность — наличие и характер отношений романтического или сексуального характера.
  7. Жанр — какой сценарий развития сюжета фанфика предполагается.
  8. Предупреждения — некий список особенностей произведения, что могут неприятны и неприемлемы для чтения некоторым гражданам. Например, нецензурная лексика или смерть одного из основных персонажей.
  9. Описание — краткий анонс содержания произведения, то есть того, о чем в нем пойдет речь.

История явления

Современные массовые фандомы со своим творчеством возникли в 1960-е в основном вокруг сериала Star Trek, из которого пошёл троп Мэри Сью. Именно с этой вселенной ассоциируют зарождение явления фанфиков. Но на самом деле явление куда древнее.

С точки зрения иудаизма Новый Завет, которому две тысячи лет, является фанфиком с Марти Сью на книги Танаха. Использовать чужих героев не гнушались такие авторы, как У. Теккерей («Ревекка и Ровена» по «Айвенго»), Жюль Верн («Ледяной сфинкс» — продолжение «Повести о приключениях Артура Гордона Пима» Э. По), К. Чапек («Апокрифы»), Н. Гумилёв (пьеса «Дон Жуан в Египте» по Пушкину), сам Пушкин («Сцена из Фауста») и Том Стоппард («Розенкранц и Гильденстерн мертвы» по «Гамлету» Вильяма нашего Шекспира). Когда творил сэр Конан Дойл, многие фанаты его творчества писали собственные продолжения приключений Шерлока Холмса. На основе пьесы А. П. Чехова «Чайка» американский драматург Теннесси Уильямс создал своё произведение «Записные книжки Тригорина», а Василий Павлович Аксёнов — пьесу «Цапля».

Но назвать эти произведения фанфиками решится только махровый постмодернист. Дело в том, что подавляющая масса фанфиков публикуется в Сети без малейшего контроля качества, и в итоге слово приобрело неприятные коннотации, ассоциирующиеся с понятиями «графомания» и «порнуха». На один серьёзный фанфик приходится 10 глупых и 100 бессюжетно-порнографических, а на один качественно написанный — 10 сносных и 100, написанных языком «Жыстокой Голактеки». По этой причине некоторые писатели (например, Дж. Мартин) вообще не переносят на дух фанфики как явление.

Однако некоторые фанфики даже издают на бумаге. Обычно это запрещено законодательством. А если разрешено, то в трёх случаях:

  1. правообладатель ничего не имеет против того, чтобы о его мире писал кто-то ещё — за мзду или даже за просто так (например, БНС благословил такой проект);
  2. в национальном законодательстве об авторском праве защищаются права на тексты, но не на вселенные;
  3. законодательство о защите авторских вселенных не выполняется.

В первом случае для приличия фанфики называют «произведениями расширенной (или общей) вселенной».

По любому мало-мальски известному произведению можно найти фанфик, по просто известному — несколько тысяч, а по очень известному, вроде «Гарри Поттера» или «Звёздного пути», — просто тонны фанфиков и специальные сайты для этих мегатонн.

Кирилл Еськов, автор одного из самых известных (анти)фанфиков по Толкину «Последний кольценосец», считает, что хороший фанфик написать нельзя в принципе, причём на это не способен даже автор оригинала, хотя в этом случае фанфик называют сиквелом. Свой же роман Еськов называет не фанфиком, а апокрифом. Иными словами, по Еськову, хороший фанфик может получиться лишь по принципу «Мелькор был хорошим» (естественно, для этого требуется ещё и талант — одного несогласия с автором оригинала мало). А вот если ты с оригиналом согласен, то ничего ценного и оригинального не напишешь — автором всё уже написано до тебя. Но кто сказал, что Еськов обязательно будет прав?

Что такое канон и неканон

Итак, выше мы тщательно проанализировали, что это такое — фанфик. Однако при выборе или обсуждении любого понравившегося фанфика с друзьями, знакомыми можно услышать фразу вроде «содержание не соответствует канону» или, наоборот, соответствует ему. Что это значит?

Для того чтобы ответить на вопрос, сформированный в заголовке текущего пункта, следует вспомнить родной язык. В частности, толкование такого слова, как «канон». Ведь его можно услышать не только в случае когда речь идет о фанфике, но и в беседах на иные темы. Если значение данного существительного вспомнить никак не удается, следует обратиться к русскоязычному толковому словарю.

И тогда мы выясним, что слово «канон» греческого происхождения, оно обозначает нечто исторически сложившееся, нерушимое, традиционное и не подлежащее изменениям.

При описании фанфика термин «канон» используется в качестве оценки соответствия сюжета данного любительского произведения оригиналу, по которому оно было написано. То есть если в книге о Гарри Поттере Рон и мальчик, который выжил, — друзья, то описание их неприязни по отношению друг к другу будет не по канону, и наоборот.

Фанфик

Что такое Фанфик

Фанфик – это вымышленная история, написанная людьми, которые являются поклонниками (фанатами) определенного оригинального сериала, фильма, игры или книги. В некоторых случаях фанфики издаются в бумажном варианте, но большинство из них распространяется через Интернет. Иногда подобные фанатские истории могут нарушать законы об авторском праве, но как правило санкции к ним не применяются, если авторы фанфиков не пытаются извлечь выгоду.

Что такое ФАНФИК — значение, определение простыми словами.

Простыми словами, Фанфик – это история, написанная любителями под впечатлением от какой-то определенной вселенной. Данная история может содержать в себе множество различных аспектов, от расширения границ вселенной до продолжения или изменения основных сюжетных линий главных персонажей. К примеру, если фанатам концовка произведения показалась невнятной или недосказанной, то в своих фанфиках они могут продолжать вести историю направляя ее, по их мнению, в правильное русло.

Фанфик

Фанфик — история происхождения явления.

Считается, что фанфики существуют по крайней мере несколько столетий – с тех пор как художественная литература стала широко доступной для масс. Среди самых ранних примеров могут быть работы девушек в конце 1800-х годов, которые составили свои собственные окончания классической книге Луизы Мэй Олкотт «Маленькие женщины». Например, некоторые девушки, придумывали окончание, в котором Бет выживает, а Джо женится на Лори. Данные фанфики вероятней всего были для личного пользования, и скорее всего передавались только близким друзьям и родственникам.

Фанфик

Фанфик – развитие.

С появлением первых массовых и популярных сериалов в 1960-ых годах, фанфики получили очередной виток развития. Одним из главных вдохновителей выступил телевизионный сериал — «Star Trek», под впечатлением от которого было написано сотни и тысячи различных фанфиков. Точно такая же история наблюдалась немного позже, после выхода культового блокбастера Джорджа Лукаса – «Звездные Войны».

Развитие интернета принесло новый рост популярности фанфиков, так как фанаты со всего мира получили возможность общаться и делится своими идеями и произведениями. Помимо сериалов, фильмов и книг, значительный толчок в развитии направления фанатских историй совершили компьютерные игры. К примеру серии таких культовых игр, как: «The Elder Scrolls», «World of Warcraft» и «Mass Effect» помимо своих канонических произведений, обросли сотнями и тысячами фанфиков.

Фанфики и авторское право (копирайт).

Любой материал, который использует вымышленные персонажи, места и другие названия из произведений, защищенных авторским правом, представляет собой нарушение законов об авторском праве

Многие авторы, продюсеры и издатели, которые владеют авторскими правами, уделяют огромное внимание защите своих прав. Особенно если использование их материалов, несет негативный характер и сильный эффект на оригинальное произведение

Хотя данная политика распространяется далеко не на всех правообладателей. Некоторые предпочитают не предъявлять претензий к создателям фанфиков, пока те не используют их в коммерческих целях. В некоторых случаях, фанфики могут послужить очень мощной и эффективной бесплатной рекламой, которая может привлечь новых людей к основному произведению.

Фанфик

Эротические фанфики.

Одна из самых потрясающих форм фанфиков – эротические фанатские истории. Например, зрители, которые думали, что два персонажа в сериале или кино должны были иметь сексуальные отношения, могли бы выразить эту точку зрения, написав фрагмент истории, где такая связь есть.

Тропы в фанфиках

  • МТА — здесь большинство авторов действительно очень юные, называют их Йашками, от ЙА — Йунный Аффтор.
  • Полное чудовище — инфернальный… эээ как бы поцензурней… зоофил, любитель свиней.
  • Аристократия из фольги — здесь это Орейстократия или Орестократия.
  • Мэри Сью

    И кстати, тропнеймер и кодификатор для самого явления — пародийный фанфик на «Звёздный путь».

     — возведено в поджанр. В любом крупном фандоме найдётся кучу фиков, где главного героя сделали ну очень крутым, но про развитие характера как-то забыли. В ГП-фандоме это Сильногаре. Чистая же мэри-сья с авторским самовнедрением в канон встречается реже.

  • Профессор был не прав — во все поля! Некоторые авторы любят перелицовывать канонические события, а то и устраивают полное переписывания канона.
  • Просочиться в канон

    Так плохо, что уже хорошо — всетречается и такое. В лучшем случае. В худшем же… весьма сложно назвать даже шизофазией.

     — заветная мечта многих фикрайтеров, избравших второй путь и единственная пока существующая форма контроля качества фанфиков. Проще говоря — самые качественные работы (при наличии у авторов смелости для того, чтобы предложить свой труд владельцам прав) признаются частью Расширенной Вселенной, остальные отсеиваются.

  • Это ж надо было додуматься!

    Омегаверс.

     — особенно у девушек-яойщиц.

Личные сообщения

Можно отправлять:

Сообщения личного характера, персональные обращения к пользователю;

Все, что считается личной перепиской.

Запрещено отправлять:

Рекламу, предложения обменяться оценками и прочий спам;

Все, что пользователь не хотел бы получить, а вы решили отправить ему без разрешения.

Оскорбления;

Если решите оскорбить пользователя в любой форме личным сообщением, будьте готовы к санкциям.
Нам все равно, кто виноват и кто первый начал — учитесь быть вежливыми и корректными в любой ситуации.

Администрация оставляет за собой право удалять любой текст, сочтенный неуместным.

Что представляет собой ориджинал? На примере одного подобного произведения

Жанры ориджиналов, как и жанры фанфиков, различны. Хотя особенно востребованы и читаемы произведения на подростковую тематику, где еще неопытные мальчики и девочки учатся познавать жизнь, справляться с обилием собственных проблем и выбираться из всевозможных сложных ситуаций.

Одним из таких довольно известных и обсуждаемых в сети ориджиналов является история, написанная девушкой по имени Стейс Крамер. Произведение называется «50 дней до моего самоубийства». Этот ориджинал — дебют юной писательницы Насти Холовой — даже был напечатан и сумел снискать любовь поклонников не только в интернете, но и в реальности.

Сюжет ориджа закручивается вокруг шестнадцатилетней девушки Глории, которая вдруг понимает, что не может справиться со всеми своими проблемами и дает себе пятьдесят дней для того, чтобы сыграть со своей судьбой в интересную игру и оценить, стоит ли ей продолжать жизнь.

Фанфик

Что движет авторами

Почему люди садятся писать фанфики?

Первая и основная причина — отсутствие долгожданного продолжения или, как часто бывает, полное закрытие проекта. Первый «Звёздный путь» пробыл на экранах всего пару лет, потом сериал закрыли, и фанаты бросились строчить фанфики. Редкие фильмы по ЗП раз в пятилетку вряд ли можно назвать полноценным продолжением. Также по ЗП выходят официальные книги, то есть по сути те же фанфики, только одобрены свыше.

С ГП произошло то же самое. Книги после четвёртой стали выходить с интервалом в два-три года, подошли экранизации, которая сделали франшизу ещё популярней, а у фанатов не было сил ждать, поэтому некоторые сели писать сами. Одна из первых известных фикрайтеров, Кассандра Клэр, настолько прославилась своей трилогией про Драко, что смогла на этой волне пропихнуть свои оригинальные книги в издательства и стать известной. Даже в наши дни количество фанфиков растёт и продолжает расти, но теперь уже по другой причине — по ГП вряд ли что-то будет сочинено новое. Пока есть спрос на фики по поттериане, они будут — денег не заработать, но авторы получают прекрасную возможность потренироваться «на кошках» и почесать своё эго, потому что любой фичок МТА будет прочитан и даже кому-то понравится.

Вариант — когда продолжения никто и не обещал, а расставаться с полюбившимися героями не хочется. Как пример — Василий Павлович Аксёнов ни разу не обещал продолжения «Острова Крым», но что ж помешает фанатам напейсать про приключения Андрея Лучникова в Советской России?

Вторая причина — авторы оригинального произведения плохо прописали сеттинг или вообще его не прописали, оставили канву дырявой, оказались не в ладах с какой-то наукой или просто не слишком хорошо следили за миром, в котором происходил весь сыр-бор. И фанатам приходится исправлять халтуру авторов, расширяя вселенную вместо них. В основном, этим занимаются более умелые фикрайтеры (которые часто ещё и труЪ фанаты, готовые работать за саму идею), потому что профанов в этой сфере не терпят. Именно так и родилась Расширенная Вселенная «Звёздных войн», и примерно в том же направлении идут «строительные работы» по многим другим вселенным. Как правило, именно из таких работ формируется полноценный фанон.

Третья причина — это Мелькор был хороший. Фанфикер перелицовывает события канона и всячески выражает своё недовольство некоторыми моментами. В ГП-фандоме популярны фики, где Дамблдор плохой, а Гарри становится крутым и всех нагибает. Некоторые страдают от того, что слизеринцев сильно обижают, и начинают исправлять это в фиках. А как обласкали фанаты Снейпа! Фики про плохого Снейпа — исчезающая редкость, и пишущий их автор обречён на безвестность и забвение. Некоторые авторы выражают идейное несогласие с написанным: например, часть фанатов «Отблесков Этерны» отказывается воспринимать Дикушу однозначно «плохим» персонажем. Среди правоверных таких не без причин называют еретиками.

Есть и четвёртая причина — «а что если?» Попытки представить, как развивался бы сюжет, если какое-то событие не произошло, или пошло не так, как в каноне. От мелочей, из которых вырастают иные ветки развития событий (персонаж свернул налево, а не направо), до полноценных альтернативных вселенных (герои ГП в мире без магии).

Пятая причина — практичная: Для малоизвестного автора фанфик — едва ли не единственный способ найти для своего произведения какую-то аудиторию, а не работать в стол. Делается это просто: пишется собственное произведение, персонажам даются имена из другого произведения с более-менее похожей структурой героев, всё это объявляется AU и публикуется под видом фанфика. В случае положительной реакции публики вещь можно переписать и в виде независимого произведения, как это было с «Пятьдесят оттенков серого».

Публикация

Можно публиковать:

Фанфики или ориджиналы, написанные вами;

Написанный вами текст должен быть предварительно проверен на ошибки и оформлен в соответствии с правилами русского языка.

Переводы фанфиков и ориджиналов с иностранных языков (только с разрешения автора!);

Сделанный вами лично перевод с иностранного языка. Разрешение автора на публикацию следует получить заранее.

Статьи или исследования о фанфикшене или фэндоме. Подробнее ниже, в разделе .

Написанная вами статья должна соответствовать тематике раздела и быть помеченной жанром «Статьи».

Запрещено публиковать:

Тексты, написанные другими, скопированные из интернета. Ни под каким предлогом и ни в каком виде;

  • Даже написав в шапке «фанф не мой».
  • Даже получив разрешение от автора.
  • Ни под каким предлогом!
  • Это не шутка.
    За нарушение этого правила вас легко могут забанить на сайте.

Тексты на языках, отличных от русского;

«Книга фанфиков» — русскоязычный ресурс

Вставки на иностранных языках допустимы, но основной текст должен быть на русском.

Флуд, спам и тексты оскорбительного и/или провокационного характера;

Не стоит поддаваться соблазну подшутить над читателями или опубликовать что-либо
не соответствующее тематике фэндома или формату ресурса в целом.
Подобные публикации будут удалены, а нарушителей ждут соответствующие санкции.

Работы, затрагивающие недавние мировые трагедии и политические конфликты;

Неважно, с какой именно целью написана работа — не стоит использовать недавние события-трагедии
для создания своих работ, это по меньшей мере нетактично по отношению к тем, кто мог от них пострадать.
Если вы хотите написать текст по историческим событиям, выждите хотя бы полгода с момента, когда ситуация стабилизируется.
Если вы обнаружили на сайте подобную работу, обратитесь в службу поддержки или на support@ficbook.net.

Конкурсы, мероприятия, флешмобы, объявления, обращения к читателям под видом фанфика или его части;

Это вещи, которые лучше делать в личном дневнике.
Какую-то важную информацию можно разместить в поле «О себе» в своём профиле.
Для общения с постоянными читателями используйте личные сообщения.

Мнения о событиях или описания своей жизни, похожие на записи в личном дневнике;

Фанфик или ориджинал — художественное произведение с завязкой, кульминацией, развязкой, сюжетом. Записи
вроде «Я встала в 8 утра и пошла в школу» лучше оставить для личного дневника.

Подборки цитат, изречений, анекдотов, постов, логов;

Можно опубликовать статью, основанную на цитатах, но только при том условии, что это будет
ваше авторское исследование, основанное на них, а не просто подборка со скупыми комментариями.
Уместность каждой такой статьи решается индивидуально.

Переводы текстов песен;

Неважно, в рифму или нет — это не фанфикшен.

Наброски, еще не ставшие полноценным произведением и главой;

Не публикуйте фанфик, состоящий из фразы «тут будет первая часть» — можно отметить текст как черновик, если он еще не готов.
Не публикуйте главу размером в несколько строк.
Несмотря на то, что выставлять работы «в процессе написания» разрешено, каждая глава должна иметь
завершенную идею и быть отдельной единицей смысла.

Списки признаков и причин, советов, ТОПов, плюсов и минусов, анкет персонажей, подобного;

Перечисление чего-либо не является фанфикшеном

Запрет не касается только работ в стиле «Жанры и предупреждения». Уместность каждой такой работы решается индивидуально.

Тексты с участием персонажей, не достигших возраста согласия.

В сексуального характера сценах не могут быть задействованы персонажи, не достигшие возраста согласия.
Универсальный возраст согласия на сайте — 16 лет. Уместность каждой такой работы решается индивидуально.
Даже если персонажу 1000 лет, но он выглядит моложе 16, то в половых актах он не может принимать участие.

Если вы обнаружили на сайте подобную работу, обратитесь в службу поддержки или на support@ficbook.net.

Типы фикрайтеров

Как можно понять по тексту предыдущего пункта, сообщество фикрайтеров далеко не однородно, и потому в каждом мало-мальски крупном фэндоме существуют несколько группировок, «идеология» и методы которых могут различаться вплоть до диаметрально противоположных. В общем, всё в полном соответствии с законами социально-политического развития.

  • Канонисты (они же правоверные) — руководствуются второй посылкой, то есть, допиливают напильником полюбившееся произведение, а также внимательно следят за тем, чтобы ничего не противоречило оригинальному тексту. В нормальном фэндоме участвуют в формировании фанона (а если существует Расширенная Вселенная, то и канона), практически всегда выступают на стороне автора и, как правило, немногочисленны. Могут быть как вполне адекватными людьми научного склада ума (Элиезер Юдковски тому пример, хоть он и не 100%-канонист), готовыми к проведению «умеренных реформ», так и консервативной до мозга костей толпой оголтелых храмовников, готовых порвать на части за неправильное произнесение имени персонажа третьего плана или ошибку в количестве заклёпок на ОБЧР (привет от фанатов Легендариума Толкина и вселенной WarHammer 40,000).
  • Неканонщики (они же AU-шники, они же еретики в глазах канонистов) — вот эти товарищи действуют в соответствии с третьим принципом, а потому более склонны продвигать своё личное мнение. В сформировавшемся стабильном фэндоме до фанона либо не допускаются вообще, либо допускаются с большими ограничениями. Во многом их взгляды диаметрально противоположны взглядам канонистов. В ситуациях, когда автор поворачивается к фэндому известным местом и позволяет себе слишком уж много произвола, число неканонщиков резко растёт, в результате чего может произойти разрыв канвы фанатами. В некоторых случаях (например, когда процент консерваторов среди канонистов чересчур вырос) фанатское сообщество раскалывается, и неканонщики формируют свой собственный фанон, с хорошим Мелькором и орлангурами. В целом, эта группировка несколько более многочисленная, чем «канонисты», но проигрывает им по общему уровню эрудированности (хотя учёные мужи есть и здесь). Внутри неканонщиков также могут быть свои «умеренные» (некоторые не без оснований относят сюда всё того же Элиезера Юдковски) и «радикалы» (Кирилл Еськов как раз к таким и относится).
  • Обычные фанаты — ими движет посылка первого типа. Составляют большинство среди «избирателей», как правило, либо ничего не пишут, либо следуют мейнстриму (а мейнстрим задаёт одна из двух предыдущих категорий).
  • Бета-ридеры — помогают представителям предыдущих категорий, но редко принимают участие в «политической жизни» фэндома. В отдельную категорию выделяются редко, чаще совмещая работу беты с написанием собственных текстов.
  • ЙАшки — присутствуют в больших количествах, но в формировании фанона не участвуют, так как не достигли для этого достаточного профессионализма, да и негласный возрастной ценз никто не отменял. Впрочем, могут что-то писать, но, как правило, работы пестрят ошибками как грамматическими, так и логическими (а иногда и с орфографией полный завал). Йунный на то и йунный.
  • Слэшеры и авторы порнофиков — две нередко соприкасающиеся, но всё же различные группы фикрайтеров. Слэш предполагает наличие гомосексуальных отношений, которых в 99 % случаев нет в каноне и не предвидится, а для порнофика главнее присутствие высокорейтингового изображения интимных сцен. Тем не менее, существует огромное число слэш-фанфиков не делающих упор на постельных сценах.

Дополнительные поля в «шапке» фанфика

Кроме того, в фанфиках по сериалам, передачам, играм, книгам и т. д. многие авторы указывают дополнительную информацию, которая максимально знакомит читателей и потенциальных поклонников данной истории с сюжетом:

  1. Беты — кто осуществлял или участвовал в редактировании текста.
  2. Соавторы — если в написании фанфика принял участие не один человек, а больше, их следует указать в данном пункте.
  3. Персонажи — главные герои, вокруг которых будет закручиваться сюжет.
  4. Комментарий автора к работе — здесь обычно пишут причины, по которым было написано произведение, мысль, что автор желает донести, или любую другую информацию подобного характера.
  5. Посвящение — некоторые авторы фанфиков пишут свои работы для друзей, знакомых, тем самым посвящая работу им.
  6. Публикация — разрешает ли автор публиковать свое произведение на иных ресурсах.
  7. Благодарность — на некоторых сайтах, например таком как «Книга фанфиков» (или «Фикбук), есть функция, что позволяет отметить, отблагодарить понравившееся произведение, а, соответственно, и его автора виртуальным подарком.

Как сориентироваться в обилии фанфиков

Если исследовать интернет, станет ясно, что фанфиков можно отыскать целый миллион, а то и больше. И для того чтобы выбрать тот, что понравится конкретному человеку и будет соответствовать его желаниям, ожиданиям и моральным принципам, следует выучить определению фанфика.

Эти сочинения, как и оригинальные произведения, фильмы, сериалы и т. д., по которым они написаны, имеют признаки, позволяющие сориентироваться в обилии историй. Ведь мало знать, какая тема лежит в основе повествования. Нужно еще и разобраться, подходит ли сюжет.

Предположим, читателя интересуют фанфики по Гарри Поттеру, и он, например, желает подробнее узнать о жизни профессора Снейпа (или Снегга по некоторым источникам). Тогда ему следует изучить, какие персонажи будут участвовать в повествовании.

Фанфик

То есть в таком случае следует в первую очередь искать фанфик о Снейпе. А потом изучить «шапку» найденного произведения, чтобы определить, соответствует ли данная история желаниям читателя.

На какие жанры подразделяются фанфики

Поскольку фанфик — сочинение, написанное фанатом, оно может быть представлено в различных жанрах и направлениях.

Фанфик

Например, экшен или экшн — это фанфик, в основу которого легло произведение с динамичным сюжетом, в нем обилие действий, но мало описаний отношений главных и второстепенных героев, нет логических загадок, исследований.

Другое дело фанфики такого жанра, как приключения. В них изображены отважные герои, которые не боятся перемен, решительно отправляясь в различные путешествия, странствия. Или же фанфики-детективы. В таких историях главным героям предстоит разгадывать целую куча загадок, искать ответы на сложные вопросы, ну а читателям придется включать логику и много думать, пытаясь предсказать дальнейшее развитие сюжетной линии.