Эстетика

Литература

История эстетики:

  • История эстетики: Учебное пособие. / Под ред. В. В. Прозерского, Н. В. Голик)- СПб.: Издательство РХГА, 2011.— 815 с. ISBN 978-5-88812-442-0
  • Аничков Е. В.,. Эстетика // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Гилберт К., Кун Г. История эстетики. — М., 1960.
  • Бычков В. В. Византийская эстетика. Теоретические проблемы. М., 1977.
  • Бычков В. В. Русская средневековая эстетика. XI—XVII века. М., 1992.
  • Лосев А. Ф. История античной эстетики. Т. 1-8. М., 1963—1994.
  • Лосев А. Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. М., 1965.
  • Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.
  • Татаркевич В. Античная эстетика. М., 1977.
  • Шестаков В. П. Очерки по истории эстетики. От Сократа до Гегеля. — М.: Мысль, 1979. — 372 с.

Теория эстетики:

  • Белик А. П. Эстетика и современность. М., 1963.
  • Дзикевич С. А. Эстетика: Начала классической теории: Учебное пособие для вузов. — М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2011. — С. 254. — ISBN 978-5-82-91-1259-2.
  • Бычков В. В. Эстетика. — М.: Гардарики, 2005..
  • Киященко Н. И. Эстетика — философская наука. — М.: «Вильямс», 2005. — С. 592. — ISBN 5-8459-0867-1.
  • Каган М. С. Эстетика как философская наука. — СПб., 1997..
  • Лебедев, В. Ю. Эстетика: учебник для бакалавров /В. Ю. Лебедев, А. М. Прилуцкий. — М.: Издательство Юрайт, 2016. −424 с.- Серия : Бакалавр. Базовый курс.
  • Кривцун, О. А. Эстетика: учебник для академического бакалавриата /О. А. Кривцун.- 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2015. −549 с.- Серия : Бакалавр. Академический курс.
  • Худушин Ф. С. Слово о красоте земной. — М.: Молодая гвардия, 1982. — 272 с. — 50 000 экз. (в пер.)
  • Долгов, К. М. Эстетика природы. — М.: ИФ РАН, 1994. − 230 с.

Мнение философов об эстетике

Иммануил Кант, являющийся одним из самых известных философов, считал, что философия эстетики позволяет изучать прекрасное в искусстве, которое и является ее предметом. Однако при этом изучение предметов прекрасного не осуществляется. Согласно взглядам Иммануила Канта, эстетика (что это за наука, описано выше) рассматривает различные суждения о прекрасном, в связи с чем представляет собой основу для критики разных художественных произведений с целью установить их соответствие данным категориям и определить уровень познавательной, нравственной значимости. Философ Георг Гегель отмечал, что эстетика является частью философии, но создана она для изучения разных направлений искусства, в результате чего наука позволяет определять, какое место занимает каждое художественное произведение в системе прошлого, нынешнего и будущего поколений людей.

Эстетика

Освоение мира

Эстетическое освоение мира возможно только в том случае, если присутствует заинтересованность в предмете познания или ориентация на целостное восприятие. Искусство позволяет формировать, а впоследствии и регулировать механизм присвоения общественно-исторического опыта. Восприятие художественного произведения способствует самосовершенствованию и изменению взглядов о мире на основе личных ощущений и социокультурной природы эстетического знания. Понимание эстетического богатства мира позволяет узнать все особенности художественного метода, представляющего собой аналог произведения.

Этическое и эстетическое познания мира – лучший способ самосовершенствования. Крылатое выражение знаменитого британского писателя Оскара Уайльда гласит: «Эстетика на голову выше этики!» Получается, творец утверждает, что именно красота выше, т. е. важнее добра. Прав ли он? Или же нет? Только индивидуально и искренне отвечая на поставленные вопросы, каждый индивидуум сможет более глубоко представить себе направления деятельности: по постулатам добра или законам красоты. Выбор за вами: этика или эстетика. Что это для вас лично?

Этика и эстетика для самосовершенствования и познания окружающего мира

Впоследствии предмет сужался до теоретического обоснования, позволяющего определить направление в искусстве, проанализировать особенности художественного стиля произведения. Все это эстетика. Что это в будущем станет одним из школьных предметов, не мог подумать никто.

Марксисты обозначали ее как особенную науку о природе, позволяющую оценивать закономерности ее освоения. В то же время эстетика в искусстве воспринималась как художественная культура мирового общества.

Русский философ Алексей Федорович Лосев рассматривал предмет науки как особенный мир выразительных форм, который создается как человеком, так и природой. Он был уверен в том, что следует изучать не только прекрасное, но и другие эстетические категории, среди которых надо отметить безобразное, комическое, возвышенное, низменное, ужасное, т. е. существуют не только эстетика и искусство, но и полные противоположности. Данный взгляд Лосев обосновывал тем, что эстетика представляет собой науку, позволяющую изучать особенности восприятия разных выразительных форм окружающего мира и находить возможности для проявления творческих талантов. Опираясь на данный смысл, понятие художественной формы мы можем рассматривать как синоним произведения искусства.

Этика должна существовать в человеке с детства

21-й век подарил обществу такое понятие, как биоэтика, которая органически связана с этикой семьи и пола. Ведь полноценное общество напрямую определяется здоровыми, красивыми отношениями между мужчиной и женщиной. Благополучная семья вкладывает в неокрепшие умы и души детей те ценности, которые впоследствии становятся ключевыми для морального, физического и психического здоровья всего общества. Каждый человек должен получать знания об этике и осваивать их с раннего детства. Только в этом случае в обществе можно поддерживать согласие, порядок. К тому же каждый ребенок должен понимать, о каких нормах и моральных понятиях следует помнить в любой ситуации.

Эстетика и философия искусства

После Гегеля, для некоторых эстетика является синонимом философии искусства, в то же время, для других здесь имеется значительная разность двух этих, всё же близко стоящих друг от друга, сфер философского знания. На практике же, эстетические суждения отсылают к чувственному созерцанию и/или оценочному выражению по отношению к объекту (не обязательно, что объекту искусства), в то время как художественное суждение ссылается к распознаванию, оценке и критике искусства или его произведения.

Современная эстетика, особенно среди молодых поколений, вообще сужена до понимания простоты и красоты в искусстве.

Философская эстетика говорит не только об искусстве и излагает суждения касательно произведений искусства, но и даёт определение тому, что такое собственно само искусство. Для философии искусство — автономная сущность, потому что искусство имеет дело с чувствами (к слову здесь этимология «эстетики») и искусство свободно от какого-либо политического и/или морального назначения. Отсюда можно сделать вывод, что есть две концепции искусства в эстетике: искусство, как знание; и искусство, как действие. Однако эстетика ближе к эпистемологии, чем к этике.

Эстетика в философии

Эстетика также известна как философия прекрасного и по своему происхождению была словом, обозначавшим теорию чувствительного знания (estadiologia).

Значение, которое в настоящее время приписывается эстетике, было введено А. Г. Баумгартеном, чтобы описать то, что в свое время называлось «критикой вкуса».

На протяжении веков философия всегда интересовалась сущностью прекрасного, центральной темой эстетики.

Согласно Платону, прекрасное отождествляет себя с добром, и весь эстетический идеалист происходит из этого платоновского понятия. В случае Аристотеля эстетика основана на двух реалистических принципах: теории подражания и катарсиса.

Неоплатоническая эстетика, защищаемая Плотином, вновь появилась в эпоху Возрождения, в частности, в Шефтсбери (Английская школа моральных настроений), а также в некоторых понятиях романтического идеализма, которые рассматривают прекрасное как проявление духа.

Французский классицизм (Декарт и Буало-Деспро) поддерживает идеи Аристотеля, хотя понятия «ясность» и «различие» вводятся рационализмом как критерии красоты.

Узнайте больше о значении эпохи Возрождения.

В восемнадцатом веке история эстетики достигает своего пика. Англичане проанализировали эстетическое впечатление и установили разницу между непосредственно пережитой красотой и относительной красотой. Также было проведено разделение между прекрасным и «возвышенным» (Э. Берк).

В «Критике суждения» Кант определил априорный характер эстетического суждения, идентифицировав прекрасное как «бесконечный конец» и назвав «априорную науку о чувственности» трансцендентальной эстетикой. Немецкий классицизм был подкреплен основами Канта, что можно проверить с помощью Шиллера, Гете, В. фон Гумбольдта.

В девятнадцатом веке Г. Т. Фехнер создал индуктивную или экспериментальную эстетику, оппозицию умозрительной эстетике.

Правильность жизни

Этика нравственной личности сугубо индивидуальна, абсолютна и не регламентирована. Этика общества, наоборот, создана для процветания социума, релятивна и четко регламентирована. Именно поэтому нравственная личность не в состоянии безропотно и покорно подчиняться главенствующей этике социума, она находится в неумолимой полемике с ней. Она постоянно протестует против нее, считая гораздо ниже по уровню. И в результате между ними неизбежно возникает антагонизм из-за разных подходов к понятию гуманности. Этика общества неспособна уважать гуманность, а этика личности нравственной – наоборот. Ведь гуманностью считается жертвование собой ради достижения общей цели. Человек, стремящийся жить правильно, должен с этических позиций оценивать как свое поведение, так и поступки всех других людей. Представления о добре и зле, прекрасном и безобразном, приличном и неприличном должны помогать оценивать многогранный внутренний и внешний мир. Данный подход позволит понять, какого поведения и стиля необходимо придерживаться на протяжении своей жизни. Английский философ Джордж Эдвард Мур уверен в том, что этика позволяет принимать решения, совершать выбор. Опираясь на принципы этики и морали, можно жить в гармонии с собой.

Эстетика

Эстетические категории

Различными авторами выделяются разные эстетические категории. Так в приведены пять пар эстетических категорий:

  • прекрасное — безобразное.
  • возвышенное — низменное.
  • трагическое — комическое (юмор, ирония, сатира). Ослабленной формой трагического может считаться драматическое.
  • поэтическое — прозаическое.
  • глубокое — поверхностное.

В учебнике «Эстетика» В. Ю. Лебедева и А. М. Прилуцкого выделены следующие эстетические категории:

  • Гармония,
  • Мера,
  • Прекрасное,
  • Изящное,
  • Возвышенное,
  • Трагическое,
  • Безобразное,
  • Низменное,
  • Убогое и омерзительное,
  • Комическое.

Некоторыми выделяется категория героического. По одной версии, она является проекцией возвышенного в общественной жизни, по другой — проекцией трагического, которая, в свою очередь, оказывается формой выражения возвышенного. Равным образом, безобразное может оказываться низменным и комическим (см. определение Аристотеля: «смешное есть подражание безобразному»), тогда как возвышенное и прекрасное обыкновенно не смешиваются.