Литература
- Андреева Л. «Экстатические обряды в практиках некоторых российских конфессий или изменённые формы сознания»//Общественные науки и современность. 2005. № 3.
- Костецкий В. В., «Человек в экстазе. Опыт философского осмысления». Екатеринбург, 2000.
- Оршанский И. Г.,. Энтузиазм и экстаз // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Marghanita Laski, «Everyday Ecstasy», Thames and Hudson, 1980. ISBN 0-500-01234-2.
- Spoerri Th. (Hrsg.) Beitrage zur Extase. Basel: Karger, 1968;
- Josuttis H, Leuner H. (Hrsg.) Religion und die Droge. Stuttgart: Kohlhammer, 1972.
- Мантегацца П. Экстазы человека. М. 1890.
3Экстаз – это не оргазм
Очень часто экстазом называют оргазм, но это неправильно. Так как это совершенно разные понятия.Оргазм – это сильное физиологическое удовольствие, получаемое из-за неконтролируемого сокращения и напряжения определенных мышц человеческого тела. Хотя конечный результат оргазма похож на эйфорию, так как для него характерны ощущение наслаждения и полное удовлетворение. Способы достижения этого состояния разные, да и длится оргазм считанные секунды.
Экстаза же нельзя добиться раздражением эрогенных зон, так как он является следствием психоэмоционального восприятия, не связанного с физическим возбуждением.
Экстаз в христианстве
В христианстве высшее духовное состояние — обожение, то есть, что в святоотеческой литературе называется «богоусыновлением», «богоуподоблением», «изменением в бога», «превращением в бога», «обожением».
Идея «обожения» (theosis) была центральным пунктом религиозной жизни Востока, вокруг которого вращались все вопросы догматики, этики и мистики.
Крупнейший русский патролог архимандрит Киприан Керн полагал, что на христианское учение об обожении оказал сильное влияние неоплатонизм. Плотин, античный философ-идеалист, основатель неоплатонизма, также в своем учении говорит о достижении высшего духовного состояния, о соединении с Божеством, о единении с Ним в экстазе. Однако Плотиновский экстаз и христианское обожение не одно и то же. Плотиновский экстаз является результатом умственной деятельности, интеллектуальной эйфорией, процесс, в котором не предполагается какого-либо участия тела. Тело — отголосок земного, материального, оболочка, из которой надо выбраться, чтобы слиться с чистейшим Абсолютным Духом. Также философ не говорит о молитве как пути к боговидению. У христианских же мыслителей достижение Бога является плодом молитвенного труда, и тело тоже приобщается к Божественной энергии, входящей «во вся составы, во утробу (во внутренности), в сердце». В Христианстве именно Христос — единственная Личность, открывающая человеку Божественную реальность, Плотин не знает Бога, ставшего хлебом, пищей, питанием для души и тела.
Обожение Плотина, или экстаз, — это растворение в Едином до полной утраты собственной индивидуальности, тогда как христианский молитвенный экстаз означает наивысшее приобщение к Божественному свету без утраты своей личности, взаимопроникновение Бога и человека как двух личностей, становящихся «равными».
Согласно российскому историку и богослову К. Е. Скурату, результатом постоянного молитвенного общения с Богом является более тесное соединение с Ним — созерцание и экстаз. Экстаз — высшая форма молитвенного состояния и нравственного совершенства. Если созерцанием называется деятельность, заключающаяся в божественном размышлении и в постоянной молитве, то на высшей ступени созерцания наступает особое духовное состояние, которое называется у святых подвижников «умным созерцанием», «духовным зрением», «ведением», «умным видением», «изумлением» и «высшим видением». То есть не молитва, а пребывание в «восхищении» или «экстазе».
Высшее состояние, достигаемое молитвой, понятно только тому, кто своим собственным опытом достиг и пережил его. Человеку же плотскому, то есть знающему только земное «блаженство», совершенно невозможно и в уме того представить.
Через религиозный экстаз достигается нравственное совершенство, «совершается обновление растленного грехом естества человеческого, тоньше становятся душевные чувства, и естество наше вновь приобретает свойство ангельское; оно соделывается новою тварью и опять соединяется с Богом, делается участником Божественных совершенств, приобретает богоподобие».
Религиозный экстаз
«Видение апостола Петра». Графика. Гравюра. автор Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Иллюстрация к Библии, к (Деян. ). Описание изображения: апостол Пётр находится на молитве и в экстазе получает откровение свыше, ангелы спускают с неба большое полотно, в котором находятся разные нечистые животные, символизирующие необрезанных — язычников, один из ангелов перстом указывает на находящихся около Петра людей-язычников; одна из язычниц, находящаяся на ступеньках, склонив голову, протягивает руку, обращенную к Петру
Классик английской спиритуалистской литературы Фредерик Майерс писал, что «экстаз является весьма распространенным религиозным проявлением». Среди всех субъективных религиозных переживаний экстаз является сравнительно общедоступным и психологически наиболее достоверным. Об экстазе говорится практически во всех религиях. «От шамана дикарских племен до Будды, Магомета и апостолов-мистиков — Иоанна, Петра и Павла — мы встречаемся со сходными психологическими свидетельствами, сколь бы ни были значительны психологические, интеллектуальные и нравственные различия между этими людьми».
Через религиозное созерцание можно достичь того состояния интимного общения с Богом, в котором «душа пребывает в Боге и Бог в душе», однако, созерцание не является завершающей стадией единства с Абсолютом. Многие великие созерцатели описывают отдельно и считают более возвышенной, чем молитва единения, группу определенно экстатических состояний, когда концентрация душевной энергии на Трансцендентном столь полна и кипение жизни в этой точке столь интенсивно, что человек погружается в транс и на какое-то время перестает осознавать внешний мир. В обычном созерцании человек не следит за внешним миром, но и не абстрагируется полностью. В экстазе же человек не может осознавать внешний мир. Никакие сигналы из этого мира не достигают его, включая даже самые настойчивые — ощущения физических страданий.
Например, в экстазе (в исступлении) находился апостол Пётр, когда согласно книге Деяния святых апостолов, пребывая на молитве городе Иоппии, в видении получил от Бога откровение о том, что необходимо принимать в церковь не только иудеев, но и язычников:
Примечания
- ↑ Жмуров В. А. // Большая энциклопедия по психиатрии. — 2-е изд. — М.: «Джангар», 2012. — 864 с.
- Πλούταρχος «Σόλων» (8) (8.1)
- Πλωτίνος «Ἐννεάδες» Ἐννεάς Στ 11.17
- ↑ В. В. Бибихин, Ю. А. Шичалин. Экстаз // Новая философская энциклопедия в 4 томах. — М.: «Мысль», 2010. — Т. 4. — С. 427. — ISBN 978-2-244-01115-9. — ISBN 978-2-244-01119-7.
- ↑ «Frederic W.H. Myers «Human Personality and its Survival of Bodily Death», vol. II. p. 260
- Эвелин Андерхилл «Мистицизм. Опыт исследования природы и законов развития духовного сознания человека». К: «София», 2000 — PSYLIB, 2003
- Аблеев С. Р. История мировой философии: учебник. — М.: Астрель, 2005. — С. 84. — 414 с. — ISBN 5-271-04969-8.
- И. Попов. Идея обожения в древневосточной Церкви: Вопросы философии и психологии. 1906. Кн. 97. С. 213
- Епископ Иларион (Алфеев) Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. Глава X. Обожение
- Архимандрит Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. Париж, 1950. С. 143
- Исаак Сирин, преподобный. Творения. Сергиев Посад, 1911. Слово 21. С. 104—105.
- Блейхер В. М., Крук И. В. // Толковый словарь психиатрических терминов. — Воронеж: МОДЭК, 1995. — ISBN 5-87224-067-8.
Как изменилось отношение к экстазу
Основание науки об экстатических переживаниях можно отсчитывать с 1902 года, когда Уильям Джеймс опубликовал классическую работу «Многообразие религиозного опыта». Джеймс, один из отцов научной психологии, попытался рассмотреть экстаз с натуралистической точки зрения — то есть независимо от существования чего-то сверхъестественного. Он изучал, как мистические переживания воздействуют на сознание людей, а также проводил на себе эксперименты с закисью азота и мескалином. Это привело его к выводу, что обыденное рациональное мышление — лишь один из типов сознания, небольшая полянка в огромном лесу совершенно других явлений.
В отличие от Фрейда, Джеймс не считал экстаз регрессией в более примитивное состояние и симптомом психопатологии. Он видел во временной утрате «я» положительные стороны. Но для академической психологии это утверждение звучало еретически вплоть до 1960-х годов, когда формы экстаза вышли на поверхность.
Как пишет публицист Барбара Эренрайх, «суть ума западного человека, особенно мужчины и представителя высшего класса, заключается в его способности сопротивляться заразительному ритму барабанов, заточить себя в крепость эго и рациональности посреди соблазнительной дикости мира».
Шестидесятые сильно изменили западное отношение к сексу, наркотикам, рок-музыке, а через всё это — к экстазу. Но они оставили противоречивое наследие. Неосторожные эксперименты с психоделиками вместо просветления приводили к бэд-трипам и психологическим проблемам. Многие люди оказались в сектах, харизматических церквях или начали верить во всевозможные фантастические идеи — от магических кристаллов и астрологии до управления погодой силой мысли.
Британский философ и писатель Джулс Эванс считает, что сейчас на наших глазах происходит еще одна революция в понимании человеческой природы. Мы учимся не переоценивать бессознательное, как это делали битники и сторонники движения нью-эйдж, но и не ужасаться ему. Мы учимся признавать положительные стороны экстаза, но уже не пытаемся превратить весь мир в хиппи-фестиваль.
2Физическое состояние при экстазе
Физиологические проявления экстаза могут выражаться следующими физическими изменениями:
- снижение частоты дыхания;
- замедление или ускорение сердцебиения;
- зрительными и слуховыми галлюцинациями.
Описывают состояние экстаза следующими этапами:
- Отсутствие мыслей и ощущений.
- Не воспринимаются прикосновения, запахи, звуки.
- Нет воспоминаний, всплывающих картинок в голове.
В такое состояние погружаются йоги при медитации. Отмечено, что в этом периоде у них замедляется пульс и метаболизм, а это позволяет находиться в таком состоянии от нескольких часов до нескольких дней, без еды и воды.
Экстаз в христианстве
В христианстве высшее духовное состояние — обожение, то есть, что в святоотеческой литературе называется «богоусыновлением», «богоуподоблением», «изменением в бога», «превращением в бога», «обожением».
Идея «обожения» (theosis) была центральным пунктом религиозной жизни Востока, вокруг которого вращались все вопросы догматики, этики и мистики.
Крупнейший русский патролог архимандрит Киприан Керн полагал, что на христианское учение об обожении оказал сильное влияние неоплатонизм. Плотин, античный философ-идеалист, основатель неоплатонизма, также в своем учении говорит о достижении высшего духовного состояния, о соединении с Божеством, о единении с Ним в экстазе. Однако Плотиновский экстаз и христианское обожение не одно и то же. Плотиновский экстаз является результатом умственной деятельности, интеллектуальной эйфорией, процесс, в котором не предполагается какого-либо участия тела. Тело — отголосок земного, материального, оболочка, из которой надо выбраться, чтобы слиться с чистейшим Абсолютным Духом. Также философ не говорит о молитве как пути к боговидению. У христианских же мыслителей достижение Бога является плодом молитвенного труда, и тело тоже приобщается к Божественной энергии, входящей «во вся составы, во утробу (во внутренности), в сердце». В Христианстве именно Христос — единственная Личность, открывающая человеку Божественную реальность, Плотин не знает Бога, ставшего хлебом, пищей, питанием для души и тела.
Обожение Плотина, или экстаз, — это растворение в Едином до полной утраты собственной индивидуальности, тогда как христианский молитвенный экстаз означает наивысшее приобщение к Божественному свету без утраты своей личности, взаимопроникновение Бога и человека как двух личностей, становящихся «равными».
Согласно российскому историку и богослову К. Е. Скурату, результатом постоянного молитвенного общения с Богом является более тесное соединение с Ним — созерцание и экстаз. Экстаз — высшая форма молитвенного состояния и нравственного совершенства. Если созерцанием называется деятельность, заключающаяся в божественном размышлении и в постоянной молитве, то на высшей ступени созерцания наступает особое духовное состояние, которое называется у святых подвижников «умным созерцанием», «духовным зрением», «ведением», «умным видением», «изумлением» и «высшим видением». То есть не молитва, а пребывание в «восхищении» или «экстазе».
Высшее состояние, достигаемое молитвой, понятно только тому, кто своим собственным опытом достиг и пережил его. Человеку же плотскому, то есть знающему только земное «блаженство», совершенно невозможно и в уме того представить.
Через религиозный экстаз достигается нравственное совершенство, «совершается обновление растленного грехом естества человеческого, тоньше становятся душевные чувства, и естество наше вновь приобретает свойство ангельское; оно соделывается новою тварью и опять соединяется с Богом, делается участником Божественных совершенств, приобретает богоподобие».
Литература
- Андреева Л. «Экстатические обряды в практиках некоторых российских конфессий или изменённые формы сознания»//Общественные науки и современность. 2005. № 3.
- Костецкий В. В., «Человек в экстазе. Опыт философского осмысления». Екатеринбург, 2000.
- Оршанский И. Г.,. Энтузиазм и экстаз // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Marghanita Laski, «Everyday Ecstasy», Thames and Hudson, 1980. ISBN 0-500-01234-2.
- Spoerri Th. (Hrsg.) Beitrage zur Extase. Basel: Karger, 1968;
- Josuttis H, Leuner H. (Hrsg.) Religion und die Droge. Stuttgart: Kohlhammer, 1972.
- Мантегацца П. Экстазы человека. М. 1890.
Религиозный экстаз
«Видение апостола Петра». Графика. Гравюра. автор Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Иллюстрация к Библии, к (Деян. ). Описание изображения: апостол Пётр находится на молитве и в экстазе получает откровение свыше, ангелы спускают с неба большое полотно, в котором находятся разные нечистые животные, символизирующие необрезанных — язычников, один из ангелов перстом указывает на находящихся около Петра людей-язычников; одна из язычниц, находящаяся на ступеньках, склонив голову, протягивает руку, обращённую к Петру
Классик английской спиритуалистской литературы Фредерик Майерс писал, что «экстаз является весьма распространённым религиозным проявлением». Среди всех субъективных религиозных переживаний экстаз является сравнительно общедоступным и психологически наиболее достоверным. Об экстазе говорится практически во всех религиях.
Верующие считают, что через религиозное созерцание можно достичь состояния общения с Богом, в котором «душа пребывает в Боге и Бог в душе», однако, оно не является завершающей стадией единства с абсолютом. Многие великие созерцатели описывают отдельно и считают более возвышенной, чем молитва единения, группу определённо экстатических состояний, когда концентрация душевной энергии на трансцендентном столь полна и кипение жизни в этой точке столь интенсивно, что человек погружается в транс и на какое-то время перестаёт осознавать внешний мир. В обычном созерцании человек не следит за внешним миром, но и не абстрагируется полностью. В экстазе же человек не может осознавать внешний мир. Никакие сигналы из этого мира не достигают его, включая даже самые настойчивые — ощущения физических страданий.
Например, в экстазе (в исступлении) находился апостол Пётр, когда согласно книге Деяния святых апостолов, пребывая на молитве городе Иоппии, в видении получил от Бога откровение о том, что необходимо принимать в церковь не только иудеев, но и язычников:
Примечания
- Πλούταρχος «Σόλων» (8) (8.1)
- Πλωτίνος «Ἐννεάδες» Ἐννεάς Στ 11.17
- ↑ «Frederic W.H. Myers «Human Personality and its Survival of Bodily Death», vol. II. p. 260
- Эвелин Андерхилл «Мистицизм. Опыт исследования природы и законов развития духовного сознания человека». К: «София», 2000 — PSYLIB, 2003
- Плотин «Эннеады»(VI. 9)
- И. Попов. Идея обожения в древневосточной Церкви: Вопросы философии и психологии. 1906. Кн. 97. С. 213
- Епископ Иларион (Алфеев) Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. Глава X. Обожение
- Архимандрит Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. Париж, 1950. С. 143
- Исаак Сирин, преподобный. Творения. Сергиев Посад, 1911. Слово 21. С. 104—105.
- Макарий Египетский, преподобный. Духовные беседы, послания и слова. Указ. изд. С. 428. (Сл. 6, гл. 13).
Религиозный экстаз
«Видение апостола Петра». Графика. Гравюра. автор Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Иллюстрация к Библии, к (Деян. ). Описание изображения: апостол Пётр находится на молитве и в экстазе получает откровение свыше, ангелы спускают с неба большое полотно, в котором находятся разные нечистые животные, символизирующие необрезанных — язычников, один из ангелов перстом указывает на находящихся около Петра людей-язычников; одна из язычниц, находящаяся на ступеньках, склонив голову, протягивает руку, обращенную к Петру
Классик английской спиритуалистской литературы Фредерик Майерс писал, что «экстаз является весьма распространенным религиозным проявлением». Среди всех субъективных религиозных переживаний экстаз является сравнительно общедоступным и психологически наиболее достоверным. Об экстазе говорится практически во всех религиях. «От шамана дикарских племен до Будды, Магомета и апостолов-мистиков — Иоанна, Петра и Павла — мы встречаемся со сходными психологическими свидетельствами, сколь бы ни были значительны психологические, интеллектуальные и нравственные различия между этими людьми».
Через религиозное созерцание можно достичь того состояния интимного общения с Богом, в котором «душа пребывает в Боге и Бог в душе», однако, созерцание не является завершающей стадией единства с Абсолютом. Многие великие созерцатели описывают отдельно и считают более возвышенной, чем молитва единения, группу определенно экстатических состояний, когда концентрация душевной энергии на Трансцендентном столь полна и кипение жизни в этой точке столь интенсивно, что человек погружается в транс и на какое-то время перестает осознавать внешний мир. В обычном созерцании человек не следит за внешним миром, но и не абстрагируется полностью. В экстазе же человек не может осознавать внешний мир. Никакие сигналы из этого мира не достигают его, включая даже самые настойчивые — ощущения физических страданий.
Например, в экстазе (в исступлении) находился апостол Пётр, когда согласно книге Деяния святых апостолов, пребывая на молитве городе Иоппии, в видении получил от Бога откровение о том, что необходимо принимать в церковь не только иудеев, но и язычников:
Классификации
В психиатрии выделяются следующие формы экстаза:
- Акинетический экстаз — экстаз со ступором.
- Аутогипнотический экстаз — экстаз, достигнутый во время медитации.
- Гиперкинетический экстаз — экстаз с психомоторным возбуждением.
- Гипнотический экстаз — экстаз, вызванный гипнозом.
- Маниакальный экстаз — экстаз с маниакальным синдромом.
- Оргиастический экстаз — экстаз, ощущаемый во время оргазма.
- Пантепетический экстаз — экстаз с ощущением слияния с космосом.
- Религиозный экстаз — экстаз в состоянии религиозного транса.
- Эпилептический экстаз — экстаз в качестве самостоятельного психического припадка при височной эпилепсии.
Подход Мантегацци
Паоло Мантегацца, итальянский врач, автор книги «Экстазы человека» (книга издана по-русски в 1890, переиздана (репринт) в 1995) выделяет следующие разновидности экстаза:
- Аффективные экстазы.
- Экстаз любви — половой.
- Экстазы семейной привязанности, дружбы, любви к ближнему, самопожертвования (альтруистические экстазы).
- Экстазы религиозные.
- Эстетические экстазы.
- Экстазы зрительные (формы, симметрии, красок).
- Экстазы слуховые (музыкальные).
- Экстазы бесконечного (море, небо).
- Умственные экстазы.
- Экстазы творчества (красноречия, власти).
- Экстазы познания истины (интеллектуального чувства).
Подход Мантегацци
Паоло Мантегацца, итальянский врач, автор книги «Экстазы человека» (книга издана по-русски в 1890, переиздана (репринт) в 1995) выделяет следующие разновидности экстаза»:
- Аффективные экстазы.
- Экстаз любви — половой.
- Экстазы семейной привязанности, дружбы, любви к ближнему, самопожертвования (альтруистические экстазы).
- Экстазы религиозные.
- Эстетические экстазы.
- Экстазы зрительные (формы, симметрии, красок).
- Экстазы слуховые (музыкальные).
- Экстазы бесконечного (море, небо).
- Умственные экстазы.
- Экстазы творчества (красноречия, власти).
- Экстазы познания истины (интеллектуального чувства).
Экстаз в христианстве
В христианстве высшее духовное состояние — обожение, то есть, что в патристической литературе называется «богоусыновлением», «богоуподоблением», «изменением в бога», «превращением в бога», «обожением».
Идея «обожения» (др.-греч. θέωσις) была центральным пунктом религиозной жизни востока, вокруг которого вращались все вопросы догматики, этики и мистики.
Плотиновское понимание экстаза было воспринято христианской патристикой (Псевдо-Дионисием Ареопагитом, Аврелием Августином). Плотин, античный философ-идеалист, основатель неоплатонизма, также в своём учении говорил о достижении высшего духовного состояния, о соединении с божеством, о единении с ним в экстазе. Однако плотиновский экстаз и христианское обожение не одно и то же. Плотиновский экстаз является результатом интеллектуальной деятельности, процессом, в котором не предполагается какого-либо участия человеческого тела. В его философии, тело — отголосок земного, материального, оболочка, из которой надо выбраться, чтобы слиться с чистейшим абсолютным духом. Также философ не говорил о молитве как пути к боговидению. У христианских же мыслителей достижение Бога считается плодом молитвенного труда, тело тоже приобщается к божественной энергии, входящей «во вся составы, во утробу (во внутренности), в сердце». В христианстве именно Иисус Христос считается единственной личностью, открывающей человеку божественную реальность, а Плотин не знает христианской концепции о боге, который «стал хлебом, пищей, питанием для души и тела».
Православный архимандрит Киприан (Керн) утверждал, что обожение Плотина, или экстаз, — это растворение в Едином до полной утраты собственной индивидуальности, тогда как христианский молитвенный экстаз считается верующими наивысшим приобщением к божественному свету без утраты своей личности, взаимопроникновением Бога и человека как двух личностей, становящихся «равными».
Согласно российскому историку и богослову К. Е. Скурату, результатом постоянного молитвенного общения с Богом является более тесное соединение с ним — созерцание и экстаз. Экстаз — высшая форма молитвенного состояния и нравственного совершенства. Если созерцанием называется деятельность, заключающаяся в божественном размышлении и в постоянной молитве, то на высшей ступени созерцания наступает особое духовное состояние, которое называется у святых подвижников «умным созерцанием», «духовным зрением», «ведением», «умным видением», «изумлением» и «высшим видением». То есть не молитва, а пребывание в «восхищении» или «экстазе». По утверждению богослова, через религиозный экстаз достигается нравственное совершенство, «совершается обновление растлённого грехом естества человеческого, тоньше становятся душевные чувства, и естество наше вновь приобретает свойство ангельское; оно соделывается новою тварью и опять соединяется с Богом, делается участником божественных совершенств, приобретает богоподобие».
Тем не менее, на протяжении истории, идея сущностного единения с Богом обычно решительно отвергалась и считалась ересью (ср. осуждение катаров и богомилов, Майстера Экхарта и Иоанна Скота Эриугена), а для ортодоксального христианского мистицизма «обожение» верующего в момент экстаза остаётся лишь виртуальным («энергийным»).
Подход Мантегацци
Паоло Мантегацца, итальянский врач, автор книги «Экстазы человека» (книга издана по-русски в 1890, переиздана (репринт) в 1995) выделяет следующие разновидности экстаза»:
- Аффективные экстазы.
- Экстаз любви — половой.
- Экстазы семейной привязанности, дружбы, любви к ближнему, самопожертвования (альтруистические экстазы)
- Экстазы религиозные.
- Эстетические экстазы.
- Экстазы зрительные (формы, симметрии, красок).
- Экстазы слуховые (музыкальные).
- Экстазы бесконечного (море, небо).
- Умственные экстазы.
- Экстазы творчества (красноречия, власти).
- Экстазы познания истины (интеллектуального чувства).
Неоплатонизм
Античный философ-идеалист, основатель неоплатонизма Плотин ввёл в философию понятия экстаза как «выхода из себя», — методе возвращения к «Единому» (др.-греч. Ἕν), помимо описанных Платоном методов добродетели, диалектики и любви. В экстазе человек якобы касается первосущности, стоящей выше всякого постижения и порождающей собой всё многообразие вещей путём эманации. В «Эннеадах» философ использует термин «экстаз» при описании сверхумного созерцания, когда душа (др.-греч. ψυχή), отбросив всё интеллектуальное и чувственное, возвышается над областью бытия-ума (нуса, др.-греч. νοῦς) и с воодушевлением непосредственно соприкасается со сверхбытийным Единым. Им также указывалось, что для достижения экстаза предварительно требуется достигнуть катарсиса (др.-греч. κάθαρσις), пройти все этапы добродетельной жизни и возвыситься над «хороводом добродетелей».
Согласно Плотину, высшая жизненная задача исчерпывается возвращением к высшему, божественному, истинному; вознесением над земным измерением жизни. Обожествление требует от человека отстранения от собственной чувственности, бескорыстного отношения к миру, отвлечённого мышления (арифметическое, геометрическое), любви к прекрасному (единому), чистого умозрения (созерцания в тишине — исихия) и, наконец, восхищения, экстаза, в котором человеческая душа якобы становится единой с первичным божеством, сливается с ним.
Плотин так описывает экстаз слияния:
Экстаз Плотина характеризуется ощущением очищения, вечности, божественного восторга, которому чуждо всё земное. Согласно Плотину, экстаз — высшее духовное состояние.
Плотиновское понимание экстаза принято и некоторыми последующими неоплатониками (напр., Проклом Диадохом, Порфирием).
Примечания
- Πλούταρχος «Σόλων» (8) (8.1)
- Πλωτίνος «Ἐννεάδες» Ἐννεάς Στ 11.17
- ↑ «Frederic W.H. Myers «Human Personality and its Survival of Bodily Death», vol. II. p. 260
- Эвелин Андерхилл «Мистицизм. Опыт исследования природы и законов развития духовного сознания человека». К: «София», 2000 — PSYLIB, 2003
- Плотин «Эннеады»(VI. 9)
- И. Попов. Идея обожения в древневосточной Церкви: Вопросы философии и психологии. 1906. Кн. 97. С. 213
- Епископ Иларион (Алфеев) Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. Глава X. Обожение
- Архимандрит Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. Париж, 1950. С. 143
- Исаак Сирин, преподобный. Творения. Сергиев Посад, 1911. Слово 21. С. 104—105.
- Макарий Египетский, преподобный. Духовные беседы, послания и слова. Указ. изд. С. 428. (Сл. 6, гл. 13).