На что обратить внимание при выборе геймпада для пк

Valve

Steam Controller

Основная статья: Steam Controller

Вид прототипа Steam Controller

Принципиально новый вид контроллера, основной смысл которого — быть эффективной заменой компьютерной мыши, при этом сохраняя форму и функциональность геймпада. Вместо стиков устройство имеет два трекпада — большие сенсорные области, обладающие мощным эффектом обратного действия за счет резонирования. Для реализации в трекпадах тактильной обратной связи были использованы два линейных резонансных привода. Это маленькие, сильные и утяжеленные электромагниты, прикреплённые к обоим трекпадам. Возможен точный контроль над частотой, амплитудой и направлением их движения.

В центре контроллера расположен сенсорный дисплей. Он является кнопкой, точно так же, как и трекпады. Это позволяет игроку прикоснуться к дисплею, выбрать одно из доступных действий и только потом подтвердить его. Интерфейс может быть реализован в виде прокручиваемого или радиального меню, может отображать дополнительную информацию из игры (например, карту) и использоваться для множества других целей. Чтобы избавить игроков от необходимости постоянно переводить взгляд на экран контроллера, его изображение дублируется поверх игры на основном экране, позволяя игроку сфокусироваться на нём целиком.Чтобы обеспечить поддержку всех существующих игр, которые были разработаны без учета контроллера Steam, был добавлен режим совместимости,

позволяющий контроллеру выдать себя за мышь и клавиатуру. Конфигурационная утилита для создания и распространения настроек управления позволит игрокам создавать свои настройки для различных игр. Все остальные игроки смогут выбирать конфигурацию из списка наиболее популярных. Ожидается, что контроллер позволит играть в те жанры, для которых ранее требовалось наличие клавиатуры и мыши: стратегии в реальном времени; казуальные игры с управлением, осуществляемым посредством курсора; глобальные космические стратегии; многочисленные инди-игры; симуляторы.

Разработка контроллера ведется не только компанией Valve, но и сообществом игроков, которые могут высказывать свои предложения по поводу любого аспекта разработки: от дизайна до электроники внутри геймпада. Устройство будет возможно перепрограммировать и использовать в любой области

Геймпад будет поддерживаться тремя основными операционными системами, но наибольшее внимание акцентировано на работе со SteamOS, которая является важной частью системы цифровой дистрибуции Steam

Происхождение

Слово joystick применительно к качающейся ручке управления встречается уже у первых авиаторов: так, Роберт Лорен () пишет:

Чтобы он случайно не поднялся в воздух, центральный рычаг — по-другому «колпак» или «джойстик» — подвинут вперёд и привязан.

Откуда это слово произошло — остаётся загадкой. Одна из версий: ручка получила имя George stick, по имени одного из изобретателей Артура Джорджа (англ.), впоследствии пилоты переименовали её в joystick. По другой версии, ручку назвали Joyce stick, в честь американца Джеймса Генри Джойса. По третьей — просто от радости полёта (примерно в то же время появилось слово joyride). Различные субкультуры называли «джойстиком» «косяк» с марихуаной и пенис. Но первое упоминание «джойстика» в значении «пенис» датируется 1916 годом — так что, вероятно, истоки у слова чисто авиационные.

В 2001 году близ Чарльстона (Южная Каролина) подняли подлодку конфедератов, в которой для управления рулями использовалась качающаяся ручка. Это считается первым применением качающегося узла; достоверно неизвестно, как эта ручка называлась. Первый электрический джойстик приписывается нацистам — в 1943 году на вооружение поставлена ракета Henschel Hs 293, управлявшаяся джойстиком («», knüppel). Массовое применение джойстиков началось в 1960-е годы — в радиоуправляемых авиамоделях и электрических инвалидных колясках.

Сколько стоит геймпад и как выбрать лучшую модель

В магазинах можно найти множество геймпадов от различных производителей игровой периферии. Выбор представлен на любой вкус: у неопытного покупателя глаза разбегаются от многообразия дизайнов, расцветок и уникальных функций. Так какой лучше все же выбрать, чтобы не пожалеть о покупке? Мы дадим несколько советов и порекомендуем лучшие модели геймпадов.

На что обратить внимание при выборе геймпада для пк

В первую очередь при выборе контроллера следует обратить внимание на наличие поддержки стандарта ввода XInput: если геймпад поддерживает этот стандарт, значит, в 99% игр он будет адекватно работать. Если же манипулятор оснащен лишь поддержкой DInput, значит, в некоторых играх он либо будет работать некорректно, либо вовсе не определится

В этом случае на выручку придут эмуляторы вроде x360ce или Xpadder. В идеале геймпад должен поддерживать оба стандарта, но если встанет выбор между XInput и DInput – не задумываясь выбирайте первый.
Следом идет вопрос совместимости: геймпад может работать на ПК, но не определяться консолью, и наоборот. Совместимость с той или иной платформой обычно указывается в описании товара, кроме того, с помощью драйверов можно заставить контроллер для консоли работать на РС. Но если у вас больше одной игровой платформы, и вы планируете использовать геймпад не только с компьютером, то лучше заранее узнать о совместимости.
Проводной или беспроводной геймпад – дело вкуса и личного комфорта: выбор первого варианта негативно сказывается на мобильности, второй заставит тратиться на батарейки или постоянно заряжать аккумулятор. Учтите, что при покупке беспроводного контроллера вам понадобится еще и адаптер для подключения его к ПК.
Наличие вибрации лучше, чем ее отсутствие: виброотклик поможет глубже погрузиться в игровой процесс. Наиболее актуально это для геймпадов Microsoft Xbox One Controller: в них реализована виброотдача курков, что буквально позволяет прочувствовать каждый выстрел. Если же вибрация вам надоест, ее всегда можно отключить в настройках игры.
Количество кнопок/стиков – лучше придерживаться золотой середины. Стандарт – два стика (также работающие как кнопки), крестовина, кнопки «Старт» и «Меню», кнопки «ABXY», два триггера, два бампера. Меньше кнопок – нежелательно, больше – вряд ли вам понадобится.
Внешний вид/дизайн – дело вкуса. Но лучше не гнаться за вычурными конструкциями, которые могут быть менее комфортными, чем более простая по дизайну, но более эргономичная модель.

Так какой конкретно геймпад купить? Приведем список лучших моделей:

Проводной джойстик для ПК Logitech X52 H.O.T.A.S.

  • 7 осей управления;
  • рычаг контроля двигателя;
  • 3 варианта переключения вида;
  • 23 дополнительные кнопки;
  • встроенный дисплей.

Манипулятор, предназначенный для игр в авиационные симуляторы. Это хороший штурвал для ПК, подключающийся при помощи интерфейса USB. Продукт состоит из двух модулей: штурвала для управления движением самолета и специальной ручки – двигателем. Помимо этого присутствуют дополнительные кнопки, на которые можно назначить действия вручную. На встроенном дисплее удобно регулировать некоторые параметры геймпада и сохранять игровые профили (их создают заранее).

Это лучший джойстик на компьютер, предназначенный для авиасимуляторов. Он дает ощущение полного погружения в управление летательным аппаратом. Поддерживается отклонение рычага контроллера по 7 осям, что добавляет реалистичности в процессе. Заявленный срок службы устройства – 5 лет, однако производитель готов обслуживать продукт по гарантии в течение 2 лет.

Стоит заметить, что этот контроллер по размерам существенно меньше многих аналогов.

Один из лучших Gamepad с гироскопом для тех, кто любит летать. Реагирует на малейшее отклонение рычага в сторону. Ручка управления двигателем позволяет добиться полной реалистичности. Девайс не уступает другим более дорогим моделям. Претензий нет никаких. Сборка на высоком уровне.

Плюсы:

  • 7 осей отклонения;
  • встроенный гироскоп;
  • ручка управления двигателем;
  • настраиваемые кнопки (23 штуки);
  • срок службы – 5 лет;
  • интегрированный дисплей;
  • игровые профили;
  • 2 года гарантии.

Отличия геймпада от джойстика

Для различных типов игр придумывают различные устройства управления. Например, для гонок существует руль. Для авиационных игр – джойстик. Второй же предназначен для всех жанров, среди которых:

  1. Гонки.
  2. Шутеры.
  3. Симуляторы.

Отличия касаются не только функциональности, но и внешнего вида. Геймпад по форме немного похож на бабочку и требует обе руки для использования (левая рука контролирует персонажа, правая же выполняет действия).

На что обратить внимание при выборе геймпада для пк

Джойстик же похож на рычаг переключения передач в автомобиле. И действительно им нужно управлять подобно рычагу, ведь ручка двигается в различные стороны. Кроме того на устройство имеет набор кнопок, количество которых может превышать те, что на другом устройстве.

На что обратить внимание при выборе геймпада для пк

Внешний вид

Геймпад представляет собой игровой манипулятор с большим количеством кнопок, для которого необходимо использовать обе руки. На левой стороне расположена большая кнопка – крестовина, которая отвечает за управление персонажем. На правой же стороне находятся 4 кнопки, которые отвечают за действия (прыгать, стрелять, делать удары). Также есть кнопки в виде курков, расположенные в дуалшоках.

На что обратить внимание при выборе геймпада для пк

Второй же выглядит как небольшая рукоять с набором курков и кнопок. У каждой кнопки разное функциональное значение, и их количество может быть большим (более 12 клавиш).

Функциональные различия

Чтобы определить различия, давайте сравним функциональность обоих устройств:

  1. Джойстик управляется одной рукой. Для второго же необходимы обе руки. А все основные функции выполнят большие и указательные пальцы.
  2. Первое больше подходит для игры в авиасималятор. Геймпад же подходит для большинства жанров.
  3. Если сравнивать цену, у джойстика она выше, чем у второго.
  4. Геймпад более популярный, поскольку им удобно пользоваться. Подключается он через USB к любому устройству. Джойстик же подходит только для авиасимуляторов и космических игр.

Описание

Джойстик – это устройство ввода, выглядит как подвижная вертикальная ручка. Он больше всего похож на рычаг коробки передач или на рукоять управления авиационной техникой. Чаще всего на нем присутствуют кнопки, слайдеры и переключатели. Они расположены на верхушке ручки и на устойчивом основании. Некоторые модели крепятся на поверхность с помощью присосок или просто держаться за счёт своего веса.

Данный вид контроллеров делится на три категории:

  • Одномерные. Предназначены для управления по одной оси «x» или «y».
  • Двухмерные. Могут получать данные о перемещениях сразу в двух координатных осях.
  • Трёхмерные. Помимо осей «x» и «y» также способны считывать координаты оси «z».

Также джойстики делятся на аналоговые и дискретные. Аналоговые предназначены для более тонкого контроля, а потому могут оценивать силу нажатия. Проще говоря, чем сильнее отклонён рычаг – тем больше будет скорость или угол наклона при движении. Дискретные же могут получать сигнал только в виде нуля или единицы, то есть «включён» или «выключен». Из-за своего несовершенства аналоговые контроллеры практически не используются.

Назначение

Первые джойстики использовались в стационарных аркадных игровых автоматах или как дополнительный контроллер для домашних приставок. В те времена игры были гораздо проще по своей механике. Управление в них чаще всего требовало лишь движения по одной-двум осям и пары кнопок для простых действий, вроде стрельбы. Поэтому такие контроллеры были достаточно распространены.

Со временем игры становились всё сложнее, но потребность в джойстиках не отпала. Несмотря на то, что клавиатуры или пресловутые геймпады подходят для любых игр, в определённых жанрах предпочтительнее использовать именно джойстики. Чаще всего этим жанром являются разнообразные авиасимуляторы или гонки. Рычаги управления используются в них для более реалистичного и удобного управления.

Иногда в связи с джойстиками используются педали и дополнительный рычаг. Определённую популярность имела и связка таких манипуляторов с очками виртуальной реальности. Используя всё это оборудование, геймеры могут достигать максимально реалистичного ощущения от управления техникой в играх.

Откуда такое название

Многие геймеры задаются вопросом – почему данный из манипуляторов называется именно так? Конечно, можно обратиться к прямому переводу английского названия. Joystick дословно переводится как «палочка радости» (joy – радость, stick – палка). Однако это ничего не проясняет.

Впервые данное слово было использовано в среде авиаторов для обозначения штурвала управления некоторых летательных средств. Неудивительно, что именно он дал джойстику характерную форму и строение. Однако этимология остаётся неизвестной. Это слово просто начали применять, никак не объясняя его строение или происхождение.

Две самые распространённые версии возникновения названия крутятся вокруг имени изобретателя и радости полёта. Первая предполагает, что изначально устройство назвали «George stick», в честь изобретателя Артура Джорджа, а потом слегка видоизменили название. Вторая же основывается на том, что пилотам просто было радостно летать.

Кнопка Guide и индикаторы кнопки питания

Нажмите и удерживайте кнопку Guide для включения и выключения консоли и геймпада; нажмите ее для получения доступа к Xbox Guide (меню настроек), когда консоль включена.

Кнопку Guide на геймпаде и кнопку питания на консоли окружает световой индикатор. Когда геймпад подключается к консоли, секция светового индикатора становится зеленой. Это означает, что геймпад подключен к консоли. Например, когда вы подключаете к консоли первый геймпад, загорается верхняя левая секция светового индикатора.

На что обратить внимание при выборе геймпада для пк

К консоли может быть подключено до четырех геймпадов.

На предыдущей версии консоли Xbox 360 и на консоли Xbox 360 S каждому геймпаду назначается одна из четырех секций светового индикатора. Первому геймпаду назначается левый верхний сегмент, далее по порядку следуют правый верхний сегмент, затем левый нижний и правый нижний сегмент.

Если геймпад используется с устройством Windows 10, нажатие кнопки Guide открывает игровую панель во время игры на ПК. Исключение. При потоковой передаче игры через приложение Xbox для Windows 10 нажатие этой кнопки возвращает вас на главную страницу приложения Xbox.

Примечание. На консоли Xbox 360 E имеется единственный зеленый индикатор рядом с кнопкой питания. Однако вы все же можете определить назначенный геймпаду сегмент, посмотрев на светящееся кольцо вокруг кнопки Guide геймпада.

Геймпад, игровой контроллер или джойстик — это периферийное устройство, использующееся для подключения к ПК или приставке. Он имеет несколько кнопок и может иметь один или два мини—джойстика. Геймпад используется для игр разных типов, включая спортивные, шутеры от первого лица, ролевые и другие. Отличным примером геймпада может послужить контроллер Xbox 360 для Windows, который является популярной моделью для компьютера и приставок.

Геймпады — это основное периферийное устройство, используемое в консольных системах, таких как Xbox 360, PlayStation 3 и Nintendo Wii. Некоторые портативные системы имеют встроенный в устройство геймпад, например, Sony PSP. Тем не менее некоторые геймпады также предназначены для работы с компьютером, обычно с USB-соединением.

Atari

Atari 2600

Джойстик для Atari 2600

Одним из первых геймпадов стал джойстик от Atari. Он был сделан так, что отлично лежал в руке, а управление было максимально простым, использовались только кнопка и стик. Джойстик шёл в комплекте с консолью и максимальное количество подключаемых геймпадов 4.

Atari 5200: Хрупкий и неудобный

Геймпад от Atari 5200

Джойстик от Atari 5200 считается одним из худших джойстиков вообще, у него было плохо почти всё, управление, сборка и эргономика. Ломался быстро и стоил дорого. Управление сложное, кнопок было много, помимо хрупкого стика и боковых кнопок, были ещё кнопки от 0 до 9. Эргономика довольно плохая, хотя чего можно ждать от телефона с трубкой?

Atari 7800

Геймпад для Atari 7800

Для создания геймпада для Atari 7800, Atari пошли за Nintendo и Sega, геймпад от Atari 7800 внешне напоминал геймпады от японских компаний. Он также имел две кнопки A и B (1 и 2) и крестовину, правда отсутствовали кнопки Start и Select. Выглядел он хорошо, не было впечатления что он сломается после месяца использования.

Atari Jaguar: Карточки для джойстика и плохая эргономика

Оригинальный геймпад для Atari Jaguar

Создатели Atari Jaguar думали, что кнопок на геймпадах от Panasonic, Sega и Nintendo недостаточно для геймеров, и они сделали дополнительную панель с кнопками куда и вставляли карточки, они нужны были для дополненного управления и для каждой игры были свои карточки. Правда они слишком много времени уделили карточкам и совсем забыли об эргономике, в больших руках лежал он отлично, но в маленьких руках он лежал плохо. По мимо выше упомянутых карточек, в управлении участвовали кнопки A B C и крестовина, также появились кнопки Start и Select.

Valve

Steam Controller

Основная статья: Steam Controller

Вид прототипа Steam Controller

Принципиально новый вид контроллера, основной смысл которого — быть эффективной заменой компьютерной мыши, при этом сохраняя форму и функциональность геймпада. Вместо стиков устройство имеет два трекпада — большие сенсорные области, обладающие мощным эффектом обратного действия за счет резонирования. Для реализации в трекпадах тактильной обратной связи были использованы два линейных резонансных привода. Это маленькие, сильные и утяжеленные электромагниты, прикреплённые к обоим трекпадам. Возможен точный контроль над частотой, амплитудой и направлением их движения.

В центре контроллера расположен сенсорный дисплей. Он является кнопкой, точно так же, как и трекпады. Это позволяет игроку прикоснуться к дисплею, выбрать одно из доступных действий и только потом подтвердить его. Интерфейс может быть реализован в виде прокручиваемого или радиального меню, может отображать дополнительную информацию из игры (например, карту) и использоваться для множества других целей. Чтобы избавить игроков от необходимости постоянно переводить взгляд на экран контроллера, его изображение дублируется поверх игры на основном экране, позволяя игроку сфокусироваться на нём целиком.Чтобы обеспечить поддержку всех существующих игр, которые были разработаны без учета контроллера Steam, был добавлен режим совместимости,

позволяющий контроллеру выдать себя за мышь и клавиатуру. Конфигурационная утилита для создания и распространения настроек управления позволит игрокам создавать свои настройки для различных игр. Все остальные игроки смогут выбирать конфигурацию из списка наиболее популярных. Ожидается, что контроллер позволит играть в те жанры, для которых ранее требовалось наличие клавиатуры и мыши: стратегии в реальном времени; казуальные игры с управлением, осуществляемым посредством курсора; глобальные космические стратегии; многочисленные инди-игры; симуляторы.

Разработка контроллера ведется не только компанией Valve, но и сообществом игроков, которые могут высказывать свои предложения по поводу любого аспекта разработки: от дизайна до электроники внутри геймпада. Устройство будет возможно перепрограммировать и использовать в любой области

Геймпад будет поддерживаться тремя основными операционными системами, но наибольшее внимание акцентировано на работе со SteamOS, которая является важной частью системы цифровой дистрибуции Steam

Устройство джойстиков

Оптический джойстик (Microsoft SideWinder Precision Pro) Изнутри:1. Оптический сенсор2. Два лазера на ручке (X, Y и вращение)3. Лазер колёсика (газ/тяга)

Педали для автогонок, входящие в комплект с джойстиком

По принципу анализа положения ручки джойстики можно разделить на следующие виды:

  • дискретные — сенсоры таких джойстиков могут принимать два значения: «0» или «1», включён/выключен. Перемещение ручки в крайние положения выдает один информационный код, соответствующего направления. Удержание ручки в крайнем положении повторяет код бесконечно. Джойстики такого типа практически не применяются в ПК, но широко встречаются в простых игровых приставках, игровых автоматах и мобильных телефонах.
  • аналоговые — сенсоры таких джойстиков выдают информационные коды со значением от нуля до максимума в зависимости от угла отклонения ручки: чем больше рукоять отклонена, тем больше цифровое значение кода. Диапазон цифрового значения кода ограничен ходом ручки джойстика и разрешением применённых сенсоров. После калибровки подобные джойстики можно применять для указания абсолютной позиции курсора.Существует несколько технологий аналоговых джойстиков.
    • Потенциометр и аналогово-цифровой преобразователь. Преимущества: нет особых требований к механике. Недостатки: требователен к качеству питания и АЦП, сам датчик недолговечен. Интересно, что в интерфейсе типа игровой порт использовался аналогово-цифровой преобразователь персонального компьютера, а не джойстика.
    • Энкодер — оптический датчик, часто применяемый в манипуляторах типа «мышь» (зубчатое колесо, при вращении, прерывающее луч от светодиода к фотодиоду). Преимущества: точность, надежность. Недостатки: малое количество шагов дискретности (примерно 500 шагов на оборот руля, или 150 на движение джойстика от края до края, или 100 на ход педали), для повышения дискретности необходимо применение высокоточного энкодера или редуктора (мультипликатора).
    • Оптическая матрица. Такие джойстики действуют аналогично оптической мыши и совмещают высокую точность с высокой надёжностью. Главный недостаток — невозможен большой ход.
    • Магнитные датчики — магниторезистивные и на эффекте Холла. Очень надёжны и долговечны, распространение получили после начала массового применения схем компенсации огрехов сборки и производства.

Долгое время джойстики не имели стандартизированного разъёма подключения, несколько поколений игровых приставок подключали джойстик через специализированный разъём, специфичный для каждой фирмы-производителя, что приводило к несовместимости как между приставками, так и с ПК. На ПК уже в 80-е годы выработался интерфейс «игровой порт», дававший предельно простую конструкцию джойстика. В настоящее время большинство джойстиков имеют стандартный интерфейс USB и совместимы с игровыми приставками и с персональным компьютером.

Microsoft

Microsoft Sidewinder

Геймпад Microsoft Sidewinder

Линейка геймпадов Sidewinder от Microsoft была представлена в 1996 году и прошла путь от простых игровых джойстиков до включающих в себя все виды игровых контроллеров, от геймпадов до инновационного Sidewinder Strategic Commander, ориентированного на игроков в стратегии реального времени. В то время, как первые геймпады для персональных компьютеров брали за основу популярный дизайн Dual Shock от Sony, Sidewinder Gamepad с десятью кнопками (шесть кнопок действия, два триггера, Mode и Start) и возможностью последовательного соединения до четырёх контроллеров к одному игровому порту был лидером среди геймпадов для спортивных игр, поэтому многие игры с 1998 по 2002 год разрабатывались с учетом возможностей Sidewinder.

Microsoft Xbox

Геймпад «Duke» от оригинального Xbox

Дизайн контроллера Microsoft Xbox имел общие черты с контроллером Sega Dreamcast. Он включал в себя два слота, шесть аналоговых кнопок, два аналоговых триггера, два аналоговых стика. Восемь цифровых кнопок (четыре из которых можно отнести к D-pad), давали возможность получения вибрации. В отличие от контроллера Sega, Microsoft реализовал правый аналоговый стик, черную, белую и черную (Select) кнопки.
Контроллер Xbox прошёл отдельную проверку для японских пользователей ввиду того, что контроллер в комплекте был слишком громоздким (это послужило предметом для насмешек и шуток в сетевых комиксах, посвященных видеоиграм). Как результат был создан геймпад Type-S, который был утвержден Microsoft и позже вошёл в комплект с консолью по всему миру.

Геймпад Type S от оригинального Xbox

В контроллере Type-S были исправлены все недостатки контроллера Duke. Геймпад Type-S стал меньше, эргономичным, крестовина удобнее, кнопки более отзывчивые, управление у обоих геймпадов одинаковое.

Xbox 360

Геймпад для Xbox 360

Контроллер для Xbox 360 обладает возможностью беспроводного подключения. У него отсутствуют «черная» и «белая» кнопки, вместо них над каждым триггером размещены кнопки «bumper». При использовании не входящего в основной комплект поставки Xbox 360 специального аккумулятора для беспроводного контроллера используется USB-порт для зарядки от консоли. Данный контроллер является основным геймпадом для операционных систем Windows XP, Windows Vista, Windows 7 и Windows 8.

22 октября 2007 года выпуск наиболее дешевой версии Xbox 360 с проводным контроллером — Core был прекращён — она была заменена Xbox 360 Arcade с беспроводным геймпадом.

В проводных вариантах пульта для Xbox360 добавлен разъём безопасности: если потянуть за провод, приставка больше не упадёт. Такие контроллеры сейчас продаются лишь отдельно под лозунгом «для Windows» — хотя годятся и для Xbox, и для большинства вариантов Android.

Xbox One и Xbox One S

Новый контроллер был показан на презентации Xbox One. Microsoft заявляет, что в новом геймпаде было сделано 40 технических усовершенствований: новые динамические импульсивные курки, новая форма D-pad (который стал более крестообразным), интегрированный аккумуляторный отсек и поддержка технологии Wi-Fi Direct. Появилась возможность подключить гарнитуру. Ручки стали меньше, а благодаря новому дизайну контроллера скрываются болты. В Microsoft заявили, что был переработан способ соединения геймпада с консолью, благодаря чему скорость отклика выросла на 15 %. Microsoft утверждают, что новый контроллер сможет работать, как минимум, на протяжении 10 лет.

Sega

Sega Master System

Геймпады Sega Master System с дополнением в середине D-pad и без него

Геймпады Master System имеют схожий вид с контроллером NES, но, в отличие от него, D-pad выполнен в форме квадрата, а не креста. Кнопок Start и Select нет вообще. Две кнопки, отвечающие за действия, пронумерованы как «1» и «2». При этом «1» дублирует кнопку «Старт». Игры на Master System входили в режим паузы только через нажатия специальной кнопки на корпусе консоли.

В нескольких ранних моделях контроллеров в середине D-pad был встроено небольшое дополнение, которое при нажатии придавало геймпаду большее ощущение сходства с джойстиком. Обычный же геймпад для системы был выпущен позже. В отличие от Nintendo, Sega использовала для своих контроллеров универсальное соединение DE-9, позволявшее использовать эти геймпады на других игровых системах.

Sega Genesis/Mega Drive

Трехкнопочный геймпад Mega Drive/Genesis

Уже в Mega Drive/Genesis контроллер обладал восьминаправленным D-pad, кнопкой Старт и тремя кнопками действия. Трех кнопок было достаточно для первых аркадных игр вроде Golden Axe. Однако появление «файтингов» послужило поводом для релиза шестикнопочной версии контроллера.

Шестикнопочный геймпад Mega Drive/Genesis

Значительно меньший по размеру, он обладал дополнительными тремя кнопками над рядом основных (так называемая раскладка «Street Fighter»), а также кнопкой Mode, располагавшейся под правым указательным пальцем. Её необходимость была обусловлена тем, что некоторые игры были несовместимы с новым контроллером (например, John Madden Football and Olympic Gold). В момент загрузки консоли, при демонстрации логотипа Sega, необходимо было нажать эту кнопку. Обе версии геймпадов вновь использовали соединение через стандарт DE-9.

Sega Saturn

Оригинальный геймпад от Sega Saturn

Геймпад Sega Saturn был исполнен восьмью кнопками, шесть из которых отвечали за действия, а оставшиеся две, левая и правая, были дополнительными (плюс кнопка Start). 3D Control Pad с аналоговым стиком (на фотографии) входила в часть комплектов популярной на платформе игры Nights into Dreams….

Аналоговый геймпад для Sega Saturn

Официально для Sega Saturn были созданы несколько контроллеров: световой пистолет (названный Stunner), рулевое колесо (Arcade Racer), рукоятка для авиасимулятора (Mission Stick), пара аркадных джойстиков (Twin Sticks), и привычный аркадный джойстик (Virtua Stick).

Sega Dreamcast

Геймпад для Dreamcast с модулем памяти

Схожий с 3D Control Pad по дизайну, геймпад для Sega Dreamcast, обладал следующим набором кнопок: D-pad, четыре кнопки на лицевой стороне, кнопка Start и два аналоговых триггера, впервые представленных на тыльной стороне, с левой и правой стороны. Контроллер также имел два слота, для использования карт памяти, VMU (Visual Memory Unit — модуль, который объединял в себе возможности карты памяти и портативной консоли), или модуль вибрации.

Позднее слоты для аксессуаров, размещение кнопок и аналоговые триггеры с внутренней стороны геймпада будут представлены на контроллере для Xbox от Microsoft.

Как и в случае с Sega Saturn, Dreamcast обладал дополнительными контроллерами, включая уникальный контроллер-удочку (для игр Get Bass/Sega Bass Fishing), мышь, клавиатуру, а также световой пистолет, рулевое колесо, аркадный джойстик и маракасы (для игры Samba de Amigo).

Устройство качающегося узла

Аналоговые датчики бывают одноосными и двухосными. Если датчик одноосный, ручка крепится на карданном подвесе: например, каретка качается влево-вправо, а ручка на ней — вверх-вниз. Качание ручки относительно каретки и каретки относительно основания фиксируется датчиками.

Двухосные датчики (обычно магнитные и оптические) состоят из закреплённого на ручке магнита (лазера) и неподвижной следящей микросхемы. Помимо карданного подвеса, может применяться шаровой шарнир.

У дискретных джойстиков шарнирно закреплённая ручка в четырёх крайних положениях замыкает контакты. Шарнир может быть любым: карданным, шаровым и даже — в наиболее дешёвых моделях — комбинацией выступов и вырезов.