Что такое догматизм?
Для начала стоит рассмотреть определения догматизма. Слово «догма» является по своему происхождению древнегреческим и обозначает «мнение, решение, учение». Отсюда можно выделить следующее определение догматического учения: следование истинам, прописанным определённым учением или мнением.
Это упрощённое определение этого понятия. Если дать более развёрнутое определение, то оно будет выглядеть следующим образом: догматизм — способ мышления, который оперирует определёнными догмами (положения, считающиеся вечными и неизменными, которые не могут быть подвергнуты какой-либо критике), а также опирается на них.
Догматизм имеет свои характерные черты, которые можно обозначить так:
- некритичность по отношению к догмам, то есть отрицание любой критики, звучащей в адрес догм;
- консерватизм мышления — отсутствие способности воспринимать информацию, которая в какой-то мере противоречит существующим догмам;
- слепая вера в авторитеты — индивид неукоснительно доверяет и придерживается только истинам, которые предоставляются основателями и проповедниками догм.
Термин может быть использован в разных сферах — религии, политике и философии.
Догматики нужны обществу
Впрочем, не следует воспринимать слово «догма», как нечто абсолютно не востребованное в современной жизни. В частности, в юриспруденции широко используются недиалектические формальные методы. Общепринятыми догмами права являются правовые обычаи, прецеденты, юридические нормы и, наконец, законы.
Человек, работающий в этой сфере, в той или иной мере и есть догматик. Этот же подход можно также распространить и на сферу делопроизводства. Такие люди приняли профессиональные требования сознания коллективного и подчинили ему сознание личное. Если разобраться, то в нынешнем обществе полным-полно догм. Они используются для сохранения порядка и целостности общественных устоев.
Дальнейшее исследование неминуемо приводит нас к выводу о широком использовании в современном обществе, помимо диалектического, еще и формально-догматического метода. Так или иначе, всякая хозяйственная деятельность регламентируется нормативными актами (по сути – догмами).
Отношение к безоговорочным постулатам в мире философии
Не остались в стороне от изучения данного феномена и признанные во всем мире гениальные мыслители. Догматизм – это в философии одна из характеристик того ли иного учения. Если оно использует в своей системе основоположения, не требующие проверки, оно считается догматичным.
В оппозиции к подобным схоластическим воззрениям стоят следующие течения:
1. Скептицизм
Одним из отцов-основателей данного учения считается древнегреческий мыслитель Пиррон. Он отрицал возможность постижения человеком истины. Совместно со скептиком Зеноном, Пиррон именовал догматиками всех философов, которые выдвигали утверждения, претендующие на знания об определенных вещах.
Скептицизм предписывал пользоваться формулой: «Мне так кажется» и подвергать сомнению абсолютно все существующее. В эпоху Ренессанса последователи этого течения подвергали разгромной критике идеологов античного догматизма.
2. Критицизм
В XVIII веке эстафету по осуждению догматизма перенял немецкий мыслитель Иммануил Кант. Философ утверждал, что познавательные потенции человека подлежат предварительному анализу, а затем – критике. Кант говорил, что вещи не могут быть поняты индивидом, ему под силу только отельные явления действительности.
Особенностью критической философии является то, что она задает критерии, при помощи которых можно отличить истинную информацию от ложной. Тем самым устраняются лишние иллюзии. Критицизм также задает границы человеческого познания.
3. Гегельянство
Подвергался догматизм нападкам и со стороны одного из создателей немецкой классической философии Георга Гегеля. По его мнению, приверженцы этого учения исповедуют односторонний взгляд на природу вещей, исключающий альтернативу и несовместимый с диалектикой.
Догматизм отвергает возможность вариативного рассмотрения явлений и предметов. Диалектика же предусматривает умение «схватить» связь различных моментов, постичь мир во всей его многогранности.
Догматизм в философии
Догматизм в философии является направлением в учении, где берется некая информация и воспринимается как истинная без предварительного ее анализа и без возможности ее изменить.
Зенон и Пиррон воспринимали всю философию как догматическую. Однако прочие философы иначе относились к догматизму:
- И. Кант считал догматизм способом познания, при котором новая информация не исследует условия и возможности.
- Гегель воспринимать догматизм как абстрактное мышление.
Догматизм в философии является ограниченностью восприятия и доверчивостью к тому, что нет необходимости обладать элементарными знаниями, чтобы познать истину и справиться со сложными задачами. Подобная наивная вера влечет за собой ошибки и иллюзии, что приводит лишь к одному – разочарованию человека.
Противоположностью догматизма является скептицизм – мышление, при котором отрицается любая возможность постичь истину. Скептиками были Пиррон и Зенон. Они обозначали догматиками всех, кто делал некую информацию достоверной и истинной, поскольку подвергали все сомнению и невозможности постичь истину.
Догматизм и скептицизм, по мнению Канта, являются диаметрально противоположными направлениями, которые имеют одну общую черту – однобокость. Ни одно из направлений не способно человеку помочь в развитии мышления. Вот почему промежуточным звеном, золотой серединой он сделал критическое мышление.
Догматизм не позволяет решить проблемы, поскольку отсутствует анализ ситуаций и обстоятельств в прошлом и настоящем, которые привели к их возникновению. Рассуждая шаблонно и готовыми идеями, можно привести лишь к усугублению проблемы, ее осложнению, уходу от реальности.
Многие могут полагать, что догматическое мышление является правильным, поскольку позволяет соблюдать веру, традиции и прочие постулаты. Однако там, где есть догматизм, напрочь отсутствует связь с реальностью, прогресс, рост и развитие. Человек словно застревает в некоем времени, переставая совершенствоваться.
Догматизм препятствует любому росту. Это все равно, что ребенок решит, будто он уже сформировался и ему нужно оставаться таким, каким он уже родился: не будет учиться ходить, говорить, читать и пр. Догматизм связывают с такими понятиями, как консерватизм и авторитетность, поскольку люди нередко ссылаются на некие авторитеты, когда пытаются отстоять свою слепую веру и опровергнуть любое новое течение.
Догматик не обладает знаниями. Он просто слепо верит. Его убеждения часто являются не связанными между собой и порой даже противоречивыми. К примеру, верующий человек, который верит в ценность жизни, пойдет воевать со всеми, кто не верует, убивая их.
Окружающий мир кажется догматику опасным и грозным. В поисках защиты человек готов подчиниться авторитетам, которые будут глаголить некие идеи, часто оторванные от реальности, иррациональные и упрощенные. Здесь становится важным не ценность и правдивость самой информации, а то, от кого она исходит. Человек будет верить безоговорочно тому, кого считает своим авторитетом, веря в любую чушь и безрассудство, которое исходит из его уст.
Догматизм в философии
Догматизм в науке, философии оценивается характеристиками философских теорий или их разновидностью. Догматичным считается учение, какое выбирает какое-нибудь объяснение в качестве истины без предварительного анализа, не допуская изменений.
Понятие догматизм после Зенона и Перрона изучало много мыслителей. Философ И.Кант определял его не как всю философию в целом, а как некоторое познание не ориентированное на исследование его условий и возможностей. Гегель, один из творцов диалектической философии, понимал догматизм как абстрактное мышление.
Философский догматизм проистекает из ограниченного восприятия и доверчивости к тому, что без особой подготовки с элементарными знаниями, он может постичь истину и решить сложнейшие задачи, что становятся перед ним. Такой подход, определенный наивной верой, был предречен на множество ошибок и иллюзий, привел человека к глубокому разочарованию к своей способности познания. В следствие такого разочарования, возник диаметрально противоположный стиль мышления — скептицизм (отрицание всякой вероятности познать истину). Его еще называют в нынешней культуре релятивизмом. Скептики Перрон и Зенон называли догматиками всех философов, которые пробовали утверждать свои умозаключения как достоверные, они противопоставляли этому сомнение и нереальность в принципе узнать истину.
Решением этих двоих диаметральных позиций стало изучение границ возможностей познаний человека. Такой взгляд был назван Кантом как критицизм. Он уверял, что с периода Аристотеля догматическим мышлением метафизической науки не было обосновано ни одной идеи из логики и психологии, также уверял, что скептицизм также однобок, как догматизм. Кант критиковал философское учение от Декарта до Вольфа, называя его догматическим. Критикуя догматическое мышление, Кант заявлял, что индивид не может постичь вещи и явления просто так, потому что они существуют. Ни догматизм, ни скептицизм ничему не учат, сверх того, понятие догматизм становится по сути скептицизмом в силу своей однобокости.
Догматизм не может познать настоящих причин возникновения реальных проблем, не изучая их с позиции сегодняшнего и прошлого, в совокупности с разными проблемами, а просто налагая на существующий факт готовые идеи, постулаты, догмы, логические умозаключения. Это нередко провоцирует возникновение ложных проблем, что отдаляет или делает сложным решение настоящих проблемных ситуаций.
Между догматизмом и скептицизмом стал Г.Гегель со своим диалектическим методом. Диалектизм отличается от догматизма тем, что не хранит в себе односторонних умозаключений. Догматики всегда из одних умозаключений выводят другие, игнорируя факты из настоящей жизни. Последовательно «антидогматичной» стала марксистская философия, которая объясняя действительность, служит ее изменению. Такое понимание философской действительности исключает догматизм.
Догматизм в науке препятствует ее дальнейшему прогрессу, так как руководствуется устаревшими или однобокими теориями, откровенно неправильными понятиями. Так, догматическое мышление общества обернулось трагически для Дж.Бруно, Галилео, долго шла борьба против эволюционной теории Дарвина. Догматизм в науке, политике, социуме является тем обстоятельством, что тормозит развитие.
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
Догматик как персонаж негативный
В повседневном общении преобладает негативное восприятие этого понятия. Так, если мы поищем к слову «догматик» синонимы, то таковыми будут «мракобес» и «доктринер». Как видим, ничего позитивного они не несут. Мракобес определяется, как принципиальный оппонент всякого развития и прогресса, а доктринер – фанатичный, абсолютно равнодушный к людям исполнитель определенной схемы.
Соответственно, для большинства людей догматик – это человек, мировоззрение которого основано на соблюдении догм (теоретических положений, принимаемых, как абсолютные, не допускающие своего опровержения).
Ортодоксальный догматик опирается в своих суждениях на односторонне изложенные, схематичные, ограниченные – не допускающие существования других – положения. Его суждения (доктрины) оперируют понятиями постоянного характера, игнорируя появление новых данных.
Догматический метод
В истории философии догматическое направление мысли известно со времен эллинизма. Догматика – это в философии того времени использование позитивных утверждений при описании мира. В противоположность догматикам, скептики подвергали все сомнению.
Понятие догматизма связано, прежде всего, со специфическим методом, позволяющим, используя средства логики, разработанной еще Аристотелем, делать очевидные выводы на основании неочевидных посылок. Главные постулаты метода заключаются в тождестве между бытием и его отражением в уме человека; явлением внешнего мира и его смыслом; а также в самодостаточности мышления.
Сам Гегель считал свою систему догматической, так как пользовался мыслительным аппаратом в качестве высшего метода получения доказательства истины.
Определение
Прагматичность с точки зрения философии – это подход к человеческой деятельности, базирующийся на принципах эффективности и полезности, что предопределяет поиск рациональных, продуманных шагов и решений. Целесообразная деятельность считается определяющим свойством личности. Американский философ Чарльз Пирс (Charles Peirce) – основоположник философского течения. Его последователь и соотечественник философ Уильям Джеймс (William James) утверждал, что за истину нужно принимать то, во что предпочтительней верить с точки зрения практичности и прока.
В повседневной жизни прагматичность проявляется в такой стратегии, которая характеризуется взглядами и поступками, продиктованными логикой и разумом, что ассоциируется с полезным, позитивным результатом. Прагматичный человек к оценке ситуации подходит конструктивно, утилитарно, без лишних эмоций. По этой причине иногда ему приходится сталкиваться с обвинениями в холодности, расчетливости, излишней рассудительности.
Здоровая прагматичность подразумевает естественное состояние здравомыслящего человека, что значит, отсутствие необходимости бороться с этой чертой характера, если она не гипертрофирована. Это свойство характера стимулирует личность развиваться, самосовершенствоваться, ставить цели и достигать их, улучшать свою жизнь. Прагматик – это человек, который преуспевает в профессиональной сфере в силу умения плодотворно использовать знания и навыки.
Догматизм в науке
Догматизм в науке рассматривается как необходимость, когда некоторые выводы и взгляды не следует поддавать критике и сомнениям. Гносеологическая точка зрения определяет догматизм как неосознанное игнорирование изменений и динамики развития, преувеличенное восприятие истинного утверждаемого, избегание логического объяснения и проверки.
Психология рассматривает догматизм как склонность мозга оставаться инертным – он быстрее воспримет некую идею, чем будет стремиться ее объяснить. Это приводит к стереотипному мышлению и консерватизму, когда лучше сохранить прошлое (понятное и предсказуемое), нежели склоняться к неизвестному и творческому настоящему и будущему.
Социология рассматривает догматизм как желание сохранить текущее положение дел, сберечь индивидуальный или групповой статус, который уже был приобретен. Догматизму противопоставляется мышление, при котором факты и выводы делаются на конкретности истины, условиях формирования, целях, месте и времени применимости, ее функционирования в определенных рамках.
Догматизм присущ консервативному уму, который больше склонен верить в устойчивость моральных и универсальных идей. Он не подвергает их сомнению. Здесь происходит извращение морали, когда, например, добро становится злом, если добрый поступок привел к преступлению и не был наказуем. Здесь полностью исключаются любые изменения и перемены, условия и обстоятельства. Идеально подобное мышление подходит в кругах, где требуется слепая вера, например, в религии.
Различные кризисы, которые наступают в жизни любого человека, основываются на догматическом мышлении. Человек сталкивается с ситуациями или обстоятельствами, которые не вписываются в принятые им нормы и правила. Психологи отмечают, что причиной догматического мышления является приспособленчество и непрофессионализм.
Догматизм формирует определенное качество характера в человеке (консерватизм), при котором он становится склонным к утверждению без обсуждения, использованию раз и навсегда приведенных понятий, игнорированию всех изменяющихся обстоятельств и условий жизни.
Человек вынужден принимать любую информацию как истинную, не подвергая ее анализу, не рассматривая ее в различных обстоятельствах. Это вера, которая была внедрена в голову и которую, возможно, человек ни коим образом не проверил. Примерами догм можно назвать:
- «Деньги дают власть».
- «Порядочных мужчин нет».
- «Все бабы – дуры».
- «Судьба предопределена» и пр.
Догматизм основывается на незнании и невежестве. Чтобы как-то выжить в мире, человек готов принять любую идею за истину, а потом уже от нее отталкиваться при принятии решений и совершении действий.
Догматизм предполагает страх и уход от самостоятельного мышления, принятых традиций и авторитетов. Примеры такого мышления можно встретить повсеместно, например, в выражении «Мать всегда желает добра своему ребенку». Здесь не учитываются различные обстоятельства и ситуации, когда матери просто физически и морально уничтожали собственных детей, делали их больными.
Догматизм процветает там, где людям необходимо дать некое знание, которое они воспримут как истинное. Человек чего-то не знает, поэтому он готов к получению информации. У него нет ни времени, ни желания, ни возможностей ее проверить. Он не подвергает информацию критике и сомнениям, не проверяет ее истинность. Он просто в нее верит, делает своим убеждением. В результате человек начинает мыслить и действовать, жить на основе данной догмы.
Догмы в религии
Изначально под догмами в религии понимались истолкования Церкви. В период реформации (XVI век — начало XVII века) слова Церкви уже не брались на веру. Реформаторы утверждали, что догмы следует искать в Писании.
На сегодняшний день есть мнение, что в Библии нет догм, она содержит лишь религиозные доктрины. Само слово «догма» используется в Библии в значении указа, предписания.
Догматы в католицизме и православии
Так как до раскола Вселенской христианской Церкви на Католическую и Православную в 1054 году церковь была единой, многие догмы поддерживаются обеими конфессиями (религиозными учениями). Считается, что поводом для раскола послужило добавление (лат. filioque — филиокве) католической церковью текста в Никео-Цареградский Символ веры (об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и «от Сына»).
В качестве основных доктрин католической церкви можно привести:
- непогрешимость Папы;
- непорочное зачатие Девы Марии (1854, Папа Римский Пий IX);
- Никео-Константинопольского символ веры (с филиокве);
- непосредственное творение душ Богом;
- учение о чистилище, учение о «сверхдолжных заслугах святых»;
- телесное вознесение Богородицы.
Первые семь перечисленных ниже догматов православной церкви были приняты на Первом и Втором Вселенских соборах:
- догмат о Пресвятой Троице;
- догмат о грехопадении;
- догмат об Искуплении человечества от греха;
- догматы о Воплощении, Воскресении и Вознесении Господа нашего Иисуса Христа;
- догмат о Втором Пришествии Спасителя и Страшном суде;
- догмат о единстве, соборности Церкви и преемственности в ней учения и священства;
- догмат о всеобщем воскресении людей и будущей жизни;
- догмат о двух естествах Господа Иисуса Христа (принят на IV Вселенском Соборе в Халкидоне);
- догмат о двух волях и действиях в Господе Иисусе Христе (принят на VI Вселенском Соборе в Константинополе);
- догмат об иконопочитании (принят на VII Вселенском Соборе в Никее).
Социальная доктрина Русской православной церкви
В 2000 году Архиерейский Синод утверждает социальную доктрину. Эта доктрина представляет собой документ, в котором собраны основные догмы Русской православной церкви и её мнения по различным социальным вопросам.
Например: «Церковь есть богочеловеческий организм», «труд является органичным элементом человеческой жизни».
Догматы в буддизме
Будда говорил не принимать его учения, не убедившись в их истинности и не проверив на своём опыте. Поэтому догматов в буддизме нет. Однако есть доктрины. Среди основных доктрин буддизма:
- четыре благородные истины,
- восьмеричный путь,
- сансара (перерождение) и карма,
- моментальность жизни (санскр. dharmas — закон, долг),
- учение о пустоте (санскр. shûnyatâ — шуньята — пустота),
- отсутствие себя (санскр. âtman),
- отсутствие бога,
- взаимозависимость возникновения вещей.
Догматы в исламе
Доктрины ислама прописаны в Коране. Подразделяются на три раздела: доктрины о боге, о спасении и суде и иные. Например:
- бог один и имя ему Аллах;
- Аллах будет судить всех людей в судный день;
- Коран — слово Аллаха;
- спиртные напитки и азартные игры — грех;
- пост в священный месяц Рамадан.
Философия
В философии догматизмом называется характеристика философского учения или разновидность философских учений. Философское учение догматично, если оно принимает какие-либо основоположения в качестве абсолютно достоверных и соответствующих действительности без какой-либо предварительной проверки и возможности изменения. Несовместимыми с догматизмом учениями являются скептицизм и критицизм.
Скептицизм
Происхождение самого философского термина «догматизм» связано с античной философией. Древнегреческие скептики (Пиррон и Секст Эмпирик), отрицая возможность достижения истинного знания, называли «догматиками» всех философов, выдвигавших и защищавщих какие бы то ни было утверждения (догмы) о вещах как таковых (субстанциях). Быть может, обо всём познаваемом желательно говорить «мне так кажется». Быть может, стоит сомневаться в том, что есть на самом деле.
Пирронисты (скептики) эпохи Возрождения и раннего Нового времени критиковали с помощью скептических аргументов и обвиняли в догматизме разные учения, прежде всего перипатетиков (то есть схоластов, которые считались последователями Аристотеля).
Критическая философия
В Новое время Иммануил Кант назвал «догматической» всю рационалистическую философию от Декарта до Христиана Вольфа за создание философских учений без предварительного исследования возможностей и предпосылок знания, исследования пределов познавательных способностей человека, то есть без решения вопроса о том, насколько человек способен познать истину. Изложенная им в «Критике чистого разума» критическая философия положила начало философскому критицизму.
Начиная с утверждения, что прежде построения философской системы необходимо подвергнуть критике наши познавательные способности, Кант приходит к выводу, что познающий субъект не может познать вещи сами по себе, а познаёт только явления, закономерности организации которых принадлежат самому познающему субъекту. Поэтому метафизика как догматическое положительное знание о вещах самих по себе невозможна.
Гегельянство и марксизм
Г. В. Ф. Гегель также критиковал догматическую метафизику, собственно в его философии термины «догматизм» и «метафизика» являются синонимами. В понимании Гегеля догматизм — это односторонне рассудочное мышление, которое догматически принимает только одну сторону диалектического противоречия и, как таковое, противостоит диалектике.
Эта критика догматизма была воспринята от Гегеля и диалектическим материализмом.
Что такое Догма (Догматизм)
Догма (Dogma) – это термин, который подразумевает непоколебимую веру во что-то, даже если это, не имеет абсолютно никаких доказательств.
Что такое ДОГМА (Догматизм) — значение, определение простыми словами.
Главным образом догматизм связан с различными религиозными верованиями. К примеру, в христианстве существует такое понятие как единственный Бог, догматизм заключается в том, что данное существо является всесильным и непогрешимым, идеальным во всех отношениях. В концепции индуизма догмой является идея существования кармы и реинкарнации человека после его смерти.
Происхождение понятия догма:
Изначально, такое понятие как догма (слово греческого происхождения) обозначало «мнение» или учение в широком смысле понимания, но со временем данный термин приобрел более конкретных характер, и стал подразумевать истину, в которую беспрекословно нужно верить.
Стоит отметить, что догматизм как явление имеет очень длинную историю, ведущую к первым верованиям людей в сверхъестественное и божественное. Большинство существующих догм являются основными инстинктами, чем-то очень древним и первобытным. Люди исламской, христианской или другой религии, по большому счету не верят в существование бога, они просто знают, что он существует, и это неоспоримый факт, догма в чистом виде.
Так же догматы существуют в различных философских течениях и идеологиях. К примеру, марксистская философия «содержит» в себе веру в то, что социализм является лучшей моделью построения общества, это и является догмой в данном философском течении.
Значение слова Догматизм по словарю Брокгауза и Ефрона:
Догматизм (от δόγμα, положение) — философский термин, обозначающий определенное отношение к содержанию системы, а не саму систему. Понятие Д. определяется, главным образом, двумя противоположным ему понятиями — скептицизмом и критицизмом. Вообще говоря, Д. называется попытка построить философскую систему без предварительного исследования познавательных способностей человека и без решения вопроса о том, насколько человек может постичь цели, т. е. познать истину. Всякий человек по природе догматик, ибо верит в возможность нахождения истины до тех пор, пока не убедится в тщете своих усилий. таким образом, философия в своем начале необходимо догматична. Неудачные попытки миропонимания создают скептицизм, отрицающий возможность истинного понятия, причем скептицизм свои доводы берет частью из прошлого философии, частью из рассмотрения природы самого разума. Первая категория доводов не опасна, ибо очевидно, что неудача философии в прошлом не заключает в себе причины, почему бы ей не достичь успешнее своей цели в будущем. Вторая категория доводов против Д. тоже не опасна, ибо скептицизм, ополчаясь на мышление, не имеет иного орудия, как само мышление, поэтому самим своим существованием опровергает то, что желает доказать. Вот почему в новой философии скептицизм не играет никакой роли и торжествует догматизм. но в лице критицизма вырос новый и более опасный противник Д. Критицизмом называется направление немецкой философии, родоначальником которой считается Кант. Прежде чем строить философскую систему, необходимо подвергнуть критике нашу познавательную способность, — задача, которую решает Кант в Критике чистого разума. Результатом анализа Канта является невозможность метафизики, познания предметов самих по себе, и утверждение, что мы познаем лишь явления, закономерность в которых принадлежит не явлениям, а познающему субъекту. Хотя критицизм, подобно скептицизму, ограничивает претензии человеческого познания, однако по своей природе критицизм вполне отличен от скептицизма и ближе к Д. Критицизм выдвигает только из основных задач философии теорию познания и утверждает ее преимущественное значение в ряду философских вопросов. Сам критицизм Канта вовсе не настолько отличается от философии Локка и Юма, чтобы можно было в нем видеть родоначальника нового направления. Что критицизм по своей природе есть догматическое направление — это доказывается историей. критицизм Канта весьма быстро и логически правильно выродился в Д. Шеллинга и Гегеля. Э. Радлов.
История использования термина «догмат», «догма»
В истории были периоды, когда термин «догмат» использовался в различных смыслах, отличных от современного понимания этого термина.
- В античной литературе у Цицерона словом dogma обозначались такие доктрины, которые, будучи общеизвестными, имели значение неоспоримой истины.
- «Аттическими догматами» христианские писатели, например, Ориген и св. Исидор, называли некоторые выводы Сократа.
- Учения Платона и стоиков также именовали «догматами».
- У Ксенофонта «догматом» называется начальственное распоряжение, которому все, и командующие, и простые воины, должны беспрекословно подчиняться.
- У Геродиана «догмат» — определение сената, которому беспрекословно должен подчиниться весь римский народ.
- Этот смысл термин сохранил и в греческом переводе 70 толковников, где в книгах пророка Даниила, Эсфири, Маккавейских словом δόγμα называется царский указ, подлежащий немедленному исполнению, а также закон царский или государственный, безусловно обязательный для каждого подданного.
- В Новом Завете, в Евангелии от Луки, δόγμα обозначает повеление кесаря о переписи народонаселения Римской империи (Лука, 2:1)
- В Деяниях св. Апостолов «догматы» — царские законы.
- В Посланиях к Колоссянам и Ефесянам «догматы» — имевшие божественный авторитет законы Моисея.
Наконец, в книге Деяний (Деян. -28) в первый раз словом δόγμα обозначаются те определения церкви, которые должны иметь непререкаемый авторитет для каждого её члена. Из употребления этого слова у Игнатия Богоносца, Кирилла Иерусалимского, Григория Нисского, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Викентия Лиринского и других Отцов Церкви понятие о догмате выясняется с большей подробностью:
- Догмат — есть непререкаемая божественная (данная через божественное откровение) истина, и в этом смысле догматы веры называются Божьими (δόγμα τοΰ Θεοΰ), Божественными (δόγμα Θεία), Γосподними (δόγμα τοΰ Κυρίου). Они противопоставляются продуктам человеческого, особенно так называемого спекулятивного мышления и личным мнениям.
- Догмат — есть истина, относящаяся к внутреннему существу религии, т. е. истина теоретического, или созерцательного, учения веры, чем он отличается от правил жизни, или практической деятельности христианина.
- Будучи происхождения божественного, догмат — есть истина, определяемая и формулируемая Церковью, потому догматы обыкновенно называются догматами Церкви (τά τής έκκλησίας δόγματα), или догматами церковными (τά έκκλεσιαστικά δόγματα).
- Догмат — есть истина, безусловное признание которой совершенно необходимо для христианина, чтобы по праву причислять себя к составу Церкви.
Таким образом, основные свойства догматов в православии (и христианстве), рассмотренные здесь ниже, вытекают из святоотеческого понимания содержания догмата.
Догмат – это что: смысловые вариации
Чтобы лучше понимать, что собой представляет догматизм, следует обратиться к этимологии этого термина. Древнегреческое слово “dogma” означает «решение» или «учение». Продуктом такого учения и является догмат – точка зрения, выведенная раз и навсегда и не подлежащая сомнению.
Истории известны смысловые вариации этого определения в разные периоды:
• древнеримский мастер красноречия Цицерон характеризовал догматы как доктрины, которые известны каждому и являются истиной в последней инстанции;
• выдающийся древнегреческий полководец Ксенофонт отождествлял это слово с приказом начальства, которому все военные люди должны безропотно подчиняться;
• у античного историка Геродиана догматы – это определения сената, которым должен следовать весь народ.
В наше время слово «догмат» обычно ассоциируется с религиозным постулатом, не подлежащим обсуждению. Любая критика в адрес такой «непреложной» истины воспринимается как ересь.
Итог
Догматизм – это определенный, ограниченный мир, в котором живет человек, пытаясь при этом выжить в реальном мире. Многие страдания, проблемы и нерешенные травмы являются следствием консервативного мышления. Итог – неспособность человека жить полноценно, решать любые проблемы, достигать любых целей.
На продолжительность жизни догматизм может не влиять, поскольку всегда найдутся группы (секты), которые согласны будут принять в свои ряды беспомощного, внушаемого и некритически мыслящего человека, слепо верящего и делающего все, что скажут ему авторитеты.